Методы исследования личностных особенностей. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения Диагностика личности и личностных особенностей

Диагностический инструментарий для исследования особенностей личности и некоторых психоэмоциональных состояний несовершеннолетних, обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях Нижневартовского района

1.Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних

1.1. Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика диагностики акцентуаций характера.

Цель : выявить типы акцентуаций характера.

Описание методики


Опросник К.Леонгарда –Г.Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации характера, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Теоретические основы


Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических . Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда):, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).


  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

  2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

  3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

  4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

  5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

  6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

  7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

  8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

  9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль - основные сопутствующие этому типу состояния.

  10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. Сушествует два варианта данной методики:

  • Взрослый вариант опросника

  • Детский вариант опросника
Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

Материал : для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».

Процедура проведения


Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять , начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.

Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). Для обработки результатов необходимо изготовить ключи по типу трафаретов, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, осуществляется подсчет ответов соответствующий ключам.


Опросник Леонгарда – Шмишека (вариант для детей и подростков).

Инструкция:


«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

1.Ты обычно спокоен, весел?


2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты плачешь?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты умный (сильный), как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Бывает ли, что что-то тебе ужасно нравится?
11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?
12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-то обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции?
16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?
18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?
19. Любят ли тебя все твои знакомые?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21. Тебе обычно немножко грустно?
22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?
25. Стрелял ли ты когда-нибудь из рогатки в собак и кошек ?
26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть висят неровно? Стараешься ли ты её поправить?
27. Когда ты был маленький, ты боялся оставаться дома один?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?


29. Ты один из лучших учеников в классе?
30. Легко ли ты сердишься?
31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты развеселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь то, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную комнату?
39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и не такую точную?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или ребятами настолько , что не мог пойти в школу?
45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если кого-то обидел?
47. Любишь ли ты животных?
48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дома, возвращался проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?
50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если что-то тебе не удается, можешь ли ты отчаяться?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упрямо (упорно) ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать?
60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь на своем месте?
62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль ?
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя так, чтобы он этого не замечал?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Бывают ли с тобой несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты? Как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать со сцены стихи)?


74. Мечтаешь ли ты?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлечь гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе у твоих близких друзей?
80. Можешь ли ты из-за ошибки, помарки переписать страницу в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Не бывало ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе весело, если все вокруг веселые?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя поступки?
87. Чаще ты говоришь мало, чем много? Молчалив ли ты?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке , настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТЬЮ

Методика диагностики личности

Диагностическая функция - одна из основных в деятельности

социального педагога. Согласно Методическому письму ≪О социально-

педагогической работе с детьми≫ (1993), она предполагает

постановку ≪социального≫ диагноза, для чего проводится изучение

личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни

детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных

и негативных влияний, проблем.

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей

информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика - важнейший компонент социальной технологии

(цель-диагноз - прогноз - программа - внедрение - анализ).

Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались

собственно технологии диагностики, которые включают

принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных

методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

Ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета

диагностики, выбор основных показателей или критериев;

Измерение и анализ показателей;

Формулирование и оформление выводов, заключение, постановку

социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка,

взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности

необходимо:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей

развития и поведения;

Уточнение социальной ситуации развития;

Определение степени развитости или деформации различных

свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека

в различные социальные связи (социальные установки,

позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные

способности, психологическая совместимость и т.п.);

Ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента,

построение ≪социального портрета≫ личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным

педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика

подопечных, которая относится к числу документов внутреннего

пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется

в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель,

выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать

и интерпретировать данные (статистическая обработка


и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз

развития ситуации и определить содержание социально-педагогической

деятельности (особенности социально-педагогической

деятельности) с конкретным подопечным;

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности

при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения;

информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными

данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя

ему возможность некоторой корректировки этих результатов,

а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические

основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых

методов, квалификационных нормативов, соблюдать

профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать

непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). \

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические

операции, а также прибегать к услугам специалистов,

применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать

диагностические данные с разными целями:

социальный педагог - для последующей работы с данным подопечным;

специалисты-смежники - для формулирования административного

решения, постановки профильного или комплексного

диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической

экспертизе и т.п.);

сам подопечный - в целях саморазвития, коррекции поведения

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным

педагогом в единую ≪Карту-характеристику личности

≫, ≪Медико-психолого-педагогическую характеристику личности

≫ и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее

время нет. Существуют различные варианты, возможно

комбинирование или создание собственного варианта, ко-

торый бы отвечал практическим задачам деятельности (см. приложение).

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности

социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических

методик: социально-психологических, психологических,

социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем

отдельные из них.

Наблюдение - метод познания и исследования, который используется

при изучении внешних проявлений поведения человека

без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-

педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы

успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно

наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь,

мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное

значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не

сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями,

высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная

фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные

особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без

вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки

и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.

Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий

то, на что надо обратить особое внимание.

Беседа - в социально-педагогической работе метод получения

и корректировки информации на основе вербальной (словесной)

коммуникации, являющийся важным способом проникновения

во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех

беседы зависит от предварительно установленного контакта; от

степени ее подготовленности; от умения социального педагога

выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление,

где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются

вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более

сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации

памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются

по тематическому и проблемному принципам. При этом

переход к новому направлению беседы должен сопровождаться

пояснениями, переключениями внимания.

Анкетирование - метод множественного сбора статистического

материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана

на получение материала, касающегося или непосредственно

испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает

преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной

и волевой сферы человека, так как словесные высказывания

об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные пере-

живания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое

значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный

интерес и отсутствие предвзятости к испытанию,

доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать

только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно

сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов

высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать

словами ≪почему именно так?≫. Это позволяет при обработке

полученных данных сделать не только количественный, но

и качественный анализ.

При составлении анкет используются вопросы:

О фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий,

планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом

мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный

характер;

О фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

Социально-демографического характера (вопросы, выявляющие

пол, возраст, национальность, образование, профессиональное,

семейное положение);

На выявление уровня информированности и знания (вопросы

экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные

или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого

определенных знаний, навыков, а также знакомства с

конкретными фактами, событиями, именами).

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением

полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок

и не ≪навязывают≫ вариант ответа, поэтому при помощи

открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию

информацию); прямыми; косвенными.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,

адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется

и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить

вопросы к возможностям отвечающего. Требования к

организации интервью: проведение интервью в привычных для

испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом

опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного

количества времени; устранение или уменьшение влияния

третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на

чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Виды интервью:

свободное интервью (проводится без заранее подготовленного

опросника или разработанного плана, определяется только тема;

направление беседы, ее логическая структура, последовательность

вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особен-

ностей того, кто проводит интервью; полученная информация не

нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна

своей уникальностью);

фокусированное интервью (его целью является сбор мнений,

оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью

заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются

заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность

может меняться);

формализованное интервью (строго регламентировано детально

разработанными вопросником и инструкцией);

стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная

форма исследования).

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании,

с помощью которых выявляется информация,

отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки

испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

На практике используется в ситуациях, когда та

или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов,

имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты

опросов - экспертными оценками. Процедура опроса экспертов

может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых

форм экспертного прогноза - обмен мнениями всех экспертов за

≪круглым столом≫, где происходит выявление доминирующей позиции

по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов

за ≪круглым столом≫ - не более 12 человек. Подобная форма выработки

общего мнения или оценки осуществляется по схеме,

когда каждый участник ≪круглого стола≫ берет на себя определенную

≪генератор идей≫ - активно выдвигает всевозможные предположения

о прогнозируемом явлении;

≪селекторы≫ - оценивают и отбирают наиболее значимые идеи,

выдвигаемые ≪генераторами идей≫;

≪стимуляторы≫ - стимулируют ≪генераторов идей≫ к выработке

различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;

≪регуляторы≫ - следят за тем, чтобы полемика не приобретала

хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения;

не переходила в русло взаимной оценки компетентности

друг друга;

≪президент "круглого стола"≫ - удерживает внимание экспертов

на центральной теме дискуссии.

Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров,

пока не удастся выработать некоторую более или менее согласо-

ванную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе

анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той

или иной проблеме.

Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного

прогноза - ≪дельфийская техника≫, который заключается

в выработке согласованных мнений путем многократного

повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм

использования данного метода:

Первый опрос экспертов;

Обобщение результатов;

Сообщение итогов;

Повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты:

эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную

на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии

с мнением большинства.

Данная схема повторяется 3-4 раза, пока не вырабатывается

согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто

после неоднократных опросов остался на своей позиции.

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых

параметров: прежнего состояния социальной единицы (≪на

входе≫) и нынешнего состояния социальной единицы (≪на выходе

≫). Разница между этими двумя параметрами представляет собой

≪социальный эффект≫ (реабилитационный, коррекционный и т.п.)

или результат, свидетельствующий об эффективности использования

средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

Метод оценки эффективности (МОЭ) имеет разновидности:

а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся

устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;

б) параметрический метод, с помощью которого производится

сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам,

нормативам или стандартам, и того, что фактически выполняется

в процессе социально-педагогической деятельности;

в) сочетание первого и второго вариантов.

МОЭ весьма прагматичен, так как позволяет систематизировать

факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять

их в наглядном и обозримом виде, например в виде

соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы

(планы) по совершенствованию деятельности. При использовании

данного метода возможно деление факторов эффективности

на три группы:

1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой

системы, структурной единицы (верхние, внешние или ≪чужие

≫ факторы);

2) факторы, реализация которых зависит от данной системы,

структурной единицы (внутренние факторы);

3) факторы, находящиеся на границе внешних и внутренних

факторов.

Анализ документов - один из наиболее часто используемых

методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

По степени персонификации - на личные и безличные;

В зависимости от статуса документального исследования -

на официальные и неофициальные;

По источнику информации - на первичные (включающие

данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса)

и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы более

надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем

безличные. При использовании вторичных источников важно установить

их первоначальный источник, так как надежность одних

документов зависит от надежности других. Проверка надежности

документа предполагает различение событийной и оценочной информации,

анализ целевых намерений и мотивов составителя документа,

уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить

фактографические данные об объекте, которые в большинстве

случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений

метода можно отнести следующие:

Учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной

и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

Отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

Цели создания документов чаще всего не совпадают с теми

задачами, которые решает исследователь, поэтому информация,

Подавляющее большинство данных в ведомственных документах

не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных

установках, направленности человека.

Тестирование - исследовательский метод, в основе которого

лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться

разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности,

психометрические, графические, ассоциативные

тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого

по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ

к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации

результатов, методику обучения того, кто будет ≪читать

≫ тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя

несомненную значимость имеют заключения, на основе

которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Биографический метод - один из наиболее часто используемых

методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается ≪социальным

биографиям≫, которые позволяют на основе анализа

личных документов исследовать субъективные стороны общественной

жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным

процессам, социально-психологическим ситуациям, в

которые он был включен опосредованно или непосредственно.

Существуют различные источники биографических данных: направленные

интервью, свидетельства родственников, различного

рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты,

сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни

каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность

с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику

жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности

с другими людьми, при включении его в какие-

либо социальные группы. При использовании метода ≪социальных

биографий≫ следует учитывать два момента: ≪эффект дистанции≫

(по прошествии времени человек может иначе оценивать те или

иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа

получаемой от индивида информации, так как извлеченный из

нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально

вложил субъект.

Вариант этого метода - семейная биография. Изучение истории

конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы,

влияющие на становление и социальное функционирование человека,

выделить механизмы трансляции процесса социализации

(стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации,

жизненных позиций и т.п.).

Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики:

ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-

анализ и др.

Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат

основой для принятия решения, определения стратегии и тактики

деятельности.

1. Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать такие личностные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность.

Инструкция. На нижеприведенные вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Ответ «не знаю» не употребляется. В крайнем случае, если никак не удается выбрать один из двух вариантов ответа, можно оставить вопрос без ответа. Однако к этой возможности можно прибегать лишь в исключительных случаях. По крайней мере, следует помнить, что из всех 57 вопросов без ответа можно оставить не более 3. Отвечать следует в быстром темпе, не думая долго над вопросом. Первый ответ, который хочется дать, как правило, является и наиболее точным.

  1. Любите ли вы оживление и суету вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам чего-то хочется, а вы не знаете чего?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя порой то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
  5. Остаетесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли вы в детстве делали немедленно и без ропота то, что вам приказывали?
  7. Бывает, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?
  8. Предпочитаете ли вы прекращать ссору молчанием?
  9. Умный ли вы человек?
  10. Любите ли вы быть среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за ваших тревог?
  12. Верите ли вы в какие-нибудь дурные приметы?
  13. Могли бы вы назвать себя беспечным?
  14. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
  15. Любите ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя усталым без серьезной причины?
  17. Подвижный ли вы человек?
  18. Смеетесь ли вы при нескромных шутках?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточить внимание на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро облечь ваши мысли в слова?
  23. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Любите ли вы каверзные шутки?
  26. Часто ли вы думаете о вашем прошлом?
  27. Очень ли вы любите вкусную пищу?
  28. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли вы во внимательном человеке, чтобы выговориться?
  29. Если вам, по серьезной причине, будут нужны деньги, согласитесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?
  30. Прихвастываете ли вы иногда?
  31. Чувствительны ли вы?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
  34. Любите ли вы планировать вещи детально и заранее?
  35. Бывает ли у вас головокружение?
  36. Всегда ли вы отвечаете на частные письма сразу?
  37. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумав их в одиночку, чем обсуждая с другими?
  38. Случается ли у вас одышка, даже если вы не делали до этого никакой тяжелой работы?
  39. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, «как нужно»?
  40. Подводят ли вас нервы?
  41. Нравится ли вам больше планировать, чем делать?
  42. Откладываете ли вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
  44. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?
  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  47. Трудно ли вам заснуть ночью?
  48. Говорите ли вы иногда неправду?
  49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с вами случаются неприятности из-за того, что вы поступаете, не подумав?
  53. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории вашим друзьям?
  54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  55. Застенчивы ли вы обычно в присутствии старших?
  56. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в вашу пользу?
  57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Шкала «интроверсия-экстроверсия»:

Да: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Нет: 5, 15 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Шкала «эмоциональная стабильность-нестабильность»:

Да: 2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47,50,52,55,57.

Шкала «неискренность»:

Нет: 12, 18,30,42,48.

За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл. Подсчитывается количество набранных баллов по каждой шкале.

Критерии:по шкале «экстраверсия-интроверсия» – если количество баллов 14 и более, то испытуемый – экстраверт; если количество баллов 10 и менее, то – интроверт; 11–13 баллов – баланс. Эти критерии действительны и по отношению к эмоциональной стабильности-нестабильности.

Внимание! Если по шкале «неискренность» испытуемый набрал более 5 баллов, то результаты теста не рассматриваются.

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертироваиный тип. Характеризуется направленностью личности на себя, на явления собственного мира: низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии, заторможенность движений и речи. Круг друзей и знакомых таких людей обычно ограничен. Прежде чем взяться за что-либо, анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

Эмоциональная стабильность нестабильность (нейротизм) Высокие показатели по этой шкале связаны с эмоционально-волевой неустойчивостью, повышенной тревогой, низким самоуважением, иногда и с вегетативными расстройствами. Низкие показатели по шкале, напротив, характеризуют личность как эмоционально устойчивую.

2. Каждый человек в той мере, в какой он оказывает влияние на процесс своей социализации, заинтересован приобрести в своем развитии достаточно высокий творческий потенциал. Предлагаемый тест поможет Вам узнать кое-что существенное о своем творческом потенциале.

1. Считаешь ли Вы, что окружающий мир может быть улучшен?

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей среды?

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Верно ли, что некоторые из Ваших идей принесли бы заметный прогресс в сфере Вашей деятельности?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) в некоторой степени.

4. Считаешь ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить?

а) да, наверняка;

б) маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание?

б) часто сомневаюсь;

6. Испытываете ли желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?

б) удовлетворюсь тем, чего удалось добиться;

в) да, если мне это нравится.

8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все?

б) нет, я хочу научиться только самому основному;

в) нет, я только хочу удовлетворить свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;

в) продолжаю делать свое дело.

10. По-Вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко сориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась.

12. Сразу же после какой-то беседы можете ли Вы вспомнить все, о чем говорилось?

а) да, без труда;

б) часто вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Услышав слово на незнакомом языке, сможете ли Вы повторить его без ошибки?

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) да, но не совсем правильно.

14. В свободное время Вы предпочитаете:

а) остаться наедине с собой, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) мне это безразлично.

15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда:

а) дело закончено и кажется отлично выполненным;

б) Вы более или менее довольны;

в) Вам еще не все удалось сделать.

16. Когда Вы один (одна), то:

а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;

б) пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) любите помечтать о вещах, которые связаны с Вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает Вас, Вы думаете о ней:

а) независимо от того, где и с кем находитесь;

б) только наедине с собой;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

За ответ «а» – 3 балла, за «б» – 1, за «в» – 2 балла.

49 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор возможностей. Если Вы на самом деле сможете применить свои способности, то откроете самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволяет проявить себя, если, конечно, Вы этого желаете.

23 балла и меньше. Ваш творческий потенциал, увы, незначителен. Но, может быть, Вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в себя может привести к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Диагностика личностных особенностей включает в себя следующие методики.

Десять видов эмоциональной направленности личности по Б.И. Дадонову.

«Ориентационная анкета» Б. Басса в адаптации В. Смейкала и М. Кучера для выявления преобладающей направленности личности на себя, на других и на дело.

«Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда для определения значимых оценок (самооценок) личности, особенностей отношений личности со значимым социальным окружением. Шкалы: Уровень самоуважения, Развитость волевых сторон личности, Экстравертированность.

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой для оценки сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Шкалы основных регуляторных процессов: Планирование, Моделирование, Программирование, Оценивание результатов; Шкалы регуляторноличностных свойств: Гибкость, Самостоятельность. Диагностика толерантности как устойчивости личности.

Опросник описания уверенности в себе Рейзаса.

Шкала общей самоэффективности Р. Швацера и М. Ерусалема.

Опросник саморефлексии телесного потенциала Г.В. Ложкина и А. Ю. Рождественского.
Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер.
Опросник диагностики застенчивости Ф. Зимбардо.

Тест диагностики застенчивости А.Б. Белоусова и И.М. Юсупова.
Опросник социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной.

Шкала самомониторинга М. Снайдера.
Опросник «Человек и природа» Э.А. Альнера и М.К. Семенова для диагностики мировоззренческого, когнитивно-аффективного и поступочного компонента экологического сознания личности.

Понятие психологической защиты. Исследования проявлений защитных механизмов. Проявление работы защитных механизмов в проективных методиках.
Индекс жизненного стиля Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте для диагностики защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия.

Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма для определения когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой.

Психологические автобиографии как способ получения сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути человека, отношения к прожитому и особенностях антиципации.
Опросник «Психологические затруднения» Т.Л. Романовой для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми). Шкала субъективного благополучия измеряет уровень психоэмоционального самочувствия человека, связанное с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами.

Диагностика чувства юмора.
Проблема и диагностика одиночества. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.

Страх смерти и танатаническая тревога как беспредметный и нелокализованный страх смерти. Диагностика страха и отношения к смерти.
Шкала Страха смерти Дж. Бойяра.
Шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера.
Методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана.

Основные способы получения данных о личности в психодиагностике

В практической работе психолог-диагност использует в основном три пути выявления психических особенностей человека, необходимых для постановки надежного психологического диагноза. Во-первых, поведенческие реакции, психические проявления, диагностируемые с помощью наблюдения в реальных, жизненных или специально смоделированных ситуациях. В некоторых случаях, например, при диагностике проблем развития детей младшего дошкольного возраста данные наблюдения могут быть единственным источником психологической информации. Во-вторых, широкой популярностью в современной психологической диагностике пользуется информация об обследуемом, полученная от него самого, то есть субъективные представления человека о самом себе, самооценки, самоотношение. Большими возможностями в этом плане обладают методы самоописания, самоотчета. К ним относятся, прежде всего, опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения. В-третьих, существенное место в психологической информации занимают объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.

Выделяют 3 типа данных для диагностики личности:

1) L – life record data – данные, описывающие жизнь. Данные, которые получаются в ходе наблюдения за реальной жизнью человека. Для их получения используются эксперты, самые дорогостоящие и самые достоверные диагностические данные.

2) Q – questionnaire data – данные опросников. Самые дешевые и наименее достоверные данные. Источники ошибок: 1 – отсутствие навыков интроспекции у испытуемых; 2 – разница в культурных стандартах (все тесты разрабатываются в основном для американских людей); 3 – использование неверных эталонов; 4 – мотивационное искажение (аггравация – подчеркивание собственных недостатков), 5 - диссимуляция – социальная желательность ответов; 6 – симуляция (изображение вымышленного персонажа).

3) T – objective test data – данные объективных тестов. Использование экспериментальной ситуации, когда не рассказывает, а показывает реальность; маскировка истинной цели тестирования; неожиданность постановки задачи; создание эмоционального напряжения (когда человек ведет себя наиболее искренно).

В диагностике личности выделяется несколько теоретических подходов в зависимости от того, что понимается под личностью.

1. Диагностика личностных черт.

Личностная черта – это особенность поведения, присущая всем людям без исключения. Люди между собой различаются выраженностью личностных черт. Набор личностных черт определяется концепцией, лежащей в основе диагностической методике/теста.



Выделяют 3 вида черт:

Конституциональные – те черты, которые даны от рождения.

Индивидные черты – формируются в процессе жизни на основе врожденных особенностей и проявляют себя во взрослом возрасте. Большинство тестов-опросников изменяют индивидные черты, они загадочным образом непонятно откуда появляются.

Личностные черты в узком смысле слова. При их описании в основу легла концепция Шарлоты Бюлер, говорила, что личность существует в моменты самоопределения, т.е. когда человек ставит индивидуальные отличные от других цели и сам их достигает. Собственноличностные черты – это те характеристики, которые человек формирует сознательно и целенаправленно. Эти характеристики диагностируются только в ходе беседы.

Опросник Айзенга.

R. Kettell (в основе лежит математическая модель личности)

Название опросника: 16 P.F. (16 личностных факторов). Консультировать по нему трудно, но для научных исследований очень хороший. (#результат одного из исследований: инфаркт – проблема любви к себе, инсульт – человек берет много ответственности на себя, мозг начинает отказывать).

Методика Big Five – современный аналог Кэттэла. Там 5 основных шкал. Базовые характеристики: интеллектуальность, экстраверсия (рассматривается как базовая хар-ка человека, а интроверсия является социально обусловленной), стабильность (качество, которое связанно со стрессоустойчивостью), сознательность (экзистенциальный подход к жизни, сознательность предполагает, что человек понимает, как его жизнь складывается вследствие его личных жизненных поступков), толерантность/дружелюбие (терпимость к другим, приятие других и т.д.).

2. Блочный подход диагностики личности.

Личность рассматривается как состоящая из отдельных независимых подструктур, которые можно диагностировать отдельными методиками. Этот подход методологически слабо обоснованный, во многом противоречит современным представлениям о человеке, но на практике используется очень хорошо.

В рамках этого подхода выделяют следующие блоки:

Блок психофизиологических характеристик, связанных с темпераментом. Методики, которые выявляют врожденные свойства, выделяют реагирование в стрессе.

Блок эмоциональных реакций и эмоциональных состояний. Методики, которые выявляют особенности агрессивного поведения, уровень активности человека, уровень стресса, уровень тревожности. Методики работают откровенно плохо. (опросник двоечника – опросник Спилберга Хаина).

Блок самоидентификации. Методики на самооценку, самая простая, известная, хорошо работающая - тест Будасси (советский) – классический квазиэксперимент. Диагностика уровня притязаний Хоппе. По содержанию является экспериментом со скрытой целью тестирования. В этой методике испытуемому говорят, что задача измерения интеллекта, даются карточки, с одной стороны номер карточки (от 1 до 10 по сложности), с другой – задание. Задача: набрать максимальное количество балов за определенное время, анализируется поведение человека в стрессовой ситуации. Смотря с какой карточки начнет человек – измеряется исходный уровень самооценки, реакция на успех, реакция на неудачу, реакция на несправедливость, реакция на доброжелательность (поощрение за не совсем правильный ответ). Так же есть современные опросники самоотношений, которые измеряют «Я» концепцию, шкалы субъективного благополучия.

Блок жизненных ценностей. Методики, в основе которых лежит концепция Рокича. Американский психолог. Ввел понятие терминальной ценности. Терминальная ценность – это убежденность человека в преимуществах одних жизненных целей по сравнению с другими. Разработал список терминальных ценностей и предложил методики для их оценки. Популярный опросник «смысла жизненных ориентаций» (СЖО) – в основе концепция Франкла.

3. Психодинамический подход диагностики личности.

Рассматривает личность в развитии динамики, при этом предполагается, что сегодняшняя ситуация обусловлена прошлыми событиями. Прошлые события определяют мотивацию человека и структуру имеющихся потребностей. Соответственно к динамическому подходу относятся проективные методы психодиагностики.

4. Интеракционический подход к психологии личности.

В рамках этого подхода признается коммуникативная картина мира, человек рассматривается в непрерывном взаимодействии с другими людьми, т.е. человека рассматривают через призму отношений с другими людьми.

В рамках этого подхода выделяют 2 группы методов:

Диагностика взаимоотношений внутри реально – существующей группы.

Экспериментальные методики по форме напоминающей психологический тренинг, они диагностируют реальные эмоциональные связи внутри группы. Методика социометрия – главное требование: одновременное присутствие всех членов группы при диагностике. Социометрия позволяет количественно измерить уровень авторитета каждого члена в группе. Выделяют лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых и отвергаемых. Главный недостаток – методика количественная и не дает ответа на вопрос почему сложилась такая ситуация в группе. Если это лидер, то какой это лидер, если этот человек отвергается, то почему/за что его отвергают. Поэтому к ней в довесок есть методика для определения мотивационного ядра группы. Основывается на пирамиде Маслоу, к каждой мотивации подбирается 2-3 характеристики человека. Затем всех членов группы ранжируют по выраженности этих характеристик. Выделяются информационное ядро группы. Референтометрия позволяет определять скрытых лидеров или референтную группу, на мнение которой ориентируются все остальные. Методика внутригрупповой идентификации. Она показывает характер мотивации поступков у членов группы. Высокий уровень идентификации, когда к другим относятся так же, как к себе, и наоборот. Внутригрупповая идентификация – это тренинговые упражнения, в которой есть стрессовая ситуация либо угроза, членам группы грозят некоторые санкции и нужно принять общее решение и кем-то пожертвовать.

Диагностика коммуникативных особенностей конкретного человека.

Выделяют: методики на диагностику особенностей поведения в конфликте, диагностика используемых коммуникативных стратегий, диагностика коммуникативной компетентности. Нарративный подход диагностики личности. Нарративный (сюжет) подход выявляет общие принципы отношения к жизни, ко времени, предпочитаемые жизненные цели и стратегии их достижения.