План занятий по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природа дарит чудеса

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема: «Природа дарит чудеса»

Воспитатель: Муравьева Н. В. 2013 год.

Программные задачи:

Воспитательные:

— воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Образовательные:

Учить детей проводить простейшие действия похожие на явления природы

(дождь, ветер, гром, град)

Дать элементарные сведения о профессии синоптика;

Учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-

Следственные связи;

Закреплять умение классифицировать явления природы и погоды по временам года;

Продолжать знакомить детей с явлениями природы, с изменениями атмосферного давления (низкого — высокого)

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательные способности детей;

Развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

Развивать мелкую и общую моторику, слуховое восприятие, дыхательную гимнастику.

Развивать связную речь, умение правильно строить предложение,

Развивать слуховое внимание.

Работа со словарем:

Ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания:

Природные явления, народные приметы;

Ввести в пассивный словарь слова и словосочетания: метеоролог, синоптик

Гидрометцентра

Материалы и оборудование:

— Тазики с водой, поролоновые губки;

— Конфетти, барабан, металлофон, шумовой инструмент

— Иллюстрации с явлениями природы, погоды;

— СД «Музыка дождя»

Карты Гидрометцентра.

Предварительная работа:

— Наблюдение за сезонными изменениями;

— Чтение художественных произведений;

— Отгадывание загадок;

— Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы,

Наблюдения за изменениями погоды.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В.- Ребята! Какое у вас настроение? Хотите ли вы отправиться со мной в путь-дорогу? А как вы думаете, какие изменения в погоде нам могут помешать? (дождь, ветер,…) Но погода быстро меняется и нам это не помешает!!!

П о дорожке мы пошли (Маршируют по кругу)

Петлять тропинка начала, (Идут змейкой)

И далеко нас завела.

Вот лужи увидали, (Прыжки на 2х ногах

Через них мы прыгать стали. руки на поясе)

Впереди течет ручей- (Руками изображают ручей)

Проходите поскорей.

Руки в стороны подняли- (Руки в стороны, идут на носочках)

Переходить его мы стали.

Вот болото у нас на пути (Руки за спину, идут на полусогнутых ногах)

Надо пробраться, надо пройти.

Вот горное озеро, вот красота (Руки над головой скрещивают)

Лишь легкие волны заметны едва. (Показывают руками волны)

Вот и день к концу подходит (показывают руками солнце,

Солнце за горизонт заходит приседают,

Туча надвигается Изображают зонтик)

Дождик начинается

(Воспитатель на металлофоне издает звуки похожие на капли дождя)

В. — ребята, как вы думаете, что напоминают эти звуки? (дождь)

А как вы догадались? (услышали)

В. –Давайте с вами отправимся в лабораторию звуков и чувств.

(Дети садятся за столы)

В. –Ребята, а по каким признакам мы еще можем определить, что начался дождь?

(небо в тучах, лужи, мокро, одежда мокрая….)

В.- Давайте с вами намочим губки, приподнимим их и отожмем. Слышите? Что вам напоминает это? (как капает дождь)

В.-А что вам напоминают эти звуки?(шумовой инструмент) ливень

В.-А как мы можем определить гром? (слышны раскаты)

Вова, постучи в барабан. На что похоже?(на гром)

В.- Давайте с вами наберем в ладошки горох и посыпим его на тарелочку.(Звуки похожи на град)

В.- Ребята! Перед вами волшебные коробочки! Надо набрать воздух через нос и медленно выдохнуть через трубочку. Следите за дыханием.(ВДОХ-ВЫДОХ)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

(Дети дуют в трубочку.)

В.- Что вы видите? (конфетти разлетаются)

— Что вам это напоминает? (будто дует ветер и снег. Метель)

Итог: В нашей лаборатории звуков что мы УСЛЫШАЛИ?(как льет дождь, ливень, раскаты грома, как падает град)

— А что наблюдали? (как метет метель, дует ветер)

В.- Давайте выйдем из за столов, возьмем полоски разноцветной бумаги

ВОСПИТАТЕЛЬ предлагает детям самим составить радугу.

В.- Вышла радуга-краса

Разноцветная коса

Ленты пёстрые в косе,

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица

Бери, какие нравятся.

Дети составляют радугу,

При этом вспоминают и называют каждый цвет и какой цвет – тёплый или холодный. После воспитатель с детьми любуется полученной радугой.

(Дети садятся на стульчики. Стол с карточками перед ними.)

В.- Солнце светит, ветер свищет,

Дождик льет как из ведра

После дождика на небе

Сразу радуга видна

Эти изменения погоды

Дарят нам (д.- явления природы)

В. –Ребята! давайте с вами послушаем загадки и постараемся их отгадать. Найдем КАРТОЧКИ с этими ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.(Дети находят карточки и поднимают)

Меня ждали, меня звали, — Рассыпался горох

Показался — убежали.(ДОЖДИК) На тысячу дорог.(ГРАД)

С неба стрела Цветное коромысло

В землю ушла (МОЛНИЯ) Над рекой повисло.(РАДУГА)

Утром бусы засверкали Над рекой и над долиной

Всю траву собой застлали (РОСА) Повисла белая холстина.(ТУМАН)

В.- В разные времена года можно наблюдать разную погоду и явления природы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ВРЕМЯ ГОДА И ПОГОДА»

(Дети берут фишку с временем года и выстраивают цепочку природных и погодных явлений)

Весна-капель, ледокол, Туман, проталины, солнце, гроза, гололедица.

Лето –туман, солнце, радуга, дождь, ураган, гроза, роса.

Осень — тучи, дождь, снег, туман, ураган, солнце, листопад.

Зима-снег, метель, туман, гололед, ураган, туман, иней.

В.- Дети, а вы знаете, что прогноз погоды нам сообщают синоптики ГИДРОМЕТЦЕНТРА. Ученых, которые изучают погодные явления, называют МЕТЕОРОЛОГАМИ. Для составления прогнозов погоды они пользуются фотографиями Земли, сделанными со спутников. Они еще используют специальные шары, которые запускают высоко в небо и зонды. По фотографиям метеорологи определяют где будет холодно, а где тепло, какой будет ветер, где будет дождь. Синоптики составляют карты прогноза погоды. Синим цветом они отмечали зоны низкого давления(дождь, снег).Красным — зону высокого давления(солнце)

В.- А как еще можно предсказывать погоду? Как люди с давних времен могли ее определить?

Д.-По народным приметам.

В.- ребята. я вам буду говорить народную примету, а вы будете продолжать.

Дидактическая игра «Подскажи погоду»

Звездное небо……(к похолоданию)

Муравьи прячутся в муравейнике…(к дождю)

Дым из трубы к небу поднимается-….(мороз ожидается)

Ласточки летают низко от земли-…..(жди дождя)

Много мошкары вечером-…..(к теплой погоде)

Ласточки летают высоко -…(дождя не будет)

Если тихо и солнце печет-…(жди грозу)

Солнце красное заходит-….(к ветру)

В.- Ребята, молодцы. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа фокусница. Она дарит нам свои чудеса….это солнце, дождь, снег, радуга. вьюга, капель, дождь….. Давайте поиграем с дождем.

Физминутка

1.Капля первая упала — кап 3.Намочили лица,

И вторая прибежала — кап Мы их вытирали.

Мы на небо посмотрели… Туфельки, посмотри,

Капельки кап-кап запели. Мокрыми стали.

2.Капля-раз. Капля — два. 4.Плечиками поведем,

Очень медленно сперва. И все капельки стряхнем.

А потом, потом, потом От дождя мы убежим,

Все бегом, бегом, бегом. Под кусточком посидим.

(Воспитатель включает музыку «МЕЛОДИЯ ДОЖДЯ»)

В.- Ребята. Давайте представим, что мы с вами синоптики Гидрометцентра. Нам надо составить карту прогноза погоды., где надо отметить зону низкого и высокого давления.

(Дети разукрашивают восковыми мелками карты)

В.- Ребята. мы сегодня с вами узнали, что прогноз погоды нам сообщают синоптики ГИДРОМЕТЕОЦЕНТРА, сами постарались составить карту прогноза погоды.

Как еще люди предсказывали погоду?(По народным приметам)

Какие звуки мы с вами услышали?(как капал дождь, гремел гром, дул ветер,)

Говорили о погодных явлениях. вы так хорошо справились с заданием, что погода стала налаживаться. Мне очень хочется на память вам подарить маленькие солнышки — шоколадки, что бы они вам дарили радость и вы были здоровы и счастливы.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 19th Сентябрь, 2016
Вы находитесь:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада «Прогулка на природу»

Программное содержание:

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первоцветах; продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать умение рисовать ватными полочками. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство с первоцветами, знакомство со способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

Предметные картинки, рисунки первоцветов, цифровые карточки, Красная книга, мяч, краски акварельные, альбомные листы, кисточки, ватные палочки.

Ход занятия:

Ребята, мы сегодняе с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».
А что она означает? (растения, птицы, животные)
А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)
Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.
А мы сейчас поговорим о природе и о том, что создано человеком.
На столе лежат картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и прикрепляют, проверяем).

Игра «Что создано природой, а что человеком?»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы то отталкиваете. (играем)

Ребята, посмотрите здесь на поляне много цветов, перечислите какие это цветы? (ромашка, ландыши, подснежники, мать-и-мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик)
Посмотрите внимательнее все ли тут цветы весенние?
Назовите летние цветы, весенние.
А как еще называют цветы, которые цветут ранней весной? (первоцветы)
Сколько у нас первоцветов?
А сколько летних цветов?
А каких больше?
А сколько у нас вообще цветов? (все решения делаем на доске с цифровыми карточками)
Ребята, какие из этих цветов редко встретишь в природе? (ландыши, подснежники)
А куда они занесены? (в Красную книгу)
Как вы думаете почему?(потому, что они на грани исчезновения)
Что же делать, для того, чтобы эти цветы не исчезли совсем?
В нашей группе есть своя Красная книга, где занесены редкие растения и животные, но тут нет ландыши. Давайте мы с вами нарисуем их и занесем в нашу книгу.

Показываю технику рисования.

Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем ватными полочками. Берем палочку макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.

Проводится выставка рисунков.

Ребята, скажите мне пожалуйста где мы сегодня побывали?
Что такое природа?
Что такое не природа?
Что мы сегодня рисовали?
Ребята, на этом занятие окончено, спасибо.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»

Тема: «Что такое природа?»

Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек

часть природы/.

Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных

человеком/.

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;

активизация словаря: живая и неживая природа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,

наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».

Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,

Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».

1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?

А кто из вас отдыхал на море?

Кто отдыхал в горах?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.

Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.

Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).

Природа.

А как бы вы назвали эти изображения?»

Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода).

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля, почва).

Голубой платок,

Красный колобок, По платку катается,

Людям улыбается. (Небо, солнце).

В густом лесу, под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. (Еж).

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке – лес. (Человек).

Много рук нога одна. (Дерево).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).

Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).

А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).

Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/

Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.

И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?

Стрекозу.

Подводная лодка на кого похожа?

На кита.

2. Физ. минутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:

Что изображено на лепестке?

Из чего оно сделано?

К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).

4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правильности.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучатся нужно.

Нас деревьях всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?

Нуждается.

(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).

Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/

Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?

А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.

Вы хотите ребята, стать защитниками природа?

Тогда давайте дадим клятву:

Ты дружок смотри не подкачай

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай не птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется

Родиной твоей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.

Библиотека изображений:

Важно: все конспекты занятий по ознакомлению с природой есть на нашем сайте!

Сентябрь

1. «Ежевика. Дельфины» Ознакомление с природой/Аппликация

Цели:
Познакомить детей с ежевикой.
Закрепить знания о витаминах, последовательности созревания ягод.
Словарь: ежевика, превосходный, ожина (укр).

Цели:
Расширить знания детей о дельфинах.
Закрепить знания о черноморских рыбах и моллюсках.
Словарь: дыхало, белобочка, дрессированный.
Развивать мышление детей, связную речь.
Воспитывать бережное отношение к обитателям моря.

2. «Грибы» Ознакомление с природой / Лепка

Цели:
Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.
Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.
Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.
Познакомить детей со сказкой, пословицами и загадками о грибах.
Развивать мышление детей, мелкую моторику.
Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе.
Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

3. «Хомяк. Перепел» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о хомяках (особенности внешнего вида, образа жизни).
Познакомить детей с понятием «грызуны».
Словарь: хомяк, одиночество, рыжевато-бурый.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Октябрь

1. «Лох серебристый. Жужелица» Ознакомление с природой / Ручной труд

Цели:
Познакомить детей с названием растения, его внешним видом, использованием его человеком.
Познакомить с загадкой о лохе, раскрыть ее значение.
Словарь: лох, душистый, серебристый, садовый и дикорастущий.

2. «Боярышник. Медуза» Ознакомление с природой / Конструирование из бумаги

Цели:
Познакомить детей с растением, его значением для животных и человека.
Словарь: боярышник, долговечное, жизнестойкое, впрок.
Познакомить детей с загадкой о боярышнике.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Цели:
Расширить и углубить представления детей о медузе.
Показать детям закономерные связи в природе.
Словарь: акваланг.

Воспитывать интерес к природе, желание узнавать о ней что-то новое.

3. «Светлячки» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с насекомым, его образом жизни и внешним видом.
Познакомить с загадкой и приметой.
Словарь: самка, самец, зигзаг, светляк.
Учить детей дорисовывать детали к рисунку, добиваться нужной яркости цвета путем сильного или слабого нажима на карандаш.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе, любознательность.

Ноябрь

1. «Софора» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить детей с растением, его внешним видом, значением для человека и животных. Обратить внимание на его ядовитость.
Словарь: софора японская, заморская гостья, исцелять, недуг.
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Мидия. Малиновка» Ознакомление с природой / Аппликация

Цели:
Познакомить детей с мидией, ее внешним видом, образом жизни, с огромной важности значением мидий для Черного моря.
Словарь: моллюск, плотно, деликатес, жемчужина, мидия.
Познакомить детей с легендой о мидиях.
Закрепить умение детей вырезать ножницами и аккуратно наклеивать.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.

Цели:
Познакомить детей с малиновкой (зарянкой).
Вызвать у детей эмоциональный отклик от знакомства с этой птицей, желание самим стать добросердечнее.
Словарь: малиновка, зарянка, добросердечность, насекомоядная.
Развивать интерес к жизни птиц, желание заботится о них.

3. «Олень» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, панты, бурелом.
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Декабрь

1. «Кипарис» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить детей с кипарисом, историей его появления на крымской земле.
Словарь: кипарис, вечнозеленый.

2. «Королек. Катран» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с птицей, ее внешним видом, повадками, особенностями.
Объяснить детям значение слова «солидный», «потаенный», выражения «на крыле».
Побуждать подбирать синонимы к слову «маленькая». Развивать связную речь детей.
Закрепить знания о знакомых птицах. Познакомить детей с легендой о корольке.
Закрепить навыки счета и рисования округлых предметов. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Цели:
Познакомить детей с черноморской акулой катран, ее внешним видом, образом жизни, особенностями поведения.
Словарь: бурый, брюхо, жабры.
Развивать у детей интерес к морским обитателям.

3. «Лекарственные растения» Ознакомление с природой

Цели:
Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

4. «Красная Книга и заповедники» Ознакомление с природой

Цели:
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Упражнять в умении классифицировать животный мир.

Январь

1. «Грецкий орех. Тушканчик» Ознакомление с природой / Ручной труд

Цели:
Познакомить детей с историей появления этого дерева в Крыму.
Расширить знания детей о характерных особенностях и свойствах дерева и его плодов – орехов.
Познакомить детей с загадкой и поговоркой о грецком орехе.
Воспитывать у детей любознательность и интерес к родной природе.

Цели:
Познакомить детей с внешним видом, образом жизни и повадками тушканчика.
Словарь: тушканчик, оплетать, курносый, предгорье.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

2. «Рапана. Богомол» Ознакомление с природой

Цели:
Продолжать знакомить детей с обитателями Черного моря.
Подвести к выводу о тесных взаимосвязях подводной жизни.
Расширить и уточнить знания о рапане.
Словарь: рапана, пришелец, песчаный.
Развивать детское творчество, мелкую мускулатуру кистей рук при изготовлении поделок. Воспитывать устойчивый интерес к родной природе.

Цели:
Продолжить знакомство детей с миром насекомых.
Закрепить умение обобщать насекомых по существенным признакам (шесть ног, тело из трех частей, усики). Словарь: богомол.
Воспитывать интерес к насекомым и гуманное поведение при встрече с ними.

3. «Дятел» Ознакомление с природой/ Рисование

Цели:
Уточнить и расширить знания детей о дятлах, о значении деревьев.
Познакомить с вредителями леса.
Учить детей понимать фразеологизм «длинный язык».
Развивать чувство ритма, мелкую мускулатуру кистей рук, мышление детей.

Февраль

1. «Можжевельник. Белка» Ознакомление с природой / Аппликация

Цели:
Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком.

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о белках.
Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями.
Познакомить с загадкой о белке и пословицами:
«Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя».
Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная.
Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки.
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Ворона. Хамса» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках ворон.
Познакомить детей с загадкой и пословицами о воронах.
Словарь: всеядный, падаль.
Продолжать учить детей рисовать птичьи яйца в гнезде, смешивать краски на палитре.
Упражнять в звукоподражании, развивать артикуляционный аппарат детей.
Воспитывать любознательность, интерес к птицам родного края, гуманное к ним отношение.

Цели:
Познакомить детей с черноморской хамсой.
Уточнить и расширить знания о рыбах.
Закрепить знания о понятиях «планктон», «хищник».
Словарь: хамса, нерест, косяк.
Учить детей понимать природные взаимосвязи, пищевые цепочки.
Воспитывать интерес к обитателям Черного моря.

3. «Заяц» Ознакомление с природой / Конструирование из бумаги

Цели: Закрепить и расширить знания о зайцах.
Познакомить детей с особенностями приспособления крымских зайцев к местному климату.
Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.
Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Словарь: травоядный, наст. Развивать мышление, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Март

1. «Миндаль» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить с особенностями миндального дерева, использованием его человеком.
Словарь: миндаль, зябнуть, биологи.
Воспитывать любознательность, интерес к природе.

2. «Дикие свиньи. Шмель» Ознакомление с природой / Подготовка руки к письму

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о диких свиньях.
Словарь: разъяренный, калкан, рыло.
Объяснить детям значение фразеологизма «встать грудью».
Познакомить с пословицей и загадками о кабане, свинье и поросятах.
Воспитывать интерес и гуманное отношение к природе.

Цели:
Познакомить детей с шмелем, с процессом опыления.
Закрепить знания о развитии насекомых, о домашнем скоте, о Красной Книге.
Словарь: шмель, матка, соты, опыление, самоотверженно.
Развивать координацию движений руки, мелкую моторику.
Сформировать у детей убеждение о необходимости бережного отношения к природе.
Воспитывать интерес к насекомым.

3. «Морской конек. Жаворонок» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Словарь: морской конек, горизонтально, вертикально, порция.
Расширить знания детей о Красной книге.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Цели:
Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях крымского климата.
Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.
Словарь: жаворонок, противень, земледельцы, «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».
Упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

4. «Змеи» Ознакомление с природой / Лепка

Цели:
Познакомить детей со змеями.
Словарь: грациозная, жало.
Раскрыть необоснованность преследования людьми змей.
Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям.
Формировать правила поведения при встрече со змеями.

Апрель

1. «Пион. Кеклик» Ознакомление с природой / Рисование

Цели:
Познакомить детей с цветком, легендой о нем.
Побуждать детей эмоционально воспринимать объекты природы.
Уточнить знания об оттенках красного цвета.
Словарь: пион, пурпурный, «уплетать за обе щеки».
Продолжать учить детей выполнять барельефную лепку, дополняя ее элементами из природного материала.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук детей.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Цели:
Познакомить детей с птицей кеклик.
Словарь: кеклик, самоотверженно, выводок.
Продолжить знакомить детей с законами природы.
Упражнять в звукоподражании, ходьбе в полуприсяде.
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Баклан. Куница» Ознакомление с природой / Лепка

Цели:
Познакомить детей с хохлатым бакланом, его внешним видом, повадками, использованием человеком.
Уточнить знания детей об особенностях водоплавающих птиц.
Словарь: баклан, хищные повадки, оперение, прирученный.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Цели:
Познакомить детей с куницей каменной. Закрепить знания о грызунах, линьке у животных. Словарь: куница, гибкое, акробат.
Воспитывать интерес к природе родного края.

3. «Лягушка» Ознакомление с природой / Конструирование из бумаги

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о лягушках.
Словарь: земноводное, линять, линька.
Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык».
Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Май

1. «Акация белая» Наблюдение в природе

Цели:
Познакомить детей с белой акацией.
Закрепить знания о строении дерева, о домашних животных.
Словарь: акация, надземный, медонос, целебный.
Познакомить с пословицей: «Красота дерева в цветах, а мудрость – в корнях».
Воспитывать интерес к природе родного края.

2. «Ястреб. Краб» Ознакомление с природой/ Подготовка руки к письму

Цели:
Познакомить детей с ястребом перепелятником.
Формировать у детей обобщенное представление о птицах.
Словарь: ястреб перепелятник, семьянин, добытчик, «становиться на крыло».
Упражнять детей в звукоподражании.
Познакомить детей с пословицей, поговоркой и стихотворении о ястребе.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
Воспитывать у детей интерес к жизни птиц.

Цели:
Познакомить детей с крабом (внешний вид, особенности поведения, повадки).
Словарь: панцирь, клешни, жабры, линька.
Развивать мелкую моторику кистей рук детей.
Воспитывать у детей интерес к обитателям Черного моря.
Побуждать детей активно оберегать природу.

3. «Бабочки» Ознакомление с природой/ Рисование

Цели:
Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками.
Закрепить знания детей о развитии насекомого.
Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал.
Воспитывать интерес к жизни бабочек.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Ирина Савельева
Ознакомление с миром природы (старшая группа)

«Ознакомление с миром природы (старшая группа ) ».

Природа – это внешний мир , в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична , она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность. В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо

С каждым годом в нашей стране открываются все новые природные богатства . Но по мере развития промышленности увеличивается и спрос на них.

Еще бытует неправильное представление о природе как о неисчерпаемой кладовой, природа истощается . В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество.

В соответствии с программой «От рождения до школы» в процессе осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

Неотъемлемая часть умственного воспитания сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий .

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей , сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности . Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы , приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы , мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению» .

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе , но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе , любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе , воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой , надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

Расширять и уточнять представления детей о природе . Учить наблюдать, развивать любознательность . Закреплять представления о растениях ближайшего окружения : деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиям «лес» , «луг» и «сад» .

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы .

Расширять представления детей о диких животных : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге) .

Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.) .

Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.) .

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы ; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том , что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой . Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей) .

Показать взаимодействие живой и неживой природы .

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным

явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе : тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.) .

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает» , много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные-маслята, опята, лисички и т. п. ; несъедобные-мухомор, ложный опенок).