Что создал фет на заключительном этапе творчества. Основные этапы творческого пути А

Лишь в красоте и гармонии можно отыскать смысл понятий «божественный» и «вечный». Так полагал поэт Серебряного века Афанасий Фет - дворянин, потерявший свое имя и посвятивший жизнь его восстановлению. Хронологическая таблица Фета А. А. детально расскажет о этапах его жизни и творчества.

Происхождение и образование

Начинают появляться стихотворения Фета в издании «Москвитянин».

Благодаря содействию влиятельных знакомых (Белинского и Боткина), юный поэт стал постоянным автором в издании «Отечественные записки».

Окончание учебы. Смерть Каролины Шарлотты Фет.

Начало военной службы

После смерти Каролины Фет поддержка Шеншина становится все менее регулярной. Фет покидает Москву и поступает на военную службу. Он все еще одержим идеей вернуть себе дворянский титул, и делает все возможное для этого. При этом не перестает писать стихи. Хронологическая таблица Фета показывает, что прошло более 5-ти лет прежде, чем Афанасий смог похвастаться своими небольшими достижениями:

Первые достижения

Фет полностью отдает себя военному делу и поэзии. Результаты не заставляют себя долго ждать. Спустя 6 лет после начала военной карьеры, он уже может жить вблизи Петербурга и общаться с людьми, причастными к литературе. Хронологическая таблица Фета подтверждает сказанное:

Дата

Событие

Фет становится участником гвардейского полка, заодно получает возможность жить возле Петербурга и наладить связи с литературными деятелями (Гончаровым, Некрасовым и другими).

Приступает к исполнению военных обязанностей в Балтийском порту.

Знакомится с Л. Толстым, с которым длительное время переписывается.

Под руководством Тургенева выходит третий сборник сочинений поэта.

Отправляется в путешествие по Европе. В Париже знакомится с Марией Боткиной и женится на ней.

Отставка и дворянство

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета всегда имело много поклонников, но времена менялись. На длительное время он отошел от литературной деятельности и ударился в философию, поддерживая идеи Шопенгауэра. Неясным становится ответ на вопрос: «Сумел ли поэт вернуть себе титул дворянина?». Как показывает хронологическая таблица - Афанасий Афанасьевич Фет таки достиг желаемого:

Дата

Событие

Дослужившись до звания штабс-ротмистра, отходит от военных дел и селится в Москве.

Разрывает все отношения с издательством «Современник», где печатался многие годы. Виной этому стала статья «Шекспир в переводе Фета», где поэт был преднамеренно оскорблен.

В Мценском уезде приобретает землю и становится настоящим помещиком. Практически перестает писать.

В журналах «Русский вестник» и «Записки о вольнонаемном труде» публикует работу о защите прав помещиков, что вызывает негодование среди многих слоев населения.

Выходит два тома стихов Фета.

Фета избирают на пост мирового судьи, который он занимал долгих 10 лет. За это время он полностью отходит от поэзии и погружается в философию.

Выходит царский указ, согласно которому, Фет может вернуть себе фамилию Шеншина, а вместе ним и все законные права дворянина.

Продает имение и покупает другое в Курской губернии. С новым рвением начинает писать стихи, публикует переводы Гете и Шопенгауэра.

Последнее десятилетие

Фет смог вернуть себе дворянство, однако не остановился на достигнутом. В возрасте 66-ти лет он становится членом Академии наук и выпускает несколько собраний сочинений и переводов. Порядок выхода публикаций представляет хронологическая таблица Фета (кратко). Последние его работы представлены в виде прозы. Поэзия встречается крайне редко. Таковы события последних лет Фета:

Дата

Событие

После покупки нового имения, покупает в Москве квартиру, чтобы жить там зимой.

Выходит в свет книга, над которой поэт работал, будучи студентом - «Вечерние огни». В ней содержится переведенные произведения Горация.

Напечатано второе издание «Вечерние огни».

Выходят два тома автобиографического произведения «Мои воспоминания».

Четвертый и последний выпуск сочинений «Вечерние огни».

От сердечного приступа в Москве умирает Фет.

Афанасий Фет - великий поэт и мыслитель, переводчик и мемуарист. В его работах отражены чувства, которые вызывает окружающий мир, а сам автор постоянно пребывает в поисках гармонии. Несмотря на тонкую натуру, у него была цель, которую он успешно достиг упорным трудом. Фет - литератор, которого по праву можно называть примером для подражания, особенно если речь заходит об упорстве в достижении задуманного.

Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).


1834-1844 гг. - учеба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.


1840 г. -Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.


1843 г. - публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришел к тебе с приветом...».


1850 г. (изменения в 1856 г.) - стихотворение «Шепот, робкое дыханье...». Издание второго поэтического сборника. 


1853 г. - начало сотрудничества с журналом «Современник».


1856 г. - выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И. С. Тургеневым.


1857 г. - женитьба на М. П. Боткиной.

1858 г. - выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.

1859 г. - разрыв с журналом «Современник». Осложнение отношений с редакциями других журналов.


1863 г. - двухтомное собрание стихотворений - итог 25-летней творческой деятельности.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг . в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.


1873 г. - поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остается в качестве псевдонима.

80-е годы - четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).
Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно, В мир стремлений,

Страстно, нежно Преклонений

Уповать, И молитв;

Без усилий Радость чуя,

С плеском крылий Не хочу я

Залетать Ваших битв.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Поэзия Фета, не столь широкая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. 


Лирику Фета характеризует импрессионистичность (от франц. impersion - впечатление). Это особое качество художественного стиля, для которого характерны ассоциативные образы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельную и психологически достоверную поэтическую картину.

Часто все стихотворение строится на зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»). В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспоминание о расставании с любимой женщиной.

Поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит индивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные сочетания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» ассонансы на -а: соловья - ручья - конца - лица - янтаря - заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяются трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.


Творческий путь Фета начинается на первом курсе Московского университета, он заводит отдельную тетрадь, где он записывает свои стихи. Позже эта тетрадь попадает к Гоголю, и он говорит, что Фет однозначное дарование. Так же там он выпускает первый поэтический сборник под названием «Лирический пантеон» 1843 (издавался с помощью Аполлона Григорьева). Правда, этот сборник не приносит ему особого успеха, но зато воодушевляет его на дальнейшее создание стихов (его начинают печатать в «Москвитянине» (с 1841) и «Отечественных записках» (с 1842)). В 1844 году он узнает о смерти матери и деда (Петр Неофитович), который должен был оставить ему наследство. Но наследства Фет лишился, и у него начались финансовые проблемы. Он поступает на службу. В 1847 году он едет в отпуск в Москву, где берется за написание своего второго сборника, но закончить его он смог только в 1849 году. В отличие от предыдущего сборника, этот получает большую известность. В свет он выходит в 1850 году. Следующий свой сборник стихов Фет выпускает в 1856 году, и он так же, как и второй, имел большой успех. Особенно его отмечал и восхищался им А.В. Дружинин. О поэзии Фета можно сказать, что она как будто бы всегда в одних пространственных координатах. Это координаты культурного, прирученного мира, находящегося на фоне природе. Таким образом, характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы («Чудная картина…»). У Фета хорошо развита любовная лирика, особенно в ранний период его творчества («Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыхание…»). В поздней же лирике Фета преобладают философские мотивы («Alter ego», «Смерть»). Еще ода особенность его лирики заключается в том, что его ранние стихи невозможно столкнуть с более поздними произведениями, так как восприятие мира остается прежним. В этом смысле Фет – поэт, не разрушенный временем, цельный от начала творчества до конца.

Настоящая фамилия Шеншин; 1820 – 1892. Отец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком; мать - Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию (за границей у нее был муж и дочь). Афанасия записали на фамилию отца, но в 14 лет обнаружили юридическую незаконность = лишение привилегий потомственных дворян = берет фамилию Фет (теперь он «человек без имени» напишет он в книге «Мои воспоминания»).

Отец, по совету Жуковского, отдал мальчика в Пансион г-на Крюммера в Дерпте (по образу гимназии Гете). Фет знал латынь в идеале, греческий слабее. Три года там находится – чувствует, что он может писать. Позже - частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в МГУ. Он скучал в университете; но постоянное вел желтую тетрадку – решил отдать ее декану Денисову – тот передал Гоголю – Гоголю оценил и сказал «это несомненное дарование». Поселился у Григорьевых; ободренный похвалами своих товарищей Фет решается издать свои поэтические опыты (его учил писать Иринарх Введенский – переводчик Диккенса). В 1840 г . появляется его первая книжка «Лирический пантеон», оценили Белинский и Некрасов. Увлекается Гете и Гейне.

40-50-ые гг. До конца 1840-х гг. стихотворения Фета появляются в «Москвитянине» и «Отечественных записках». В 1844 г. Фет окончил университет и, испытывая давний интерес к военной службе, поступил унтер-офицером в кирасирский полк. В 1846 г. его производят в корнеты, а в декабре 1851 г., - в штабс-ротмистры. В 1853 г. Фета с чином поручика переводят в лейб-гвардии уланский полк. Во время Крымской войны он находился в войсках, охранявших эстонское побережье, а в 1858 г. вышел в отставку штабс-ротмистром гвардии. Период военной службы был в жизни Фета эпохой расцвета его поэтического таланта . В 1850 и 1856 (за основу сборник -50х) гг. выходят два сборника его стихов . В это время проявляется черта поэзии Фета – улавливание неуловимого. Излюбленные мотивы Фета - любовь и природа. По замечанию Боткина, Фет улавливал не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве. Критики говорили о том, что Фет – представитель новой поэзии, отличной от Пушкина и Лермонтова, сравнивали с импрессионистами. В 50-ых Фет издает переводыиз Гете, Горация (ФЕТ – ПЕРВЫЙ В РОСИИ ПЕРЕВОДЧИК ГОРАЦИЯ = 4 КНИГИ), стихотворные переводы трагедий Шекспира «Юлий Цезарь» (1859) и «Антоний и Клеопатра» (1859).

60-70-ые. Перед отставкой, взяв отпуск, Фет совершает поездку за границу. («Очерки из-за границы» ; записки из Германии и Франции – исчезли). Там, в Париже Фет женился на М. П. Боткиной, сестре своего давнего друга и почитателя. В 1860 г. он купил в Мценском уезде хутор, где прожил 17 лет, лишь зимой ненадолго приезжая в Москву. В течение более десяти лет (1867 - 1877 ) поэт служил мировым судьей = «Записки мирового судьи». Институт суда только складывался в то время, мировой суд разбирал мелкие уголовные дела. Судьями могли стать те, кто удовлетворял 3 пунктам: 1. возрастной ценз - «не менее 25 лет от роду»; 2. образование высшее/или 3 года в профессии, где могли получить знания о судах; 3. имуществом ценою не ниже 15000 т.р. Тургенев был рад избранию друга, и подбил его на создания «записок мирового судьи». Книга не вышла, однако можно найти много «сюжетов» в письмах к друзьям.


Фет стал ярым агрономом и ничего слышать не хотел о литературе. Фет анализирует причины революции, одна из них, по его мнению, то, что люди отошли от с/х. Пишет в

1862 «Записки о вольнонаемном труде» (публ. в «Русском вестнике») – о том, как ему приходится заниматься именем. 17 глав (Осмотр имений; Покупка; Необходимое устройство; Осенние хлопоты; Приближение зимы; Зимняя деятельность и т.д). + статьи на социально-политические темы; -статьи о народном образовании и воспитании (Фет за то, чтобы в гимназиях изучали античную литру/за всестороннее развитие гуманитарных наук).

80-90-ые. Переводы: за 10 лет он переводит обе части «Фауста», два сочинения Шопенгауэра («Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания»), всего Горация, сатиры Ювенала и Персия, стихотворения Катулла, элегии Тибулла и Проперция, пятнадцать книг «Метаморфоз» Овидия, всю «Энеиду» Вергилия и эпиграммы Марциала. Кроме того, отдельными выпусками под общим заглавием «Вечерние огни» выходили его новые стихи.

3 тома «Мои воспоминания» и «Ранние годы в моей жизни» - все издавалось при его жизни.

Знать: дружили крепко с Тургеневым, но поругались = яркие страницы в литературе.


13.Творчество Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в орловском селе Овстуге в имении своего отца (дворянин). Сильное влияние в отроческие годы оказала на Т. Отечественная война = она зажгла в юноше пламенную любовь к родине, которую он переложил на свои стихи. В 13 лет – вольнослушатель МГУ; много переводит и пишет стихи . В 14 лет (1818) принят в Общество любителей русской словесности , в след. году печатает свои первые стихотворения и становится студентом словесного отделения МГУ,

После окончания, в 1822 году, Тютчев был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене (в качестве внештатного атташе) и следующие 20 с лишним лет проходят в западноевропейских странах. Знакомится с Шеллингом, Гейне и женится на Элионоре Петерсон (3 дочери в браке, старшая – Анна – выходит замуж за Ивана Аксакова).

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море – спастись Элеоноре и детям помогает плывший там же Тургенев. Элеонора все же умирает (1838) и в 1839 Тютчев вновь сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг. В 1839 году дипломатическая деятельность Т. прервалась, но он оставался за границей. Николай I поддерживал инициативы Т. в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). В Россию Тютчев возвращается в 1844 году.

Согласно Ю. Лотману творчество Тютчева (400 стихов) можно разделить на три периода:

1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли.

2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве.

3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г.

Тема природы. Появляется она в 20-х гг. Стихотворение «Весна. Посвящается друзьям» («Любовь земли и прелесть года...», 1821 г.- С. 57-58) - традиционная условная поэтическая манера и очень светлые гармонические тона. «Вечер» («Как тихо веет над долиной...», 1829 г. - С. 73) - условность преодолена; очень лирическая, гармоническая зарисовка светлого вечера. К 1828 г. относятся «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...» - С. 77), «Летний вечер» («Уж солнца раскаленный шар...» - С. 78-79) и др. Уже здесь присутствует характерное для Т. одухотворение природы, очеловечивание ее, а также для 20-х гг. - смелые, необыкновенные уподобления (солнце). Сюда же примыкает «Чародейкою Зимою...» (1852 г.; С. 185). Мотив дороги. Стихотворение «Странник» - дорога и совсем не метафорическая. В стихотворении заложена мысль о соединенности (Зевс - странник) и о единстве не однообразия, а разнообразия. Подвижный для странника, этот мир «недвижен» для Зевса. Но этот мир богат своим разнообразием, соединением всего: единство соединенного мира, где все его контрасты объединяются в одно целое.

Любовная лирика.

1824 год. Мюнхен. Увлечение баронессой Амалией Крюденер. Ей 16 лет, Т. - 24 года. («Я встретил вас...»). 1826 год. Т. женился по страстной любви на Эмилии-Элеоноре Петерсон, она простудилась и умерла. В 1848 г. Т. посвящает первой жене стихотворение: «Еще томлюсь тоской желаний, / Еще стремлюсь к тебе душой). И брак со второй женой. 1850 год. Т. встречает Елену Денисьеву. Этот роман - центральный в его сердечной жизни - длился 14 лет (у них были дочь и двое сыновей, выжил только сын Федор Федорович). Роман протекал в очень тяжелых условиях. Эрнестина (вторая жена Т.) вела себя великодушно, и не показала вида, что что-то знает. Стихотворения, посвященные Денисьевой, циклизуются вокруг двух дат: 1851-52 гг. (остракизм) и 1864 г. (смерть) и образуют в его творчестве лирический роман.

Т. умер 15 июля 1873 года, а еще в апреле, скованный предсмертной болезнью, он создал замечательное стихотворение "Бессонница". В 1868 году была издана вторая - и последняя - книга поэта.

Начинается просто с шекспировских страстей. Его отец, богатый дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, 45-летний человек гусарского склада, бывший ротмистр, находясь на лечении в Германии, без памяти влюбился в 20-летнюю матушку будущего поэта Шарлотту Фет. Помехой этой страсти не стало ни то, что дама была замужней, ни то, что у нее была уже дочь, ни то, что дама была беременна Афанасием...

Мальчик родился в декабре 1820 года. Биография Фета содержит период счастливого детства в орловском имении отца в с. Новоселки.

О семье Шеншиных - Фетов

Фактически биологическим отцом Афанасия Фета является Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет, асессор дармштадского городского суда. Кровная сестра же осталась в Германии.

Двое детей Шарлотты Фет и Афанасия Шеншина (Анна и Василий) умерли в младенчестве. У поэта же была сводная сестра Люба 1824 года рождения.

Оскорбленный случившимся похищением жены, биологический отец-немец лишил Афанасия наследства.

Статус внебрачного сына

Беззаботная пора детства будущего поэта в имении Шеншиных длилась до 14 лет, пока православные (епархиальные) власти, осуществляющие, как сейчас говорят, правовой надзор, не обнаружили, что дата венчания родителей (1822) более поздняя, чем дата рождения ребенка. Это повлекло за собой для Афанасия значительные правовые последствия. Биография Фета содержит сведения, что молодой человек глубоко страдал от своего особого статуса "незаконнорожденного".

О навязанном ему ритме жизни свидетельствует хронологическая таблица. Фета Афанасия Афанасьевича, с одной стороны, влекла поэзия, а с другой - долг возвращения дворянских привилегий потомству.

Даты

События

В деревне Новоселки в помещичьей семье Шеншиных родился сын Афанасий

Обучение в пансионе Кроммера в финском городе Верро

Пансион профессора Погодина

Обучение на отделении словесности Московского университета

Служба в кирасирском полку в Херсонской губернии

Первый стихотворный сборник

Второй сборник стихов

Фет становится поместным дворянином и живет в имении в Степановке

Наиболее продуктивный период творчества (в деревне Воробьевка)

1883, 1885, 1888, 1891

Годы издания циклов лучших стихотворений поэта

Смерть от приступа астмы

Очень уж многие вехи его жизни - с честью преодоленные им ограничения в образовании, вынужденная служба в армии, женитьба на нелюбимой женщине, отшельничество в деревне - явно не входили в его изначальные планы. Такие этапы жизни не делают человека счастливым... Все это, к сожалению, сказалось на здоровье поэта. Годы жизни Фета могли бы охватить и больший промежуток времени.

Невзгоды изменили характер поэта

Возможно, это состояние внутреннего страдания и послужило причиной рождения в его душе лирики самого высокого уровня, кристально чистого стиля поэзии.

Он не мог носить фамилию отца, не являлся русским подданным, соответственно, не наследовал и дворянские права. Его фамилия была Фет, и молодой человек считался немецким подданным. Все то, что его братьям и сестрам досталось по рождению, ему следовало заслужить. Вот так бдительность духовных отцов-клерков сделала несчастной последующую жизнь поэта. В права дворянства он вошел лишь в возрасте 50 лет! Поэтому литературоведы подчеркивают: неяркая, невеселая биография Фета и его ясное, акварельное стихотворное наследие глубоко контрастны. Тяжелая психологическая травма, нанесенная негуманностью закона, определила непростой характер этого талантливейшего человека.

Образование

В отличие от остальных Шеншиных, Афанасий Афанасьевич Фет получил хорошее образование. Трудолюбие и предрасположенность к наукам делали свое дело... Будучи немецким подданным, он вынужден был начинать учиться в протестантском немецком пансионе. Впрочем, преподавателям этого учреждения он обязан знаниями латинского языка, классической филологии. Именно здесь были написаны его первые стихи.

Начало творчества

Молодой человек имел мечту - учиться в Московском университете. Пансион профессора Погодина послужил ступенью к этому поступлению.

С 1838 года Афанасий Афанасьевич Фет является студентом отделения словесности вожделенного им университета. Отсюда берет свое начало его многолетняя дружба с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Здесь в 1840 г. был написан Фетом его первый сборник стихов "Лирический пантеон". В произведениях начинающего поэта ощущалось подражание Венедиктову и Пушкину. Раннюю лирику Фета публикуют журналы "Отечественные записки" и "Москвитянин". Фет жаждет признания, благодаря которому надеется вернуть дворянский титул. Однако успеха, адекватного такой мечте, ранняя лирика Фета не приносит.

Тогда деятельный молодой человек действует сообразно "плану Б" - получает дворянский титул после военной службы.

Поэт служит в армии

Он служит в кирасирском полку, который расквартирован в Херсонской губернии.

На это время приходится завязка его личной драмы. Безвестный, откровенно бедный молодой человек испытывает серьезное чувство к Марии Лазич, дочери мелкопоместного дворянина. Причем это чувство взаимно (и, как оказалось, на всю жизнь.) Однако сложившийся в Афанасии деструктивный комплекс "вернуть дворянство превыше всего" препятствует браку и созданию счастливой семьи... Мария же безвременно погибла, будучи еще молодой, оставив возлюбленному воспоминания и сожаления.

Годы службы Афанасий Фет, поэтический самобытный дар которого начал проявляться, называет нелицеприятно: "заключением". Первый громкий успех сопутствовал его стихам, изданным в 1850 году. Поэта признает творческая элита. Он знакомится и становится вхож к Некрасову, Дружинину, Льву Толстому. Его произведения, наконец, ожидаемы и любимы. Однако к своим творческим вершинам Афанасий Фет, поэт от Бога, все еще идет. Новый сборник поэзии, напечатанный в 1856 году, - только веха на этом пути.

Женитьба, статус помещика

Титул он так и не выслужил в армии, хоть и дослужился до звания ротмистра (что соответствует современному званию капитана, а для возвращения титула по логике военной карьеры Фету следовало стать полковником).

Однако к этому времени жизнь Афанасия Афанасьевича круто изменилась. Вернувшись к гражданской жизни, он женился на Боткиной, сестре известного литературного критика. Этот брак был, скорее, свершен им из расчета, чем по любви. Таким образом Фет Афанасий Афанасьевич сроднился с богатым купеческим семейством и подвел черту своей бедности. Судьба становится благосклонной к нему. Царским указом признается его право на отцовское наследство, ему также утверждают фамилию Шеншин. Это событие поэт называет самым радостным в своей жизни. Его он ожидал много лет.

Впрочем, любителей его творчества все-таки интересует вопрос: “Почему известный поэт решился на брак по расчету?” Прямого ответа в его дневниках не найдено. Во всяком случае это дело личного выбора: избрать семейную жизнь, втайне страдая от несостоявшегося брака с любимым человеком… Возможно, он устал бороться с обществом, ограничившим его в правах, решил, наконец, обрести покой, коль счастья в любви не досталось. Подобная характеристика Фета имеет под собой основание. Впрочем, свою почившую возлюбленную Марию Лазич он будет вспоминать до самой смерти, посвящая ей стихотворения.

Фет - помещик деятельный

В 1860 г. он на капитал супруги покупает хутор Степановка, где практически безвылазно хозяйствует на протяжении 17 лет. На хуторе Фету-помещику принадлежит двести душ. Он полностью погружается в организацию и ведение хозяйства. На творчество времени практически не остается. Он становится «убежденным и цепким русским аграрием». Афанасий Афанасьевич, отдавая много времени и сил новому для себя делу и отличаясь не только поэтическим даром, но и житейской мудростью, добивается уважения в обществе. Свидетельством признания является исполнение им обязанностей мирового судьи.

Эффективное хозяйствование Фета-помещика способствовало капитализации им средств, заработанных им в сельскохозяйственном производстве. Он фактически заработал своим трудом свое богатство.

Наиболее плодотворный период творчества

В 1877 году поэт вступает в новый, самый плодотворный период своего творчества. Его поэтический стиль выработан, а исстрадавшаяся душа жаждет окунуться в океан чистой поэзии. История Фета восходит к последней наивысшей своей стадии, принесшей ему славу несравненного лирика. Именно чтоб обособиться от суетного мира и сосредоточится на высоком творчестве, Афанасий Афанасьевич покупает курскую деревню Воробьевку, где проводит теплое время года. На зиму поэт всегда возвращался в свой московский особняк. Жизнь Афанасия Фета, начиная с этого своего рубежа, всецело посвящена поэзии.

Данный период творчества оказался наиболее продуктивным. Хронологическая таблица Фета свидетельствует о динамике написания им сборников: 1883, 1885, 1888, 1891... Примечательно, что все эти собрания стихотворений, написанные на протяжении десятилетия, объединены в общий цикл "Вечерние огни".

Поэзия Фета уникальна

Всю поэзию Афанасия Афанасьевича, представленную в авторских сборниках, можно условно сгруппировать по трем основным темам: природа, любовь, искусство. Только этим предметам посвящал он свою поэтическую деятельность. Лирика Фета проста и светла, она действительно написана на все времена. Читатель, желающий найти в его стихах ассоциации, встречающиеся в собственной жизни, обязательно найдет их: в величественном пейзаже леса, животворном звуке дождя, в радостном портале радуги. Композитор Чайковский сравнивал его поэзию с музыкой. По мнению многих критиков, богатства поэтической палитры, достигнутой Афанасием Фетом в описании природы, не достиг ни один его коллега. Муза Фета особенная: простая и изящная, спокойно скользящая на своих крыльях над землей, увлекая читателей своей легкостью и изяществом.

Поэт развивал в своем творчестве гармоничное начало, принципиально отмежевываясь им от "душевной непогоды", тревог, конфликтов и несправедливости. Свой художественный стиль поэт называл "умом сердца".

Вместо заключения

Годы жизни Фета - 1820-1892. За год до смерти его литературные изыскания были “высочайше” оценены. Фету было пожаловано звание камергера (высокий чин придворного ранга, примерно эквивалентный генерал-майору).

Однако здоровье уже подводило поэта… Не до дворцовых карьер ему было… Умер он во время астматического приступа. Похоронили Фета Афанасия Афанасьевича в родовом орловском имении, находящемся в деревне Клейменово.

Подводя итог вышесказанному, следует упомянуть влияние творчества Афанасия Афанасьевича на поколение поэтов-символистов: Бальмонта, Блока, Есенина. Он, несомненно, является основоположником российской школы чистого искусства, завораживающего своей душевностью.

Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.

Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» .

Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.

Выразительное чтение стихотворений.

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» . Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.

Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Выразительное чтение стихотворений о природе.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» .

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

Переводческая деятельность Фета . Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно, В мир стремлений,

Страстно, нежно Преклонений

Уповать, И молитв;

Без усилий Радость чуя,

С плеском крылий Не хочу я

Залетать Ваших битв.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?

2) Что поражало современников в характере поэта?

3) В чем суть теории «чистого искусства»?

4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

3. Индивидуальные сообщения и задания по темам:

1) А. А. Фет – поэт-музыкант.

Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета.

2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?

Урок 87
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА А. А. ФЕТА.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ПОЭЗИИ

Цели: расширить представление учащихся о творчестве Фета, о художественном своеобразии его поэзии; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность большинства текстов Фета; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.

Наглядные пособия: портрет А. А. Фета; грамзапись романсов и песен на стихи поэта.