1 типология семьи особенности и функции. Типология семьи

В современном мире нет единого типа семьи. По критерию управления выделяют:

-тотемический клан, характеризующийся верой в общего предка, сохранением группового брака, отсчетом происхождения по матери;

-домовая община - проживание совместно нескольких поколений под женским или мужским управлением;

-патриархальная семья – глава, которой (чаще старший мужчина, но бывают и исключения) является единственным владельцем имущества и поэтому распорядителем и управителем всей жизни семейной общины, объединяющей под одной крышей несколько поколений. Функциональные обязанности в такой семье четко определены и традиционны, поэтому такую форму семьи называют также «традиционной»;

-неотрадиционная семья – это трансформация патриархальной в современных условиях. Она отличается от традиционной патриархальной тем, что сохраняется установка на мужское лидерство и разграничение мужских и женских обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд;

-эгалитарная семья – это уже реальная, но пока не доминирующая форма управления современной семьи. Для такой семьи характерны следующие черты:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;

б) взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»);

в) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

г) эмоциональная насыщенность отношений.

По критерию структуры выделяют семьи:

-расширенная семья включает представителей не менее трех поколений родственников: прародители – дедушка и бабушка, родители – отец и мать, дети (внуки) – сыновья и дочери (внуки и внучки), иногда бывают правнуки, реже и праправнуки. Неполная расширенная семья чаще всего образуется после смерти одного из старших родителей, когда оставшийся одиноким объединяется с семьей сына или дочери.

-нуклеарная (лат. Nucleus- ядро). состоит из двух поколений – родителей и детей. В Европе нуклеарных семей около 80%, в России – около 60%.

-неполной называют семью без одного из родителей. Чаще всего это послеразводная семья, но очень распространенным явлением в 20-м веке стала семья матери-одиночки.

По критерию детности выделяют:

Семьи бездетные – это молодые семьи до рождения первенца, а также супружеские пары не имеющие возможности иметь детей или не желающие ими обзаводиться. Таких в России в настоящее время более 15%, но есть тревожные данные о росте этой категории.

-однодетные семьи – также трудная проблема для любого общества, поскольку такие семьи не обеспечивают даже простое воспроизводство. В России таких семей около половины, что и является основной причиной начавшейся в 90-е годы депопуляции. -малодетными называют семьи с двумя детьми. Это вторая по величине группа российских семей. Что касается семей

-многодетных, то есть разные мнения о точке отсчета количества детей для причисления к этой категории. Одни считают, что многодетность начинается с трех детей, а администрация некоторых городов даже выдает таким семьям удостоверение о многодетности и назначает некоторые льготы. Если считать по этой методике, то многодетных в России больше 10%. Однако большинство исходит из установленного еще в Советском Союзе критерия многодетности – пять и больше, за что мать в те времена награждалась медалями и орденами. Этому показателю соответствует чуть больше 1% семей.

По критерию социального положения супругов, семьи могут быть:

- гомогенными (гомогамными), где супруги имеют одинаковое социальное происхождение и социальное положение;

- гетерогенными (гетерогамными), если брак был неравным - по возрасту, этнической, конфессиональной принадлежности или другому социально значимому признаку.

Социологи также делят семьи на родительские, т.е. семьи происхождения и прокреационные, т.е. созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому основанию - пол, возраст, отношения родства, а также по числу занятых, по социальной и национальной принадлежности и другим показателям. Эта классификация позволяет вычислить некоторые обобщающие показатели:

Долю неполных семей;

Долю семей простых и сложных,

Семьи бездетные и многодетные, что важно при разработке социальных программ и социальной политики в целом.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Функции семьи не являются чем-то неизменным, раз и навсегда установленным. Некоторые их них можно рассматривать как причину самого возникновения семьи, с ними семья началась и они будут существовать пока существует семья. Другие возникают на определенном этапе развития семьи и со временем могут заметно изменяться в зависимости от изменений в самом обществе. Из достаточного многообразия можно выделить некоторые функции присущие современной семье независимо от уровня развития и особенностей разных обществ. К универсальным функциям семьи относятся:

- репродуктивная функция – рождением детей семья поддерживает биологическую непрерывность не только самой себя, но и общества. Сбой в выполнении этой функции приводит к прекращению существования семьи и вымиранию общества;

- социализации личности (воспитательная функция) – семья поддерживает культурную непрерывность общества. Она осуществляет социализацию молодого поколения, дает социальное положение своим детям, определяет жизненную карьеру ребенка. Педагоги и психологи утверждают, что формирование гармоничной личности требует наличия стабильной семьи. Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

- детоцентризм – ложно понимаемая любовь к детям, потакание их капризам, что приводит к избалованности, отсутствию понимания запретов и обязанностей, чувства долга, в том числе перед родителями. Чаще всего – это семья с одним ребенком, которого родители, дедушки-бабушки оберегают от трудностей и неприятностей

-профессионализм – свои обязанности родители сводят к материальному обеспечению ребенка. Воспитывать, по их мнению, должны профессионалы педагоги и воспитатели (в детском саду и в школе). Результат такого подхода – выключенность из жизни друг друга, взаимное непонимание, а часто и нежелание понимать друг друга;

-прагматизм – ориентация личности ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами, выработка у детей навыков практичности, умения устраиваться в жизни. В условиях перехода к рыночным отношениям существует опасность преувеличения привлекательности такого подхода и усиления такой прагматической тенденции в семейном воспитании, когда именно эта модель начинает расцениваться на уровне обыденного сознания как наиболее адекватная новым условиям, как стратегия выживания.

Можно упомянуть также о четырех тактиках семейного воспитания: диктаторской, невмешательской, избыточной опеке и сотруднической, которые выделяются смежной социологии наукой – педагогикой.

- хозяйственно-экономическая (экономическая и хозяйственно- бытовая) функция включает прежде всего совместное производство материальных благ и услуг семейным коллективом. Однако, в современных условиях эта часть функции наблюдается только у незначительной части семей, а именно тех, которые имеют семейный бизнес – торговый, фермерский, ремесленный и т.д. Большинство трудоспособных граждан зарабатывают средства к жизни трудом в общественном (государственном или частном) секторе и тогда экономическая функция сводится к составлению и выполнению семейного бюджета, организации семейного потребления. Хозяйственно-бытовая функция заключается в распределение домашнего труда, уход за жилищем, другие стороны организации быта;

- рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление) подразумевает восстановление физических и духовных сил, взаимопомощь членов семьи друг другу, поддержание здоровья, организация отдыха, удовлетворение эмоциональных потребностей, предотвращая тем самым дезинтеграцию личности. В современных условиях, когда индивид часто оказывается в стрессовых ситуациях, получая запредельные эмоциональные и психические нагрузки, только семья способна снять напряжение, выполняя психотерапевтическую роль;

- регулятивная функциясостоит в обеспечении и гарантии первичного социального контроля – моральной и социальной регламентации поведения членов семьи, а также реализации власти и авторитета в семье.

- социально-статусная функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества и семьи. Каждый индивид получает в качестве предписанного статуса такие позиции как национальность, социальное происхождение, что в большой степени влияет на выбор жизненной карьеры. То есть семья обязательно формирует стартовую позицию каждого в соответствии с устоявшимися в ней стандартами и имеющимися у неё возможностями.

Кроме этих всеобщих и универсальных функций некоторые авторы выделяют:

-медицинская функция, смысл которой, в профилактике заболеваний, соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков (другие считают все это частью рекреационной функции); -досуговая функция состоит в организации рационального использования свободного времени в интересах гармонического развития всех членов семьи. Речь идет о совместном отдыхе в выходные и праздничные дни, в период отпусков и каникул, а также о сформированной эстетической потребности - посещение музеев, театров и др., а не диван, телевизор и пиво. В большинстве схем это тоже часть рекреационной функции;

-гедонистическая функция (греч.hedone – удовольствие) – то счастье, удовольствие, наслаждение, любовь, которые человек получает в семье. Это и любовь между молодыми людьми, приводящая к созданию семьи, и любовь между супругами, семью укрепляющая, и рождение желанных и любимых детей, и радость от общения с ними.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ.

Семья как социальный институт – изменчивая общность, проходящая ряд этапов своего развития от начала времен до современности. Но и отдельная семья проходит ряд этапов от своего образования до прекращения существования. Временное измерение семьи обозначается понятием «жизненный цикл семьи». Обычно жизненный цикл измеряют начиная с момента образования семьи, заключения брака в той или иной форме. Однако, по мнению некоторых социологов-фамилиеведов, семейная жизнь – это вершина огромных усилий, предпринимаемых супругами задолго до заключения брака. Семья – это не начало, а середина пути семьи.

Появлению семьи предшествует более или менее длительный процесс «примерки», моральной подготовки к семейной жизни, накопление жизненного опыта. Поскольку в наше время женятся-выходят замуж чаще после 20 – 25 лет, то времени от подросткового возраста, когда пробуждается осознанный интерес к противоположному полу, до создания семьи проходит достаточно много.

Начинается этот путь со знакомства . Существует три основных формы знакомства:

1) самостоятельно, по данным опросов ВЦИОМ знакомятся с будущими спутниками жизни около 60%;

2) через формальных посредников (брачное агентство) знакомятся менее 1%;

3) через неформальных посредников (родители, друзья – ок.10%, сослуживцы – 9%, свахи – 5%).

Где происходит самостоятельное знакомство:

Совместная работа – 15%,

Совместная учеба - 11%,

Совместный отдых и развлечения – в походе 13%, на юге -8%; в баре, на дискотеке, в парке – 7%;

В транспорте – 7%,

На свадьбах, юбилеях, поминках - 5%.

В европейских стран, где брачное знакомство – дело личное и есть заметное влияние родственников и сотрудников-сослуживцев. На Востоке наиболее популярным, во всяком случае до недавнего времени, был институт брачных посредников профессионалов (сваха-ханума), проверенный веками и тысячелетиями. Дело в том, что на Востоке выбирают всегда родители, поскольку это слишком серьезное дело, чтобы доверить его молодому, часто неопытному во всех смыслах жениху. На Западе, не только жених, нои невества может искать, выбирать, просить познакомить.

Ухаживание в русской и западноевропейской европейской традиции играет важную роль в укреплении взаимных чувств. Оно выражается в оказывании внимания возлюбленной, чтобы добиться еще большего расположения. Это самый романтический этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые супруги. Как правило, ухаживание снижается после первых месяцев супружества, а через несколько лет вообще сходит на нет. Ухаживание выполняет несколько функций, в этот период молодые люди узнают друг друга, учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания.

Роль социальной практики ухаживания социолог С.Голод объясняет так: «Распространение ухаживания явилось и причиной, и следствием эмансипации детей от родителей». Надо, правда, признать, что ухаживание юноши за девушкой – это процесс ассиметричный (девушка не ухаживает за юношей) и альтернативныйинституту сватовства (при выборе избранницы родителями). Возникновение ухаживания свидетельствует о значительном продвижении общества от традиционного к современному.

Следующий этап в добрачном поведении – сватовство (не как знакомство через посредника, а как обряд предложения брака). Обычно жених сам, реже с родителями или с ближайшим другом, наносит визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть праздничный костюм и явиться с цветами. Жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит её руки». Если родители согласны на брак, то отец невесты соединяет руки дочери и будущего зятя. Далее договариваются от объявлении помолвки.

Помолвка - это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Помолвленные обменивались кольцами. С момента помолвки девушка – теперь невеста могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь пересудов. Женихмог приходить в дом невесты в любое время беспрепятственно. В этот день родители жениха и невесты договариваются о проведении предстоящей свадьбы. Раньше большую часть расходов несли родители невесты. В наше время решают в соответствии с возможностями каждой семьи.

По старинному обычаю накануне свадьбы устраиваются девичник и мальчишник – вечер перед свадьбой, когда невеста с подругами, а жених с друзьями прощаются с холостяцкой жизнью.

Свадьба. По российским обычаямв день свадьбы жених приезжает за невестой, но требуется заплатить « выкуп» младшим родственникам невесты – конфетами, деньгами. Затем следует регистрация в ЗАГСе, после чего жених с невестой могут ехать в одной машине, совершают круг почета по городу, возложение цветов к какому-нибудь мемориалу и приглашают на свадебное застолье. Возможны другие детали и варианты в разных регионах, но везде на свадьбах произносят тосты и дарят подарки молодоженам и их родителям.

Итак, семья родилась и начинается жизненный цикл семьи как последовательность социальных и демографических состояний от момента образования до прекращения её существования.

Типичная семья в течение своей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла. Дж.Бернард и Л.Томпсон выделяют 8 стадий:

1) начало семьи, семейная пара без детей 2 года;

2) рождение детей и уход за ними 2,5 года;

3) семья с дошкольниками 3,5 года;

4) семья с детьми-школьниками от 6 до 13 лет 7 лет;

5) семья с подростками 7 лет;

6) семью покидают дети, создающие свои семьи 7 лет;

7) «пустое гнездо» - до выхода на пенсию 13 лет;

8) пожилая семья (оба пенсионеры) 16 лет и более, до смерти супругов.

Самые напряженные и интенсивные – 2 и 3 стадии (мать с детьми). На поздних стадиях на первый план выходит забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.

Другие социологи выделяют всего 4 -5 стадий. Например, Н.Римашевская:

1) рост семьи (от заключения брака до момента рождения последнего ребенка). Делится на два полупериода: а) от начала брака до рождения первенца (2,5 года) и б) от рождения первого до момента рождения последнего (2,5 – 12 лет);

2) период «стабильности» - от рождения последнего ребенка до выделения одного из взрослых детей (12 – 17 лет);

3) период «зрелости» - от выделения первого до отделения младшего (17 – 30 лет);

4 – период «затухания» - от выделения последнего из взрослых детей до смерти обоих супругов. Здесь снова два полупериода – «до» и «после» смерти одного из супругов (30 лет и более).

Чаще других предлагается упрощенный вариант:

1-я стадия – «бездетная»;

2-я «дошкольная» - от рождения первенца до его поступления в школу.

3-я «школьная» – от поступления в школу первого до её окончания последним.

4 -я«затухание» – выделение из семьи детей.

5-я «пустое гнездо» - от выделения из семьи последнего из детей до смерти супругов.

Понятно, что эти схемы – не более чем ориентир, поскольку любой из этапов может быть большим или меньшим по продолжительности, некоторые вообще могут отсутствовать, если, например, семья будет бездетной, или взрослые дети в патриархальной семье не отделяются от родителей.

По данным социологических исследований, до 80% первых детей появляется в семье в первые два года её существования, а еще 10 – 12% в последующие 3 – 4 года. В целом процесс деторождения занимает от 5 лет (у 1/3 семей) до 10 лет у большинства семей. В демографической структура семьи 32% составляют бездетные, в том числе молодые, только что созданные семьи; те, в которых супруги не могут иметь детей по состоянию здоровья; а также семьи, которые осознанно отказались обзаводиться детьми.

К характеристикам жизненного цикла семьи относится также показатель обеспеченности семьи на разных этапах её существования:

1-я фаза (0 – 17 лет) делится на две – а) высокий статус и доход, складывающийся за счет заработков родителей, которые компенсируют временное выбытие женщины из производства при рождении ребенка и б) снижение статуса и дохода, поскольку родители уже выбыли из общественного производства, а женщина не всегда включилась в него.

2-я фаза – рост социального статуса (17 – 22 года) – активное включение в производство не только женщины, но и взрослых детей.

3-я фаза – снижение социального статуса (семье 22 – 35 лет) по причине выбывания взрослых детей, образующих свои семьи, помощь родителей этим детям (см. 1-ю фазу), выход на пенсию.

4-я фаза - затухание трудовой активности (35 лет и далее).

В современном российском обществе заметно усилилась роль родителей в формировании молодой семьи и поддержания ее материального положения. Часто родители превращаются в кормильцев молодых супругов, так как доход родителей в полтора – два раза выше заработка молодых супругов. Более половины семей начинает жизнь не в собственном жилье, а в родительском доме, еще значительная часть в съемных квартирах, которые оплачивают родители. Улучшение жилищных условий происходит к 10 – 15 годам брака, когда семья, наконец строит или покупает отдельную квартиру.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Целями семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители для детей – это жизненный идеал. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса:

2) учителей;

3) друзей.

Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Типология семьи по количеству детей: бездетная или инфертильная семья; малодетная семья; многодетная семья.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов.


Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Типология по стилям семейных взаимоотношений: семья с попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений.

Значение семьи в воспитательном процессе имеет огромное значение, поскольку именно семья способна удовлетворить практически все потребности человека в развитии и сохранении личности.

Существуют следующие стили семейного воспитания: состязательный, попустительский, рассудительный, предупредительный, гармоничный, сочувствующий, контролирующий.

Формирование стилей семейного воспитания ребенка происходит в результате действия разных факторов (объективных или субъективных). На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние следующие факторы:

1) общественное мнение;

2) уровень нравственности семьи;

3) степень доверия научно-педагогической литературе;

4) темперамент родителей и близких родственников;

5) традиции семьи;

6) межличностные отношения родителей.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога и социального работника отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога и социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка, успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающие адаптивные способности этих семей. Они проявляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу и социальному работнику необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога и социального работника. В зависимости от характера проблем специалист оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семья, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога и социального работника с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Семья воспитывает нового человека совместно со школой и всей широкой общественностью. В этом громадная ответственная и почетная задача семьи.

Имеются еще семьи, в которых болезненная, уродливая обстановка тяжело отражается на детях. Мы имеем в виду прежде всего ненормальные отношения, существующие в некоторых семьях между членами одной семьи, в частности между супругами. Эти отношения нередко приводят к разводам, а вместе с тем - к разладу в семье. Если же в такой семье мужу и жене и удается сохранить видимость семейных отношений, то их внутренняя отчужденность, неприязнь друг к другу, постоянные ссоры и упреки делают жизнь детей в этой недружной напряженной обстановке чрезвычайно тяжелой и обычно коверкают нормальное развитие ребенка.

Отношения между мужчиной и женщиной, будучи совершенно свободными и добровольными, складываются различно. Мы не собираемся агитировать против разводов вообще. Но мы хотим заставить родителей задуматься над тем, как болезненно отражаются на детях неполадки в семье, как страдают дети, лишенные домашнего уюта, домашней теплоты. И наоборот, мы хотим показать, что правильное воспитание ребенок может получить только в хорошей, дружной семье.

Наблюдая жизнь семьи, ребенок сталкивается с тем, что по утрам все старшие уходят на работу. …Он видит, как все торопятся попасть на работу вовремя, какими иногда усталыми, но в то же время довольными собираются вечером дома. Постепенно ребенок начинает понимать, что все взрослые делают где-то «там», за дверями своей квартиры, какое-то очень важное дело, что когда он, малыш, подрастет, он обязательно тоже будет работать.

Родители должны всячески поощрять в детях стремление к труду, внушая им при этом особое уважение к учебе, которая должна предшествовать самостоятельной работе. Неправильно связывать у ребенка представления о труде только с необходимостью заработка, с деньгами. Необходимость труда должна быть показана ребенку прежде всего как почетная общественная обязанность каждого человека.

Не следует, однако, скрывать от школьников экономическую сторону жизни семьи: отец, мать, старшие, работая, получают за свой труд деньги, то есть средства к существованию.

Ребенок старшего дошкольного, а тем более школьного возраста, должен знать, что всякая вещь, которая приобретается в семье: новый фарш, радиоприемник, ботинки, велосипед или что-либо другое, так же как и развлечения, поездки за город, организация праздника, елки - все это стоит денег, добываемых напряженным трудом взрослых.

Ребенок должен хорошо знать и то, что в семье есть какая-то ограниченная сумма этих средств и что если сейчас, например, купили старшему брату велосипед, значит, с радиоприемником приходится подождать. Это приучает детей ценить вещи, которые они получают, приучает ограничивать свои желания, подчиняя их общим интересам и потребностям семьи.

Сознание необходимости вносить свой посильный труд в жизнь семьи должно быть воспитано с самого раннего детства, чтобы в школьном возрасте у подростка даже не возникали вопросы о своих трудовых обязанностях в семье. Если порученная работа выполнена ребенком не блестяще, но он действительно приложил к ней свое старание, мать или отец незаметно докончат уборку стола или починку табуретки. Важно, чтобы дети стремились взять на себя часть домашнего труда.

Конечно, родители не должны обременять ребенка непосильными работами. Не следует также отрывать ребенка от чтения, игры, занятий для выполнения несрочных поручений. Детям необходимо знать свои трудовые обязанности семье, но выполнение их не должно идти в ущерб ни здоровью, ни занятиям, ни отдыху.

Одной из главных ошибок, которую родители допускают в отношении детей, ошибка «любимчиков». «Любимчики» прекрасно понимают свое преимущество и откровенно им пользуются, презрительно относясь к братьями и сестрам. Любимчик чуть не до пятнадцати лет считается «маленьким», его освобождают от домашних работ, его освобождают от домашних работ, ему прощается то, за что остальных наказывают, его оберегают от заболеваний, ибо он «слабенький», и поэтому особенно заботливо одевают и кутают. Боясь переутомления, его стремятся освободить от школьных занятий, разрешают пропускать уроки, а главное, требуют, чтобы все остальные также видели в нем маленького, во всем всегда ему уступали и для него отказывались бы от своих привычек и желаний.

Совершенно очевидно, что кроме озлобления, зависти и досады такое неравенство в отношении к детям ничего не приносит. При этом дети «нелюбимые» нередко стремятся использовать привилегированное положение любимчика для достижения тех целей, к которым прямо идти они могут. Истории с любимчиками имеют ряд вариантов. Так, мы знаем семьи, где у отца один ребенок любимый, у матери другой. Неравное отношение к детям грубо нарушает самые основные принципы воспитания. Не менее вредно сказывается разнобой во взглядах и требованиях отца и матери. Отец желает воспитывать ребенка в строгости и подчинении, мать, наоборот, чрезмерно балует ребенка.

Не меньшим злом является чрезмерная избалованность детей, которая приводит к распущенности и эгоизму. Чаще всего с таким явлением мы встречаемся также в семьях с единственным ребенком. Удовлетворить пресыщенного удовольствиями маленького повелителя с каждым днем становится все труднее и труднее, и ребенок начинает искать утешения в нездоровых развлечениях и забавах. Он мучит животных, озорничает, но больше всего упражняется в издевательствах над своими домашними.

Видя ребенка постоянно недовольным и капризным, взрослые ищут причину его нервозности в утомлении. Они хотят избавить его от лишней нагрузки и доходят порой до того, что сами выполняют за ребенка заданные ему в школе уроки. Под всяким предлогом разрешают пропускать занятия и не ходить в школу. Такая неразумная заботливость приводит к еще большей распущенности ребенка. Разрушает авторитет школы и губит всякие основы дисциплины.

Благодарен ли такой ребенок взрослым за их работу, уход и внимание, ценит ли, уважает ли он свою семью? Нет, он ее не ценит, так же как не ценит дорогих игрушек. Взрослые лишь выполняют свою обязанность - так он расценивает заботы родных. И когда этот мальчик, развившись умственно, посмотрит трезво на свою семью, он тем более не сможет уважать и любить ее. Если же он не осознает всего уродства полученного им домашнего воспитания, то так и останется «маленьким сынком», которого никто не любит в школе и который ни с кем из товарищей подружиться не может. В результате может вырасти оторванный от общества, лишенный друзей и товарищей, одинокий в жизни человек, с безрадостным детством без каких бы то ни было стремлений и идеалов в юности, утомленный и разочарованный жизнью в 16-18 лет, черствый эгоист и скептик.

К счастью, школа, с ее здоровыми товарищескими отношениями, с ее кипучей учебной и общественной жизнью, чаще всего резко встряхивает такого баловня и воспитывает в нем другие качества. Однако в этом случае ребенок переживает резкую ломку в своих отношениях к близким, еще резче выступает разница между школой и домом, от которого он начинает удаляться тем скорее, чем скорее привыкает к школе.

Во многих семьях ребенок после школы обычно бывает предоставлен самому себе. Короткие встречи родителей с ребенком обычно проходят в ласках и играх. Вся воспитательная ценность семьи, ведущей разнообразную трудовую и общественную жизнь, сведена на нет. Свое невнимание к детям такие родителя объясняют обычно чрезмерной занятостью производственной и общественной жизнью. Ребенок предоставлен себе или соседке - «она за ним присмотрит». А что он делает - это вообще родителей мало волнует. Они уверены в том, что ребенок чем-то занят, как-то и с кем-то играет, наверное, что-то читает и где-то гуляет. Никакие ссылки на занятость производственной и общественной работой не могут оправдать невнимания родителей к воспитанию детей.

При любых условиях родители вместе (или по очереди) обязаны ежедневно выделять хотя бы один час для детей. Этот один час имеет громадное значение, и родители должны выкраивать его, несмотря на всю свою занятость. Это их священная обязанность. Тогда устанавливаются и крепнут связи, которые являются залогом будущей большой дружбы между детьми и родителями, столь необходимой и тем, и другим, в которой с течением времени больше будут нуждаться родители, чем дети.

Часто причиной напряженной атмосферы в семье являются нездоровые отношения между взрослыми, в особенности между родителями.

Всем должно быть совершенно ясно, что дети особенно болезненно переживают всякие, даже незначительные, разногласия между родителями. Многого дети не понимают. Это незнание истинных причин родительских ссор заставляет детей нередко еще болезненнее чувствовать, что кто-то из родителей сделал нехорошее, а что именно - непонятно; другой его грубо упрекает, - может, он и сам виноват? Теряясь в догадках, дети не знают, кто прав, чувствуют напряженность отношений, видят угрюмые, огорченные лица, слышат раздраженные, обидные слова и тяжело переживают ссоры между любимыми, родными людьми.

Конечно, в жизни семьи, в жизни взрослых встречаются трудности, бывают споры, возникают вопросы и очень интимные, и очень тревожные. Но как бы то ни было, дети должны быть избавлены от роли свидетелей и наблюдателей тех конфликтов, которые порой приходится переживать взрослым. При всех трудностях бытовых условий родители не имеют права разрешать свои споры в присутствии детей, а тем более с их участием. Дети, являющиеся свидетелями таких сцен, постепенно теряют уважение к родителям, не верят их любви друг к другу, а потому подвергают сомнению все их замечания. Обычно в таких семьях дети иронически относятся ко всяким призывам к культурности, выдержанности, вежливости и прочим хорошим правилам.

Среди семейных конфликтов, болезненно отражающихся на детях, совершенно особое место занимают разводы. Для того, что бы понять всю глубину горечи, а иной раз и настоящую драму, которую переживает ребенок при разрушении семьи, необходимо помнить, что для ребенка его отец, мать, братья, сестры представляются неразрывно связанными. Из рассказов ребенок знает, что когда-то давно, когда его еще не было, мать и отец жили в разных местах и не были женаты. Поженились - значит стали жить вместе. Теперь есть дети; и вот вся семья - эти трое - четверо - пятеро людей - в сознании ребенка представляют одно крепкое целое.

Известно, как тяжело дети переживают смерть близких. Но в этих случаях, перенимая от взрослых их отношение к обрушившемуся на семью несчастью, дети смотрят на смерть, как на свалившееся на них горе, в котором никто из окружающих не виноват.

Смерть родного человека, как бы тяжело она ни переживалась, - все же явление естественное и постепенно сглаживается в памяти ребенка. Дети слышат, как вспоминают покойного и как обычно хорошо о нем говорят.

Совсем не то происходит, когда отец или мать сами покидают семью. Ребенок впервые оказывается перед фактом, то одно целое, которое казалось ему нерушимым, вдруг развалилось. Отец или мать - это, оказывается, случайные люди, как любые чужие люди, живущие в квартире. Отец или мать могут уйти из семьи так же, как домработница, как учительница в школе, переменить семью так же, как меняют место жительства. Это само по себе большое открытие заставляет ребенка по-новому смотреть на людей, на семью. Спросить у кого-нибудь ребенок не решается, так как, не понимая еще хорошенько, в чем дело, он чувствует какую-то большую неловкость, а иногда и стыд, который не позволяет ему вместе с другими детьми гордиться своим отцом (матерью), его работой, заслугами - всем тем, что до сих пор оставляло предмет детской гордости.

Происходит громадная, скрытая от взрослых работа мысли над неразрешимой задачей: почему это произошло? Здесь нет неизбежной причины, здесь не какая-то болезнь или случай унесли отца (мать). Нет, они живы, здоровы, со всеми такими близкими чертами, такие до глубины свои, и вот они вдруг оказываются чужими. Идет переоценка личности отца (матери), идет борьба между чувством к отцу и матери. Эта непосильная для детской психики работа, чувство неловкости за любимого человека, какое-то смутное ощущение чего-то нехорошего, происходящего с семьей, сознание того, что все вокруг непрочно и непостоянно, чувство потери любимого, близкого человека резко меняет весь облик ребенка, нарушает его обычную и спокойную жизнь, нарушает аппетит и сон, меняет обращение с товарищами. Ребенок становится рассеянным, печальным, очень вспыльчивым, без видимой причины лезет в драку или заливается слезами, становится задумчивым и угрюмым. Но, что еще тяжелее, он часто меняет свое отношение и к оставшемуся родителю.

Нам важно выделить только элементы, наиболее существенные в педагогическом отношении, которые дали бы нам возможность понять то, что совершается в этом органе воспитания, и наметить пути жизненного решения этого вопроса.

Прежде всего мы должны отметить в понятии семьи характер коллектива, хотя и сравнительно малого коллектива. Этот коллектив создался на естественной почве жизненной связи и объединен прежде всего основной целью совместной борьбы за существование. Цель эта, конечно, не единственная, но она - в особенности для массовой семьи - является той подпочвой, на которой вырастают и иные цели. В этом заключается первая сторона семьи, существенная в педагогическом отношении. Нет общества без индивида, но и индивид как человеческая личность мыслим вообще только в обществе и на почве общения. Жизнь в коллективе, открывающем возможность нормального общения с другими, есть не только явление, вытекающее из инстинкта общественного животного, но и неотъемлемое условие всякого воспитания. Воспитание предполагает общение и взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, воспитателя и воспитанника. Так как общество является основным средством воспитания, то вполне естественно, что в истории человечества везде, где возможно говорить о воспитании, эту миссию выполняла минимальная общественная ячейка, семья.

В течение первого года и вообще в первые годы жизни уход за ребенком представляет одну из самых важных сторон…воспитания. Самым могущественным двигателем для развития чувства в этот период служит подражание. Наилучшая воспитательная среда для ребенка - постепенное общение с матерью, в том случае если мать остается для него кормилицей и няней.

В развитии такого чувства имеют наибольшее значение два момента, анализ которых одинаково важен для нашей цели. Прежде всего у ребенка, который кормится грудью совей матери и пользуется ее материнскими заботами и уходом, устанавливается прочная ассоциация между образом матери и приятными чувствами, которые он испытывает, утоляя голод или избавляясь благодаря ее уходу от множества других неприятных ощущений. Весь акт кормления ребенка с его аксессуарами, с материнской лаской составляет один из самых высших источников детского наслаждения и один из сильнейших стимулов в деле развития начинающихся высших чувств… из этого физиологического источника сближения матери с ее ребенком вырастают будущие чувства человеческой солидарности и альтруизма. Но в материнском уходе за ребенком есть и другая, гораздо более важная сторона. Как известно, материнство, даже у животных, пробуждает альтруистические чувства, которые в другое время животные вовсе не проявляют. В человеческом же существе материнство возбуждает все умственные и нравственные стороны и призывает к жизни все высшие качества, которыми одарена данная личность. В отношении силы чувств из двух родителей женщина занимает первое место, потому что отличается безусловно высшим развитием чувства, чем у мужчин. Это различие становится еще более заметным в период материнства; в эту пору человеколюбие и бескорыстие женщины поднимается на высоту, едва доступно для мужчины. И если только мать остается кормилицей и няней своего ребенка, то умственное и нравственное его развитие наиболее обеспечено в постоянном общении с таким высоким образцом.

Многие волевые движения ребенка суть движения подражательные… В развитии же чувства подражание играет наиболее важную роль и, может быть, составляет единственный внешний источник нравственного развития. Если для интеллектуального развития ребенок организует себе игры, то для развития сложных форм чувства ничего подобного не существует. Все это показывает действительно важное значение присутствия у колыбели ребенка существа, которое охвачено высшими человеческими побуждениями и порывами и потому может служить наилучшим орудием развития чувства ребенка. Таким образом, задача матери гораздо выше, чем обыкновенно понимают ее. Если же принять во внимание важность и значение чувства в психическом прогрессе человека, то только тогда представится в надлежащем свете роль матери и роль женщины как представительницы материнства.

2.2 Типология семей

Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина - владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи - мужчина);

2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда - эксплуататорский характер);

3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

1) патриархальная семья (основная функция - хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

2) детоцентристская семья (важнейшая функция - воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

3) супружеская семья (ее основная функция - эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Типологии по различным основаниям:

1) в зависимости от состава семьи: нуклеарная - родители и дети; расширенная - родители, дети и другие родственники; неполная - один из родителей отсутствует;

2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);

3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:

Нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;

Расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

Неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.

Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.

Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».

Менталитет русской диаспоры в странах Балтии

Так как конкретные формы существования диаспор весьма разнообразны, то на первый взгляд затруднительно определить их типологические признаки. Это на самом деле так...

Многодетные семьи (на примере Ярославской области)

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: 1) семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи)...

Нация и этнос

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном...

Отношение христианских догматов к семье, браку, разводу и регулированию рождаемости

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям: 1) по форме брака: а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной); б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов); в) полигиния (брак одного мужчины с...

Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин

В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей, но все они характеризуются следующими признаками: по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная; по составу: неполная...

Социализация личности

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общении с другими людьми. B табл. 3...

Социальная коммуникация

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи: 1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности...

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: - семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи)...

Социальная работа с многодетными семьями

Что понимается под понятием "многодетная семья"? Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной. Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи...

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные...

Социальная работа с неблагополучными семьями

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: - деструктивная семья; - дисфункциональная семья; - семьи группы риска; - негармоничная семья. Проблемы...

Социально-психологические особенности многодетной семьи

В литературе по психологии, педагогике, социологии существует достаточно много различных классификаций семей по различным основаниям: полные, неполные, благополучные, проблемные и т.п. Из множества типологий семьи (психологические...

Социально-экономические проблемы современной семьи

Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы. Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой...

Теоретические основы социальной работы по охране семьи

Наиболее распространенный тип -- нуклеарная семья (от лат. nucleus -- ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Она может быть полной и неполной -- с одним родителем с детьми. Таких семей около 13%...

Традиционное общество и общество модерна

Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию...

По количеству брачных партнеров :
1) моногамная семья – один муж и одна жена;
2) полигамная семья:

  • полиандрия – многомужество;
  • полигиния – многоженство.

По количеству поколений :

  1. простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети);
  2. сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети).

По целям и характеру партнерских отношений :

  1. традиционная семья – характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, творчества, свободы, привязанности к быту, наличием собственнических инстинктов. Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться;
  2. зависимая семья – также характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных комплексов, зависимостей, патологических привязанностей и т. д. Основной целью такой семьи является удовлетворение психологических потребностей, избегание страха одиночества, ответственности;
  3. партнерская семья – характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах семьи обоих всех членов, стремление к открытости, к договору по спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной целью такой семьи является саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.

По критерию гармоничности :
1) гармоничная семья – характеризуется открытостью, творческим ростом и личностным развитием всех ее членов, теплыми эмоциональными отношениями между родителями и детьми;
2) дисгармонические психологические типы семей:

  • а«внешне спокойная семья» – характеризуется внешней уравновешенностью, за которой скрывается накопленная годами неудовлетворенность, преобладанием чувства ответственности над искренностью чувств;
  • «вулканическая семья» – характеризуются неуравновешенностью отношений: скандалы и разводы чередуются с признаниями вечной любви и объединением. Отношения открыты, спонтанность и эмоциональная неуравновешенность доминируют над чувством ответственности. Ребенок в такой семье живет как на пороховой бочке, даже когда все хорошо, он чувствует опасность, что приводит к невротизации;
  • «семья-санаторий» – характеризуется в повышенной тревожности за жизнь или здоровье одного из членов семьи, которая проявляется в ограничении обязанностей «драгоценного» члена семьи и увеличении обязанностей у остальных. Подобная забота приобретает форму культа. Приводит к физической и нервной перегрузке, неврозам;
  • «семья-крепость» – характеризуется внешней стабильностью, сплоченностью, против некой опасности, исходящей извне. Создается иллюзия полного взаимопонимания, выраженное «мы-чувство», за которой скрывается душевная пустота или нарушение сексуальных отношений. Жизнь семьи жестко регламентируется и подчиняется определенным целям;
  • «демонстративная семья, семья-театр» – характеризуется разыгрыванием друг перед другом спектакля, который призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию;
  • «семья – третий лишний» – характеризуется концентрацией внимания друг на друге, при игнорировании или скрытом неприятии ребенка;
  • «семья с кумиром» – характеризуется гиперопекой ребенка, которая скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом;
  • «семья-маскарад» – характеризуется несогласованностью жизненных целей и планов супругов непоследовательным воспитанием, нездоровой конкуренцией.