Войска получат ударные беспилотники. Российские и зарубежные беспилотники

В голливудских фантастических фильмах довольно часто прослеживается образ беспилотного летательного ударного аппарата. Так вот, в настоящее время США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников . И не останавливаются на достигнутом, всё более наращивая парк БПЛА в вооруженных силах.

Получив опыт первой, второй Иракской кампаний и Афганской кампании, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Будут увеличены закупки БПЛА, создаются критерии новых аппаратов. БПЛА сначала заняли нишу легких разведчиков, но уже в 2000-е годы стало ясно, что они перспективны и как ударные самолёты – применялись в Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане. Беспилотники стали полноценными ударными единицами.

MQ-9 Reaper «Жнец»

Последней покупкой Пентагона стал заказ 24 ударных БПЛА типа MQ-9 Reaper . Этот контракт почти удвоит их количество в вооруженных силах (в начале 2009 у США было 28 таких беспилотников). Постепенно «Жнецы» (по англо-саксонской мифологии образ смерти) должны заменить более старых «Хищников» MQ-1 Predator, их на вооружении примерно 200.

БПЛА MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года . Аппарат был создан в 2-х версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США, заинтересовавшись новой техникой, указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 километров), мог быть в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 – «детище» фирмы Garrett AiResearch.

Базовые ТТХ «Жнеца»:

— Вес: 2223 кг (пустой) и 4760 кг (максимальный);
— Максимальная скорость — 482 км/ч и крейсерская – около 300 км/ч;
— Максимальная дальность полета – 5800…5900 км;
— С полной нагрузкой БПЛА будет выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28-30 часов;
— Практический потолок — до 15 километров, а рабочий эшелон высот –7,5 км;

Вооружение «Жнеца» : имеет 6-ть точек подвески, общий объем полезной нагрузки до 3800 фунтов, так вместо 2-х управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике», его более совершенный собрат может взять до 14 УР.
Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из 4-х «Хеллфайров» и 2-х пятисотфунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

БРЭО : Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования - в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 квадратных километров в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 квадратных километров.

В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 километров мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300×170 метров, разрешение при этом достигает 10 сантиметров . Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B - на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

В 2007 году была сформированная первая ударная эскадрилья «Жнецов» , они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, которая расположена на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими была вооружена 174-е истребительное авиакрылы ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у Пограничной службы.
На продажу система не выставлялась. Из союзников «Жнецов» купила Австралия и Англия. Германия отказалась от этой системы в пользу своих разработок и израильских.

Перспективы

Следующее поколение средних БПЛА по программам MQ-X и MQ-M, должно встать на крыло к 2020 году. Военные хотят одновременно расширить боевые возможности ударного БПЛА и максимально его интегрировать в общую боевую систему.

Основные задачи:

— Планируют создать такую базовую платформу, которая сможет быть использована на всех театрах военных действий, что кратно повысит функциональные возможности беспилотной группировки ВВС в регионе, а также увеличит скорость и гибкость реакции на возникающие угрозы.

— Повышение автономности аппарата и увеличение возможностей выполнения задач в сложных погодных условиях. Автоматизм взлёта и посадки, выхода в район боевого патрулирования.

— Перехват воздушных целей, непосредственная поддержка сухопутных войск, применение беспилотника, как интегрированного разведывательного комплекса, комплекс задач РЭБ и задачи обеспечения связи и освещения обстановки в форме развертывания на базе летательного аппарата информационного шлюза.

— Подавление системы ПВО противника.

— К 2030 году планируют создать модель беспилотника-заправщика, своего рода беспилотный танкер, способный снабжать топливом иные летательные аппараты – это резко повысит длительность нахождения в воздухе.

— Есть планы создать модификации БПЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.

— В концепцию боевого применения БПЛА планируется заложить архитектуру так называемого «роя» (SWARM), который позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов по обмену разведывательной информацией и ударным действиям.

— В итоге БПЛА должны «дорасти» до таких задач, как включение в систему ПВО-ПРО страны и даже нанесение стратегических ударов. Это отнесено к середине 21 века.

Флот

В начале февраля 2011 года с авиабазы «Эдвардс» (Калифорния) поднялся в воздух реактивный БПЛА Х-47В . Беспилотники для ВМС начали разрабатывать с 2001 года. Морские испытания должны начать с 2013 года.

Основные требования ВМФ:
—палубное базирование, включая посадку без нарушения режима малозаметности;
— два полноценных отсека для установки вооружения, общий вес которого, по ряду сообщений, может достигать двух тонн;
— система дозаправки в воздухе.

США разрабатывают список требований к истребителю 6-го поколения:

— Оснащение бортовыми информационно-управляющими комплексами следующего поколения, технологии малозаметности.

— Гиперзвуковая скорость, то есть скорости выше 5-6 Маха.

— Возможность беспилотного управления.

— Электронная элементная база бортовых комплексов самолёта должна уступить место оптической, построенной на технологиях фотоники, с полным переходом на волоконно-оптические линии связи.

Таким образом, США уверенно сохраняют позиции в разработке, развёртывании и накоплении опыта боевого применения БПЛА. Участие в ряде локальных войн позволило вооружённым силам США поддерживать личный состав в боеготовом состоянии, совершенствовать технику и технологии, схемы боевого применения и управления.

ВС получили уникальный боевой опыт и возможность на практике без крупных рисков вскрывать и исправлять огрехи проектировщиков. БПЛА становятся частью единой боевой системы – ведения «сетецентрической войны».

Тяжелый российский беспилотник September 18th, 2016

Отстали мы конечно в этой области прилично, но последнее время активно догоняем. Опыт последнего времени показывает, что без них никуда!

В России начались лётные испытания тяжелого беспилотника «Альтаир». «Подъем в воздух "Альтаира" состоялся в Казани в середине июля. Впереди у беспилотника обширная программа лётных испытаний», - сказал источник.

Собеседник напомнил, что «работы по созданию комплекса БЛА по заказу Минобороны РФ с конца 2011 года ведёт казанское НПО "ОКБ имени Симонова" (ранее ОКБ "Сокол")».

«Аппарат взлетной массой около пяти тонн относится к классу средневысотных БЛА большой продолжительности полёта. БЛА представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. Размах крыла аппарата - около 28,5 м, длина - 11,6 м», рассказал он.


Эта машина массой 5 тонн рассчитана на полет с максимальной дальностью до 10000 километров. При этом БПЛА может находиться в воздухе без посадок до 2 суток и работать на высотках до 12 километров. Сообщается, что одной из главных территорий, где будет использоваться тяжелый российский беспилотник, будет наша Арктика.

По словам источника, элементы конструкции «Альтаира» изготовило казанское предприятие «КАПО-Композит». БЛА «оснащён двумя дизельными двигателями компании Red Aircraft с тянущими винтами», добавил он.

Двигатели RED A03 V12 в 2014-м испытали на Як-52. В проекте создания двигателей одним из основных инвесторов выступил российский инвестиционный холдинг «ФИНАМ». Разработчиком является компания RED aircraft GmbH. Её основатель Владимир Райхлин - известный в мире моторист и автогонщик - первый, кому удалось добиться значительных успехов в создании эффективного дизеля, работающего на авиационном керосине, который, помимо высокой надежности и экономичности, был бы безопасным, долговечным и экологичным. 12-цилиндровый V-образный дизель RED A03 обладает взлетной мощностью 500 л.с. и предназначен для
использования в авиации общего назначения (АОН).



БПЛА "Альтиус-М" на аэродроме КАПО, г.Казань, 25 августа 2014

Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов пояснил «Интерфаксу», что «Альтаир» должен стать «российским аналогом американского БЛА Reaper».

«Схожая размерность аппаратов, их принадлежность к одному классу дают основания предполагать, что "Альтаир" сможет решать не только разведывательно-наблюдательные, но и ударные задачи», - отметил Федутинов.

Добавим, что все испытания БПЛА разработчики завершат уже в ближайшие полтора года: на 2018 год намечен запуск машины в серийное производство. Заказчиком проекта выступает Министерство обороны России.



Двигатель БПЛА "Альтаир" в сборочном цехе "КАПО-композиты", г.Казань, 25.03.2014 г. (кадр программы новостей).

Тактико-технические характеристики:
- Масса - до 5000 кг.
- Дальность полёта - до 10 000 км.
- Продолжительность полёта - 48 часов.
- Тип двигателя - 2-а дизельных двигателя RED A03 / V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением.
- Объём двигателя - 6134 куб.см..
- Турбонагнетатель двигателя, тип: 2 шт. (1800–2200 MBAR).
- Мощность двигателя взлетная, л.с.: 500 (373 KW).
- Мощность двигателя максимальная непрерывная, л.с.: 480.
- Максимальное число оборотов двигателя - 4000 об.
- Крутящий момент двигателя, НМ.: 1100 при 3800 об/мин.
- Ресурс двигателя - 3000 час.
- Топливо, тип: JET A (керосин) или дизельное топливо.

Информация о вооружении беспилотника пока не раскрывается.



Вообще, по заказу Министерства обороны в России ведутся работы по разработке БПЛА трех типов. Первый из них - это средневысотный оперативно-тактический беспилотник «Иноходец» со взлетным весом до 1 тонны. Второй - собственно "Альтаир". Третий - это тяжелый ударный БПЛА (НИР по проекту «Охотник»).

Считается», что «Альтаир» будет оснащен станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой на гиростабилизированной платформе, а в носовой части будет установлена РЛС с АФАР. БПЛА предназначен для проведения разведывательных работ и нанесения ударов по наземным объектам. Грузоподъёмность до 2 тонн предполагает возможность размещения на борту чего угодно, хоть крылатой ракеты с ядерной боеголовкой.

источники

По утверждениям специалистов, беспилотные летательные аппараты имеют неоценимо важное значение для современной военной авиации. Появление беспилотников (БПЛА), или дронов, как их еще называют, изменило тактику проведения боевых действий. «Беспилотный бум» произошел в конце 70-х XX века. Общепризнанными лидерами в мировом производстве дронов являются американцы.

Об использовании БПЛА в России серьезно задумались только в 2008 году. Основанием для этого стал грузинский конфликт. После событий в Грузии стали очевидными все преимущества, которые может дать использование беспилотников. Информация о военных БПЛА России представлена в статье.

Знакомство с аппаратом

Аббревиатура БПЛА расшифровывается как «беспилотный летательный аппарат». Она указывает на то, что для управления этим воздушным судном пилот не нужен. Регулировать движение БПЛА можно дистанционно: с самолета, с земли или из космоса.

О классификации

Сегодня для нужд авиации выпущено огромное количество различных беспилотников. Каждой модели присущи свои особенности конфигурации и характеристики компонентов. Как утверждают специалисты, в России производителем БПЛА пока не выработаны стандарты для изготовления дронов. Это, в свою очередь, привело к отсутствию требований к беспилотнику. Классифицировать БПЛА можно, используя следующие параметры:

  • Дизайн.
  • Тип старта.
  • Целевое назначение.
  • Технические характеристики.
  • Тип питания силовой установки.
  • Навигационные характеристики и радиочастотный спектр.

Типы дронов

Беспилотные летательные аппараты, представленные на мировом авиационном рынке, бывают:

  • Неуправляемыми.
  • Дистанционно управляемыми.
  • Автоматическими.

В зависимости от габаритов, беспилотники подразделяются на несколько групп:

  • Микродроны. Их вес не превышает 10 кг. Такие воздушные суда рассчитаны на одночасовой полет.
  • Мини-дроны. БПЛА весят в пределах 50 кг. В воздухе могут находиться от 3 до 5 часов.
  • Миди. Масса такого дрона - около тонны. Он способен преодолевать 15-тичасовые перелеты.
  • Тяжелые. Масса таких аппаратов превышает тонну. Из всех вышеперечисленных типов эти дроны считаются самыми совершенными. Для межконтинентальных перелетов подходят именно тяжелые БПЛА.

В России отсутствует производственная база, ориентированная на коммерческий или потребительский рынок.

О достоинствах беспилотников

В отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов, беспилотным летательным аппаратам присущи следующие сильные стороны:

  • В БПЛА снижены габаритные характеристики, чего нельзя сказать о традиционных летательных аппаратах (ЛА).
  • Производство беспилотников менее затратно.
  • У военного командования имеется возможность использовать БПЛА в боевых условиях, не подвергая риску жизнь пилота. Ввиду относительной дешевизны устройства, при необходимости им не жалко «пожертвовать».
  • Поскольку БПЛА способны передавать полученную информацию в реальном времени, их можно использовать в разведывательных целях.
  • Дроны обладают высокой боеготовностью и мобильностью. Для их запуска нет необходимости поднимать весь летный состав.
  • Из нескольких БПЛА можно сформировать небольшие мобильные комплексы.

О недостатках

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, беспилотные летательные аппараты не лишены некоторых недостатков. Слабыми сторонами БПЛА являются:

  • В отличие от традиционной авиации, для беспилотников в недостаточной мере продуманы такие нюансы, как посадка и спасение летательного аппарата.
  • Дроны значительно уступают управляемым самолетам и вертолетам в таком параметре, как надежность.
  • В мирное время эксплуатация беспилотников ограничена.

Задачи дронов на «гражданке»

БПЛА появились сразу после создания первых самолетов. Однако производство беспилотников было поставлено на поток лишь в 1970-х годах. Как вскоре оказалось, при помощи данных устройств можно производить аэрофотосъемку, мониторинг различных объектов, геодезические исследования, а также доставлять покупки на дом.

Области применения БПЛП

В России беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения следующих задач:

  • Мониторинга и охраны государственных границ.
  • Разведки и выявления террористической угрозы.

Беспилотники широко используются военными в ходе проведения спецоперации в Сирии. Применяются беспилотники также и в сельском хозяйстве. При помощи БПЛА осуществляется аэрофотосъемка и осмотр нефтепроводов. Как утверждают авиационные специалисты, гражданская сфера в использовании БПЛА в России (дронов) занимает только 30%.

Об использовании в армии

Направление для производства БПЛА в России задано военными. Армейским командованием дроны используются преимущественно для выполнения разведывательных задач. Именно в данном направлении работают основные производители БПЛА в России. В последние годы, кроме разведывательных беспилотников, начали выпускать ударные дроны. К отдельной группе принадлежат дроны-камикадзе. Кроме того, некоторые модели БПЛА приспособлены для радиоэлектронной борьбы с противником, для ретрансляции радиосигналов. Беспилотники также могут подавать целеуказания для артиллерийских орудий. Во время военных учений в России БПЛА используются как относительно недорогие воздушные мишени. Дешевое производство дронов позволяет при выполнении военными важных задач жертвовать этими беспилотными аппаратами.

О первых моделях российских дронов

По сравнению с Израилем и США, Россия в производстве БПЛА сегодня значительно проигрывает. Многих россиян интересует вопрос о том, какими же беспилотными летательными аппаратами располагает военная авиация их страны. Одной из первых, еще советских, моделей считается беспилотник «Пчела-1Т».

Свой первый полет БПЛА совершил в 1990 году. Его задача: осуществлять корректировку стрельбы с артиллерийских орудий «Смерч» и «Ураган». Сегодня данная модель состоит на вооружении России. БПЛА «Пчела-1Т» рассчитан на радиус действия до 60 тыс. м. Вес аппарата составляет 138 кг. Для старта дрона предусмотрены специальная установка и ракетные ускорители. Посадку беспилотник совершает при помощи парашюта. «Пчела-1Т» использовался российской армией во время чеченского конфликта. В ходе военных действий данный БПЛА России совершил десять вылетов. Две модели были сбиты боевиками. Как утверждают авиационные специалисты, сегодня данный образец устарел.

Еще одним разведывательным российским беспилотником старого образца является модель «Дозор-85». После успешно пройденных в 2007 году испытаний, военными была заказана первая партия из 12 беспилотников. Предназначается «Дозор-85» для пограничников. Масса аппарата составляет 85 кг. В воздухе БПЛА данной модели может пребывать не более 8 часов.

О воздушном судне 2007 года выпуска

«Скат» является разведывательно-ударным БПЛА России. Спроектирован летательный аппарат в опытно-конструкторском бюро Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Местом показа БПЛА стал авиасалон МАКС-2007. Аппарат был представлен в виде полноразмерного макета. Министерством обороны РФ в качестве главного разработчика ударного БПЛА России был АКХ «Сухой». Вскоре, как заявил генеральный директор РСК «МИГ» Сергей Коротков, проектировочные работы по беспилотнику были прекращены. Причиной этого стало недостаточное финансирование проекта. Однако, как заявил гендиректор, по состоянию на 2015 год производство беспилотника было снова возобновлено. Проект финансируется Министерством промышленной торговли России. Предназначается беспилотный аппарат для ведения разведки. Кроме того, при помощи авиабомб и управляемых ракет с этого аппарата можно осуществлять обстрел наземных целей.

Размер БПЛА составляет 10,25 м. Высота беспилотника - 2,7 м. Дрон оборудован трехопорным шасси и одним двигателем ТРДД РД-5000Б, для которого предусмотрено плоское сопло. Вес БПЛА - не более 20 тыс. кг. Воздушное судно способно транспортировать боевую нагрузку до 6 тыс. кг. Беспилотник оборудован четырьмя точками подвески. Местом их расположения стали внутренние бомбоотсеки. Дрон способен развивать максимальную скорость 850 км/ч. Рассчитан на преодоление 4-х км дистанций. Показатель боевого радиуса составляет 1200 км.

О российско-израильском проекте

2010-й стал годом подписания между российским военным ведомством и израильской компанией IAI контракта на изготовление беспилотников. Согласно договору, машины собираются на авиастроительных предприятиях РФ. За основу был взят дрон израильского производства Searcher 1992 года выпуска. В России БПЛА был улучшен и переименован в «Форпост». Взлетная масса дрона составляет 400 кг. Показатель дальности полета не превышает 250 км. Для аппарата предусмотрены спутниковая навигационная система и тепловизионные камеры.

Другие модели

С 2007 года разведывательная деятельность осуществляется авиационными моделями БПЛА «Типчак». Стартовая масса воздушного судна составляет 50 кг. Продолжительность полета дрона не превышает двух часов. Для БПЛА предусмотрены обычная и инфракрасная камеры.

В 2009 году российская компания «Транзас» выпустила БПЛА «Дозор-600». Воздушное судно является многоцелевым дроном. Впервые оно было представлено на выставке МАКС-2009. Эксперты считают, что данный беспилотник - это аналог MQ-1В Predator. Однако о точных характеристиках американского БПЛА достоверных сведений нет. В дальнейших планах российских авиаконструкторов оборудовать радиолокационную систему видеокамерой и тепловизором. Также для беспилотника разрабатывается система целеуказаний. Используя «Дозор-600», военные осуществляют разведку и наблюдение в прифронтовых зонах. Информация, указывающая на ударные возможности данного беспилотника, пока отсутствует.

В военной авиации России используются модели БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». С помощью данных аппаратов осуществляются: разведка, поисковые работы и целеуказание для залпового огня из артиллерийских орудий. Внешне обе модели «орланов» очень похожи. Небольшие различия заключаются в их взлетной массе и дальности полета. Для старта обоих беспилотников применяется специальная катапульта. Посадка БПЛА выполняется при помощи парашюта.

О новом БПЛА России

Для нужд военных авиастроительной компанией Zala Aero Group была создана новая модель беспилотного летательного аппарата, которая известна как Zala 421-08. Главный руководитель проекта: Захаров А.В. Основная задача БПЛА: осуществлять наблюдение, корректировать залповый огонь из артиллерийских орудий. Кроме того, при помощи беспилотника можно производить оценку ущерба. Как утверждают специалисты, отличительной особенностью данного воздушного судна является возможность выполнять видео- и фотонаблюдение с небольшого удаления. Для дрона применена схема «летающее крыло». Для беспилотника предусмотрены:

  • Планер с автопилотом.
  • Органы управления.
  • Силовая установка.
  • Питающая бортовая система.
  • Съемные блоки, содержащие целевую нагрузку.
  • Система, которая отвечает за посадку с использованием парашюта.

Корпус беспилотника оборудован специальными миниатюрными светодиодными светильниками. Благодаря им беспилотник не теряется в ночное время суток. Для машины также предусмотрена автоматическая парашютная посадка. Видеоканал работает в радиусе 15 км, аудио - 25 км. Беспилотник обладает небольшой продолжительностью полета - всего 80 минут. Размах крыла - 81 см. Показатель максимальной высоты полета составляет 3600 м. Запускается дрон с катапульты. Посадка осуществляется при помощи парашюта или специальной сети. Воздушное судно оборудовано электрическим двигателем тянущего типа. Дрон обладает скоростью от 65 до 130 км/ч. Показатель максимальной взлетной массы составляет 2,5 кг. Эксплуатация беспилотника возможна в температурном режиме от -30 до +40 градусов, а также при максимально допустимой скорости ветра 20 м/с. Летательный аппарат оборудован специальным модулем, с помощью которого сопровождение цели осуществляется автоматически.

Об «Охотнике-Б»

Авиационными конструкторами компаний «Сухой» и «МиГ» ведутся проектировочные работы по изготовлению современной модели БПЛА России. 2017-2020 годы - такие сроки отведены конструкторам для создания воздушного беспилотного судна. В документации дрон значится как «Охотник-Б». В российских СМИ бывшим руководителем Объединенной авиастроительной корпорации заявлялось, что главным разработчиком дрона считается компания «Сухой», а корпорация «МиГ» выступает в данном проекте как соисполнитель. По мнению ведущего российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, БПЛА внешне ничем не будет отличаться от разведывательно-ударных аппаратов, которые производят США и технологически развитые европейские страны. При изготовлении беспилотника российскими конструкторами была применена схема «летающее крыло». На данный момент более детальной информации о будущем летательном аппарате не имеется. Известно, что «Охотник-Б» будет принадлежать к типу тяжелых дронов, а его летные и боевые характеристики будут максимально приближены к параметрам X-47В, выпускаемого американской компанией Northrop Grumman. Для российского беспилотного судна будут возможны дозвуковые скорости, радиус его действия составит 4 тыс. м. Планируется вооружить «Охотник-Б» разнообразной целевой нагрузкой, в том числе и ударной. Как заявил эксперт, масса нагрузки составит не менее двух тонн. В 2018 году запланированы летные испытания. На вооружение России беспилотник поступит не ранее 2020 года.

О производителях

Компаниями «Геоскан Аэро», Tranzas, Armair и Zala Aero (дочерней фирмой концерна «Калашников») ведутся проектировочные работы по созданию беспилотных воздушных судов для экономического и военного сектора страны.

Разработкой нового российского беспилотника занимаются авиационные специалисты на заводе Туполева. Продукция данных компаний востребована как в военной и промышленной, так и в коммерческой отраслях. При помощи БПЛА, выпущенного Zala Aero, сегодня мониторят трубопроводы, водоемы, государственные границы, заповедники. С использованием дронов проводят оперативно-розыскные мероприятия. Машины, производимые «Геоскан Аэро», применяются преимущественно в коммерческом секторе. С их помощью осуществляются фото- и видеосъемка и доставка заказчику различных товаров.

Вряд ли когда-нибудь роботам предстоит полностью заменить человека в тех областях деятельности, в которых требуется быстрое принятие нестандартных решений как в мирной жизни, так и в бою. Тем не менее разработка дронов в последнее девятилетие стала модным трендом военного авиастроения. Многие ведущие в военном отношении страны массово производят БПЛА. России пока не удалось не только занять традиционно лидерские для нее в сфере конструирования оружия позиции, но и преодолеть отставание в этом сегменте оборонных технологий. Однако работа в этом направлении ведется.

Мотивация разработки БПЛА

Первые результаты использования беспилотных проявились еще в сороковые годы, правда, техника того времени более соответствовала понятию «самолет-снаряд». Крылатая ракета «Фау» могла совершить полет в одну сторону в имея собственную систему контроля курса, построенную на инерциально-гироскопическом принципе.

В 50-е и 60-е годы советские системы ПВО достигли высокого уровня эффективности, и начали представлять серьезную опасность для самолетов вероятного противника в случае реального противостояния. Войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке вызвали среди пилотов США и Израиля настоящую панику. Нередкими стали случаи отказов выполнять боевые задачи в районах, прикрываемых зенитными комплексами советского производства. В конечном счете нежелание подвергать жизни летчиков смертельному риску побудило конструкторские компании искать выход.

Начало практического применения

Первой страной, применившей беспилотную авиацию, стал Израиль. В 1982 году во время конфликта с Сирией (долина Бекаа) в небе появились самолеты-разведчики, работавшие в роботизированном режиме. С их помощью израильтянам удалось засечь боевые порядки ПВО противника, что позволило нанести по ним ракетный удар.

Первые дроны предназначались исключительно для разведывательных полетов над «горячими» территориями. В настоящее время применяются также ударные беспилотники, имеющие на борту вооружения и боекомплект и непосредственно наносящие бомбовые и ракетные удары по предполагаемым позициям противника.

Большее всего их у США, где массово производятся «Предаторы» и другие типы боевых авиароботов.

Опыт применения военной авиации в современный период, в частности операция по умиротворению южноосетинского конфликта в 2008 году, показал, что БПЛА России тоже нужны. Проводить разведку тяжелыми в условиях противодействия неприятельской противовоздушной обороны рискованно и ведет к неоправданным потерям. Как выяснилось, в этой области есть определенные недоработки.

Проблемы

Главенствующей идеей современной сегодня является мнение о том, что ударные БПЛА России нужны в меньшей степени, чем разведывательные. Нанести огневой удар по врагу можно самыми разнообразными средствами, включая тактические ракеты высокой точности и артиллерию. Куда важнее информация о дислокации его сил и правильное целеуказание. Как показал американский опыт, использование дронов непосредственно для обстрела и бомбардировки приводит к многочисленным ошибкам, гибели мирного населения и собственных солдат. Это не исключает полного отказа от ударных образцов, а только выявляет перспективное направление, по которому будут в ближайшее время развиваться новые БПЛА России. Казалось бы, страна, совсем недавно еще занимавшая ведущие позиции в создании беспилотной обречена на успех и сегодня. Еще в первой половине 60-х были созданы летательные аппараты, совершавшие полеты в автоматическом режиме: Ла-17Р (1963), Ту-123 (1964) и другие. Лидерство сохранялось и в 70-е, и в 80-е годы. Однако в девяностые технологическое отставание стало явным, а попытка устранить его в последнее десятилетие, сопровождаемая затратой пяти миллиардов рублей не дала ожидаемого результата.

Современное положение

На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями:

На практике единственным серийные БПЛА России сейчас представлены комплексом артиллерийской разведки «Типчак», способным выполнять узко очерченный круг боевых задач, связанных с целеуказанием. Подписанный в 2010 г. договор «Оборонпрома» с фирмой IAI на крупноузловую сборку израильских беспилотников можно рассматривать как временную меру, не обеспечивающую развития российских технологий, а лишь прикрывающую брешь в ассортименте отечественного оборонного производства.

Некоторые перспективные модели можно рассмотреть по отдельности в рамках общедоступной информации.

«Иноходец»

Взлетный вес - одна тонна, что для беспилотника не так уж мало. Проектной разработкой занимается фирма «Транзас», в настоящее время идут летные испытания опытных образцов. Схема компоновки, V-образное оперение, широкое крыло, способ взлета и посадки (самолетные), и общие характеристики примерно соответствуют показателям наиболее распространенного в настоящее время американского «Предатора». БПЛА России «Иноходец» сможет нести разнообразную аппаратуру, позволяющую вести разведку в любое время суток, аэрофотосъемку и телекоммуникационную поддержку. Предполагается возможность производства ударной, разведывательной и гражданской модификации.

«Дозор»

Главная модель - разведывательная, она оснащается видео- и фотокамерами, тепловизором и другим регистрационным оборудованием. На основе тяжелого планера также могут производиться и ударные БПЛА. России «Дозор-600» нужен больше как универсальная платформа для отработки технологий производства более мощных беспилотников, но исключать запуск в массовую серию именно этого дрона тоже нельзя. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Дата первого полета - 2009 год, тогда же образец представлялся на международной выставке «МАКС». Проектируется фирмой «Транзас».

«Альтаир»

Можно предположить, что на настоящий момент самые крупные ударные БПЛА России - «Альтаир», разработки ОКБ «Сокол». Проект имеет и другое название - «Альтиус-М». Взлетный вес этих беспилотников - пять тонн, строить его будет Казанский авиазавод имени Горбунова, входящий в Акционерное общество «Туполев». Стоимость контракта, заключенного с Министерством обороны, составляет примерно миллиард рублей. Известно также, что эти новые БПЛА России имеют размеры, соизмеримые с габаритами самолета-перехватчика:

  • длина - 11 600 мм;
  • размах крыла - 28 500 мм;
  • размах оперения - 6 000 мм.

Мощность двух винтовых авиационных дизелей - 1000 л. с. В воздухе эти разведывательно-ударные БПЛА России смогут находиться до двух суток, преодолевая расстояние в 10 тысяч километров. Об электронном оборудовании известно мало, остается лишь догадываться о его возможностях.

Другие типы

В перспективной разработке находятся и другие БПЛА России, например, упомянутый «Охотник», беспилотный тяжелый дрон, способный также выполнять различные функции как информативно-разведывательные, так и ударно-штурмовые. Кроме этого, по принципу устройства также наблюдается разнообразие. Беспилотники бывают как самолетного, так и вертолетного типа. Большое число несущих винтов обеспечивает возможность эффективно маневрировать и зависать над интересующим объектом, производя высококачественную съемку. Информация может оперативно передаваться по кодированным каналам связи или накапливаться во встроенной памяти оборудования. Управление БПЛА бывает алгоритмически-программным, дистанционным или комбинированным, при котором возврат на базу производится в автоматическом режиме в случае утери контроля.

По всей видимости, беспилотные российские аппараты в скором времени не будут ни качественно, ни количественно уступать иностранным образцам.

Пять лет назад общим местом при обсуждении вопросов развития отечественных систем с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) было существенное отставание России от технологически развитых стран мира. За прошедшие годы российскими заказчиками, среди которых Министерство обороны России занимает первое место, было сделано многое для исправления ситуации. В части БЛА малого класса ситуация была достаточно быстро исправлена - военные начали активно закупать те системы, которые российские разработчики создали в инициативном порядке. Однако в том, что касается более тяжелых беспилотных систем, потребовались серьезные усилия для начала работ по тематике. С учетом незавершенности имеющихся проектов эти усилия должны быть продолжены и в будущем. Известно, что российскими предприятиями в интересах Министерства обороны нашей страны ведется ряд работ по созданию перспективных беспилотных авиационных систем. Это проект тактического БЛА, два проекта средневысотных БЛА большой продолжительности полета, проекты высотных аппаратов и разведывательно-ударного БЛА малой заметности. Кроме того, планируется модернизация БЛА тактического класса «Форпост».

Собранные тактические БЛА «Форпост» (IAI Searcher Mk II) в цеху ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Екатеринбург ,

Тактические беспилотники

Что касается комплекса «Форпост», то он представляет собой систему Searcher MkII разработки израильского концерна Israel Aerospace Industries, собираемую по лицензии заводом УЗГА в Екатеринбурге. Первоначально закупки данных комплексов представлялись вынужденной мерой. Однако, похоже, комплекс пришелся по душе российским военным - в прошлом году появилась информация о заказе еще одной партии данных систем. Планы дальнейших закупок, по-видимому, могут вылиться в поставки еще примерно 50 систем со 150 аппаратами соответственно. Чтобы обезопасить себя от политических рисков, рассматривается вопрос о модернизации и глубокой локализации комплекса. Сообщалось, что обновленный БЛА будет тяжелее оригинала - его взлетная масса составит около 500 кг против 436 кг у оригинальной версии. Повышение массы потребует переработки конструкции самого планера. Кроме того, известно, что на беспилотнике планируется установить бортовые системы отечественного производства.


Предположительно опытный образец БЛА «Корсар» разработки АО «КБ «Луч» (Рыбинск)

Одним из чисто российских проектов в области тактических беспилотных систем является комплекс «Корсар». Система, которая, по-видимому, должна стать аналогом американского БЛА Shadow, создается входящим в состав концерна «Вега» рыбинским КБ «Луч». Основными задачами этого БЛА станут разведка и наблюдение в радиусе до 50 км. Предполагаемый внешний облик БЛА стал известен в сентябре 2015 г. Взлетная масса аппарата - около 200 кг. Параллельно с разработкой БЛА в Рыбинске создавалась площадка для серийного производства данных систем и заявлялось, что первые аппараты должны быть изготовлены в конце 2016 г., а выход производства на проектную мощность был намечен на конец 2017 г.

БЛА MALE-класса


Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Орион»

Также в России ведутся работы по созданию двух комплексов БЛА, относящихся к так называемому MALE-классу, т. е. к средневысотным аппаратам большой продолжительности полета (medium altitude long endurance). Первоначально сообщалось, что эти БЛА будут иметь взлетную массу порядка 1 и 5 т. Близость по размерности к американским Predator и Reaper дала повод предполагать также и их функциональную близость. Одной из двух упомянутых систем является комплекс со средневысотным БЛА, который в интересах Министерства обороны создает группа «Кронштадт». Контракт на разработку был подписан в октябре 2011 г. По имеющимся данным, масса аппарата составляет около 1,2 т, а максимальная полезная нагрузка достигает 300 кг. Сообщалось, что БЛА будет способен находиться в воздухе до 24 часов. Весной 2016 г. в прессе появились сведения относительно того, что были начаты испытания данного БЛА на базе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. Начало аэродромных испытаний говорит о том, что проект перешел через важный рубеж. Вместе с тем до его полного завершения, очевидно, потребуется еще существенное время.


Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтаир»

Систему с более тяжелым БЛА «Альтаир», также относящимся к классу MALE, в рамках темы «Альтиус» c 2011 г. разрабатывает казанская компания ОКБ им. Симонова (ранее именовалась ОКБ «Сокол»). Двухдвигательный цельнокомпозитный БЛА представляет собой высокоплан с размахом крыла чуть менее 30 м с V-образным хвостовым оперением. Беспилотник оснащен двумя авиационными дизельными двигателями RED A03/V12 взлетной мощностью около 500 л.с. Дальность полета летательного аппарата составляет 10 тысяч км, а продолжительность полета - до 48 часов, предполагаемая крейсерская скорость 250 км/час (исходя из мощности движков и размаха крыльев), заявленный потолок - до 15 км. В июле, по сообщению официальных лиц из правительства Республики Татарстан, начались летные испытания этого беспилотника. По словам премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, серийное производство должно начаться в 2018 г. С учетом нынешнего статуса проекта это выглядят излишне оптимистично.

Разведывательно-ударный аппарат


Предполагаемый внешний вид БПЛА «Охотник»

С 2012 г. работы по проекту тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата в рамках темы «Охотник» ведутся компанией «Сухой». Михаил Погосян, тогда возглавлявший компанию, говорил, что проектирование комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений компаний «Сухой» и МиГ. По известным данным, БЛА будет иметь взлетную массу около 20 т. Ближайшим зарубежным аналогом данного БЛА видится американский аппарат X-47 разработки компании Northrop Grumman. В 2014 г. заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщил, что первый полет БЛА ожидается в 2018 г. Впрочем, опыт зарубежных компаний, начавших соответствующие разработки еще в начале 2000-х, дает основания считать, что, даже если получится поднять аппарат в воздух в срок, полная реализация проекта - вопрос весьма отдаленной перспективы.

Высотные системы


Предполагаемый внешний вид высотного беспилотного самолета - демонстратора ОКБ ЭМЗ им. Мясищева

Один из проектов по созданию российского высотного БЛА находится в работе, в ней принимают участие ЦАГИ и ЭМЗ им. Мясищева. Проектирование аппарата, который должен стать демонстратором технологий, ведется в рамках темы «Обзор-1». Детали данного проекта не разглашаются. Можно предположить, что речь не идет о каком-то нетрадиционном решении, скорее возможна параллель с американским высотным БЛА большой продолжительности полета Global Hawk. Сообщалось, что до конца 2015 г. КБ ЭМЗ им. Мясищева должно разработать конструкторскую документацию и в 2016 г. приступить к постройке первого прототипа. Даже при благоприятных условиях это будет весьма длительный проект.


БПЛА «Сова» на испытаниях

Еще один высотный БЛА - «Сова» разрабатывает компания «Тайбер» при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ). Это так называемый псевдоспутник - аппарат, способный длительное время барражировать над заданным районом на высотах выше коммерческого авиатрафика. Питание электродвигателям БЛА обеспечивают панели солнечных батарей, как в случае с БЛА Zephyr компании Airbus, выкупившей данную разработку у компании QinetiQ. В июле успешно завершились летные испытания прототипа БЛА с 9-метровым размахом крыла и взлетной массой около 12 кг. Аппарат выполнил полет продолжительностью свыше двух суток. Начало летных испытаний второго прототипа комплекса «Сова» с размахом крыла 28 м запланировано на сентябрь 2016 г.

Как отметили в ФПИ, беспилотник поможет решить проблемы обеспечения длительного мониторинга в северных широтах, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности.

Как видно из краткого перечня проектов, Минобороны России параллельно контролирует выполнение множества НИОКР в области БЛА. Действуя «по всему фронту», военные пытаются формировать максимально полную линейку соответствующих аппаратов. Данная задача, очевидно, труднореализуема в силу объективных причин, включая отсутствие достаточных компетенций по данной тематике, технологические и кадровые проблемы, финансовые сложности. Это делает почти неизбежным сдвиг сроков «вправо», по некоторым проектам весьма существенный. Однако если работы по созданию высотного БЛА стратегического класса и тяжелого разведывательно-ударного аппарата наверняка потребуют значительного времени, то российские аналоги американских БЛА Shadow, Predator и Reaper (на которые у американских военных приходится основная нагрузка) обещают появиться во вполне обозримой перспективе.