Школьная реформа 1782 1786. Путем просвещения

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.

В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте. При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

2. Школьная реформа 1782-1786 гг. Ф.И. Янкович де Мириево.

В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда должны были обучать - в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м - после повторения предыдущего - пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов - курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса.

Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшем тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.

Образование и педагогическая мысль России второй половины ХУШ века.

Екатерина II

Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России".Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг).

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса.

Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:

руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому званию;
полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигация и др.;
руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, красноречие, латинский и французский языки, механика и пр.
Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ.

В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. И.И.Бецкой родился в Стокгольме, где его отец Иван Юрьевич был в плену у шведов. Родившись в результате гражданского брака, И.И.Бецкой считался в России "незаконнорожденным" сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией Бецкой. Первые свои годы он провел в Швеции, затем был привезен в Россию, где воспитывался в семье отца. В 1721 году получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 году получил чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора ушел в отставку и отправился в путешествие по Европе, где знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро. В 1762 году Бецкой возвращен в Россию и назначен доверенным лицом Екатерины II. Ему было поручено создание системы воспитательных учреждений. В 1762 году И.И.Бецкой возглавил академию художеств, при которой уже существовало Воспитательное училище. Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.

В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей. По примеру Московского Воспитательного дома, организован Воспитательный дом в Петербурге. То был 1772 год. Предлагалось организовать такие же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования. И.И.Бецкой воспринял идеи французских просветителей и пытался их осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для детей от 6 до 20 лет, для создания "особой породы людей" свободных от пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе . По докладам и уставам Бецкого были открыты:

Воспитательный дом в Москве (1764г.)
Воспитательный дом в Петербурге (1772г.)
Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год)
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год)
Коммерческое училище (1772 год).
Все это были строго сословные закрытые учебные заведения.

Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон:

физической (в здоровом теле здоровых дух);
физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей);
моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока);
учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).
В Воспитательный дом в Петербурге принимались "безродные младенцы и дети". Казной на содержание дома была отпущена ничтожная сумма, которая не покрывала расходов. Тогда было объявлено о необходимости благотворительности, и деньги были собраны. Первоначально Воспитательный дом находился при Смольном монастыре, затем его перевели в большой дворец царевны Наталии (часть дома № 35 а на Шпалерной улице). 14 мая 1797 года Император Павел I издал указ о придании самостоятельности Петербургскому Воспитательному дому. В том же 1797 году он разместился в зданиях на набережной реки Мойки, приобретенных у генерала фельдмаршала Разумовского (ныне 5 корпус) и графа Бобринского (2 корпус).

Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так:

до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек,
с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе,
с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д.,
с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе и т.д.;
в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали.


Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:

1. Люди способные к наукам и искусствам
2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию
3. Люди способные лишь к самой простой работе.
Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока. При хорошем воспитании наказания излишни, так как от них дети делаются притворными, мстительными, угрюмыми, но в случае необходимости наказанием может служить: лишение прогулки, стояние на одном месте. Никогда нельзя бить ребенка. Цель воспитания: создание "особой породы людей свободных от пороков общества".

При Воспитательном доме для неимущих рожениц имелся госпиталь на 20 коек. Этот госпиталь обслуживали всего 6 человек. Родившихся в этом госпитале передавали в Воспитательный дом, позже этот порядок отменили - отдавали лишь тех младенцев, от которых отказывались матери. Поступление ребенка в Воспитательный дом не сопровождалось оформлением документов. Ежегодно сюда поступало около трех тысяч детей. Наиболее отличившиеся воспитанники продолжали обучение в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок был отменен.

Ниже приводится отрывок плана И.И. Бецкого: "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (1764 год).

"Ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть последнего же с успехом можно только избрав средства, к тому прямые и основательные. И остается произвести способом воспитания "новую породу людей", которые бы были свободны от пороков современного общества. Сие намерение следует исполнить учреждениям воспитательного училища для обоего пола детей, сюда принимать не старее 6 лет и довести обучение неусыпными трудами до 18-20 лет. Сородичи хотя и могут их видеть в назначенные дни, но не иначе как в самом училище. При училищах первое полагать возбуждению трудолюбия, и чтоб срамились праздности, обучать домостроительству, углублять их в склонности к чистоте и опрятности. Но прежде следует рассмотреть его склонности и охоту и выбор оставить ему самому. Искоренять следует все то, что скукою, задумчивостью, прискорбием называться может. Но пред организацией училищ следует принять правило: или делать и делать целое и совершенное или так оставить и не начинать".
Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.

В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786г.).

В разработке этих документов принимал участие сербохорватский мыслитель и педагог, директор народного училища в Петербурге Федор Иванович Янкович де Мариево. Устав провозглашал воспитание как "единое средство" общественного блага. Утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства. Устав решил положительно преподавание на "родном", то есть русском языке. Согласно уставу в городах открылись:

малые народные училища
главные народные училища.
Это были бесплатные, смешанные школы для девочек и мальчиков вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения.

Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений.

Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили: история, естествознание, архитектура. Для желающих: латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский языки. Тут можно было получить и педагогическое образование. Из училищ были устранены представители церкви. Устав утвердил классно-урочную систему. Учитель обязан был работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала рекомендовалось проводить опрос. Для ответа ученику следовало поднять левую руку. Появляется расписание уроков и классный журнал посещаемости учащихся. Установлены сроки начала и окончания занятий.

Видным деятелем русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 - 1814гг.).

Образование Ф.И. Янкович де Мариево получил в Венском университете, где прослушал камерные науки, юриспруденцию. В 1773 году был определен первым учителем и директором народных училищ. Хорошо знал русский язык. Именно поэтому для организации народного просвещения в России он был приглашен Екатериной II. Он перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, переделал и издал учебники: "Российский букварь", "Руководство к арифметике" и др.

Он проработал в России в области народного просвещения более 20 лет. Главные теоретические основы были изложены в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783 г.)

Руководство было составлено по австрийскому образцу и содержало такие рекомендации: нужно учить всех совокупно, то есть вместе всех разом одному и тому же. Для этого учеников нужно разделять на классы и учить не каждого порознь, а весь класс. Когда ученик читает или отвечает, то весь класс следит за ним. Книги должны быть у всех одинаковыми.

Совокупное наставление и чтение реформировало школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавали особые задания, у каждого были разные книги. Теперь учитель разучивал урок с классом, читал сам и читали ученики, писал на доске, писали и учащиеся, при ответах класс внимательно следил за ответом. Были разработаны методы преподавания по арифметике, которую следовало бы изучать только после освоения чтения. Рекомендовалось учителю самому на доске решить пример задачи, затем у доски решает задачу лучший ученик, затем задачу решают все ученики. Учитель должен обладать рядом добродетелей: быть миролюбивым, быть порядочным, иметь постоянную бодрость духа и тела, быть терпеливым и внимательным, быть справедливым. Телесные наказания запрещены, допускаются наказания в виде лишения приятных вещей. Но данная система применялась ограниченно. Почему?

не было педагогических кадров - на всю Россию была открыта лишь одна учительская семинария в Петербурге и ту вскоре закрыли. Подготовку педагогических кадров возложили на главные училища. Учительская семинария подготовила всего 420 учителей, которые работали в различных учебных заведениях. Нередко они были плохо подготовлены и вследствие этого, приглашали иностранцев (школа пастора Эрнеста Глюка).
к делу просвещения не привлекалась общественность (такие как Н.И.Новиков убирались с поля действия). Иностранцы работали гувернерами, учителями. Знатные люди посылали своих сыновей за границу - все это усиливало иностранное влияние на российскую систему образования. В качестве примера может служить "Устав для учительских семинарий, главных народных училищ" от Фельбигера.
Николай Иванович Новиков
(1744 - 1818 гг.)
Журналист, публицист, издатель. Настоящим своим делом он считал издательство: на типографию и книжную лавку положил он лучшие годы и силы своего ума и сердца. Именно как книгоиздатель Новиков сослужил русскому просвещению большую службу. Организованная им в 1784 году типографская компания издавала школьные и другие учебные книги. Среди издаваемых книг, важная роль отдавалась педагогической тематике. Это были его собственные сочинения, произведения иностранных авторов. После освобождения Н.И.Новикова из Шлиссельбургской крепости, куда он был заточен Екатериной II за "вольнодумство" ему не удалось наладить издательскую деятельность в прежних масштабах. Новиков финансировал две частные школы и поездки людей за границу.

Свои педагогические взгляды он изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783 г.) В воспитании им определены главные направления: физическое, нравственное, умственное. Такое воспитание содействует формированию человека и гражданина.

"Воспитание имеет три главных части: воспитание физическое, касающее до одного тела, нравственное имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей и разумное воспитание для просвещения или образования разума. Таким образом, воспитывать детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами". Новиков был за общедоступное образование.

Именно в XVIII столетии трансформируются традиции семейного воспитания, меняются традиции религиозного воспитания и др. Причиной тому является изменение социума. Характерно влияние французского опыта (закрытые учебные заведения при монастырях), применен при создании Смольного института, выражено влияние идей. Ж-Ж. Руссо ("Эмиль, или о Воспитании"), Дж.Локка ("Мысли о воспитании"), Д.Дидро и др., влияние германского опыта.

Нельзя не отметить, что период 1730 - 1765 гг. - это период борьбы М.В.Ломоносова за общенародное образование. Борьба М.В.Ломоносова выразилась, прежде всего, с немецким засильем в Московском университете.

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 - 1765 гг.)
Русский ученый, философ, поэт. Сын крестьянина Архангельской губернии. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1731-1735гг.). В 1736 году в числе 12 лучших учеников был направлен на обучение в Петербург, а затем за границу для продолжения образования. Адъюнкт физики в Петербургской Академии наук, профессор химии. Инициатор создания Московского университета.

Как ученый, Ломоносов отличался широтой интересов, обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, геологию, механику, историю, философию, пытаясь использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Защита интересов Отечества, борьба за развитие науки и просвещения характеризуют Ломоносова как просветителя.

Выдающейся заслугой Ломоносова - первого академика из русских, было создание российского университета. В ходе Петровских преобразований в первой четверти XVIII в. были сделаны значительные шаги вперед в развитии науки, создана светская школа. Ведущим центром новой школы и научных знаний стала открытая в 1723 году Петербургская Академия наук.

Для подготовки в России кадров ученых при Академии были учреждены университет и гимназия. Однако ни гимназия, ни академический университет с поставленной задачей не справлялись. В этих условиях М.В.Ломоносов и его единомышленники потратили много сил и энергии, чтобы удовлетворительно организовать работу учебных заведений при академии. Эта деятельность привела Ломоносова к идее о необходимости создания университета в Москве. И в 1755 году университет был создан. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной в Татьянин день 12(25) января 1755 года и опубликован 24 января (14 февраля). Церемония торжественного открытия состоялась 26 апреля (7 мая) 1755 года, тогда же начала работать гимназия при университете (до 1812 года). Университет начал свою работу в центре Москвы на Красной площади в здании бывшей Главной аптеки, к концу XVIII в. университет переехал в новое, специально построенное здание за рекой Неглинной, неподалеку от Кремля. Первоначально в стенах университета имелось три факультета: юридический, медицинский, философский..

За 7 лет до открытия Московского университета, в Петербурге М.В.Ломоносов впервые в России прочитал лекцию студентам на родном языке. С момента основания университета лекции читались на русском языке. Московский университет с первых дней работы отличался демократическим составом студентов и профессоров. Решая проблему подготовки учащихся для обучения в университете Ломоносов подчеркивал, что "университет без гимназии как пашня без семян." Московский университет сыграл огромную роль в популяризации научных знаний. В апреле 1756 года при университете открывается типография и книжная давка. Тогда же стала выходить неправительственная газета "Московские ведомости (3) 14 июля 1756 года". Но лишь к концу XVIII в. Московский университет прочно встал на ноги и смог объединить лучшие умы России.

М.В.Ломоносов заложил демократические основы и традиции в развитии русской науки, школы и просвещения. Он вел непримиримую борьбу с засильем бездарных иностранцев в русской науке: "Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться". Ломоносов был против некомпетентного вмешательства церковных служителей в развитие научного знания. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии и Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое обучение, обучение наглядное. Ломоносов выдвинул принцип научности - ведущий принцип в обучении. Перу М.В.Ломоносова принадлежит целый ряд сочинений, посвященных вопросам преподавания языка и литературы, высшей школе, семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса. Им были созданы многие учебные пособия и учебники по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназии и университета. "Российская грамматика"

"Повелитель многих языков, язык российский не только по обширностью мест, где он господствует, но собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе". "Если бы он был римский император V искусен российскому языку, то конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков".
Из письма И.И.Шувалову (1754 г.)


"На юридическом факультете: профессор всей юриспруденции вообще, профессор юриспруденции российской, профессор политики; на медицинском факультете: доктор и профессор химии, доктор и профессор натуральной истории, доктор и профессор анатомии; на философском шесть: профессор философии, профессор физики, профессор фактории, профессор поэзии, профессор истории, профессор древностей и критики ".
Так завершалось XVIII столетие.

Это была эпоха государственной педагогики, школа отделяется от церкви. Цель воспитания: воспитать светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. В эту эпоху складывается государственная система образования:

приходские школы (1 год)
уездные школы (2 года)
гимназии (4 года)
Университеты.
В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:

первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.
Литература:

Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. - М.:ГИЦ "Владос".1999.
История педагогики в России:Хрестоматия /Сост. Егоров Е.Ф. - М.:ИЦ"Академия".1999.
История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. - М.:Просвещение.1981.
Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998.
Педагогическая энциклопедия /Гл.ред Каиров А.И.. Т2. - М.:Советская энциклопедия.1965.
Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.:Уч.пособие. -

Школьная реформа Екатерины II (1782-1786) предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786).

Федор Иванович Янкович последователь Я.А. Коменского. Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате «О человеке», о его смертности и бессмертии раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

Николай Иванович Новиков – один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель. Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа, выпускал газету «Московские ведомости», одиннадцать журналов, опубликовал памятники русской исторической литературы.


28.Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И. Г. Песталоции

Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования - дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире.Песталоцци вводит понятия о простейших элементах этих направлений. Простейший элемент числа - единица, как самое простое и самое наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы - линия, как первый элемент «азбуки наблюдения». Простейший элемент слова - звук. Первоначально дети обучаются узнавать именно эти самые простые элементы с тем, чтобы потом, используя принцип постепенного добавления информации, переходить к следующим ступеням.

Таким образом, обучение детей познанию природы стоит на трёх слонах - чтении, счёте и наблюдении. При этом необходимо понимать, что лишь параллельные занятия этими тремя видами деятельности способны привести к гармоничному развитию личности. Они не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны и взаимопроникающи. Действительно, обучение письму, например, возможно лишь на базе умения ребёнка как читать, так и рисовать; первоначальное обучение арифметике и геометрии возможно лишь на речевой основе, используя уже развитое умение излагать суждения. Изложенная методика позволяет медленно, но верно формировать у детей правильные понятия. С её помощью можно добиться двоякой цели - вооружения учащихся знаниями и развития их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 155, кн. 3, ч. 1

Гуманитарные науки

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

УДК 94(47).04"1786/1788"

НАЧАЛО ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КАЗАНСКОМ НАМЕСТНИЧЕСТВЕ (1786-1788 гг.)

Г.В. Ибнеева, Г.Р. Кинзябулатова Аннотация

В статье анализируются первые результаты реализации в Казанском наместничестве школьной реформы, подготовленной правительством Екатерины II. Исследование опирается на делопроизводственные документы 80-х годов XVIII в.: полугодовые ведомости о состоянии училищ и исторические ведомости о состоянии народных училищ в Казанском наместничестве. Авторы рассматривают процесс подготовки к открытию Казанского главного народного училища, характеризуют преподавательский состав, а также социальный состав учащихся. В статье вскрываются проблемы, связанные с финансовым обеспечением народных училищ, отмечается, что основным источником материальной поддержки служили пожертвования местных благотворителей.

Ключевые слова: Российская империя, наместничество, школьная реформа, главные и малые училища, национальная школа.

Вторая половина XVIII в. - это время становления и развития государственной системы средних и начальных учебных заведений в Российской империи. Основой этих процессов послужили реформы, проводимые правительством Екатерины II. Именно тогда произошла институционализация системы школьного дела, способствовавшая в целом созданию государственной системы образования. Реформа в области образования, проведённая в 80-е годы XVIII в., стала одним из важнейших направлений преобразовательной деятельности правительства Екатерины II.

Создание массовой общеобразовательной и всесословной школы могло закрепить результаты социально-экономических преобразований, проведённых правительством Екатерины II. Первый этап становления масштабной системы школьного образования в Российской империи приходится на начало 80-х годов. Изучение данной стороны российской истории указанного периода имеет несомненную научную значимость. Именно централизованная система управления народным образованием давала возможность перехода к более современным формам экономической, социальной и культурной жизни Российской империи.

Началом становления государственной общеобразовательной системы в Российской империи стало создание Комиссии об учреждении училищ, а также утверждение «Устава народным училищам в Российской империи», который дал новой учебной системе прочную законодательную основу.

Практическое значение Устава 1786 г. в истории народного образования определялось тем широким пониманием задач и объёма просвещения, на котором строились все предшествующие проекты образовательных реформ. Одним из их общих признаков было то, что характеристика школ и школьного реформирования составлялись по определённой схеме. В Уставе 1786 г. присутствовало понятие типа школы, определялась продолжительность обучения в ней, излагались основы учебного плана, перечислялись общеобразовательные предметы .

В настоящей статье решается задача показать первые результаты (17861788 гг.) проведения школьной реформы в Казанском наместничестве. В дополнение к уже известным в литературе источникам по теме к исследованию были привлечены полугодовые ведомости о состоянии училищ и исторические ведомости о состоянии народных училищ в Казанском наместничестве, другие неопубликованные материалы общероссийского содержания.

Мы не будем подробно останавливаться на Уставе народных училищ 1786 г., так как он до мельчайших подробностей проанализирован исследователями, лишь обратим внимание на те моменты, которые важны при рассмотрении вопроса о создании в Казанском наместничестве главного народного училища.

По Уставу 1786 г. учреждались учебные заведения двух типов - главные и малые народные училища . Первые открывались по одному в каждом губернском городе, а вторые - по одному в каждом уездном городе. Главное училище являлось четырёхклассным с пятилетним курсом обучения (в последнем классе обучение было двухгодичным), малое - было двухклассным. На главные возлагалась задача подготовки учителей для малых училищ. Оба учебных заведения носили общеобразовательный характер. В каждом главном училище предусматривалось 6 преподавателей: два учителя для 3-4 классов, по одному для 1 и 2 классов, для преподавания рисования и иностранного языка также по одному. Училища находились под надзором губернатора, который управлял ими через приказы общественного призрения, ответственных за хозяйственную часть лиц и директоров, в ведении которых находилась учебно-воспитательная часть (ПСЗ, № 16421, с. 646-669). Таким образом, «Устав народных училищ 1786 г.» положил начало государственной системе школ, носившей общеобразовательный и бессословный характер.

Важным этапом осуществления образовательной реформы следует рассматривать указ «Об открытии народных училищ» от 12 августа 1786 г (ПСЗ, № 16425, с. 672). Именно с этого указа началась реализация широкомасштабной школьной реформы. 22 сентября 1786 г. в 25 губерниях и наместничествах Российской империи открылись главные народные училища, в том числе и в Казанском наместничестве .

Открытие Казанского главного народного училища состоялось в назначенный срок - 22 сентября 1786 г., в день двадцать четвёртой годовщины коронации Екатерины II (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2).

Следует отметить, что открытие Казанского главного училища сопровождалось торжественной церемонией, детально разработанной по образцу церемоний других училищ. В Казанском наместничестве данная церемония проходила следующим образом: «Накануне этого дня в кафедральном соборе и во всех прочих церквях происходило всенощное бдение; на другой день по утру все учителя, вместе с учениками, коях числом было 20 человек, шли из училищного дома в кафедральный собор, где говорил и проповедовал, совершал Божественную литургию Амвросий...» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2). После окончания торжественной литургии и назидательного слова, сказанного архиепископом Амвросием, в котором подчёркивалось, что Екатерина II является одной из достойнейших просвещённых правителей, следовал праздничный обед в доме генерал-губернатора Мещерского (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2-2 об.).

Центральное место в Уставе 1786 г. занимает раздел «О должностях учительских», в котором сформулированы основные требования, предъявляемые к преподавателям училищ. Главнейшие качества школьного учителя «суть праводу-шие и благочествие»; основательное знание во всех науках, которым он должен обучать, способность их преподавать «вразумительно и ясно». Его «нежная любовь к юношеству» должна была сочетаться с «умеренной строгостью». Помимо этого ему следовало обладать большим терпением и «совершенным беспристрастием» (ПСЗ, № 16422, с. 649).

Огромное значение в рамках проводимых образовательных реформ имела подготовка преподавателей. По Уставу 1786 г. губернаторам и попечителям народных училищ требовалось обеспечить подготовку будущих учителей для преподавания в малых народных училищах. Набор учителей предполагалось осуществлять из числа обучающихся в духовных семинариях. Поэтому, следуя указаниям власти, в частности распоряжению генерал-губернатора П.С. Мещерского и предложению попечителя народного училища И.А. Татищева, из казанской семинарии в главное народное училище были представлены четверо студентов для переподготовки к преподавательской деятельности (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3 об.).

Учителями 3-го и 4-го классов в открывшемся народном училище были назначены Пётр Сироткин и Алексей Фиалковский. Первый был определён к преподаванию арифметики, механики и геометрии, второй - всеобщей и российской истории и географии. Учитель 1-го класса Степан Смирнов обучал букварю, знакомил с правилами для учащихся, преподавал сокращённый катехизис. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев учил чистописанию и первой части арифметики (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3). Указанное распределение предметов строго соответствовало Уставу народных училищ. Подготовка учителей рисования и иностранного языка для главных народных училищ губернских городов не осуществлялась в учительской семинарии в Петербурге.

Заметим, что учителя высших классов Петр Сироткин и Алексей Фиалков-ский являлись уроженцами Симбирского наместничества. Учитель 2-го класса Спиридон Николаев был выходцем из Спасского уезда Казанского наместничества. Учитель 1-го класса Степан Смирнов происходил из Демитровского уезда Московской губернии. Все четыре учителя обучались прежде в епархиальных

семинариях, а затем в Санкт-Петербургской учительской семинарии, как это было положено по Уставу 1786 г. (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3).

На момент открытия Казанского училища в него было принято 20 учеников. Разнообразие социального состава учащихся свидетельствовало об интересе к образованию во всех слоях населения. Материалы полугодовых ведомостей о состоянии училищ позволяют установить сословный состав учащихся в Казанском училище. На начало 1787 г. выходцы из купцов и мещан составляли среди них 53%, дворовые люди - 13%, дети нижних чинов армии и казаков - 21%, дети дворян, офицеров, чиновников - 13%. Эти данные позволяют заключить, что представители дворянства и чиновничества не желали обучаться вместе с представителями низших сословий (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3 об.).

Важным источником для характеристики возраста учащихся Казанского главного училища являются именные списки учеников (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12). Возраст учеников колебался в широких пределах. В первом классе преобладали ученики в возрасте от 5 до 19 лет, во втором классе - от 8 до 14 лет, в третьем классе - 9-13 лет, в четвертом - 10-18 лет (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12).

Поддерживать общественный интерес к школьному делу были призваны не только торжественные мероприятия, например по случаю открытия училищ, но и публичные испытания, проводить которые предписывалось Уставом каждое полугодие. Публичные экзамены впервые состоялись в Казанском главном училище 3 февраля 1877 г. в присутствии архиепископа Амвросия, генерал-губернатора Мещерского, попечителя народного училища Татищева «и прочего знатного дворянства и купечества»1 (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4).

Начиная с первых публичных экзаменов, вошло в обычай отмечать это событие с награждением отличившихся учеников книгами, а учителей - сукном. Кроме того, все отличившиеся ученики и учителя «имели честь на обеденный стол у Мещерского» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3). Это была одна из мер, целью которой являлось не только поощрение способных и талантливых учащихся и их наставников, но и повышение авторитета нового училища.

В целом можно констатировать, что все проведённые мероприятия популяризаторского характера положительно сказались на дальнейшей судьбе училища. Уже по итогам первого публичного испытания становится возможным открыть и 4-й класс в составе 12 человек (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3).

Устав 1786 года определял широкий набор общеобразовательных предметов, обязательных для программы народных училищ. Указанные в Уставе учебные предметы, порядок их изучения не подлежали изменению. В Казанском училище в течение 1789 г. учащиеся 1-3-го классов сумели освоить ряд учебных дисциплин. Первый класс обучился письму, изучил в сокращённом виде катехизис, древний период истории (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 3-6). Второй класс продолжил изучать катехизис, арифметику до сложений именованных чисел, «закончили читать» историю Ветхого Завета (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 710). В третьем классе продолжали изучение грамматики, арифметики, географии,

1 Впоследствии публичное проведение экзаменов с участием архиепископа, генерал-губернатора, попечителя и других знатных гостей стало проводиться дважды в год (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4 об.).

истории Греции (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 10-11). В четвёртом - повторяли российскую географию, учили всеобщую историю, российскую грамматику (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1273. Л. 11-12).

В полугодовых ведомостях о состоянии Казанского главного народного училища за 1789 г., кроме общей численности учащихся, представлены разнообразные характеристики учеников. Большинство учеников характеризовались «хорошим благонравием», «честным поведением», «хорошо исправен» и «средст-венного прилежания». Их же способности оценивались как «хорошие», «понятны», «посредственны» и «тупень» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 3-12).

При создании государственных школ основная трудность заключалась в финансовом обеспечении учебных заведений. Ведение хозяйственных дел и содержание училищ возлагались на губернаторов и подведомственные им приказы общественного призрения. Под контроль последних переходили также все частные учебные заведения и их педагогический состав. Устав 1786 года, подробно регламентировавший учебный процесс, не касался вопроса о средствах на содержание училищ, отметив только то, что приказы общественного призрения обязаны самостоятельно решать данный вопрос, не растрачивая государственную казну (ПСЗ, № 16425). Таким образом, государство устранялось от финансирования учебных заведений, ставя их существование всецело в зависимость от наличия потребности в них у провинциального общества, а значит, и желания вкладывать средства в их развитие.

Основным источником финансирования училищ являлись средства местных благотворителей, так как расходы государства на содержание учебных заведений были минимальными. Благодаря полугодовым ведомостям о состоянии училищ мы имеем возможность определить отношение состоятельных слоёв Казанского наместничества к образовательным планам Екатерины II. Приведём некоторые статистические данные. При открытии Казанского главного училища архиепископ Амвросий после молебна и водосвятия, сделав краткое приветствие, первый внёс 50 руб., генерал-губернатор и попечитель - по 100 руб., после них внесло свои пожертвования и «благородное дворянство, и именитое купечество» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 2).

Сохранились сведения о том, что казанское дворянство, «видя благо в учении», решило в 1788 г. внести в Приказ общественного призрения с каждого человека по 20 коп., в итоге была собрана сумма в размере 2968 руб. 60 коп. (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4 об.). Средства, получаемые от благотворителей, были невелики, но и они оказывались для училищ существенной финансовой поддержкой.

Необходимо отметить, что местная администрация, добиваясь успехов в распространении образования, предпочитала преподносить их общественности как результат проявления социальной активности определённых сословных групп. Так, во время посещения Казанского главного народного училища графом Алексеем Романовичем Воронцовым в апреле 1787 г. купечество пожелало внести пожертвования «в пользу училища народного 5000 руб.» (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 4).

В феврале 1789 г. скончался наместник И.А. Татищев, вследствие чего на эту должность был назначен генерал-майор князь Семён Михайлович Баратаев.

Уже 1 июля он посетил Казанского главное училище (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5). Первой его инициативой стало устранение нехватки учебных книг в главном училище (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

В течение 1789 г. Баратаев требовал соблюдения правил Устава об осмотре малых народных училищ директором не реже одного раза в год. Он лично проводил ревизии в ряде уездных городов - Свияжске, Цивильске, Ядрине, Козь-модемьянске, Чебоксарах (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.). Целью этих поездок был не столько надзор, сколько распространение народного просвещения посредством практической помощи при открытии малых училищ. В частности, 30 августа 1789 г. в Чебоксарах открывается малое народное училище. Богослужение совершил игумен Троицкого монастыря Севастьянов. «Для пользы в учении» граждане внесли 400 руб. Учеников насчитывалось 38 человек. В учителя был определён студент Михаил Голосницкий (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.).

Для управления школами на местах Уставом 1786 года была предусмотрена должность смотрителя училищ. Смотрители выбирались попечителем (губернатором), как правило, из числа жителей городов, в которых находились малые народные училища. Отсутствие денежного стимулирования и большой круг обязанностей (регулярное посещение школ, отслеживание состояния учебного дела и материального положения заведений) приводили к тому, что при открытии школ не сразу удавалось найти желающих занять пост смотрителя. Так, надзор над малым училищем в Чебоксарах Баратаев поручает купцу Льву Клюеву (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5 об.).

23 июня и 22 декабря 1789 г. в Казанском главном училище проводятся публичные испытания при участии казанского архимандрита Амвросия, генерал-губернатора Мещерского, наместника Баратаева. После экзамена почётные гости внесли пожертвование в размере 925 руб. Из них 200 руб. были внесены Мещерским, 100 руб. - Баратаевым. После экзамена по традиции все шли на обеденный стол к генерал-губернатору (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

В результате реализации образовательной реформы в Казанском наместничестве к концу 1789 г. в Казанском главном училище насчитывалось 116 человек учащихся (РГИА. Ф. 730. Оп. 2. № 1278. Л. 5).

Начальный этап (1786-1788 гг.) школьной реформы, первые мероприятия по расширению сферы общего образования показали серьёзные изменения во взглядах Екатерины II и её окружения на проблемы просвещения, что свидетельствует о трансформации идейно-политических установок просвещённого абсолютизма.

Школьной реформе Екатерины II был присущ системообразующий характер. Народные училища, открывавшиеся в провинции, являли собой не просто очередной новый вариант училища, они стали одной из важнейших основ государственной системы народного образования. Существенную роль в её формировании сыграли также меры по обеспечению учебных заведений педагогическими кадрами, основными учебниками и пособиями.

Следует отметить, что механизм осуществления школьной реформы заключался в строгом разделении функций, с одной стороны, центральных органов управления и, с другой стороны, губернской, уездной и городской администрации,

на которые возлагалось материальное обеспечение школ и внедрение идеи об их необходимости в общественное сознание. В Казани к народному училищу, как к учреждению новому, возникшему по инициативе Екатерины II, было привлечено всеобщее внимание.

Однако стоит сказать и о причинах, тормозивших реализацию образовательной реформы. Основная из них - проблема материального обеспечения учебных заведений. Она была обусловлена прежде всего тем, что в проекте школьной реформы не были продуманы вопросы финансирования народных училищ. Оно осуществлялось не напрямую из казны, а из доходов губернских приказов общественного призрения, которые были заведомо недостаточными для содержания даже части находившихся в их ведении школ. Требовались дополнительные финансовые вливания, которые в основном осуществлялись за счёт пожертвований местных благотворителей.

Вместе с тем определённые неудачи не должны заслонять положительные результаты образовательной реформы 80-х годов XVIII в. По статистическим сведениям, в Казанском наместничестве за период 1787-1788 гг. наблюдается рост числа учащихся на 1.6%. Следует отметить, что более высокий по сравнению со средним по стране рост числа школ и учеников был достигнут в Казанской губернии в первую очередь за счёт открытия малых народных училищ.

Разнообразный в социальном плане состав учащихся Казанского главного народного училища свидетельствовал об интересе к образованию во всех слоях русского общества. Тем не менее среди школьников преобладали выходцы из непривилегированных сословий.

В заключение необходимо отметить, что именно реформа в области образования, проведённая в 80-е годы XVIII в., открыла новую страницу истории народного образования в Российской империи. К началу правления Александра I были созданы необходимые условия для дальнейшего преобразования единой светской системы народного просвещения.

G. V. Ibneeva, G.R. Kinzyabulatova. The Beginning of the School Reform in the Kazan Vicegerency (1786-1788).

In this article, we analyse the first results of the school reform in the Kazan vicegerency, realized by the government of Catherine II in the 1780s. The research is based on the archival documents: the semi-annual records about the state of schools and the historical records about the state of public schools in the Kazan vicegerency. We examine the process of preparation for the opening of the Kazan main public school, describe its teaching staff and the social composition of pupils. We also reveal the problems connected with the financial support of public schools, when the donations of local philanthropists were the main source of their material support.

Keywords: Russian Empire, vicegerency, school reform, main and small schools, national school.

Источники

ПСЗ - Полное собрание законов Российской Империи. - СПб., 1830. - Т. 22. - 1168 c.

РГИА - Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург). Ф 730 (Комиссия об учреждении народных училищ).

Литература

1. Смагина Г.И. Академия Наук и российская школа. Вторая половина ХУШ в. -СПб.: Наука, 1996. - 162 с.

2. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. - М.: Нов. лит. обозр., 2002. -976 с.

3. Артамонова Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции ХУШ -начала XIX вв. (Юго-восточные губернии Европейской России). - Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2001. - 392 с.

Поступила в редакцию 19.12.12

Ибнеева Гузель Вазыховна - доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

Кинзябулатова Гульназ Рамилевна - аспирант кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План Университета для России».

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.



Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.