Техника нлп взмах как делается. Взмах (Полное пошаговое описание метода Взмаха)


Техника "Паттерн взмаха",
наверное, одна из самых зрелищных в курсе НЛП и зачастую участники семинара сильно удивляются, когда человек, пытавшийся бросить курить в течение 10 лет, примерно через час спокойно контролирует свою привычку. Переход к желаемому состоянию в технике «Паттерн взмаха» осуществляется за счет изменения сенсорной микростратегии.

В настоящее время техника Паттерн взмаха чаще всего используется для работы с негативным автоматическим поведением, то есть с поступками, которые воспроизводятся машинально и не контролируется человеком. В быту такое поведение люди обычно называют вредными привычками. Сюда относится как кусание ногтей, грызение авторучек и других предметов, всяческие неконтролируемые манипуляции со своим лицом, пристрастие к семечкам, орехам, конфетам, шоколаду и другим продуктам питания, а также некоторые стадии курения и алкоголизма. В принципе, техника «Паттерн взмаха» или ее элементы могут быть полезны и в других ситуациях, но прежде всего нужно хорошо проверить экологию предполагаемых изменений.

Изучив саму технику «Паттерн Взмаха» , Вы поймете, что более точным для нее было бы название "Обретение контроля над автоматическим поведением с помощью визуального паттерна взмаха". То есть паттерн взмаха играет здесь сугубо техническую роль - изменяет старую сенсорную стратегию автоматического поведения и закрепляет новую. Это означает, что сам по себе он наиболее подходит к простым ситуациям, когда человек сознательно решил и убедился в том, что хочет расстаться со своей привычкой. Например, он давно мечтает бросить курить или пить, но вот его руки продолжают по привычке "самостоятельно" тянуться за сигаретой или стаканом. Выражается это в том, что человек, увлекаясь каким-либо делом, даже не замечает, как он курит, до тех пор, пока не обнаружит, что пачка уже пуста. Все, что нужно в данном случае, - это "отучить" руки делать то, к чему они привыкли за долгие годы, иными словами, изменить программу поведения, а говоря совсем конкретно, вернуть человеку сознательный контроль над собственными руками.

Что же представляет собой этот загадочный паттерн взмаха и как он работает?

Начнем с того, что "родное" название техники "Swish", которое аудиально передает скорость протекания данного паттерна. Почему именно указание на высокую скорость было вынесено в название техники? Как известно, многие внутренние процессы нашего организма (например, мыслительные) протекают с огромной скоростью, микростратегия автоматического поведения не является исключением. Реализуется она примерно так: в поле зрения (восприятия) человека попадает предмет его "вожделения" (сигарета, конфета и т. д.), и тут же запускается привычное поведение. При этом человек может и не заметить, как, например, выкурил полпачки сигарет во время разговора в курящей компании. И если сладкоежка обращает внимание на лежащую на столе плитку шоколада, то ему трудно сопротивляться возникшему желанию, "вплоть до победного истребления" всего шоколада в доме. Поэтому важно вносить изменения таким образом, чтобы альтернативная микростратегия, модифицирующая автоматическое поведение, действовала так же быстро, стабильно и эффективно, как и прежняя. Для этой цели и служит паттерн взмаха. Заключается он в процессе параллельного изменения нескольких субмодальностей (плюс механизм ассоциации-диссициации - прим. А. Плигина) в момент последовательного перехода от одного визуального образа, запускающего прежнее поведение, к другому, отвечающему за новое поведение. При этом вся процедура повторяется несколько раз с постоянным ускорением вплоть до максимально быстрого воспроизведения всей стратегии. В результате качественного установления новой микростратегии старый триггер теперь так же стабильно запускает новое поведение.

Итак, в достаточно простых случаях мы могли бы использовать обычный паттерн взмаха, но реальная жизнь часто гораздо сложней. Одним из важных элементов любого негативного автоматического поведения (и не только) является наличие вторичных (побочных) выгод, которые его поддерживают…

Среди вторичных выгод для людей, у которых курение переросло во вредную привычку, встречаются такие, как: желание выглядеть более старшим или неординарным, самоутверждение, подростковая социализация, успокоение в стрессовой ситуации, концентрация в сложном положении, адаптация к чему-то новому, отдых во время интенсивной работы, заполнение пауз, временное "отключение" от текущих дел и др. Вы, наверное, уже заметили, что потребности, которые курящий человек удовлетворяет только с помощью сигареты, существуют в жизни каждого из нас. Некурящие студенты обычно спрашивают у курящих: "А как же все другие люди живут и справляются с подобными ситуациями без сигарет?" Один из возможных ответов заключается в недоверии человека самому себе, в низкой самооценке и поиске помощи "на стороне" (сигареты, алкоголь, наркотики, антидепрессанты, транквилизаторы, стимуляторы, психотерапевты и др.). Что имеется в виду? А то, что человек, машинально тянущийся за сигаретой в стрессовой ситуации, на самом деле убежден, что только она поможет ему успокоиться. И объяснить ему, что со всеми трудностями он справляется самостоятельно, а сигарета - это всего лишь ключ к нужному состоянию, очень нелегко. Еще более жесткую внешнюю зависимость часто имеют люди с хроническими или резко обостряющимися заболеваниями. Например, идет по улице совершенно спокойный человек, но вдруг вспоминает, что забыл дома "лекарства от сердца" - и ему уже можно вызывать "скорую помощь", так как испуг, который он при этом переживает, действительно может вызвать осложнение. Вот такую мощную силу имеют порой некоторые вещи: пока они с нами, мы чувствуем себя в полной безопасности, но стоит их забыть дома... И это не означает, что лекарства бесполезны: просто некоторые люди склонны больше полагаться на действенные средства (медикаменты, сигареты, амулеты и др.), чем на собственные силы.

Итак, каким же образом сигарета превращается в якорь, открывающий доступ человеку к нужному состоянию? В качестве иллюстрации можно привести описание одного эксперимента, сделанного поведенческими психологами. Одна из целей этого опыта заключалась в обучении голубя получать корм путем нажатия на специальный рычаг. Но так случилось, что эксперимент совпал с брачным периодом голубей. И вот однажды, совершая какой-то брачный танец, голубь случайно нажал на заветный рычаг. Трудно сказать, принял ли он пищу как дар свыше за прекрасно исполненный танец или нет, только с тех пор всякий раз, прежде чем он нажимал на рычаг, ритуал повторялся. Наверное, если бы люди внимательнее присмотрелись к себе, то были бы очень удивлены количеством всевозможных "танцев", которые они часто исполняют вместо того, чтобы сразу "нажать на рычаг". Знаете ли вы семьи, где супруги считают, что в случае размолвки нужно выдержать паузу в час, день, месяц и более, прежде чем помириться? Как много людей, которые думают, что лучший способ привлечь внимание близкого человека - это "закатить" скандал? Сколько руководителей разного уровня действительно верят, что для достижения наибольшей эффективности в своей деятельности нужно начать с правдивой и своевременной критики?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в случае обнаружения у человека вторичных выгод простое удаление негативного автоматического поведения (диета, кодирование, медикаментозное лечение, принудительное избавление от привычки и др.) не только не решает самой задачи, но часто осложняет состояние и жизнь человека, отнимая у него единственный способ удовлетворения своих потребностей. К сожалению, современная медицина, наркология и практическая психология в своей работе обходят эти вопросы стороной, результатом чего является вытеснение или замена симптомов, самопроизвольное удаление вшитых капсул, недолгие постклинические эффекты лечения, появление у человека трудностей в других сферах жизни, социальная дезадаптация, потеря смысла жизни, суицид.

Что же в таком случае предлагает НЛП?

Оно считает необходимым всегда помнить об экологичности любых изменений. Поэтому, прежде чем изменять автоматическое поведение человека, нужно проверить: поддерживается ли оно вторичными выгодами. В случае обнаружения последних для каждой из них необходимо найти альтернативный и более экологичный способ реализации. Именно работа с вторичными выгодами является смысловым ядром техники паттерн взмаха, так как от нее во многом зависит устойчивость полученных изменений. Реализуется она с помощью создания специального образа "улучшенного себя, свободного от старой привычки". Именно этот образ в последующем будет прикреплен с помощью паттерна взмаха к новой стратегии автоматического поведения и поможет человеку найти силы и ресурсы для изменений.

Несколько слов о структуре желаемого образа. Во-первых, он должен содержать в себе информацию не ниже (а иногда и выше) уровня способностей, так как именно потенциал будет определять новые варианты поведения и даст человеку свободу выбора в удовлетворении своих потребностей. Во-вторых, фон, на котором будет расположен образ "улучшенного себя, свободного от старой привычки", желательно сделать неопределенным и размытым, чтобы найденные способности (ценности, убеждения, личностное своеобразие) легко обобщались и переносились на разные контексты, а не были привязаны к какому-то одному из них. В-третьих, желаемый образ должен нравиться человеку и, всякий раз возникая перед глазами, притягивать к себе, повышая мотивацию человека к изменениям. Поэтому, в-четвертых, образ должен быть диссоциированным, как и изображение любой цели, к которой стремится человек.

После того как желаемый образ будет создан, на его основе вырабатываются предпочтительные варианты поведения. Для этого человеку предлагается мысленно поместить "улучшенного себя" на собственное место в жизни и посмотреть, как он будет вести себя в тех ситуациях, где раньше курил. Это один из наиболее ответственных этапов работы, так как устойчивость полученных изменений напрямую будет зависеть от того, насколько разнообразны и экологичны новые варианты поведения! Поэтому переходить к закреплению новой стратегии поведения стоит только после того, как будут найдены более эффективные способы удовлетворения каждой вторичной выгоды.

Особого внимания в технике паттерн взмаха заслуживает визуальный ключ - образ, связанный с триггером, запускающим стратегию автоматического поведения. Почему этот образ называется ключом? Потому что именно он в последующем будет запускать новую стратегию в ситуациях, где раньше включалось прежнее поведение. Что но собой представляет? Это какая-либо часть опыта человека, предшествующая негативному автоматическому поведению. Таким образом желательно, чтобы созданный ключ содержал в себе информацию из всех репрезентативных систем, которые задействованы в момент запуска негативного автоматического поведения. Визуальной части его уделяется особое внимание, т. к. изменение стратегии в данном варианте техники происходит посредством визуальных субмодальностей.

Надежность работы новой стратегии во многом зависит от того, насколько точно подобран ключ. Возникает вопрос: а как его подобрать? Главное условие в данном случае одно: чем чаще в опыте будет воспроизводиться ключ, тем чаще и точнее будет срабатывать новая стратегия поведения. Например, выбранная в качестве ключа пачка сигарет будет запускать новую стратегию всякий раз, как только она попадет в поле зрения клиента. Но если он возьмет сигарету не из пачки, а из рук другого человека, то ключ окажется бездействующим. Еще меньше вероятность воспроизведения ключа, если в качестве него выбран этап покупки сигарет, так как сигареты можно купить в магазине, в ларьке, на улице и т. д. Поэтому, выбирая ключ, нужно найти такой элемент опыта, который повторяется наиболее часто. Например, в случае курения очень действенным оказывается ключ в виде руки с сигаретой, поднесенной ко рту.
Как показывает практика, набор визуальных субмодальностей, используемый в данной технике для изменения стратегии автоматического поведения, удобен для большинства людей. Хотя возможно и другое их сочетание. Если окажется, что человеку сложно производить изменение всех субмодальностей одновременно, можно предварительно обучить его работать с каждой отдельно. Также можно подобрать и другие способы изменения субмодальностей, более удобные для конкретного человека.

Еще раз напомним, что техника паттерн взмаха (как и многие другие техники НЛП) не отучает человека от привычки, не удаляет симптом и не изменяет неэффективное поведение, а всего лишь возвращает ему утерянный контроль над собственными действиями и дает возможность осознанного выбора в тех ситуациях, где раньше она отсутствовала.

По материалам Центра НЛП в Образовании

По материалам Центра НЛП в Образовании

Описание: Александр Любимов

Пошаговое описание

2. Образ желательного состояния

Создайте образ желательного состояния.

Критерии "- Я-образа":

1. отражает способности и качества человека, а не поведение;

2. обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);

Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал.

Презентация

Замечания

Общее

  • Нюансы техники довольно подробно прописаны в книжках «Измените своё мышление и воспользуйтесь результатами» Стива и Коннирэ Андреас (в тексте помечено синим ) и «Используйте свой мозг для изменения» Ричарда Бендлера (в тексте помечено зелёным ).
  • «Взмах» универсальная техника, и она вполне эффективна не только для работы с навязчивостями , но и для работы с любым поведением типа «регулярно делаю то, что делать не хочу». Например, раздражение по поводу чужого опоздания, долгое вставание утром, откладывание важных дел на потом и тому подобное.
  • Если вы работаете с навязчивостью , можно сначала сделать паттерн «Взрыв навязчивости» .
  • «Взмах» не магия - если клиент недостаточно мотивирован, он найдёт способ вернутся к старому поведению. У меня был молодой человек, который хотел бросить курить. После «Взмаха» он просто не мог поднять руку с сигаретой. Как он описывал: «Как будто в руке пудовая гиря». Но через неделю опять начал курить (хотя и сильно меньше) - ему было интересно, сможет ли он справиться с этим весом. Справился.
  • Техника взмаха даёт мозгу направление. Человеческие существа склонны избегать неприятного и стремиться к приятному. Сначала имеем большой яркий образ сигнала к поведению, которое ему не нравится. С угасанием и сморщиванием этой картины неприятное уменьшается. Становясь больше и ярче, приятный образ влечёт его к себе. Таким образом, буквально устанавливается направление движения для его мозга: «отсюда, иди туда». Когда вы даёте направление своему мышлению, у вашего поведения возникает очень сильная склонность двигаться в том же направлении.
  • Именно поэтому эта модель столь плодотворна. Вместо того чтобы подставлять конкретное поведение, вы создаёте направление. Чтобы задать это направление, вы используете очень мощный мотиватор – то, что часто называют «Я-образом».
  • Процесс взмаха не доводит до конечной точки – он подталкивает в определённом направлении. Если вы увидели себя делающим что-то конкретное – вы запрограммируете только один этот новый выбор. Если вы видите себя человеком с другими качествами – новый человек сможет породить много новых конкретных возможностей. Как только вы определите направление, человек начнёт генерировать конкретное поведение быстрее, чем вы можете предположить.
  • Техника взмаха обладает более мощным действием, чем любая другая техника, какой я пользовался. Недавно у нас на семинаре на первом ряду сидела женщина, вздыхая и стеная по поводу того, что она одиннадцать лет пытается бросить курить. Я изменил её меньше чем за одиннадцать минут. Я даже выбрал, что поместить в картинку в маленьком тёмном углу; я не являюсь тем, что называется «недирективным клиницистом». Я сказал, чтобы она увидела образ самой себя, вежливо наслаждающейся тем, как курят другие люди. Я вовсе не собирался создавать ещё одного евангелиста-новообращенного. Я не хотел, чтобы она видела себя насмехающейся над курящими и превращающей их жизнь в кошмар.
  • Когда вы начинаете использовать свой мозг, чтобы заставить его делать то, что вы от нет хотите, вам приходится тщательно определить направление, в котором вы хотите, чтобы он двигался, и сделать это надо заранее. Разочарование – не единственная вещь, которая требует адекватного планирования. Все остальное тоже требует. Без адекватного планирования у вас появляется компульсия делать то, чего вы не хотите делать: ворошить старые воспоминания и плохо себя из-за них чувствовать; совершать поступки, разрушающие ваш организм; кричать на людей, которых вы любите; вести себя подобно цыплёнку, когда вы в ярости.
  • Все это можно изменить, но не тогда, когда вы находитесь внутри ситуации. Вы можете перепрограммировать себя позже либо запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для получения результатов; они учатся придерживаться направлений. Если вы знаете, как работает мозг, то можете определить свои собственные направления. Если не знаете – это сделает кто-то другой.

Ключевой образ

  • Наличие ключевого образа является критичным для использования техники: это может быть как внутренний «запускающий» стимул, так и внешний, обязательно присутствующий в ситуации. Это может быть звук будильника в смартфоне (внешний) или образ тарелки с едой (внутренний). Если ключ подобрать не получается - лучше выбрать другую технику.
  • Внешний ключ выбирается как событие, обязательно присутствующее в ситуации, между моментом запуска стратегии и нежелательным поведением. Чем ближе к началу нежелательного поведения, тем лучше. Например, это может быть образ руки с зажатой сигаретой или вилки с котлетой.
  • Выберите ключевой образ, который будет возникать всегда непосредственно перед появлением проблемного поведения. Если вы делаете взмах и обнаруживаете, что проблемное поведение существенно уменьшилось, но не исчезло совсем, то вы можете исследовать вероятность существования дополнительного стимула, по-прежнему включающего проблемное поведение. Например, один из наших учеников провел взмах с курильщиком, который мгновенно сократил курение от пачки до приблизительно пяти штук в день. Он больше не носил собственных сигарет, но время от времени просил сигарету у друзей. Ключевым образом, который он использовал, было изображение его руки, вытаскивающей сигарету «из пачки» - и взмах превосходно работал всякий раз, когда возникал этот стимул. Однако образ получения сигареты «из чьей-либо руки» не запускал взмаха. Его мозг не произвел автоматического обобщения с одной ситуации на другую. Некоторые люди автоматически сделали бы такое обобщение, но вы не можете полагаться на это. Когда ключевой образ был описан заново, как «изображение сигареты в вашей руке», и клиент снова воспользовался взмахом, курение прекратилось полностью.
  • Если многие различные внешние стимулы все включают некое внутреннее состояние, а оно в свою очередь запускает нежелательную реакцию, то часто гораздо проще и экономичнее использовать в качестве стимула надежный внутренний образ. Ричард Бэндлер однажды использовал в качестве ключевого образа внутреннюю картину клиентки - резко придвигающийся образ раненого друга, а не внешний стимул - взгляд на часы и обнаружение того, что друг на полчаса опаздывает. Поскольку этот внутренний образ всегда присутствовал непосредственно перед тем, как клиентка впадала в панику, это был надежный ключевой стимул для взмаха.
  • Если ключевой образ относится к внешним стимулам реального мира, как, например, изображение вашей руки с сигаретой, он должен всегда быть ассоциированным , так чтобы он был настолько, насколько возможно, схож с тем, что вы действительно встретите в реальном мире. Это гарантирует, что стимул из реального мира запустит механизм взмаха, основанный на внутреннем образе этого же самого стимула. Если стимулом является внутренний образ, стабильно запускающий нежелательную поведенческую реакцию - он должен быть в точности таким, каким человек ощущает его, когда тот порождает нежелательную реакцию.

Желаемый Я-образ

  • Чтобы желаемый Я-образ стал мотивирующим, необходимо, чтобы он был диссоциированным. Когда этот образ диссоциирован, вас тянет по направлению к нему. Будучи ассоциированы с ним, вы уже внутри него, поэтому он не мотивирует.
  • В процессе выработки желаемого Я-образа иногда полезно временно ассоциироваться с ним, чтобы почувствовать, каково это было бы - быть таким человеком. Это особенно справедливо, если клиент говорит нечто вроде: «Я могу видеть этого меня с большим количеством выборов, но я понятия не имею, каково это было бы; я не знаю, понравится мне это или нет». Временная ассоциация с этим образом может предоставить информацию о том, как это было бы хорошо; после этого, когда вы сделаете взмах к диссоциированному образу, он будет более мотивирующим.
  • Я-образ - это образ качеств, а не конкретных вариантов поведения. Вы видите себя со способностями и возможностями, а не с конкретными альтернативными способами поведения, подлежащими исполнению.
  • Удостоверьтесь в сбалансированности образа. Иногда желаемый Я-образ человека вначале слишком экстремален. Если он, например, слишком силён, вам может понадобиться подогнать его, добавив немного мягкости, смирения или сочувствия, чтобы сделать его полностью приемлемым для всех частей личности .
  • Во взмахе есть несколько элементов, имеющих тенденцию делать его экологичным . Факт, что вы используете желаемый Я-образ с качествами, а не с конкретными решениями, означает, что у изменения больше шансов быть экологичным . Поскольку с любым конкретным решением с гораздо большей вероятностью связаны экологические проблемы, «тот вы, для которого это больше не проблема» - обеспечивает экологическую защиту. Если клиент просит конкретного решения - имейте в виду, что это говорит его сознательное мышление, и что, возможно, это решение до сих пор не внедрено в нем потому, что оно чем-то неудовлетворительно, и какая-то другая часть клиента знает это. Программируя в терминах качеств, вы обеспечиваете гораздо большую гибкость в том, как достичь желаемого результата. Вы видите кого-то, кто в ответ на запросы ситуации смог бы породить много различных конкретных способов поведения.
  • Подобно побуждающему образу будущего, Я-образ должен удовлетворять критериям человека касательно того, на что реагировать как на реальное или возможное. Даже если образ вам нравится, вы не станете особо на него реагировать, если думаете о нём, как о нереальном или неправдоподобном. В этом случае вам нужно знать, какие субмодальности делают его нереальным, и вносить уточнения до тех пор, пока он не станет, по меньшей мере, правдоподобной возможностью.

Замена образов

  • Лучше всего «махать» в визуальной системе. Чуть сложнее в аудиальной. Трудности возникают для «махания» в кинестетике - она слишком медленная, а «Взмах» требует быстрой смены образов.
  • «Махать» стоит максимум 5-6 раз. Больше не нужно - дополнительного эффекта не будет.
  • Пяти повторений обычно достаточно для внедрения взмаха. Иногда требуется лишь один или два раза. Если вы быстро проделываете его десять раз, и он не срабатывает, дальнейшее повторение вряд ли поможет; чтобы он заработал, вам, вероятно, нужно внести ещё какие-то коррективы.
  • При «махании» ключевой элемент - скорость замены образов. Можно относительно долго держать во внимании ключевой образ или Я-образ, но вот смена образов должна быть максимально быстрой.
  • Убедитесь в том, что реальная смена образов происходит столь быстро, сколь возможно. Вы можете, сколько хотите заниматься отработкой исходных условий, а после взмаха потратить время на любование Я-образом, но переход от одного к другому должен занять лишь секунду или меньше.
  • Иногда легче всего запустить медленное выполнение взмаха клиентом, удостоверяясь, что клиент точно знает, что делать. Потом вы можете подстегнуть его, сказав: «Отлично, теперь сделайте это быстрее», «Ещё быстрее» и т. д., пока не увидите, что он делает это очень быстро. Если он возражает, что не в состоянии сознательно сделать это быстрее, вы можете сказать: «Прекрасно; ваш мозг уже знает, что теперь делать. Вы можете просто начать сначала, а сам взмах ваше бессознательное мышление в состоянии выполнить более полно и тщательно, чем вы смогли бы сделать это сознательно. Мы же всё равно хотим, чтобы это стало бессознательным столь быстро, сколь возможно». Конечно, вам надо внимательно наблюдать за клиентом, чтобы убедиться в том, что его несловесное поведение указывает, что он действительно делает то, о чем вы попросили. Кому-нибудь вы даже можете сказать, чтобы он притворился, что делает взмах быстрее - при условии, что вы используете несловесную обратную связь для подтверждения того, что он на самом деле совершает процесс.
  • Другой способ быть скрупулезным – «махнуть» для начала во всех системах. Но обычно гораздо экономнее сделать это только в зрительной системе, а потом тщательно проверить, чтобы выяснить, что ещё нужно добавить. Часто ничего не нужно добавлять. Либо человек в этом уже не нуждается, либо он добавит все сам, не осознавая того.

Если не получилось

  • Повторите процесс смены образов увеличив скорость.
  • Добавьте другие модальности .
  • Проверьте вторичные выгоды - все ли вы их выявили и внесли в Я-образ.
  • Проверьте, все ли контексты вы учли.

Техника «взмаха» задаёт мозгу направление в работе и может быть применена для чего угодно: изменения настроения, избавления от вредных привычек, такого, например, синдрома, как навязчивое состояние, и т.д. В основе метода лежит врождённое стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостазис.

Техника

  1. Определите проблему, с которой Вы потом будете работать. Это может быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т.д.
  2. Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
  3. Теперь создайте второй образ, вторую картину – как если бы Вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома. Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
  4. «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока ещё маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
  5. Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удалённым и, главное, неприятным.

Пример . Предположим, проблема, над которой Вы собираетесь работать, – это привычка (обсессия, компульсия) злоупотреблять алкоголем. Представьте себе картину, связанную с выпивкой или ритуалом выпивки. Это могут быть бутылки, стаканы, наполненные водкой, Ваша рука, держащая полную рюмку, и т.д. Сейчас на время отставьте эту картину в сторону и создайте своим мысленным взором ситуацию или собственный образ, как если бы Вы уже покончили с вредной привычкой. Наверное, это будет здоровый, уверенный в себе человек.

Теперь возьмите первую картину, сделайте её большой, яркой, отчётливой и в нижний правый угол поместите маленькую, темную, расплывчатую вторую картину. Теперь быстро увеличьте размер, яркость и чёткость этой маленькой картины до такой степени, чтобы она закрыла первую картину. Это – «взмах».

Как только Вы «махнёте» эти картины, полностью очистите экран. Можете открыть глаза. Затем снова «вернитесь» внутрь себя и проделайте «взмах» ещё раз. И так пять раз.

Теперь попробуйте представить себе первую картину. Если «взмах» проведён эффективно, то это будет сделать трудно. Картина будет постоянно исчезать, а если и появится, то будет тусклой, далёкой, а ощущения, связанные с ней, блёклыми. Для того, чтобы «взмах» был эффективным, лучше, чтобы в первой картине Вы себя не видели, даже если у Вас там несчастный, виноватый вид. А вот во второй картине желательно быть самому.

Вконтакте

Техника «Взмах » позволяет изменять образ «Я» в проблемных ситуациях. Взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.

Взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.

Несмотря на то, что «Взмах» – это очень простая техника, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому рекомендуется вам потренироваться на ком-нибудь другом на несущественной проблеме. Для этого можно использовать нижеприведенную «пошаговую» запись техники взмаха (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).

Пошаговая запись

1. Пусть ваш «партнер» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

3. Попросите вашего «партнера» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там , в той ситуации . Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ему или нет, чувства, порождаемые этим новым образом себя.

5. Проконсультируйте «партнера» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией.

Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку – ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая – темная.

Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ.

Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, – это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз…»

6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

7. Теперь предложите «партнеру» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

8. «Протестируйте» партнера , попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Полное пошаговое описание техники «взмах»

1. Определите проблему или ограничение.

Что вы хотите изменить?.. В чем вы дисгармоничны?.. Чем вы не удовлетворены?.. (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д. – нынешнее состояние).

2. Соберите информацию.

Скажем, я должен был бы на день заменить вас. Чтобы выполнить задачу до конца, мне нужно было бы продемонстрировать ваше ограничение. Научите меня, как это делать...

Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда вы кусаете ногти – что именно вы видите, /чувствуете/, слышите, что подталкивает вас к необходимости кусать ногти?», «Когда вы волнуетесь, что вы видите, /слышите/, чувствуете, что заставляет вас волноваться?..»

Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?» Попросите партнера создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение » (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

Вам нужно выяснить, когда это делать (стимул) и как (процесс). Конкретно вам нужно знать, какие две аналоговые субмодальности изменяют стимул, и как они меняются, чтобы породить проблему. В сущности, вы выявляете, как партнер уже совершает взмах с собой, так, чтобы вы могли использовать процесс того же рода, чтобы совершить с ним взмах в каком-либо другом направлении.

Когда вы думаете, что знаете, как это делается - сделайтепроверку , испытав на себе. Если вы делаете тоже самое, что и ваш партнер, похожи ли ваши реакции? Партнер может делать что-то еще, о чем вы пока не знаете; или он может быть организован иначе, чем вы, так что это не сработает у вас таким же образом - если только вы не скопируете его взаимоотношения между субмодальными изменениями.

Когда вы получаете ту же реакцию, что и ваш партнер - это не обязательно означает, что ваша информация верна, но это хороший знак . Когда вы пробуете делать то же самое, что и партнер, его способ реагирования часто становится вполне обоснованным. Если не становиться - соберите больше информации, чтобы выяснить, что вы, возможно пропустили.

3. Разработайте желаемое «Я-образ» и проверьте его экологичность.

Скажите партнеру: «Представьте картинку себя : каким бы вы были, если бы у вас больше не было этой трудности . Каким другим человеком вы бы видели себя , если бы освободились от этого нежелательного поведения…» Убедитесь в том, что он представляет себе ДИССОЦИИРОВАННУЮ картинку себя как другого человека - более способного и имеющего больше выборов .

Убедитесь в том, что картинка:

    отражает новое качество партнера, а не какое-нибудь конкретное поведение;

    диссоциирована и остается таковой;

    нравится партнеру;

    не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

Сначала разработайте желаемое Я-образ в той же системе, в которой репрезентатирован стимул, а потом выясните, как на него влияют те же самые две аналоговые субмодальности .

Как меняется реакция партнера на изображение себя, владеющего большим количеством выборов, когда вы усиливаете или ослабляете эту конкретную субмодальность?..

4. Экологическая проверка.

Скажите партнеру: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы партнер оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Обзор данных.

В этой точке надо иметь следующее:

а) Стабильно присутствующее ключевое представление, запускающее ограничение; и как могут быть использованы две сильнодействующие аналоговые субмодальности для варьирования интенсивности проблемной реакции.

б) желаемое «Я-образ» в той же системе восприятия, что и стимул; и как те же две субмодальности могут быть использованы для усиления или ослабления реакции партнера на представление желаемого Я-образа.

6. Создайте план «Взмаха».

Как использовать эти две субмодальности , чтобы связать Стимул-триггер с «Я-образом». Легче и безопаснее всего планировать для Стимул-триггера и «Я-образа» по отдельности.

а) Стимул. Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать с интенсивной реакции на стимул, а потом ослабить ее.

б) «Я-образ». Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать со слабоинтенсивной реакции, а потом усилить ее до максимальной интенсивности .

в) Совместите «а)» с «б)», чтобы определить начальное состояние как Стимула-триггера, так и «Я-образа» и переходы, которые приведут вас к конечному состоянию обоих.

Например, если главными субмодальностями являются размер и яркость образа, то взмах может выглядеть следующим образом:

Скажите партнеру: «Создайте большой яркий ассоциированный образ Стимул-триггера и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя («Я-образ») в середину этого образа».

Скажите партнеру: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина Стимул-триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откроите глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно» Rating 5.00 (1 Vote)

Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы - найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап - это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас - лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап - нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Процесс самогипноза - процедура довольно сложная (особенно, для новичков) и требует настойчивой и терпеливой практики. Чтобы узнать больше подробностей о самогипнозе, вы можете посетить эту страницу .

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!