Побег из советского союза вплавь. Один в океане: побег из ссср

Ученый Станислав Курилов почти трое суток провел в Тихом океане и проплыл около ста километров.

Через океан к свободе. Фото: flickr.com/Jeanne Menjoulet

13 декабря 1974 года 38-летнему советскому океанологу удалось совершить невозможное: он буквально «уплыл» из Советского Союза, прыгнув за борт круизного парохода с одноименным названием. Морем и океаном Станислав, или Слава, как его все называли, бредил с детства, мечтал увидеть мир, совершить кругосветное путешествие. Для себя он видел только один единственный выход.

Выход один

Станислав Курилов. Кадр YouTube

Слава Курилов родился на Северном Кавказе, в Орджоникидзе (сегодня Владикавказ), детские годы он тоже провел далеко от моря, в казахстанском Семипалатинске. Впоследствии родные и знакомые удивлялись: откуда в парне взялась такая удивительная страсть к водной стихии?

Слава очень рано , в десятилетнем возрасте он уже переплывал Иртыш, а в 15 лет поехал в Ленинград, устраиваться юнгой на Балтийский флот. Когда его не взяли – попытался поступить в мореходное училище, но ему помешала близорукость. Впрочем, мечту, связать жизнь с морем и океаном, он все же исполнил – закончил Ленинградский гитрометеорологический институт и стал океанологом.

Как вспоминала двоюродная сестра Курилова, учился он постоянно, жадно схватывал новые знания, его влекло все новое и неизвестное. Изучал психологию в пединституте, отучился на штурмана дальнего плавания, водолаза, акванавта (так в те годы называли аквалангистов), серьезно занимался йогой – без проблем спал на гвоздях или голодал по месяцу. Вместе с другими учеными испытывал в Геленджике проект новой подводной лаборатории на 14-метровой глубине. Мечтал о серьезных подводных исследованиях – но проект с Жаком Кусто сорвался, а в экспедицию на атоллы Тихого океана его не пустили.

Из-за того, что старшая сестра Курилова вышла замуж за индуса и уехала с ним в Канаду, Станислав стал невыездным. Запись в личном деле «посещение капстран считаем нецелесообразным» стала для него своего рода приговором. «Выход один – бежать», — напишет он позже в своих воспоминаниях.

Сто километров до свободы


Пассажирский пароход «Советский Союз» во Владивостоке. Источник: Wikimedia

Как , Станислав Курилов долгое время не понимал. Пока на глаза ему не попалась реклама 20-дневного круиза парохода «Советский Союз» из Владивостока до экватора и обратно. Так как лайнер не заходил в зарубежные порты, оформлять визу для этого путешествия не требовалось.

больше по теме

По карте Курилов рассчитал примерный маршрут, прикинув, когда лайнер будет окончательный план побега был подготовлен уже на корабле. Спрыгнуть с него можно было только с главной палубы, фактически – прямо под винт, небольшая промашка – и прощай жизнь. Но рвавшийся на свободу ученый решил, что терять ему нечего. С собой у него были ласты, плавательная маска и трубка – с ними он и покинул «Советский Союз» ночью, пока остальные туристы веселились, танцевали и пили.

Вначале Курилов плыл по огням удаляющегося корабля, днем он сбивался с курса, проклиная себя за то, что не взял компас, ночью ориентировался по звездам. На вторые сутки вдалеке показался берег – но течение отнесло мужчину в сторону. Он начал выбиваться из сил, ноги и руки сводило, «горели» обожженные на солнце плечи и лицо, его начало лихорадить. Впоследствии ученый скажет, что он несколько раз терял сознание. На третьи сутки Станислав Курилов уже был почти в забытьи – но океан, который он так любил, не дал ему погибнуть, «вынес» его к берегу филиппинского острова Сиаргао. Впоследствии ученый не раз говорил, что если бы не его многолетние практики йоги, ему вряд ли бы удался этот побег — один в океане, почти трое суток, он бы просто не выжил.


Песчаные пляжи острова Сиаргао. Источник: Wikimedia

Океан дал – океан взял

Филиппинцы депортировали советского ученого в Канаду, где жила его сестра. Он работал сначала сотрудником пиццерии, потом устроился в океанографическую фирму. Работал в Канаде, США, на Гавайях, в Ледовитом океане, участвовал в морских исследованиях, океанографических экспедициях.

В Союзе Курилова заочно приговорили к 10 годам – за измену родине. В СССР у него остались первая жена с сыном и вторая супруга, как ни странно, к ним никаких репрессий не применили, а вот его младший брат, штурман дальнего плавания, лишился работы.

«…И только одному человеку на корабле не спалось. Вячеслав Курилов прыгнул за борт и начал плыть к Филиппинам. Это считается первым и единственным в истории побегом из Союза через борт круизного лайнера…».

Привет, читатели! Если вы читаете мои статьи в рамках блога приключенческого проекта «На Грани», то наверняка заметили, что я очень люблю смотреть фильмы, особенно если этого документальное кино о советских временах. Наверное, потому что я жил в те годы и мне хочется заново пережить все воспоминания и прочувствовать дух тех времен. В общем, картину, где играл якобы Слава Курилов, я начал смотреть с большим интересом и воодушевлением…

Один в океане — краткое содержание

Молодой океанолог не проникся жизнью в Советском Союзе, и решил прыгнуть в море, трое суток плыл рядом с акулами, рисковал жизнью, только чтобы жить в другой стране. Ситуация очень курьезная и показательная, заслуживающая отдельного поста.

Но насколько сильно я был удивлен, когда я понял, что многие позиционируют Славу Курилова не как героя, а как предателя. А вы как считаете? Заслуживает этот человек презрения или наоборот, мотивирует вас на подвиги?

Чтобы сложить собственное мнение, нужно научиться читать между строк и понять, что подвигло человека совершить такой поступок, и только после этого начинать его осуждать, как делают многие.

Представьте на минутку, что за окном декабрь 1974 года. В лентах всемирных информагентств можно прочитать такую сенсационную новость: «Был осуществлен побег из СССР. Гражданин спрыгнул с борта лайнера, в Тихий океан, и уплыл» В сообщении утверждалось, что беглецом было преодолено в открытом океане больше сотни километров, через несколько дней он сам вышел на берег ! Думаю, вы уже догадались, кто был этим гражданином.

Биография Славы Курилова

Появился на свет во Владикавказе, в 36 году прошлого века. Свои детские годы он провел в казахском городе Семипалатинске. Там, посреди степи, у него появилась мечта проводить больше времени на море. Когда парню исполнилось только десять, он переплыл Иртыш. После получения аттестата о среднем образовании, захотел отправиться работать юнгой на Балтийском флоте. В мечтах его была профессия штурмана, но у Станислава с рождения было плохое зрение. Остался единственный выход – отправиться на учебу в Ленинградский метеорологический институт. Во время студенчества освоил .

После получения диплома «океанографа», начал преподавать в институте океанологии, принимал участие в создании подводных исследовательских лабораторий «Черномор», основал профессию инструктора во Владивостокском биологическом Институте моря. Изначально отношения с морем у парня были мистическими. Он верил что оно — живое и как-то по-особому «ощущал» его.

Со студенческой скамьи Станислав Курилов

Он развил в себе аскетизм, освоил особые дыхательные практики. Некоторые источники сообщают, что он мог заниматься до 20 часов в день. И вам лень (и мне, в том числе) уделить спорту полтора часа в день?

Когда к научному изысканию ученых Союза начал проявлять интерес великий Жак Ив Кусто, Станислав сделал немало попыток, чтобы получить разрешение отправиться в зарубежную командировку, но ему было отказано. Формулировка была очень жестокой: «невыездной». Все потому, что у Курилова была сестра, которая жила за границей (она полюбила индийца и через несколько месяцев, уже с супругом, они выехали в Канаду), и у советских чиновников обоснованно создалось впечатление, что парень может никогда не вернуться в СССР.

Он мечтать стать гражданином всего мира, не знать границ и свободно передвигаться по морям. Поэтому и отважился ступить на рискованную дорогу - покинуть границы страны во время морского круиза «Зима превращается в лето».

В декабре 74 года Станислав купил первый билет во Владивосток, и уже там приобрел туристическую путевку на международный лайнер. Ему, кстати не требовалась виза (лайнер не заходил на территорию иностранных портов). Через несколько дней Курилов поднялся на несколько ступеней и стал пассажиром лайнера, который был назван очень символически «Советским Союзом».


Такие совпадения только подзадорили его стать беглецом. А вы когда-нибудь катались на лайнере? И как вам? Если да, делитесь в комментариях, интересно узнать ваши впечатления от морского путешествия.

История побега Вячеслава Курилова

К Цусимскому проливу маршрут круиза не был обнародован. Но Курилов не терял зря времени - он поэтапно работал над изучением теплохода, и через несколько дней знал его досконально.

Между тем, парень все время сливался со всеми отдыхающими, хотя у него не было желания пить, гулять и веселиться, как делали это все остальные.

Он нерегулярно посещал столовую только для того, чтобы его не бросились мгновенно искать раньше запланированного времени. Но больше всего он был взволнован тайной, которая была окутана маршрутом. Только на третий день ему удалось ее рассекретить. Карта была обнародована в самом большом и людном зале лайнера: они отправлялись на западную часть Тихого океана! Курилов понял, что эти места, словно знак небес - благодаря карте ему удалось сэкономить много времени, чтобы правильно определить курс судна.

После более детального анализа маршрута он понял, что прыгнуть за борт лайнера можно только в двух точках: недалеко от острова Сиаргао или Минданао.

По плану, они должны были быть в этих местах 13 декабря 74 года

Конечно, число тринадцать он считал не самой удачной датой для такой рискованной авантюры, но у него не оставалось выбора.

На протяжении всего вечера он пытался быть на виду. Если учитывать здравый смысл, процент, чтобы добраться живым до берега, был равен нулю. Он мог запросто погибнуть от удара об воду, когда осуществлял прыжок, утонуть, захлебнувшись от переутомления, или его могла схватить судорога, им могли полакомиться акулы.

Корреспондентом издания «Владивосток» Михаилом Матвеевым, который был тогда на лайнере, были позже опубликованы собственные мысли по этому поводу. Он вспоминал, что после обнаружения пропажи одного пассажира, веселое настроение у отдыхающих сразу же пропало. Началось такое, что невозможно вообразить. Туристы, и экипаж собрались в музыкальном зале, их всех пересчитывали по головам, сверялись списки. Во время проверки было обнаружено, что одного туриста нет на борту, зато на лайнере было много тех, кто поехал «зайцем», так сказать, товарищи директора, что организовывал круиз.

Через несколько дней эту историю рассмотрит писатель-эмигрант Василий Аксенов, который в те года работал на «Голос Америки». «Что же за такое государство, - писал он, - если даже смерть не может остановить человека, чтобы сбежать. Разве может Союз быть таким величественным?».


Побег из СССР Вячеслава Курилова был удачным?

Родственники беглеца сначала сказали, что он без вести пропал.

А когда власти страны узнали, что Курилов оказался на территории Филиппин - об этом сообщил «Голос Америки», - он был заочно осужден и приговорен к десяти годам тюрьмы, за то, что он «изменил Родине».

Курилов плыл три дня в океане

Ему препятствовал сильный дождь, был шторм, длительное время он находился без пресной воды. Но ему чудом удалось выжить. За несколько километров до берега он не ощущал ног, время от времени плыл без сознания, видел галлюцинации.

На второй день он увидел на горизонте землю, но не смог туда добраться: сильное течение сносило его к югу. На счастье, этим же течением он доплыл к рифам, что расположились на юге острова.

Курилова нашли рыбаки рано утром, они и сообщили о его местонахождении властям. Станислава арестовали. Почти 12 месяцев он провел под следствием, сидел в местной тюрьме, но даже, несмотря на это, чувствовал себя более свободным. Вы можете себе такое представить? Жду ваши отзывы в комментариях. Может быть, его бы осудили за то, что он незаконно пересек границу, но за него активно боролась сестра, подключая все канадское правительство.

Где-то спустя год, мечта парня осуществилась, он получил документальные подтверждения своего статуса беглеца, и покинул территорию Филиппин.

Первые годы он жил в Канаде, работал в местных кафе. С годами его приняли на работу в частные океанографические компании Южной Америки и Канады, что занимались исследованиями морского дна, а также поставкой водолазного снаряжения. В конце января 98 года Курилов погиб, когда проводились подводные исследования Галилейского моря - у него остановилось сердце. За день до гибели он спас своего товарища, который запутался в рыболовных сетях, но потом, он запутался и сам. Когда его освободили от пут, ему резко стало плохо, а когда он оказался на берегу, скончался.

Книга Славы Курилова «Один в океане»

Эта книга меня поразила. Я советую вам обязательно прочитать ее, вот несколько цитат:

«После того, как я тщательного осмотрел корму лайнера с точки зрения будущего беглеца, я осознал, что прыжок можно осуществить исключительно в двух точках: где расположена лопасть огромного винта и концы подводных крыльев, и там, где водная струя отбивается от корпуса. Расстояние до воды с двух точек не больше четырнадцати метров. Я неоднократно прыгал в море с десятиметровых скал или с надстроек небольших кораблей. Но это была слишком большая высота… и скорость…».

«Я был словно дикий зверь, который собирается в последний раз отправиться в родные джунгли. Но потом, зверя на цепи обратно затащат в клетку. Я не мог даже предположить, что вернусь, я не мог больше жить, как раб. Сложно осознать то, что я родился на этой чудесной прекрасной планете, но пожизненно должен жить согласно коммунистическим идеалам, ради чьих-то идей».

«Полет над водой мне казался словно бесконечность. За это время я пересекал некие психологические барьеры, и вынырнул я совершенно другим человеком…

После того, как я всплыл, замер от ужаса. На расстоянии вытянутой руки - огромный лайнер и его винт, что быстро вращается! Я физически чувствовал его движения. Какая-то невидимая сила тянула меня прямо к нему. Я сделал отчаянные попытки, пытался плыть в другом направлении - и увязывал в плотную массу воды, что намертво сцепилась с винтом. Через некоторое мгновение наступила полная темнота. Я выбросил ненужные мне вещи, надел маску с трубкой и начал глубоко дышать. Вода показалась мне относительно теплой, такая температура позволяла плыть не одни сутки. На часах светился циферблат, я точно запомнил время 20 часов 15 минут, я снял их позже, когда обратил внимание, что они больше не идут».

Вы читали эту книгу? Если — да, то какие ваши самые любимые цитаты? И еще, рекомендую вам все-таки посмотреть

документальный фильм «Один в океане» (Побег)

Что стал основой для написания этой статьи:

Герой или предатель? Каждый из вас, прочитав статью, наверняка нарисовал собственную картину происходящего, да, пускай многие считают это не правильным, но для меня это человек с большой буквы. В нем сочетается отвага, мужество, целеустремленность, расчетливость, умение полностью контролировать ситуацию и руководить собственным телом. Это достойно похвали. Вы разделяете мое мнение? Жду отзывы в комментариях.

Подписывайтесь на и первыми читайте все самое интересное. Хорошего дня!

Текст — агент Q.

Вконтакте

Из Советского Союза бежали разными способами, но этот побег был единственным в своем роде. 13 декабря 1974 года, в 20 часов 15 минут по корабельному времени, гражданин СССР Курилов Станислав Васильевич, 1936 года рождения, океанограф, прыгнул за борт круизного лайнера «Советский Союз». Ему предстояло провести в океане два дня и три ночи

Станислав Курилов вырос в Семипалатинске - но с детства бредил морем. Запоем читал Жюля Верна, «Остров сокровищ», «Робинзона Крузо». В пионер-лагере, тайком от родителей, научился плавать и в десять лет переплыл Иртыш. Родители не были бездумными романтиками и Слава поступил в автодорожный техникум. Занимался спортом, стал чемпионом города, вошел в сборную Казахстана. В пятнадцать лет он бросил техникум, убежал из дома и самостоятельно добрался до Ленинграда.

Он думал, что сможет, подобно героям Стивенсона и Жюля Верна, поступить юнгой на корабль. Но не прошел медицинскую комиссию - у него начала развиваться близорукость, дорога в гражданский или военный флот оказалась закрыта. К счастью, он узнал, что с небольшой близорукостью можно поступить на факультет океанологии Ленинградского гидрометеорологического института, куда он и поступил, отслужив в армии.

Учеба оказалась довольно скучным и далеко не романтическим занятием. Мечта о море на деле материализовалась в скучные таблицы, графики и диаграммы. Все изменило организация в институте курсов подготовки водолазов и группы, а затем Лаборатории подводных исследований. В конце 1960-х Курилов уже принимал участие в интереснейших исследовательских работах на борту подводной лаборатории «Черномор», которая находилась на глубине 14 метров. Работами живо интересовался легендарный Жак-Ив-Кусто, который несколько раз приезжал в СССР.

Курилов любил море. И ощущал истинное счастье только оставаясь с ним один на один. Много раз он мог погибнуть. В шторм был сброшен с лодки волнами и несколько часов плыл к берегу. Запутался в водолазных стропах на глубине 50 метров, фотографируя новый батискаф. В Кронштадте, во время осмотра подводных лодок в доке, рабочие отключили по ошибке кислород. Курилова подняли на поверхность без сознания. Стихия словно хранила его для какого-то другого испытания.

Где-то там, далеко, были Мадагаскар, Гавайи, Таити, бороздил океаны со своей командой знаменитый Жак Ив Кусто… С ленинградским институтом было уже подписано соглашение. В своей удивительной книге «Один в океане» Курилов вспоминает о дальнейших событиях с оттенком неизбывной горечи: «У нас был договор с Жаком Кусто о совместных исследованиях в подводном доме в Тунисе. Мы должны были послать наш буксир «Нерей» с командой инженеров-водолазов в Монако летом 1970 года. А потом все пошло прахом. Нам не дали виз, и весь проект сорвался. Пошла прахом еще одна экспедиция с Кусто - на атоллы Тихого океана - под названием «Южный Крест». Это название предложил я. Целый год я готовил водолазную часть экспедиции. Я специально заочно окончил мореходное училище и получил диплом штурмана дальнего плавания. Нам снова не дали виз, а к Кусто послали других людей, не водолазов, но с визами. Он их не принял… Потом пошел прахом проект организации института подводных исследований и испытание подводных батискафов. Мне не дали визы».

Последний отказ пришел с формулировкой: «Посещение капиталистических стран считаем нецелесообразным». Советский Союз не мог выпустить за границу человека, чья сестра в свое время вышла замуж за индуса, а затем поселилась с мужем и сыном в капиталистической Канаде. Между тем Слава не был ни диссидентом, ни антисоветчиком, хотя и считал советскую власть злом. Он был мистиком и йогом, которой увлекся еще на первом курсе института. Йога тогда находилась под запретом. Индийскую премудрость Слава осваивал в одиночку, не имея учителя и располагая только самиздатовскими руководствами, отпечатанными на пишущей машинке.

Отсутствие возможности самореализации в деле, которое он так любил, постепенно формировало в нем чувство неосознанного протеста и растущее желание любым путем вырваться из окружающей его тошнотворной действительности на свежий воздух свободы.

С год Курилов проработал инженером-гидрологом на Байкале. Жил уединенно, в лесной избушке на острове Ольхон, где не было ничего, кроме медвежьей шубы и двух чемоданов. Он спал на шубе и занимался йогой. В пасмурный октябрьский день прочитал в ленинградской газете объявление о круизе «Из зимы в лето». Виз не требовалось: лайнер отправлялся к экватору без захода в зарубежные порты. С группой туристов-ленинградцев Курилов прилетел во Владивосток, к месту сбора. «Советский Союз» вышел в море 8 декабря. Слава уже знал, что навсегда покидает родину.

На третий день плавания в одном из залов лайнера он увидел карту на которой был обозначен маршрут. Круизник следовал через Восточно-Китайское море, вдоль восточных берегов Филиппинских островов, в Целебесское море и к экватору между Борнео и Целебесом. Можно было ожидать, что ради сокращения маршрута капитан приблизится к берегу у филиппинских островов Сиаргао и Минданао. Для побега годились лишь эти две точки.

Тем временем выяснилось что прыжок в воду с верхних палуб исключался. Днем беглеца быстро изловили бы в море. Прыгать можно было только с кормы, с 14-метровой высоты, в темноте, надеясь не угодить между лопастями гигантского винта. И снова Курилову повезло. На борту он познакомился с девушкой-астрономом и с ее помощью проник в штурманскую рубку. По навигационной карте понял, что 13 декабря в 20 часов корабль поравняется с Сиаргао — небольшим филиппинским островом входящим в островную группу Минданао примерно в 800 км к юго-востоку от Манилы. В тот день он ничего не ел. Совершил несколько сложных йоговс-ких промывок.

В восемь вечера прошел по палубе между танцующими. Из репродуктора доносилась любимая песня - «Голубка». Переждав, пока находившиеся на юте три матроса отвлеклись, Курилов перебросил тело через фальшборт, сильно оттолкнулся ногами и прыгнул. При нем была только сумка с маской, трубкой и ластами, да еще амулет от акул, изготовленный по рекомендациям подпольно переведенного гримуара - книги, описывающей магические процедуры, заклинания для вызова духов и колдовские рецепты. Один в океане. Ни многолетние занятия йогой, ни опыт глубокого, 30-35-дневного голодания не могли подготовить его к пережитому. Он удачно вошел в воду ногами и был отброшен струей воды от вращающегося винта, который оказался от него на расстоянии вытянутой руки. Плыл, ориентируясь сперва по огням корабля, после - по облакам и звездам. Больше всего он боялся, что лайнер повернет обратно и его начнут искать. Были минуты, когда его охватывал непреодолимый страх. Днем на горизонте то показывался, то исчезал остров. На следующую ночь начались видения. Он слышал тихое пение, со всех сторон на разные голоса повторялось его имя, прямо под ним раскрывался неведомый светящийся мир.

К вечеру следующего дня Слава оказался совсем близко от острова, но течение, к ужасу пловца, пронесло его мимо. Ночью он плыл уже по инерции, надежды почти не оставалось. Заканчивались силы. Его преследовали галлюцинации.

Громадные волны в конце концов вынесли Курилова на риф, а затем в тихую лагуну. Роковое течение, которое пронесло его мимо восточного берега Сиаргао, спасло его и прибило к южному. Первыми его заметили рыбаки: чудище, покрытое фосфоресцирующим планктоном, танцевало на берегу сиртаки и хохотало во все горло.

Слава провел на Филиппинах полгода, из них полтора месяца в тюрьме. В его историю сначала не верили. О побеге сообщили по «Голосу Америки». Курилова заочно судили и приговорили к десяти годам заключения за «измену родине». Его брат, штурман, потерял работу. В СССР осталась жена, о которой Слава в своей книге говорит мало и скупо. Курилова депортировали в Канаду, по месту жительства его сестры.

Он получил гражданство, работал в канадских и американских океанографических фирмах. Историю его побега решили экранизировать на ВВС, и в 1985 году он получил аванс для поездки в Израиль, где должны были проходить съемки. Из экранизации ничего не вышло - зато Курилов провел три веселых месяца в Израиле и познакомился с красавицей Еленой, бывшей женой поэта Михаила Генделева. Они венчались в церкви Гефсиманского монастыря.

Курилова приняли на работу в институт океанографии. Это красивое здание под Хайфой на небольшом мысе, вокруг которого с трех сторон море. 29 января 1998 года в возрасте 62 лет Вячеслав Курилов погиб во время подводных работ на озере Кинерет - оно же библейское Генисаретское озеро. Накануне он высвобождал из рыболовных сетей запутавшегося напарника, в баллонах почти кончился воздух. И все же они решили погрузиться вновь, чтобы поднять на поверхность опутанный сетями прибор. На сей раз резать сети и освобождать Славу пришлось напарнику. Сделать это вовремя он не успел.

Организм человека способен на многое, я бы даже сказал на невозможное. Об этом история одного побега через океан.

Декабрь 1974 года. Тихий океан. На пассажирском лайнере «Советский Союз» танцы. На борту несколько сот счастливчиков. Это советские граждане, которым повезло в самый разгар зимы отправиться в морской тропический круиз. Только очень внимательный взгляд из всех туристов выделил бы одного не совсем обычного. Он был почти всегда один, в то время как другие пили, ели и веселились. Он часами смотрел на океан или изучал звездное небо. Вечером 13 декабря 1974 года человек выходит на верхний мостик и оглядывается. На главной палубе пассажиры танцевали, девушки ожидали приглашения на танец. Но одинокий пассажир смотрел не на них, а в темноту за бортом. Ревущий океан и ни единого огня на горизонте. Часы показывали 21:00. Через одну минуту человек спустился на корму главной палубы и сделал шаг за борт через границу государства.

В канун нового 1975 года москвичи готовились к новогодним торжествам. В предпраздничные дни из-за океана приходит сенсационная новость - побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера. После трех суток проведенных в воде он самостоятельно вышел на филиппинский берег. Но советские радиостанции и пресса молчали, а сквозь шум и помехи так называемых «глушилок» радиостанция «Голос Америки» сообщила имя беглеца. Это был Станислав Васильевич Курилов. На запрос родственников, где Стас, они получали ответ, - пропал без вести. И только через 12 лет беглец дал интервью Израилю. Скромный и застенчивый человек с неуверенным английским и обезоруживающей улыбкой. Трудно поверить, но это он совершил один из самых отчаянных и дерзких побегов из СССР за всю его семидесятилетнюю историю.

Это был прыжок с высоты пятиэтажного дома под вращающийся гребной винт. Трехдневное плавание в штормовом океане среди акул. Не одна система тренировок не гарантирует безопасность человека, который решился на такой сумасшедший поступок.

подводная лаборатория «Черномор»

И, тем не менее, серьезный опыт работы в воде и под водой у Станислава Курилова действительно был и только благодаря этому он сумел выжить. Так в 1968 году близ Геленджика на побережье проводились испытания подводной лаборатории «Черномор». Среди испытателей был и молодой океанолог Станислав Курилов. Многотонной агрегат позволял водолазам неделями жить под водой, и выходить работать на морское дно.

Задачей подводной экспедиции было выяснить, как ведет себя организм в непривычных условиях и каковы пределы возможностей человека. Акванавты в условиях повышенного давления и без солнечного света испытывали постоянные физические нагрузки.

пароход «Albert Ballin»

лайнер «Советский Союз»



Лайнер «Советский Союз» почти полвека считался самым большим пассажирский судном в СССР. По высоте корабль мог сравниться с многоэтажным домом, длина его более 200 метров, водоизмещение свыше 30 тысяч тонн. Однако в энциклопедиях о нем не писали. А причина в немецком происхождении судна. Его первоначальное название «Albert Ballin». Лайнер был построен в Гамбурге в 1925 году. В 1945 году потоплен. После войны поднят со дна Балтийского моря, а уже в 1957 году уже под именем «Советский Союз» прибыл в новый порт приписки Владивосток. Советских пассажиров поражала роскошь и убранство лайнера. Сияющий узорчатый паркет, бронзовые светильники, бассейн с подсветкой, одним словом настоящий плавучий дворец. Выбить заграничную путевку на таком лайнере для обычного советского гражданина было почти невероятное везение. Однако это везение Станиславу Курилову сопутствовало. Дождливым ноябрьским вечером он прочитал в газете «Вечерний Ленинград» небольшое объявления о том, что приглашаются все желающие принять участие в морском круизе под названием «Из зимы в лето». Это был к экватору. На лайнере было около 1200 человек туристов, и следовал он без захода в иностранный порт, к экватору без остановок, а затем назад. Этакая приятная возможность позагорать в декабре. Но будущий беглец загорать не собирался. Он легко получил путевку, ведь лайнер не будет останавливаться в иностранных портах, а значит визы для пассажиров ни к чему. Охранять их тоже не обязательно, куда пассажиры могут деться, если вокруг на многие километры сплошной океан. Представить себе, что кто-то решится прыгнуть с борта самого большого в СССР круизного лайнера, даже у опытных сотрудников государственной безопасности просто не хватило воображения.

Станислав Курилов с раннего детства мечтал о приключениях. Он воображал себя на тропическом острове. Он бредил морем, и мог часами любоваться картиной с изображенным парусником. Родителей он считал «безнадежно сухопутными людьми». Страсть Станислава к морю, они считали блажью, которая скоро пройдет. Уже в 10 лет он объявил на улице что переплывет Иртыш - огромную судоходную реку с множеством водоворотов и быстрым течением. У Славы едва хватило сил выполнить обещание, но настоящий ужас он испытает спустя 28 лет, когда окажется на расстоянии нескольких метров от вращающегося винта лайнера в открытом океане.


Лайнер «Советский Союз» вышел из порта Владивосток 8 декабря 1974 года. Станислав Курилов мысленно прощался с родиной, впрочем, окончательной уверенности в том, что он сумеет совершить побег, у него пока не было. К тому же будущий беглец не взял с собой в рейс карту Тихого океана и даже не захватил компас, что для ранее готовящегося человека является непростительной небрежностью. Через 3 дня после выхода из порта, пассажиры разгуливали по палубе в одних плавках, и загорали под южным солнцем. Большинство из них подходили к борту с опаской как к пропасти, а Станислав Курилов еще ничего толком не решивший проводил у борта все свободное время. Он часами вглядывался в линию горизонта пытаясь увидеть землю.

В 15 лет Станислав Курилов тайком от родителей едет из Семипалатинска в Ленинград, чтобы попасть на судно дальнего плавания. Он сразу же получал отказ, но впервые в жизни видит море, и дает себе клятву к нему вернуться. «Не разрешили быть юнгой, значит, буду капитаном!», - решил для себя Слава. Сомнений у путешественника не было. Он решил поступать в мореходное училище, для чего он штудирует учебники по математике и физике. Но тут его снова ждет удар - из-за близорукости, он не может пройти медицинскую комиссию. Кажется судьба его настойчиво, раз за разом пытается увести подальше от моря, но сдаваться он не намерен. Когда надежды связать свою жизнь с морем уже почти не было, Станислав Курилов вспоминает, что еще есть факультет океанологии, и поступает в Ленинградский гидрометеорологический институт. Здесь он узнает о происхождении океанских ветров и течений, а также учится читать морскую навигационную карту. Уже очень скоро от того как он применит эти знания будет зависеть его жизнь.

круизный маршрут лайнера «Советский Союз»

11 декабря 1974 года лайнер «Советский Союз» полным ходом шел к экватору. Решение о побеге Курилов еще не принял. Как и все он знал приблизительный маршрут судна. Из Владивостока на юг вдоль Корейского полуострова, мимо острова Тайвань Филиппинских островов до экватора, а затем примерно тем же маршрутом обратно. И только когда за кормой осталось Японское море, он увидел карту с обозначением пути судна. На ней был отмечен непросто маршрут лайнера, а рядом с линией пути стояли даты и даже корабельное время. Теперь беглец точно знал когда лайнер будет проходить мимо того или иного острова. Он понимал, что ни в одном из следующих рейсов такого везения уже не будет, если он действительно хочет прыгать делать это надо сейчас. Он рассчитал, что покинуть пассажирское судно может в двух точках, ведь прыгать с борта и остаться незамеченным нужно лишь ночью. Первая точка возле острова Сиаргао, вторая возле южной оконечности острова Минданао. Беглец знал, что Филиппины зона влияния США и место базирования американских военных баз, а значит, если он доплывет, обратно в Советский Союз его не вернут, тем более в разгаре холодной войны. Но он также знал, что союзные Филиппины с 70-х годов зона военного конфликта. Местные сепаратисты развернули масштабную партизанскую войну против правительственных войск.

12 декабря 1974 года карта с маршрутом уже была у Станислава Курилова в руках. Перебирая варианты побега, понимал, что лучшим местом для прыжка будет близ острова Сиаргао. Но вокруг Тихий океан открытый всем ветрам берег. Как океанолог он знал, что у острова его ждут огромные волны, к тому же слишком велик риск утонуть, разбившись о рифы. Перспектива быть съеденным акулами, утонуть и наконец, в случае особого везения доплыть и попасть в плен к сепаратистам. Только он мог назвать это благоприятный обстановкой.

Ночью 13 декабря 1974 года будет находиться вблизи от филиппинского острова Сиаргао. Это он знал благодаря найденной на лайнере карте. Та же карта позволили ему вычислить длину острова и среднюю скорость судна. Расчеты показали, что в запасе у беглеца всего 1 час. Еще раз, взвесив все за и против, Курилов принял решение прыгать. Прежде всего, он прыгнул как можно дальше от гребного винта. В воде он прижимал к груди сумку с плавательным снаряжением, в которую входили трубка, ласты и маска. Вокруг не было никаких ориентиров, кроме уходящего судна, по которому он ориентировался какое-то время. Но вскоре огни исчезли. Тогда его впервые охватил страх.


Он остановился и в течение 2 часов ждал появления звёзд. Он собрал всю свою волю и посмотрел в лицо страху. Как только на небе появились звёзды, Станислав продолжил плыть. Карту звездного неба он изучил достаточно хорошо. Главное потрясение беглеца ждало утром. На рассвете, всматриваясь вдаль, он никакого острова не увидел. Пока ещё он не знал, что всего ему придется провести в океане два дня и три ночи без еды, воды и без сна. И только чудом на этом морском пути он смог уцелеть. К вечеру первого дня плавания беглец уже отчетливо видел землю. Долгие тренировки по системе йоги дали о себе знать.

Станислав Курилов на занятии йогой - домашнее фото

После суток проведенных в воде у Славы было отличное самочувствие. Его не мучили ни голод, ни жажды. Он был готов к этому, у него был опыт голодания 36 дней. Он мог обходиться без воды две недели. Но самым сложным во время плавания было обходиться без сна. Прямо под ним находилась 10-километровая Филиппинская впадина, одна из самых глубоких в мировом океане. Это опытного пловца ничуть не пугало. Еще более удивительно его не смущали и акулы, которыми кишат эти воды. Он знал как себя с ними вести. Находясь в океане, он настолько чувствовал себя в своей стихии, что даже наслаждался видом роскошного заката. Но наступил второй день плавания, и вдруг беглец обнаруживает, что удаляется от острова, а не приближается к нему. Его сносит на юг течение, бороться с которым уже нет сил. На исходе вторых суток Курилов плыл, подчиняясь только инстинкту выживания. Земля давно скрылась из виду. Вокруг был сплошной океан. Разум пловца время от времени отключался, появлялись галлюцинации. Позже Курилов узнает, что течение, которое не дало ему приблизиться к острову, через несколько часов вынесет на берег.

филиппинский остров Сиаргао

15 декабря 1974 года местные рыбаки острова Сиаргао увидели на ночном берегу странное светящееся существо, передвигающееся по воде в дикой пляске. Туземцы в ужасе замерли, им показалось, что это посланец с того света. Но пловец испытал такое счастье, что выйдя на берег, не выдержал и начал прямо здесь танцевать. Свечение производил фарфорицирующий планктон.

В то время как пловец вышел на берег, пропажу, наконец, заметили на . Пассажирское судно возвратилось назад, и экипаж пытался найти случайно упавшего за борт туриста. И только когда о Станиславе Курилове сообщила радиостанция «Голос Америки» за дело взялось КГБ. Его осудили по статье «Об измене родине» и приговорил к десяти годам тюрьмы заочно.

Первую неделю побега Курилов провел в филиппинской тюрьме. Затем был эмигрирован в Канаду. Вместо паспорта Станиславу Курилову была выдана официальная бумага самого фантастического содержание, которым он гордился. На западе беглец наконец-то исполнил давнюю мечту. Он объездил полмира, участвовал как океанограф в десятках экспедиций, достиг Северного полюса. Словом жил той самой жизнью, о которой грезил с детства. Но мыслями возвращался назад к своему побегу. Вскоре после переезда в Канаду он начал писать книгу о проведенных трех суток в океане. В 1986 году переехал в Израиль, где женился и работал по специальности в Израильском океанографическом институте. Он погиб на острове Кинерет во время рядового погружения зимой 1998 года, вызволяя напарника из рыболовных сетей.


Вдова Станислава Курилова, Елена Генделева-Курилова, тот человек, благодаря которому мир по-настоящему узнал его историю. Собрав воедино разрозненные черновые записи, которые он вел всю свою жизнь, объединила их в книгу с названием «Один в океане», вышедший в Москве в 2004 году. Теперь на его могильном камне изображен парусник и слова, которые он любил повторять: «Для того чтобы быть счастливым ему достаточно просто видеть парусник на горизонте ».

Ощущение без причинного счастья оставляет его книга. Слава Курилов не просто совершил то, что не совершал до него никто, он ещё сумел подарить своим читателям радость, небывалую и никем не испытанную.

В канун новогодних праздников, знаменующих приход 1975 года, из-за океана пришла сенсационная новость. «Голос Америки» сообщил, что гражданин СССР бросился в штормовой Тихий океан с борта корабля. После почти трех суток, проведенных посреди океана, он вышел на берег в Филиппинах. Советские СМИ молчали. В программе «Взгляд» новостей о побеге тоже не было.

«Голос Америки» сообщил имя беглеца - Станислав Васильевич Курилов. В ответ на запросы в правоохранительные органы обеспокоенные родственники получили ответ: гражданин Курилов пропал без вести при неясных обстоятельствах. Побег был настоящим, сомнений больше ни у кого не осталось.

Биографическая справка

Слава Курилов с самого раннего детства был страстным мечтателем. Мальчик, который родился в городе Орджоникидзе за пять лет до войны, а свое детство провел в Семипалатинске, бредил морем. Позже он будет вспоминать, что все взрослые - «безнадежно сухопутные люди». Семья Станислава Курилова считала, что его любовь к морю скоро пройдет. В десять лет Слава переплыл Иртыш — это глубокая река со множеством водоворотов и сильным подводным течением. Позже он без документов пытался устроиться юнгой на флот. Мечта юного Славы Курилова сбылась — он закончил институт по специальности «океанология».

Сначала он хотел стать капитаном корабля, но медкомиссия в университете сделала однозначный вывод: моряком Курилову не быть из-за близорукости. Отчаявшись, он вспомнил, что есть еще факультет океанологии. После выпуска из вуза Станислав Курилов был инструктором по глубоководному плаванию, изучал йогу, все пытался добиться разрешения выехать в заграничную командировку, но ему упорно отказывали. Курилов стал невыездным. Дело в том, что его сестра постоянно жила за границей. Она вышла замуж за гражданина Индии и уехала с супругом сначала на его родину, а потом - в Канаду. Но у Станислава Курилова была мечта все же увидеть этот мир.

Подготовка океанолога

Через двенадцать лет после сенсационной новости в эфире телевидения Израиля показали запись интервью. Стеснительный человек с обезоруживающей улыбкой совершил один из самых отчаянных и дерзких побегов из СССР за всю историю страны. Это действительно незаурядное событие. Люди и раньше пытались сбежать за железный занавес, но не таким немыслимым и даже самоубийственным способом. Невозможно было предположить, что найдется доброволец, который согласится неопределенное время находиться посреди Тихого Океана в окружении акул и быстрых морских течений. Станислав Курилов говорил, что он был хорошо подготовлен.

Ни одна система подготовки не гарантирует, что человек, решившийся на сумасбродный поступок, выживет и останется здоров. Но довольно-таки обширный опыт длительного пребывания в воде и под водой у Станислава Курилова все же был. И благодаря этому опыту он смог выжить.

В 1968 году в Геленджике проводились испытания советской подводной лаборатории «Черномор». Подводный корабль позволял исследователям по несколько недель находиться под водой и выходить работать на дно. Среди испытателей «Черномора» был и советский океанолог Слава Курилов. Ученые в Геленджике пытались выяснить, как ведет себя организм человека в совершенно нетипичных условиях и какие предельные возможности человека.

Слава Курилов взял на себя самую тяжелую работу. Без естественного света и в условиях повышенного давления он переносил постоянные нагрузки. Среди его друзей и коллег было немало крепких молодых парней, не уступающих ему в выносливости и силе. Но едва ли они могли представить себе такое сумасшествие: прыжок с борта огромного пассажирского корабля на полном ходу. По высоте корабль «Советский Союз» мог сравниться с девятиэтажным домом, длина его - около двухсот метров. «Советский Союз» больше четверти века являлся в Советском Союзе.

В энциклопедиях о корабле-гиганте не писали, ограничивались несколькими фотографиями в местной печати. Причина состояла в том, что судно разработали и построили в нацистской Германии. Его первое имя - «Альберт Баллин», хотя поговаривают, что на самом деле лайнер называли именем самого фюрера.

Корабль построен в Гамбурге в 1922 году, в 1945 году был потоплен. После войны его подняли со дна Балтийского моря и восстановили на Восточногерманской верфи. В 1957 году уже под привычным именем «Советский Союз» лайнер остановился в новом порту приписки, в городе Владивостоке. Пассажиров поражало убранство корабля.

«Путевка в лето»

После новости о побеге советского гражданина с самого большого в СССР круизного лайнера Комитет государственной безопасности опросил всех лиц, которые как-то контактировали со Станиславом Куриловым. Репрессии были настолько суровыми, что была наказана даже девушка, которая продала гражданину билет на самолет из Ленинграда во Владивосток, откуда отправлялся корабль «Советский Союз». Но пока Станиславу Курилову только попалось на глаза объявление в газете «Вечерний Ленинград». Советских граждан приглашали принять участие в круизе «Из зимы в лето».

Это был круиз к экватору. На корабле было больше двухсот туристов. «Советский Союз» следовал к экватору без захода в заграничные порты и обратно. Беглец легко получил путевку. Визы пассажирам не нужны были, охранять их тоже не собирались. Ведь куда пассажиры могут подеваться, если на многие километры вокруг только океан? Представить себе, что кто-то может решиться прыгнуть с борта самого большого круизного лайнера, не могли даже опытные сотрудники органов государственной безопасности.

Будущий беглец сначала думал купить билет, чтобы отправиться в круиз и разведать обстановку. Побег Станислав Курилов планировал только на следующее путешествие. С собой он не взял ни компас, ни карту Тихого океана. В интервью он сам сказал журналистам, что это было совершенно спонтанное решение.

На борту лайнера

Через три дня после выхода корабля из Владивостока пассажиры уже загорали на палубе в купальниках. Станислав Курилов тогда еще не решил, совершать ли побег в этот раз или отказаться от этой затеи. Он знал лишь приблизительный маршрут лайнера: из Владивостока на юг вдоль Корейского полуострова, мимо острова Тайвань и Филиппин до самого экватора, а затем приблизительно таким же маршрутом обратно. Только когда Японское море осталось позади, он случайно нашел карту с обозначением маршрута судна.

На найденной карте был отмечен не просто маршрут. Рядом с линией продвижения корабля даже были указаны даты и время. Теперь Слава Курилов точно знал, где и в какое время будет проплывать корабль. Он понимал, что в следующем рейсе (если он и состоится) такой удачи уже не будет. Курилов рассчитал, что сможет покинуть лайнер только в двух точках пути. Обе эти точки находились недалеко от Филиппин. Он знал, что Филиппины — это зона влияния Соединенных Штатов. Если он доплывет, то обратно его не вернут, потому что в разгаре Холодная война. Но знал он и то, что Южные Филиппины в то время были зоной внутреннего военного конфликта. Местные повстанцы развернули мощную борьбу против правительственных войск. Но Станислав Курилов не боялся опасности.

Побег из СССР

Ночью 13 декабря 1974 года совершил побег Станислав Курилов. Рассчитав оптимальное время, он прыгнул с кормы в воду. До берега должно было быть около десяти морских миль. Но наутро он не увидел на горизонте очертаний земли. Тогда Станислав Курилов еще не знал, что в океане ему предстоит провести два дня и три ночи без пищи, воды и отдыха. К вечеру второго дня ему удалось разглядеть землю, но беглеца сносило на юг сильным морским течением. Это же течение вынесло его к рифу на южной стороне острова. Пятнадцатого декабря 1974 года Станиславу Курилову удалось достичь берега острова Сиаргао.

На берегу советского гражданина подобрал местный рыбак с детьми. Он и сообщил об это властям. Сначала Станислава Курилова арестовали. В местной тюрьме он провел практически год, но он пользовался достаточно большой свободой. Время от времени начальник тюрьмы брал его с собой выпить в местном кабаке. Через год Курилову удалось получить официальное подтверждение того, что он является беженцем. Он наконец-то смог покинуть Филиппины. А вот когда в СССР узнали об этом, органы государственной безопасности заочно судили Курилова и приговорили к десяти годам тюрьмы за измену Родине.

Осуществление мечты

Свои впечатления и биографию Станислав Курилов описал в книге «Один в океане», которую перевели на множество языков. На самом сумасшедшем побеге путешествия не окончились. Чего только стоит год пребывания в филиппинской тюрьме. Потом, получив бывший советский гражданин отправился в Гондурас, где его похитили мафиози. Выбираться из страшного плена ему пришлось самостоятельно. В Канаде сначала он устроился работать в пиццерию, а потом занимался морскими исследования. Он работал на Северном полюсе, изучал океан у экватора и искал ископаемые у Гавайских островов.

В книге «Один в океане» Станислав Курилов изложил интереснейшую историю своей жизни. В 1986 году он женился и переехал в Израиль к супруге.

Беглец из СССР трагически погиб двадцать девятого января 1998 года. За день до смерти в библейских местах на острове Кинерет в Израиле он выпутывал из сети коллегу и друга. Ему было тогда 62 года. На следующий день Станислав Курилов во время водолазных работ запутался сам в тех же сетях и выработал весь воздух. Когда Курилова вынесли на берег, его уже нельзя было спасти. Похоронен советский беглец в Иерусалиме.