Международные организации по разработке стандартов. Международная стандартизация

Углубление и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной стандартизации на более высокий уровень. При этом качественно новый этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется заметным количественным, структурным и функциональным ростом. Сегодня из 4,5 тысячи всех международных организаций рассмотрением вопросов, связанных со стандартизацией, занимаются более 400.

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. В 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО) (International Standards Organization — ISO) — неправительственная организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное сотрудничество в области стандартизации со штаб-квартирой в Лондоне. В работе ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в сфере интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности. При этом в круг компетенции ИСО входят:

Принятие мер, направленных на упрощение, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе;

Разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

Организация внутренних информационных потоков;

Налаживание сотрудничества с другими международ-ными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. При Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся: ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). Технические комитеты, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

В последнее время во всех развитых странах концентрируются усилия по разработке и внедрению на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры этих систем. В 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии - JIS 9000, в Англии — BS 5750, в Дании - DS/EN 29000, в Германии - DIN/ISO 9000, во Франции — NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО) и Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО).

В начале 1970-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира создан КАСКО. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.).

В задачи КОПОЛКО входит:

изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребитель-скиетовары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. На начало 1995 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ В целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке международных стандартов. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организациях по стандартизации.

стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В работах по международной стандартизации участвуют другие организации. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте.

Международной торговой палатой проделана работа по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник «ИНКО-ТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.

В рамках Объединенного комитета экспертов действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в пищевых продуктах (которые нам знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит от сокращения слова «Europe»).

В пределах своей компетенции в работах по стандартизации участвуют и другие международные организации — ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицензии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изделий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия. Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р принята Концепция развития национальной системы стандартизации до 2010 г. Документ предусматривает развитие в восьми направлениях в соответствии с общим принципом: стандартизация в условиях реформирования должна быть адекватной происходящим переменам и соответствовать международной практике.

Согласно положениям Концепции стандартизация носит рыночный характер, т.е. подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со своим товаром — национальным стандартом. Разноплановые интересы участников системы предлагается свести в неправительственной организации

по стандартизации. Ее основная цель — обслуживание процесса разработки стандартов, причем предоставляемые услуги должны удовлетворять всех участников процесса, давая им равные шансы быть услышанными. Государство является одним из участников рынка и может при передаче функций по организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение.

Важно, что Концепция четко позиционирует стандарты в общей схеме технического регулирования. На стадии разработки она была согласована с 27 министерствами, состоялось также ее публичное обсуждение. Все это говорит о том, что и государственные органы, и бизнес-сообщество признают значимость стандартов для экономики и социальной политики нашего государства.

Приоритетным направлением развития стандартизации сегодня является применение международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Важнейшая задача здесь — гармонизация национальных стандартов с международными. Речь идет обо всем фонде государственных стандартов, который составляет более 25 тысяч документов. По уровню гармонизации стандартов мы сравнялись с Евросоюзом — это немногим более 40%. По отдельным видам продукции данный показатель варьируется: от 72—75% на автомототехнику до 20% по стандартам на различные виды продуктов питания. В этом смысле особое значение имеет задача сближения нормативно-правовой базы России с законодательством государств — членов ЕС, поскольку Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию. Вся работа по приведению отечественной законодательной базы и практики в соответствие с Соглашением с ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам ведется согласно положениям Межведомственной программы мер по обеспечению выполнения требований указанных Соглашений. И Закон о техническом регулировании предусматривает необходимые для этого действия.

Национальный орган по стандартизации в соответствии с Законом о техническом регулировании представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

— гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

— совершенствование фонда документов в области стандартизации, используемых в Российской Федерации, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса;

— гармонизация национальных стандартов РФ с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации;

— повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

— разработка международных и региональных стандартов на основе национальных стандартов РФ на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

— улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;

— обеспечение защиты национальных интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов;

— обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.

Международное сотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций по стандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этих организаций, в первую очередь в разработке международных и региональных стандартов, а также обеспечение их применения в национальной экономике и договорно-правовых отноше-ниях со странами-партнерами. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизации с национальными стандартами, совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.

В соответствии с Законом о техническом регулировании, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по стандартизации, то I применяются правила международного договора.

Региональное сотрудничество. Правительства государств — участников СНГ, отмечая международный характер стандартизации, метрологии и сертификации и признавая целесообразность проведения согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, оформили соглашение о проведении согласованной политики. При этом оговорено, что, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем стандартизации, метрологии и сертификации и организации работ в этой области признают действующие стандарты ГОСТ в качестве межгосударственных и сохраняют аббревиатуру ГОСТ за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами.

Стороны договорились проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

Принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

Установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

Стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

Информация и системы кодирования;

Установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах — участниках Соглашения;

Ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

Ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

Формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами. Ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющих межгосударственный интерес;

Взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, проверки и калибровки средств измерений;

Взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;

Издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

Координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Стороны осуществляют финансирование общих программ и технических проектов в области стандартизации, метрологии и сертификации целевым направлением средств каждым участником программы или технического проекта.

Основанная в 1946 г., ИСО является международной федерацией национальных органов по стандартизации. В настоящее время организация включает около 150 членов, по одному от каждой страны. Миссия ИСО состоит в том, чтобы содействовать развитию стандартизации в мире, облегчить международный обмен товарами и услугами, достичь взаимного дружеского соглашения между государствами в интеллектуальной, научной, технической и экономической областях. Работа касается всех сфер стандартизации, кроме электрических и электронных технических стандартов, которые разрабатываются Международной электротехнической комиссией (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

Стандарты на пищевые продукты разрабатывает технический комитет TC 34. Сфера деятельности комитета — стандарты на пищевые продукты для человека и корма для животных, материалы растительного и животного происхождения. Стандарты относятся к терминологии, методам отбора проб, испытаний и анализа, спецификациям на продукты и требованиям к упаковке, хранению и транспортировке. Общее количество стандартов, опубликованных комитетом, превышает 600.

Рабочие органы в составе комитета специализируются на отдельных направлениях:

Генетически измененные организмы и продукция из них;

Системы управления безопасностью пищевых продуктов;

Система отслеживания в цепи поставки сельскохозяйственных продуктов;

Масличные семена и плоды;

Продукты из овощей и фруктов;

Хлебные злаки;

Молоко и молочная продукция;

Мясо, домашняя птица, рыба, яйца и продукция из них;

Пряности и приправы;

Микробиология;

Корма для животных;

Животные и растительные жиры и масла;

Сенсорный анализ;

Свежие, сухие и высушенные фрукты и овощи;

Производители в странах Европы все чаще обращаются в органы по стандартизации с просьбой принять добровольные стандарты безопасности, которые отвечали бы растущим требованиям потребителей. По инициативе Датской ассоциации стандартов в 2004 г. разработан новый международный стандарт ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов». Стандарт ИСО 22000 рассматривает аспекты безопасности и ориентирует изготовителей на разработку и внедрение системы менеджмента безопасности. Ранее техническим комитетом № 34 ИСО был разработан стандарт ИСО 15161 «Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков». Стандарт охватывает все аспекты качества и дает рекомендации, как интегрировать систему XACCП в систему менеджмента качества.

Основными международными организациями, осуществляющими деятельность в области международной стандартизации, являются ИСО и МЭК.

1. Международная организация по стандартизации ISO (ИСО)

Создана в 1946 г., аббревиатура использована от греческого isos - равный, которая звучит одинаково на всех языках. ИСО занимается стандартизацией во всех областях, кроме электротехники и электроники. В ИСО входят 120 стран, Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета - члена ИСО. Состоит организация из руководящих и рабочих органов.

Задачи ИСО - содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитию сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основные объекты стандартизации: машиностроение, химия, руды и металлы, информационная техника, строительство, медицина и здравоохранение, окружающая среда, системы обеспечения качества.
Результатом работы ИСО является разработка и издание международных стандартов, которую ведут технические комитеты и рабочие группы по видам деятельности. Существует более 10 тысяч стандартов ИСО, ежегодно принимается 500-600 стандартов. Они не имеют статуса обязательных документов. В РФ применяются более половины стандартов ИСО.

2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Создана в 1906 г. и ее основная цель - содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения путем разработки международных стандартов и других документов.

Членами МЭК являются 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли. Официальные языки МЭК - английский, французский и русский.

Стандарты МЭК можно разделить на два вида стандартов: общетехнические (терминология, стандартные напряжения и частоты, виды испытаний и т.п.) и технические требования к конкретной продукции (этот вид стандартов охватывает диапазон от бытовых электроприборов до спутников).

Принято более 2 тыс. стандартов МЭК, они более конкретны, чем стандарты ИСО, и более пригодны для прямого применения. Большое значение МЭК придает разработке стандартов на безопасность - главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасности. В сферу деятельности МЭК входят: травматическая опасность, опасность поражения током, взрывоопасность, опасность излучений оборудования, в т.ч. и от ионизирующих излучений, биологическая опасность и др.

Кроме ИСО и МЭК в международной стандартизации участвуют, в меньшем объеме, и другие международные организации. Такие, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

К региональным организациям по стандартизации относятся Европейский комитет по стандартам (СЕН), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), Панамерикансий комитет стандартов (КОПАНТ) и др.

В СНГ для работы в по стандартизации, метрологии и сертификации создан в 1992 г. Межгосударственный совет стран - участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.

В 1995 г Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization , ISO ) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии(МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основная цель Организации сформулирована в ее Уставе: "…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности". Официальные языки ISO - английский, французский и русский.

Центральный секретариат ISO расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Он осуществляет организацию текущей работы комитетов, а также информационное обеспечение членов ISO.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, котоСТАКО (STACO - Standing Committee for the Study of Principles of Standardization) обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области.

СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.рой должны заниматься комитеты.

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission,IEC) - международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

МЭК составлена из представителей национальных служб стандартов. МЭК была основана в 1906 году и в настоящее время в её состав входят более 76 стран. Первоначально комиссия располагалась в Лондоне, с 1948 года по настоящее время штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария. В настоящее время имеет региональные центры в Юго-восточной Азии (Сингапур), Латинской Америке (Сан-Пауло, Бразилия) и Северной Америке (Бостон, США).

МЭК способствовала развитию и распространению стандартов для единиц измерения, особенно гаусса, герца, и вебера. Также комиссия МЭК предложила систему стандартов, которая в конечном счёте стала единицами СИ. В 1938 году был издан международный словарь с целью объединить электрическую терминологию. Эти усилия продолжаются и Международный электротехнический словарь остаётся важной работой в электрических и электронных отраслях промышленности.Стандарты МЭК имеют номера в диапазоне 60 000 - 79 999, и их названия имеют вид типа МЭК 60411 Графические символы. Номера старых стандартов МЭК были преобразованы в 1997 году путём добавления числа 60 000, например, стандарт МЭК 27 получил номер МЭК 60027. Стандарты, развитые совместно с Международной организацией по стандартизации, имеют названия вида ISO/IEC 7498-1:1994 Open Systems Interconnection: Basic Reference Model.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа её началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представить Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства. Официальные языки ИСО - английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Стандарты ИСО - наиболее широко используемые во всём мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматриваются и принимаются вновь 500-600 стандартов.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. По своему содержанию стандарты ИСО отличатся тем, что лишь около 20% из них включает требование к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а так же других общих и методических вопросов.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО, занимается проблемами сертификации. В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг, где всё шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000, реализуется проект ИСО 9000-2000.

В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК, СЕН, которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Для достижения цели ИСО:

а) Принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов-членов;

б) Разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании;

в) По возможности способствует и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальных, так и в международных масштабах;

г) Организует обмен информации о работе комитетов-членов и технических комитетов;

д) Сотрудничает с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучает вопросы, относящиеся к стандартизации.

В настоящее время ИСО определила наиболее актуальные стратегические направления:

а) Установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

б) Снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и коммуникаций;

в) Оказание эффективного содействия ВТО путём внедрения программы, ориентированной на переработку технических условий и поставку товаров в страны ИСО;

г) Стимулирование «самоподдерживающих» элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи (Предполагается всячески способствовать включению требований к поставленной продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия);

д) Забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

Органами ИСО являются: генеральная ассамблея, совет, комитеты совета, исполнительское бюро, центральный секретариат, технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы. Официальные лица ИСО - президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь. Руководящие и рабочие органы ИСО приведены в рисунке 1.

Рисунок 1 - Руководящие и рабочие органы ИСО

Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы её деятельности. Генеральную ассамблею созывает генеральный секретарь по решению президента или по просьбе не менее семи членов Совета или одиннадцати комитетов-членов ни реже одного раза в три года.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство организаций осуществляет Совет. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается на заседания не реже одного раза года. Совет может также собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета.

При Совете создано Исполнительское бюро, которое является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Кроме того, Исполнительское бюро принимает решение по вопросам, которое направляет Совет, например финансовые вопросы, проекты соглашений о сотрудничестве ИСО с другими межнациональными организациями.

Кроме Исполнительского бюро, при Совете создан Центральный секретариат и ряд специальных технических комитетов для изучения отдельных вопросов деятельности организаций. Центральный секретариат - это орган, вырабатывающий рекомендации для Совета по вопросам организаций, координации и планирования технической деятельности ИСО. Он рассматривает предложения по созданию и роспуску технических комитетов, готовит рекомендации по внесению изменений и дополнений в директивы по технической работе ИСО, по поручению Совета принимает решения в отношении названий технических комитетов и сферы их деятельности, закрепления секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и другие вопросы.

Для рассмотрения конкретных вопросов координация деятельности в отдельных отраслях техники или групп отраслей бюро создаёт консультативные группы, которые готовят рекомендации по рассматриваемым вопросам.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

1) СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации);

2) ПЛАКО (техническое бюро);

3) КАСКО (комитет по оценке соответствия);

4) ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

5) ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам);

6) КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей);

7) РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) рассматривает основополагающие вопросы стандартизации. Вся работа проводится в рамках групп. Например, по принципам стандартизации, по её эффективности, по применению международных стандартах в странах и др. Результатом деятельности рабочих групп явилась книга «Эффективность стандартизации», а также ряд руководств по вопросам применения международных стандартов в странах, внедрения национальных стандартов, эквивалентным международным и др. В настоящее время рабочая группа проводит большую работу по терминологии СТАКО. Кроме того, подготовлено и издано руководство по терминам и определениям в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Применение данного руководства позволило создать основу для единообразия, терминологии в области стандартизации, сертификации и испытаний. Основной вид деятельности СТАКО - это проведению семинаров по обмену опытом между странами в области стандартизации.

Техническое бюро (ПЛАКО) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу деятельности ПЛАКО входят рассмотрение предложения по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

Комитет по оценке соответствия (КАСКО) создан для получения вопросов сертификации продукции на соответствие стандартам и выработки соответствующих рекомендаций. Важная область работы КАСКО - содействие совместному проведению и принятию национальных и региональных систем, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия и т.д.

Задачи Комитета по научно-технической информации (ИНФКО):

1. Проведение работы в качестве Генеральной ассамблеи информационной сети ИСО (ИСОНЕТ). Цель ИСОНЕТ - создание условий для автоматизированного обмена информации по стандартам на национальных и международных условиях;

2. Содействие и координации работы информационных центров по стандартам и смежным вопросам;

4. Содействие применению международных стандартов и информационных системах по научно-техническим документам и др.

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Комитет выполняет следующие функции:

1. Организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами;

2. Подготовка специалистов по стандартизации на базе обучающих центров в развитых странах;

3. Проведение ознакомительных поездок специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах;

4. Подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран;

5. Стимулирование развития двухстороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из регламентов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

Комитет по вопросам потребления (КОПОЛКО) объединяет представителей организаций потребителей комитетов-членов ИСО и решает следующие вопросы:

1. Изучает пути содействия потребителям получать положительный эффект от стандартизации продукции, представляющий для них интерес, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

3. Служит форумом для обмена мнениями об участии потребителей в работах по стандартизации, применения стандартов в области потребительских товаров и по вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;

4. Поддерживает связь с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает вопросы потребителя.

Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) оказывает методическую помощь ИСО путём разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Комитет по стандартным образцам подготовил справочник и несколько руководств «ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «аттестация стандартных образцов», «общие и статистические принципы» и другие.

Всю работу ИСО по разработке и согласованию проектов международных стандартов осуществляют рабочие органы ИСО, технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. Рабочие группы, состоящие из ведущих специалистов стран в каждой отдельной области техники, являются основным техническим органом ИСО, в рамках которого разрабатываются проекты рабочих документов.

ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, которые в той или иной мере решают вопросы стандартизации. Среди них можно назвать Международную электротехническую комиссию (МЭК), Всемирную организацию здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Международную организацию законодательной метрологии, Европейскую экономическую комиссию ООН и др.

Порядок разработки международных стандартов, функции органов ИСО и их секретариатов определены в Директивах по технической работе ИСО, утверждённых Советом ИСО.

Процедура разработки международных стандартов осуществляется в следующей последовательности:

1. Рассмотрение предложения о включении в программу работ данного технического комитета разработок стандарта ИСО. Это предложение рассматривается секретариатом технического комитета или подкомитета всем активным членам вместе с обеспечением целесообразности разработки этого стандарта.

2. В случае принятия решения приступают к разработке рабочего проекта документа. В большинстве случаев рабочие проекты документов разрабатывают специально созданные для этого рабочие группы, в которые входят специалисты заинтересованных стран. Рабочие проекты могут представляться и отдельными странами на рассмотрение технического комитета или подкомитета.

3. В случае получения общего согласия разработанного рабочего проекта документа на заседании технического комитета или подкомитета, он представляется в Центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта предложения по международному стандарту. Ему предоставляют номер, который не меняет до момента публикации международного стандарта.

4. Проект предложения рассылается секретариатам технического комитета или подкомитета всем активным членам для внесения замечаний. После получения замечаний созывается международное заседание данного технического комитета или подкомитета, на котором рассматривается техническое содержание представленного документа. Как правило, в ходе одного заседания не удаётся достичь взаимоприемлемого решения, поэтому после каждого заседания проект дорабатывается, вновь рассылается активным членам технического комитета или подкомитета и затем вновь обсуждается. Эти проекты называются: первый проект, второй проект и т.д. Для сокращения сроков разработки международных стандартов допускается разработка не более трёх таких проектов. В случае невозможности непринятия решения и по третьему проекту технический комитет решает вопрос о целесообразности дальнейшей работы над проектом международного стандарта.

5. По достижении общего согласия активных членов технического комитета или подкомитета проект предложения, оформленный в соответствии с требованиями ИСО, направляется в центральный секретариат ИСО для регистрации в качестве проекта международного стандарта и рассылки его на тестирование членам международного технического комитета или подкомитета.

6. После обработки проекта международного стандарта активными членами технического комитета или подкомитета по результатам голосования проект направляется на голосование в комитеты-члены ИСО, то есть в международные организации по стандартизации, участвующие в работе ИСО. Это вызвано тем, что иногда мнение страны в техническом комитете может расходиться с мнением национальной организации по стандартизации и только последнее в праве от имени страны принимать решение по представленному проекту международному стандарту. В целях сокращения сроков разработки проектов международных стандартов предусмотрено комбинированное голосование по проектам стандартов, когда проект рассылается на голосование одновременно и активным членам технического комитета или подкомитета, и национальным организациям по стандартизации комитетов-членов ИСО.

7. Проект международного стандарта принимается, если за него проголосовало большинство всех активных членов данного технического комитета или, по крайней мере, 75% членов, принимавших участие в голосовании.

8. Издание международного стандарта Центральным секретариатом ИСО.

Участие нашей страны в деятельности ИСО способствует решению следующих основных вопросов: приведение отечественных нормативно-технических документов в соответствие с международными стандартами и тем самым расширение экспортных возможностей всех отраслей народного хозяйства; использование прогрессивного зарубежного опыта в отечественных работах по стандартизации с целью сокращения средств и времени на проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке соответствующих стандартов; отстаивание интересов отечественной промышленности в технических комитетах ИСО.

В работе технических органов ИСО, по оценке экспертов, по рассмотрению документов ежегодно участвуют примерно 2500 российских специалистов. Для рассмотрения общих вопросов участие организаций стран в работах международных организаций при Госстандарте Российской Федерации сформирован Российский комитет по участию в международных организациях по стандартизации и контролю качества продукции. В сосав Комитета вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств страны и их организаций. Значительное место в работе Комитета занимает вопросы повышения эффективности участия России в международных организациях по стандартизации и контролю качества продукции, а также разработке мероприятий, направленных на широкое использование в стране результатов международных работ в этих областях.

По тематике каждого технического комитета создаются постоянные российские комиссии, которые возглавляют председатель и секретарь, назначаемые, как правило, головными и базовыми организациями по стандартизации, являющимися ведущими по продукции, входящие в сферу деятельности технического комитета.

Основными функциями постоянных российских комиссий является: рассмотрение проектов международных стандартов и других нормативно-технических документов и подготовка по ним заключений; проведение сравнительного анализа соответствия отечественных стандартов международным и подготовка предложений по применению последних в стране; подготовка предложений готовым планам государственной стандартизации по линии ИСО; разработка проектов документов ИСО, автором которых является Россия; выработка позиций России на заседании ИСО, технических комитетов или подкомитетов.

Одной из главной направлений обеспечении эффективности участия России в деятельности ИСО - своевременная и полное использование международных стандартов в отечественной практике. Поэтому использование международных стандартов приобретает особое значение при разработке аналогичных документов Российской Федерации. В ГОСТ 1.5-2002 записано: показатели в стандартах и технических условиях устанавливают с учётом технического уровня качества и экономичности лучших зарубежных образцов аналогичной продукции, требований международных стандартов ИСО и МЭК, национальных стандартов стран-импортёров. На сегодняшний день, состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета- члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты члены имеют право принимать участие в любой работе технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах, члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Года Россия вошла в Совет ISO.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO.

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается проблемами сертификации.

ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Состав ISO

На сегодняшний день в состав ISO входят 161 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ISO. Всего в составе ISO более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ISO может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ISO, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ISO подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

ПРОФКО

ПРОФКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. ПРОФКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO - Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН . Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ISO. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ISO (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения
  • Стадия 2: Подготовительная стадия
  • Стадия 3: Стадия комитета
  • Стадия 4: Стадия вопросов
  • Стадия 5: Стадия одобрения
  • Стадия 6: Стадия публикации

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

СТАДИЯ ПОДРАЗДЕЛ СТАДИИ
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе ТК/ПК
20.20
Начато изучение рабочего черновика (РЧ)
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
РЧ одобрен для регистрации в качестве ЧК (черновика комитета)
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета (ЧК) зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за ЧК
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
ЧК возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
ЧК одобрен для регистрации в качестве ЧМС (черновика международного стандарта)
40
Стадия вопросов
40.00
ЧМС зарегистрирован
40.20
Начато голосование за ЧМС: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: ЧМС возвращён в ТК или ПК
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за ЧМС
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: ЧМС одобрен для регистрации в качестве ОЧМС (окончательная редакция черновика международного стандарта)
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за ОЧМС: 2 месяца .
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
ОЧМС возвращён в ТК или ПК
50.98
Проект удалён
50.99
ОЧМС одобрен для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного ТК или ПК
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ISO, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ISO/МЭК , Часть 1, Процедурные правила».

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта - подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если по крайней мере пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия 2: Подготовительная стадия

Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

Стадия 3: Стадия комитета

Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ISO. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

Стадия 4: Стадия вопросов

Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Стадия 5: Стадия одобрения

Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

Стадия 6: Стадия публикации

Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ISO, который публикует данный международный стандарт.