Мероприятие путешествие по библиотеке. Внеклассное мероприятие "экскурсия в библиотеку"

Конспект НОД на тему «Экскурсия в центральную детскую библиотеку г. Салават» (подготовительная группа № 6)

Тип НОД: усвоение новых знаний.

Форма организации: экскурсия.

Основная образовательная область: «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки; закрепить на практике знаний ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.

Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке.

Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

1) Дети вышли из детского сада парами. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.

2) Повторение ПДД (правила дорожного движения). Подойдя к первому перекресту, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу?

Дети: потому, что здесь есть знак, переходный переход (дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение).

Также воспитатель вносит пояснение, что все должны убедиться, перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя подойдя к пешеходному переходу начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из - за кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение.

2. Основной этап.

Воспитатель: вот мы и пришли к библиотеке, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке .

Надо внимательно слушать

Разговаривать можно только шепотом

Если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

Взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека ! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем .

Немного из истории библиотек.

Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем при­дется: они высекали значки на камне, позже буквы изобража­ли тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте пи­сали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тон­кую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощеч­ки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библио­теки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста пор­тились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писа­тели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, насто­ящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)

Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.

Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр . По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и читальный зал . Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги на дом. У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день (библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача и возврат книги)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Книжка про книжки». Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

3. Кто говорит молча?

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Любовь Сергеевна Оськина
Сценарий досуга «Экскурсия в библиотеку»

Цели :

Дать представление о библиотеке ;

Создание интереса к работе в библиотеке ;

Знакомство с правилами пользования книгой.

Задачи :

Образовательная область «Познание» : обогащать знания детей о различных профессиях; расширять кругозор детей.

Образовательная область «Социализация» : воспитывать самостоятельность; чувство ответственности; уважение к труду взрослых.

Образовательная область «Коммуникация» : активизировать словарный запас; способствовать развитию речи.

Оборудование :

куклы : кот Ученый, мышонок Митька;

книги : сказки А. С. Пушкина, «Полезные советы» , «Кулиинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .

Предварительная работа.

1. Беседа с библиотекарем , подготовка к встрече с детьми.

2. Тематические беседы с родителями : «Как воспитать у детей любовь к чтению» , «Семейная детская библиотека » .

Ход досуга

Дети заходят в библиотеку , садятся на стульчики перед ширмой. Появляется кот Ученый. Он поет песню «По щучьему велению» (муз. С. Савенкова, сл. Т. Тарасовой) .

Мы про то не знаем сами,

За морями, за лесами

Где-то сказка заблудилась

И никак к нам не придет.

На полянке спозаранку

Стелет скатерть-самобранку

И в сапожках-скороходах

Чинит коврик-самолет.

Припев :

По щучьему велению,

По моему хотению

Прискачет Сивка-Бурка

В распахнутую дверь,

Схвачу его за гриву я,

Помчимся мы в счастливую

И в ту страну волшебную

За тридевять земель.

Через горы и долины

В сказку путь лежит предлинный,

Лес дремучий, страх колючий,

С этим лучше не шуги!

Чудо-Юдо и Кащея,

И Ягу, и Бармалея,

И Кикимору в болоте

Повстречаем на пути.

Я возьму с собой в дорогу

Много шуток, смеха много.

С песней будет веселей,

И с улыбкой встретят нас

Чиполлино, Буратино,

Айболит, Пьеро, Мальвина

Очень много приключений

Ждет нас в сказке в этот час.

Кот. Здравствуйте, ребята! Это я, кот Ученый. Сейчас я налево иду и песни пою, а когда направо пойду, сказки сказывать стану. Ребята, вы любите сказки? Дети. Да!

Кот. А кто вам их читает, рассказывает?

Дети. Взрослые : наши родители, воспитатели.

Кот. Я люблю не только песни петь и сказки рассказывать, много загадок и пословиц мне ведомо. Попробуйте-ка мою загадку отгадать :

Не человек, а рассказывает,

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Дети. Это книга.

Кот. Угадали! Есть такая пословица : «Хорошая книга - лучший друг» . У меня много таких друзей - замечательных интересных книг. Как вы думаете, ребята, для чего нужны книги?

(Ответы детей.)

Кот. Ребята, вы сегодня пришли в библиотеку . Библиотека - это такое место , где живут разные книги. Иногда они ходят в гости, но всегда возвращаются на свое место. Как вы думаете, где книжки гостят?

Дети. Ребята берут их к себе домой, читают, рассматривают картинки, а потом возвращают книжки в библиотеку .

Появляется мышонок Митька.

Мышонок. Ой, куда я попал? Искал кухню, а попал.

Кот.. в библиотеку . Ты кто?

Мышонок. Меня зовут мышонок Митька. Я хотел утащить что-нибудь вкусненькое, а теперь вот голодным останусь.

Кот. Как это некрасиво! Если проголодался, приготовь себе еду, а не ищи, чтобы стянуть. Видишь, на полках книги стоят? В них есть много полезных советов : как обед готовить, как квартиру убирать, как за цветами ухаживать.

Мышонок. Ну-ка, ну-ка, посмотрю! Нет ли у тебя книжечки, как дом построить?

Кот. Есть.

Мышонок. А книжечка о том, как повеселиться, поиграть, песенки попеть и потанцевать у тебя есть?

Кот достает и показывает мышонку и ребятам книги «Полезные советы» , «Кулинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .

Кот. Есть. Вот эти книжки, возьми и почитай.

Мышонок. Ой, какие они все разные! Ребята, объясните мне, пожалуйста, чем эти книжки отличаются?

Дети. Одни книжки толстые, другие тонкие, одни тяжелые, другие легкие, у некоторых обложка твердая, картонная, а у других мягкая, бумажная. В одних книжках есть стихи, в других рассказы, сказки или какие-нибудь полезные советы.

Кот. Это дело поправимое. Главное, чтобы у тебя желание научиться читать было. Вот и ребята читать еще только учатся. Они знают, что книги могут многому научить.

Мышонок. Я и так все знаю!

Кот. Эх, Митька, Митька, что-то ты много хвастаешься. Ребята, давайте-ка его проверим, согласны?

Игра «Назови профессию»

Кот. Скажи, кто музыку сочиняет?

Мышонок. Повар!

Дети. Нет, это - композитор!

Кот. Кто картины рисует?

Мышонок. Повар?

Дети. Нет, это - художник!

Кот. Кто скульптуры лепит?

Мышонок. Думаю, это повар.

Дети. Нет, это - скульптор!

Кот. Кто книги пишет?

Мышонок. Ну, уж это точно повар.

Дети. Нет, это - писатель!

Кот. А почему ты все время повара называл?

Мышонок. Потому что мне кушать очень хочется, пи, пи, пи!

Мышонок плачет, ребята его успокаивают, угощают печеньем, конфеткой.

Мышонок. Ура! Вы меня пожалели, покормили. Теперь все вы, ребята, и ты, кот Ученый, - мои лучшие друзья!

Кот. И мне очень хочется с вами подружиться и чаще встречаться.

Мышонок. Кот Ученый, дай мне все эти книги, я их разом прочитаю, я быстренько читать научусь.

Кот. Не торопись, Митька. Эти книги тебе понадобятся, когда ты немного подрастешь. А сейчас лучше вместе с ребятами запишись в библиотеку . Здесь тебе будут давать книги, которые написали детские писатели.

Мышонок. Как интересно! Писатели пишут книги, а я кто буду?

Кот. Ты будешь читателем.

Мышонок. А кто книжки мне выдавать будет?

Кот. Сейчас я позову библиотекаря . Познакомитесь, это. (имя, отчество библиотекаря ) .

Выходит библиотекарь , здоровается со всеми.

Библиотекарь . Дорогие мои, как я вам рада! Приходите сюда почаще! Я предложу вам самые лучшие книги. Они научат вас веселым и интересным занятиям, разовьют вашу память, сделают речь красивой, и в школе вам будет учиться интересно, радостно. Кто больше всех знает - отличные отметки получает! Недаром говорят : «Испокон века книга растит человека» . Сейчас, ребята, я расскажу вам, из каких частей состоит книга. Постарайтесь их запомнить.

Библиотекарь берет с полки книгу и открывает ее.

Библиотекарь . Книга состоит из листов. Посмотрите на этот лист : у него есть цифры с одной и с другой стороны. Цифры эти разные, потому что они обозначают номера страниц. У каждого листа две страницы. Самый первый лист книги называется титульным. На нем обычно пишется название книги и фамилия ее автора. Чтобы листы не распадались, их сшивают или склеивают между собой и закрепляют в обложку (в переплет) . Обложка защищает книгу и украшает ее. На передней части обложки, как и на титульном листе, красивыми крупными буквами пишут название книги и фамилию писателя. Когда книга стоит на полке среди своих подруг, виден только ее корешок. По нему можно узнать, что это за книга. Кто запомнил, из каких частей состоит книга, и может повторить их названия?

Мышонок. Я!

Мышонок рассказывает, путается.

Библиотекарь . Подожди-ка, мышонок. Чтобы тебе было легче запомнить, ребята сейчас изобразят тебе «живые книги» . Вы согласны?

Динамическая пауза «Живая книга»

Дети делятся на несколько групп (по желанию) . Каждая группа представляет одну книгу. Несколько детей встают друг за другом вплотную - это листы. Впереди встает еще один ребенок - это титульный лист. С правой стороны от них становится ребенок, который разводит руки в стороны, как бы обнимая листочки, - это переплет.

Трое детей берутся за руки : первый ребенок встает перед титульным листом спиной к нему, второй ребенок становится спиной к переплету, третий ребенок становится за последним листом (это передняя часть обложки, корешок и задняя часть обложки) . Ребята называют Митьке одну за другой части, из которых состоит их «живая книжка» . По команде ведущего (воспитателя, библиотекаря ) дети разбегаются, образуют новые группы, которые составляют другие книги.

Игра повторяется два-три раза.

Библиотекарь . Молодцы! А знаете, ребята, книжки иногда болеют, если с ними обращаются не очень аккуратно. Они становятся грязными, их листы рвутся. Как можно им помочь?

Дети. Книги надо беречь, не бросать где попало, а класть на полочку. Нельзя брать книгу грязными руками. Если попадется «больная» книжка, то надо постараться ей помочь - починить, подклеить.

Библиотекарь . Я приготовила для вас мои самые любимые книги. Это сказки А. С. Пушкина. Попросите своих родителей, воспитателей, взрослых вам их почитать. Потом мы с вами снова встретимся и вы расскажете, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

Мышонок. Мне, мне! Дайте мне книжку самому первому!

Кот. Ну что ты, Митька! Будь вежливым. Надо девочек вперед пропустить. Посмотри, какие они красивые и нарядные.

Библиотекарь выдает книги детям и прощается с ними. Дети благодарят библиотекаря и со всеми прощаются.

  • Дать учащимся начальных классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) - "библиотека", "книжный фонд", "читальный зал", "абонемент", "каталоги", "энциклопедии".
  • Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  • Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг - попросить подобрать себе книгу.
  • В воспитательных целях повторить и ознакомить детей с "Правилами поведения в библиотеке".
  • Закрепить материал урока в игровой форме.
  • Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!

    Я думаю, вы не против того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и устройством города Книгоград.

    Есть такой город на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Город этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный, называется он "библиотекой".

    В библиотеке тишина
    Совсем иная, чем повсюду.
    Мне кажется порой она
    В себе утаивает чудо.
    В ней слышен зов далеких стран,
    В ней скрыты тайны океанов.
    Вот, слышишь, - Немо-капитан
    О чем-то спорит с Д*Артаньяном.
    Послушный зову твоему,
    Здесь Дон Кихот на помощь мчится,
    Ответ на сотни почему
    На книжных прячется страницах.

    "Библио" по-гречески - книга, а "тека" - хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет!

    Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

    А знаете ли вы, что слово "Книга" происходит от церковно-славянского "КЪНИГЫ", что означает буквы или письмо.

    В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. В Египте при раскопках археологи над входом в одно помещение обнаружили надпись "Аптека для души". Этот вход вел в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины, - это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

    Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

    Слайд 4

    Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.

    В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал .

    У слова "абонемент" много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом.

    На несколько дней книга твоя, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку, и попросите продлить срок чтения книги. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари.

    Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале . А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.

    "В читальном зале тишина
    Нам особенно нужна.
    Уходите, разговоры, -
    В вестибюли, в коридоры!
    Не мешайте нам читать: -
    Фантазировать, мечтать,
    В тишине библиотечной
    Каждый слышит голоса,
    Речи птичьи, человечьи.
    В каждой книге - чудеса!
    И, конечно, тишина
    Здесь особенно нужна".
    Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

    А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели - каталоги .

    Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак - сокращенный адрес книги на полке. Библиотекарь посмотрит на шифр и сразу узнает на какой полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге.

    Видов и типов каталогов очень много. Их количество зависит от величины книжного фонда и тематической направленности фонда данной библиотеки. Самые распространенные алфавитный и систематический каталоги. Алфавитный каталог - перечень составлен в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или названиям книг). Систематический каталог помогает получить информацию о книгах по конкретной теме. В нашей библиотеке есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.

    Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? - БЕРЕЧЬ!

    Я - книга. Я - товарищ твой!
    Будь, школьник, бережным со мной.
    Мой чистый вид всегда опрятен,
    Оберегай меня от пятен.
    Привычку скверную оставь:
    Листая, пальцы не слюнявь.
    Ой, уронил меня ты на пол.
    Ай, супом ты меня заляпал.
    Что здесь за звери? Что за птицы?
    Страницы пачкать не годится.
    Опять загнул мои листы?
    Опять со мной небрежен ты.
    Мой переплет не выгибай,
    Мой корешок не поломай!
    Не забывай меня в саду,
    Вдруг дождик грянет на беду.
    Запомни: я твой лучший друг.
    Но только не для грязных рук!

    Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

    Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

    Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

    Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

    Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

    Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

    А теперь, ребята, к нам в гости пришел библиовенок, и он хочет проверить, что вы запомнили из нашей экскурсии, и задать вам несколько вопросов. (ученик переодетый в костюм библиовенка проводит викторину).

    Отгадайте загадки:

    Тридцать три сестрички сели на странички.
    Сели рядком - не молчат, нам загадки говорят.
    Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
    (Буквы)

    Говорит она беззвучно,
    Но понятно и не скучно.
    Ты беседуй чаще с ней,
    станешь вчетверо умней.
    (Книга)

    Первую книжку,
    Где буквы ты изучаешь.
    Как ты её называешь?
    (Букварь)

    У стены большой и важный,
    Дом стоит многоэтажный.
    Мы на нижнем этаже
    Всех жильцов прочли уже.
    (Книжный шкаф)

    У сосны и елки листочки - иголки,
    А на каких листочках растут слова да строчки?
    (На книжных)

    С подругами и сестрами
    Она приходит к нам.
    Рассказы, вести новые
    Приносит по утрам.
    (Газета)

    Библиотекарь проводит беседу с учащимися:

    • Есть ли у тебя домашняя библиотека?
    • Сколько в ней примерно книг?
    • Стоят ли они по темам, по алфавиту?
    • Можете ли вы сами подобрать книгу в домашней библиотеке?

    В заключении библиотекарь просит желающих самостоятельно подобрать книгу на дом.

    Литература:

    1. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией/ Российская государственная детская библиотека. - М.: Школьная библиотека, 2005.
    2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками. Вып. 1. / Рос. Акад. образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского. - М., 1997.
    3. Сухих И.Г Литературные викторины в начальной школе - М.: Айрис-пресс, 2005.
    4. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Вып 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 кл /Сост. Е.В. Илдаркина.-2-е изд., М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.

    Екатерина Денибекова
    «Экскурсия в библиотеку». Конспект НОД для детей подготовительной группы

    «Есть страна чудесная на свете,

    Ее Библиотекою зовут .

    Сюда приходят взрослые и дети

    Потому что книги здесь живут».

    Экскурсия , как форма обучения-это особый вид занятий, который дает возможность,в естественной обстановке знакомить детей с природными , культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том , что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

    Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку » для детей подготовительной группы .

    Тип НОД : усвоение новых знаний.

    Форма организации : экскурсия .

    Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира,расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд» (хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

    Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

    Цель НОД : познакомить детей с профессией библиотекаря .

    Задачи :

    Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки .

    Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

    Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

    Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

    Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

    Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке , клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

    Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

    Ход НОД-ЭКСКУРСИИ :

    1. Вводная часть :

    За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии ) . Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность,ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку . Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения,и правила поведения в общественных местах.

    Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке ?

    (Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

    2. Основной этап :

    Дети и воспитатель пришли в библиотеку . Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку . Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря , предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия » , что означает «книга» . У многих людей есть домашние библиотеки , читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки . Работа библиотекаря проходит в библиотеке , среди книг. Каждая библиотека – это целые города , длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь . У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки ,дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей .

    Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

    А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

    Будьте внимательны!

    (книга)

    2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

    (книга)

    3. Кто говорит молча?

    (книга)

    4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

    (книга)

    5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

    Помогаем детям мы стать разумными людьми.

    Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

    (книги)

    Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

    Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

    Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

    Дети : Тихо, не шуметь!

    Затем воспитатель просит библиотек ., записать в карточку книгу,за который пришли.

    Воспитатель : Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают : подклеить! Воспитатель : Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку . А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

    Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

    Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

    Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу и прощаются .

    3. Заключительный этап : Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь » .

    Экскурсия в школьную библиотеку

    В библиотеке для ребят
    На полках книги в ряд стоят.
    Бери, читай и много знай,
    Но книгу ты не обижай.
    Она откроет мир большой,
    А если сделаешь больной
    Ты книжку – навсегда
    Страницы замолчат тогда.

    »

    Традиционно в октябре проведена экскурсия будущих первоклассников в библиотеку. Библиотекарь Гребенкина Наталья Егоровна познакомила ребят с книжным фондом библиотеки, ребята узнали, какие бывают книги, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. Малыши узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества. О том, что «учебники и книги плачут, когда к ним относятся неосторожно». В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина, с которой они успешно справились.

    Надеемся, что эти ребята и в дальнейшем будут нашими хорошими читателями.

    Экскурсия будущих первоклассников в школьную библиотеку.

    «Сюда приходят дети – узнать про всё на свете»

    Цель: Познакомить учащихся класса предшкольной подготовки и малышей старшей группы детского сада со школьной библиотекой.

    Задачи:


      Развить интерес к чтению.


      Познакомить с правилами пользования библиотекой


      Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

    У дверей библиотеки ребят встречает Библиотекарь.

    Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

    Библиотекарь: Снаружи смотришь –

    Дом как дом,

    Но нет жильцов обычных в нём.

    В нём книги интересные

    Стоят рядами тесными.

    На длинных полках вдоль стены

    Вместились сказки старины:

    И Черномор, и царь Гвидон,

    И добрый дед Мазай …

    Как называют этот дом?

    Попробуй, угадай. (Дети: «Библиотека»)

    Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

    Очень просим, заходите

    В наш просторный, книжный дом!

    Очень просим, поглядите,

    Как мы с книжками живем.

    Библиотекарь хозяин этого дома, и зовут её – Наталья Егоровна.




    Зачем людям нужна библиотека?

    Кто на все вопросы мне ответит?

    Кто расскажет про дела вокруг?

    Да, такой волшебник есть на свете:

    КНИГА – лучший спутник мой и друг

    Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

    Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит, сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

    Из-за полок появляются две девочки в костюмах книжек.

    Однажды встретились две книжки,

    Разговорились меж собой.

    Ну, как твои делишки?

    Одна спросила у другой.

    Ох, милая, мне стыдно перед классом,

    Хозяин мой

    Обложки вырвал… с мясом!

    Да что обложки… оборвал листы!

    Из них он делает кораблики, плоты

    И голубей…

    Боюсь, листы пойду на змей,

    Тогда лететь мне в облака!

    А у тебя целы бока?

    Твои мне не знакомы муки.

    Не помню я такого дня,

    Чтобы, не вымыв чисто руки,

    А посмотри-ка на мои листочки:

    На них чернильной не увидишь точки,

    Про кляксы я молчу –

    О них и говорить - то неприлично…

    Зато и я его учу

    Не как-нибудь, а на « отлично»!

    Ну, мой на тройках едет еле- еле

    И даже двойку получил на той неделе…

    Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.

    Правила пользования книгами.


      Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!


      В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!


      Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!


      Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

    Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по Книжному государству.

    А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.




    В читальном зале тишина

    Нам особенно нужна

    Уходите разговоры, -

    В вестибюли, коридоры

    Фантазировать, мечтать.

    Библиотекарь: Сегодня у нас необычный гость, узнаете:


      Лечит маленьких детей.


    Лечит птичек и зверей.

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор …(Айболит)

    Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
    У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
    Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
    И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
    - Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
    - Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
    - Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
    - Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
    Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
    Я – книга! Я – товарищ твой!
    Будь, школьник, бережным со мной.
    Мой чистый вид всегда приятен,
    Оберегай меня от пятен!
    Мой переплет не выгибай,
    Мой корешок не поломай!
    Привычку скверную оставь,
    Листая, пальцы не слюнявь!
    Не забывай меня в саду,
    Вдруг дождь нагрянет на беду.
    Меня в бумагу оберни!
    Где взял меня – туда верни!
    Не загибай мои листы,
    А про закладку помнишь ты?
    Запомни: я твой лучший друг,
    Но только не для грязных рук.

    Библиотекарь: А сегодня у нас еще необычный гость – это Бабушка-Загадушка, она принесла с собой для вас загадки.

    Бабушка-Загадушка:

    Говорит не говорит,

    Слышать не слышит,

    А все знает

    И нам объясняет (Книга)

    У стены большой и важный –

    Дом стоит многоэтажный,

    Мы на нижнем этаже

    Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

    Я всё знаю, всех учу,

    Но сама всегда молчу,

    Чтоб со мною подружиться,

    Надо грамоте учиться (Книга)

    Черные, кривые,

    От рождения немые

    А как только встанут в ряд

    Сразу вдруг заговорят (Буквы)

    Говорит она беззвучно,

    А понятно и не скучно

    Ты беседуй чаще с ней –

    Станешь вчетверо умней. (Книга)

    Бабушка-Загадушка: Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

    Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

    Полезнее книги нет вещи на свете,

    Пусть книги друзьями приходят в дома:

    Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

    И еще несколько советов от Бабушки-Загадушки:

    Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

    Книгу надо дочитывать до конца.

    Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

    Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

    Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.


      Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).


      Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).


      Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).


      Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).


      Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).


      Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).


      Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)


      Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).


      На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).


    Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы ждем вас в библиотеке. А скажите, вам понравился наша экскурсия. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.