Светлана матвеева дочь евгения. Дочь Евгения Матвеева: если роль трогала душу отца, преград не существовало

Евгений Матвеев в дни своей молодости и славы прослыл любимцем женщин, записным красавцем и сердцеедом. Актёр воплощал на экране практически все женские мечты о любви и счастье и поэтому пользовался невероятной популярностью у представительниц слабого пола. Хотя, как признавался он сам, любовь поклонниц иногда была чересчур навязчивой. Даже после травмы, из-за которой Евгений Матвеев был вынужден покончить с актёрской карьерой, он продолжал заниматься исключительно кинематографом, но уже в качестве режиссёра. Кино — это страсть, которая сопутствовала актёру на протяжении всей его жизни. Личная жизнь Евгения Матвеева , как и у многих его коллег того времени, была связана с единственной женщиной — женой Евгения Матвеева Лидией.

Биография Евгения Матвеева началась в Херсонской области Украины, а в то время, конечно, в Украинской Республике великого СССР в 1922 году. Как видно из даты рождения, актёр успел принять участие и в военных действиях, однако не как фронтовик, а как педагог в Тюменском пехотном училище. С раннего детства и все военные годы искусство постоянно было рядом с актёром, он занимался и выступал в различных кружках самодеятельности. Именно в тот период Евгений Матвеев повстречал свою жену Лидию. Поначалу он влюбился в её голос, а она старалась не обращать на него внимания, ведь уже имела ухажёра-фронтовика, очень ревнивого, и к тому же на Евгения Матвеева первой положила глаз её подруга. Однако встречи и тесное общение показали молодым людям, что они созданы друг для друга. Поженились они 1 апреля 1947 года, а свадьбу играли через месяц.

В начале театральной биографии Евгений Матвеев работал в Тюменском театре, а затем перешёл в Новосибирский. Здесь он проработал до 1952 года, а затем был приглашён в Москву. Дебют в кино у актёра состоялся лишь в 33 года, но зато потом приглашения сниматься сыпались на него, как из торбы.

В личной жизни Евгений Матвеев характеризовал себя как влюбчивого человека. По его собственным словам, он влюблялся практически в каждую свою партнёршу по съёмочной площадке, но эти чувства были исключительно платоническими. К чести его супруги, она никогда не устраивала скандалов и сцен. Это, кстати, и уберегло семью от развода в тот единственный раз, когда Евгений Матвеев уже был готов уйти. Случилось это из-за партнёрши по фильму "Родная кровь" Вии Артмане, которая даже родила от актёра дочь, что долго было секретом для всех.
Ушёл из жизни знаменитый актёр Евгений Матвеев в 2003 году. Его забрала страшная болезнь — рак лёгких. Родные до сих пор считают, что если бы врачи вовремя озвучили диагноз, Евгения Матвеева удалось бы спасти. У него остались жена, сын Андрей и дочь Светлана, а также трое внуков. Четвёртая внучка родилась уже после кончины знаменитого деда.

В жизни Матвеевых бывали такие тяжелые моменты, что Евгений Семенович даже думал о самоубийстве. Об этом газете «АиФ. Суперзвезды» рассказала их дочь Светлана Матвеева .

Лестница в цветах

Папа и мама встретились на каком-то смотре художественной самодеятельности. Не помню, где это было, но они рассказывали, что первый раз поцеловались в Свердловске, а поженились в Тюмени. Там и я родилась. Мама из Омска, отец с Украины. Это ж надо было, чтобы их дорожки пересеклись! Мама рассказывала, что папой сначала заинтересовалась ее подруга, а ей он не нравился: тощий какой-то, длинный. Встречались они так: один вечер «женились», второй «разводились». До такой степени осточертели всем родным, что им сказали: или женитесь, или расходитесь, хватит! Тогда они между репетициями забежали в загс и быстренько расписались. У нас даже нет ни одной их свадебной фотографии.

Лейтенант Матвеев, преподаватель пехотного училища, 1944 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Мамины родители занимали хорошее положение, старались молодым помогать. Но отец это не приветствовал. Он всегда считал, что мужчина всего должен добиваться сам. В Тюмени он работал в театре, на радио, вел несколько драмкружков. Когда в промежутках между работами он прилетал домой, мама разливала ему суп по нескольким тарелкам - чтобы быстрее остывал. Он все это быстро съедал и уходил. Это было послевоенное время, тяжелое. У папы и мамы были продуктовые карточки служащих, у меня - детская, а у папиной мамы, моей бабушки Надежды Федоровны , - никакой. Когда в семье появлялась какая-нибудь конфетка, мы берегли ее для папы. Плиты дома не было, и мама варила мне кашу на утюге - переворачивала и на горячую поверхность ставила кастрюльку. В 1976 году, когда у меня самой родился сын и кончился на даче газ, я вспомнила об этом способе, пристроила утюг между книжками и подогрела ему молоко.

У мамы замечательный голос, и в Новосибирске, куда мы переехали из Тюмени, она была настоящей примой. Потом в Москве у нее была возможность работать на эстраде. Но она ею не воспользовалась - не хотела все время ездить на гастроли и оставлять семью. И все же родители не могли себе позволить, чтобы работал только один отец. Первое время в Малом театре он получал около 120 рублей. На эти деньги невозможно было жить нам всем. Поэтому мама устроилась в хор Большого театра.

- Наверное, быть женой знаменитого актера - не самая легкая женская судьба.

Мама тоже актриса, поэтому спокойно воспринимала минусы, сопутствующие известности. Больше всего нервничала бабушка, папина мама. Нам бесконечно звонили в дверь и по телефону, и стоило бабушке уложить меня спать, как я тут же от этого шума просыпалась. В Москве мы жили на втором этаже, и, начиная от двери в подъезд до самой нашей квартиры, на каждой ступеньке лежали цветы и записочки. А когда папа выходил из Малого театра, ему приходилось переодеваться. Но поклонницы все равно его узнавали, и одна из них как-то чуть не бросилась под колеса такси. Самое интересное, что еще со времени нашей жизни в Новосибирске у него остались две или три поклонницы - не сумасшедшие фанатки, а настоящие театралки, - с которыми родители дружили. С одной семьей они переписывались и до последнего времени. Так что я никогда не видела, чтобы мама устраивала отцу сцены. Хотя когда они выходили куда-нибудь вместе, женщины просто висли на нем. А вот если вдруг мама шла с кем-нибудь танцевать, то папа сразу вмешивался: «Пошли домой».

Вообще мы с моим младшим братом Андрюшей выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец кричал на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то. Конечно, как каждая нормальная семья, они, наверное, ссорились. Но, видимо, шепотом на кухне или на улице. Когда я выходила замуж, то думала, что именно такие отношения и должны быть между двумя любящими людьми. Как-то я даже сказала папе, что они из нас с Андреем воспитали идеалистов, не приспособленных к современной жизни. Он жутко обиделся. Будто бы я обвинила его в том, что они изуродовали нам жизнь, не показав ее такой, какая она есть. Но мы-то видели жизнь, какой она на самом деле была у них. И я, наоборот, хотела сделать ему комплимент.

Евгений Матвеев с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Женщина - это святое

- Евгений Семенович как-то сказал, что для него женщина - святое. Такое отношение было заложено в детстве?

Свою маму отец любил безгранично. Бабушка всегда жила с нами - он перевез ее с Украины, как только начал работать в Тюменском театре. Бабушка ушла из жизни, когда мне было 12 лет. Она умирала дома и страдала ужасно. У нее был рак поджелудочной железы, а количество обезболивающих уколов тогда было ограниченно. Бабушка вообще-то была крутого нрава. Папу она воспитала одна. Насколько я знаю по ее рассказам, с дедом Семеном Калиновичем они были не венчаны. Их брак был зарегистрирован только в загсе. А ее отец, мой прадедушка, был регентом в церкви, внецерковный брак дочери не принимал и вообще не считал ее замужней женщиной. Соответственно и папу он не признавал законным ребенком. На Украине это называлось байстрюк - незаконнорожденный. Дед же, судя по всему, был дворянских кровей. Возможно, он считал, что бабушка недостаточно образованна. А может быть, ее церковная родня мешала ему делать карьеру. Мне кажется, что под давлением с обеих сторон они и расстались. А потом, во время войны, дед погиб.

У папы с самого детства была тяга к актерству. В деревне он копировал то бычка, то птичек. Когда женщины приходили с работы, надевали чистую одежду и садились на завалинку, он начинал песни петь - такие жалостливые, что все плакали. Как-то он сказал дедушке, что хочет балалайку. Прадед был человеком суровым и ответил: «Заработай и купи». И в девять лет папа пошел работать - продавал по обочинам арбузы, возил на полевой стан бочки с водой. Потом бабушка переехала вместе с папой в районный центр, чтобы он учился в хорошей школе. Для этого ей самой пришлось работать там уборщицей. А затем папа поступил в киевскую киноактерскую школу, где учился у самого Довженко . Но это был непростой период в его жизни - он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Евгений Матвеев. Фото: www.globallookpress.com

- Любовь?

В том-то все и дело, что не любовь. В школе ввели плату за обучение. Папа и еще кто-то из его сокурсников не могли заплатить. Они совершенно отчаялись, и тогда за них заплатил сам Довженко. А потом началась война. С 1941 по 1946 год папа служил офицером Тюменского пехотного училища. Кстати, он хотел быть летчиком, но его не взяли в летное училище. Возможно, потому, что он был слишком высоким. На войне с отцом произошла такая история - он чуть не попал под трибунал. Ему прислали необученных новобранцев, которых надо было послать в бой. А они даже с простыми задачами не справлялись. Все шишки за плохое обучение новичков посыпались на папиного командира, и отец встал на его защиту, взял вину на себя. Его пригрозили отправить под трибунал. Сочувствующие друзья налили ему стакан водки, папа хлопнул и отключился. Пока он спал, командир, к счастью, все уладил.

Войну папа воспринимал очень эмоционально. В фильме «Особо важное задание» он показал эпизод, который ему запомнился больше всего. Многих эта картина удивила - ведь столько крови было вокруг, столько человеческих жизней изуродовано, а тут - такая мелочь. Папа мне рассказывал, как в детстве он с друзьями ловил и топил сурков, чтобы они не уничтожали посевы. И вот во время войны он увидел горящую степь и в ней - сурка и услышал его страшный крик. Говорил, что запомнил это на всю жизнь. И еще папа говорил, что, несмотря на все страдания и лишения, во время войны он не видел злых глаз. Видел тоску, боль, горе, но не видел зла. А в начале перестройки, когда ему приходилось иногда ездить общественным транспортом, он возвращался домой совершенно потрясенный: «Я не понимаю, что происходит с людьми». Он чувствовал, что злость висела в автобусах, как гиря. Все были до такой степени наэлектризованы, что, дотронься только до кого-нибудь, тут же разгорался скандал.

После войны папе прочили карьеру военного и советовали поступать в военную академию, но актерство опять перетянуло, и в 46-м году он начал работать в Тюменском областном театре. С 1948 по 1951 год - новосибирский «Красный факел». С 1951 по 1968-й - Малый театр в Москве. А с 1968 года, после травмы, он работал на «Мосфильме».

39 уколов

- Травма произошла во время съемок?

В те годы устраивали большие концерты на стадионах. Это было на Украине. Папа в костюме Нагульного, которого он сыграл в фильме «Поднятая целина», должен был выезжать, стоя на тачанке. Лошади в нее были запряжены милицейские, в упряжке не ходившие. И когда, увидев папу, зрители вскочили, кони шарахнулись и выкинули его из тачанки. Тогда отец получил две травмы - ноги и позвоночника. Мне трудно сейчас сказать точно, сколько он пролежал, прикованный к постели. Помню, навещала его то в одной больнице, то в другой, и он не поднимался на ноги. Это было довольно сложное время для нашей семьи. Было очень тяжело материально. Фактически мы жили на мамину театральную зарплату, папа получал пенсию по инвалидности - 43 рубля. Ему советовали вообще сменить профессию - было ясно, что на сцену он вернуться уже не сможет. Даже когда отец стал выздоравливать, он не мог долго оставаться в одном положении. Тогда он стал изучать кинорежиссуру и вскоре поставил свой первый фильм - «Цыган». Сам сыграл главную роль. Снимался он в жестком корсете, а по сценарию надо было танцевать. Тогда корсет снимали, отцу делали 39 обезболивающих уколов, и он танцевал. Несколько раз терял сознание - опять вводили обезболивающее, и он снова снимался.

«Поднятая целина» (1959, 1960, 1961) Фото: Кадр из фильма

Вообще, если сценарий или роль трогали его душу, для него преград не существовало. Если бы отцу надо было бы встать на голову, чтобы снимать фильм, он бы встал и снимал. Это было для него важнее всего. Когда папа работал, в кабинет не допускался никто, трогать там тоже ничего не разрешалось. Но мой сын Алеша эту проблему решил просто. Однажды, когда отец был на съемках, мы с мамой увидели, что Лешка скинул все с папиного стола и крутится посередине на пятой точке. А однажды он, устав подглядывать за дедушкой сквозь стеклянные двери, просто взял вырезанную из куска цельного дерева сувенирную трубку и разбил ею стекло. Зато когда ночью Лешка просыпался с плачем, то успокаивался он только на руках у деда.

А когда вы с братом были детьми, успевал ли Евгений Семенович заниматься вашим воспитанием? Например, ходил ли он на родительские собрания?

Когда мой брат Андрюша учился в первом классе, папу вызвали в школу, запихали за маленькую парту первоклассника и заставили выучить стишок, который не смог запомнить его сын. Папа пришел совершенно удрученный: «Я такого стыда натерпелся, в жизни ничего подобного не испытывал. Сидел за партой, коленки зажимали мне уши, и я не мог выучить этот стишок». А отец тогда уже был заслуженным артистом. После этого на все собрания к Андрюше ходила я.

Папа, конечно, был очень занят, но он приезжал и устраивал нам разгон, воспоминаний о котором хватало на полгода. А я была девчонка оторви да брось. Мне, правда, тогда казалось, что папа совершенно несправедливо меня наказывает, но перечить ему я не могла. Однажды он поставил меня в угол. Мама с бабушкой по очереди бегали ко мне и упрашивали: «Светочка, ну попроси у папы прощения». Но я считала, что репрессирована незаслуженно, и не соглашалась. Папа уже и сам изнывал и не знал, как меня выковырять из этого угла. Но сказать: «Ладно, я тебя прощаю», - он не мог, поскольку я должна была осознать свою неправоту. Кончилось тем, что я заснула прямо в углу. А один раз отец за что-то лупил меня и никак не мог понять, почему я смеюсь. А у меня была накрахмаленная нижняя юбка, и все его шлепки от нее отскакивали. Чем сильнее он меня лупил, тем смешнее мне было и тем больше он сердился. Но у отца был очень эффективный метод воспитания. Он умел сказать одно такое обидное слово, что запомнишь на всю жизнь. Когда мне было лет восемь, мы с родителями зашли в автобус, и я плюхнулась на единственное свободное место. Папа сказал маме: «Лидочка, ты постой, потому что Светлана у нас устала очень». Этот стыд я не забуду никогда.

Евгений Матвеев. Фото: www.globallookpress.com

Однажды был настоящий скандал. Мама взяла меня в театр на папин спектакль, нас посадили в ложу. Отец играл хорошего персонажа, которому плохой выкручивал руки. Увидев это, я вскочила на парапет ложи и на весь зал запела: «В защиту мира вставайте, люди!» Папа разинул рот, занавес тут же закрыли. Тогда он влетел в ложу, схватил меня за грудки и закрыл в гримуборной. Потом артист, который был с ним на сцене, говорил: «Как я играл! Даже ребенка проняло!»

В детском парке, куда меня водила бабушка, я собирала вокруг себя толпу народа, пела все песни, какие знала, читала стихи и плясала. При этом я залезала на лавку, чтобы всем было видно. Когда мой репертуар заканчивался, я делала русский поклон, говорила: «Концелт окончен» - и уходила. А однажды от детского театра до дома я шла на четвереньках - изображала медвежонка. И когда уже стала постарше, многие друзья папы ему говорили: «Светку твою надо в кино снимать. Она у тебя красавица!» Отцу это не нравилось. Я слышала, как однажды он выговаривал своему приятелю: «Что ты мне дочь портишь?! Ничего красивого нет!» Помню, как после травмы - он тогда уже начинал ходить - папа провожал меня до ворот больницы, где я его навещала. Вдруг он изо всех сил хряснул меня костылем по спине. Я испугалась, думала, что он падает. Оказалось, что папа просто хотел, чтобы я не сутулилась.

Однажды мама пришла с родительского собрания совершенно потрясенная. Учительница ее спросила: «Я надеюсь, Светлана в ваших застольях не участвует?» В ее представлении артисты должны были все время проводить в пьянках. Но тем артистам, которые работают, не до гулянок. Иногда папа после спектакля ехал в другой город, снимался там, на следующий день возвращался, играл спектакль, и все повторялось. А маму в свободные дни я помню так: она что-то убирает, шьет или вяжет перед телевизором. Вот вам и богема.

Народные артисты СССР Евгений Матвеев и Нонна Мордюкова на III съезде кинематографистов СССР. Фото: РИА Новости / Галина Кмит

Брови Ильича

- Евгению Семеновичу часто припоминали, что в свое время он сыграл Брежнева в фильме «Солдаты свободы»?

Отца травили за эту роль, хотя это был всего лишь эпизод. Говорили, что власть его осыпала подарками. На самом деле все свои награды и звания он получил до фильма. А из-за него, наоборот, лишился звезды Героя Соцтруда. Он был представлен на звание, уже был подписан указ, и тут ему как раз предложили роль Брежнева. Получилось, что звезду давать было уже как-то неудобно. Говорят, что Брежнев смотрел фильм с женой, и она сказала: «Лень, посмотри, это ты». Он говорит: «Это не я, это артист Матвеев. Но брови мои». Вообще, отец знал о Брежневе много интересного. И сейчас собирался, выйдя из больницы, снова его сыграть.

Евгений Матвеев в фильме «Солдаты свободы». Фото: Кадр из фильма

Брежнева папе припомнили и на 5-м съезде Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Тогда не переизбрали весь секретариат. Говорили, что все - и Бондарчук , и Матвеев , и Кулиджанов - конъюнктурщики, что они забронзовели под крылом Кремля. Двуличие и предательство коллег его очень тогда потрясли, и он снова думал о самоубийстве. Вообще, перестройка для нашей семьи, как и для многих других, была временем очень трудным. В 1992 году и я, и Андрюша потеряли работу, а папа и мама - все свои сбережения. Он ужасно переживал - и не столько из-за потери денег, сколько из-за того, что государство, в которое он так верил, его надуло. У родителей в жизни было несколько периодов безденежья и голода, и он очень боялся, что, случись что-нибудь с ним, мама не будет обеспечена, хотя она никогда его не попрекала отсутствием денег и ничего не просила. Отец тогда уже был на пенсии, но получилось, что он один должен был кормить семью из 8 человек. Но он справился.

Вообще, в своей жизни папа выбирался из стольких сложных ситуаций, что мы и сейчас, когда он заболел, никак не думали, что он не выберется.

- Ваш отец знал, насколько серьезно болен?

Трудно сказать. Судя по его планам, не знал. Он, конечно, неважно себя чувствовал, но что до такой степени... Отец планировал сниматься в двух фильмах - в одном должен был играть Брежнева, в другом - раскулаченного старика, который во время войны спасает чекиста и политрука, то есть представителей той самой власти, которая его и репрессировала. Режиссировать сам уже не собирался. Сил не было. В декабре он лежал в больнице, ему должны были делать операцию, но потом сказали, что сердце не выдержит наркоза. Он был очень этим удручен и как-то сник. И все же для всех нас его смерть была как гром среди ясного неба. До последнего момента мы не говорили отцу, насколько серьезна ситуация. Я и маме не хотела говорить, но не смогла - разрыдалась прямо в телефонную трубку. Отца я только просила: «Папа, пожалуйста, продержись еще немножечко». Мы надеялись начать новое лечение, и 1 июня никто не ждал ничего плохого. Мы все были в больнице, отец пошел покурить, вернулся, сел на кровать и вдруг повалился назад. Мы стояли рядом, пораженные. Это настолько было внезапно! У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс, держала его за руки. Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза. Этот момент я не забуду никогда.

«Жаль, что они уходят»

Вспоминает Алена Галич, актриса, заслуженная артистка России, президент фонда «Отчий дом» им. Александра Галича :

В 50-е годы в Малый театр были приглашены из провинции два молодых актера - Евгений Матвеев и Юрий Аверин , мой отчим. Они дебютировали в Москве почти в одно и то же время. Актеры тогда жили довольно скудно, в новых домах на улице Левитана Аверину и Матвееву дали двухкомнатную квартиру на две семьи. Евгений Семенович поселился там с мамой, женой Лидией Алексеевной и дочкой Светочкой, с которой мы дружили. Аверин жил со своей женой, моей мамой актрисой Валентиной Архангельской. Я жила у отца, но часто приходила в этот дом.

Аверин и Матвеев оба были спортивными болельщиками. По выходным они любили ездить на стадион и смотрели там все подряд: волейбол, футбол, баскетбол. Нас со Светкой они брали с собой. Помню, нам там было жутко скучно. Мама Евгения Семеновича - Надежда Федоровна была замечательной хозяйкой. Хорошо помню, как она делала украинский борщ и к нему пампушки - белые булочки, которые надо было обмакивать в чесночный соус. Кухня была маленькая, и вся она наполнялась чудесными запахами.

Евгений Семенович был очень красивый, высокий, худой. И красоту свою сохранил до последних лет. В Малом театре у него было амплуа, как говорят режиссеры, героя-неврастеника. Никто не ожидал тогда, что он вырастет в актера совершенно другого плана, разнохарактерного. К сожалению, очень редко вспоминают его замечательную работу - Нагульного в «Поднятой целине». А ведь она достойна была бы «Оскара».

В одной квартире с Матвеевыми мама и отчим прожили несколько лет. Все праздники отмечали вместе - у нас остались очень смешные фотографии. Я вспоминаю то время с большим удовольствием. Это была эпоха очень порядочных и честных людей, которые всю свою жизнь прожили достойно. Жаль, что они уходят. Именно эти чувства - чести и порядочности во всем - в семье, в актерском мастерстве - отличали Евгения Семеновича. Сейчас такие семьи встретишь редко.

Звезда «Стиляг», «Анны Карениной», «МосГаза» и «Бесов», незаменимый член труппы МХТ им. Чехова, актер Максим Матвеев прошел долгий путь, прежде чем его стали именовать «звездой молодого поколения» как верные зрители, так и требовательные критики.

Детство и семья Максима Матвеева

Максим Александрович Матвеев появился на свет 28 июля 1982 года в городе Светлый Калининградской области. Его родные, простые советские труженики, были далеки от мира искусства.


Мама Людмила Владимировна – филолог, работала библиотекарем. Родного отца мальчик не знал. Воспитанием мальчика в основном занимался дед, у которого, по воспоминаниям актера, были золотые руки. «Он просил меня нарисовать, что хочу. Я рисовал, а через три часа дедушка по моему эскизу делал игрушку», – рассказывал Максим.


Бабушка Максима работала билетером в местном кинотеатре и, разумеется, пропускала внука на все сеансы бесплатно. Там мальчик познакомился со многими шедеврами голливудского кинопрома, но сильнейшее впечатление на него произвели «Звездные войны». Еще долго в своих фантазиях он представлял себя джедаем с лазерным мечом наперевес.

Когда Максиму исполнилось 10 лет, его мама обрела новую любовь, и у юноши появился отчим, моряк по профессии. В 1992 году семья перебралась в Саратов, на родину мужа, где у Максима появился единоутробный братик Володя.

Максим Матвеев. Белая студия

В школе Максим учился хорошо, окончил ее с серебряной медалью. Ребенок он был довольно замкнутым: почти ни с кем не общался, на переменах предпочитал не играть со сверстниками, а готовить домашнее задание. Но к старшим классам в нем проснулся бунтарский дух: он отрастил длинные волосы и стал слушать хэви-метал.

В детстве Максим Матвеев хотел стать хирургом, затем загорелся идеей стать фехтовальщиком. Однако творчество всегда оставалось важной частью его жизни. В юности он посещал художественную школу, позже к урокам изобразительного искусства добавились внеклассные занятия актерского мастерства. Несмотря на это, после окончания школы о профессии актера Максим не задумывался. Он никак не мог определиться, чем хочет заниматься во взрослой жизни, и родители просто поставили его перед фактом: «Поступаешь на адвоката». Но тут курс его судьбы изменил господин Случай.

Начало карьеры

В выпускном классе Матвеев решил принять участие в конкурсе пар на театральном факультете Саратовской консерватории. Там-то на него и обратил внимание театральный педагог Владимир Смирнов, предложивший парню попробовать свои силы в актерстве. Вняв совету, он подал документы и стал студентом сразу второго курса театрального факультета Саратовской консерватории. Благодаря усилиям его педагога Валентины Ермаковой Максим быстро прибавлял в мастерстве, отвергая многочисленные предложения сняться в рекламе, фотосессии или даже фильме для взрослых (предлагали ему и такое!). В итоге за свои дипломные спектакли «Божий клоун» и «Дон Хуан» Максим получил наивысшие оценки членов комиссии.

Получив диплом Саратовской консерватории, Максим попытал счастья в Школе-студии МХАТ. В столицу он, скромный мальчик из Саратова, ехал без особой подготовки, по его собственным словам, материал для прослушивания был однобоким. Когда экзаменаторы поинтересовались, подготовил он что-либо еще, Максим ответил: «Нет, но скоро!». На следующее утро после бессонной ночи он пришел во всеоружии, а его попросили станцевать. Он был уверен, что провалился, однако талантливому юноше нашлось место на курсе Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова.


Параллельно с учебой Максим Матвеев стал часто выступать на сцене. Так, он исполнил роль рыцаря Жорфея в известном спектакле «Пьемонтский зверь», а затем также появился в постановке «Последняя жертва». Хотя свой первый выход на сцену МХТ актер вспоминал со стыдом: «Я играл в одном спектакле с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной . И меня не было слышно. Совсем. После спектакля Олег Павлович сказал мне: „Ну, старик, надо работать и работать“».


В итоге успешно окончив Школу-студию МХАТ, в 2006 году Максим Матвеев устроился на работу в МХТ имени Чехова. В последующие годы на местной сцене актер сыграл огромное множество замечательных ролей. Среди его лучших работ значатся спектакли «Кабала святош», «Король Лир», «Художник». По мнению известных театральных критиков, лучшей работой молодого актера является роль Горинга в постановке «Идеальный муж» по Оскару Уайльду.

Максим Матвеев в кино

Еще во время учебы Матвееву предложили роль в сериале «Бедная Настя» с Еленой Кориковой . Персонаж был немаловажен для сюжета, и гонорара за съемки хватило бы на четырехкомнатную квартиру в Москве. Но Максим внял словам Золотовицкого, который убедил своего подопечного не спешить, а прилежно учиться. Понимал это и сам актер, для которого место в МХТ уже тогда значило больше, чем мимолетная слава сериального красавца.


Первой ролью Максима в кино стала лента Валерия Тодоровского «Тиски», а год спустя зрители увидели его в «Стилягах», пестром мюзикле того же режиссера с Антоном Шагиным и Оксаной Акиньшиной .

«Стиляги»: Максим Матвеев – «Моя маленькая бейби»

Затем последовали роли в лентах «Тариф Новогодний», «Не скажу», «На крючке», «Свадьба по обмену». Все эти фильмы имели коммерческий успех, так что имя Максима Матвеева не пропадало с радаров режиссеров и продюсеров


Любили Максима Матвеева и простые зрители. На его спектаклях всегда был аншлаг. А во время различных кинематографических фестивалей очередь к нему за автографами всегда была особенно внушительной.


Во второй половине нулевых Максим Матвеев стал часто появляться не только на больших экранах, но и на телевидении. В мир российских сериалов он вновь-таки шагнул очень уверенно, сыграв главную роль в телепроекте «Тульский Токарев». После этого были съемки в сериалах «Ялта-45», «Охотники за бриллиантами», «Военный госпиталь», а также роли в телевизионных лентах «Капитаны», «Дед Мороз всегда звонит трижды» и многих других.


В 2012 году фильмография Максима Матвеева пополнилась сразу несколькими успешными проектами: сериалом «МосГаз» с Андреем Смоляковым (артист оперетты Влад Вихров), и военной драмой «Август. Восьмого» (командир миротворцев Алексей).


В 2013 году популярность актера подкрепило участие в детективе Станислава Говорухина «Weekend», романтической комедии со Светланой Ходченковой и Любовью Аксеновой «Любит не любит» и приключенческой «Форт Росс», где партнершей Максима стала Анна Старшенбаум .


А после 2014 года Максима Матвеева начали узнавать на улице как Николая Ставрогина из мини-сериала Владимира Хотиненко «Бесы», киноадаптации одноименного произведения Достоевского, над которой актер работал совместно с уже хорошо знакомым Антоном Шагиным, Сергеем Маковецким и Марией Луговой .


В том же году он исполнил главную роль в экранизации романа Сергея Минаева «The Телки», а также появился в спортивной драме «Они играли за Родину».

В начале 2017 года зрители могли насладиться игрой Максима Матвеева сразу в двух крупных проектах. Первый – многосерийная экранизация биографии шпионки-танцовщицы Маты Хари, которую сыграла француженка Ваина Джоканте . Сам же Максим Матвеев предстал в образе капитана Владимира Маслова, влюбленного в прекрасную девушку.


Через месяц после премьеры сериала «Мата Хари» публике был представлен сериал Карена Шахназарова «Анна Каренина» (хотя его съемки закончились раньше). Максим Матвеев сыграл Алексея Вронского, ну а роль его возлюбленной, Анну Каренину, исполнила Елизавета Боярская.


Главным конкурентом актера стал Константин Крюков , но так как Лизу утвердили на роль Анны до кастинга на роль Вронского, у Максима появилось преимущество – им с супругой не надо было «сыгрываться» и играть страсть. «Играть любовь с женой гораздо проще, чем с любой другой актрисой», – поделился в одном из интервью Максим.


Евгений и Лидия Матвеевы.

Он признавался, что больше всего на свете боится умереть раньше, чем она, потому что не представлял жизни без своей любимой. Евгений и Лидия Матвеевы познакомились в тяжелое военное время, прошли через славу и забвение, разочарования и расставания. Но их «любовь земная» победила все ненастья.

Трудное детство

Евгений Матвеев в детстве.

Он родился 8 марта 1922 года в украинском селе Новоукраинка на Херсонщине. Мама Евгения Матвеева была крестьянкой, а замуж вышла за коммуниста, что по тем временам считалось очень хорошей партией для простой девушки. Правда, когда сыну исполнилось всего 4 года, отец из семьи ушел.

А мальчик, подрастая, познавал все тяготы крестьянского труда. И бесконечно любил свою родную землю, ее просторы, которым не видно конца, ее силу и красоту. Ему приходилось совсем нелегко. В детстве он даже торговал на обочине дороги арбузами. Впрочем, даже в этом он находил особенную радость. На вырученные от своей нехитрой торговли деньги мальчонка купил балалайку и пел под нее свои частушки. А ещё он умел виртуозно имитировать пение птиц и пародировать односельчан.


Евгений Матвеев с мамой.

В школе отмечали яркие способности парня, и учителя советовали маме везти его в город, чтоб он смог получить хорошее образование. В Цюрупинске, куда они с мамой переехали, он впервые познакомился с театром, увидев самодеятельную постановку. А затем и сам стал играть на сцене. В девятом классе мама отпустила его в Херсон, где был настоящий театр. В Херсонском театре он впервые вышел на большую сцену, играя роли в массовках. Но талантливого юношу невозможно было не заметить. В одной из постановок его увидел актер Черкасов и посоветовал учиться актерскому мастерству в Киеве, у Александра Довженко.

Евгений Матвеев был удивительно красив.

Поступив в 1940 году в актерскую школу при Киевской киностудии, юноша просто светился от счастья. Когда же за обучение ввели оплату, Евгений понял, что его театральное будущее под большим вопросом. Но Александр Довженко сам оплатил обучение нескольких своих талантливых учеников, в том числе и Матвеева.

Лейтенант Матвеев, преподаватель пехотного училища, 1944 год.

Война внесла свои коррективы в жизни миллионов людей. Будущий актер оказался студентом Тюменского пехотного училища. А затем и его преподавателем. Он рвался на фронт, раз за разом направляя руководству рапорты о том, чтобы его отпустили бить фашистов. Но руководство сочло, что наиболее полезен талантливый молодой человек будет в тылу.

Во время своей преподавательской деятельности Евгений Семенович не забывал и о своей мечте – сцене. Он активно участвовал в самодеятельности, выступая во всех возможных концертах.

Когда приходит любовь...


Евгений Матвеев офицер Красной армии, 1942 год.

На одном из концертов он заметил красивую девушку, которая к тому же прекрасно пела. Лидия до войны, точно так же, как и Женя, училась в Киеве, только в консерватории по классу вокала.

Вторая их встреча произошла уже в Свердловске, во время конкурса артистов эстрады. Удивительно, но девушка даже не обратила внимания на этого высокого, худого, совершенно нескладного молодого человека. Зато ее подруга Нина была ним просто очарована.

Евгений Матвеев.

Девушки с собой в Свердловск привезли много продуктов, потому что все было по карточкам, в чужом городе девушки просто не выжили бы. После более близкого знакомства с Женей, подруги стали подкармливать и его. У них вообще сложился необычный союз. Нине нравился Евгений, Жене нравилась Лида, а у Лиды уже был очень ревнивый кавалер, грозившийся застрелить и себя, и Лиду, и ее нового ухажера. К счастью, все обошлось без крови. Даже этот запутанный клубок симпатий развязался сразу после Победы. Женя демобилизовался и стал играть в театре, а Нине, как выяснилось, нравились исключительно военные.

Лидия с Женей стали встречаться, все больше и больше понимая, что очень симпатичны друг другу. Они то ссорились, то собирались расписываться, пока мама Лиды не поставила ультиматум: или женитесь или разбегайтесь в разные стороны и не мучайте друг друга.


Семья Матвеевых в 1949 году: Евгений, Лидия, дочка Светлана и бабушка.

А 2 апреля 1947 года они пошли в ЗАГС подавать заявление и в этот же день расписались. Настоящую свадьбу они отпраздновали через пару месяцев. А вскоре родилась Светлана, их дочь.

Такая простая сложная жизнь


Лидия всегда была для актера верным другом и надежной опорой.

Их совместная жизнь никогда не была простой. Сразу после войны Евгений Семенович стал играть на сцене Тюменского театра, а после смотра молодежных талантов принял предложение Новосибирского театра. Но становление его, как актера шло сложно и его супруге, Лидии Алексеевне приходилось кормить всю семью. Она играла в театре и была очень популярна.

Евгений Матвеев с сыном Андрюшей.

На гастролях Новосибирского театра в Ленинграде, молодого талантливого актера заметили. Посыпались предложения о работе в лучших театрах страны. Но наилучшие условия оказались в Малом театре, где Евгению Семеновичу были обещаны не только первые роли, но еще и служебная квартира. Это и решило вопрос в пользу Малого театра.


Семья Матвеевых.

Поначалу в столице им пришлось жить в гостинице, потом в коммуналке, где родился сын Андрей. Семья Матвеева переехала в новую квартиру на Комсомольском проспекте.
В Москве Лидия Алексеевна пела в хоре Большого театра. Она могла бы стать солисткой и сделать блестящую карьеру, но понимала, что в этом случае дети будут не присмотренными, а дом - бесхозным. Поэтому супруга Евгения Матвеева осознанно посвятила себя семье.

Любовь преодолеет все


Евгений Матвеев в фильме "Цыган".

Когда Евгений Семенович стал популярен, его осаждали толпы поклонниц, Лидии Алексеевне хватало такта и мудрости не устраивать мужу сцен, не ревновать понапрасну. Но когда она увидела, что Евгений Семенович влюблен, она спокойно собрала его чемодан и сказала, что будет ждать его ровно год. Несмотря на собственную боль и отчаяние, она отпустила его.


Она была рядом всегда.

Он ушел со своими нехитрыми пожитками. Но ушел совсем не к той, в кого был влюблен. Евгений Семенович поселился у приятеля, пытаясь разобраться в себе. Он пил и пытался понять, что же происходит в его жизни. А потом вернулся к своей Лиде. Без нее невозможно было дышать.


Он жил, творил, а главное - любил.

В жизни актера были и влюбленности в актрис, с которыми ему приходилось изображать пылкую страсть и неземную любовь. Но это была увлеченность сценическая, как издержка профессии. Он сам скажет много позже, уже в зрелом возрасте, что главной для него всегда была супруга.

Он умер 1 июня 2003 года, измученный раком легких, на руках у любимой жены. Умирая, смотрел в её полные слёз глаза и умудрился пошутить, что никогда не видел плачущего большевика.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича

Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист.

Детство

Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила…

С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист…

Довоенные годы

Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер . Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко.

В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война…

Личная жизнь

На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль . Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…» . 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей.

Театр

В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены…

На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр.

Первые роли в кино

Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей.

После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место.

Триумф

Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману ). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь.

Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по ), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши» , удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль.

Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники , буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.

Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию.

Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда.

Всенародная любовь

На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера . В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго…

Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон.

Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964).

Несчастье

В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке.

Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его.

Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать).

Режиссерский дебют

В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал.

Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе , а Будулая сыграл сам.

Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и ) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний…

Актер и режиссер

С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели.

Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана).

В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса .

Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов.

Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже…

Постперестроечные работы

Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль , и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки…

В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и . На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной.

Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил . Только теперь это был уже совсем не тот , нежели в картине «Солдаты свободы»…

«Любить по-русски»

В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе.

В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя.

«Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски…

В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая.

В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам…

«Мое кино – прямолинейное , – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь» .

«Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище.

После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.

Основные награды и премии

Народный артист СССР (1974).

Лучший актер по опросу журнала «Советский экран» (1967, 1974).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов (1970).

Золотая медаль им. А.П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»).

Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978 год, за фильм «Судьба»).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979 за фильмы «Судьба» и «Любовь земная»).

Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «