Нагорный карабах почему опять конфликт. Нагорный Карабах

В ночь на 2 апреля было зафиксировано обострение вооруженного конфликта Армении и Азербайджана в районе Нагорного Карабаха. В нарушении перемирия страны обвиняют друг друга. С чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры?

Где находится Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население по оценке на 2013 год составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт.

С чего началось противостояние?
В начале ХХ века в регионе проживали, в основном, армяне. Именно тогда этот район стал местом кровавых армяно-азербайджанских столкновений. В 1917 году из-за революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.
Конфликт между сторонами продолжался вплоть до установления в Азербайджане советской власти. В 1920 году азербайджанские войска заняли территорию Карабаха, но через пару месяцев сопротивление армянских вооруженных отрядов благодаря советским войскам было подавлено.
В 1920 году населению Нагорного Карабаха предоставили право на самоопределение, но де-юре территория продолжила подчиняться властям Азербайджана. С этого времени в регионе периодически вспыхивали не только массовые беспорядки, но и вооруженные столкновения.
В 1987 году недовольство социально-экономической политикой со стороны армянского населения резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.
Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из страны. С другой стороны, в Азербайджане повсеместно начали проходить армянские погромы, в результате которых появилось огромное количество беженцев.
Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.
В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

Когда произошло обострение конфликта?
Нужно отметить, что относительно недавно многолетний конфликт в Нагорном Карабахе снова напомнил о себе. Это произошло в августе 2014 года. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.

Что происходит сейчас в Нагорном Карабахе?
В ночь на 2 апреля произошло обострение конфликта. Армянская и азербайджанская стороны обвиняют друг друга в его эскалации.
Минобороны Азербайджана заявляет об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. Утверждается, что за минувшие сутки армянские военные нарушили режим прекращения огня 127 раз.
В свою очередь, армянское военное ведомство говорит, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации.

Есть ли жертвы?
Да, есть. Однако данные по ним разнятся. По официальной версии Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в результате боевых действий погибли , по меньшей мере, 30 солдат и 3 мирных жителя. Число раненных, как гражданских, так и военных, еще официально не подтверждено.

Очередной акт карабахского кровопролития Лондон и Анкара готовили ровно 100 дней. Всё прошло как по маслу. Под новый год главы оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана с помпой подписали трёхсторонний оборонный меморандум, затем, через месяц, англичане устроили скандальный демарш в ПАСЕ с целью «разрубить карабахский узел» в пользу Баку, и вот – третий акт, в котором по законам жанра ружьё, висящее на стене, стреляет.

Нагорный Карабах вновь истекает кровью, жертв с обеих сторон больше сотни, и, кажется, недалеко до новой войны – в мягком подбрюшье России. Что происходит и как нам относиться к происходящему?

А происходит следующее: в Турции чрезвычайно недовольны «пророссийским», как там считают, президентом Ильха­мом Алиевым. Недовольны настолько, что даже готовы его сместить, то ли устроив Алиеву «бакинскую весну», то ли науськав фрондёров из азербайджанской военной верхушки. Последнее – и вернее, и намного дешевле. Обратите внимание: когда в Карабахе началась стрельба, Алиева не было в Азербайджане. Так кто же отдал приказ стрелять в отсутствие президента? Оказывается, решение нанести удар по армянским поселениям принял министр обороны Закир Гасанов, большой друг Анкары и, можно сказать, протеже турецкого премьера Ахмета Давутоглу. История назначения Гасанова министром малоизвестна и явно стоит того, чтобы её рассказать. Потому как, зная эту историю, нынешнее обострение армяно-азербайджанского конфликта можно увидеть совсем другими глазами.

Министр обороны Азербайджана – ставленник Турции

Так вот, предшественника Гасанова, Сафара Абиева, назначал ещё отец действующего азербайджанского президента – Гейдар Алиев. Опыт и управленческий нюх бывалого партийного функционера и высокопоставленного сотрудника КГБ позволили Алиеву-старшему несколько раз избежать военных и околовоенных путчей. В 1995 году Гейдару Алиеву довелось дважды испытать судьбу: в марте случился мятеж, инспирированный бывшим министром внутренних дел Искандером Гамидовым, а в августе – прогремевшее на всю страну «дело генералов». Группа заговорщиков, в которую входили два замминистра обороны, намеревалась сбить президентский самолёт из переносного ЗРК. В общем, известный «пунктик» Алиева-старшего касательно готовящегося заговора военных имел своё внятное объяснение (ещё и памятуя предательство экс-министра обороны Рагима Газиева, случившееся чуть раньше). Потому неудивительно, что, передавая власть своему сыну, Гейдар-ага заповедал наследнику: опасайся военного путча! При этом как смог Ильхама он обезопасил, ведь с 1995 года военное ведомство бессменно возглавлял верный семье Алиевых Сафар Абиев.

По теме

Не в последнюю очередь именно благодаря личному участию министра Абиева закончилось армяно-азербайджанское военное противостояние в Нагорном Карабахе. Проницательный и крайне осторожный военный всячески сдерживал своих подчинённых, то и дело пытавшихся проявить горячий нрав во взрывоопасном регионе. Но такой министр обороны стал крайне невыгоден Анкаре, то и дело старавшейся раздуть угольки былого пожарища на Кавказе. И в 2013 году турки взорвали информационную бомбу. Что примечательно – при помощи радикально «антиалиевского» азербайджанского издания «Ени мусават». Мол, на президента и его зятя готовилось покушение. При этом журналисты весьма «толсто» намекали: заговор организовали военные. Доказательств, разумеется, не представили никаких, как и водится в подобных случаях. Но и этого малейшего подозрения хватило, чтобы Ильхам Алиев отстранил верного Абиева от руководства министерством.

Всю свою карьеру Абиев боролся с мусаватистами в армии – с «азербайджанскими тюрками», как, нарочито запутывая непосвящённых, они именуют себя в своих изданиях, таких как «Ени мусават». Без малого два десятилетия мусаватисты «долбили» министра за «притеснения и давление на азери тюрков в армии», а тут – какая удача! – на помощь подоспел тогдашний министр иностранных дел Турции, этнический крымский татарин Ахмет Давутоглу. Неведомо, что он «вливал в уши» Ильхама Алиева, но Абиева на министерском посту сменил именно тот, кого выдвигала Анкара – генерал Закир Гасанов. Этнический азери тюрк. И лютый ненавистник армян – не в пример своему предшественнику Абиеву.

СПРАВКА

Вашингтон в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе традиционно занимает нейтралитет.

Между тем семь американских штатов – Гавайи, Род-Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана, Джорджия и Калифорния – официально признают независимость Арцаха. Считается, что за этими локальными признаниями стоит весьма и весьма состоятельная 2-миллионная армянская диаспора.

Зато Лондон однозначно выступает на стороне Азербайджана.

А позиции других европейских государств в карабахском вопросе существенно разнятся. «За Баку» – Германия и «новая Европа» (Польша, страны Балтии и Румыния). «За Степанакерт» – Франция и Италия.

Провоцируют ситуацию в Карабахе Анкара и Лондон, а не Баку

Разумеется, выдвижение Гасанова немедленно спровоцировало новые столкновения в Арцахе – Нагорном Карабахе. Начиная с позапрошлого года обстановка в регионе несколько раз обострялась – и всякий раз урегулировать её приходилось российскому президенту. Причём – удивительное дело! – стрельбу провоцировал своими приказами именно министр обороны Гасанов, пользуясь отлучками из Баку главы государства. Но если бы активность военного министра ограничивалась одними только провокациями на границах Арцаха! В декабре прошлого года Гасанов, после нескольких двусторонних и трёхсторонних встреч в Стамбуле министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии, инициировал подписание оборонного пакта с Анкарой и Тбилиси. Министры Исмет Йылмаз и Тина Хидашели соглашались с тем, что в случае очередного обострения на границах с армянским анклавом они обязуются вступить в конфликт на стороне азербайджанцев. И документ был подписан – невзирая на то, что за Грузией и Азербайджаном не стоял Североатлантический альянс, как в случае с Турцией. Ни Хидашели, ни, разумеется, Гасанова это обстоятельство не смутило. Вероятно, они и вправду рассчитывали на то, что, в случае чего, за них готова «подписаться» не одна только Турция, но и весь блок НАТО.

И этот расчёт, судя по всему, строился не на одних только домыслах и фантазиях. Имелись и более веские основания полагаться на НАТО. Политическую поддержку военной оси Анкара – Баку – Тбилиси гарантировал Лондон. Подтверждением тому – январское выступление на сессии ПАСЕ британского парламентария Роберта Уолтера. Не было ещё никакого обострения конфликта в Арцахе, но Уолтер уже, видимо, что-то такое знал наверняка, предлагая парламентариям принять резолюцию об «эскалации насилия» в регионе. Так было всегда: поджигать Кавказ британцы неизменно отряжали турок, а сами неизменно стояли у них за спинами. Припомним имама Шамиля – науськивали горцев османы, но идеологами происходящего выступали политики Альбиона. Так вот, и сегодня ничего не изменилось. Потому-то Роберт Уолтер с трибуны ПАСЕ и потребовал «вывести армянские силы из Нагорного Карабаха» и «утвердить полный контроль Азербайджана на этих территориях».

По теме

На днях экономисты Высшей школы экономики сравнили зарплаты в долларах в России, странах СНГ и Восточной Европы по паритету покупательной способности валют (ППС) – этот показатель уравнивает покупательные способности валют разных стран. Авторы исследования использовали данные Всемирного банка о ППС 2011 года, данные по курсам валют и уровень инфляции в рассматриваемых странах в последующие годы.

Едва ли причина активизации действий Турции объясняется одним только желанием симметрично ответить Москве за фактическое признание Курдистана. Объяснение скорее всего иное: Анкара готовит президенту Ильхаму Алиеву «цветную революцию» – руками азербайджанских военных.

В феврале-марте из Анкары в Баку зачастили турецкие военные специалисты. В сравнении с армянами азербайджанцы – бойцы неважнецкие. Сами наступать они не рискнули бы. Что примечательно, бывший министр обороны Азербайджана и глава генерального штаба в один голос свидетельствовали: не под силу армии в её нынешнем виде вернуть Арцах. Ну, а при обещанной помощи турок – отчего бы не попытать удачу? Благо уже и министр – другой. Кстати, любопытнейший штрих: как только конфликт в Карабахе обострился, на помощь азербайджанцам выдвинулся немалый отряд крымских татар из Херсонской области Украины. То ли 300 штыков, то ли больше. Без Анкары, само собой, и тут не обошлось. Примечательно, что и в Ереване, и в Степанакерте были заранее проинформированы о возможной провокации. И не случайно президент Армении Серж Саргсян на встрече с послами стран – членов ОБСЕ подчеркнул: спровоцировал кровопролитие не президент Азербайджана Ильхам Алиев. Кровавая провокация подготовлена руководством Турции и осуществлена министром обороны Азербайджана в отсутствие президента страны.

Анатолий НЕСМИЯН, востоковед:

– В военном отношении у Баку нет никаких шансов вернуть Карабах. Зато у азербайджанских генералов есть возможность локального продвижения вперёд за короткий промежуток времени – в расчёте на то, что внешние игроки остановят войну в момент, когда Азербайджан уже не сможет продвигаться дальше. Максимум, чего могут добиться этим азербайджанцы, – установить контроль над парой-тройкой сёл. И это подадут как победу. Вернуть же весь Карабах, целиком, Баку не в состоянии. Не выходит справиться даже с армией Карабаха, а ведь ещё имеется и армия Армении. Но и проиграть Баку не боится, прекрасно понимая, что ему просто не дадут проиграть – та же Москва, которая немедленно вмешается. На мой взгляд, нынешнее обострение ситуации вызвано тем, что Запад и Турция окончательно определились с дальнейшей судьбой Ильхама Алиева – ему готовят «бакинскую революцию» с оригинальным сценарием. У этой «революции» будет четыре этапа: конфликт в Карабахе, поражение Азербайджана, признание Арцаха Вашингтоном (семь штатов уже определились) и переворот в Баку. Первый шаг уже пройден, второй почти завершён. Половина пути пройдена – всего за несколько дней. Алиеву следовало бы быть осмотрительнее.

Чем Москва ответит на провокации Анкары

Чего же ждать? Некоторые военные эксперты, такие как Франц Клинцевич, полагают, что обострение в Арцахе получит дальнейшее развитие. Причём расклад, с его слов, такой: Армения, мол, входит в ОДКБ, а Азербайджан – нет, и это значит, что России неизбежно придётся принять армянскую сторону в конфликте. На самом деле всё не так просто. Армения – как и Россия – не является стороной карабахского конфликта. Его стороны – Азербайджан и республика Арцах, хоть и не признанное даже Ереваном, но вполне самостоятельное государство размером с половину Армении. В ОДКБ Арцах не представлен. Так что едва ли следует делать поспешные выводы о том, что-де в случае эскалации конфликта России придётся ввести войска в непризнанную республику. Не придётся.

И ещё один важный момент. Бытует миф, будто бы в том случае, если Нагорный Карабах «запихнуть» обратно в Азербайджан, армяно-азербайджанский конфликт неизбежно будет исчерпан. Увы, это не так. Взгляните на карту. У Азербайджана на юге имеется эксклав – Нахичеванская автономия. Разделяет её с Азербайджаном не только Арцах, в появлении которого после распада СССР, мол, и состоит вся суть конфликта. Между Нахичеванью и остальной страной – немалый кусок Армении. Его что, тоже отдать Баку – для окончательного урегулирования мирного процесса, ведь, как следует из азербайджанской повестки, конфликт между армянами и азербайджанцами будет исчерпан лишь в том случае, если Азербайджан наконец целиком воссоединится? Таким образом, на сегодня геополитическое решение, которое могло бы свести конфликт на нет, отсутствует.

Впрочем, следует признать, что ни президент Армении, ни его азербайджанский коллега, ни руководство Арцаха не готовы развязать большую войну на Кавказе. Проливать кровь готово лишь турецкое лобби в Баку, возглавляемое министром обороны Закиром Гасановым. Кстати, Турция, устами премьера Давутоглу обещавшая непременно прийти на подмогу в случае обострения ситуации на границах, что-то так и не объявилась на поле боя, предоставив умирать там азербайджанцам в одиночку.

В общем, урегулировать ситуацию, как всегда, придётся Москве. Применяя отнюдь не оружие, но одну только дипломатию. Даже грубее – пользуясь стократно раскритикованным, зато прекрасно работающим «телефонным правом». Президент Путин, как всегда в таких случаях, обзвонит глав Армении и Азербайджана, а затем армянский руководитель созвонится с коллегой из Арцаха. И пальба стихнет, пусть и на короткое время. А в том, что российский президент найдёт нужные слова, чтобы вразумить своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева, нет никаких сомнений. Гораздо занятнее будет понаблюдать, чем российское руководство «отблагодарит» турок. Тут можно о многом пофантазировать. И о начале поставок гуманитарных грузов в приграничные с Турцией районы Сирии. Опыт Донбасса подсказывает, что кузова российских грузовиков с гуманитаркой значительно объёмистее, нежели принято думать. Найдётся там место для всякого такого, без чего курдам не обойтись. Сегодня Анкара безуспешно пытается усмирить курдские города на своей территории – в ход идут танки и штурмовая авиация. Против практически безоружных курдов! А если курдам повезёт обнаружить среди банок с тушёнкой и медикаментами некий полезный инструмент – чисто случайно, само собой? Справится ли Эрдоган? Очень и очень сомнительно. Не отделаться Турции теперь помидорами, верно их Путин предупреждал. И Англия им не поможет – впрочем, так было всегда.

Случается так, что политики Арцаха продолжают карьеру в «метрополии», если можно так выразиться. К примеру, первый президент Нагорного Карабаха Роберт Кочарян стал вторым президентом Армении. Но нередко во властные эшелоны Степанакерта заносит откровенных политических авантюристов – к полнейшему непониманию официального Еревана. Так, в 1999 году правительство Арцаха возглавил одиозный Анушаван Даниелян – накануне бежавший из Крыма политик, уличённый в сотрудничестве с организованной преступной группировкой «Сэйлем». В Степанакерте он всплыл вместе со своим симферопольским подельником Владимиром Шевьёвым (Гаспарьяном), и эта парочка на протяжении восьми лет рулила экономикой непризнанной республики. Причём о криминальной подоплёке деятельности Даниеляна с Шевьёвым в Крыму был детально проинформирован тогдашний президент Арцаха Аркадий Гукасян. Таким образом, у некоторых заявлений официального Баку, что в Степанакерте заправляют криминальные авторитеты, известные основания действительно имеются.

Трудно поверить, но армяне и азербайджанцы десятилетиями убивают и ненавидят друг друга из-за небольшой географической области общей площадью в чуть менее четыре с половиной тысячи квадратных километров. Данная область разделена на нагорную, где большинство населения были армянами и равнинную, где преобладали азербайджанцы. Пик стычек между народами пришёлся на момент распада Российской империи и гражданскую войну. После того, как победу одержали большевики, а Армения и Азербайджан стали частью СССР, конфликт был заморожен на долгие годы.

Нагорный Карабах представляет собой общей площадью в чуть менее четыре с половиной тысячи квадратных километров // Фото: inosmi.ru


Решением советской власти, Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджана. С этим долго не могло смириться армянское население, но противостоять данному решению не решалось. Все проявления национализма жёстко подавлялись. И всё же местное население всегда говорило, что является частью СССР, а не Азербайджанской ССР.

Перестройка и Чардахлу

Даже в советское время в Нагорном Карабахе происходили стычки на национальной почве. Однако этому в Кремле не придавали никакого значения. Ведь национализма в СССР не было, а советские граждане были единым народом. Перестройка Михаила Горбачёва с её демократизацией и гласностью разморозила конфликт.

На самой спорной территории не происходило никаких драматичных событий, в отличии от села Чардахлу в Азербайджанской ССР, где местный партийный деятель решил сменить главу колхоза. Бывшему главе армянину указали на дверь и вместо него назначили азербайджанца. Это не устроило жителей Чардахлу. Они отказались признавать нового начальника, за что были избиты, а некоторые арестованы по ложным обвинениям. Данная ситуация снова не вызвала никакой реакции центра, а вот жители Нагорного Карабаха стали возмущаться, что азербайджанцы творят с армянами. После этого требования присоединить Нагорный Карабах к Армении стали звучать очень громко и настойчиво.

Позиция властей и первая кровь

В конце восьмидесятых годов в Москву потянулись армянские делегации, пытающиеся объяснить центру, что Нагорный Карабах – это исконно армянская территория, которая по огромной ошибке была присоединена к Азербайджану. Руководство просили исправить историческую несправедливость и вернуть регион на родину. Эти просьбы подкреплялись массовыми митингами, в которых участвовала армянская интеллигенция. Центр внимательно слушал, но никаких решений принимать не спешил.


Просьбы вернуть Нагорный Карабах на родину подкреплялись массовыми митингами, в которых участвовала армянская интеллигенция. Центр внимательно слушал, но никаких решений принимать не спешил // Фото: kavkaz-uzel.eu


Тем временем в Нагорном Карабахе как на дрожжах росли агрессивные настроения против соседа, особенно среди молодых людей. Последней каплей стал поход азербайджанцев на Степанакерт. Его участники искренне верили, что в крупнейшем городе Нагорного Карабаха армяне зверски убивают азербайджанцев, что на самом деле и близко не являлось правдой. Толпу обезумевших мстителей встретил полицейский кордон у Аскерана. Во время подавления бунта погибли двое азербайджанцев. Эти события привели к массовым погромам в Сумгаите – городе-спутнике Баку. Азербайджанские националисты убили двадцать шесть армян и сотням нанесли различные повреждения. Остановить погром удалось только после введения войск в город. После этого война стала неизбежной.

Кризис

Погром в Сумгаите привёл к тому, что азербайджанцы бросали всё нажитое и бежали из Армении, опасаясь смерти. То же самое делали и армяне, волею судеб оказавшиеся в Азербайджане. Настоящие военные действия в Нагорном Карабахе начались в 1991 году после развала СССР и объявления независимости Азербайджаном и Арменией. Нагорный Карабах также объявил себя суверенным государством, но его независимость никто из зарубежных стран не спешил признавать.

В девяностые бандформирования начали открытую войну в Нагорном Карабахе, а счёт жертв с десятков перешёл на сотни. Карабахская война разгорелась с новой силой после того, как со спорной территории были выведены войска прекратившего существование МВД СССР, до последнего не дававших начаться бойне. Вооружённый конфликт длился на протяжение трёх лет и был остановлен подписанием договора о перемирии. В этой войне жертвами стали свыше тридцати тысяч человек.

Наши дни

Несмотря на перемирие, стычки в Нагорном Карабахе не прекращались. Ни Армения, ни Азербайджан не хотели уступать спорной территории. Данная ситуация привела к необыкновенному росту национализма. Нейтральный, а не полный ненависти комментарий в адрес соседа воспринимался с подозрением.

Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) - небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905—1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии. Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов. В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь - двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это - первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

Азербайджанские беженцы из района Нагорно-Карабахского конфликта, 1993 год.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно - сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой - армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохраняется хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе.

Война закончилась, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров - взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку - теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Четвёртый корпус санатория «Шуша». В этом корпусе в 1988 году размещался полк 3217 ВВ для обеспечения порядка и мира в Нагорном Карабахе.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения - такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты - как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Основной международной группой, пытающейся урегулировать конфликт, является так называемая Минская группа ОБСЕ под председательством России, Франции и США.

В целом группа предложила на выбор три плана урегулирования - пакетный, поэтапный и план всеобъемлющего урегулирования на основе концепции «общего государства». Согласно последнему «Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее государство с Азербайджаном в его международно признанных границах» (Цитируется по Джилавян А. «Карабахский бум». // «Независимая газета» от 23.02.2003). Предполагалось предоставление Нагорному Карабаху широкой автономии, включая право на прямую внешнеэкономическую деятельность, право на силы безопасности (фактически, армию), собственную конституцию и эмиссию собственных денежных знаков. Границы республики устанавливались в пределах НКАО, граница между Нагорным Карабахом и Азербайджаном объявлялась открытой. Бюджет Карабаха должен был формироваться из собственных источников.

Подобная автономия подозрительно напоминала независимость, и Азербайджан отверг план, в то время как Армения и НКР его приняли.

Свой план предложили США в 2006 г. в лице сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Он основывался на следующих принципах:

Армянские силы оставляют оккупированные азербайджанские территории за пределами бывшей НКАО;

Нормализуются дипломатические отношения между Арменией и Азербайджаном;

На данных территориях размещаются международные миротворческие силы;

На территории Нагорного Карабаха проводится референдум о независимости.

Несмотря на видимую выгодность, данный план вызвал много вопросов уже у армянской стороны.

Во-первых, оккупированные районы создают «пояс безопасности» вокруг НКР. На них находятся стратегически важные высоты, позволяющие простреливать территорию непризнанной республики.

Во-вторых, территория Лачинского и Кельбаджарского районов, которую армяне также должны оставить согласно плану Брайзы, вклиниваются между Нагорным Карабахом и Арменией. Отдав их, карабахские армяне рискуют оказаться в окружении.

В-третьих, Армения стимулировала переселение на территории указанных двух районов. Как быть с переселенцами?

В-четвёртых, армян интересует состав миротворческих сил и их реальная способность удержать стороны от насилия.

Азербайджанцев не устраивает отсутствие в плане обязательства возврата беженцев, а также неясность в проведении референдума - будут ли учтены голоса азербайджанцев, оставивших Карабах в результате конфликта?

Таким образом, и этот план не смог примирить стороны.

Несколько раз руководители Армении и Азербайджана встречались лицом к лицу для обсуждения проблемы. Так было в 2001 г. в Париже, а затем в Ки-Уэсте (США) и в 2006 г. в Париже (замок Рамбуйе). Но и в этих случаях никаких договорённостей достичь не удалось.

В последнее время вновь всколыхнулась надежда на подвижки в решении конфликта. Аналитики связывают возросшую активность сторон с Пятидневной войной в Южной Осетии, изменившую расклад сил на Кавказе (прежде всего роль России) и наглядно продемонстрировавшей, чем могут закончиться «замороженные» конфликты. С конца 2008 г. Россия предпринимает меры по сведению сторон за столом переговоров. В ноябре России удалось добиться на переговорах в Подмосковье подписания Декларации о неприменении силы. В документе говорится о готовности сторон «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах и нормах международного права» . Была также достигнута договорённость о проведении в июне 2009 г. прямых переговоров между президентами Армении и Азербайджана. Активность проявляет также ещё один региональный игрок - Турция, выступавшая ранее с крайне проазербайджанских позиций. В прошлом году Турция впервые пошла на некоторые контакты с армянской стороной.

Празднование 20-летия дня независимости Нагорно-Карабахской республики/ Руководсто Нагорного Карабаха, Армении, духовенство. 2 сентября, 2011 г.

В то же время стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции - целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Учитывая несовместимость данных позиций, не очень понятно, о чём будут говорить президенты в июне. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.