Сообщение «Виды и характеристика степеней боевой готовности в ВС РФ. Факторы, от которых зависит уровень боевой готовности части »

В Вооруженных Силах России установлены следующие степени боевой готовности:

1. Боевая готовность «Постоянная»

2. Боевая готовность «Повышенная»

3. Боевая готовность «Военная опасность»

4. Боевая готовность «Полная»

Боевая готовность «постоянная» - повседневное состояние войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность «повышенную», «военную опасность» и «полную».

Части и подразделения находятся в местах постоянной дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки, проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.

Боевая готовность «повышенная» - состояние войск при которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.

При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий комплекс мероприятий:

Офицерский состав и прапорщики переводятся, при необходимости, на казарменное положение

Отменяются все виды сборов, отпуска

Все подразделения возвращаются в расположение

Техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения

АКБ устанавливаются на технику ТД

Учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами

Усиливается наряд

Устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов

Проверяется система оповещения и сигнализации

Прекращается увольнение в запас

Архивы готовятся к сдаче

Оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам

Боевая готовность «военная опасность» - состояние войск, при котором они готовы к выполнению боевых задач. Сроки приведения подразделений в боевую готовность «военная опасность» зависят от многих факторов (климат, время года и тд.). Личный состав получает оружие и противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.

Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема приписного состава.

В состав организационного ядра входят офицеры кадра и запаса, водители, механики-водители, военнослужащие дефицитных специальностей, крайне необходимых для обеспечения организационного приема приписного состава и техники с народного хозяйства.



Боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению боевых задач.

Части сокращенного состава и кадра приступают к приему приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности военного времени. Ответственность за качественное комплектование подразделения военнообязанными возлагается на командира и районного военного комиссара, которые обязаны постоянно изучать и знать личный состав, приписанный из запаса. Командир части согласует с военным комиссаром сигналы и порядок отправки команд на пункт приема личного состава.

ППЛС состоит из следующих элементов:

Отделение явки и приема команд

Отделение медицинского осмотра

Отделение распределения

Отделение выдачи средств защиты

Отделение санобработки и экипировки.

До прибытия в подразделение военнообязанные заносятся в штатно-должностные списки и получают соответствующее вооружение.

Поставка недостающей автомобильной техники в подразделение осуществляется непосредственно с предприятий и организаций со штатными водителями.

Для организационного приема техники с н\х вблизи части развертывается пункт приема техники, который состоит из:

Отделение сбора прибывающей техники

Отделение приема техники

Отделение распределения и передачи принятых машин.

После получения личного состава и техники производится боевое слаживание подразделений. Основными задачами боевого слаживания подразделений являются:

Повышение боевой готовности подразделений путем слаживания подразделений и их подготовка к боевым действиям,

Совершенствование личным составом запаса военных знаний и полевой выучки, приобретение твердых практических навыков в выполнении обязанностей,

Привитие командирам практических навыков в умелом руководстве подразделениями.

Боевое слаживание производится в четыре периода.

Первый период - прием личного состава и формирование подразделений. Выполнение упражнения контрольных стрельб из закрепленного вооружения и вождение машин. Слаживание отделений (расчетов). Изучение штатного вооружения и техники.

Второй период: слаживание взводов на тактических занятиях батарей.

Третий период: слаживание батарей на тактических учениях дивизиона.

Четвертый период: тактические учения с боевой стрельбой.

Таким образом, мы видим, что боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени боевой готовности войск.

Степени боевой готовности и порядок действия личного состава включают в себя большое количество мероприятий и жестко регламентированы временем. Ввиду этого каждый военнослужащий должен знать свои обязанности и в совершенстве их выполнять.

По команде дежурного «Рота, подъем, Тревога», каждый военнослужащий обязан быстро подняться, одеться, получить личное оружие: противогаз, ОЗК, вещевой мешок, стальной шлем, теплые вещи (в зимнее время) и действовать согласно боевого расчета. В вещевом мешке должно быть:

Плащ-накидка

Котелок

Фляжка, кружка, ложка

Белье нательное (по сезону)

Портянки

Фурнитура

Бумага для писем, конверты, карандаши

По тревоге военнослужащий доукомплектовывает вещевой мешок туалетными принадлежностями. Приписной состав экипируется на ППЛС в отделении экипировки и санобработки.

Заключение

Боевая готовность вооружённых сил (войск)- состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооруженных сил (войск) к выполнению возложенных на него боевых задач. Наличие на вооружении армии оружия массового поражения и возможность его внезапного и массированного применения предъявляют к Б. г. вооруженных сил (войск) высокие требования. Вооруженные силы должны быть способными в любое время начать активные боевые действия на суше, на море и в воздухе. С этой целью в современных армиях предусматривается поддержание войск в постоянной (повседневной) Б. г. Постоянная Б. г. обеспечивается необходимой укомплектованностью войск личным составом, вооружением, техникой, запасами материальных средств, а также высокой выучкой личного состава.

Литература:

1. Наставление по стрелковому делу (АКМ, РПК, ПК, РПГ)

2. Боевой устав Сухопутных войск ч.2 (батальон, рота).

3. Боевой устав Сухопутных войск ч.3 (взвод, отделение, танк).

4. Учебное пособие "Курс лекций по общей тактике".

5. Учебник "Тактика" кн.2 (батальон, рота).

6. Журнал "Военная мысль" за февраль 1994 г.

7. Учебник "Организация и вооружение иностранных армий".

Обсуждено на заседании ПМК

Протокол № ___

«___» __________

Разработал старший преподаватель цикла №11

Общевойсковой бой составляет основу общевойсковых (совместных, десантных, противодесантных) операций и ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск, с применением танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов, другого вооружения и военной техники. Он характеризуется скоротечностью, высокой маневренностью, напряженностью и решительностью, развертыванием боевых действий на земле и в воздухе, одновременным огневым и радиоэлектронным воздействием на всю глубину построения сторон, сложной тактической обстановкой и резкими ее изменениями, разнообразием применяемых способов выполнения боевых задач.

Современный общевойсковой бой требует от участвующих в нем соединений, частей и подразделений: высокой боевой готовности, непрерывного ведения разведки; умелого применения вооружения и военной техники, средств защиты и маскировки; высокой подвижности и организованности; полного напряжения всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе; высокой воинской дисциплины и сплоченности. Это достигается: высокой боевой выучкой, сознательным выполнением своего воинского долга, стойкостью, храбростью, отвагой и готовностью личного состава в любых условиях добиться полной победы над врагом, значением, к их боевой повседневной жизни и нуждам, высокой требовательностью к ним, воспитанием у подчиненных, веры в правоту нашего дела, преданности родине и правительству.

В современном общевойсковом бою широко будут применяться в различных сочетаниях, разнообразные силы и средства с полным использованием их боевых возможностей. Наши части и подразделения оснащены большим количеством разнообразной современной боевой первоклассной техникой.

Основными принципами ведения современного общевойскового боя является: постоянная боевая готовность подразделений; решительность, активность и непрерывность ведения боя; согласованное применение подразделений родов войск, специальных войск; других войск и воинских формирований и поддержание непрерывного взаимодействия между ними; внезапность действий и применение военной хитрости (мер по обману противника); сосредоточение основных усилий подразделений на главном направлении и в решающий момент; маневр подразделениями, ударами и огнем и сочетание огня с движением; современное восстановление боеспоспособности подразделений и всестороннее обеспечение боя; использование морально-психологического фактора в интересах выполнения постановленной задачи; твердое и непрерывное управление подразделениями.

Постоянная боевая готовность подразделений заключается в способности в любое время организованно, в установленные сроки вступить в бой и успешно выполнить поставленные задачи.

Важнейшими элементами боевой готовности является: знание предстоящих задач и своевременное, еще в мирное время, проведение мероприятий по подготовке к их выполнению, высокая боевая выучка; поддержание вооружения и военной техники в готовности к немедленному применению; содержание запасов военного имущества в необходимых размерах; постоянная готовность к отражению внезапного нападения противника; высокое морально-психологическое состояние, дисциплинированность и бдительность личного состава.

Боевая готовность – это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие.

Важнейшими элементами боевой готовности являются :

Знание предстоящих задач и своевременное, еще в мирное время, проведение мероприятий по подготовке к их выполнению;

Высокая боевая выучка;

Поддержание вооружения и военной техники в готовности к немедленному применению;

Высокое морально-психологическое состояние, дисциплинированность и бдительность личного состава.

Требования, предъявляемые к боевой готовности:

1. Боевая готовность войск, расположенных в приграничных районах и в глубине страны, должна обеспечивать в любое время года и суток, в любых климатических и физико-географических условиях организованный переход соединений и частей в установленные для них сроки из условий мирного времени на военное положение.

2. Боевая готовность – должна обеспечивать быстрый вывод войск из мест постоянной дислокации, во избежание потерь боевой способности от ядерных ударов противника в короткие сроки и выполнением поставленных задач с началом войны.

3. Боевая готовность – должна обеспечить предупреждение вероятного противника в подготовке и организации наступления.

Войсковая мобилизация это процесс планомерного и организованного развертывания войск и сил флота до штатов военного времени с доукомплектованием в установленные сроки личным составом, призываемым из запаса, обеспечением техникой и материальными средствами из ресурсов народного хозяйства, боевого слаживания войск и приведение их в полную боевую готовность к выполнению боевых задач.

Постоянная боевая готовность подразделений заключается в способности в любое время организованно, в установленные сроки вступить в бой и успешно выполнить поставленные задачи.

Постоянная боевая готовность подразделений достигается :

Правильным пониманием командирами подразделений своих задач и умелой подготовкой войск, предвидением возможных изменений в обстановке и своевременным проведением необходимых мероприятий по подготовке предстоящих действий;

Укомплектованностью и обеспеченностью подразделений всем необходимым для ведения боя;

Высокой боевой выучкой подразделений и их готовностью к действиям в условиях применения противником оружия массового поражения;

Постоянной готовностью вооружения и военной техники к применению, а личного состава к выполнению поставленных задач;

Размещением подразделений с учетом их предназначения; непрерывным ведением разведки;

Четкой организацией и бдительным несением службы;

Организованным и быстрым приведением подразделений в боевую готовность;

Организацией и поддержанием твердого и непрерывного управления подразделениями.

Вывод: Таким образом, боевая готовность подразделений является оценкой всей жизни и деятельности войск и вы, как будущие офицеры обязаны учиться военному делу, а затем передавать свои умения и знания подчиненным и всемерно укреплять боевую готовность войск.

Вопрос №2: « Степени боевой готовности, их содержание и порядок действий при их введении».

Министерством обороны установлены 4 степени боевой готовности:

Боевая готовность «Постоянная»;

Боевая готовность «Повышенная»;

Боевая готовность «Военная опасность»;

Боевая готовность «Полная».

На основании Плана развертывания Республики Казахстан исходя из военной доктрины республики каждая воинская часть имеет конкретное предназначение на особый период (рассказать положения особого периода:

Закон об обороне РК;

Закон о военном положении РК;

Закон о переходе государства в военное положение), и воинская часть, его коллектив в мирное время составляет и постоянно совершенствует План приведения в/ч в различные степени боевой готовности.

Рассмотрим мероприятия, проводимые в воинской части при различных степенях боевой готовности:

1.«Постоянная» боевая готовность – это повседневное состояние

соединений и частей, содержащихся по штатам и табелям мирного времени и обеспеченность всеми видами войсковых запасов, способных в установленные сроки перейти в повышенную готовность, в состояние «военная опасность» или полную боевую готовность.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют боевые задачи согласно планам боевой подготовки.

В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство. Соединения и части всех родов войск, выделенными силами несут боевое дежурство.

Боевая техника, вооружение содержатся в постоянной боевой готовности с нормами и порядком, установленными приказами, директивами МО РК.

Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах. В готовности к выдаче и выводу в районы сосредоточения. В соединениях и частях сокращенного состава:

Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и другие материально-технические средства хранятся установленным сроком на складах;

Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

2.Боевая готовность «Повышенная» – это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием «военной опасности», вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в готовность к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и в военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава. Устанавливается охрана и оборона гарнизонов, важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование. Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны. По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок. Вооружение и боевая техника приводится в боевое состояние. Приписной личный состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, находятся в войсках до особого распоряжения. Увольнение лиц, выслуживших сроки действительной службы, приостанавливается.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных норм) материально-технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений Сухопутных войск в боевую готовность «повышенную» устанавливается не более 4 часов.

3.Боевая готовность «Военная опасность» – это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части, и подразделения в короткие сроки приводятся в готовность к выполнению задач, в соответствие с их предназначением. Приведение соединений, частей и подразделений в боевую готовность «военной опасности» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения, части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, сокращенного состава, кадра и вновь формируемого – принимают из запаса орг. ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части учреждения) подготавливаются два-три района, удаленных не ближе 10-15 км. от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный, не оборудованный в инженерном отношении.

Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой тревоги не должно превышать:

- из боевой готовности «постоянная» – летом 1 час, зимой – 1 час 30 минут;

- из боевой готовности «повышенная» – летом 40 минут, зимой – 1 час.

Время приведения соединений и частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению задач установить:

Без доукомплектования до штатов военного времени:

- с доукомплектованием до штатов военного времени – не более 12 часов.

Время приема орг. ядра и развертывания пункта приема личного состава и пункта приема техники не должно превышать 8 часов.

Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, секретные противогазы, дозиметры, перевязочные и противохимические пакеты.

Увольнение лиц, выслуживших установленные сроки действительной службы, и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

4.Боевая готовность «Полная» – это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи. Приведение войск в боевую готовность «полная» осуществляется по боевой тревоге.

При этой степени боевой готовности:

На командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

Соединения и части сокращенного состава, кадра и вновь формируемые - укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в «полную» боевую готовность.

Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

Время приведения соединений и частей из постоянной боевой готовности в боевую готовность «полная» – установить:

- без доукомплектования до штатов военного времени:

а) из боевой готовности «постоянная» – не более 5 часов.

б) из боевой готовности «повышенная» – не более 4 часов.

- с доукомплектованием до штатов военного времени:

  • Уровень боевой подготовки личного состава;
  • Уровень морально-психологической подготовки военнослужащих;
  • Подготовленность командиров и штабов к предстоящим боевым действиям;
  • Техническое состояние штатной боевой техники и вооружения и его соответствие современным требованиям;
  • Уровень укомплектованности формирований личным составом;
  • Наличие материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Мероприятия для поддержания боевой готовности

Ниже приводится список внутренних мероприятий в Вооружённых силах для поддержания боевой готовности :

  • Постоянная боевая подготовка по всем её видам обучения:
    • Строевая подготовка;
    • Тактическая подготовка;
    • Физическая подготовка;
    • Огневая подготовка;
    • Инженерная подготовка;
    • Химическая подготовка;
    • И другие виды подготовки;
    • Занятия по боевому слаживанию .
  • Проведение командно-штабных учений (оперативная подготовка);
  • Проведение военных учений;
  • Морально-психологическая воспитательная работа с личным составом;
  • Социально-правовая работа с личным составом и профилактика правонарушений в воинской среде;
  • Работа над мотивацией личного состава (финансовые поощрения и перспективы карьерного роста);
  • Техническое обслуживание боевой техники и вооружений;
  • Постоянный контроль органов контрразведки;
  • Периодическое проведение строевых смотров воинских частей;
  • Периодическая проверка боевой готовности соединений и воинских частей;
  • Поддержание необходимого уровня материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Внешние условия влияющие на боевую готовность

Боевая готовность Вооружённых сил независимо от принадлежности к государству, зависит от следующих внешних факторов:

  • Достаточное финансирование военного бюджета ;
  • Положительный образ Вооружённых сил в общественном сознании , с целью привлечения кандидатов на воинскую службу;
  • Систематическое перевооружение войск современными типами вооружения и снаряжения;
  • Экономические возможности государства вести длительные полномасштабные боевые действия;
  • Возможности и состояние транспортной системы государства

Степени боевой готовности

В вооружённых силах различных государств устанавливается собственный перечень степеней боевой готовности . Им соответствуют различные режимы функционирования подразделений и воинских частей - из которых они могут приступить к выполнению боевой задачи в определённые сроки, установленные в документальном порядке и закреплённые в служебных инструкциях каждому военнослужащему по занимаемой им должности. При каждой последующей степени боевой готовности , время необходимое к готовности вести боевые действия - сокращается. Высшая степень боевой готовности означает, что конкретное формирование готово немедленно приступить к ведению боевых действий .
К примеру, в ВС СССР существовало 4 степени боевой готовности :

  1. Постоянная - представляла собой обычное повседневное функционирование воинских частей и соединений в мирное время, занятых боевой подготовкой и организацией непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы .
  2. Повышенная - характеризуется следующими мероприятиями: полный сбор личного состава, доукомплектация личного состава, проверка состояния техники и вооружений, занятия по боевому слаживанию, подготовка к передислокации, подготовка материальных резервов и транспорта.
  3. Военная опасность - мероприятия, проводимые после объявления боевой тревоги : выезд формирований в район сосредоточения, получение провизии и средств связи, боеприпасов и средств защиты, организация сторожевого охранения .
  4. Полная - выдвижение войск на позиции, получение боевых задач, развёртывание огневых средств, организация комендантской службы и боевого охранения .

Наименования установленных степеней боевой готовности всегда указывались прописными буквами и не склонялись.

Практический смысл введения степеней боевой готовности имеет две причины:

  1. Очерёдность мер по поэтапному развёртыванию войск, необходимое на развёртывание войск, мобилизацию военнообязанных, подготовку материальных резервов необходимых для ведения боевых действий, расконсервацию боевой техники и вооружения находящегося на складах и т. д..
  2. В том что Вооружённые силы любого государства не в состоянии при любом изменении внешней или внутренней политической обстановки, держать в постоянном напряжении как личный состав, так и мобилизовать на это финансовые и материальные средства.

Специфика степеней боевой готовности для некоторых родов войск

В современную эпоху, ввиду наличия у многих государств ОМП и средств доставки боеголовок дающие возможность внезапного масштабного применения способного в считанные минуты нанести непоправимый урон боевой единице, сухопутные части, авиация и флот должны быть постоянно готовы начать боевые действия. Для того, чтобы обеспечить это, в современных вооружённых силах практически всех государств мира предусматривается поддержание войск в степени постоянной боевой готовности , которая, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянной укомплектованности войск личным составом, вооружением, боеприпасами и прочих средств необходимых для скорейшего вступления в военные действия и выполнения боевых задач .
Но для обеспечения полной безопасности государства, для некоторых родов войск существуют особые степени боевой готовности, в которых периоды поэтапного развёртывания и сроки готовности к ведению боевых действий предельно сжаты, и для них фактически не предусмотрена градация по степеням боевой готовности - поскольку они постоянно находятся в полной боевой готовности :

Перечисленные рода войск всегда готовы немедленно приступить к ведению боевых действий , по профилю решаемых ими боевых задач.

Боевое дежурство

Высшей формой поддержания боевой готовности как в мирное, так и в военное время является боевое дежурство (БД) .
В мирное время к боевому дежурству относятся организация непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы . В военное время к этому подключается ещё и организация сторожевого и боевого охранения , а также комендантской службы по законодательному особому статусу описанному в законе о введении военного положения в государстве.
Практическое назначение боевого дежурства в мирное и военное время:

  • Контроль за состоянием оперативной и тактической обстановки;
  • Контроль за безопасностью военных объектов и военных городков (гарнизонная и караульная служба);
  • Контроль за ситуацией в военных гарнизонах (комендантская служба);
  • Контроль за передвижением военных транспортных средств и колонн (дорожно-комендантская служба);
  • закрепление у военнослужащих навыков по бдительности, вырабатывание переносимости к длительным нагрузкам, умению принимать правильные решения в различных ситуациях согласно военных уставов и служебных инструкций, приучение к ответственности за принимаемые решения.

На фоне массовых призывов к миру во всем мире практически каждое государство постоянно развивает свой ВПК. После Второй Мировой войны на политической арене абсолютное лидерство заняли две сверхдержавы: США и СССР, преемницей которого стала современная Россия. За семидесятилетний период прямого вооруженного конфликта между этими странами не возникло, однако часто отношения вступали в достаточно обостренную фазу.

Именно поэтому целесообразно периодически проводить проверку военного потенциала вооруженных сил. Достигается это путем организации учений или учебных боевых тревог, но здесь есть и политический подтекст, так как любая проверка степени боевой готовности ВС РФ расценивается потенциальным противником, как агрессивный шаг. В то же время, подобные мероприятия направлены на демонстрирование возможностей ВС и готовности их перейти к активным действиям, что должно заметно поубавить пыл зарвавшихся «партнеров».

Следует трезво оценивать обстановку в мире, связанную с постоянным расширением военного блока НАТО. Отрадно понимать, что и волнения США небеспочвенны, ведь успех российских ВКС при выполнении показал высокую степень подготовленности военнослужащих, а также превосходство по многим позициям отечественной техники перед западными аналогами.

Понятие боевой готовности

Про степень боеготовности, пожалуй, слышал каждый из нас, но непосредственное понимание основного термина иногда бывает достаточно далеко от истины. Боевая готовность определяется, как состояние ВС в текущий момент мобилизоваться и выполнить поставленную задачу в условиях реальных боев с противником.

В военное время высокая степень боеготовности важна для всех частей и подразделений. Задачи же при этом должны быть выполнены всеми возможными способами, для чего предусмотрено использование техники, вооружения, ядерного оружия или оружия массового поражения.

Приведение в боеготовность

Процесс приведения вооруженных сил в состояние боеготовности проходит согласно плану. Нормативным документом для личного и командующего состава, а также для должностных лиц служит наставление по боевой подготовке в ВС РФ, включающее в себя соответствующий приказ Министерства обороны, сборник нормативов, где рассматривается боевая подготовка в ВС РФ, нормативы по физической подготовке. Сюда должен быть включен также строевой устав, руководство по методам и средствам маскировки, правила пользования СИЗ, поведения при применении оружия МП и, наконец, учебники для должностных лиц.

Руководство приведением в боеготовность возлагается на командира части. В плане прописаны способы оповещения личного состава, сигналы и места дислокации, определено действие состава суточного наряда и всех дежурных, назначен руководящий состав комендантской службы.

Сигнал к приведению в боеготовность получает дежурный ВЧ. Затем с помощью доступных систем оповещений команда передается командиру части или, как альтернатива, дежурным подразделений. Обязательно при этом провести процедуру уточнения команды.

Подъем роты по тревоге назначается командиром части и объявляется дежурным подразделения. Всех солдат ставят в известность о начале определенной операции и объявляют общий сбор. Если гражданин проживает не на территории воинской части, то он получит команду о сборе от посыльного. Водители военной техники обязаны прибыть в парк, где до назначенного времени им предстоит подготовить машины.

Часто пребывание на место дислокации сопряжено с транспортировкой определенного имущества. Данные работы возлагаются на личный состав, где начальник назначается из старших по званию. После успешных подготовительных мероприятий необходимо дождаться офицеров. Военнослужащие, не включенные в боевой расчет, должны самостоятельно прибыть в пункт сбора.

Постоянная боеготовность

Степень боеготовности зависит от внешних факторов. Прежде всего, таковым является уровень угрозы нарушения границ государства. Необходимо отметить, что для каждой степени готовности четко предписан комплекс мероприятий, который охватывает всю вертикаль подчинения в армии. Только так можно добиться высокой оперативности для сокращения времени реагирования на угрозу.

Статистика показывает, что качество приведения в боеготовность зависит от подготовленности военнослужащих, их полевой выучки. Непосредственное влияние оказывает и профессионализм офицерского состава. Здесь как нельзя кстати приходится упоминание о выполнении всех пунктов общевойскового устава. Не на последнем месте и материально-техническое обеспечение части. При полной укомплектованности подразделение может без труда быть приведено к любой степени готовности.

Одна из утвержденных степеней готовности ВС, в которой может пребывать часть в мирное время, — постоянная боевая готовность. Все подразделения территориально находятся в стационарном пункте, общая деятельность ведется в рядовом режиме. Про поддержание должной дисциплины говорить не приходится, так как она должна присутствовать в любой военной части. Оружие и боеприпасы хранятся в специально оборудованных складах, а техника может находиться на плановом обслуживании. Но не стоит забывать про возможность перевода подразделения в состояние с более высокой степенью готовности.

Повышенная

Состояние подразделения, при котором она ведет плановую деятельность, но в любой момент может выполнить реальную боевую задачу, называется повышенной готовностью. Для данной степени предусмотрены некоторые стандартные мероприятия. Они назначаются командованием подразделения, исходя из внешних условий и внутреннего уклада.

  • Отпуска и увольнения, а также увольнения в запас временно не назначаются.
  • Суточный наряд усиливается личным составом.
  • Устанавливается круглосуточный режим дежурства.
  • Регулярно проводится проверка укомплектованности вооружением и оборудованием.
  • Офицерам выдается оружие и боеприпасы.
  • Все без исключения военнослужащие переводятся на казарменное положение.

В состоянии повышенного боеготовности подразделение должно реагировать не только на предполагаемые действия противника, но и быть готовым к внезапному изменению его планов. Но справедливости ради следует отметить, что пребывать в подобном статусе часть может только во время учений. В реалии же происходит либо осложнение внешнеполитической ситуации, либо все возвращается в мирное русло. Длительное пребывание в состоянии повышенной готовности чревато значительными денежными затратами.

Военная угроза и полная БГ

Военная опасность возникает при максимально допустимом конфликте без ведения активных боевых действий. Вооруженные силы при этом передислоцируются таким образом, чтобы техника была выведена в альтернативные районы, но в целом подразделение выполняло свою основную функцию. Воинские части поднимаются по сигналу тревоги и могут быть направлены для выполнения стратегических задач. Для третьей степени готовности характерны стандартные мероприятия.

  1. Военнослужащие, которые окончили службу по сроку, не подлежат увольнению.
  2. Молодое пополнение по призыву не привлекается к службе.

Говоря о финансировании, следует отметить, что в данном случае объем денежных средств на содержание армии еще больший, чем в предыдущем рассмотренном случае. Альтернативные районы обустраиваются не далее, чем в 30 км от места прежней дислокации. Один из них должен оставаться в секретности, в связи с чем может быть и не оборудован коммуникациями. Техника подлежит дозаправке, а личный состав доукомплектовывается боеприпасами.

При полной готовности государство находится на грани ведения боевых действий. При этом предусматриваются различные варианты введения военного положения. Общей мобилизации подлежит весь офицерский состав. Организуется круглосуточное дежурство. Штатные единицы, сокращенные в мирное время, снова укомплектовываются кадрами. Связь между офицерами подлежит шифрованию. Устные донесения обязательно дублируются документально. Перевод подразделения в полную готовность может быть произведен из любого перечисленного состояния.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.