Что такое и как используется публицистический стиль речи. Публицистический стиль речи Публицистический стиль черты и примеры

Сегодня публицистический стиль речи становится популярным, востребованным, поскольку резко возрастает роль публичной речи в современной коммуникации. У человека нашего времени часто возникает потребность конструктивно выстроить диалог, грамотно аргументировать позицию, опровергнуть точку зрения оппонента. Научиться этому можно, постигая секреты публицистической речи.

Вконтакте

Что это такое

Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики , отражающие злободневные вопросы жизни социума. «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.

Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.

Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.

Признаки публицистического стиля

Характеристика публицистического стиля, текста:

  • проблематика сегодняшнего дня;
  • адресация массовому читателю;
  • передача информации;
  • разнообразие тем;
  • эмоциональность;
  • призыв к действию;
  • открытая авторская позиция;
  • логичность;
  • точность фактов;
  • образность.

Языковые особенности публицистического текста

Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной .

Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).

Синтаксис отличается сочетанием конструкций разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические · книжные слова (сыны отечества, отчизна);

· общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс);

· неологизмы (биотерроризм, марсоход);

· заимствования (спикер, маркетинг);

· устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл);

· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);

· сравнения (любовь к сыну, словно безумие);

· (болезнь государства);

· разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).

морфологические · обилие прилагательных, ;

· формы родительного падежа;

· глаголы прошедшего, настоящего времени;

· с суффиксами -ом-, -ем-;

· употребление единственного числа в значении множественного.

синтаксические особенности публицистического стиля · обращения (друзья, граждане);

· вводные сочетания слов (по утверждению);

· риторические вопросы, восклицания;

· неполные предложения (Дорогу – молодым!);

· изложение мыслей в форме вопроса, ответа;

· градация (страна, родина, отчизна);

· парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.)

Жанровое своеобразие публицистики

Большой диапазон общественных, политических, моральных, этических, философских проблем определяет жанровое разнообразие публицистической литературы. Условно их можно разделить следующим образом:

Газетные жанры :

  • заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих);
  • репортаж (оперативная информация с места происшествия );
  • интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
  • статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).

Жанры художественной публицистики :

  • очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
  • фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений);
  • памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).

Ораторские жанры:

  • устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя важную информацию, доказать свою точку зрения);
  • доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
  • дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение . Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля .

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста.

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов. Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты.

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Пример стилистического анализа текста

(фрагмента статьи А. Н. Толстого «Москве угрожает враг!»).

Область использования текста ‑ периодическая печать . Произведение, написанное в годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами, обращённый к соотечественникам. В каждом слове, строке ощущается переживание автора за судьбу любимой им родины, народа. Писатель предстаёт перед читателем как настоящий патриот.

Цель автора ‑ рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы. «Ни шагу назад!» ‑ такова авторская позиция, и каждое предложение подчёркивает это.

Замыслу А. Н. Толстого соответствует жанр произведения – статья. Она предназначена читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведётся от 1 лица множественного числа (встанем, наша задача).

  • сравнение (встанем стеной),
  • олицетворение (мир внимает),
  • эпитеты (смертельный враг, трус малодушный),
  • фразеологизм (биться на смерть),
  • экспрессивные повторы (дороже, родина),

Сравнение наступления фашистов с варварским походом гуннов, уничтожавших на своём пути всё живоё, использовано не случайно. В этом случае публицистический стиль используется, чтобы показать бесчеловечность, жестокость врага, тем самым подчёркивая, что советским солдатам предстоит тяжёлое сражение. Таким образом, все признаки публицистического стиля предложенного для анализа фрагмента налицо.

Публицистический стиль: основные черты

Русский язык 11 класс 12 неделя Публицистический стиль речи

Вывод

В завершение вышесказанного хочется ещё раз подчеркнуть значимость публицистики для современного человека. Благодаря ей чувствуешь дух времени, всегда находишься в центре событий, ощущаешь сопричастность к тому, что происходит в стране, мире, формируешься как личность. Кроме того, слушая новости, репортажи, интервью, читая статьи, очерки в периодических изданиях на подсознательном уровне усваиваешь языковые средства выразительности публицистического стиля, что помогает повышать уровень культуры речи.

Следует сразу же начать с главного. В публицистической статье, в отличие от эссе, главная проблема должна быть высказана в первых двух строчках. Организуйте свои аргументы по пунктам, заставьте читателя заинтересоваться вашей темой, затем подведите итог тому, что, как вам кажется, можно сделать для решения этой проблемы. Попробуйте что-то такое:

  • «Как-то в детстве зимой, когда дни были очень короткими, и для прогулки нужно было закутываться в кучу одежек, мы с сестрой отправились в библиотеку. Мы проводили дни на художественных занятиях среди книжных полок этого исторического здания. К сожалению, в следующем месяце эту библиотеку может постичь та же участь, что и многие другие (уже закрытые) общественные заведения нашего района. Я считаю, что это уже последняя капля».

Используйте в повествовании красочные детали и примеры, чтобы привлечь внимание читателя. Обычно читателю запоминаются интересные детали, а не сухие факты. Конечно, в статье должны присутствовать достоверные факты, но обязательно включите в статью несколько ярких и увлекательных деталей, чтобы они остались в памяти читателя. Постарайтесь привести реальные примеры, чтобы читатель увидел, что это именно та тема, о которой стоит прочитать и задуматься.

  • В примере про библиотеку можно написать, что она была основана каким-то известным политиком/писателем/артистом, потому что он чувствовал, что жителям нужно место для чтения и обсуждения. Можно привести историю о библиотекаре, который проработал в этом месте 60 лет и прочитал каждую книгу из художественной литературы в этой библиотеке.
  • Дайте читателю стимул, почему его должен волновать этот вопрос. Если читатель понимает, что тема, на которую вы пишете, на самом деле не влияет на него, вряд ли он внимательно прочитает ваши аргументы и комментарии по этому поводу. Сделайте так, чтобы тема лично коснулась каждого читателя. Объясните, почему эта тема, а также ваши рекомендации, комментарии и идеи повлияют на жизнь ваших читателей. Например:

    • Если эту библиотеку закроют, то более 130 000 книг и фильмов переместят в другую библиотеку, что вынудит людей ехать в другой город, преодолевая большой путь (к примеру, 70 км). У детей не будет доступа к половине книг, поскольку школа всегда отправляет детей в библиотеку, чтобы они взяли там учебники на год. И так далее.
  • Сделайте эту статью личным обращением. Это значит, что в статью нужно включить не голые факты, а именно ваше личное обращение и просьбу. Приведите личные примеры и аргументы, которые помогут отстоять свою позицию. Проявите в статье всю свою человечность, чтобы читатели поддержали вас и вдохновились вашими идеями. Покажите им, что вы настоящий человек, который действительно хорошо разбирается в этой теме.

    • Опять же, возьмем пример с библиотекой. Можно рассказать историю о том, как в этой библиотеке вы прочитали свою первую книгу, как развили хорошие дружеские отношения с милой женщиной, которая выдавала читательские билеты, как библиотека стала вашим убежищем в разных сложных жизненных ситуациях.
  • В своей статье используйте действительный залог и избегайте жаргонизмов. Ваша цель - мотивировать читателя узнать об этой теме и сделать что-то, а не просто подумать об этом и забыть. Поэтому нужно использовать действительный залог. Но, имейте в виду, что слишком технический жаргон отпугнет читателя, потому что статья может показаться ему вычурной, а он сам может просто запутаться.

    • Пример страдательного залога: «Есть надежда, что районными властями будут пересмотрены планы по закрытию библиотеки».
    • Пример действительного залога: «Я надеюсь, что власти поймут, что представляет собой эта замечательная библиотека для нашего района и его жителей, и пересмотрят свое страшное решение закрыть этот центр обучения, развития и досуга».
  • Планируйте все заранее и узнайте у директора библиотеки, можно ли организовать встречу в библиотеке. Выберите дату и время, распечатайте листовки с приглашением, чтобы обсудить с другими людьми будущее библиотеки. Кроме того, можно даже пригласить репортера для записи мнений людей, для фотографий, которые привлекут внимание.

  • Важно признать, что есть люди, у которых будет другое мнение. Это сделает вас более привлекательным и заслуживающим уважения в глазах окружающих (даже если вы чувствуете, что на другой стороне просто дураки). Подумайте, какие способы оппозиции будут наиболее корректными. For example:

    • Безусловно, те, кто хочет закрыть библиотеку, правы в том, что борются за подъем нашей экономики. Повсюду закрываются предприятия, потому что люди просто не покупают товары. Но думать, что закрытие библиотеки решит проблему экономики, несомненно, ошибочно.
  • Организуйте решение проблемы. Оппозиция, которая лишь разглагольствует, но не предлагает никаких решений (по крайней мере шагов к решению), вряд ли будет услышана и поддержана (в отличие от обращения оппозиции, в котором предложены пути решения проблемы). Будьте готовы обсудить возможные решения проблемы и компромисс, на который, по вашему мнению, могут пойти обе стороны для достижения лучшего результата.

    • Например: «Если мы является членами общества, у нас есть возможность сохранить нашу библиотеку. Благодаря сбору средств и прошениям, я думаю, что местным властям станет ясно, что необходимо пересмотреть закрытие этого исторического места. Если бы власти выделили часть средств, которые планируют тратить на новый мега-центр, и вложили бы их в развитие библиотеки, эту прекрасную достопримечательность не пришлось бы закрывать».
  • Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.

    Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая , основные формы речи – устная и письменная ; типичный вид речи – монолог .

    Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

    Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.

    Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту .

    В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

    Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.

    ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

    ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

    ОСОБЕННОСТИ

      Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовка и т.д.).

      Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.).

      Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение ,дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п.

      Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина ,схлопотать ).

      Используются речевые стандарты – устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники и др.

    7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса .

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

    ОСОБЕННОСТИ

      Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

      К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

      Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих .

      По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

      Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый .

      Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина .

      Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не ини , усилительной частицыже , частицведь, вот, даже, лишь и др.

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ

    ОСОБЕННОСТИ

      Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

      Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины . Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

      В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

    Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

    Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

    языковых средств :

    на уровне лексики :

    · широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

    · использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно ), часто в сочетании с разговорной;

    · использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

    · частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

    на уровне морфологии и синтаксиса :

    · активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

    · неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

    · употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

    · использование обращений;

    · частые лексические и синтаксические повторы

    Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

    В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведём отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:

    Культур и Мультур

    Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился - не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?



    Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям...

    Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

    В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

    Политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог ;

    Разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру ;

    Языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур - перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур ), непосредственный как антоним к слову посредственный , ЕДИОТы - блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты ;

    Отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

    Вопросительные предложения;

    - «простой» синтаксис;

    Выразительный приём обращения к читателям: ...какие два комитета были предложены товарищам большевикам...? Правильно, дети. Садитесь, пять;

    Парцелляция: совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

    Художественный стиль

    Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

    Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

    Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

    · тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

    · фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

    · ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

    Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

    В качестве примера приведём отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока:

    Осень поздняя. Небо открытое,

    И леса сквозят тишиной.

    Прилегла на берег размытый

    Голова русалки больной.

    Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

    Ритм, рифма;

    Инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная ;

    Тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег ;

    Синтаксический параллелизм в первой строке;

    Назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

    Разговорный стиль

    Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлён и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

    Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

    Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств :

    на фонетическом уровне:

    · б́ольшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)др́ас’т’и]);

    · разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

    · на уровне лексики и словообразования :

    · использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить );

    · преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

    · экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный );

    · частое использование фразеологизмов;

    на уровне морфологии :

    · наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

    · преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

    · редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

    · несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

    · употребление частиц, междометий;

    · частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

    на синтаксическом уровне:

    · употребление односоставных и неполных предложений;

    · отсутствие сложных синтаксических конструкций;

    · бессоюзие сложного предложения;

    · частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

    · употребление обращений.

    В качестве примера приведём высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

    - Отворите же, чёрт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

    В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

    Вопросительные и восклицательные предложения,

    Междометие разговорного стиля чёрт возьми ,

    Личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

    Ещё один пример - отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

    Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

    В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

    Использование разговорной и просторечной лексики: жёнка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота , союз да в значении «но», частицы уж и вовсе не , вводное слово видно ,

    Слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко ,

    Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

    Лексический повтор слова скверный ,

    Обращение,

    Наличие вопросительного предложения,

    Употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

    Употребление глаголов в настоящем времени,

    Употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать ) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

    Типы речи

    Типы речи - разграничение речи по обобщённому (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

    Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временн́ой последовательности.

    Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

    «Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

    Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время ), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

    В качестве примера приведём отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

    Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

    Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошёл он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошёл к ним Бугров.

    Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

    Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

    Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

    В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3-4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5-5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550-750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20-30 лет.

    В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведём начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

    Барон - маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея даёт с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

    Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница - в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведём два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

    1. На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

    2. Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

    Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведём отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

    Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

    Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

    На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

    Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы - двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

    Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

    Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

    Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

    В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи - повествование, описание и рассуждение.

    Проблемами речи и текста занимается стилистика - раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

    Часть 4. Морфология

    Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

    Морфология и синтаксис составляют грамматику.

    Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

    Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.

    Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

    Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

    Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

    Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

    В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

    Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

    Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

    К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

    Языковые средства Примеры
    Общественно-политическая лексика. Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
    Терминология науки, производства и других социальных средств. Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы .
    Книжная лексика абстрактного значения. Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.
    Собственные имена. Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
    Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
    Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
    Многочленные словосочетания. Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог .
    Полные предложения с прямым порядком слов. Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
    Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

    Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

    Языковые средства Примеры
    Уровень языка: Лексика и фразеология
    Лексика различной стилистической окрашенности. Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых .
    Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
    Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
    а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
    б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).
    в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
    г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
    д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник .
    е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).
    ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.
    з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях .
    и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море .
    к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку .
    Клише экспрессивно-воздействующего характера. Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.
    Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!
    Уровень языка: Морфология
    Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.
    Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.
    Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением!
    Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ...
    Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры *
    Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
    Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку !
    Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.
    Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги!
    Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?
    Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.
    Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!
    Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.
    Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года!
    Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить.

    Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.