Николай пересторонин и клуб молодость. «Все его рассказы освящены огнём православной веры

Сергей Пересторонин родился в 1961 году Свердловске. Окончил Свердловский сельскохозяйственный институт и Уральскую академию государственной службы.

Работал в органах государственной власти Свердловской области на должности начальника межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Уральскому федеральному округу.

Далее с октября 2010 года по апрель 2012 года работал в качестве первого заместителя руководителя администрации губернатора. В мае 2012 года Пересторонин был назначен заместителем гендиректора ЗАО «Уралсевергаз» и занимал эту должность по настоящее время.

В декабре 2013 года глава Свердловской области Евгений Куйвашев назначил Сергея Пересторонина руководителем администрации губернатора.

До него этот пост занимал Яков Силин, однако в начале декабря 2013 года глава региона назначил вице-губернатора на пост вице-премьера по территориальному развитию и межнациональным отношениям.

Сергей Валентинович Пересторонин профессионально занимался конькобежным спортом, играл пять лет в футбол, десять – в волейбол. Сергей Валентинович женат, воспитывает дочь и сына.

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

ЕКАТЕРИНБУРГ, 23 мая, РИА ФедералПресс. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев отчитался о своих доходах за 2014 год. Согласно опубликованной декларации, глава...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 24 мая, РИА ФедералПресс. От продажи билетов на благотворительный хоккейный матч, который состоялся 24 мая в Екатеринбурге между членами областного...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 27 мая, РИА ФедералПресс. На Среднем Урале в третий раз вручили губернаторские премии работникам культурно-досуговой, библиотечной и музейной сфер. Всего...

Свердловская область В 09:00 возле резиденции губернатора (Екатеринбург, улица Горького, 21/23) с журналистами встретится Михаил Копытов, который расскажет об итогах посевной.

Свердловская областьВ 10:00 в резиденции губернатора Свердловской области (Екатеринбург, ул. Горького, 21/23) руководитель администрации главы регионов Сергей Пересторонин...

РЕЖ, 17 августа, РИА ФедералПресс. Конфликтом в режевской думе занялось правительство Свердловской области. Руководитель администрации губернатора Сергей Пересторонин...

РЕЖ, 19 августа, РИА ФедералПресс. Свердловские прокуроры организовали проверку после жалоб жителей Режа на обеспечение жилищно-коммунальными услугами. Из-за долгов без...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 27 августа, РИА ФедералПресс. Глава Свердловской области Евгений Куйвашев запустил процесс реформирования режевской думы. Конфликт в гордуме негативно...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 30 сентября, РИА ФедералПресс. Сегодня состоялось заседание Совета по информационной политике при полномочном представителе президента Российской Федерации в...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 ноября, РИА ФедералПресс. Комиссия МВД России удовлетворительно оценила деятельность полиции Свердловской области. Об этом корреспонденту «ФедералПресс» ...

ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 апреля, РИА ФедералПресс. Свердловские министры представили свои декларации о доходах за 2015 год. Как сообщает УралПолит.ru, первое место по количеству...

Николай Васильевич родился 1 декабря 1951 года в г. Кирове. После окончания школы работал, служил в армии. Заочно окончил факультет журналистики Уральского университета. С 1973 г. Н. В. Пересторонин работает в газетах сначала в молодёжной – «Комсомольское племя», а затем с 1987 г. – «Кировской правде», а с 1991 г. в – «Вятском крае».

Первые стихотворные публикации относятся к 1968 г., когда Н. В. Пересторонин занимался в клубе «Молодость». После этого стихи стали появляться в местных и центральных газетах и журналах, коллективных сборниках.

Первая поэтическая книга Пересторонина вышла в 1981 г. «Следы на снегу» – одна из небольших книжек, входящих в кассету «Истоки». В 1988 г. – вторая книга «Скотный двор». Третья книга поэта вышла в 1993 г.

Н. В. Пересторонин – член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры России, член правления областной писательской организации, член экспертного совета по культуре при департаменте культуры и искусства Кировской области. О творчестве Николая Васильевича Пересторонина писали в областных газетах, газете «Российский литератор», сняты фильм и передачи на КГТРК «Вятка».

Пересторонин, Н. Александровский сад [Текст] : роман-мозаика / Н. Пересторонин. – Киров, 2001. – 192 с. (323022 – ч/з, аб.).

Пересторонин, Н. В. Дом на высокой горе [Текст] / Н. Пересторонин. - Киров: ИД "Герценка", 2015. - 114, с. : ил., портр., фото. С автографом автора. (346199 - ЦКК)

Пересторонин, Н. Дружеский отбор [Текст] / Н. Пересторонин, В. Фокин. – Киров, 2008. – 117 с. (334291 – ч/з).

Пересторонин, Н. Жизнь. Судьба. Литература [Текст] / Н. Пересторонин. – Киров, 2006. – 142 с. (334290 – ч/з).

Пересторонин, Н. Молитва о Святой земле [Текст] / Н. Пересторонин. – Вятка, 2007. – 224 с. (334289 – ч/з).

Пересторонин, Н. Окно в Венецию [Текст] / Н. Пересторонин. – Киров, 2003. – 318 с. (295699 – ч/з, аб.).

Пересторонин, Н. Симоновский остров [Текст] / Н. Пересторонин. – Киров, 2003. – 64 с. (бр. ф. – ч/з, аб., дет. ч/з.).

Пересторонин, Н. В. Серебро и золото [Текст] : стихи, проза / Н. Пересторонин. – Киров: О-Краткое, 2011. – 399 с. – (Антология вятской литературы. Т. 16.). (340170 – аб.).

Пересторонин, Н. В. Серебряный оберег [Текст] : стихи, повесть, колики и переколики / Н. В. Перестронин. – Киров: Кировская обл. типография, 1997. – 128 с. (316499 – ч/з, 315634 – аб.).

Пересторонин, Н. В. Снегопады двадцатого века [Текст] : стихи / Н. В. Пересторонин. – Киров: Вятское слово, 1993. – 47 с. (бр. ф. – аб., ч/з).

Денис, собиранием рукописных книг ты занимаешься уже почти 20 лет. А с чего все началось, как ты пришел к этому? Почему именно рукописи, а не, скажем, марки или монеты?

С чего началось… Вопрос, конечно, интересный… От жизни (улыбается ). В общем и целом все началось исходя из практических соображений. Изначально рукописные книги стали собираться для домашнего моления и певческой практики, когда я начал учиться пению по знамени. И мои первые рукописи были именно певческие. Потом все это стало постепенно развиваться. В то время у себя дома я даже оборудовал себе специальную деревянную полку, задавшись целью заполнить ее рукописями — тогда это был предел мечтаний. А со временем собирание книг перешло в некий образ жизни: стало и хобби, и работой одновременно.

Процесс коллекционирования основательно затянул…

Любой процесс, который нравится, всегда затягивает. Но ты знаешь, я вообще-то не люблю, когда меня называют коллекционером, и не очень понимаю это слово. Сам себя я позиционирую книжником, как у нас на Руси изначально таких людей и называли.

В средневековом понимании?

Ну да. В традиционном. Хотя понятие «книжник», конечно, весьма широкое, но коллекционером я точно не являюсь. А вообще я профессиональный антиквар. Вот это мне ближе и понятнее.

Значит все-таки антиквар. Договорились. А есть ли у тебя предпочтения по жанрам или, быть может, по регионам?

Мои предпочтения по регионам — это Выгореция. Выговская традиция меня притягивала еще с юности, словами не передать. Так что мой интерес больше к поморским рукописям. Что касается жанров, то, как я уже и говорил, все начиналось с певческих книг, ну а потом пошло-поехало…

И чем же вызвана такая любовь к выговским манускриптам?

С одной стороны, их высокими эстетическими достоинствами, а с другой — она вызвана тем общим интересом, что я испытываю к Выгорецкому региону, к выговской истории и культуре в целом.

Бóльшая часть твоего собрания приобретена у различных торговцев книгами и антиквариатом. А приходилось ли тебе самому обходить села и деревни в поисках рукописей, общаться с их непосредственными владельцами или даже создателями?

Ну, создателей рукописей я уже практически не застал. Впрочем, когда был на Урале, я встречался с часовенными, которые хоть как-то, но писать еще умели. Писали они разные отдельные листки, но ничего из этого я бы себе не оставил — ну разве так, ради забавы, поскольку, если говорить объективно, все это было довольно страшненько и низкокачественно, даже по сравнению с посредственными работами столетней давности. Вот что у них действительно интересно, так это берестяные книжки. Одно время в Москве видел их в одном антикварном магазине, но тогда как-то не загорелся… Каллиграфия там, кстати, весьма необычная, самобытная, напоминает письмо новгородских берестяных грамот, что вычерчивали писалом, да и сам по себе материал примечательный.

А что до того, ездил ли я сам, то я все же попал в несколько иное время. В основной своей массе то, что я сейчас имею, собиралось во второй половине 90-х и в 2000-е. Формат крупных археографических экспедиций поздеевского стандарта 1950-х, 60-х и 70-х гг. к тому моменту себя изжил. Во-первых, массы более-менее приличных рукописей уже были вывезены; а, во-вторых, те, что не были вывезены, теперь никому не показывали. Люди, которые держали книги, просто прятали их за семью печатями и никаким пришельцам даже не заикались о том, что они у них есть.

Помню, как-то ночевал в одном доме у деда с бабкой, весьма крепковерных, и у них точно был экземпляр Острожской Библии — мне это рассказывали местные, которые их близко знали и видели книгу. Но сам я никакого разговора на тему Библии с хозяевами не заводил, да они бы и не сказали мне, что у них есть эта книга, потому что Ирину Васильевну Поздееву там настолько боялись, что после ее визитов боялись почти всех. Поэтому путь моих приобретений уже несколько иной. Скажем, одну из жемчужин своей библиотеки, дофедоровское анонимное Евангелие, я приобрел в 2006 г. на аукционе «Гелоса» за 1.265.000 рублей.

Какая рукопись в твоем собрании самая старая?

Самая древняя книга на данный момент — это пергаменная Минея XIV века, точнее ее фрагмент. Говоря научным языком, Минея добавочная. Это такой вариант Минеи для левого крылоса, то есть выписана не вся служба Минеи Праздничной, а только часть. Происходит она из одной старомосковской коллекции, из собрания дореволюционной интеллигенции.

Книги XV века — уже не редкость. Причем полноценные и очень хорошего качества, первоклассный такой XV век.

А много ли у тебя пергаменных книг?

Пергаменных рукописей только одна: та самая Минея. Однако были случаи, что я доставал пергаменные фрагменты из переплетов XVII века — из подклейки и из корешка. Там даже XII век встречался. Кстати, очень интересные фрагментики.

Возьмем теперь позднейший период. Что есть из примечательного, если брать не фрагменты, а полноценные рукописи?

Наиболее поздние вещи и до нашего времени доходят. Взять хотя бы тех же братьев Леоненко, их книги… Презабавнейшие экземпляры имеются, должен сказать. Помнишь адову газету, что давеча показывал? На которой милиционеры в шароварах с лампасами… Отличная штука! (улыбается ).

Почти у каждого антиквара есть вещь или даже несколько вещей, которые в денежном отношении могут почти ничего не стоить, но дороги ему исключительно ввиду личных причин: с ними, быть может, связана некая неординарная история приобретения, память о дорогом человеке или событии. Присутствуют ли подобные предметы в твоей коллекции, если говорить исключительно о рукописях?

Конечно, такие вещи у меня имеются. Правда не все подобные истории будут понятны широкой аудитории… В качестве примера приведу одну рукопись непритязательного деревенского письма: сокращенный наонный Обиход начала XX века в страшненьком переплете из какого-то совкового флага. Ранее эта книга принадлежала Африкану Ивановичу Мокроусову (1930-2002 - прим. ред. ), часть библиотеки которого мне досталась.

Африкану Ивановичу?

Именно! Я его немного знал уже в последние годы жизни. Очень интересная и душевная личность была (рассматриваем фотопортрет Мокроусова с дарственной надписью ). Жил он в селе Передельном, что на Сейме, к юго-востоку от Нижнего. Это вообще очень интересный регион, ранее бывший вотчиной известного предпринимателя Николая Бугрова (1837-1911 - прим. ред. ) — «удельного князя нижегородского», как его Горький прозвал. Именно там был центр его хозяйства, в том числе и знаменитые паровые мельницы. Во время нашего знакомства Африкан Иванович оставался единственным грамотным старовером тех мест. Принадлежал он к федосеевской общине, содержал моленную, наставничал там, опекал окрестных бабок, прекрасно знал дореволюционную историю, историю старообрядческих согласий, записывал ее — был своего рода краеведом, но в традиционном плане. Одним словом, эдакий местный старец, хранитель старины.

Так вот, в этом Обиходе, что был его учебной рукописью, он во всех подробностях описывает процесс своего обучения пению по крюкам — весь форзац шариковой ручкой исписан: как в юности его учили петь скитские старицы, как сам учился, приведены там и некоторые сведения о его учителях… На форзацах других своих книг он записывал историю их бытования и приобретения. Довольно интересная информация попадается.


То, что ты не только собираешь книги, но и реставрируешь их, — дело известное. А пробовал ли сам что-нибудь переписывать или даже создавать новый текст в традиционном стиле?

Вот с перепиской у меня не очень, хотя опыт и был. Меня даже учили, в частности, на Урале. Но то ли я учился не слишком усердно, то ли учителя у меня были так себе, однако процесс не задался: то на пере оказывалось слишком много чернил и получались кляксы, то перо почти не брало их…

Тебя учили птичьим пером?

Им самым. Причем были такие моменты, которые так и остались для меня непонятными: скажем, заточка пера или процесс закалки. Вообще подготовка пера и сама переписка — дело весьма тонкое, в котором масса нюансов, и при несоблюдении одного из них вся технология попросту распадается. В то же время мне практически постоянно нужно что-то дописать, и это проблема.

Еще недавно мне дописывал Леоненко-старший (Игорь Григорьевич Леоненко (1949-2005) - прим. ред. ), пока не умер. Например, он дописал мне лист из Челобитной Саввы Романова на бумаге XVIII века (рассматриваем отреставрированную рукопись ). Писал он, правда, не птичьим, а металлическим пером. Сегодня вот нашелся еще один писец, с которым мы дописываем три листа из Евангелия XVI века.

А что с чернилами?

Чернила я варю сам. Сварить их особого труда не составляет. Есть несколько предметов для варки чернил. Я использую ольховые шишки. Варю согласно средневековой рецептуре. И весьма неплохие чернила у меня получаются. Очень даже! Вообще разных аутентичных видов чернил довольно много. Так, бывают сажевые чернила…

Которые по-латыни « a tramentum», еще в Древнем Египте применялись и в античности.

Они самые. В рукописях XVIII - XIX веков также весьма частотны.

Да и в XX -м веке использовались. Прошли через века…

Пройти-то прошли, но чернила эти не очень. Да вот хотя бы взгляни на сию книжицу (листаем рукопись, переписанную с использованием сажевых чернил ): вон, сколько разводов и всякой подобной грязи.

Собственно поэтому и перешли на вареные чернила, а позже и на железистые.

Ну да. Так оно и было.

Денис, а в процессе своего профессионального роста, роста своего собрания ты стал обращать внимание на какие-то иные книгописные традиции, скажем, те же восточнохристианские, но не кириллические, или даже арабо-мусульманскую? Или ты ограничиваешься собиранием только славянорусских книг?

С манускриптами иных традиций я сталкивался и некоторыми из них располагаю. Определенный интерес, хотя и небольшой, у меня к ним есть. Ведь каждая из подобных работ также содержит в себе элементы высокой книжной культуры. Например, какое-то время назад у меня было довольно-таки значительное количество арабских книг с Северного Кавказа, мусульманских, кое-что до сих пор лежит. Был период, когда некоторые из них везли в Москву… По большей части это толкования хадисов. Кстати, вот погляди, какой у меня есть интересный свиток (развертываем на столе пергаменный свиток сефардской Торы ). Думаю, что из Средней Азии, бухарские евреи писали — забавная вещица.

Но в целом подобные книги для меня «постольку поскольку», ведь я их не понимаю, а я люблю то, что мне понятно. Читать я их не умею, и в целом в концепцию моего собрания и моей жизни они не встраиваются. Вот если б я действительно был коллекционером, то, может, все бы собирал, а так… Для меня это своего рода игрушки, которые держу больше ради прикола, а смысла особого в них не вижу.

Теперь вопрос глобальный. В одну реку, как известно, нельзя войти дважды, но все же: в прежние времена в России существовала необъятная среда, в которой создавались и бытовали традиционные манускрипты, наличествовала целая культура их собирательства, переписки и украшения. Среди собирателей рукописных книг были представители купечества, дворянства и даже простые крестьяне. Революции начала XX в, а затем и коллективизация 1930-х гг. эту среду практически полностью уничтожили, как и саму культуру традиционной рукописной книги: подавляющее большинство наших современников не только с трудом могут разобрать соответствующие тексты, но и практически ничего не знают о самой книжно-рукописной традиции, еще относительно недавно распространенной достаточно широко. Как ты считаешь, возможно ли сегодня хотя бы частичное возрождение данного явления? Какие усилия со стороны общества и государства следует для этого приложить и нужны ли они вообще?

Ну, во-первых, думаю, что ты слишком романтизируешь. Все-таки прослойка книжников и переписчиков, равно как и собирателей, всегда была относительно немногочисленной. Когда это она была «необъятной»? В XVIII-м веце что ли? Да и крестьянской эта среда стала лишь отчасти и в силу исторических обстоятельств. Понятное дело, были и такие, кто «поле — засеял, стих — написал», но изначально это был довольно узкий круг городских интеллектуалов. И лишь в конце XVII столетия в связи с кардинальным изменением культурного мейнстрима все это действительно уходит на социальную периферию.

В оценке состояния данной среды на рубеже XIX-XX веков я бы тоже не был столь оптимистичным. Конечно, в то время у значительной части элиты, включая императорскую семью, был интерес к традиционной культуре, искусству, средневековому наследию, в том числе книгописному: издавались различные памятники, проводились выставки, и все это хорошо оплачивалось — несравненно лучше, чем сегодня. Но в основной своей массе элита и общество в целом продолжали деградировать, и чем это закончилось — мы знаем. Процессы шли совершенно однозначные: даже крестьянство разлагалось, не говоря уже о дворянстве и интеллигенции. Вся эта массовая деградация шла как минимум с середины XIX столетия, а в духовном плане она началась еще раньше.

Деградация?..

Она самая. Ведь научно-технический прогресс — это и есть деградация. Абсолютная и бесповоротная! Дьявольский обман, зло как оно есть. Здесь я совершенно согласен с известным товарищем нашим Германом, который Стерлигов (улыбается ). Ну вот сам посуди: много ли ты в своей жизни видел икон св. Антипы? Нет? То-то же! А ведь раньше его образ был в каждом доме!

Прямо в каждом?

Именно в каждом или почти в каждом! А все почему? А потому, что раньше люди, когда еще не было всяких там стоматологов, при зубной боли молились Антипе, а теперь выходит, что он и не нужен никому. Ну у кого сегодня дома есть икона св. Антипы? Разве что у меня и есть, да и то лишь потому, что письмо хорошее.

Ну а сам-то к стоматологу ходишь?

Эх… Да как-то не особо (смеется ).

…А так, возвращаясь к твоему вопросу, то раньше, в 90-х, у меня, конечно, был некий оптимизм относительно какого-никакого возрождения. Да что там говорить: еще несколько лет назад почти каждый вечер у меня кто-нибудь да бывал: собирались, общались… Иных уж нет, а те далече. Но сегодня ни во что более-менее массовое я давно не верю и даже не вижу к тому никаких объективных предпосылок. Выгляни в окно, посмотри, во что превратился наш мир, включая людей, благодаря научно-техническому прогрессу! Телевидение, радио и прочие подобные штуки сделали свое черное дело. Конечно, можно организовать выставку, провести мастер-класс или еще что-то в этом роде, но все это будет лишь мигом в мерцающем калейдоскопе бесконечных шоу. Народ любит шоу. На час-другой он чем-то заинтересуется, а, выйдя за порог, тут же все забудет и пойдет тусить дальше: здесь тебе и йога, и дискотеки, и японская каллиграфия, и тайский массаж, сегодня он «то», а завтра «это»… Такую публику я сам не сильно хочу.

Вот ты говорил про «необъятную среду». Доля правды, конечно, в этих словах есть. Но я больше чем уверен, что будь у среднестатистической крестьянской бабы телевизор, то она с куда большим удовольствием смотрела бы шоу «Давай поженимся» или очередную серию «Санта-Барбары», нежели листала лицевые книжки. Но тогда у нее просто не было альтернативы. Люди умели радоваться мелочам, умели ценить даже то немногое, что у них было. Технический прогресс, чрезмерный комфорт и практически безграничное разнообразие выбора сбивают с толку, развращают, как ни что другое, и теперь все мы живем в мире манекенов.

Сегодня нечто настоящее, глубокое — определенно редкость. Причем это относится как к вещам, так и к людям. Ведь нормальные люди, не обезличенные прогрессом, которые не удовлетворяются окружающим их ширпотребом и хотят чего-то подлинного, чистого, встречаются нечасто. Хотя, конечно, они всегда были, есть и будут. Собственно, один из смыслов своей деятельности, своей открытости я вижу именно в том, чтобы находить таких людей, общаться, обмениваться знаниями и опытом.

***

Во второй части беседы Денис расскажет о своей коллекции голгоф, путешествии на Соловецкие острова и установке там памятного креста, а также о недавней поездке в Колясникову пустынь, некогда основанную таинственным старцем Капитоном — одной из самых загадочных фигур русской истории XVII века…

Родился 1 декабря 1951 года в Кирове. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета, в 1980 году. Служил в армии, работал слесарем на заводе Лепсе, фрезеровщиком на заводе «Маяк». Занимался в литературном клубе «Молодость» (с 1972 по 1973 год). С июля 1973 года работал в редакциях областных газет «Комсомольское племя» (по 1987), «Кировская правда» (по 1991), «Вятский край».

Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры России, член правления областной писательской организации, член экспертного совета по культуре при департаменте культуры и искусства Кировской области. Лауреат премии Правительства России в области печатных СМИ, международной литературной премии «Золотое перо», всесоюзной премии имени В. Овечкина, всероссийской литературной премии имени Н. А. Заболоцкого, всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского, областных премий имени А.С. Грина, О.М. Любовикова, Л.В. Дьяконова, общегородской премии «Мэри» за 2002 год, премии «Вятский горожанин», кавалер ордена Ф.М. Достоевского II степени, обладатель золотой медали православного фестиваля в Пензе и почетного знака «За заслуги перед профессиональным сообществом» православного фестиваля в Москве.

Участник областных литературных семинаров и православных фестивалей в Москве и Пензе, Дней вятской культуры в Польше и Москве, Дней Заболоцкого в Уржуме, Дней литературы в Слободском, Подосиновце, других районах области, торжественных мероприятий, посвященных юбилеям города Кирова, Свято-Трифоновским чтениям, был делегатом ХIV съезда Союза писателей России в Калуге, одним из руководителей межрегиональных, областных семинаров молодых литераторов, членом жюри фестивалей социального кино в Кирове, областного конкурса «Лучшая вятская книга года», областных и всероссийских литературных премий.

Автор книг стихов и прозы «Следы на снегу» (стихи, 1981), «Старый двор» (лирическое повествование в стихах и прозе,1988), «Снегопады двадцатого века» (стихи,1993), «Серебряный оберег» (стихи, маленькая повесть, колики и переколики,1997), «Александровский сад» (роман-мозаика, 2001), «Окно в Венецию» (стихи, 2003), «Симоновский остров» (рассказы и современные зарисовки, 2003), «Дорога на Иерусалим» (путевые заметки о паломничестве, 2006 и 2007), «Жизнь. Судьба. Литература» (литературные портреты и беседы, 2006), «Молитва о Святой Земле» (путевые заметки о паломничестве, 2007), «Серебро и золото» (стихи и проза, 16 том в серии «Антология вятской литературы», 2011), «Будем как свечи» (путевые заметки о паломничестве, 2012),«Молнии слов светозарных. Этот известный неизвестный В.А. Никифоров-Волгин» (художественные очерки о духовном писателе, 2013), «Я в путь готов, я здесь оставил душу. История одного причастия» (2013), «Повесть о земле Русской» (2014).

Стихи печатались в книгах «И напиться воды из ключа» (М. Чебышева, А. Страузов, Н. Пересторонин), «Дружеский отбор» (Валерий Фокин, Николай Пересторонин, 2008), в альбомах «Осень. Болдино», «Зима. Вятские Увалы» (П. Касаткин, Н. Пересторонин, 2006), повесть «Обитель» опубликована в альманахе «Пермь литературная» (2014), художественные и исторические очерки - в сборниках «Берег с радостной пристанью», «Романовы и Вятской край. К 400-летию династии Романовых». О творчестве Николая Васильевича Пересторонина писали в областных газетах, газете «Российский литератор», «Литературной газете», журналах «Знамя», «Наш современник», современном иллюстрированном словаре Вятского края «Лидеры Кировской области», сборниках очерков «И соль, и цвет земли родной», сняты фильмы и передачи на КГТРК «Вятка», телеканалах «Слово веры» и «Союз».

Как поэт печатался в областных изданиях, коллективных сборниках «Встречи», журналах «Смена», «Наш современник», «Нижний Новгород», «Собор», «Россияне», «Русское эхо», «Всерусскiй собор», «Родная Ладога», «Литера», «Вятская культура», всероссийском альманахе «День поэзии-2000», «Альманахе поэзии-2008», антологии Сибирской поэзии «Слово о Матери», «Литературной газете», газете «Русь державная», фотоальбоме «Великорецкий крестный ход». Его творчество представлено во втором томе Энциклопедии Земли Вятской «Литература», томах Антологии Вятской литературы «Вятская поэзия ХХ века», «Современный рассказ». Редактировал пятый том Энциклопедии Земли Вятской «Архитектура», шестнадцатый том Книги Памяти «Сотворение Победы», поэтические сборники молодых поэтов.

Библиография

«Следы на снегу», стихи, Киров, Волго-Вятское книжное издательство, 1981, художник В.П. Копылов, 15 стр.

«Старый двор», лирическое повествование в стихах и прозе, Киров, Волго-Вятское книжное издательство, 1988 г. Художник Г.Ю. Карачарова, 60 стр.

«Снегопады двадцатого века» стихи, Киров, издательство «Вятское слово», художник Татьяна Дедова, 1993, 48 стр.

«Серебряный оберег», стихи, маленькая повесть, колики и переколики. Киров, Областная типография, 1997, художник С.Ю. Горбачев, 127 стр., с илл.

«Александровский сад», роман-мозаика, Киров,. Дом печати «Вятка», 2001 год, художник С.Ю. Горбачев, 191 стр, с илл..

«Симоновский остров»,рассказы и современные зарисовки, Киров, серия «Народная библиотека», Кировская областная писательская организация, художник С.Ю. Горбачев, 2003 год, 63 стр.

«Окно в Венецию», стихи, художник С.Ю. Горбачев, Киров, 2003, 319 стр.

«Дорога на Иерусалим», проза и стихи, Киров, Дом печати «Вятка», 2006 г, 48 стр.

«Жизнь, Судьба. Литература», Киров.2006, Медицинский информационно-аналитический центр, 142 стр.

«Осень. Болдино», стихи Николая Пересторониа, фотографии Петра Касаткина предисловие Юрия Жулина, Киров, 2006, Дом печати «Вятка», 18 стр. с илл.

«Зима. Вятские увалы», стихи Николая Пересторонина, фотографии Петра Касаткина предисловие Юрия Одношивкина, 2006, 14 стр. с илл.

«Дорога на Иерусалим» проза и стихи, Санкт - Петербург, 2007, 48 стр.

«Молитва о Святой земле, проза и стихи, по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, Вятка (Киров), Областная типография, художник Алексей Крысов, 2007, 221 стр.. илл.

«Дружеский отбор», стихи и критические статьи Николая Пересторонина и Валерия Фокина, художник В.Г. Удальцов, Киров, 2008, 111 стр. с илл.

«И напиться воды из ключа» стихи трех поэтов Николай Пересторонин, Маргарита Чебышева, Александр Страузов, Киров, серия «Народная библиотека», Областная писательская организация, художник С.Ю. Горбачев, 2003, стр. 64.

«Серебро и золото», стихи и проза, серия «Антология вятской литературы», предисловие В.А. Поздеева, послесловие О.Л. Лапко, издательство «О –Краткое», художник А.Крысов, Киров, 2011, стр. 400..

«Будем как свечи», проза, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка,. Областная типография, художник А.П. Мочалова, Вятка (Киров), 2012, стр. 256, с илл.

«Молнии слов светозарных. Этот известный неизвестный В.А. Никофоров-Волгин», проза, Киров, Издательский дом «Герценка», 2013. стр. 76, с илл.

«Я в путь готов, я здесь оставил душу», история одного причастия, проза, Слободской, Слободская городская библиотека имени А.С. Грина, 2014, стр. 56, с илл.

«Повесть о Земле Русской», Киров, ООО «Типография «старая Вятка», 2014. стр. 246, с илл.

«Дом на высокой горе»,повесть, рассказ, эссе, Киров, Издательский дом «Герценка», 2015. стр. 214 с илл.

«Кильмезь (Наследие Вятки). Киров. Издательский дом «Крепостновъ» Благотворительный фонд «Наследие Вятки». 2016.- 216 с. илл.

«....А я остался на Земле». Проза, стихи. Киров. Издательской дом «Герценка», 2016.172 стр. илл.

«Путешествие в судьбу. Иордан. Байкал. Великая» Стихи, проза. Издательский дом «Герценка» 2018. 140 с. илл.

«Некалендарная весна». Стихи. Киров. «Фонд «Культурное наследие Вятки». Кировская областная типография. 2018. 172 с. илл.

Публикации произведений Николая Пересторониа в журналах, альманахах, коллективных сборниках

«Живу в Москве, на Вятской улице», стихи, Москва, «Мир путешествий», 1993, №5, с.32,

«Я не сам выбираю пути», «Еще долго читать прошлогодние письма», «Ссора», «Этюд», «Рожденные под знаком Козерога», «Тяжело отпускала любовь», «Друзьями вышли за порог», «Поделом. Я плачу за слова», «Как ни была бы быстротечна», «Благодарен тебе за науку», «Я опять безнадежно отстал», «Под созвездием Малого Снега», «Не выходит скрепить во спасение», «Наш век закончиться зимой». стихи, Москва, «Смена» 1994, № 1, с. 112-116.

«Под созвездием Малого Снега», «Многого ждали от жизни», Ангел Благое Молчание», «Я блуждал по подвалам Вселенной», стихи, Киров «Складчина», 1994, с. 80.

«Снегопады двадцатого века», «Есть, наверное, масштабнее мыслят», «Что с Вами, женщина моя», стихи, Киров, Энциклопедия земли Вятской. Том 2 «Литература», 1995 с. 432-434.

Снегопады двадцатого века: «Все тяжелее без мамы», «Снегопады двадцатого века», «Не болтай! Довоенный плакат», «Псалом (Живущий под сенью снега»), «Это нужно России израненной», «Возлагают вожди и мессии», «Что с Вами, женщина моя», «Вы могли Ариадной проснутся», «Как птица в комнате чужой», «Близость к небу уже раздражает», стихи. Москва. «Россияне» № 7-8 1995, с. 80-82.

«Юг-река течет на север..» стихи, Подосиновец, «Сторона моя волшебная», 1997, стр. 32.

«Память», стихи о маршале И.С. Коневе в книге «Маршал Конев. Сын земли Подосиновской», Киров 1997. с. 97.

«Снегопады двадцатого века», «Это нужно России израненной», «И жизнью связаны оной», «Близость к небу уже раздражает», «Благодарен тебе за науку», стихи. Москва, «Наш современник», № 12, 1997, с. 21-22.

«Крестным ходом, Великим постом», «Слаба душа и скуден разум», «А нищенка сира, убога», Как страшная явь проступает», стихи, Самара, «Русское эхо», 1999, выпуск 5, с. 160-161.

«Гладиолусы лета Господня», «Слаба душа и скуден разум», стихи, Москва, альманах «День поэзии-2000», 2001, с. 262-263.

«Набело жить и писать», «Феодоровская церковь в снегу», «Снегопады двадцатого века», «Это нужно России израненной», «Говоришь без укора», «О, только б ты загадочной была», «Чужая женщина пухово», «Узка принцессе юбочка», «Дорого стоит беспечность», «Коротко время учится», стихи, «Нижний Новгород» № 2, 2001, с. 11-12.

«Неразговорчива удача», «Вспомню словно о самом главном», «Этот мир голубой и зеленый», «Этим летом в Вятке было жарко», «Вспоминание» («Мелькнет любовь как бабье лето»), «Слаба душа и скуден разум», стихи, Санкт-Петербург,2004, «Невский альманах» № 3.

«Мы молча ужинаем….», Этюд («Ты спрячешься в пивной от непогоды»), «Снегопады двадцатого века», «И где-то за полночь разбудит», «Приходят женщины и судят». стихи, Москва, альманах «Золотая кисть» 2004, «Золотое перо» 2004 , посвященный победителям ХVI Московской Международной выставки-конкурса современной жизни и I Московского Международного конкурса поэзии, посвященных Дням славянской письменности и культуры, издательство «Capital Press”, 2004, с. 173.

«Мне хочется писать стихи в которых», «Мы раньше жили небогато», «Этим летом в Вятке было жарко», «Безмерна как любовь в вера», «Этот мир голубой и зеленый», «Мне хочется писать стихи в которых», стихи, Киров, «Хлынов-Вятка-Киров», 2005, № 5, 3-я стр. обложки с фото.

«На юбилеях Грина», «Русло ли выведет в море», «Несбыточного нет в помине» стихи, Слободской- Киров, «Венок Александру Грину» «Старая Вятка», 2005. с. 72-74.

«Снова я уступаю надежде», «Снегопады двадцатого века», «День Победы, седые застолья», «Памятник выдворят, совесть убудет», «Что с Вами, женщина моя», «Рожденные под знаком Козерога, «Элегии», «Это жизнь припозднилась немного», «Алых ягод морозная горечь», «Мы ввяжемся в драку с тобой», «Добрый пастырь об овцах печется», «Вселенская симфония простора», «Снова, не ведя устали», «Гуляя по самому краю», «Телу рано с душой разлучаться», «Не потому что был город», стихи, Киров, серия «Антология вятской литературы», том 2, «Вятская поэзия ХХ века, 2005, с. 230-239.

«Памяти А.Грина. стихи, «А.С. Грин: взгляд из ХХ1 века.к 125 летию Александра Грина, сборник статей по материалам Международной научной конференции «Актуальные проблемы современной филологии» Киров. 2005 стр. 277.

«В синем небе безоблачно чисто» стихи, Киров «Вятская культура», № 1, 2005 с. 21.

«Ленька Огнев как аристократ», «Слаба душа и скуден разум», «Живу в Москве на Вятской улице», «Этот мир не казался нам тесным», «Ад огня сменяет ад потопа», стихи, Москва. «Всерусский соборъ» № 1 ,2006, с. 125-126.

«Симоновский остров, рассказ, Киров «Серия «Антология вятской литературы» том 4 «Вятский рассказ ХХ века» 2006, с. 326-332.

«Свет серебряный», «И опять спасительно вернется», «Над селом Великорецким», «Темен сад», «Распахнутся душа» Голгофа (Здесь с повинной стоять головою») Иордан («Это я в сердце своем берегу» и другие стихи, Киров «Вятская культура», № 4 2006, с. 11-12.

От дней преподобного Трифона» очерк к 35-летию Вятской епархии, российский исторический журнал «Родина» Москва 2008, № 1 с. 122-124

«Возвращаться домой», «Этот дом у святого источника», «Не подводите мне черты», «Свет серебряный, чистый и нежный!», «Вселенская симфония простора», «Вологодский мотив», Санаксар, Голгофа, Иордан, «В краю, где подзолы и глины», стихи, Москва, альманах «Академия поэзии-2008», 2009. с. 220-221.

Бесконечность родства: «Этот дом у святого источника», «Жизнь идет не добрая не злая», «Вот мы и встретились», «Как над родиной долго светает», «Будто небо выплакало слезы», «Долго тянутся русские версты», «Когда на грани ига векового», «Гладиолусы лета Господня», «Иордан», «Вниз идущий по горной дороге», «Утренняя молитва», «Душа теплым любви согрета», стихи, Санкт Петербург, «Родная Ладога», 2010, № 1, с. 229-231.

«Как о прошлом помины», стихи, Киров «Адрес памяти - Вятка, Александровский сад» Кировским журналистам-фронтовикам посвящается..., 2010.

Крестьянского роду-племени», литературный очерк к 80-летию писателя Владимира Ситникова, Москва, «Наш современник» 2010, №8, с. 282-288.

«Инок-предприниматель». Исторический очерк о Афанасии Булычеве, Киров, «Прозоровский альманах, выпуск третий 2011, с. 107-111.

«Мне хочется писать стихи, в которых», «Вспомню словно о самом главном», «Верну прочитанные книги», Мы раньше жили небогато», Как это было при маме», «Эти ризы небесного света», Словно выдох последний остался», «Вознесен над падающим снегом» стихи, Тобольск, «Слово о Матери» Антология сибирский поэзии». Том 2. общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», отпечатано в Италии, фирма «Grafike Stella” График», Верона, 2011, с. 202.

«Зимнее солнце: «Краю великих холмов и оврагов», «В краю, где подзолы и глины», «Покажется, здесь и душа отдыхает», «Зимнее солнце («В годы несытого быта)», «И памятник придумывать не надо», «Сегодня вынос плащаницы», Москва, «Наш современник», 2012, № 1. с. 91-93.

Апостолы родной земли: «Край великих холмов и оврагов», «Уехал друг в Разбойный Бор», «Минино (Не могло бы такое приснится»), «В краю, где подзолы и глины», «Как будто книгу памяти листая», «Улыбнись. Душа моя живая», Вологодский мотив («Покажется: здесь и душа отдыхает»), Петропавловское («Судьба - высокая гора», «Это родины добрая сила», «Как лекарство от боли сердечной», «Иней на землю ложиться», «Снова я уступаю надежде», «Зима придет - дела пойдут на лад», «Во тьме кромешной лучик узкий», Зимнее солнце («В годы несытого быта»), «И памятник придумывать не надо», «Эти ризы небесного цвета», «Сегодня вынос плащаницы», «Мне всегда казалось: это было», стихи,«Литера» Йошкар-Ола, 2012, № 3 ,с. 67-75.

Все равно остается любовь: «Уехал друг в Разбойный Бор», «Край великих холмов и оврагов», Вальдшнеп («Окольцованный в Париже»), «Минино»(«Не могло бы такое приснится»), «Как будто книгу памяти листая», «В краю, где подзолы и глины», Петропавловское («Судьбы- высокая гора»), «Это родины добрая сила», «Как лекарство от боли сердечной», «Улыбнись. Душа моя живая», Вологодский мотив (Покажется: здесь и душа отдыхает»), «Иней на землю ложится», «Зима придет - дела пойдут на лад», «Всего ишь человек», «Снова я уступаю надежде», Зимнее солнце («в годы несытого быта»), «Эти ризы небесного цвета», «Сегодня вынос плащаницы», «Мне всегда казалось: это было», «И памятник придумывать не надо». Стихи, Пермь, «Литературная Пермь». 2013, № 12-13, с. 13-21.

«Царская была церковь, Романовская», исторический очерк о Феодоровской церкви, Киров, «Романовы и Вятский край», к 400 летию династии Романовых, 2013, с. 80-111.

Край великих холмов и оврагов, Памяти П. Барсукова (Не могло бы такое приснится»), Вальдшнеп, стихи. Литературный журнал Луч» № 9-10, 2013., Ижевск, с. 67-68.

«Обитель». повесть, Пермь, «Литературная Пермь», 2014, № 14-15, с. 184-223.

«Тяга к родине», «Перемолчи пустые разговоры», «Далеко ли уйдешь от порога», «Кандальный звон от дальнего острога», «Сказание («На Руси –затишье перед бурей»), Вальдшнеп («Окольцованный в Париже»), Памяти В.А. Никифорова-Волгина («Это дается по праву»), стихи Йошкар-Ола, «Литера», 2014, № 2, с. 44-47.

«В чистом поле ходит рожь», литературный очерк о поэте Анатолии Гребневе, Йошкар-Ола, «Литера», 2014, № 3, с. 137-145

«Обитель» повесть Йошкар-Ола, «Литера» 2014, № 4, с. 4-50, с илл.

Это родины добрая сила: Как будто книгу памяти листая», «Край великих холмов и оврагов», Минино и другие стихи. Самара, «Русское эхо», № 8, 2014, с. 34-38.

«Даровской СКМОЖ. Командировка через 30 лет», очерк о бойцах сводного комсомольского молодежного отряда в «Книге о сводном». П. Даровской, 1914, с. 35-38.

«Обитель» повесть» Самара, «Русское эхо» № 3, 2015, с. 158-211.

Как будто книг памяти листая», В краю, где подзолы да глина», «Это родины добрая сила», «Зима придет – дела пойдут на лад». Самара, сотый номер альманаха «Русское эхо». 500 золотых страниц. Том 2. 2015, с. 317.

«К сожалению, организаторы вечера смогли предложить время для его проведения на Страстной седмице, но Николай Пересторонин нисколько не затронул страстные чувства, всё прошло очень благопристойно, - отмечается в пресс-релизе. - Николай Васильевич - автор многих стихотворных сборников, его стихи отличает тонкая лиричность и философская направленность в духе Ф.Тютчева. В начале вечера автор представил свои стихи доправославного периода, посвященные маме, жене, природе Божьего мира. Через верующую маму Н.Пересторонин пришел к вере, так как она просила сына писать ектении о здравии и упокоении, потому что сама плохо писала, окончив только 1 класс церковно-приходской школы. Любопытно, что старшие собратья по литературному цеху советовали Николаю Васильевичу для того, чтобы его стали публиковать, сочинить несколько так называемых «паровозов» (стихотворений на тему коммунистической партии, трудовых свершений в духе официальной советской пропаганды). Ему тогда пришлось написать пару "паровозов", которые автор представил на своем вечере, но в них совсем нет елейного пафоса, а присутствует человеческая интонация.