Беспилотники России: современные и перспективные модели. Войска получат ударные беспилотники

Пять лет назад общим местом при обсуждении вопросов развития отечественных систем с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) было существенное отставание России от технологически развитых стран мира. За прошедшие годы российскими заказчиками, среди которых Министерство обороны России занимает первое место, было сделано многое для исправления ситуации. В части БЛА малого класса ситуация была достаточно быстро исправлена - военные начали активно закупать те системы, которые российские разработчики создали в инициативном порядке. Однако в том, что касается более тяжелых беспилотных систем, потребовались серьезные усилия для начала работ по тематике. С учетом незавершенности имеющихся проектов эти усилия должны быть продолжены и в будущем. Известно, что российскими предприятиями в интересах Министерства обороны нашей страны ведется ряд работ по созданию перспективных беспилотных авиационных систем. Это проект тактического БЛА, два проекта средневысотных БЛА большой продолжительности полета, проекты высотных аппаратов и разведывательно-ударного БЛА малой заметности. Кроме того, планируется модернизация БЛА тактического класса «Форпост».

Собранные тактические БЛА «Форпост» (IAI Searcher Mk II) в цеху ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Екатеринбург ,

Тактические беспилотники

Что касается комплекса «Форпост», то он представляет собой систему Searcher MkII разработки израильского концерна Israel Aerospace Industries, собираемую по лицензии заводом УЗГА в Екатеринбурге. Первоначально закупки данных комплексов представлялись вынужденной мерой. Однако, похоже, комплекс пришелся по душе российским военным - в прошлом году появилась информация о заказе еще одной партии данных систем. Планы дальнейших закупок, по-видимому, могут вылиться в поставки еще примерно 50 систем со 150 аппаратами соответственно. Чтобы обезопасить себя от политических рисков, рассматривается вопрос о модернизации и глубокой локализации комплекса. Сообщалось, что обновленный БЛА будет тяжелее оригинала - его взлетная масса составит около 500 кг против 436 кг у оригинальной версии. Повышение массы потребует переработки конструкции самого планера. Кроме того, известно, что на беспилотнике планируется установить бортовые системы отечественного производства.


Предположительно опытный образец БЛА «Корсар» разработки АО «КБ «Луч» (Рыбинск)

Одним из чисто российских проектов в области тактических беспилотных систем является комплекс «Корсар». Система, которая, по-видимому, должна стать аналогом американского БЛА Shadow, создается входящим в состав концерна «Вега» рыбинским КБ «Луч». Основными задачами этого БЛА станут разведка и наблюдение в радиусе до 50 км. Предполагаемый внешний облик БЛА стал известен в сентябре 2015 г. Взлетная масса аппарата - около 200 кг. Параллельно с разработкой БЛА в Рыбинске создавалась площадка для серийного производства данных систем и заявлялось, что первые аппараты должны быть изготовлены в конце 2016 г., а выход производства на проектную мощность был намечен на конец 2017 г.

БЛА MALE-класса


Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Орион»

Также в России ведутся работы по созданию двух комплексов БЛА, относящихся к так называемому MALE-классу, т. е. к средневысотным аппаратам большой продолжительности полета (medium altitude long endurance). Первоначально сообщалось, что эти БЛА будут иметь взлетную массу порядка 1 и 5 т. Близость по размерности к американским Predator и Reaper дала повод предполагать также и их функциональную близость. Одной из двух упомянутых систем является комплекс со средневысотным БЛА, который в интересах Министерства обороны создает группа «Кронштадт». Контракт на разработку был подписан в октябре 2011 г. По имеющимся данным, масса аппарата составляет около 1,2 т, а максимальная полезная нагрузка достигает 300 кг. Сообщалось, что БЛА будет способен находиться в воздухе до 24 часов. Весной 2016 г. в прессе появились сведения относительно того, что были начаты испытания данного БЛА на базе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. Начало аэродромных испытаний говорит о том, что проект перешел через важный рубеж. Вместе с тем до его полного завершения, очевидно, потребуется еще существенное время.


Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтаир»

Систему с более тяжелым БЛА «Альтаир», также относящимся к классу MALE, в рамках темы «Альтиус» c 2011 г. разрабатывает казанская компания ОКБ им. Симонова (ранее именовалась ОКБ «Сокол»). Двухдвигательный цельнокомпозитный БЛА представляет собой высокоплан с размахом крыла чуть менее 30 м с V-образным хвостовым оперением. Беспилотник оснащен двумя авиационными дизельными двигателями RED A03/V12 взлетной мощностью около 500 л.с. Дальность полета летательного аппарата составляет 10 тысяч км, а продолжительность полета - до 48 часов, предполагаемая крейсерская скорость 250 км/час (исходя из мощности движков и размаха крыльев), заявленный потолок - до 15 км. В июле, по сообщению официальных лиц из правительства Республики Татарстан, начались летные испытания этого беспилотника. По словам премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, серийное производство должно начаться в 2018 г. С учетом нынешнего статуса проекта это выглядят излишне оптимистично.

Разведывательно-ударный аппарат


Предполагаемый внешний вид БПЛА «Охотник»

С 2012 г. работы по проекту тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата в рамках темы «Охотник» ведутся компанией «Сухой». Михаил Погосян, тогда возглавлявший компанию, говорил, что проектирование комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений компаний «Сухой» и МиГ. По известным данным, БЛА будет иметь взлетную массу около 20 т. Ближайшим зарубежным аналогом данного БЛА видится американский аппарат X-47 разработки компании Northrop Grumman. В 2014 г. заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщил, что первый полет БЛА ожидается в 2018 г. Впрочем, опыт зарубежных компаний, начавших соответствующие разработки еще в начале 2000-х, дает основания считать, что, даже если получится поднять аппарат в воздух в срок, полная реализация проекта - вопрос весьма отдаленной перспективы.

Высотные системы


Предполагаемый внешний вид высотного беспилотного самолета - демонстратора ОКБ ЭМЗ им. Мясищева

Один из проектов по созданию российского высотного БЛА находится в работе, в ней принимают участие ЦАГИ и ЭМЗ им. Мясищева. Проектирование аппарата, который должен стать демонстратором технологий, ведется в рамках темы «Обзор-1». Детали данного проекта не разглашаются. Можно предположить, что речь не идет о каком-то нетрадиционном решении, скорее возможна параллель с американским высотным БЛА большой продолжительности полета Global Hawk. Сообщалось, что до конца 2015 г. КБ ЭМЗ им. Мясищева должно разработать конструкторскую документацию и в 2016 г. приступить к постройке первого прототипа. Даже при благоприятных условиях это будет весьма длительный проект.


БПЛА «Сова» на испытаниях

Еще один высотный БЛА - «Сова» разрабатывает компания «Тайбер» при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ). Это так называемый псевдоспутник - аппарат, способный длительное время барражировать над заданным районом на высотах выше коммерческого авиатрафика. Питание электродвигателям БЛА обеспечивают панели солнечных батарей, как в случае с БЛА Zephyr компании Airbus, выкупившей данную разработку у компании QinetiQ. В июле успешно завершились летные испытания прототипа БЛА с 9-метровым размахом крыла и взлетной массой около 12 кг. Аппарат выполнил полет продолжительностью свыше двух суток. Начало летных испытаний второго прототипа комплекса «Сова» с размахом крыла 28 м запланировано на сентябрь 2016 г.

Как отметили в ФПИ, беспилотник поможет решить проблемы обеспечения длительного мониторинга в северных широтах, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности.

Как видно из краткого перечня проектов, Минобороны России параллельно контролирует выполнение множества НИОКР в области БЛА. Действуя «по всему фронту», военные пытаются формировать максимально полную линейку соответствующих аппаратов. Данная задача, очевидно, труднореализуема в силу объективных причин, включая отсутствие достаточных компетенций по данной тематике, технологические и кадровые проблемы, финансовые сложности. Это делает почти неизбежным сдвиг сроков «вправо», по некоторым проектам весьма существенный. Однако если работы по созданию высотного БЛА стратегического класса и тяжелого разведывательно-ударного аппарата наверняка потребуют значительного времени, то российские аналоги американских БЛА Shadow, Predator и Reaper (на которые у американских военных приходится основная нагрузка) обещают появиться во вполне обозримой перспективе.

Неоднократные инциденты с использованием беспилотных летательных аппаратов в небе Абхазии, а затем и в ходе войны в Южной Осетии вызвали ощутимый резонанс в СМИ. Неожиданно оказалось, что наши соседи, бывшие республики СССР, активно взялись за перевооружение собственных армий, уделяя при этом существенное внимание их оснащению беспилотными системами как эффективным средством разведки.
Подобная ситуация дает повод к тому, чтобы в очередной раз обратить внимание на состояние дел в этом плане в Вооруженных Силах РФ, произвести некоторую «ревизию» того, что стоит на вооружении, что есть, но не , а также что существует пока еще только в проекте.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Разговор о в нашей стране часто начинают с рассказа о разработках КБ Туполева. Действительно, эта организация является одним из «пионеров» в области создания беспилотных систем в нашей стране – первые разработки относятся к 60-м годам прошлого века. Именно здесь были созданы такие комплексы, как «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д». Впрочем, сейчас ситуация с беспилотными проектами в КБ далеко не однозначна.

Одна из последних беспилотных разработок КБ – Ту-300 «Коршун» – часть комплекса «Строй-Ф», разработка которого начиналась еще в 80-е годы прошлого века. Он планировался в двух вариантах – разведывательном и ударном. Однако, по имеющимся сведениям, работы по этому комплексу так и не были доведены до конца.

Что же касается упомянутых комплексов «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д», то, несмотря на более чем почтенный возраст, они до сих пор остаются на вооружении Российской армии. Предложенная «туполевцами» программа по их реанимации вряд ли способна кардинально повысить их ценность. Думается, что разумнее направить средства на новые разработки, в которых могли бы найти свое применение также и некоторые технические решения, созданные ранее.

Если говорить как раз о таких новых разработках, в которых аккумулируются и опыт, и самые передовые знания отечественных специалистов, то это проект боевого БПЛА «Скат» над которым работает Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Его демонстрация на авиасалоне МАКС-2007 произвела настоящую сенсацию. На фоне подавляющего преобладания беспилотных аппаратов малых размеров, корпорация «МиГ» решила не размениваться на подобные «мелочи» и занять пустующую нишу крупных ударных БПЛА.

Разрабатываемый БПЛА «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО в условиях сильного противодействия сил противника, так и по подвижным наземным и морским целям. Предполагается, что БПЛА «Скат» будет способен участвовать как в автономных, так и в групповых, в том числе совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, боевых действиях.

Размах крыла БПЛА «Скат» составляет 11,5 м, длина – 10,25 м, высота – 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата – 10000 кг. БПЛА оснащается двигателем РД-5000Б – бесфорсажным вариантом РД-93 с тягой 5040 кг. Максимальная скорость БПЛА у земли – 800 км/ч.

При проектировании БПЛА использованы инженерные решения, направленные на максимальное снижение радиолокационной заметности. Для аппарата выбрана аэродинамическая схема «летающее крыло» – исключено вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение . Воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носовой частью аппарата. Двигатель оснащен плоским соплом, что облегчает применение радиопоглощающих конструкций, кроме того, оно само по себе является более слабым отражателем по сравнению с традиционным осесимметричным соплом. В конструкции аппарата широко использованы композиционные материалы.

, общая масса которой может достигать 2000 кг , размещается не на внешних подвесках, а во внутреннем отсеке. В качестве примера возможных средств поражения на МАКС-2007 перед аппаратом были выложены противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг .

Первый заместитель генерального директора РСК «МиГ» Сергей Цивилев сообщил, что работа по созданию БПЛА состоит из нескольких этапов. В настоящее время построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», который предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также оптимизации характеристик аппарата.
Далее предполагается создание летающей лаборатории-демонстратора. Любопытно, что в отличие от подобных проектов в США и Европе, где первоначально создавались более компактные версии аппаратов, в России принято решение сразу строить полноразмерный БПЛА. Причем, для окончательной доработки технологий создаваемого БПЛА, включая применение оружия, предполагается создать два аппарата – пилотируемый и беспилотный. На последнем этапе планируются постройка и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций.

Еще одним из беспилотников, также способных нести на борту оружие, является БПЛА «Дань-БАРУК» казанского КБ «Сокол». Новый аппарат, который ОКБ считает одним из наиболее перспективных своих проектов, предназначен для выполнения барражирующих полетов большой продолжительности, ведения воздушной разведки. Кроме того, среди функций БПЛА и есть и ударные – поражение движущихся и неподвижных целей. Комплекс рассчитан на выполнение задач как в дневное, так и в ночное время, в широком диапазоне метеоусловий.

По своей размерности этот БПЛА «Дань-БАРУК» близок к израильским Hermes-450, закупленных Грузией. Размах крыла аппарата составляет 5,63 м, длина фюзеляжа – 4,6 м. БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 15 часов на высотах до 6000 м. Диапазон скоростей аппарата – от 150 до 300 км/час.

Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 500 кг, из которых 100 кг приходится на полезную нагрузку, в состав которой может входить как различное оборудование разведки и наблюдения, так и контейнеры с авиационными средствами поражения – самоприцеливающимися и кумулятивно-осколочными боевыми элементами.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Весьма существенную нишу, в которой могут с успехом применяться беспилотные авиационные системы, представляют задачи Сухопутных войск. Головным российским предприятием, ответственным за разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного назначения является Концерн радиостроения «Вега». Беспилотники, имеющиеся сегодня в линейке Концерна, в основном предназначены для Сухопутных войск.

Так, модернизированный комплекс воздушной разведки полкового уровня «Строй-П» , изначально бывший более мобильным и предназначавшийся для нужд ВДВ, теперь, став более универсальным, все же, думается, более подходит именно для «сухопутчиков». Впрочем, по-видимому, модернизация «Пчелы» – временная мера. Это уже достаточно старая система, которая более способна напугать противника своим внешним видом, чем реальными возможностями.

В развитие комплекса «Строй-П» московский НИИ «Кулон» сейчас занимается созданием более крупного аппарата – БПЛА «Юлия» . Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом малой стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 550 кг, включая полезную нагрузку до 100 кг. БПЛА будет способен выполнять полет в течение 12 часов и в реальном масштабе времени передавать информацию с датчиков полезной нагрузки на наземный пункт управления, расположенный на удалении до 250 км. Взлёт и посадка беспилотника осуществляются «по-самолетному».

Датчики обзорной разведки, размещаемые на борту БПЛА «Юлия», представлены широкозахватной двухспектральной (ТВ/ИК) строчной аппаратурой «Радуга-Э» и/или радиолокационной станцией бокового обзора с синтезированной апертурой РСА – М402К3. Для детального наблюдения используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-630) в составе совмещенных ТВ-, ИК-камер и лазерного дальномера.
Предполагается, что новый аппарат будет работать в тандеме с «Пчелой», что позволит расширить возможности комплекса с тактической до оперативно-тактической глубины.

Комплекс «Типчак» , созданный рыбинским КБ «Луч», также входящим в состав Концерна «Вега», изначально проектировался именно под задачи Сухопутных войск, точнее Ракетных войск и артиллерии. Уже завершены госиспытания комплекса, ведутся работы по организации его серийного производства. Первые комплексы уже начинают поступать в войска.

Судя по опыту других стран, в военных конфликтах последних лет достаточно хорошо проявили себя также и беспилотники класса «мини» . Одним из эффективных технических решений в этой области на российском рынке является беспилотная система дистанционного наблюдения «Элерон» , созданная казанской компанией «Эникс». БПЛА имеет размах крыла 1,47 м и взлетную массу порядка 2,8 кг. На борту мини-самолета устанавливается аппаратура наблюдения, позволяющая применять систему как днём, так и ночью. Компактный переносной комплекс может использоваться для обеспечения оперативной разведки «за холмом». Время подготовки к полету – всего 5 минут.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

В уже упоминавшемся «Эниксе» также активно развивается направление БПЛА для применения в интересах Военно-морского флота. Правда, об этом направлении работ пока известно немного. В частности, то, что специалисты компании отрабатывают посадку при помощи сети – традиционное решение для корабельных БПЛА небольшой размерности.
По-видимому, для нужд ВМФ были бы весьма полезны также и аппараты вертикального взлёта – посадки. Такого рода проект существует в МВЗ им.Миля, который предлагает на базе Ми-34 создать беспилотный вертолет, подобный американскому БПЛА FireScout.

По информации компании, этот БПЛА в перспективе может быть использован для обзора земной поверхности и передачи на землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или конкретных объектов на местности, химической и радиационной разведки, транспортировки грузов различного назначения массой до 300 кг.

На борту вертолета предполагается установить разнообразное съемное или стационарное специальное оборудование в пределах располагаемой грузоподъемности. В состав базового комплекса войдет система управления вертолетом, автопилот, система траекторного управления, система посадки, станция управления, радиолиния связи «вертолет – наземная станция управления», специальное оборудование.

Впрочем, проект этот достаточно сложен и дорог. О работах в этом направлении в МВЗ было заявлено еще несколько лет назад, однако до настоящего времени программа все еще остается в стадии предварительного проектирования. Так что, по-видимому, даже в случае начала финансирования он будет создаваться и отрабатываться еще достаточно долго.

Гораздо ближе к реализации – проекты компании «Радар-ММС» из Санкт-Петербурга. Эта компания долгие годы занималась разработкой и созданием радиоэлектронных комплексов, размещаемых на воздушных и морских судах военного и гражданского назначения, а также обеспечивающих их эффективную и безопасную навигацию и эксплуатацию.

В последние годы предприятие развертывает собственное производство, нацеленное на использование новых наукоемких технологий. В числе подобных новинок компания предлагает мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Проект реализуется с участием Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

В настоящее время в линейке беспилотников, предлагаемых компанией «Радар-ММС», аппараты от 5 кг до 450 кг. Беспилотные вертолёты компании оснащаются ТВ-камерами, а также другим оборудованием по желанию заказчика. Средства управления беспилотными аппаратами унифицированы. Пункт дистанционного управления, состоящий из двух автоматизированных рабочих мест и приемо-передающей системы, обеспечивает управление вертолетом, прием, отображение и регистрацию информации, а также контроль функционирования элементов комплекса.

ФСБ И ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

Федеральная служба безопасности России также использует беспилотники. Несколько лет назад в КБ «Искатель» Московского авиационного института для Центра спецтехники ФСБ был создан беспилотный комплекс с малоразмерным БПЛА вертолетного типа «Ворон».

БПЛА «Ворон» – это мини-вертолет, который может применяться с небольших площадок, что делает его незаменимым при проведении специальных операций в городских условиях. Взлетная масса БПЛА составляет 32 кг. При этом вертолет берет на борт до 16 кг полезной нагрузки. Продолжительность полета составляет два часа при скорости 100-120 км/час. Комплекс позволяет наблюдать за местностью, различая людей, номерные знаки машин и другие мелкие детали.

Из особых качеств беспилотника «Ворон» разработчики отмечают возможность его применения в сложных метеоусловиях, а также малую акустическую заметность – на расстоянии 100 метров шум двигателя уже практически не слышен.
Что касается Пограничной службы ФСБ России, то уже упоминавшийся комплекс «Элерон» получил известность после демонстрации его возможностей президенту и руководителям силовых структур РФ на погранзаставе в Дагестане летом 2005 г. Причем это не была показная акция. По словам представителей компании, комплекс реально используется. На настоящий момент БПЛА этого типа в общей сложности совершили сотни полетов.

Вместе с тем, в силу малых размеров функциональные возможности данной системы ограничены. Пограничникам требуются также и более крупные аппараты, имеющие большие дальность, продолжительность полета, массу полезной нагрузки.

В качестве подобной системы, возможно, будет использован новый беспилотный комплекс «Дозор-4» , созданный петербургской компанией «Транзас». Комплекс предназначен для сбора и обработки информации о заданных объектах и районах в целях обеспечения государственных министерств и ведомств данными, необходимыми для успешного решения задач в ходе их служебной и хозяйственной деятельности.

Максимальная взлетная масса аппарата – 60 кг. Взлет и посадка осуществляются по-самолетному. Максимальная продолжительность полета БПЛА составляет порядка 10 часов. Дальность полета может достигать 1200 км.

Диапазон областей применения данного комплекса достаточно широк – это мониторинг чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, дистанционный контроль объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и природопользования, патрулирование сухопутных и морских границ, обеспечение геодезической и картографической деятельности, производственно-экологический мониторинг и охрана важных объектов.
По словам главного конструктора беспилотных систем компании «Транзас» Геннадия Трубникова, в производство уже запущена партия БПЛА «Дозор-4» , которая поступит в опытную эксплуатацию Пограничной службы ФСБ РФ.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Российское МВД также использует для своих нужд беспилотные летательные аппараты – около двух лет назад на вооружение Центра авиации МВД были приняты первые беспилотники ижевской фирмы «Беспилотные системы».

БПЛА ZALA 421-04 – аппарат схемы «летающее крыло» массой порядка 6 кг и размахом крыла 2,36 м. На борту БПЛА размещается оптико-электронная аппаратура массой до 1 кг. Радиус действия БПЛА до 15 км. Максимальная продолжительность полета – 1 час. БПЛА оснащен двигателем мощностью 1,5 кВт. Взлет и посадка БПЛА осуществляются в автоматическом режиме. Комплекс был развернут в Санкт-Петербурге для мониторинга безопасности во время проведения саммита G8.

Второй комплекс с более компактным БПЛА – ZALA 421-08 поступил на службу милиции в прошлом году. Входящий в состав комплекса легкий 1,7-килограммовый беспилотный самолет, также созданный по схеме «летающее крыло», ставшей в своем роде фирменной для компании «Беспилотные системы», имеет размах крыла всего 0,8 м. На БПЛА устанавливаются 2 камеры: цветная – фронтального, и черно-белая – бокового обзора. Радиус действия комплекса – 10 км. Максимальная продолжительность полета – 90 минут. Запуск БПЛА производится броском руки, а посадка – при помощи парашюта на площадку размером 30х100 м.

Известно, что этот комплекс применялся в ходе Московского авиационно-космического салона МАКС-2007. ГИБДД с его помощью получила возможность оперативного обнаружения «проблемных» мест на дорогах, и, соответственно, возможность перераспределения транспортных потоков во избежание заторов.
По словам представителей Центра авиации МВД, есть планы по расширению парка используемых милицией беспилотных систем, в том числе и по приобретению комплекса с БПЛА вертикального взлета – посадки. Причем, по некоторым данным, МВД намеревается диверсифицировать поставщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзорные статьи, подобные этой, в силу специфики, описывают достаточно большое количество различных проектов. Не хотелось бы, чтобы обилие рассмотренных систем дезориентировало лиц, принимающих решения. Количество здесь отнюдь не является показателем успешности развития этого направления в нашей стране.
Увы, Россия, имевшая лидирующие позиции в данном направлении в прошлом, в настоящее время пропустила далеко вперед США, Израиль, ряд государств Европы.

Внимание, обращенное в последнее время на проблемы разработки систем с беспилотными летательными аппаратами в нашей стране, со стороны Министерства обороны России, Военно-промышленной комиссии, других министерств и ведомств, безусловно, является положительным моментом.

Однако само внимание есть условие необходимое, но не достаточное. Изменить ситуацию в лучшую сторону могут лишь масштабные закупки соответствующих систем при параллельной разработке перспективных образцов беспилотной техники, а также необходимых новых технологий.
_____________________________________________________________________________
Полезная информация :
На современных производственных предприятиях используются различного вида поршневые и винтовые компрессоры. Различие между этими двумя типами оборудования по принципу работы состоит в том, что винтовой компрессор осуществляет нагнетание воздушно-масляной смеси с помощью винтового блока в пневмосистему, а поршневой компрессор осуществляет сжатие воздуха при движении поршней. На небольших производствах чаще используется винтовой компрессор. Это связано, прежде всего, с его экономичностью и компактными размерами, а также с возможностью работы в круглосуточном режиме.

На сайте компании «ПНЕВМОТЕХНИКА» вы можете заказать винтовые компрессорные станции и установки от ведущих производителей ALUP, ABAC, SULLAIR, VORTEX и запасные части к ним по выгодным ценам. Квалифицированные специалисты компании помогут вам правильно выбрать винтовой компрессор под выполнение любых поставленных задач. Компания «ПНЕВМОТЕХНИКА» готова предложить вам сервисное обслуживание на высоком уровне и осуществить гарантийное и послегарантийное обслуживание купленного оборудования.

/Денис ФЕДУТИНОВ «Национальная оборона» /

В настоящее время беспилотный авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия , Пакистан , Иран , Сирия , Польша , Чехия , Норвегия . Бесспорными лидерами являются США , Израиль , Германия , которые оставили далеко позади себя Россию . Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финансирование со стороны государства. Значительные средства на разработку и производства беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны.

Однако, востребованность современного российского рынка в беспилотных системах проявляется не только в потребности силовых структур, но и в других, сугубо гражданских сферах, а именно: экологический мониторинг; мониторинг трубопроводов и газопроводов; картографирование; лесоохрана, рыбоохрана. Даже небольшое применение беспилотных систем в этих сферах дает ощутимые результаты. В эпоху Советского Союза разработкой беспилотных систем занимались крупные авиационные производители, такие, как КБ им.Туполева, сейчас этим занимаются множество фирм, изначально не связанных с авиацией, которые пришли в этот сегмент из других смежных отраслей. Научную разработку и производство беспилотных комплексов проводят концерн «ВЕГА» , «Аэрокон» , «Транзас» , «Иркут» , «Рисса» и др.

EXперименты. Беспилотники

По классификации Министерства обороны выделяют 4 класса беспилотных комплексов

  1. комплексы ближнего радиуса действия (до 25 км.);
  2. БПЛА малой дальности (до 100 км);
  3. средней дальности (до 500 км.);
  4. большой дальности (более 500 км).

Востребованы как дорогостоящие аппараты с большой длительностью полета (более суток), так и малобюджетные, представляющие собой пневматическое ружье, выстреливающее на высоту 200 метров целевую нагрузку с фото-, видеокамерой и системой передачи данных, опускаемую на землю с помощью парашюта в течение 20-30 секунд.

Среди БЛА 1 класса хорошую оценку специалистов Минобороны получили комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» казанской компании «Эникс». Эти системы рекомендованы для использования в Сухопутных войсках РФ. Их планеры выполнены по интегральной схеме.

Беспилотники ближнего радиуса действия

Масса аппарата «Элеон-3СВ» без целевой нагрузки – 4,3 кг. Его можно транспортировать в заплечном контейнере или автотранспортом. Продолжительность полета – около 2 часов, высота полета – 5 км. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – 25 км. Пуск аппарата происходит с помощью резинового жгута или пневматической направляющей, посадка – на парашюте, отцепляющемся при посадке по радиокоманде.

«Элерн-10СВ» имеет продолжительность полета 2,5 часа при диапазоне скоростей 75-135 км/ч, передает данные на расстояние до 50 км. Садится аппарат с помощью парашюта в перевернутом на спину положении, что обеспечивает сохранность информации и хрупкой полезной нагрузки. Аналогичным образом приземляется израильский БЛА BirdEye-400 , который закуплен российским Министерством обороны для изучения.

Для нужд МЧС и МВД для применения в городских условиях Московским авиационным институтом разработан мини-вертолет «Ворон» взлетной массой 32 кг. (масса полезной нагрузки до 16 кг). При 2-часовой продолжительности полета со скоростью 100-120 км/час, комплекс позволяет различать людей, номера машин… «Ворон» может применяться в сложных метеоусловиях, акустически мало заметен.

Сильными конкурентами вертолетам являются беспилотники турбинного типа, которые относятся к аппаратам вертикального взлета и используются для выполнения задач, требующих видеонаблюдения с близкого расстояния, точной посадки в заданную точку. Они могут быть использованы где угодно, в т.ч. в условиях городской застройки и в лесу, т.к. несущий винт в таких аппаратах находится внутри корпуса. Одной из не многих компаний, разрабатывающих подобные перспективные БЛА, является компания «Рисса». Наиболее известна ее разработка «Тайфун» . Аппарат рассчитан на 50 минут полетного времени, может быть незаменим для исследования состояния зданий при неразрушающем контроле, для подъема аппаратуры на небольшие высоты, контроля движения на магистралях.

Элерон-3СВ Элерон-10СВ Bird-Eye 400
Мини-вертолет «Ворон» Рейс-Д Иркут-200
БПЛА «Юлия» Дозор-2 Дозор-3
Дозор-4

Беспилотники средней дальности

Беспилотные комплексы среднего радиуса действия «Рейс-Д» , находящиеся на вооружении российской армии, разработаны КБ им. Туполева. Сейчас ведется разработка проекта БЛА средней дальности на основе разведывательно-ударного комплекса с аппаратом Ту-300 (стартовая масса – 3 т., скорость до 950 км/ч., дальность полета – 300 км., способен нести вооружение массой до 1 т.).

Компания «Иркут» разработала комплекс «Иркут-200» (длина 4,53м, размах крыла-5,34м, дальность действия – до 200км). Конструктивно представляет собой высокоплан. Использование композитных материалов позволило снизить массу аппарата. БЛА берет нагрузку массой до 30кг. и до 60 кг. топлива, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Взлет и посадка производится на площадку длиной до 250м. Достоинством комплекса является высокая степень автономности, а также низкая стоимость жизненного цикла и эксплуатации.

Более крупный аппарат – БПЛА «Юлия» взлетной массой 550 кг. при полезной нагрузке до 100кг. – разработан Московским НИИ «Кулон». Беспилотник рассчитан на полет в течение 12 часов и передачу информации на расстояние до 250 км. Взлёт и посадка осуществляются «по-самолетному».

КОГДА НАШИ БЕСПИЛОТНИКИ НАЧНУТ БОМБИТЬ ИГИЛ?

Беспилотные комплексы дальнего радиуса действия

Вопросу обеспечения высокого качества передаваемой БЛА информации большое значение придают в компании «Транзас», являющейся разработчиком морских и авиационных навигационных систем. Эта проблема стала ключевой при создании комплекса «Дозор-3» , относящегося к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. Полезной нагрузкой БЛА могут быть: видеокамеры и РЛС переднего и бокового обзора, тепловизор, автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, система управления целевой нагрузкой и накопители информации. Для патрулирования морских и сухопутных границ, мониторинга стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, обеспечения поисково-спасательных операций «Транзас» предлагает «Дозор-2» и «Дозор-4» . «Дозор-4», в частности, используется пограничной службой ФСБ для облета магистральных газопроводов и аэрофотосъемки.

Использование «Транзасом» нанотехнологий позволяет сделать аппараты более устойчивыми и менее заметными для радиолокаторов.

Новый российский беспилотный аппарат ОРИОН Копия беспилотного аппарата США MQ-9 Reaper

Проблемы и перспективы развития отрасли

Российские производители зависимы от комплектующих импортного производства (двигатели внутреннего сгорания, электронные элементы оборудования и др.). Отставание также относится к малогабаритным обзорным системам, источникам питания большой емкости, поршневым и электрическим силовым установкам. Не достаточно развито производство дешевых перспективных композитных материалов. Тем не менее, работы в области беспилотной авиации продолжаются. По мнению специалистов, при достаточном финансировании отставание России от ведущих стран-разработчиков и производителей БЛА может быть преодолено за 5-6 лет. Сейчас по заказу Министерства обороны компания «Сухой» ведёт разработку двух БПЛА самолётного типа – разведывательного и ударного. «Транзас» разрабатывает БПЛА весом до 1 т.. Над созданием БПЛА весом в 5 т. работает казанское предприятие ОКБ “Сокол”. По гособоронзаказу разработку 3х беспилотников, но уже вертолетного типа (БЛА малой дальности массой 300 кг, беспилотник взлетной массой 700 кг и тяжелый ударный беспилотный вертолет) ведет холдинг “Вертолеты России”. Испытания комплексов, созданных этими компаниями, следует ожидать не ранее 2014 года.

Однако, учитывая, что программа создания роботизированных боевых комплексов в России засекречена, вполне возможно, что огласка в СМИ и не была нужна, т.к., возможно, проводились боевые испытания перспективных образцов робототехники.

Попробуем проанализировать открытую информацию о том, какими боевыми роботами Россия располагает в данное время. Первую часть статьи начнем с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Ка-37 - российский беспилотный летательный аппарат (беспилотный вертолёт) предназначенный для аэрофотосьёмки, трансляции и ретрансляции теле- и радиосигналов, проведения экологических экспериментов, доставки медикаментов, продуктов и почты при оказании экстренной помощи в процессе ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах.

Назначение

  • Многоцелевой беспилотный вертолет
  • Первый полёт: 1993

Технические характеристики

  • Диаметр несущего винта: 4,8 м
  • Длина фюзеляжа: 3,14 м
  • Высота с вращ. винтами: 1,8 м
  • Масса Макс. взлётная 250 кг
  • Двигатель: П-037 (2х24,6 кВт)
  • Крейсерская скорость: 110 км/ч
  • Макс. скорость: 145 км/ч
  • Радиус действия: 20 км
  • Дальность полёта: ~100 км
  • Практический потолок: 3800 м

Ка-137 - разведывательный БПЛА (вертолёт). Первый полёт совершил в 1999 году. Разработал: ОКБ Камова. Беспилотный вертолёт Ка-137 выполнен по соосной схеме. Шасси четырёхопорное. Корпус имеет шарообразную форму с диаметром 1,3 м.

Оборудованный спутниковой навигационной системой и цифровым автопилотом Ка-137 движется по заранее намеченному маршруту автоматически и выходит в заданное место с точностью до 60 м. В интернете получил неофициальное прозвище «Пепелац» по аналогии с летательным аппаратом из фильма «Кин-дза-дза!».

Технические характеристики

  • Диаметр главного винта: 5,30 м
  • Длина: 1,88 м
  • Ширина: 1,88 м
  • Высота: 2,30 м
  • Масса:
    • пустого: 200 кг
    • максимальная взлётная: 280 кг
  • Тип двигателя 1 ПД Hirht 2706 R05
  • Мощность: 65 л. с.
  • Скорость:
    • максимальная: 175 км/ч
    • крейсерская: 145 км/ч
  • Практическая дальность: 530 км
  • Продолжительность полёта: 4 ч
  • Потолок:
    • практический: 5000 м
    • статический: 2900 м
  • максимальная: 80 кг

ПС-01 Комар - оперативный беспилотный самолёт, дистанционно-пилотируемый аппарат.

Первый полет совершил в 1980 году, разработан в ОСКБЭС МАИ (Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ). Построено три образца аппарата. На аппарате была разработана схема кольцевого оперения с толкающим винтом и рулями, размещенными внутри кольца, которая впоследствии была применена при создании серийного комплекса типа Шмель-1.

Конструктивные особенности ДПЛА – применение складывающихся крыльев и модульная конструкция фюзеляжа. Крылья аппарата складывались таким образом, что в собранном (транспортировочном) виде самолет размещался в контейнере 2,2x1x0,8 м. Из транспортировочной конфигурации в полетную самолет “Комар” приводился за 3-5 с при помощи шарниров с самозащелкивающимися фиксаторами крайних положений всех складывающихся элементов.

Фюзеляж ДПЛА имел отделяемый головной модуль с тремя быстродействующими замками, которые обеспечивали простую смену модулей. Это сокращало время замены модуля с целевой нагрузкой, время для загрузки самолета ядохимикатами или средствами биологической защиты сельскохозяйственных площадей.

Технические характеристики

  • Нормальная взлётная масса, кг 90
  • Максимальная скорость у земли, км/ч 180
  • Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 100
  • Длина самолёта, м 2,15
  • Размах крыла, м 2.12

Разведывательный БПЛА. Первый полёт совершил в 1983 году. Работы по созданию мини-БПЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 году на основе опыта изучения боевого применения израильских БПЛА в войне 1982 г. В 1985 г началась разработка БПЛА «Шмель-1» с четырёхопорным шасси. Лётные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащённом телевизионным и ИК оборудованием, начались в 1989 г. Аппарат рассчитан на 10 запусков, хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере. Оснащён сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Способ посадки парашютный.

Технические характеристики

  • Размах крыла, м 3.25
  • Длина, м 2.78
  • Высота, м 1.10
  • Масса, кг 130
  • Тип двигателя 1 ПД
  • Мощность, л.с. 1 х 32
  • Крейсерская скорость, км/ч 140
  • Продолжительность полёта, ч 2
  • Практический потолок, м 3000
  • Минимальная высота полёта, м 100

«Шмель-1» послужил прототипом для более совершенной машины “Пчела-1Т” с которой внешне практически не различим.

Пчела-1Т

Пчела-1Т - советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгоранияП-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.

Технические характеристики

  • Размах крыла, м: 3.30
  • Длина, м: 2.80
  • Высота, м: 1.12
  • Масса, кг: 138
  • Тип двигателя: поршневой
  • Мощность, л.с.: 1 х 32
  • Радиус действия комплекса, км: 60
  • Диапазон высот полёта над уровнем моря, м: 100-2500
  • Скорость полёта, км/ч: 120-180
  • Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138
  • Способ управления:
    • автоматический полёт по программе
    • дистанционное ручное управление
  • Погрешность измерения координат ДПЛА:
    • по дальности, м: не более 150
    • по азимуту, град: не более 1
  • Высота старта над уровнем моря, м: до 2 000
  • Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м: 100-1000
  • Угловая скорость разворота ДПЛА, град/с: не менее 3
  • Время развёртывания комплекса, мин: 20
  • Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град: 5 - −65
  • Продолжительность полёта, ч: 2
  • Количество взлёто - посадок (применения для каждого ДПЛА): 5
  • Диапазон рабочих температур комплекса, °С: −30 - +50
  • Время обучения обслуживающего персонала, ч: 200
  • Ветер при старте ДПЛА, м/с: не более 10
  • Ветер при посадке ДПЛА, м/с: не более 8

Ту-143 «Рейс» - разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА)

Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Входит в состав комплекса ВР-3. По окончании полёта Ту-143 разворачивался по программе и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и манёвра «горка» осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси.

Применение комплекса отрабатывалось в 4-м Центре боевого применения ВВС. В 1970-1980-х годах было выпущено 950 штук. В апреле 2014 года Вооружённые силы Украины расконсервировали беспилотники, оставшиеся от СССР, и провели их испытания, после чего началось их боевое применение на территории Донецкой и Луганских областей.

  • Модификация Ту-143
  • Размах крыла, м 2.24
  • Длина, м 8.06
  • Высота, м 1.545
  • Площадь крыла, м2 2.90
  • Масса, кг 1230
  • Тип двигателя ТРД ТРЗ-117
  • Тяга, кгс 1 х 640
  • Ускоритель СПРД-251
  • Максимальная скорость, км/ч
  • Крейсерская скорость, км/ч 950
  • Практическая дальность действия, км 180
  • Время полета, мин 13
  • Практический потолок, м 1000
  • Минимальная высота полета, м 10

«Скат» - разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в качестве полноразмерного макета, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений.

По заявлению генерального директора РСК «МИГ» Сергея Короткова, разработка беспилотного ударного летательного аппарата «Скат» прекращена. Решением Министерства обороны России по результатам соответствующего тендера головным разработчиком перспективного ударного БЛА избрана АХК «Сухой». Однако задел по «Скату» будет использован при разработке «семейства» БЛА «Сухого», и РСК «МИГ» будет принимать участие в этих работах. Проект был приостановлен в связи с отсутствием финансирования. 22 декабря 2015 года в интервью (газете Ведомости) с генеральным директором РСК “МиГ” Сереем Коротковым было сказано, что работы по “Скату” продолжаются. Работа идёт совместно с ЦАГИ. Финансирование разработки осуществляет Минпромторг РФ.

Назначение

  • Ведение разведки
  • Нанесение ударов по наземным целям авиабомбами и управляемыми ракетами (Х-59)
  • Уничтожение радиолокационных систем ракетами (Х-31).

Технические характеристики

  • Длина: 10,25 м
  • Размах крыла: 11,50 м
  • Высота: 2,7 м
  • Шасси: трёхопорное
  • Максимальная взлетная масса: 20000 кг
  • Двигатель: 1 × ТРДД РД-5000Б с плоским соплом
  • Тяга: бесфорсажная: 1 × 5040 кгс
  • Тяговооружённость: при максимальной взлетной массе: 0,25 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: 850 км/ч (0,8 М)
  • Дальность полёта: 4000 км
  • Боевой радиус: 1200 км
  • Практический потолок: 15000 м

Вооружение

  • Точки подвески: 4, во внутренних бомбоотсеках
  • Варианты подвески:
  • 2 × Х-31А «воздух-поверхность»
  • 2 × Х-31П «воздух-РЛС»
  • 2 × КАБ -250 (250 кг)
  • 2 × КАБ-500 (500 кг)
  • Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба. Эффективен в проведении аэрофото- и видеосъемки на небольшом удалении. Производится ижевской компанией «ZALA AERO GROUP» под руководством Захарова А. В.

    Беспилотный летательный аппарат разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления автопилотом, органов управления и силовой установки, бортовой системы питания, системы посадки на парашюте и съемных блоков целевой нагрузки. Для того, чтобы самолет не терялся в позднее время суток, на корпусе установлены миниатюрные светодиодные светильники, требующие малого потребления энергии. Запускается ZALA 421-08 с рук. Метод посадки - автоматически с парашютом.

    Характеристики:

    • Радиус действия видео/радиоканала 15 км / 25 км
    • Продолжительность полета 80 мин
    • Размах крыла БЛА 810 мм
    • Длина БЛА 425 мм
    • Максимальная высота полета 3600 м
    • Запуск за корпус БЛА или катапульта
    • Посадка – парашют/в сеть
    • Тип двигателя – электрический тянущий
    • Скорость 65-130 км/ч
    • Максимальная взлетная масса 2,5 кг
    • Масса целевой нагрузки 300 г
    • Навигация ИНС с коррекцией GPS/ГЛОНАСС, радиодальномер
    • Целевые нагрузки Тип «08»
    • Планер – цельное крыло
    • АКБ – 10000 мАч 4S
    • Максимально допустимая скорость ветра 20 м/с
    • Диапазон рабочих температур -30°C…+40°C
    • (5 голосов, средний: 5,00 из 5)

    Вряд ли когда-нибудь роботам предстоит полностью заменить человека в тех областях деятельности, в которых требуется быстрое принятие нестандартных решений как в мирной жизни, так и в бою. Тем не менее разработка дронов в последнее девятилетие стала модным трендом военного авиастроения. Многие ведущие в военном отношении страны массово производят БПЛА. России пока не удалось не только занять традиционно лидерские для нее в сфере конструирования оружия позиции, но и преодолеть отставание в этом сегменте оборонных технологий. Однако работа в этом направлении ведется.

    Мотивация разработки БПЛА

    Первые результаты использования беспилотных проявились еще в сороковые годы, правда, техника того времени более соответствовала понятию «самолет-снаряд». Крылатая ракета «Фау» могла совершить полет в одну сторону в имея собственную систему контроля курса, построенную на инерциально-гироскопическом принципе.

    В 50-е и 60-е годы советские системы ПВО достигли высокого уровня эффективности, и начали представлять серьезную опасность для самолетов вероятного противника в случае реального противостояния. Войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке вызвали среди пилотов США и Израиля настоящую панику. Нередкими стали случаи отказов выполнять боевые задачи в районах, прикрываемых зенитными комплексами советского производства. В конечном счете нежелание подвергать жизни летчиков смертельному риску побудило конструкторские компании искать выход.

    Начало практического применения

    Первой страной, применившей беспилотную авиацию, стал Израиль. В 1982 году во время конфликта с Сирией (долина Бекаа) в небе появились самолеты-разведчики, работавшие в роботизированном режиме. С их помощью израильтянам удалось засечь боевые порядки ПВО противника, что позволило нанести по ним ракетный удар.

    Первые дроны предназначались исключительно для разведывательных полетов над «горячими» территориями. В настоящее время применяются также ударные беспилотники, имеющие на борту вооружения и боекомплект и непосредственно наносящие бомбовые и ракетные удары по предполагаемым позициям противника.

    Большее всего их у США, где массово производятся «Предаторы» и другие типы боевых авиароботов.

    Опыт применения военной авиации в современный период, в частности операция по умиротворению южноосетинского конфликта в 2008 году, показал, что БПЛА России тоже нужны. Проводить разведку тяжелыми в условиях противодействия неприятельской противовоздушной обороны рискованно и ведет к неоправданным потерям. Как выяснилось, в этой области есть определенные недоработки.

    Проблемы

    Главенствующей идеей современной сегодня является мнение о том, что ударные БПЛА России нужны в меньшей степени, чем разведывательные. Нанести огневой удар по врагу можно самыми разнообразными средствами, включая тактические ракеты высокой точности и артиллерию. Куда важнее информация о дислокации его сил и правильное целеуказание. Как показал американский опыт, использование дронов непосредственно для обстрела и бомбардировки приводит к многочисленным ошибкам, гибели мирного населения и собственных солдат. Это не исключает полного отказа от ударных образцов, а только выявляет перспективное направление, по которому будут в ближайшее время развиваться новые БПЛА России. Казалось бы, страна, совсем недавно еще занимавшая ведущие позиции в создании беспилотной обречена на успех и сегодня. Еще в первой половине 60-х были созданы летательные аппараты, совершавшие полеты в автоматическом режиме: Ла-17Р (1963), Ту-123 (1964) и другие. Лидерство сохранялось и в 70-е, и в 80-е годы. Однако в девяностые технологическое отставание стало явным, а попытка устранить его в последнее десятилетие, сопровождаемая затратой пяти миллиардов рублей не дала ожидаемого результата.

    Современное положение

    На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями:

    На практике единственным серийные БПЛА России сейчас представлены комплексом артиллерийской разведки «Типчак», способным выполнять узко очерченный круг боевых задач, связанных с целеуказанием. Подписанный в 2010 г. договор «Оборонпрома» с фирмой IAI на крупноузловую сборку израильских беспилотников можно рассматривать как временную меру, не обеспечивающую развития российских технологий, а лишь прикрывающую брешь в ассортименте отечественного оборонного производства.

    Некоторые перспективные модели можно рассмотреть по отдельности в рамках общедоступной информации.

    «Иноходец»

    Взлетный вес - одна тонна, что для беспилотника не так уж мало. Проектной разработкой занимается фирма «Транзас», в настоящее время идут летные испытания опытных образцов. Схема компоновки, V-образное оперение, широкое крыло, способ взлета и посадки (самолетные), и общие характеристики примерно соответствуют показателям наиболее распространенного в настоящее время американского «Предатора». БПЛА России «Иноходец» сможет нести разнообразную аппаратуру, позволяющую вести разведку в любое время суток, аэрофотосъемку и телекоммуникационную поддержку. Предполагается возможность производства ударной, разведывательной и гражданской модификации.

    «Дозор»

    Главная модель - разведывательная, она оснащается видео- и фотокамерами, тепловизором и другим регистрационным оборудованием. На основе тяжелого планера также могут производиться и ударные БПЛА. России «Дозор-600» нужен больше как универсальная платформа для отработки технологий производства более мощных беспилотников, но исключать запуск в массовую серию именно этого дрона тоже нельзя. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Дата первого полета - 2009 год, тогда же образец представлялся на международной выставке «МАКС». Проектируется фирмой «Транзас».

    «Альтаир»

    Можно предположить, что на настоящий момент самые крупные ударные БПЛА России - «Альтаир», разработки ОКБ «Сокол». Проект имеет и другое название - «Альтиус-М». Взлетный вес этих беспилотников - пять тонн, строить его будет Казанский авиазавод имени Горбунова, входящий в Акционерное общество «Туполев». Стоимость контракта, заключенного с Министерством обороны, составляет примерно миллиард рублей. Известно также, что эти новые БПЛА России имеют размеры, соизмеримые с габаритами самолета-перехватчика:

    • длина - 11 600 мм;
    • размах крыла - 28 500 мм;
    • размах оперения - 6 000 мм.

    Мощность двух винтовых авиационных дизелей - 1000 л. с. В воздухе эти разведывательно-ударные БПЛА России смогут находиться до двух суток, преодолевая расстояние в 10 тысяч километров. Об электронном оборудовании известно мало, остается лишь догадываться о его возможностях.

    Другие типы

    В перспективной разработке находятся и другие БПЛА России, например, упомянутый «Охотник», беспилотный тяжелый дрон, способный также выполнять различные функции как информативно-разведывательные, так и ударно-штурмовые. Кроме этого, по принципу устройства также наблюдается разнообразие. Беспилотники бывают как самолетного, так и вертолетного типа. Большое число несущих винтов обеспечивает возможность эффективно маневрировать и зависать над интересующим объектом, производя высококачественную съемку. Информация может оперативно передаваться по кодированным каналам связи или накапливаться во встроенной памяти оборудования. Управление БПЛА бывает алгоритмически-программным, дистанционным или комбинированным, при котором возврат на базу производится в автоматическом режиме в случае утери контроля.

    По всей видимости, беспилотные российские аппараты в скором времени не будут ни качественно, ни количественно уступать иностранным образцам.