Конспект занятия в старшей группе«Деревья - не только украшения Земли. Конспект логопедического занятия "Лес

Конспект логопедического занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности.

Тема: «Деревья. Словообразование»

Цели:

  1. Активизация и расширение словаря по теме «Деревья». Закрепить знания о деревьях, их названия, названия частей дерева.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные от названия деревьев.
  3. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
  4. Развитие логического мышления, слуховой памяти, зрительного внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики.
  5. Воспитывать активность внимания, умение выполнять задание в команде, слушать и слышать высказывания сверстников.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу. Повтори за мной и назови свое дерево. Логопед — «Клен».

1-й ребенок -«Клен, рябина».

2. «Куда пойдешь, какое дерево найдешь»?

Ответы детей: «Налево (прямо, направо, назад) пойду – дуб найду» и т.д.

3. Дети садятся за стол. Игра «Отгадай».

Чем покрыты летом ветки дерева?

Правильно — листьями. И такие деревья называются «лиственные». Повторите.

Чем покрыты ветки сосны, ели?

Правильно, иголками или хвоей. И такие деревья называются «хвойные». Повторите.

На них набухают почки, и растут листья или иголки?

Под землей их у дерева много?

Она покрывает ствол дерева?

Правильно, это кора. Подойдите ко мне и потрогайте кору сосны, она на ощупь какая?

А вот кора березы. Она на ощупь какая?

Молодцы, вы правильно назвали все части дерева.

4. Дети делятся на две команды. У каждой команды части дерева (корни, ствол, ветки, листья либо иголки). Каждая команда собирает свое дерево. И называет, какое оно, если у него листья или хвоя.

5. «Какое слово лишнее?»

Ствол, береза, корень, ветка.

Иголки, сосна, дуб, рябина.

6. Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять!
Загибают пальцы по одному.
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулаки.
Рябиновый, дубовый.
Березовый, кленовый, ивовый
Загибают пальцы по одному.
Все листочки соберем
Сжимают и разжимают кулаки
А потом домой пойдем
Пальчики «бегут» по столу.

7.У каждого ребенка карточка и карандаш.

Соедини точки и скажи, чей лист? (лист рябиновый и т.д.)

- «Пройди по дорожке» и скажи, ветка чья? (ветка дубовая), полено чьё? (полено кленовое) и т.д.

8. Физкультминутка.

На поляне дуб стоит,
(Стоят прямо, ноги вместе)
Во все стороны глядит.
(Повороты туловищем, не сдвигая ног с места)
Ветки к солнцу свои тянет,
(Поднимают руки вверх)
Ветер часто дуб качает.
(Качаются с поднятыми руками вправо — влево)
Дуб к земле от от ветра гнется,
(Руки на поясе, наклоны вперед-назад)
Но нисколько не сдается.
(Выпрямляются и стоят прямо).

9. «Подбери слово правильно».

На доске три картинки: лист, ветка, полено.

Какое слово подходит: рябиновая …, березовый …, дубовое … и т.д.

10. «Парочки».

Половина детей получает карточки с изображением дерева, другая половина карточки с изображением: желудей, шишек, ягод, сережек.

Найдите свою парочку и объясните, чьи плоды и семена?

Ответы детей: «Мы парочка, потому что желуди дубовые» и т.д.

11. «Деформированное предложение.»

Исправь ошибку: С дерева упал березовая лист. Я разрубил дубовая полено. От ветра сломалась кленовый ветка. Мы собираем сосновое шишки.

12. Итог логопедического занятия.

Сохолтуева Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №28″,
г. Петропавловск-Камчатский

Коррекционно-образовательные цели . Расширение представле­ний об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по теме «Деревья» Совершенствова­ние грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом, согласование прилага­тельных с существительными в роде и числе ).

Коррекционно-развивающие цела. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, игра «Разноцветные листья», контейнер с цветными карандашами, контейнер с перыш­ками.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Сядет тот кто назовёт дни недели.

II.Основная часть.

1. Игра «Разноцветные листья» . [Расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, со­гласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Пока­жите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками».

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый лис­ток.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

Логопед. С какого же дерева упал последний листок?

Дети. С каштана.

Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья де­ревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это - зеленые еловые иголки.

1-й ребенок. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

5-й ребенок. Желтый лист каштана.

6-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.

7-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

2. Общая артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух? через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого вы­полнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и про­глотить слюну.

Логопед . А теперь сделаем упражнение «Маятник».

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не дви­галась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение делаю я.

Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Молодцы!

3 . Работа в тетрадях [Развитие . Профи­лактика нарушений письменной речи. Активизация словаря по теме «Деревья » (относительные прилагательные ). Совершенство­вание грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе )]

Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Что вы видите?

Дети. Листочки.

Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала по­слушайте стихотворение.

Он до поздней осени

Весь стоит зеленый.

Значит, он выносливый.

Значит, закаленный.

Дети. О дубе.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.

Логопед . Обведите дубовый листок пальчиком.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.

Логопед. А второй листок вы узнали?

Дети. Это кленовый листок.

Логопед. Каким он может быть осенью?

Дети. Красным.

Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой листок получился?

Дети. Красный кленовый листок.

Логопед. Хорошо. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради и карандаши.

4. Подвижная игра «Листья». [Координация речи с движени­ем. Совершенствование умения прыгать с продвижением на нос­ках ног.]

Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.

Логопед. Давайте представим, чтобы мы превратились в осен­ние листья. вспомним Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в сто­роны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

5. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и дли­тельности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью ]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни пере­летных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, по­гибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, проле­тела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку на­против рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружи­лись в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не наду­вайте щеки.

Упражнение проводится 3-4 раза, чтобы не спровоцировать го­ловокружение у детей.

6. Упражнение «Будь внимательным. (Развитие речевого слуха, памяти, мышления ).

Логопед . Теперь я хочу проверить, насколько вы внима­тельны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запом­нить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осе­ни. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

Логопед. Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

Логопед. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.

1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».

3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».



4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели....

У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы....

У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:



6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.


8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.


Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

Григорьева Лариса Вячеславовна Воспитатель МБДОУ №36 п. Титан Мурманской области Кировского р-на

Задачи:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе
  • расширять словарный запас детей
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к природе
  • дать представление о деревьях, не произрастающих в нашей местности (дуб, клен)
  • закрепить знания о деревьях нашей местности
  • воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем.

Материал:

Иллюстрации леса, демонстрационный материал «Деревья» , гербарий, карточки о правилах поведения в лесу, бумажные листья деревьев для под. игры, ватман, карточки с изображением деревьев, запись песни «Мы едем, едем, едем» С. В. Михалкова

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, картин о лесе.
  • Чтение познавательной литературы: С. Есенин, Пришвин и т.д
  • Наблюдение на прогулке
  • Рассматривание гербария

Ход занятия:

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, где мы с вами много узнаем о деревьях.

Так как наш лес далеко, то мы с вами поедем на автобусе. Вы согласны?

Но сначала мы повторим с вами правила поведения в лесу:

Сильно не шуметь, а то напугаем всех лесных жителей, а они любят добрых детей

Ветки деревьев не ломать, травку просто так не рвать, от этого они сохнут и погибают.

Не пробовать на вкус ягоды растений, особенно грибы

Не оставлять мусор в лесу (выкладываем карточки о правилах поведения в лесу)

А теперь поехали.

Включается песня «Мы едем, едем, едем»

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Ребята, лес – это страна чудес, где растет много деревьев, растений, много птиц и разных животных. Но самыми главными жителями леса являются деревья, их много и они разные.

Ребята, а какие части дерева вы знаете? (ствол, ветви, листья) .

У каждого дерева есть корни, одни уходят глубоко в землю, а другие расположены не глубоко и раскинуты во все стороны.

Через них деревья питаются, забирая воду и другие питательные вещества.

Ствол дерева покрыт корой, которая защищает дерево от холода и жары.

А ветви и листья образуют крону деревьев.

Для чего нужны ветви и листья? (ответы детей)

Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Правильно, деревьев великое множество - это и березы и рябины, осины, ель, сосна, дуб, клен.

А как мы можем узнать берёзу? (ответы детей)

Какие у берёзы листочки? (листья округлой формы)

А кто знает, чем отличается рябина от березы? (ствол, листва, гроздья ягод и т.д)

Есть даже такая примета – «Если в лесу много рябины - к дождливой осени»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думала, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

А как вы думаете, какое дерево встречается чаще – береза или рябина? (ответы детей)

Создается проблемная ситуация.

Детям раздается гербарий с незнакомыми для детей листьями (клена, дуба)

Дети спрашивают:

С какого дерева листок?

Какого размера?

Какой формы?

Дети приходят к выводу, что таких листьев у нас нет, значит, такие деревья у нас не растут.

Детям показываются изображения этих деревьев. Воспитатель рассказывает, где они растут, какого размера. Идет рассматривание изображений, сравнение.

Физ. минутка:

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

А теперь ребята, посмотрите внимательно и найдите деревья не похожие на остальные? (Даются картинки, изображающие сосну, ель, березу, клена, дуба) . (Дети находят сосну)

Ребята, а что вы знаете о сосне? (ответы детей)

Сосна считается самым стойким деревом, она не боится ни морозов, ни жары. Ее хвоинки держатся на дереве три года, а затем желтеют и опадают.

А вы знаете, чем отличается сосна от ели?

А теперь, мы с вами, рассмотрим хвоинки сосны и ели.

У сосны иголки длинные, а у елки короткие.

Давайте возьмем линеечки и измерим длину хвоинок.

Сосна любит свет, а ель, напротив, хорошо растет в тени, особенно молодая. Сосна растет быстро, а ель медленно.

А как вы думаете, для чего нам нужны деревья? Для того, чтобы мы дышали свежим воздухом, потому что листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим. На некоторых деревьях образуются ягоды, которыми питаются птицы, а также, чтобы вокруг нас было красиво.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать новые молодые деревца.

Подв. игра с листьями:

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,

Листья клена,
Листья дуба
Мы соберем,
И маме мы свой букет отнесем.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, а дети их ловят, собирают и называют с какого дерева листок. (Составляют букет) .

Коллаж леса.

Дети по желанию вырезают лиственные и хвойные деревья, приклеивают на лист ватмана.

(Создается пейзаж леса, который используется на следующем занятии) .

Тема: «Деревья»

Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам;

развивать речь, мышление, слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе

Оборудование : предметные картинки по теме «Деревья», загадки, стихотворение, картинка с изображением частей дерева, сюжетная картинка «Деревья», листья деревьев, таблица «Зашумленные предметы».

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Цель: подготовка учащихся к работе, активация внимания.

Релаксация.

1.На доске картинки с изображением деревьев.

Что на картинках? (деревья)

Вокруг себя вы повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в могучие дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. А сейчас превратитесь в тонкие березки. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими.

2. Представьте, дети, что мы в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(дети поднимают руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья.

(дети быстро-быстро шевелят пальчиками)

Подул холодный ветер, закачались сосны.

(дети покачиваются и машут руками)

Ветер затих -не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

(дети расслабляются)

II .Вводная часть

Цель: организация познавательной деятельности учащихся

Отгадайте загадку.

На улице растет,

Высокое, зеленое.

На ветках листья,

Зимой листьев нет. (дерево)

Демонстрация картинок с изображением деревьев.

III .Основная часть.

Цель: уточнение и расширение у учащихся знаний о деревьях, учить применять знания в различных ситуациях.

1.Чтение учителем стихотворения с показом частей дерева.

Что ты знаешь о деревьях?

Есть у них могучий ствол, (показать ствол дерева)

Ветви,

Веточки
И листья (показать названные части дерева)

Ветер в кроне их нашел. (показать крону дерева)

А еще канаты-корни(показать корни дерева)

В землю глубоко уходят.

Воду под землей находят.

Беседа о деревьях по вопросам.

Дерево это растение или животное?

Чем отличается дерево от куста?

Почему корни дерева уходят глубоко в землю?

Что может расти на дереве?

Какие деревья вы знаете?

2. Упражнение на развитие слухового внимания.

Игра «Покажи названное дерево»

На доске предметные картинки с изображением разных видов деревьев и у детей на партах аналогичные картинки. Учитель читает стихотворение, дети находят и показывают названное дерево.

Разные растут деревья?

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Найдите это дерево у себя на партах и покажите.

Найдите это дерево на доске.

Как во полюшке былинка,

Растет тонкая осинка.

Дуб раскинул свои ветви

И не страшен ему ветер.

Ель иголки распустила

И грибочки все закрыла.

Физминутка

«Дерево»

Ветер дует нам в лицо (дети машут руками)

Закачалось деревцо (дети покачиваются)

Ветер тише, тише, тише. (под слова приседают)

Деревцо все выше, выше. (Вытягиваются вверх)

Мы вокруг березы

Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем, поднимают,

Покружимся слегка. кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака. делают движения подбрасывания.

3. Упражнение на развитие мышления.

Загадки

В белом сарафане

Стояла на поляне

Летели синицы

Сели на косицы.

О каком дереве загадка?

Покажите на картинке листок березы.

Что за дерево

И зиму, и лето зелено?

О каком дереве загадка?

Покажите на картинке лист елки.

Как называется листок у елки?(иголка)

Листья каких деревьев вам знакомы?

Покажите и назовите с какого они дерева.

4. Упражнение на развитие внимания.

Игра «Зашумленные предметы»

Сколько листьев на картинке?

Покажи и назови знакомые тебе листья.

Закрасьте лист клена.

5.Упражнение на развитие памяти.

Игра «Прятки»

Какого листочка не стало?

6.Упражнение на развитие моторики.

Практическая работа.

Назови знакомые листья и раскрась.

Обведи кружочком только деревья. Назови их.

4.Подведение итогов урока.

Цель: подведение итогов работы класса на уроке.

Рефлексия (методическая)

- что мы делали на уроке?