Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (11 класс) на тему. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) Защита

Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемле­мые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он че­ловек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, от­мечал, что человек как таковой имеет право на свободу.

Права человека представляют собой определенные социальные притяза­ния, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Права человека являются непосредственно-социальными: они фиксиру­ются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании ис­ходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и постановка вопроса о естественных, непосредст­венно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индиви­да. И в этом качестве, как справедливо замечает проф. Лукашева, непосред­ственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «чело­веческим измерением», то есть правами индивида.

Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как та­ковых, как объективно существующих явлений, их механизм воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объ­ем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав челове­ка зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.



В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в це­лом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение - права человека, обеспечивающие индивидуальную сво­боду, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена обще­ства и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:

право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;

право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после вто­рой мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядер­ную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теорети­ческих подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополага­ющие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав челове­ка: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права челове­ка на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента пере­стали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). На основании этих документов человек стал субъектом международ­ного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутрен­ним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обра­титься в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма со­держится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).

20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав че­ловека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), - Европейская ко­миссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесен­ное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обяза­тельный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации».

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

В ходе Второй мировой войны обна­ружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединенных Наций (ООН) возникла в ответ на агрессию и пре­ступления против человечности, совершенные фашизмом в годы войны. Этим и объясняется специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека в число целей ООН.

Функции и полномочия Организации Объединенных На­ций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают между­народные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техни­ческую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуще­ствляют и контрольные функции за соблюдением государства­ми обязательств, взятых по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению ос­новных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами-членами Организации и Генеральным секретарем .

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для го­сударств-членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств-членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на три года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и при­нимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету отно­сительно международного Билля о правах человека; меж­дународных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискри­минации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществля­ет исследования, делает рекомендации, представляет информа­цию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершенные исследо­вания служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.



Одним из первых поручений комиссии стала работа с Международным Биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических пра­вах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пак­ту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип: «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими политическими правами».



Пакт о гражданских и политических правах закрепил прин­цип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны со­блюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения, в принципе, допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

В 1976 г. был создан Коми­тет по правам человека , состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граж­дан и обладают «высокими нравственными качествами и при­знанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о претворении в жизнь на их территории прав человека, причем участники предоставляют как общую информацию о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека, в первую очередь, должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу при­емлемой (т.е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение шести месяцев предста­вить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государства­ми к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет делать выводы о соответ­ствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Исполняя решение Ко­митета, приведя свое законодательство в соответствие с Пак­том, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создан и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребенка. Таким образом, органы ООН, рассматривают как общие воп­росы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частно­сти, к защите прав человека в период вооруженных конфлик­тов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее вре­мя деятельность органов ООН в области прав человека еще очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в ее работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сес­сионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации была учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека , а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координировали бы практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Большое значение правозащитная деятельность имеет в странах Европы. Все европейские организации видят в качестве безусловного приоритета защиту прав человека, расширение индивидуальных свобод. Можно сказать, что современная европейская цивилизация базируется на идее независимости и ценности человеческой личности.

Влиятельной европейской региональной организацией являетсяСовет Европы . 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сен­тября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые на­делены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительствен­ных организаций и групп лиц о нарушении их прав участника­ми Конвенции. Отдельные индивиды, неправитель­ственные организации и группы лиц имеют возможность направ­лять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и боль­шие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты об­суждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы . Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, долж­на не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, выте­кающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифи­цировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо будет привести в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст.15 п.4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение су­ществующих в Европе региональных органов в единую орга­низацию, в которую войдут все государства континента. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого евро­пейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Динамика развития международных отношений свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных вопросов является применение смертной казни.

Всеобщая декларация и Пакты, провозгласив право каж­дого на жизнь, не запрещали смертной казни. Пакт запре­щал выносить смертный приговор лишь за преступления, со­вершенные лицами моложе восемнадцати лет, и применять его в отношении беременных женщин.


Правовая культура

Правовая культура - совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества.

Правовая культура - комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура в широком смысле слова - совокупность юридических компонентов в их реальном воплощении, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.

Правовая культура в узком смысле слова - совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Основные характеристики правовой культуры:

Совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями;

Совокупность общественных мнений, оценок содержания, действия норм права и правовой системы в целом;

Достигнутый уровень накопления, владения и пользования правовой информацией.

В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правосознание - это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Составными элементами правовой культуры следует считать также правовые убеждения, установки. Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика).

Для оценки правовой культуры важнейшее значение приобретают: соблюдение законности (законопослушность), устранение злоупотреблений властью, гарантированность обеспечения законных интересов и прав граждан, компетентность, деловитость, умение руководить и т.п.

Основными критериями уровня правовой культуры являются:

Достигнутый социальный статус;

Образовательная подготовка;

Ориентация на правовые ценности;

Социально активные жизненные цели;

Выбор мотивов и вариантов поведения;

Чувство законности и справедливости;

Критическое восприятие негативной социальной практики.

Важное значение имеет проблема правового нигилизма , выражающаяся в девальвации права и законности, игнорировании законов или недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической жизни, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права, через скептическое отношение к его потенциальным возможностям, до полного неверия в право, и явно негативного отношения к нему.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель - правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других госслужащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью личности . Выделяются элементарно необходимый, низкий и высокий уровень правовой информированности граждан (населения). Чертами первого уровня признано усвоение в основном бесконфликтных правил поведения, составляющих необходимые условия коммуникации и общепризнанных социальных связей, реализуемых в значительной степени на уровне интуиции. Для второго уровня характерна относительно “свободная” ориентировка в изменяющихся правовых ситуациях на основе общих принципов и постоянно реализуемых норм права, способность осмыслить содержание нормативно-правовых актов и соответственно сориентироваться в выборе варианта поведения. Показателем третьего уровня правовой информированности личности считается постоянный интерес к праву, потребность в получении и расширении количества, углублении качества правовой информированности, что характерно для юристов-профессионалов.

В 1945 г. был принят Устав ООН, провозгласивший в качестве одной из целей этой организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважение к правам человека и основным свободам всех людей без исключения. Этот документ явился основным политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека.

Другим важным документом явилась Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека , которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

Создатели Декларации, провозглашая общечеловеческий минимум прав и свобод, исходили из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико.

Каждому человеку как минимум нужно знать о существовании Международного Билля о правах человека, состоящего из следующих документов:

1) известной вам Всеобщей декларации прав человека;

2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Факультативного протокола к последнему пакту.

Международно-правовая защита свободы личности – это и судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд защиты прав человека. Вот как гласит, например, статья Конституции РФ применительно к описанной ситуации: “Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты” (п. 3 статьи 46).

Международная защита прав и свобод эволюционирует, обеспечивая, по существу, право человечества на эволюцию, даже на выживание. Примеры защиты некоторых народов от агрессии, от дискриминации, от нарушения прав и свобод человека становятся в конце XX века все более многочисленными и впечатляющими. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, применяемые международные экономические и иные санкции – все это уже вошло в международно-правовую практику защиты свободы личности

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

В основе международных соглашений и конвенций по правам человека лежит принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. Под вооруженным международным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между несколькими государствами. Немеждународный вооруженный конфликт – это противостояние в пределах одного государства между правительством и антиправительственными силами (повстанцами). Государство вправе самостоятельно решать внутренние проблемы, в том числе применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения.

Правила и обычаи ведения войны Гаагское право (Гаагские конвенции и договоры) Женевское право (Женевские конвенции) Средства и методы ведения боевых действий Защита жертв войны (больных, раненых, потер-певших кораблекрушение, военнопленных, гражданских лиц) С начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта действуют нормы международного гуманитарного права, обязательные для всех участников.

Запрещенные Методы вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению или войскам неприятеля; приказ не оставлять никого в живых, угроза этим или ведение военных действий на этой основе; взятие заложников, убийство или ранение сложивших оружие солдат противника; использование не по назначению международных эмблем, сигналов и т.п. террор против мирного населения; принуждение граждан противника участвовать в боевых действиях против их страны;

атаки незащищенных населенных пунктов, разграбление населенных пунктов; разрушение объектов жизнеобеспечения населенных пунктов, нападение на сооружения, содержащие силы (плотины, атомные электростанции и т.п.); нападение на объекты, обозначенные эмблемой Красного Креста или Красного Полумесяца; разрушение памятников и других культурных ценностей. М етоды Запрещенные

Запрещенные Средства удушающие, ядовитые газы и жидкости; бактериологическое, токсиннное и химическое оружие, а также оружие неизбирательного действия; разрывные, разворачивающиеся в теле человека пути и другие средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей; мины-ловушки и устройства, внешне схожие с детскими игрушками и другими безвредными предметами; оружие, поражающее осколками, которые не обнаруживаются в теле человека при помощи рентгеновских лучей; зажигательное оружие.

Специализированные учреждения оон, связанные с обеспечением и защитой прав человека Международная организация труда (обеспечение и защита права на труд); О рганизация ООН во вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) (обеспечение и защита права на образование и культурных прав); В семирная организация здравоохранения (обеспечение и защита права на здоровье, включая проблему ВИЧ/СПИД); Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (борьба с голодом); Детский фонд ООН (UNICEF) (защита прав ребенка); Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (обеспечение и защита прав беженцев и перемещенных лиц); Международный уголовный суд (расследование и наказание за военные преступления против человечности); Международные уголовные трибуналы по Руанде, бывшей Югославии и др.

Обеспечение и защита прав и свобод человека в условиях мирного и военного времени осуществляются правительствами государств, региональными и мировыми официальными и неправительственными организациями. Значительную роль в защите прав и свобод человека играет созданная после Второй мировой войны Организация Объединенных Наций (ООН), которая приняла Всеобщую декларацию прав человека, иные документы по правам человека, Конвенцию о правах ребенка. ООН и действующие под ее эгидой организации добиваются реализации прав и свобод человека, осуществляют их защиту в условиях мирного и военного времени.

Совет безопасности ООН Генеральная ассамблея ООН Верховный комиссар по правам человека (координирует работу по защите прав человека во всей системе ООН) Экономический и Социальный Совет

Генеральная ассамблея ООН Совет по правам человека Комитет против пыток Комитет по ликвидации расовой дискриминации Комитет по защите прав трудящихся мигрантов

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Экономический и Социальный Совет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Комитет по правам человека Комитет по правам ребенка

Экономический и Социальный Совет Комиссия по устойчивому развитию Комиссия по положению женщин Комиссия по народонаселению и развитию Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию Комиссия социального развития Специальный докладчик по контролю за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов Постоянный форум по проблемам коренных народов

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его статуса – начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности независимо от их должностного положения.

Международные преступления Действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны Преступления против человечности Военные преступления

К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнес свыше 50 различных нарушений Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны. К военным преступлениям и преступлениям против человечества не применим срок давности. Ответственность наступает независимо от места и времени их совершения. Любое государство обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

В Европе помимо Конвенции по правам человека принята Европейская социальная хартия, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Конвенция по защите национальных меньшинств и др. Для реализации этих документов действуют Европейский комитет по социальным правам, Комитет по предотвращению пыток, Европейская комиссия против расизма и нетерпимости.

4 ноября 1950 г. в Риме была подписана Европейская конвенция по правам человека (Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г.). Конвенция обеспечивает реализацию гражданских и политических прав человека. В числе прочих прав установлено право индивидуального обращения в Европейский суд по правам человека. Суд из десяти судей (в редких случаях собирается Большая палата из 21 судьи), в том числе судья – представитель страны, дело которой рассматривается в Суде, определяет, была ли нарушена Конвенция. Если заявление принято, Суд добивается мирного разрешения дела (например, меняется статья законодательства, заявителю присуждается компенсация).

заявитель исчерпал все возможности защиты прав в своем государстве; заявитель является жертвой нарушения со стороны государства; заявитель в установленной форме обратился в Европейский суд не позднее шести месяцев со времени вынесения национальными органами окончательного решения по делу; нарушены права, зафиксированные в Европейской конвенции; нарушение прав произошло позже даты ратификации Конвенции государством. Условия того, чтобы европейский суд принял дело к рассмотрению


Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон. Функции международного права: стабилизирующая функция; регулятивная функция; охранительная функция.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН: суверенного равенства государств; неприменения силы и угрозы силой; нерушимости государственных границ; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщего уважения прав человека; самоопределения народов и наций; международного сотрудничества; добросовестного выполнения международных обязательств. Источники международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Виды международных документов: международные конвенции (договоры между государствами, в законодательстве которых содержатся нормы, обязательные для международного сообщества); декларация (документ, положения которого не имеют строго обязательный характер для выполнения); пакт (одно из наименований международного договора).

Субъекты международного права: государства; нации и народы, борющиеся за независимость; международные организации (межправительственные – ООН, ЮНЕСКО, МОТ; неправительственные – Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Гринпис).

Международные организации , обеспечивающие совместные действия стран в защиту прав человека:

1. Организация Объединенных Наций (1945). Учредительный документ ООН – Устав ООН – является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека, и другие.

Органы ООН: Генеральная Ассамблея; Совет Безопасности играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам; Совет по Опеке ООН способствует прогрессу населения подопечных территорий и его постепенному развитию к самоуправлению или независимости; Международный Суд ООН; Секретариат ООН.

К специализированным органам ООН по правам человека относятся: Верховный комиссар ООН по делам беженцев, Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека, Комиссия по правам человека, Совет Европы. При Совете Европы образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В некоторых государствах права личности от произвола государственных учреждений защищает омбудсмен – специальное должностное лицо. В России учрежден пост уполномоченного по правам человека, не относящийся ни к одной ветви власти.

Виды международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (деликты).

Виды ответственности государств:

1) Материальная ответственность: реституция (возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре); репарация (возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами).

2) Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации (восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого), сатисфакции (удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба), ограничений суверенитета и декларативных решений.

Виды международных преступлений: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции (принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя). Виды санкций: реторсии (например, установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством), репрессалии (эмбарго, бойкот, денонсация), разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборон; приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Источники международного гуманитарного права: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевские конвенции о защите жертв войны, Конвенция о политических правах женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и другие.

Международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека: Европейский Суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

А) Гуманитарное право в мирное время

* Немалое внимание в международном гуманитарном праве уделяется иностранцам. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов , т. е. лиц без гражданства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

* Право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

* Права и свободы беженцев и вынужденных переселенцев регламентируются международным гуманитарным правом. Беженцы имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Б) Гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Основные направления международного сотрудничества в сфере вооруженных конфликтов: предотвращение вооруженных конфликтов; правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств; ограничение средств и методов ведения войны; защита прав человека в период вооруженных конфликтов; обеспечение ответственности за нарушение норм международного права. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

Международное право ограничивает средства и методы ведения войны. Полностью запрещены следующие средства ведения войны: взрывчатые и зажигательные пули; пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле; яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие газы, жидкости и процессы; биологическое оружие; средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству; повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие.

Запрещены следующие методы ведения войны: предательски убивать или ранить мирное население или неприятеля; убивать или ранить сдавшегося и сложившего оружие неприятеля; объявлять обороняющемуся, что в случае сопротивления пощады никому не будет; незаконно пользоваться парламентерским флагом или флагом не участвующего в войне государства, флагом или знаками Красного Креста и др.; принуждать граждан неприятельской стороны участвовать в военных действиях против своего государства; геноцид во время войны и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

На каких условиях состоялась первая сделка купли-продажи военного самолета? Первая в истории сделка купли-продажи военного самолета состоялась 8 февраля 1908 года, когда братья Райт (Орвилл и Уилбер) подписали контракт на поставку армии США одного самолета модели Райт-А за

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Международное воздушное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО - отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное гуманитарное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (лат. humanus - человечность, человеколюбие) - одно из новейших понятий международно-правовой науки, в отношении которого единой позиции среди теоретиков не достигнуто. Сторонники более широкого подхода

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное космическое право МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО - складывающаяся в процессе освоения человечеством внеземного пространства отрасль международного права, которая представляет собой совокупность юридических принципов и норм, определяющих правовое

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное морское право МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм, регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) - система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное таможенное право (МТП) МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО (МТП) - совокупность норм и принципов (обязательств и правил), установленных государствами и(или) международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное частное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО - термин, впервые появившейся в литературе, науке и практике в 1834 г.; в истории и доктрине связывается с именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в труде "Комментарий о коллизии

Из книги Энциклопедия юриста автора

Уголовное право международное УГОЛОВНОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ - система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами. Его развитие в настоящее время обусловлено ростом преступности на

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Мировая экономика – это экономическая система, охватывающая национальные хозяйства всех государств и международные экономические отношения. Важнейшими элементами мировой экономики являются экономика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ