Государственно подобное образование как субъект международного права. К вопросу о международной правосубъектности государственно-подобных образований

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

1) территория;

2) постоянное население;

3) гражданство;

4) законодательные органы;

5) правительство;

6) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

К ним в первую очередь относят так называемые «вольные города» и свободные территории.

В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация.

Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии в 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство, скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

Как субъекты международного права

Государственно-подобные образования

Определœенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Οʜᴎ наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым ста­новятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные до­говоры.

В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан, Мальтийский орден и Святая Гора Афон. Поскольку данные образования боль­ше всœего походят на мини-государства и имеют почти всœе признаки государства, они получили название «государственно-подобных формиро­ваний».

Правоспособность вольных городов определялась соответствую­щими международными договорами. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 ᴦ. вольным городом был объявлен Краков (1815 – 1846 гᴦ.). По Версальскому мирному договору 1919 ᴦ. статусом «сво­бодного государства» пользовался Данциг (Гданьск) (1920 – 1939 гᴦ.), а в соот­ветствии с мирным договором с Италией 1947 ᴦ. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглаше­нием по Западному Берлину 1971 ᴦ., обладал Западный Берлин (1971 – 1990 гᴦ.). В соответствии с этим соглашением западные секто­ры Берлина были объединœены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), кото­рым была передана часть полномочий, к примеру, издание норматив­ных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями дер­жав-победительниц. Интересы же населœения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консуль­скими должностными лицами ФРГ.

Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столи­цы Италии – Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определœено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 ᴦ., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим доку­ментом Ватикан пользуется определœенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Вати­кан активно принимает участие в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), принимает участие в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирова­ние с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно принимает участие в международных отношениях, заключает договоры, обме­нивается представительствами с государствами, имеет миссии наблю­дателœей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организа­ций.

Святая Гора Афон (Афон) - ϶ᴛᴏ самостоятельное монашеское государство, расположенное на полуострове в Восточной Греции, в районе Халкидики. Оно находится во владении особого православного монашеского объединœения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. Органом управления Афоном является Священный кинот, в который входят представители всœех 20-ти монастырей Афона. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху. Въезд на территорию государственно-подобного образования запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. Паломникам для посœещения Святой Горы Афон крайне важно получить специальное разрешение – «диамонитирион». В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всœем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого в целях сохранения традиционного монашеского уклада жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Правосубъектность государственно-подобных образований»

Введение

Глава 1. Правосубъектность государственно-подобных образований, частично признаваемых государствами

1.1 Ватикан

1.2 Мальтийский орден

1.3 Вопрос о международном признании Южной Осетии и Абхазии

Глава 2. Правосубъектность образований с сомнительным статусом

2.1 Силенд

Заключение

Список литературы

Введение

В международных отношениях могут участвовать особые политико- территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

Данная тема является актуальной в силу того, что в современном мире имеется достаточно большое количество таких субъектов, как известных широкой публике, так и незнакомых. К первым можно отнести Южную Осетию, Абхазию, Приднестровье, Ватикан. Ко вторым Силенд, Свободный город Христианию.

Целью данной работы является изучение правосубъектности государственно-подобных образований. Для выполнения этой цели следует выполнить ряд задач:

1) Дать определение государственно-подобным образованиям

2) Изучить государственно-подобные образования по категориям и конкретным примерам.

Временные рамки, которые освещает данная работа, ограничены настоящим временем и описывают правосубъектность образований, существующих на момент написания работы, однако, для того, чтобы исследовать состояние данных субъектов, мы будем прибегать к историческому методу и изучать прошлое рассматриваемых объектов.

международное признание статус государственное образование

Глава 1. Правосубъектность государственно-подобных образований, частично признаваемых государствами

1.1 Ватикан

Ватикамн (лат. Status Civitatis Vaticanж, итал. Stato della Cittа del Vaticano, также встречается использование названия Государство-город Ватикан) -- карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia -- «место гаданий». Статус Ватикана в международном праве -- вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным (национальным), а проистекает из суверенитета Святого престола. Иными словами, его источник -- не население Ватикана, а именно папский престол.

Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме (включая и посольство Италии, которое, таким образом, находится в её собственной столице).

Святой Престол (не Ватикан) является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 года, сотрудничая с организацией с 1957 года. В июле 2004 года права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 года Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе.

История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет, несмотря на то, что официально государство Ватикан существует с 1929 года. Так как Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола, то его история напрямую связана с историей папства. В античности территория Ватикана («ager vaticanus») была не заселена, так как в Древнем Риме это место считалось сакральным. В 326, после приходахристианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина и с тех пор это место стало заселяться. Образовавшееся позднее Папское государство охватило большую часть Аппенинского полуострова, но в 1870 году было ликвидировано Итальянским королевством. В результате возник так называемый «Римский вопрос». Летом 1926 года между Папским престолом и правительством Бенито Муссолини начались переговоры для разрешения «Римского вопроса». Со стороны Папы переговоры вёл государственный секретарь Гаспарри; важную роль в серии переговоров, состоявших из 110 заседаний и длившихся три года, играл также юрист Франческо Пачелли, брат будущего папы Пия XII.

Три документа, составивших Соглашение между Италией и Святым престолом, были подписаны 11 февраля 1929 года в Латеранском дворце государственным секретарём Гаспарри и Муссолини. Латеранские соглашения остаются действующими. Италия признала суверенитет Папского престола над Ватиканом (Stata della citta del Vaticano) -- восстановленным Церковным государством площадью в полтора квадратных километра. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами. Конкордат в 44 статьях также регламентировал отношения между государством и Церковью в Италии: обеспечивал полную свободу Церкви и объявлял католическую религию государственной религией. Святой престол имел право устанавливать отношения с духовенством и со всем католическим миром. Представители церкви освобождались от военной службы. Назначение епископов -- прерогатива Святого престола (при отсутствии со стороны государства политических возражений). Святой престол признавал произведенную к тому времени секуляризацию церковного имущества. Церковное имущество освобождалось от налогов.

Конкордат был дополнен финансовым соглашением, согласно которому Италия обязалась выплатить Святому престолу 750 миллионов итальянских лир наличными и одновременно ассигновать пятипроцентный итальянский твердый государственный заём на сумму в один миллиард итальянских лир. Ватикан согласился оказывать поддержку Бенито Муссолини, вернулся в общественную жизнь, запрещал разводы. 7 июня 1929 года была опубликована конституция государства-города Ватикан. В 1984, после успешных переговоров с Италией, были изменены некоторые устаревшие пункты Соглашений, в основном касающиеся государственного статуса Католической Церкви в Италии.

Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от Тибрa. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра, хотя Латеранские соглашения дали Ватикану некоторую экстратерриториальность (некоторые базилики, куриальный и диоцезиальный офисы и Кастель Гандольфо). Граница в основном совпадает с оборонительной стеной, построенной для предотвращения незаконных пересечений. Перед собором Святого Петра границей является край овалообразной площади (обозначен белыми камнями в мощении площади). Ватикан имеет некоммерческую плановую экономику. Источники доходов -- в первую очередь пожертвования католиковвсего мира. Прибыль в 2003 году составила 252 миллиона долларов, расходы -- 264. Кроме того, большие доходы приноситтуризм (продажа почтовых марок, ватиканских монет евро, сувениров, плата за посещение музеев). Бомльшую частьрабочей силы (обслуживающий персонал музеев, садовники, дворники и так далее) составляют граждане Италии. Бюджет Ватикана составляет 310 миллионов долларов США. Ватикан имеет собственный банк, более известный под названием «Институт религиозных дел».

Практически всё население Ватикана -- подданные Святого Престола (подданства Ватикана не существует), имеющие паспорт (данный паспорт обладает дипломатическим статусом Святого Престола, указывает на принадлежность к обитателям Апостольской Столицы (Ватикана) и выдаётся Государственным Секретариатом) и являющиеся служителями Католической Церкви.

На 31 декабря 2005 года из 557 подданных Святого Престола 58 -- кардиналы, 293 человека имеют статус духовенства и являются членами Папских представительств, 62 человека -- другие представители духовенства, 101 -- член швейцарской гвардии, а остальные 43 -- миряне. В 1983 году в Ватикане не зарегистрировано ни одного новорождённого. Немногим менее половины, 246 граждан, сохранили свое первое гражданство. Гражданство в Ватикане не наследуется и не может быть приобретено в силу рождения в государстве. Оно может быть получено только на основе служения Святому Престолу и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане.

Статья 9 Латеранского договора 1929 года между Ватиканом и Италией гласит, что если лицо перестает быть гражданином Ватикана и не имеет гражданства, какого бы то ни было другого государства, ему предоставляется итальянское гражданство. Этнически большинство из них итальянцы, за исключением членов швейцарской гвардии. К «дневному» населению Ватикана относятся также около 3000 работающих там итальянцев, но они живут за пределами государства. В 2005 году в Ватикане было зарегистрировано 111 браков.

Сам Ватикан не устанавливает дипломатических отношений, не участвует в международных организациях и не заключает международные договоры, поскольку является суверенной территорией Святого Престола, и суверенитет первого прямо проистекает из суверенитета последнего. Кафедра Римских епископов признаётся суверенным субъектом международного права с раннесредневековых времен. И в период между 1860 годом до заключения Латеранских соглашений 1929 года суверенитет Святого Престола признавался не только католическими державами, но также Россией, Пруссией и Австро-Венгрией.

Дипломатические отношения Ватикана и Святого Престола находятся в ведении Секции отношений с государствами Государственного секретариата. Секцию возглавляет Секретарь по отношениям с государствами в сане архиепископа -- в настоящее время Доминике Мамберти, титулярный архиепископ Сагоны.

Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). Также Ватикан поддерживает дипломатические отношения с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 международных организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО.

В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви».

Святой Престол -- старейший (1942 год) дипломатический союзник Китайской Республики и ныне является единственным суверенным субъектом международного права в Европе, формально признающим Китайскую Республику. В 1971 году Святой Престол заявил о своём решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы «предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора». В 2007 году Святым Престолом были установлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией.

1.2 Мальтийский Орден

Мальтийский орден (Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты) -- рыцарский религиозный орден римско-католической церкви. Старейший в мире рыцарский орден.

Мальтийский орден имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами, поддерживаемые при помощи большого количества послов. По международному праву Мальтийский орден является государственно-подобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии. Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными.

Предтечей ордена был основанный в Иерусалиме в 1080 году амальфийский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После завоевания христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. После захвата Наполеоном Мальты в 1798 году российский император Павел I предоставил рыцарям убежище в Санкт-Петербурге. В 1834 году орден учредил новую штаб-квартиру в Риме. Долгое время Орден владел лишь комплексом особняков вРиме, но в 1998 году правительством Мальты Форт Сант-Анджело был передан рыцарям в исключительное пользование сроком на 99 лет, при этом строению был предоставлен статус экстерриториальности и назначен В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта. Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом для абстрактных юридических дискуссий. Фактически Орден является крайне влиятельной структурой, и его политические позиции таковы, что вопрос об уточнении статуса его штаб-квартиры вряд ли встанет в ближайшее время.

По данным ордена его членами являются 13 тысяч человек, также в структуре ордена присутствуют 80 тысяч волонтёров и более 20 тысяч медицинских работников. Имеется около 10,5 тысяч подданных Ордена, имеющих его паспорт. Паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны.

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи.

Члены Первого класса -- Рыцари Справедливости, или Признанные Рыцари, и Признанные Монастырские Капелланы, которые дали обеты «бедности, целомудрия и послушания, ведущие к совершенствованию по Евангелию». Они считаются монахами по Каноническому праву, но не обязаны жить в монашеских общинах.

Члены Второго класса, давшие обет послушания, должны жить по христианским принципам и возвышенным нравственным принципам Ордена. Они подразделяются на три категории:

Рыцари и Дамы Чести и Преданности в Послушании

Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности в Послушании

Рыцари и Дамы Милости Магистра и Преданности в Послушании

Третий класс состоит из светских членов, которые не давали религиозных обетов и клятв, но которые живут в соответствии с принципами Церкви и Ордена. Они подразделяются на шесть категорий:

Рыцари и Дамы Чести и Преданности

Монастырские Капелланы ad honorem

Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности

Магистральные капелланы

Рыцари и Дамы Милости Магистра

Донаты (мужчины и женщины) Преданности

Требования к принятию в различные классы и категории определяются Кодексом.

Согласно 5 статье Конституции Мальтийского Ордена основными правовыми документами являются:

1). Конституция, Кодекс Ордена и в качестве приложения Каноническое Право;

2). Законодательные акты Великого Магистра согласно статье 15, второму параграфу, пункту 1 настоящей Конституции;

3). Международные соглашения, одобренные согласно принципам, изложенным в статье 15, во втором параграфе, пункте 8 настоящей Конституции;

4). Традиции и привилегии Ордена;

Один из самых древних манускриптов с правилами и Кодексом Ордена датируется 1253 г.

На протяжении истории непрерывно шёл процесс развития трех основных документов. Следует отметить, что на протяжении всего своего существования документы, как и все источники базировались на Каноническом Праве Римской Католической Церкви. Его принципы закладывались в основу всех правовых актов Ордена. Таким образом, изменения в главном документе Церкви влекли за собой соответствующие изменения документов Ордена. В качестве примера можно привести изменения Кодекса Канонического права 1917, 1983 гг. Также в 1969 г. Орденские Уставы отреагировали на предписания декрета Второго Ватиканского Собора об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям" «Perfectae Caritatis» и апостольского письма «Ecclesiae Sanctae». Помимо документов перечисленных в Конституции также действуют «обычаи Ордена, все привилегии, дарованные и признанные папами. <…> Следует особенно выделить Конституцию Папы Бенедикта XIV „Inter illustria“ 1753 г. Права, обычаи и привилегии действительны, пока они остаются в силе в соответствии с нормами канонического права, Конституции Ордена и Кодекса».

17 сентября 1919 г. великий Магистр совместно с Орденским Советом утвердил «Органические нормы Суверенного рыцарского Ордена Мальты» (Norme organiche del sovrano Ordine militare di Malta). Затем их заменил Временный Устав или Временные Статуты, после 1921 г.они обрели законную силу. По настоянию Ватикана, 5 мая 1936 г. был принят обновленный Устав Мальтийского Ордена, в котором подчеркивалось подчинение Орденского права новому общецерковному праву. Папскому престолу это было необходимо, чтобы остановить тенденцию превращения Мальтийского Ордена в чисто светскую организацию. «Таким образом, именно с этого момента можно уже однозначно говорить о превращении Мальтийского Ордена в чисто «папский», и окончательном закреплении власти Ватикана над Орденом». В 1961 г. Святой Престол утвердил Конституцию Ордена, а в 1966 г. -- Устав и Кодекс Ордена.

Что касается последних изменений в Конституции, то они были внесены решениями Чрезвычайного заседания Генерального Капитула, проходившего в Италии в 1997 г. Новый текст был одобрен Ватиканом и опубликован в «Официальном Бюллетене» Ордена 12 января 1998 г. Так отозвался о Конституции Иоанн Павел II: «Она основывается на фундаментальных ценностях милосердия и благотворительности, что беспрестанно вдохновляли Орден сквозь века».

Орден имеет дипломатические отношения с 104 государствами. Имеет статус наблюдателя при ООН. Суверенный статус ордена признан множеством международных организаций, членом которых он является. Помимо Организации Объединённых Наций, признан другими организациями. Несколько государств не признают мальтийского паспорта и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.

Отношения Мальтийского ордена с Россией неоднократно изменялись. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Орденская система России и самого Мальтийского ордена были частично интегрированы.

Однако, после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и отсутствовали до конца существования Российской империи. Российские приорства Ордена были ликвидированы в период 1803--1817 гг.

Якобы осуществлявшееся закулисное взаимодействие Ордена и СССР в период правления Горбачева стали предметом многочисленных спекуляций, однако достоверных документов на этот счёт так и не было опубликовано.

Официальные отношения с Россией были восстановлены в 1992 Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне официальных представителей в ранге послов с аккредитацией в государствах -- местах представительств (Рим). Интересы России представляет Представитель Российской Федерации при Ватикане. Чрезвычайный и Полномочный Посол Мальтийского ордена в Российской Федерации -- господин Джанфранко Факко Бонетти (с22 апреля 2008 года).

1.3 Международное признание Южной Осетии и Абхазии

Верховный Совет Республики Южная Осетия (РЮО) провозгласил независимость республики 29 мая 1992 года, в ходе вооружённого конфликта с Грузией. Абхазия провозгласила независимость после войны с Грузией 1992--1993 гг. Её конституция, в которой республика объявлялась суверенным государством и субъектом международного права, была принята Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года. Провозглашение независимости республик не вызвало широкого международного резонанса, до второй половины 2000-х эти государства были никем не признаны. В 2006 году Абхазия и Южная Осетия признали независимость друг друга; кроме того, их независимость была признана непризнанным Приднестровьем.

Ситуация с международным признанием изменилась после войны в Южной Осетии в августе 2008 года. После конфликта независимость обеих республик была признана Россией. В ответ парламент Грузии принял постановление «Об оккупации Российской Федерацией территорий Грузии». После этих событий последовала реакция других стран и международных организаций.

20 августа 2008 года парламент Абхазии обратился к России с просьбой признать независимость республики. 21 августа 2008 года это обращение поддержал всенародный сход Абхазии. 22 августа 2008 года аналогичное обращение поступило от парламента Южной Осетии. 25 августа 2008 года Совет Федерации России принял обращение к Президенту Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. За обращение проголосовали 130 членов Совета Федерации, при отсутствии воздержавшихся и голосовавших против. В тот же день Государственная дума 447 голосами «за» при отсутствии голосовавших против (воздержались -- 0, не голосовали -- 3) приняла аналогичное обращение к Президенту России. Дума направила обращение парламентам государств-членов ООН и международным парламентским организациям, в котором призвала их поддержать признание независимости Абхазии и Южной Осетии в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.

26 августа 2008 года последовало международно-правовое признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение в своём обращении огласил Президент Дмитрий Медведев: «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии». 29 августа 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. 9 сентября 2008 года Россия официально установила дипломатические отношения с Абхазией и Южной Осетией. 15 декабря 2008 года первый посол России в Абхазии Семён Григорьев вручил копии верительных грамот министру иностранных дел республики Сергею Шамба. На следующий день, 16 декабря 2008 года, президент Абхазии Сергей Багапш принял верительные грамоты Семёна Григорьева. В тот же день президент Южной Осетии Эдуард Кокойты принял верительные грамоты первого российского посла в Южной Осетии -- Эльбруса Каргиева. 16 января 2009 года президент России Дмитрий Медведев принял верительные грамоты первых послов Абхазии и Южной Осетии в России -- Игоря Ахбы и Дмитрия Медоева. В феврале 2009 года было открыто российское посольство в Южной Осетии. 1 мая 2009 года в Сухуме было открыто посольство Российской Федерации. 17 мая 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия посольства Абхазии. 7 апреля 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон, ратифицирующий Соглашение с Абхазией и Южной Осетией о взаимных безвизовых поездках

Сразу же после признания Абхазии и Южной Осетии Российской Федерацией в СМИ появились предположения (например, Леонида Слуцкого, заместителя председателя комитета Государственной думы России по международным делам) о том, что признать Абхазию и Южную Осетию могут и другие государства-члены ООН. Назывались такие страны, как Венесуэла(признала 10сентября 2009), Куба, Белоруссия, Иран, Сирия, Турция. В июле 2009 года президент Абхазии Сергей Багапш выразил надежду, что независимость Абхазии и Южной Осетии признает Белоруссия, а не Папуа-Новая Гвинея или Зимбабве, также он заявил, что по-прежнему не отказывается от идеи создания некоего нового «союзного государства», куда войдёт его республика и Южная Осетия вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном

Официальные лица некоторых государств мира (Белоруссия, Венесуэла, Иран, Армения, Ливан) выразили поддержку действий России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, либо их право на самоопределение. 27 апреля 2011 года стало известно о предстоящим признании Абхазии тремя государствами и одним Южной Осетии.

Между тем, заявление, сделанное послом Сомали в РФ, который заявил, что в ближайшее время правительство Сомали собирается признать независимость Абхазии и Южной Осетии было опровергнуто генеральным директором Министерства внешних отношений и международного сотрудничества Сомали Мухамед Джама Али.

Нынешний президент Украины Виктор Янукович в свою бытность оппозиционером заявлял, что Украина должна признать независимость Абхазии и Южной Осетии и поддержать волю народов непризнанных республик. При этом он отмечал: «Признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии -- это логичное продолжение процесса, который был запущен западными странами в отношении признания независимости края Косово». Однако, став президентом, Янукович, заявил, что не имел в виду то, что готов признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а исключительно выступал против двойных стандартов, когда большое количество стран признали независимость Косова

Заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия заявил: «Признание является скрытой аннексией территорий, которые являются частью Грузии». Президент Грузии Михаил Саакашвили в своём обращении к народу заявил: «Действия Российской Федерации являются попыткой военной аннексии суверенного государства -- государства Грузии. Это прямо нарушает международное право и ставит под угрозу систему международной безопасности, которая гарантировала мир, стабильность и порядок на протяжении последних 60 лет. Сегодняшнее решение России подтверждает то, что её вторжение в Грузию было частью более широкого, заранее обдуманного плана по изменению карты Европы. Сегодня Россия нарушила все договоры и соглашения, которые были ранее подписаны. Действия России были осуждены самым строгим образом всем мировым сообществом, которое подтвердило свою поддержку территориальной целостности Грузии. Правительство Грузии благодарно за всемирную поддержку. Согласно международному праву регионы Абхазии и Южной Осетии находятся в границах Грузии».

Глава госканцелярии Грузии Каха Бендукидзе в интервью журналу Русский Newsweek так ответил на вопрос корреспондента «Как вы думаете, вы потеряли Южную Осетию и Абхазию или нет?»: «Нет. Я думаю, что существование Абхазии и Южной Осетии из одной плоскости перейдёт в другую. Раньше это был в каком-то смысле междусобойчик, такая дискуссия с российским сопровождением. Теперь это международный спор. Была непонятная загадка: Россия являлась и стороной, и миротворцем. Она была спонсором одной из сторон и признавала на словах территориальную целостность Грузии. Теперь эта картина стала гораздо более четкой»

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что российское решение «является прямым нарушением многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН в отношении территориальной целостности Грузии, тех резолюций, которые одобрила сама Россия. Действия России в последние недели ставят под сомнение её приверженность к миру и безопасности на Кавказе. НАТО твердо поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии и призывает Россию соблюдать эти принципы».

27 августа Совет НАТО на уровне послов, обсудив отношения НАТО с Россией и Грузией в связи с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, осудил это решение и призвал его аннулировать, выразив полную поддержку принципу территориальной целостности Грузии: «Решение России нарушает многие резолюции, принятые Советом Безопасности ООН в отношении территориальной целостности Грузии, и оно несовместимо с фундаментальными принципами ОБСЕ, на которых базируется стабильность в Европе».

Совет НАТО, заявив, что решение России поставило под вопрос её приверженность миру и безопасности на Кавказе, призвал Россию, с целью обеспечения безопасности и стабильности Грузии, «уважать территориальную целостность Грузии и выполнить свои обязательства в рамках соглашения из шести пунктов, подписанного президентами Саакашвили и Медведевым»

Глава 2. Правосубъектность образований с сомнительным статусом

2.1 Силенд

Княжество Силенд (англ. Principality of Sealand, по-английски буквально «морская земля»; также Силандия) -- виртуальное государство, провозглашённое в 1967 году британским отставным майором Роем Бейтсом. Претендует на суверенитет над территорией морской платформы в Северном море в 10 километрах от побережья Великобритании. Бейтс провозгласил себя монархом (князем) Силенда, а свою семью -- правящей династией; они и лица, считающие себя подданными Силенда, ведут деятельность по созданию и развитию атрибутики этого княжества, аналогичную атрибутике государств мира (флаг, герб и гимн, конституция, государственные должности, дипломатия, выпускаются коллекционные почтовые марки, монеты и т. п.).

Силенд -- конституционная монархия. Глава государства -- князь Рой I Бейтс и княгиня Иоанна I Бейтс. С 1999 года непосредственную власть осуществляет наследный принц-регент Михаил I. Действует конституция, принятая 25 сентября 1975 года, состоящая из преамбулы и 7 статей. Распоряжения суверена оформляются в виде декретов. В структуре исполнительной власти три министерства: внутренних дел, иностранных дел и по делам телекоммуникаций и технологий. Юридическая система основывается на обычном британском праве.

Физически территория Силенда возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 году ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс-Тауэр (англ. Roughs Tower). Во время войны на платформах размещались зенитные орудия, и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс-Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, остался нетронутым.

В 1966 году отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс и его друг Ронан О"Рэйлли выбрали платформу Рафс-Тауэр, к тому времени давно заброшенную, для строительства парка развлечений. Однако через некоторое время они поссорились, и Бейтс стал единственным хозяином острова. В 1967 году О"Рэйлли попытался завладеть островом и использовал для этого силу, однако Бейтс оборонялся при помощивинтовок, дробовиков, бутылок с зажигательной смесью и огнемётов, и атака О"Рэйлли была отбита.

Рой не стал строить парк развлечений, но выбрал платформу для базирования своей пиратской радиостанции Britain"s Better Music Station, однако эта радиостанция ни разу не вещала с платформы. 2 сентября 1967 года он объявил о создании суверенного государства и провозгласил себя князем Роем I. Этот день отмечается как главный государственный праздник.

В 1968 году британские власти попытались занять платформу. К ней подошли патрульные катера, и Бейтсы ответили предупредительными выстрелами в воздух. До кровопролития дело не дошло, но против майора Бейтса как британского подданного был начат судебный процесс. 2 сентября 1968 года судья Эссекса вынес постановление, которому сторонники независимости Силенда придают историческое значение: он признал, что дело находится вне британской юрисдикции. В 1972 году Силенд начал чеканить монету. В 1975 году вступила в силу первая конституция Силенда. Появились флаг и герб.

В августе 1978 года в стране произошёл путч. Ему предшествовало возникновение напряжённости между князем и его ближайшим соратником, премьер-министром страны графом Александром Готфридом Ахенбахом (Alexander Gottfried Achenbach). Стороны расходились во взглядах на привлечение в страну инвестиций и обвиняли друг друга в антиконституционных намерениях. Воспользовавшись отсутствием князя, который вёл в Австрии переговоры с инвесторами, Ахенбах с группой голландских граждан высадился на острове. Захватчики заперли молодого принца Майкла в подвале, а затем вывезли его в Нидерланды. Но Майкл бежал из плена и встретился с отцом. При поддержке лояльных граждан страны свергнутым монархам удалось разбить узурпаторов и вернуться к власти.

Правительство действовало в точном соответствии с нормами международного права. Пленные иностранные наёмники были вскоре отпущены, так как Женевская конвенция об обращении с военнопленными требует освобождения узников после завершения военных действий. Организатор переворота был смещён со всех постов и осуждён за государственную измену в соответствии с силендскими законами, но он имел второе -- германское -- гражданство, поэтому его судьбой заинтересовались власти ФРГ. Британский МИД отказался вмешиваться в этот вопрос, и немецким дипломатам пришлось вести переговоры непосредственно с Силендом. На остров прибыл старший юрисконсульт немецкого посольства вЛондоне доктор Нимюллер, что стало вершиной фактического признания Силенда настоящими государствами. Князь Рой потребовал дипломатического признания Силенда, но в итоге, учитывая бескровный характер неудавшегося путча, согласился на устные заверения и великодушно отпустил Ахенбаха.

Проигравшие продолжали настаивать на своих правах. Они образовали правительство Силенда в эмиграции (ФРГ). Ахенбах утверждал, что является председателем силендского Тайного Совета. В январе 1989 года он был арестован властями ФРГ (естественно, не признавшими его дипломатический статус) и передал свой пост министру по экономическому сотрудничеству Йоханнесу Зайгеру (Johannes W. F. Seiger), который вскоре сталпремьер-министром. Переизбран в 1994 и 1999 годах.

Положение Силенда выгодно отличается от положения прочих виртуальных государств. Княжество имеет физическую территорию и располагает некоторыми юридическими основаниями на международное признание. Требование независимости базируется на трёх аргументах. Самым фундаментальным из них является тот факт, что Силенд был основан в нейтральных водах до вступления в силу конвенции ООН по морскому праву 1982 года, запрещающей строительство искусственных сооружений в открытом море, и до расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 морских миль в 1987 году. На основании того, что платформа Рафс-Тауэр, на которой располагается Силенд, была заброшена и вычеркнута из списков британского Адмиралтейства, её занятие рассматривается как колонизация. Обосновавшиеся на ней поселенцы считают, что имели полное право учредить государство и установить форму правления по своему усмотрению. Согласно международным нормам, размер государства не может являться препятствием для признания. Например, признанное британское владение остров Питкэрн насчитывает всего около 60 человек населения.

Вторым важным аргументом является решение британского суда 1968 года об отсутствии юрисдикции Великобритании над Силендом. Ни одна другая страна также не заявила о своих правах на Силенд.

В-третьих, имеется несколько фактов признания Силенда де-факто. Конвенция Монтевидео гласит, что государства имеют право на существование и самозащиту независимо от официального признания. В современной международной практике молчаливое (недипломатическое) признание -- достаточно распространённое явление. Оно возникает тогда, когда какой-либо режим не имеет достаточной легитимности, но осуществляет фактическую власть на своей территории. Например, многие государства не признают Китайскую Республику дипломатически, но де-факто рассматривают его как суверенную страну. В отношении Силенда имеется четыре подобных свидетельства:

1. Великобритания не платит князю Рою пенсию за тот период, когда он находился в Силенде.

2. Суды Великобритании отказались рассматривать иски против Силенда 1968 и 1990 года.

3. МИД Нидерландов и ФРГ вступили в переговоры с правительством Силенда.

4. Бельгийская почта некоторое время признавала силендские марки.

Теоретически позиции Силенда весьма убедительны. В случае признания княжество стало бы самой маленькой страной мира и 51-м государством Европы. Однако согласно учредительной теории, более распространённой в современном международном праве, государство может существовать лишь постольку, поскольку признаётся другими государствами. Поэтому Силенд не может быть принят ни в одну международную организацию, не может завести собственный почтовый адрес, доменное имя. Ни одна из стран не установила с ним дипломатические отношения.

Силенд пытается добиться признания независимости каким-нибудь крупным государством, но не пытался добиться независимости через ООН.

Заключение

Мы изучили правосубъектность государственно-подобных образований на примере наиболее типичных представителей. Мы изучили правосубъектность образований, которые признаются государствами только некоторым кругом других государств, таким образом, являясь, как бы квази-государствами. Также мы изучили, на примере Княжества Силенд, субъекты, которые вообще не признаются государствами, однако, де-факто играют в международных отношениях такую роль, более того, имеют собственные территорию, юрисдикцию, налогообложение, таким образом, как бы имея внутреннюю легитимность, сложившуюся исторически.

Мы увидели актуальность данной темы, которая состоит в том, что международные отношения не находятся в статическом состоянии, а постоянно изменяются и развиваются, в связи с этим возможно появление новых субъектов, относящихся к теме исследования. Также появление новых субъектов возможно в силу обстоятельств, не зависящих от международной политики. В данном исследовании мы увидели, что события, связанные с указанными субъектами происходит и в наши дни, например вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии до сих пор нерешён.

Выработка путей решения данных вопросов - важная задача для международного права и международного сообщества. В данное время, когда декларируется предпочтение мирному разрешению подобных конфликтов, необходимо иметь правовую опору для этого. Не стоит забывать, что если такое образование представляет из себя сообщество, образованное по этническому или национальному признаку, то данный вопрос лежит в сфере наций на самоопределение или граничит с ним.

Список литературы

2. Конституция Республики Абхазия // http://www.abkhaziagov.org/ru/state/sovereignty/index.php

3. Конституция Мальтийского Ордена // http://www.orderofmalta.int/орден-и-его-организация

4. Lateran Pacts of 1929 // http://www.aloha.net/~mikesch/treaty.htm

5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. N 54-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия» // Российская газета. - 2011. - № 5451. - 7 апр.

6. УКАЗ Президента РФ от 26.08.2008 N 1260 «О признании республики Абхазия» // http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47559

7. УКАЗ Президента РФ от 26.08.2008 N 1261 «О признании республики

8. Южная Осетия» // http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=47560

9. Манхэттен А. История Ватикана. Власть и Римская курия. - М.: Монолит-Евролинц - Традиция, 2008. - с.450

10. Виноградов В.А. Основы государственного устройства Государства Города Ватикана //Журнал российского права. 2002. №9.

11. Захаров В.А. История Мальтийского ордена. XI - XX века. - М.: SPSL - «Русская панорама», 2008. - с 464.

12. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

13. Официальный сайт государства Силенд [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sealandgov.org

14. Акт провозглашения независимости республики Южная Осетия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://osinform.ru/1646-akt_provozglashenija_nezavisimosti_respubliki_juzhnaja_osetija_5032.html

15. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2008/08/item7997.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки муниципального образования как одного из публичных субъектов гражданского права. Правоспособность и дееспособность муниципальных образований, их гражданско-правовая ответственность и участие в вещных и обязательственных отношениях.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2013

    Юридические свойства субъектов правоотношений. Оформление гражданской правосубъектности государства и других публично правовых образований в различных правовых системах. Правосубъектность физических и юридических лиц. Пять групп дееспособных граждан.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Муниципальное образование как носитель гражданской правосубъектности. Специальная правоспособность органов местного самоуправления. Особенности правомочий и гражданско-правовая ответственность муниципального образования как собственника имущества.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Субъект публичного права - носитель прав и обязанностей, способный участвовать в международном правотворческом процессе. Международная правосубъектность белорусско-российского союзного государства и сложных государств и межгосударственных образований.

    реферат , добавлен 21.02.2011

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Особенности возникновения правосубъектности юридического лица, ее видов, специфики возникновения специальной правоспособности, в том числе связанной с лицензированием его деятельности. Правовой статус и правила совершения гражданско-правовых сделок.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Гражданская правосубъектность высшего учебного заведения, ее социально-экономическая сущность. Юридическая способность быть субъектом правовых отношений. Разграничение между общей и отраслевой правосубъектностью. Понятие гражданской правоспособности.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2009

    Категории "человек", "личность" и гражданская правосубъектность. Гражданская правосубъектность, его сущность, значение, содержание и элементы. Неотчуждаемость правоспособности и невозможность ее ограничения. Юридическая природа дееспособности граждан.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Теоретико-правовой анализ "правового статуса" и правосубъектности. Влияние социальных и биологических факторов на правосубъектность физических лиц. Правосубъектность в правовых актах. Соотношение категорий "субъект права" и "субъект правоотношений".

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов.

Соответст­венно межд. правосубъектность - юридическая спо­собность лица быть субъектом МП.

Межд. правосубъект­ность: фактическая и юридическая.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.

Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:

· территория, на которой она бы могла самоопределиться;

· политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации;

· воинские формирования;

· признание при межд. организациях.

Производные субъекты МП (создаются первичными). Пра­воспособность производных субъектов МП оговаривает­ся в договорах об их создании.

1. Межд. организации.

· межд. межправительственные организации - основа­ны на межправительственных соглашениях. Существуют как уни­версальные (носят всемирный характер (ООН)) и региональные (объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));

· межд. неправительственные организации (так назы­ваемые органы народной дипломатии) - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). В основе их создания лежит договор, как правило, с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформи­руются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета.

Права государства как субъекта МП:

1. право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени­ем признанных МП иммунитетов;

2. равноправие с другими государствами;

3. право на коллективную и индивидуальную самообо­рону против вооруженного нападения.

Обязанности госу­дарства:

1. воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

2. воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

3. уважать права человека;

4. устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;

5. решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;

6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения про­тив территориальной целостности и политической незави­симости или иным образом, несовместимым с МП;

7. воздерживаться от оказания помощи другому госу­дарству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупрежде­ния или принуждения;

8. воздерживаться от признания территориальных при­обретений другого государства, действующего в на­рушение обязательства неприменения силы;

9. добросовестно выполнять свои обязательства.

Межд.-правовое признание - это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Теории межд.-правового признания:

· конститутивная - акт признания дестинатора (адресата призна­ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Недостатки: на практике новые образования могут вступать в межгосу­дарственные отношения и без признания, не­ясно - признания скольких государств необходимо для того, чтобы новое образование приобре­ло межд. правосубъектность.

· декларативная - признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатиру­ет факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания:

1. Признание де-факто (de facto) - фактическое призна­ние государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

2. Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

3. Признание (разовое) «ad hoc» - признание государства для конкретного случая.

Виды признания:

· традиционные виды признания: признание госу­дарств, признание правительств;

· предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые мо­гут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была за­хвачена революционным путем.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом . Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.