Александр ширвиндт биография личная жизнь. Александр ширвиндт - биография, информация, личная жизнь

Александр Анатольевич Ширвиндт – известный советский и российский актера театра и кино, театральный режиссер, талантливый сценарист, телеведущий. Является художественным руководителем Московского театра. В 1989 году получил звание Народного Артиста РСФСР.

Александр Ширвиндт – прекрасный мастер второстепенного плана. Актер практически никогда не снимался в главных ролях. Но его присутствие всегда оживляло фильм, делало его более насыщенным и ярким.

На театральной сцене актер также является востребованным. Он сыграл более ста ролей.

Александр Ширвиндт обладает невероятной харизмой и тонким юмором, он всегда отличался собственным стилем. Все свои роли он играл просто превосходно. На его работу всегда было приятно смотреть.

Биография Александра Ширвиндта насыщена яркими и интересными фактами.

«Александр Ширвиндт – фото в молодости и сейчас» частый запрос в сети Интернет. Современные поклонники ищут рание снимки актера. Отметим, что в молодости Александр Ширвиндт был красавчиком. Его обожали женщины тех времен, их интересовало буквально все о любимом актера, в том числе его рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Ширвиндту сейчас – вопрос нетрудный. Достаточно знать дату рождения актера.

Александр Ширвиндт и сейчас, в свои 83 года выглядит довольно неплохо. Это достаточно высокий мужчина. Его рост составляет 183 сантиметра. Весит актер около 95 килограммов.

По знаку Зодиака Александр Ширвиндт относится к творческим, романтическим и чувственным Ракам. Родился актер в год Собаки. Он остается верным своей работе, проявляя небывалую трудоспособность.

Биография Александра Ширвиндта

Биография Александра Ширвиндта началась в Москве. Родился будущий актер 19 июля 1934 года. Отец – Анатолий Ширвиндт, преподавал музыку, играл в оркестре Большого театра. Мать – Раиса Ширвиндт, работала редактором в Московской филармонии.

В школьные годы учился параллельно в музыкальной школе

Фильмография: фильмы с участием Александра Ширвиндта в главной роли

В 1957 году окончил Щукинское театральное училище и был принят в труппу Театра – студии киноактера. В этом годы дебютировал в фильме «Она вас любит». Так началась фильмография Александра Ширвиндта. «Ревизор», «Недоросль», «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» - небольшая часть фильмов, в которых он снимался.

Актер выпустил не колько сборников. Книга Александр Ширвиндта «Склероз рассеянный по жизни» - одна из популярных его работ.

У Александра Ширвиндта есть внук – Андрей, и внучка – Александра. Также актер дожил до правнуков, которых он очень любит.

Личная жизнь Александра Ширвиндта

Несмотря на привлекательную внешность и природное обаяние, личная жизнь Александра Ширвиндта не была разнообразной. У него не было большого количества романов. Как заявлял сам актер Александр Ширвиндт, он «испортил» жизнь только одной женщине.

Со своей будущей женой Натальей, известный артист познакомился еще в пятидесятые годы. Как позже признавался Александр Ширвиндт, в его в Наташе актера привлекло хозяйство, а именно корова. Дело в том, что актер просто без ума от домашнего молока. Но, к огорчению Александра Ширвиндта, она была продана, что оплатить их с Натальей свадьбу.

Семья Александра Ширвиндта

Семья Александра Ширвиндта является достоянием актера. Родился он в творческой семье, где отец был учителем музыки, а мать работала в Музыкальной консерватории.

Сейчас в семью Александра Ширвиндта входит он сам, его любимая жена, сын Михаил с женой и внуками. Также у известного актера есть правнуки.

Семейные отношения довольно гармоничные и построены на уважении и заботе друг о друге. Они часто устраивают домашние посиделки, выезжают на природу, вместе отдыхают. Родные и близкие гордятся Александром Ширвиндтом.

Дети Александра Ширвиндта

Дети Александра Ширвиндта имеются, точнее сказать у актера есть один ребенок в семье. Это сын Михаил. В 1981 году он подарил своим родителям первого внука Андрея. Сейчас он преподает в МГУ. Через пять лет родилась внучка Александра Ширвиндта, назвали ее Александра. Сейчас девушка работает искусствоведом.

Также у известного актера есть правнуки. Первая правнучка Анастасия родилась в 2001 году, вторая - Элла, в 2011 году. Александр Ширвиндт безумно их любит и старается проводить с ними больше времени.

Сын Александра Ширвиндта – Михаил

Сын Александра Ширвиндта – Михаил, единственный ребенок в семье актера. Мальчик родился в 1958 году. Михаил рос талантливым ребенком, но много хулиганил. Его даже выгоняли со школ за неуспеваемость и плохое поведение.

Михаил решил пойти по стопам отца. В 1975 году поступил в Щукинское театрально училище, но спустя два года был отчислен за надругательство на флагом. Позже все-таки работал в театре, где и познакомился со своей будущей женой.

Михаил пошел по стопам отца – стал телеведущим и продюсером. Сей он работает в различных передачах, например, «Лото-миллион», «Дог-шоу» и др.

Жена Александра Ширвиндта – Белоусова Наталья

Жена Александра Ширвиндта – Белоусова Наталья, единственная супруга актера. Родилась она в 1935 году. В советское время работала архитектором. На ее счету большое количество проектов театров и санаториев. Познакомились молодые люди в дачном подмосковном поселке НИЛ в 1955. В 1957 году они официально зарегистрировали свои отношения. Их брак довольно крепкий.

В целом Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова были обеспеченными. Вскоре они переехали в знаменитую высотку на Котельнической набережной. Там также проживали и проживают различные известные люди.

Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта

Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта предоставляют обширную информацию о жизни и творчестве известного актера. Именно по выставленным фото в социальных сетях можно узнать об увлечениях Александра Ширвиндта. Так, актер обожает рыбалку и играет на скрипке. Нельзя не упомянуть и о трубке Александра Ширвиндта – она стала неотъемлемой частью образа артиста.

Википедия Александра Ширвиндта содержит достоверную информацию личной жизни и творческого пути актера. Здесь представлена фильмография актера, можно ознакомиться с наградами и премиями актера.

Биография

Александр Ширвиндт родился в Москве 19 июля 1934 года в семье скрипача, музыкального педагога Анатолия Густавовича (Теодора Гдальевича) Ширвиндта (1896, Одесса - 1961, Москва) и редактора Московской филармонии Раисы Самойловны Ширвиндт (урождённой Кобыливкер; 1896, Одесса - 1985, Москва). Отец играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. А. Ярошевского; дед, Густав (Гдалья) Моисеевич Ширвиндт (выпускник Виленской 1-й гимназии 1881 года), был врачом.

В 1956 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой) и был принят в труппу Театра-студии киноактёра. В том же году сыграл свою первую роль в кино - эстрадного певца Вадима Степановича Ухова в фильме «Она вас любит!» (реж. Семён Деревянский и Рафаил Суслович).

В 1957 году принят в труппу театра им. Ленинского комсомола и зачислен в штат киностудии «Мосфильм».

В 1968-1970 годах - артист Московского драматического театра на Малой Бронной.

С марта 1970 года - актёр Московского академического театра сатиры.

С 2000 года - художественный руководитель Московского академического театра сатиры.

С 1957 года - преподаёт в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина (с 1995 года - профессор).

Общественная деятельность

· Член Союза театральных деятелей (1961)

· Член Союза кинематографистов (1978)

· Действительный член Академии кинематографических искусств «Ника»

· Действительный член Американской пушкинской академии искусств

· Член правления и сопредседатель Московского английского клуба

· Президент и действительный член Академии юмористических авторитетов

· Член Общественного совета ГУВД города Москвы

Семья

· Дед - Густав (Гедаль, Гедалья) Моисеевич Ширвиндт (1861-?), врач. Дед (со стороны матери) - Ицхок-Шмуэль Аронович Кобыливкер.

· Отец - Анатолий Густавович (Теодор Гедальевич) Ширвиндт (1896-1961), скрипач, музыкальный педагог.

· Дядя (родной брат отца) - Евсей Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1891-1958), первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор.

· Дядя (брат-близнец отца) - Борис Густавович (Гедальевич) Ширвиндт (1896-1966), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

· Мать - Раиса Самойловна Ширвиндт (урожд. Кобыливкер; 1896-1985), редактор Московской филармонии.

· Жена (с 1957 года) - Наталья Николаевна Белоусова (род. 1935), архитектор, племянница химика Б. П. Белоусова, внучка архитектора В. Н. Семёнова.

· Сын - Михаил Ширвиндт, телеведущий

· Внук - Андрей Ширвиндт (род. 1981), преподаватель права в МГУ

· Правнучки - Анастасия Андреевна Ширвиндт (род. 2002), Элла Ширвиндт (род. 2011)

· Внучка - Александра Ширвиндт (род. 1986), искусствовед

Театральные работы

Театральный институт имени Бориса Щукина

· 1952 - «Трудовой хлеб» А. Островского - дипломный спектакль

· 1952 - «Ночь ошибок» О. Голдсмита - дипломный спектакль

Театр им. Ленинского комсомола

· «Семья» И. Попова; постановка С. Гиацинтовой - массовка (спектакль 1949 года, ввод)

· «Чудесная встреча» Лидии Черкашиной; режиссёр А. А. Муатов (???) - Глашатай

· 1957 - «Первая Конная» Вс. Вишневского; постановка Бенедикта Норда - белый офицер (ввод)

· 1957 - «Первая симфония» А. Гладкова; постановка А. Рубба (ввод)

· 1957 - «Колесо счастья» Братьев Тур; постановка С. Штейна - Фазан (ввод)

· 1957 - «Хлеб и розы» А. Салынского; постановка С. А. Майорова, А. А. Рубба, В. Р. Соловьёва - парень

· 1957 - «Когда цветёт акация» Николая Винникова; режиссёр С. Штейн - Костя Хоменко (ввод)

· 1957 - «Первое свидание» (ввод)

· 1957 - «Друзья-сочинители» Н. Венкстерн; режиссёр С. Штейн (ввод)

· 1957 - «Наш общий друг» Ч. Диккенса; режиссёр Иван Берсенев - мистер Лэммль (ввод)

· 1957 - «Фабричная девчонка» А. Володина; режиссёр Владимир Эуфер (ввод)

· 1958 - «Товарищи-романтики» М. Соболя; постановка С. Майорова и С. Штейна - Юрий Лещёв

· «Огонь твоей души» Александра Араксманяна; постановка Р. Капланяна - Рубен (ввод)

· 1958 - «Святая Иоанна» Б. Шоу, Бертран де Пулянжи, начальник стражи , Реж. В. С. Канцель

· 1959 - «С завязанными глазами» Иштвана Фейера; режиссёр С. Штейн (ввод)

· 1960 - «Цветы живые» Н. Погодина; постановка Б. Толмазова - Безликий, диктор

· 1960 - «Опасный возраст» Семён Нариньяни; режиссёр С. Штейн - Костя

· 1961 - «Центр нападения умрёт на заре» А. Куссани; постановка Б. Толмазова - Гамлет

· 1962 - «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова; постановка С. Штейна - Размышляев, человек с 5-го этажа

· 1962 - «Вам 22, старики!» Э. Радзинского; постановка С. Штейна - Милый друг, режиссёр

· 1963 - «О Лермонтове»; постановка О.Ремеза и Т. Чеботаревской - Мартынов

· 1963 - «До свидания, мальчики!» Б. Балтера; режиссёр С. Штейн

· 1964 - «В день свадьбы» В. Розова; постановка А. Эфрос, Л. Дуров - гость на свадьбе (массовка)

· 1964 - «104 страницы про любовь» Э. Радзинского; режиссёр А. Эфрос - Феликс

· 1965 - «Каждому своё» С. Алёшина; режиссёр А. Эфрос - Гудериан

· 1965 - «Снимается кино» Э. Радзинского; Постановка: А. В. Эфрос, Лев Дуров - Нечаев Федор Федорович (премьера - 9 ноября 1965)

· 1965 - «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта; режиссёр М. Туманишвили - Джесси Махони

· 1966 - «Чайка» А. Чехов; режиссёр А. Эфрос - Тригорин

· 1966 - «Мольер» М. Булгакова; режиссёр А. Эфрос - Людовик

Московский драматический театр на Малой Бронной

· 1968 - «Как вам это понравится» У. Шекспира - Жак-меланхолик, Режиссер: Пётр Фоменко

· 1969 - «Счастливые дни несчастливого человека» А.Н. Арбузова - Крестовников, Режиссер: Анатолий Эфрос

· 1970 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Постановка: А.В. Эфрос, Режиссёр: Л. К. Дуров

Московский академический театр сатиры

Спектакль «Орнифль»

Спектакль «Орнифль»

· 1970 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше; реж. Валентин Плучек - граф Альмавива

· 1970 - «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного - Родион

· 1971 - «Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Министр-администратор

· 1972 - «Таблетку под язык» А. Макаенка - Ломтев, представитель министерства

· 1973 - «Маленькие комедии большого дома»; реж. Александр Ширвиндт и Андрей Миронов - Отец

· 1973 - «Чудак-человек» В. Азерникова - Заводское руководство

· 1973 - «Клоп» В. Маяковского - Президент репортажа

· 1974 - «Нам - 50»; реж. Александр Ширвиндт

· 1975 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Гектор

· 1976 - «Клеменс» К. Сая - Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник, Реж. М. А. Микаэлян

· 1976 - «Горе от ума» А. Грибоедова - Молчалин

· 1979 - «Её превосходительство» С. Алёшина

· 1980 - «Чудак» Н. Хикмета - Ахмет Рыза

· 1982 - «Ревизор» Н. Гоголя - Добчинский

· 1982 - «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Роберт Пила

· 1982 - «Концерт для театра с оркестром…»

· 1983 - «Крамнэгел» Л. Устинова - Мервин Шпиндельман

· 1985 - «Бремя решения» Ф. Бурлацкого - Пьер Селинджер

· 1985 - «Молчи, грусть, молчи…» А. Ширвиндта

· 1986 - «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ - Негриш

· 1988 - «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера - Зенон Айба, писатель

· 1995 - «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» (28 февраля 1995 - премьера) Э. Радзинского - Михалёв

· 1997 - «Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Несчастливцев

· 1999 - «Привет от Цюрупы» (11 ноября 1999 - премьера) театральная фантазия по одноимённому рассказу Ф. Искандера; реж. Сергей Коковкин - Думающий о России

· 2001 - «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта

· 2001 - «Орнифль» Ж. Ануя (14 сентября 2001 - премьера); реж. Сергей Арцибашев - Орнифль

· 2010 - «Между светом и тенью» Теннесси Уильямса (5 ноября 2010 - премьера), Дэвид Катрир; реж. Юрий Ерёмин

· 2009 - «Мольер» («Кабала святош») М. Булгакова (23 января 2009 - премьера); реж. Юрий Ерёмин - Жан Батист Поклен де Мольер

· 2014 - «Грустно, но смешно» С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт (1 октября 2014 - премьера); реж.: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

· 2018 - «Где мы?∞!...» Родиона Овчинникова, Реж.: Родион Овчинников (7 февраля 2018 - премьера) - Петр Павлович Зарайский

Режиссёрские и сценарные работы

· 1970 - постановка спектакля «Проснись и пой!» (совместно с Марком Захаровым)

· 1973 - «Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым)

· 1974 - «Нам - 50»

· 1977 - «Чао!» (фильм-спектакль)

· 1978 - «Недоросль»

· 1979 - «Её превосходительство»

· 1982 - «Концерт для театра с оркестром»

· 1985 - «Молчи, грусть, молчи…»

· 1988 - «Страсти Черноморья» Фазиля Искандера

· 1992 - «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная)

· 2001 - спектакль «Андрюша», написанный совместно с А. Аркановым

· 2004 - «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку

· 2007 - «Женщины без границ» Ю. Полякова

· 2010 - «Кошмар на улице Лурсин» (PERDU Монокль) Эжена Лабиша

· 2011 - «Здравствуйте! Это Я! Андрюше-70!»

· 2014, 1 октября - «Грустно, но смешно» С. Плотов, В. Жук, А. Ширвиндт, Постановка: Александр Ширвиндт, Юрий Васильев

Фильмография

Актёрские работы

· 1956 - Она вас любит! - Вадим Степанович Ухов, эстрадный певец (дебют в кино)

· 1958 - Атаман Кодр - Василий Богдескул

· 1963 - Приходите завтра - Вадим

· 1967 - Спасите утопающего - экскурсовод

· 1968 - Ещё раз про любовь - Феликс Топтыгин

· 1968 - Крах - Сидней Рейли

· 1968 - Шестое июля - Лев Карахан

· 1969 - В тринадцатом часу ночи - помреж на студии

· 1969 - Сюжет для небольшого рассказа

· 1971 - Старики-разбойники - референт министра

· 1971 - Ты и я - приятель

· 1971 - Умеете ли вы жить? - Борис Есипович, преподаватель консерватории

· 1973 - Всего несколько слов в честь господина де Мольера - Дон Жуан

· 1973 - Ни слова о футболе - закадровый текст от автора

· 1974 - Какая у вас улыбка - Илья

· 1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром! - Павлик / закадровый текст от автора

· 1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - Хиггинс

· 1976 - Двенадцать стульев - одноглазый шахматист

· 1976 - Небесные ласточки - майор Альфред Шато-Жибюс

· 1977 - Инкогнито из Петербурга - Христиан Иванович Гибнер, лекарь

· 1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - лирический баритон: Третий встречный паренёк / Наполеон / Дон Хуан / Жених / Аббат / Адвокат

· 1979 - Трое в лодке, не считая собаки - сэр Самуэль Харрис

· 1980 - Мнимый больной - господин де Бонфуа, нотариус

· 1980 - Альманах сатиры и юмора

· 1980 - За спичками - закадровый текст от автора

· 1981 - Отпуск за свой счёт - Юрий Николаевич

· 1981 - Восточный дантист - Топарникос

· 1981 - Факты минувшего дня - Юрий Николаевич Шаганский

· 1982 - Принцесса цирка - Фирелли

· 1982 - Серебряное ревю - худрук

· 1982 - Вокзал для двоих - Шурик, пианист в ресторане ж.д вокзала

· 1982 - Просто ужас! - главврач

· 1983 - Нежданно-негаданно (Год Золотой рыбки) - антиквар, сосед

· 1984 - Аплодисменты, аплодисменты… - Игорь Макаров, бывший муж Валерии

· 1984 - Герой её романа

· 1985 - Зимний вечер в Гаграх - телеведущий

· 1985 - Миллион в брачной корзине - Леонидо Папагатто

· 1986 - Семь криков в океане - Сантьяго Сабала

· 1987 - Забытая мелодия для флейты - Мясоедов

· 1987 - Шантажист - Валерий Юрьевич

· 1989 - Искусство жить в Одессе - Тартаковский

· 1990 - Бабник - Аркадий

· 1991 - Чокнутые - Стефенсон

· 1991 - Осада Венеции - инквизитор

· 1993 - Русский регтайм - отец Кости

· 1994 - Простодушный - де Сен-Планж

· 1995 - Привет, дуралеи! - лидер социал-социалистической партии

· 1996 - Роковые яйца - редактор газеты

· 2004 - Привет от Цюрупы! (телеверсия спектакля) - думающий о России

· 2007 - Ирония судьбы. Продолжение - дядя Паша

· 2008 - Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров - Кольбер

· 2009 - Пёстрые сумерки - Александр Белых, джазовый пианист

· 2013 - Мольер (Кабала святош) (телеспектакль) - Жан Батист Поклен де Мольер

Озвучивание

мультфильмов

· 1967 - Машинка времени - Рассказчик

· 1977 - Как грибы с горохом воевали - Царь Горох

· 1979 - Новый Аладдин - Аладдин

· 1979 - Вовка-тренер - читает текст

· 1981 - Алиса в Стране Чудес - Чеширский Кот

· 1981 - Пёс в сапогах - Красавчик

· 1981 - Самый маленький гном (3-й выпуск) - Козлик

· 1981 - Жил-был Саушкин - дядя Капа, житель Страны Добряков

· 2002 - Мои бабушки и я - внук Боря

фильмов

· 2010 - Алиса в Стране чудес - Чеширский Кот

Аудиоспектакли и аудиокниги

· 1973 - Баядера - Сказочник

· 1987 - «Дон Кихот» (радиоспектакль) Н. Александровича

Телевизионная карьера

· «Утренняя почта», ведущий

· «Терем-теремок», ведущий

· «Семь нас и джаз», ведущий

· «Театральная гостиная», ведущий

· «Браво, артист!», ведущий

· «Хочу знать», соведущий

Библиография

· Александр Ширвиндт, Борис Поюровский. «Былое без дум». - М.: Центрполиграф, 1994. - 320 с. - ISBN 5-7001-0148-3.

· Александр Ширвиндт. «Schirwindt, стёртый с лица земли». Книга воспоминаний. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с. - ISBN 5-699-15458-2.

· Александр Ширвиндт. «Проходные дворы биографии». - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2013. - 312 с. - ISBN 978-5-389-05590-2.

· Александр Ширвиндт . «Склероз, рассеянный по жизни». - М.: КоЛибри, 2014. - 312 с. - ISBN 978-5-389-08033-1;

· Александр Ширвиндт. «В промежутках между». - М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2017. - 192 с. - ISBN 978-5-389-13616-8.

Признание и награды

· Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74»

· Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (16 октября 1974 года) - за заслуги в области советского театрального искусства

· Почётное звание «Народный артист РСФСР» (1 июня 1989 года) - за большие заслуги в области советского театрального искусства

· Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»)

· Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года) - за заслуги в развитии театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

· Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004 года) - за большой вклад в развитие театрального искусства

· Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2005 год)

· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю педагогическую деятельность

· Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая импровизация» (2009)

· Чеховская медаль (2010)

· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 июля 2014 года) - за большие заслуги в развитие отечественнй культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

· Орден «Ключ дружбы» (9 октября 2014, Кемеровская область) - за выдающийся личный вклад в развитие культуры России, сохранение лучших традиций театрального искусства, уникальный талант, высочайший творческий потенциал, преданность своему профессиональному долгу, бескорыстное служение Отечеству

· Лауреат национальной актерской премии «Фигаро» им. Андрея Миронова (2015)

· Неоднократно приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

· В честь А. А. Ширвиндта назван астероид (6767) Shirvindt, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 6 января 1983 г.

Совет 2: Михаил Ширвиндт: биография и личная жизнь

Долгое время семья жила в коммуналке, состоящей из 9-ти комнат. В 1965г. Миша пошёл в школу и прослыл настоящим непоседой. Он не любил учёбу, доводил учителей своими выходками. Мальчик сменил немало школ, учился на двойки.

После окончания учёбы он поступил в училище им.Щукина. Но Ширвиндт там не задержался, его отчислили в 1975г. за то, что он с некоторыми сокурсниками сорвал красный флаг с крыши института.

Пришлось Михаилу идти работать, он поступил декоратором в театр «Современник», но и там работал не слишком долго: нечаянно сломал дорогостоящие декорации.

Затем М.Ширвиндт устроился грузчиком в ВИА «Самоцветы», там он по большей части смотрел за маленькими В.Пресняковым и Д.Маликовым. Позднее Михаил продолжил учёбу в институте, начал трудиться в театре «Сатирикон» под руководством А.Райкина.

Михаил трудился в «Сатириконе» примерно 8 л., и однажды быть артистом ему наскучило. Ширвиндт решил начать карьеру телеведущего. Первая передача, которую он стал вести в 1992 г., называлась «Лотто-Миллион». В том же году он и А.Коняшов создали студию «Весы». С 1995 г. стал вести популярную т/п «Дог-шоу. Я и моя собака», которая получила высокие рейтинги. Передачу закрыли в 2005г. из-за изменений концепции вещания, хотя зрителям она очень нравилась.

В программе выступали породистые псы и дворняги, в состав жюри входили звёзды. Идея шоу появилась у Ширвиндта не просто так: в детстве он хотел завести собаку, но условия проживания этого не позволяли. Когда Михаил стал самостоятельным, у него появился пёс породы лабрадор.

М.Ширвиндт также был продюсером некоторых передач («Путешествия натуралиста», «Растительная жизнь», «Хоббиты» и др.). С 2007 по 2017 гг. М. Ширвиндт был автором и ведущим проекта «Хочу знать», в передачах рассказывалось об удивительных вещах и открытиях. На вопросы зрителей отвечали многие шоумены: А.Гордон, Л.Якубович, Д.Дибров и др.

Личная жизнь

Михаил Ширвиндт был женат 2 раза. От 1-го брака у него сын, которого назвали Андрей. Он стал юристом. Во 2-ой раз М.Ширвиндт женился на Т.Морозовой, актрисе, танцовщице. Затем она стала заниматься журналистикой.

Татьяна родила Михаилу дочку Александру, которая впоследствии стала искусствоведом. Несколько лет назад в прессе появился слух о романе Ширвиндта с Юлией Бордовских.

Михаил имеет опыт ресторанного бизнеса. В частности, он вложил средства в рестораны «Штольц», Bronco, кафе кошерной еврейской еды «Семь сорок».

Александр Ширвиндт – знаменитый советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры, Народный артист РСФСР (1989).

Ширвиндт – мастер второго плана, он практически никогда не исполнял главные роли в кино, однако всегда умел своим появлением украсить любой фильм. Это невероятно харизматичный актер со своим стилем, отличающей его импозантностью и тонким чувством юмора.

Детство

Александр Ширвиндт родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Анатолий Густавович, был скрипачом в оркестре Большого театра и преподавал музыку, а мать, Раиса Самойловна, была редактором Московской филармонии. Дедушка Александра, Густав Моисеевич, был врачом.


Детство Александр провел с бабушкой, так как его родители много гастролировали. Начальную школу Александр Анатольевич закончил в Пермской области в городе Чердынь. Остальные школьные годы молодой Саша провел в Москве.


Помимо обычной школы Александр учился в музыкальной и занимался танцами. В доме Ширвиндтов частыми гостьями были деятели искусств и звезды эстрады, например, Рина Зеленая, Леонид Утесов . Все это в итоге вдохновило Александра стать актером театра и кино.


В 1951 году Ширвиндт поступил в Щукинское театральное училище, где попал на курс Веры Константиновны Львовой. Уже во время учебы ему прочили большое актерское будущее. Дипломной работой Александра стали роли в спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок», где он блестяще справился со своей работой.

Актерская карьера

После отличного окончания училища Ширвиндта приняли в труппу Государственного театра киноактера, в это же время Александр стал сниматься на Мосфильме. Его дебютом стала роль второго плана в мелодраматической комедии с Георгием Вициным «Она вас любит». На заработанные в этом фильме деньги Ширвиндт покупает свой первый автомобиль «Победа».


Позднее Александр Анатольевич перешел в театр имени Ленинского комсомола, где его первой ролью стал спектакль «Первая Конная». Позднее Ширвиндт был уже задействован почти во всех спектаклях театра, таких как «До свидания, мальчики!», «Колесо счастья», «О Лермонтове». Крупный успех Ширвиндту на театральной сцене принесли роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в спектакле «Каждому свое». С этих работ и началась звездная карьера Александра Ширвиндта в театре.


В это время Ширвиндт продолжил сниматься в кино, он сыграл небольшие, но яркие роли в музыкальной комедии «Приходите завтра» (1962) с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях и мини-сериале «Майор «Вихрь» (1967). В 1968 году актер перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной, где сыграл в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и многих других.


Уже через два года в списке его работодателей добавился Театр Сатиры, где впоследствии Ширвиндт сыграл более 30 ролей. Сыгранную им в этом театре роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» позднее назовут лучшей в его театральной карьере. Среди его лучших спектаклей – «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор».


В этом театре Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым , а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи...», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль».

Александр Ширвиндт в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (трейлер)

В 70-е годы Ширвиндт продолжил сниматься в кино: он сыграл в фильмах «Двенадцать стульев», «Инкогнито из Петербурга», «Небесные ласточки». Хитом с его участием стала комедия «Трое в лодке, не считая собаки», где появилась великолепное трио своего времени – Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин . С последним Александр Анатольевич не раз снялся в кино и сыграл на театральной сцене, а любителям тонкого и не пошлого юмора навсегда запомнился их комедийный дуэт.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Интермедия «Иностранец в Москве»

А вот на всю страну прославился Ширвиндт на всю страну после роли одной из друзей Жени Лукашина в «Ирония судьбы, или с легким паром!» Эльдара Рязанова . Рязанову импонировал молодой актер, и он снова и снова приглашал его сниматься в своих фильмах: «Вокзал для двоих» (1982), «Забытая мелодия для флейты» (1987).


В это время Ширвиндт не только снимался в фильмах, но и преподает в театральном училище имени Щукина. Его студентами в разное время были Андрей Миронов, Алла Демидова , Наталья Гундарева, Александр Пороховщиков , Мария Голубкина , Леонид Ярмольник .


Александр Ширвиндт также покорил телевидение, особенно популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Также Ширвиндт в разное время озвучил мультфильмы «Новый Аладдин», «Алиса в Стране Чудес», «Пес в сапогах».


Умнейший человек и интересный рассказчик, Ширвиндт опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами.


Личная жизнь Александра Ширвиндта

Александр Анатольевич Ширвиндт встретил свою супругу еще в 50-е годы. С будущей любовью всей своей жизни Натальей Белоусовой он познакомился в дачном поселке в Подмосковье, где они были соседями. Забавно, что согласно их семейной байке, сначала Ширвиндта привлекла корова на Наташиной даче, которая давала очень вкусное молоко – уж очень падок он всегда был на вкусненькое. А затем уже они начали встречаться. Через пару лет Ширвиндт сделал Наталье предложение, а в 1958 году у них родился сын Михаил, который впоследствии продолжил дело отца и стал успешным телеведущим. Александр Ширвиндт в программе «Гости по воскресеньям»

У Александра Ширвиндта есть внук и внучка. Внук Андрей преподает в МГУ, а внучка Александра работает искусствоведом. Сам Александр Анатольевич очень увлеченная натура, помимо актерства и режиссуры он любит играть в баскетбол, играет на скрипке, увлекается рыболовством. И, конечно, мы не можем представить Ширвиндта без его любимой трубки, с которой он практически не расстается.

Александр Ширвиндт сейчас

Последние десять лет Ширвиндт уже совсем не снимается в кино, а все свое свободное время отдает театру. Он также продолжает свое писательское дело: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей. Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что и сейчас притягивает внимание к его личности.

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Александр Ширвиндт

На бенефисе Александра Ширвиндта, праздновавшемся во вторник в Театре Вахтангова, гости говорили первым делом о «нечеловеческом чувстве юмора» артиста. Марк Захаров, например, сравнил Ширвиндта с Фаиной Раневской: мол, такие люди могут блестяще работать артистами, но их главное качество – «мощный поток целебного и живительного юмора, который подпитывает нашу культуру, оплодотворяет страну».

Бенефис Александра Ширвиндта был приурочен к 20-летию первой театральной премии «Хрустальная Турандот» (негосударственная творческая награда), в рамках которой ежегодно отмечается все самое интересное и самобытное, что создано за последний сезон в столичном театре. За два десятилетия лауреатами премии становились Абдулов, Горин, Гундарева, Ульянов, Табаков, Чурикова, Этуш, Неелова, Кваша, Захаров, Фоменко и многие другие. У каждого из них, как говорили в советском театроведении, – особый путь в искусстве. И если использовать такую терминологию, то путь Ширвиндта состоит из юмора, обаяния, гротеска и, конечно, экспромта. Об этом говорил на вечере Марк Захаров: «Главный его талант – гипнотическое воздействие на зрителей. Он может довести до гомерического хохота огромное пространство, заполненное людьми. Я присутствовал на таких «акциях», когда Александр Анатольевич доводил всех до эпилептического состояния, публика хохотала навзрыд, до слез, не могла прийти в себя, и это был феерический поток импровизаций. У него редкостный дар. С первых дней знакомства меня удивлял этот образ веселого, иронического мышления. Например, я оказался однажды дома у Ширвиндта (к тому времени его мама Раиса Самойловна уже ослепла), но Александр Анатольевич ей говорил: «Мама, не горюй, совершенно не на что смотреть».

В этот вечер со сцены звучало так много признаний в любви, что в какой-то момент ловишь себя на мысли: хорошо, что виновник торжества не сидит на сцене, а занял самую выгодную в таких случаях позицию. Его место было среди зрителей в зале, да и большую часть вечера он предпочел молчать, а только лишь изредка (словно не сдержавшись) комментировал в микрофон происходящее. Например, когда Алексей Кортнев перед песней «Снежинка» извинился, что прозвучит слово «жиды», – Ширвиндт сказал: «Мой бенефис без этого слова не обходится». А после того как Антон и Виктория Макарские передали привет от родственников из Белоруссии и исполнили «Хаву Нагилу», – Александр Анатольевич, как всегда без тени улыбки на лице, подытожил: «Какой мелодичный народ белорусы». И в зале, конечно, раздался хохот.

Парадокс: в голосе артиста есть металл. Иногда он звучит в подкрепление безапелляционному суждению, властно и неоспоримо. Иногда снисходительно. Но по каким-то неписаным законам эффект всегда один – публика смеется. Наверное, поэтому у артиста нет особой тяги к представительству. Он мыслит, и зрители идут за движением его мысли. Они видят, как рождается этот юмор. Но в то же время Александр Ширвиндт умеет быть эмоциональным, не привлекая для этого все наличные сценические средства. Он пользуется их минимумом: в его игре не найдешь излишеств, он не ставит жирной точки, а оставляет залу простор для додумывания.

В спектакле по пьесе Горина «Счастливцев–Несчастливцев» артист играл Несчастливцева российским Дон Кихотом. У него привычно непроницаемое выражение лица и напряженный голос, выдающий неравнодушную натуру столичного артиста. Не только сцены из высоких трагедий, но и слова «от себя» Несчастливцев тоже подавал как театральный монолог, нарочито торжественно, напыщенно, наслаждаясь оторопью, в которую ввергает провинциальных зрителей. И в этом Несчастливцев был похож на Ширвиндта, который тоже любит держать зрителей в напряжении, приобщая их к моменту выбора. Так происходит и в спектакле «Кабала святош», когда наблюдаешь, что творится с душой повергнутого Мольера. Ширвиндт дотошен в поиске глубинных причин того состояния, в котором оказался его персонаж. Не бичует, не пригвождает, а старается понять. И эта сторона жизни тоже известна друзьям и коллегам Ширвиндта.

Поздравить артиста пришли Михаил Державин, Ольга Аросева, Аркадий Арканов, Василий Лановой, Александр Олешко, Юлий Ким, Федор Добронравов, Пелагея и многие другие. Ольга Аросева вышла на сцену в образе суматошной дамы, которая повсюду ищет талант. «Худруков нет, худруки исчезают буквально на глазах. Хорошо, что у нас есть литовские друзья – помогают, – сказала она, имея в виду Туминаса, Карбаускиса, Някрошюса, Гинкаса, Коршуноваса. – Мы тоже идем в ногу со временем. Наш Ширвиндт мне тоже признался: он ведь не Ширвиндт, а Ширвиндтас. Я была в Литве там есть речка Ширвиндт, правда, в свои литовские воды Александр Анатольевич немножко намешал воды с одесского причала. Но вы же понимаете: Литва – явление временное, а Одесса – это навеки».

Под занавес виновник торжества появился, наконец, на сцене: «Сегодня я нарочно посмотрел в словаре: бенефис в российском театре – это представление, которое давалось раз или два раза в год для актера или актрисы с тем, чтобы весь гонорар от выручки давался бенефецианту, а также на год оплачивалась квартира и выдавались дрова. Пока что дров не подвезли». А после аплодисментов продолжил: «Мы живем в век мимикрирования. Ощущение, что у нас гражданское общество мимикрировало. Наша профессия все больше мимикрируется. Любовь тоже часто мимикрируется. Но когда я вижу сегодня ваш зал – ощущение, что мы друг дружке нужны. Это единственное, что остается».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ширвиндта Александра Анатольевича

Детские годы

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Детство маленького Саши прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке, что у Никитских ворот. Его мама, Раиса Самойловна, до замужества носившая фамилию Кобыливкер, в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии, составляла программы концертов, в том числе и для правительства. Отец Саши – Теодор Гедальевич Ширвиндт, которого все звали по-русски Анатолием Густавовичем, был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе.

Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 − туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев.

Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение − школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез, падеграс. А в музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден».

Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Дмитрий Журавлев, Василий Качалов, . Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало трудового пути

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Веры Константиновны Львовой. Буквально с первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Там он сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок» Голдсмита.

В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. А в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль, смог приобрести автомобиль «Победа».

Но уже в том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная», который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу.

Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» , Людовик в «Мольере» , Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.

Последняя роль занимает особое место в творчестве Александра Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве» отметил критик Б. Поюровский. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей. За время работы с Анатолием Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера.

В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.

«Капустники». Эстрада

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, − все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература, и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде. Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался « В гостях у Михаила Жарова».

На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. К примеру, именно ему принадлежит «отцовство» в рождении знаменитого дуэта − Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков). Он также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Львом Шимеловым, др. Кроме того, он писал монологи для многих артистов (Веры Марецкой, и др.), которые затем в их исполнении звучали с эстрады.

Театр Сатиры

В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали и . В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

Первой ролью Александра Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970). Эта роль – одна из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, – «Гурий Львович Синичкин» (Он, Родион, 1970), «Обыкновенное чудо» (Министр-администратор, 1971), «Ревизор»(Добчинский, 1972), «Таблетку под язык» (Ломтев, 1972), «Маленькие комедии большого дома» (Отец, 1973), «Клоп» (Президент репортажа, 1973), «Дом, где разбиваются сердца» (Гектор, 1975), «Горе от ума» (Молчалин, 1976), «Чудак» (Ахмет Рыза, 1980), «Трехгрошовая опера» (Роберт Пила, 1982),«Бремя решения» (Пьер Селинджер, 1985), «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Негриш, 1986), «Счастливцев – Несчастливцев» (Несчастливцев, 1997), «Орнифль» (Орнифль, 2001), «Андрюша». А. Арканова и А. Ширвиндта (2001) и др.

С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам – 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) – «Зритель» (сборная) (1992).

Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе: «Маленькие комедии большого дома» (совместно с , 1973), «Недоросль» (1978), «Ее превосходительство» (1979), «Страсти Черноморья» (1988), спектакль «Андрюша», написанный совместно с (2001), «Слишком женатый таксист» (2003), «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку (2004), "Женщины без границ" Ю. Полякова (2007).

В 2000-м Ширвиндт был назначен худруком Театра Сатиры, продолжая и режиссёрскую работу, и игру на подмостках этого театра. Например, в 2009-м он исполнил Жана Батиста Поклена де Мольера в постановке этого театра по пьесе «Кабала святош».

Работа в кино

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. В начале кинематографической карьеры Ширвиндту не очень везло − большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями.

Первое − фильм Евгения Ташкова «Приходите завтра», в котором снялся прекрасный дуэт: Александр Ширвиндт и Юрий Белов. В этом фильме Ширвиндт играл лже- , а Белов – лже-Немировича-Данченко. Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта - героя «капустников».

Второе исключение − фильм того же Евгения Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам.

Затем были работы в фильмах: Председатель шахматного клуба в «Двенадцати стульев», «Спасите утопающего» (1967), «Еще раз про любовь» (1968), «Крах» (1968), «Какая у вас улыбка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Мнимый больной» (1980)… Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт – – в искрометной комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).

Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы...» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах . В «Вокзале для двоих» он сыграл Шурика, тапера в привокзальном ресторане, в драме «Забытая мелодия для флейты» − чиновника Мясоедова, в «Стариках-разбойниках» − референта министра.

Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине». Герой Ширвиндта ради получения денег создает комитет по оказанию материальной поддержки бедствующим семьям. Естественно, первой в списке становится его семья...

Среди других заметных работ Ширвиндта: Юрий Николаевич, директор туристического бюро в мелодраме «Отпуск за свой счет», Фиарелли в музыкальном фильме «Принцесса цирка», худрук в комедии «Серебряное ревю», Аркадий в мелодраме «Самая обаятельная и привлекательная», ведущий телепередачи в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх», Аркадий в комедии «Бабник», Тартаковский в комедии «Искусство жить в Одессе».

Александр Анатольевич много и с удовольствием работал и на озвучке мультипликационных фильмов. Начав с чтения закадрового текста в мультфильме для взрослых под названием «Машинка времени», снятом в 1967 году, актёр, например, дважды озвучивал Чеширского Кота в мультфильмах по классической сказке Чарльза Лютвиджа Доджсона, нашим современникам более известного под выбранным этим писателем псевдонимом Льюис Кэрролл. «Алису…» первый раз сняли на студии «Киевнаучфильм» в 1981-м, а когда потребовалось в 2010-м сделать русский дубляж голливудской версии, на роль Кота вновь пригласили этого маститого актёра.

Педагог

Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимается преподавательской деятельностью. С 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: , Леонид Трушкин, и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).

Телевидение

Александр Ширвиндт – постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи».

Александр Ширвиндт принимал участие в бенефисах , в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссером Евгением Гинзбургом. Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле Анатолия Эфроса «Несколько слов в защиту господина Мольера» (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».

Во второй половине 80-х слава Александра Ширвиндта обрела свое «второе дыхание». Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт − . Дуэт с возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Личная жизнь

Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась... корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.

По профессии Наталья Николаевна − архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта − столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу − в старое московское купечество.

В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. В этой элитной высотке жили и до сих пор живут