Элитарный клуб G8: кто управляет мировой экономикой.

Опубликовано 25.03.14 09:40

Однако глава МИД Лавров заявил, что Россия не цепляется за формат G8. Тем не менее, вернуть ее хочет Япония. А страны G7 решили провести саммит не с Сочи, а в Брюсселе.

Страны G8 не смогли исключить Россию и приостановили свое членство

В Гааге поздно вечером встретились страны — участницы "большой семерки". Они подняли вопрос об изгнании России из G8, а также обсудили грядущий саммит в Сочи. В итоге исключить РФ из состава "восьмерки" так и не смогли — такой процедуры просто не существует, поэтому Великобритании, Германии, Италии, Канаде, США, Франции и Японии пришлось приостановить свое членство , чтобы заморозить этот формат, сообщает НТВ.

Также официально было объявлено, что лидеры "семерки" не поедут на интккаис саммит G8 в Сочи — он должен состояться в начале июня.

Из заявления G7: "В нынешних условиях мы не будем участвовать в саммите в Сочи . Мы приостановим наше участие в "восьмерке", пока Россия не сменит курс, и политический климат не вернется к состоянию, в котором "восьмерка" возможна. Чтобы продолжить содержательную дискуссию мы встретимся в составе "семерки" в июне в Брюсселе".

Япония решила вернуть Россию в G8

При этом правительство Японии выступает за восстановление участия России в саммите G8. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на сообщение министра по вопросам восстановления экономики Акира Амари.

По мнению министра, Россия является важным игроком на международной арене и имеет непосредственное отношение к поддержанию мирового порядка. Однако, вместе с тем, Амари указал на то, что России необходимо решить проблемы, связанные с Украиной.

Министр заметил, что влияние санкций в отношении России на японскую экономику невелико. Однако, при эскалации конфликта они могут затронуть и двустороннюю торговлю.

США: России G8 нужна больше, чем она "восьмерке"

Что касается Америки, то Соединенные Штаты вместе с другими ведущими странами мира не планируют участвовать в очередном саммите "восьмерки" в Сочи и намерены продолжить международную изоляцию России в связи с ее действиями в отношении Украины. Такое мнение высказала официальный представитель госдепартамента США Мари Харф, отвечая на вопросы журналистов по поводу проходящего в Гааге совещания "семерки".

"Безусловно, мы хотим продолжить изоляцию России в Группе восьми и не видим смысла встречаться с ней в формате "восьмерки" с учетом ее нынешнего поведения, - сказала американский дипломат. - Мы будем координировать наши действия в Группе семи, в том числе санкции и более широкие действия против российской экономики, если Россия продолжит нагнетать напряженность".

При этом Харф утверждала, что "Группа восьми нужна России больше, чем Россия - "восьмерке", поскольку взаимодействие со странами Запада крайне необходимо российской экономике.

В то же время представитель госдепартамента сообщила, что ей не известно о каких-либо планах "семерки" провести вместо саммита в Сочи встречу без участия России. По ее словам, этот вопрос, возможно, будет рассматриваться на совещании лидеров США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии в Гааге

Лавров: Россия не цепляется за формат G8

В Гааге прошла встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарём США Джоном Керри, там также присутствовал исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Андрей Дещица, пишет Metro News.

Главными темами стали вопросы ядерной безопасности, ситуация в Сирии и на Украине.

В ходе беседы Лавров заявил, что властям в Киеве нужно уделить пристальное внимание конституционной реформе, которая бы учитывала интересы всех регионов Украины и что у России и США есть общее понимание того, что эта реформа необходима. Он также отметил, что главной целью Киева должно быть формирование легитимной власти.

Глава МИД РФ также подчеркнул, что и в интересах России, и в интересах США закончить химическую демилитаризацию в Сирии.

"Говорили о химдемилитаризации Сирии, эта работа идёт, в общих интересах, чтобы эта деятельность была завершена", - заявил он. Лавров также отметил, что обе страны продолжат совместную работу по разоружению Сирии.

После встречи с Керри Лавров заявил, что Россия не цепляется за формат "восьмёрки".

"G8 - клуб неформальный, членских билетов никто не выписывает, выгнать никто никого не может. Если наши западные партнёры считают, что этот формат исчерпал себя, значит, так тому и быть. Мы за него не цепляемся ", - отметил Лавров.

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

Большая восьмерка (G8) или группы восьми является форумом для правительств восьми крупнейших национальных экономик мира как по номинальному ВВП, так и высшему индексу развития человеческого потенциала; в нее не включены Индия, находящаяся на 9-м месте по ВВП, Бразилия - на седьмом и Китай - на втором. Форум возник на саммите 1975 года, который проходил во Франции и собрал представителей шести правительств: Франции, ФРГ, Италии, Японии, Великобритании, а также США, что привело к появлению аббревиатуры «Большая шестерка» или G6. Саммит стал известен как «Большая семерка» или G7 в следующем году в связи с добавлением Канады.

«Большая семерка» (G7) состоит из 7 наиболее развитых и богатых стран на Земле и работа ее остается активной, несмотря на создание в 1998 году «Большой восьмерки» или G8. В 1998 году Россия была добавлена в группу наиболее развитых стран, которая затем стала известна как «Большая восьмерка» (G8). Европейский Союз представлен в G8, но не может принимать или председательствовать на саммитах.

Термин «Большая восьмерка» (G8) может относиться к государствам-членам в совокупности или к ежегодной встрече на высшем уровне глав правительств G8. Первый термин, G6, теперь часто применяется к шести самым густонаселенным странам в рамках Европейского Союза. Министры G8 также встречаются в течение года, например, министры финансов G7/ G8 встречаются четыре раза в год, также проводят встречи министры иностранных дел стран G8 или министры окружающей среды G8.

В совокупности страны G8 производят 50,1% мирового номинального ВВП (по данным на 2012 год) и 40,9% мирового ВВП (по ППС). Каждый календарный год, ответственность за организацию саммита G8 и председательство передается между государствами-членами в следующем порядке: Франция, США, Великобритания, Россия, Германия, Япония, Италия и Канада. Страна председатель определяет повестку дня, проводит саммит за текущий год, и определяет, какие министерские встречи состоятся. В последнее время, Франция и Великобритания выразили желание расширить группу и включить в нее пять развивающихся стран, о которых говорится как об Outreach Five (O5) или плюс пять: Бразилия (7-ая страна в мире по номинальному ВВП) , Китайская Народная Республика или Китай (2-ая страна в мире по ВВП), Индия (9-ая страна в мире по ВВП), Мексика и Южно-Африканская республика (ЮАР). Эти страны принимали участие в качестве гостей на предыдущих саммитах, которые иногда называют G8+5.

В связи с появлением «Большой двадцатки» G20, группы двадцати крупнейших экономик мира, в 2008 году на саммите в Вашингтоне лидеры стран G8 объявили, что на следующем их саммите 25 сентября 2009 года в Питтсбурге, группа G20 заменит G8 в качестве основного экономического совета богатых стран.

Одним из основных направлений деятельности в G8 в глобальном масштабе с 2009 года являются мировые поставки продовольствия. На саммите в Аквиле в 2009 году, члены «Большой восьмерки» пообещали внести свой вклад в размере $20 млрд. на продовольственную помощь бедным странам в течение трех лет. Правда, с тех пор было выделено только 22% из обещанных средств. На саммите 2012 года, президент США Барак Обама обратился к лидерам G8 принять политику, которая бы приватизировала глобальные инвестиции в производство и поставку продуктов питания.

История Большой восьмерки (G8)

Концепция форума для ведущих промышленно развитых мировых демократий появилась перед нефтяным кризисом 1973 года. В воскресенье 25 марта 1973 года министр финансов Джордж Шульц созвал неофициальное собрание министров финансов из Западной Германии (ФРГ Гельмут Шмидт), Франции Валери Жискар д`Эстен) и Великобритании (Энтони Barber) перед предстоящей встречей в Вашингтоне.

При запуске идеи бывшего президента Никсона, он отметил, что лучше проводить ее вне города, и предложил использовать Белый дом; встреча была впоследствии проведена в библиотеке на первом этаже. Приняв свое название от местности, эта оригинальная группа из четырех человек стала известна как «Группа Библиотеки». В середине 1973 года на заседаниях Всемирного банка и МВФ, Шульц предложил добавить Японию к первоначальным четырем нациям, и все согласились. Неформальное собрание старших финансовых должностных лиц из США, Великобритании, ФРГ, Японии и Франции стали известны как «Пятерка».

Год, последовавший за образованием «Пятерки» был одним из самых неспокойных после Второй мировой войны эпохи, и главы государств и правительств в десятке промышленно развитых стран потеряли свои посты из-за болезни или скандала. Два раза прошли выборы в Великобритании, сменилось три канцлера ФРГ, три президента Франции, три премьер-министра Японии и Италии, два Президента США и премьер-министр Канады Трюдо был вынужден пойти на досрочные выборы. Из членов «пятерки» все оказались в новичками для дальнейшей работы, за исключением премьер-министра Трюдо.

Когда начался 1975 год, Шмидт и Жискар были теперь главами государств в Западной Германии и Франции соответственно, и так как они оба говорили свободно на английском языке, то они, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон и президент США Джеральд Форд могли собраться в неформальной отступления и обсудить результаты выборов. В конце весны 1975 года президент Жискар пригласил глав правительств Западной Германии, Италии, Японии, Великобритании и США на саммит в Шато-де-Рамбуйе; ежегодная встреча шести лидеров была организована под его председательством, и на ней сформировалась группа шести (G6). В следующем году, с Уилсоном, в качестве премьер-министра Великобритании, Шмидтом и Фордом, чувствовалось, что необходим носитель английского языка с большим опытом, поэтому был приглашен присоединиться к группе премьер-министр Канады Пьер Трюдо, и группа стала называться «Большой семеркой» (G7). Европейский Союз был представлен Президентом Европейской комиссии и лидером страны, которая держит председательство в Совете Европейского Союза. Президент Европейской комиссии принял участие во всех заседаниях, с тех пор как его впервые пригласила Великобритания в 1977 году и Председатель Совета в настоящее время также регулярно посещает заседания.

После 1994 года на саммите G7 в Неаполе, российские чиновники провели отдельные встречи с лидерами G7 после встреч на высшем уровне группы. Это неофициальная договоренность была названа «Политическая восьмерка» (P8) - или, в просторечии, G7 +1. По приглашению премьер-министра Великобритании Тони Блэра и президента США Билла Клинтона, Президент Борис Ельцин был приглашен сначала в качестве гостя и наблюдателя, а затем уже в качестве полноправного участника. Приглашение рассматривалась как способ поощрить Ельцина за его капиталистические реформы. Россия официально присоединилась к группе в 1998 году, в результате чего образовалась «Большая восьмерка», или G8.

Структура и деятельность Большой восьмерки (G8)

В соответствии с проектом, G8 намеренно не имеет административной структуры, как такие международные организации, как ООН или Всемирный банк. Группа не имеет постоянного секретариата, или офисов для своих членов.

Председательство в группе передается ежегодно среди стран-членов, при этом каждый новый председатель вступает в должность с 1 января. Председательствующая страна несет ответственность за планирование и проводит серию встреч на уровне министров, ведущих к саммиту в середине года с участием глав правительств. Президент Европейской комиссии участвует на равных правах во всех мероприятиях на высшем уровне.

На заседаниях министров собираются министры, ответственные за различные портфели, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес или обеспокоенность в глобальном масштабе. Круг обсуждаемых вопросов включает здравоохранение, работу правоохранительных органов, перспективы рынка труда, экономического и социального развития, энергетики, охрану окружающей среды, иностранные дела, юстицию и внутренние дела, терроризм и торговлю. Есть также отдельный набор встреч, известных как G8 +5, созданный на саммите в 2005 году в Глениглсе в Шотландии, в котором принимают участие министры финансов и министры энергетики из всех восьми стран-членов в дополнение к пяти странам, которые также известны как пятерка - Бразилия, Китайская Народная Республика, Индия, Мексика и Южная Африка.

В июне 2005 года министры юстиции и внутренних дел стран G8 договорились создать международную базу данных на педофилов. Чиновники G8 также согласились объединить базы данных о терроризме, с учетом ограничений по конфиденциальности и законов о безопасности в отдельных странах.

Характеристика стран G8 (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Велико- британия 63.7 2848.0 44.7 1.5 6.2 -199.6
Германия 81.0 3820.0 47.2 0.8 5.0 304.0

Глобальная энергетика и Большая восьмерка (G8)

В Хайлигендамме в 2007 году, G8 признали предложение от ЕС в качестве всемирной инициативы по эффективному использованию энергии. Они договорились изучить, вместе с Международным энергетическим агентством, наиболее эффективные средства для повышения энергоэффективности на международном уровне. Год спустя, 8 июня 2008 года в Аомори (Япония) на встрече министров энергетики, организованной председательствующей тогда Японией, страны G8, наряду с Китаем, Индией, Южной Кореей и Европейским сообществом создали Международное партнерство для сотрудничества в области энергоэффективности.

Министры финансов G8, в рамках подготовки к 34-й встречи глав G8 государств и правительств в Тояко, Хоккайдо, встретились 13 и 14 июня 2008 года в Осаке, Япония. Они согласовали «План действий G8 в связи с изменением климата по расширению участия частных и публичных финансовых институтов». В заключение, министры поддержали образование нового Климатического инвестиционного фонда (CIFS) Всемирного банка, который поможет существующим усилиям, пока новая структура Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) не будет полностью реализована после 2012 года.

Изначально это объединение включало шесть стран с крупнейшими на момент 1975 года экономиками: США, Англию, Францию, ФРГ, Италию и Японию. Спустя год этот своеобразный международный клуб пополнился Канадой и превратился в «Большую семёрку» (G7). Главной целью данного союза стало совместное преодоление экономического кризиса начала 70-х, причем страны-участницы сразу же приняли Декларацию, исключающую ведение агрессивной торговой политики, которая могла бы навредить партнерам. Очевидно, что в этом «клубе» нашлось бы и место для России, однако попала она в него только в 2002 году, причём, большинство постоянных участников высказалось за несколько странный формат «7+1». В любом случае, эксперты всего мира теперь именуют этот союз не иначе как «Большая восьмерка» или G8.

Саммиты Большой восьмерки

Если в первые годы образования этого элитарного клуба на повестке дня стояли проблемы мировой экономики, то сегодня на ежегодных встречах, которые называют саммитами G8, обсуждаются самые разные вопросы:

  • экология
  • гуманитарная помощь
  • социальные проблемы
  • детское здоровье
  • военные конфликты
  • преступность
  • проблемы свободы слова и мн.др.

Каждый новый саммит принимает одна из стран-участниц союза, а его тема оглашается заранее. Так, в 2006-ом лидеры Большой восьмёрки встречались в Санкт-Петербурге, где обсуждали образование, демографию, энергетическую безопасность, борьбу с терроризмом, а также тяжелую ситуацию, сложившуюся на тот момент на Ближнем Востоке.

Нельзя не отметить тот факт, что каждая новая встреча G8 вызывает всё больше нареканий со стороны остальных государств, в моменты решения поистине глобальных вопросов вынужденных оставаться лишь сторонними наблюдателями. Сегодня часто можно услышать обвинения в адрес этого неофициального союза в гегемонизме и даже недемократичности. Последние саммиты и вовсе проходили на фоне масштабных митингов антиглобалистов, которые призывают мир обсуждать более гуманные, на их взгляд, программы мирового развития.

Большая восьмерка: цели и задачи сегодняшнего дня

Поскольку состав большой восьмерки представлен крупнейшими экономиками мира, страны-участницы заинтересованы в ускорении интеграционных процессов и координации финансовых и экономических связей. Наряду с ведением общей и согласованной антикризисной политики, это и есть главные цели G8 в настоящее время, что подтверждается темами последних саммитов. Вместе с тем, среди задач элитарного клуба всегда присутствует решение актуальных политических вопросов, и нужно отметить, что в кулуарах им чаще всего даётся единогласная оценка. Как результат – в любых
ситуациях лидеры G8 выступают единым фронтом, что еще больше усиливает влияние их решений на мировой порядок.

Станет ли элитарный клуб снова «семёркой»?

Начавшийся в марте текущего года Крымский кризис фактически приостановил членство РФ в данном объединении: июньский саммит прошел в формате G7, причем, на нём прозвучали предложения навсегда исключить Россию из элитарного клуба. Сегодня этот вопрос по-прежнему находится в подвешенном состоянии, и прогнозировать его скорое решение не берутся ни одни эксперты.

Всем известно, что испокон веков судьбу мира решали крупные государства, а точнее их главы. Еще с древности практиковались встречи высших правителей с целью определения формата совместного будущего. Но сегодня на дворе двадцать первый век, эпоха империй канула в лету. Современное развитие нашей планеты по большому счету определяют всего лишь несколько держав, которые принято называть термином «Большая восьмерка». О ней и пойдет речь в данной статье.

Группа лидеров

Итак, что же это за страны, в руках которых сосредоточено самое большое влияние на всех континентах? В "Большую восьмерку" входят:

  • Германия;
  • Италия;
  • Франция;
  • Канада;
  • Япония;
  • Великобритания;
  • Россия.

Стоит указать, что на эти 8 стран в 2013 году приходилось порядка 49 % всего мирового экспорта, 51 % промышленного производства, 49 % активов Международного валютного фонда.

История возникновения

«Большая восьмерка» обязана своим возникновением различным международным событиям, которые привели к экономическому кризису в период 1970-х годов. В их числе были:

  • первая попытка расширения Европейского Союза в 1972 году и последствия такого шага для экономики Запада;
  • всемирный нефтяной кризис в октябре 1973-го, повлекший за собой разногласия между странами ОПЕК;
  • неудачные попытки реформирования мировой валютной системы после распада Бреттон-Вудской финансовой системы.

Все это закономерно привело к тому, что возникла острая потребность в формировании нового алгоритма согласования интересов между ведущими странами Западного мира. И потому, начиная с 1973 года, главы финансовых министерств ФРГ, США, Франции и Великобритании (несколько позже и Японии) стали периодически проводить встречи в неформальной обстановке с целью обсуждения проблем всемирных финансовых взаимоотношений. Первый же саммит в привычном для нас формате прошел в 1975 году по инициативе лидеров Франции и Германии. Произошло это в Рамбуйе.

Принцип взаимодействия

Сразу же отметим, что страны «Большой восьмерки» нельзя назвать международной организацией, поскольку нет ни договора, ни жестких правил, ни секретариата. Решения такого собрания не имеют никакой юридической силы и не несут каких-либо обязательств. Речь идёт исключительно о рекомендациях и намерениях. Проще говоря, встречи глав государств лишь определяют последующее поведение по тем или иным вопросам. Кстати, официально получить статус члена данного сообщества не получится по причине отсутствия четко прописанного устава.

Принцип работы

Страна, которая проводит встречу группы на высшем уровне, является председателем на протяжении календарного года и имеет такие обязательства, как:

  • организовывать саммит «Большой восьмерки», а также проведение экспертных, министерских, рабочих встреч;
  • разрабатывать график;
  • координировать всю текущую деятельность группы.

Особенности переговоров

Главы государств и правительств проводят свои дискуссии исключительно в узком кругу, куда могут быть допущены лишь личные помощники и представители лидеров. В момент принятия решений всегда действует принцип консенсуса. В круг обсуждений входят проблемные вопросы в сфере энергетики, экономики, социального развития, охраны окружающей среды, торговли, терроризма, соблюдения норм демократии, занятости населения.

Степень значимости

«Большая восьмерка» ценна тем, что главы ее стран, занятость которых определяет их возможность общения лишь с малым количеством людей, позволяет президентам уйти в сторону от рутины. На саммитах они могут, как говорится, чужими глазами посмотреть на различные международные проблемы и получить отличную возможность наладить координацию совместных действий со своими коллегами для достижения желаемого результата.

Критика

Зачастую страны «Большой восьмерки» критикуют за то, что они якобы представляют собой элитарный клуб, куда менее развитым государствам вход категорически воспрещен ввиду их якобы отсталости. Также выдвигаются обвинения в недемократичности и гегемонии. Очень часто со стороны стран-антиглобалистов выдвигаются требования оплатить «экологический долг».

Так, в 2001 году во время проведения очередного саммита в Генуе произошла массовая акция протеста и были столкновения с местной полицией, в результате которых один из митингующих трагически погиб.

В 2003 году во французском населенном пункте под названием Анмас в одно время с саммитом также прошли достаточно масштабные выступления антиглобалистов, коих тогда насчитывалось около 3000 тысяч человек.

Взаимоотношения с РФ

Россия в «Большой восьмерке» официально оказалась в далеком от нас 1998 году, когда на мировом слете в английском Бирмингеме ей предоставили официальное право полноправного участия в саммите. Уже в 1999 году в Москве была проведена министерская конференция, посвященная транснациональной организованной преступности. В целом контакты между наследницей СССР и странами Запада были довольно хорошими вплоть до 2014 года, когда в Украине грянул кризис.

После того как Крым вошел в состав РФ на основании проведенного референдума «Большая восьмерка» на саммите по ядерной безопасности, проводимом в Гааге, приняла довольно жесткое решение - приостановить членство России, была отменена также запланированная ранее встреча в Сочи, поскольку остальные члены неформального клуба отказались туда ехать. Мотивировали отказ тем, что РФ должна пересмотреть свое отношение касательно ситуации в Украине.