Когда нашли лыковых. Умер единственный сосед сибирской отшельницы агафьи лыковой ерофей седов

  • 27 сентября 2014: Делегация из Кузбасса и , смотреть он-лайн
  • 8 апреля 2014:
  • 24 марта 2014: Митрополит Корнилий дал совет Агафьи Лыковой: « »
  • 6 февраля 2014: (главное управление МЧС России по Хакасии)
  • 3 февраля 2014: Интервью с бывшей послушницей Агафьи Лыковой Надеждой Усик: , и часть
  • 11 октября 2013:
  • 11 января 2013:
  • Феномен Агафьи Лыковой и старообрядчество. Символы старообрядчества

    С самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря , отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.

    Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры .

    По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.

    Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры . Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры.

    Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия . Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества . Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м — 80-м годам XX века.

    Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело?

    Семья Лыковых. Таежный тупик?

    Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик », посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).

    История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе.

    Читателям всё было интересно — и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых , и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам.

    Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия.

    И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых.

    Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых , он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию (толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. редакции).

    Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых . Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России.

    О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве.

    Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности.

    Непростой жизненный путь Лыковых

    Как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого.

    Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались.

    Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции — селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая. К таковым относится и семья Лыковых .

    Их предки бежали из центральной России вскоре после церковного раскола, чтобы найти убежище на пустынных землях Урала и Сибири. По словам самой Агафьи, её бабка Раиса была насельницей одного из старообрядческих монастырей Урала, расположенного в селение Ялуторское, и, по преданию, основанном на месте «мученном». Агафья Лыкова помнит старинное семейное предание о страшной трагедии, случившейся там в XVIII веке. Правительственный отряд схватил старообрядческих священников, пытающихся скрыться в этих местах. Не добившись отречения от веры, их казнили страшной казнью: поместили их в бочку с гвоздями и спустили с горы. И в том месте, где остановилась бочка, впоследствии стал бить ключ.

    Карп Лыков и семья

    Предки главы семейства Лыковых жили в селе Тиши, неподалеку от города Абакан (Хакасия). Когда после революции 1917 года в окрестностях деревни стали появляться отряды ЧОН (части особого назначения, занимающиеся террором против «враждебных» элементов), Карп Осипович Лыков и его братья решили переселиться в более уединенное место.

    В начале 30-х годов Карп Осипович привез с Алтая себе невесту, Акулину Карповну. Через некоторое время у них родились дети. Вскоре случилась трагедия — на глазах у Карпа Лыкова сотрудниками спецслужб был застрелен его брат Евдоким.

    После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х в К.О. Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров.

    Хотя сотрудники правоохранительных органов не заподозрили Лыковых в каких-то преступлениях, однако же было решено немедленно перебраться в другое, еще более тайное место. Карп Лыков решил уйти туда, где можно было бы жить в полной изоляции от государства и цивилизации. В дальних урочищах реки Еринат и была основана последняя, самая удаленная колония семьи Лыковых. Здесь в самой полной мере и проявились их навыки жить в самых экстремальных условиях.

    Ученые, впоследствии исследовавшие быт Лыковых, выяснили, что сельскохозяйственные технологии, которые они применяли на своем участке, были передовыми, учитывая ограниченные для уединенного натурального хозяйства возможности. Культуры были высажены на склоне, имевшем кривизну порядка 45 градусов. Разделение на грядки было сделано с учетом особенностей вегетации. Семена картофеля, а он был главной пищевой культурой Лыковых, особым способом сушились и подогревались. Затем проверялась их всхожесть.

    Интересно, что пример Лыковых, употреблявших картофель, опровергает мифы о некоторых пищевых запретах. Зерновые культуры Лыковы смогли воспроизвести из одного единственного кончика ячменного колоса. Благодаря тщательному уходу за этими колосками ячменя они через четыре года смогли сварить первую тарелку каши. Интересно, что никаких заболеваний или вредителей на растениях огорода Лыковых не было.

    На момент открытия учеными заимки Лыковых семья состояла из шести человек: Карп Осипович (род. ок. 1899), Акулина Карповна , дети: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940) и Агафья (род. 1944).


    Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича — Акулина Карповна . Её кончина была связана с неурожаем и голодом, поразившим эти края в 1961 году. Тем не менее кончина супруги и матери не поколебала хозяйство скита. Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым.

    Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков , который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию (судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки). Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье.

    Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович , в декабре — Савин Карпович , через 10 дней сестра Агафьи — Наталия . Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна .

    Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т. е. контакт с мирскими людьми.

    Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь

    После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.

    С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа .

    В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.

    Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.

    Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных ». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.

    Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами .

    Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары , т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

    Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита (Поповича) — прим. редакции). От неё же Агафии досталась и , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.

    Агафья Лыкова. Путь исканий

    Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь , расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы.

    Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. («Дванадесят псалмов » — чин молитвы, который включает в себя 12 избранных псалмов и особые молитвы. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. редакции).

    Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка , которая провела в скиту Лыковых 5 лет.

    строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я что, зря молюсь что ли?». И действительно, туча отступала от скитских угодий.

    Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст — рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала.

    Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

    «Я не одна, — и икону Богородицы из-за пазухи достает. — У меня Троеручица-помощница».

    В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского (Швецова), посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания.

    Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви . В одном из писем к предстоятелю Церкви (Титову) она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками».

    Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн

    Агафья Лыкова и РПсЦ

    В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбурга о. Владимир Гошкодеря . Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые. В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о. Владимир совершил таинство исповеди, довершил крещение по чину принятия от безпоповцев и причастил её Святых Христовых Таин.

    В апреле 2014 года Агафью Лыкову предстоятель РПСЦ старообрядческий митрополит Корнилий (Титов). 8 апреля 2014 г. владыка прибыл в город Горно-Алтайск, где посетил местную старообрядческую общину при храме Смоленской иконы Богородицы. 9 апреля на вертолете вместе с духовным отцом Агафии Лыковой иереем Владимир Гошкодеря и священноиноком Евагрием (Подмазовым) митрополит прибыл на берег реки Еринат, где и располагалось пристанище семьи Лыковых.

    Фотографии Агафьи Лыковой

    Интересно, что сопровождавший митрополита священноинок Евагрий сам являлся уроженцем этих мест и около 10 лет назад присоединился от часовенного согласия к Русской Православной старообрядческой Церкви. Владыка вручил Агафье медную икону свт. Николы чудотворца, отлитую по старинным образцам, факсимильные издания любимых в старообрядчестве книг «Григорьево видение» и «Страсти Христовы», а также немало одежды и прочих необходимых вещей.

    Дожидаясь гостей, хозяйка лесного пристанища расстелила на полу дома цветные половики, напекла хлеб в русской печи, сварила компот из таежных ягод. Уже прощаясь, у вертолёта, Агафья вручила митрополиту веточку вербы и пригласила посетить заимку Лыковых в следующем году.

    Узнав о присоединении Агафьи Лыковой к РПсЦ, безпоповские наставники пытались отговорить её и всячески стращали. На Еринат приехал даже известный часовенный наставник Зайцев, который убеждал её в ошибочности сделанного шага: «Ты зачем воцерковилась?! Ты вообще, что сделала? Ты кого у себя приняла? » В таком же тоне писала настоятельница монастыря Максимилла: «Ты зачем вообще там кого-то приняла, все, крышка, уезжай оттуда, приезжай к нам ».

    Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте. Таковы Лыковы — единожды приняв решение в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит:

    «Если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».

    Послесловие

    Итак, Агафья Лыкова сегодня является самой популярной персоной медийного старообрядческого мира . Она хорошо известна и за пределами самого старообрядчества. Удивительно, но никто из современных старообрядческих иерархов, начетчиков, богословов и публицистов не смог оказать столь сильного влияния на информационное пространство, как одинокая отшельница с берегов Абакана.

    Образ Лыковой уже неразрывно связан и самим старообрядчеством. Можно сказать, что Лыкова в глазах наших соотечественников поневоле стала одним из символов старообрядческой ойкумены, а её яркие, характерные черты связывают в целом со всем старообрядчеством. С одной стороны — это бесконечная твердость духа, поразительная выносливость, терпение, умение выживать в самых сложных, самых экстремальных условиях. Тут и безусловное стояние за Веру, готовность пострадать за свои убеждения. Мы видим в этом облике пытливость ума, находчивость, живой интерес к судьбам мироздания, умение ладить с природой и традиционное русское гостеприимство.

    С другой стороны — есть люди, которые упрекают, что определенные черты жизни Агафьи Лыковой немного подмочили имидж старообрядчества в глазах современников. Это изоляционизм, диковатость, духовный консерватизм, следование устаревшим, примитивным бытовым технологиям и обычаям. «Живем в лясу, молимся колясу », — так иногда отзываются о старообрядцах, указывая на Лыкову, некоторые столичные авторы.

    Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное. Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так!

    Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX-XX веках. Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.

    Достижения цивилизации всегда эфемерны, а христианам как никому известно, что её история не только крайне изменчива, но и конечна.

    Одежда из конопли, обувь из бересты, огонь с помощью огнива. Летом - страшные дикие звери, зимой - морозы и снега по пояс. Никаких благ цивилизации, а до ближайшего населенного пункта 250 километров.

    40 лет назад облетая глухую тайгу на вертолете, советские геологи заметили огород в безлюдных местах в верховьях реки Абакан. Оказалось, что в лесу живет семья староверов Лыковых - отец и четверо взрослых детей. Многие годы они были оторваны от мира, но после одной газетной заметки стали известны на весь Советский Союз.

    Через пару лет, в 1982 году к отшельникам отправился журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. Ожидая увидеть семью из пяти человек, он застал только отца Карпа, его дочь Агафью и три свежие могилы. От болезней один за другим умерли два брата и сестра. В 1988 умер и отец Карп, в лесу осталась одна только Агафья, не пожелавшая менять уклад жизни.

    Губительная цивилизация

    Незнающие люди обвиняли Пескова в смерти Лыковых от непривычного контакта с внешним миром. Журналист очень переживал из-за этого, ведь именно он пытался оградить их от толп нахлынувших зевак. Многие годы он посещал Лыковых - помогал, привозил кухонную утварь, медикаменты и даже козу, чтоб у отшельников всегда было свежее молоко.

    В одну из последних встреч с Агафьей, ныне покойный Песков спросил ее, хорошо ли это по ее мнению, что люди “нашли” их семью. Агафья призналась, что ей кажется, людей им послал Бог. Если бы не люди - они бы давно умерли.

    Владимир Шелков/TASS

    «Какая была наша жизнь - обносились, все лопотинки [одежда] в заплатах. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» - цитирует Агафью «Комсомольская правда».

    Как прославились лесные робинзоны

    По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь.

    Илья Питалев/Sputnik

    Песков рассказывал друзьям, что жена Брежнева по утрам отправляла специального человека к киоску, чтобы тот поскорее купил ей «Комсомольскую правду» - так ей не терпелось прочитать продолжение саги о сибирских отшельниках. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки.

    Почему Лыковы забрались в леса

    По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой - заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

    От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

    Илья Питалев/Sputnik

    Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы - браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

    В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

    Звезда Агафья

    Сейчас Агафье 74 года, уже 30 лет она живет одна в лесу. Единственный раз, когда Агафья пыталась выйти в люди, была в 1990 году. Женщина пришла жить в часовенный старообрядческий монастырь, исповедовавший беспоповство и даже постриглась в монахини. Однако взгляд на веру у Агафьи оказался другой, и она вернулась в свое поселение. В 2011 же году к Агафье приехали представители официальной русской старообрядческой церкви и совершили крещение по всем правилам.

    Илья Питалев/Sputnik

    Местные власти поддерживают Агафью, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался, чтобы отшельнице предоставляли всю необходимую помощь. Интерес к одинокой отшельнице с каждым годом только растет. К ней наведываются съемочные группы, журналисты, врачи и волонтеры.

    В 2015 году британская съемочная группа во главе с режиссером Ребеккой Маршалл приезжала к Агафье снимать документальный фильм о ее жизни «Лес во мне».

    Илья Питалев/Sputnik

    Уединение Агафья считает главным путем к спасению души. Хотя одинокой она себя не считает. «Рядом с каждым христианином всегда есть ангел-хранитель, а также Христос и апостолы», - считает отшельница.

    Это история упорства, выживания и неизмеримой способности человеческого духа. Агафья Лыкова родилась в Сибири, и за все свои 72 года она жила в изоляции, вдали от того, что большинство назвало бы «цивилизацией», вдали от технологий, вдали от людей, вдали от всего.

    Мир, вероятно, никогда бы не узнал о ней и о ее семье, если бы не пилот вертолета, который случайно наткнулся на ветхую хижину, которая была домом для семьи более четырех десятилетий. Они жили в запечатанной капсуле времени, не подозревая, что человек приземлился на луну, разгадал тайны ДНК или расколол атом. Они никогда не видели телевизор, не использовали электричество, не видели машин. Они даже не знали, что Вторая мировая война началась и закончилась.

    Агафья Лыкова последние новости 2018 год: история семьи

    Главой семейства Лыковых был старик по имени Карп, принадлежавший к фундаменталистской русской православной секте, известной как старообрядцы. После Октябрьской революции в России к власти пришли атеисты-больщевики. В 1917 году старообрядцы подверглись преследованиям. Большевики объявили вне закона христианство и убили брата Карпа на окраине его деревни в 1936 году. Карп быстро отреагировал, собрав свою семью и вообще отказавшись от цивилизации.
    Он взял свою жену (Акулину) и двух детей (Савина и Наталью) глубоко в сибирский лес, где семья жила изолированно в течение следующих четырех десятилетий.

    В свое время в дикой природе у семьи Лыкова было еще двое детей (Дмитрий и Агафья). Ни один из этих детей не увидит человека, который не был членом их собственной семьи, до встречи с геологами в 1978 году.

    Но родить детей в тех условиях оказалось не самым сложным. Труднее было выжить. Им пришлось использовать ткань из конопли, чтобы заменить одежду и смастерить галоши из берестяной коры, чтобы заменить обувь. Когда их чайники ржавели, берестяная кора была лучшей, что они могли придумать.Поскольку они не могли быть помещены в огонь, приготовление пищи стало намного сложнее.

    Когда в 1961 году метель уничтожила урожай, семья была вынуждена есть ботинки и кору. Акулина решила умереть от голода, чтобы ее детям было больше еды.

    Когда геологам, наконец, удалось завоевать доверие, они смогли показать им «чудеса» современной жизни. Репортер Василий Песков отметил: «Что удивило Карпа больше всего, это прозрачный целлофановый пакет. Он сказал: «Господи, что они придумали — это стекло, но оно мнется!»

    Агафья Лыкова последние новости 2018 год: единственная выжившая из семьи

    Учитывая трудности, которые пережила семья в пустыне, удивительно, как неохотно они принимали помощь от геологов и покидали лес.

    Первоначально единственным подарком, который семья могла бы принять от геологов, была соль. В конце концов, однако, они закончили тем, что приняли ножи, вилки, ручки, зерно, ручки, бумагу и электрический фонарик.

    Тем не менее в 1981 году трое из четырех детей семьи умерли в течение нескольких дней друг от друга. Когда у Дмитрия появилась пневмония, геологи предложили взять вертолет, чтобы отвезти его в больницу. Но он не хотел отказываться от своей семьи и сказал геологам: «Человек живет так, как Бог даст».

    Многие считают, что смерть детей была вызвана тем, что геологи подвергли их воздействию микробов, к которым они не обладали иммунитетом. Однако писатель Василий Песков (автор книги 1992 года о семье Лыкова) утверждает, что это не так, и Савин и Наталья страдали от почечной недостаточности.

    Агафья Лыкова последние новости 2018 год: жизнь отшельницы


    После смерти отца в 1988 году Агафья стала единственным живым членом семьи Лыковых.

    Правительство заплатило ей за одномесячный тур по родной России, и впервые в жизни она увидела машины, дороги, дома и торговые площади. Но, несмотря на все усилия властей, чтобы убедить отшельника Сибири остаться в современном мире, ответ Агафьи был простой "нийет спасебеба" — «нет спасибо».

    В январе 2016 года, когда ей было уже 71, была доставлена в больницу, чтобы лечиться от проблем с ногами — только потом вернуться в лес, который всегда был ее домом. Она живет по своим религиозным принципам.

    На сегодняшний день Агафья так и живет в "таежном тупике" отшельницей. Она стала головной болью администрации Хакасии. Глава Хакасии Виктор Зимин не понимает шумихи вокруг Лыковой и честно признается, что не любит ее. Он говорит, что она слишком дорого обходится Хакасии, живя в заповеднике. Лыкова не является патриархом церкви староверов и не имеет право на привилегии. Ей предлагались нормальные жилищные условия, но она отказывается.
    Весь заповедник работает на нее, инспекторы ей колют дрова, прилетают вертолеты. В заповеднике это запрещено.

    Бабушка Агафья, к слову, не стесняется просить о помощи. И губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев не отказывает ей ни в чем, сообщает Wordyou. Встретились с ней в 1997 году Аман Тулеев проникся ее историей и силой ее веры.

    Он по традиции помог подготовиться и к этой зиме. В течение десяти дней на заимке работал отряд студентов. За это время они накололи дров, накосили и высушили сено, отремонтировали сарайчики.
    От Тулиева передали 150 кг комбикорма для кур, 100 кг комбикорма для коз, 50 кг пшеницы, 50 кг других круп (в том числе рис, гречка, пшено), 150 кг хлебопекарной муки, апельсины, арбуз, а также свечи, батарейки и глину для обмазки печки. А дачники Таштагола передали овощи.
    На 8 марта г-н Тулеев передал Агафье букет роз и платок.

    На заимке Лыковых мне посчастливилось бывать не однажды. Многие годы снаряжаем туда экспедиции, акции устраиваем, чтобы помочь Агафье Карповне. И, конечно, очень дорожим читательским вниманием к посвященным ей публикациям. Очередное трогательное послание получил на днях из Норвегии: «Добрый день! Пишет вам Ян Рихард, которого впечатляет жизнь Агафьи Лыковой. Хочу сделать книгу о ней. Несколько лет мечтаю поехать, но это, наверное, слишком далеко. До Абакана смогу добраться, а заказать дальше вертолет мне не по карману! Может быть, представители заповедника туда летают и возможно к ним присоединиться? Может быть, это не так дорого? Как я понимаю, она собирается и эту зиму в тайге проводить? Я приготовил посылку с шоколадом…»

    По словам Зимина, его мать «всегда возмущалась» несправедливостью, которую проявляет государство, заботясь об Агафье и отправляя ней вертолеты, тогда как ее семья, как отметил губернатор, ни дня не работала и спряталась от войны.

    Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

    Как чувствует себя 73-летняя хозяйка заимки, «прописавшейся» в устье Ерината, там, где Западный Саян сливается с Горным Алтаем? Какими заботами живет? Свидетельствуют очевидцы.

    Политолог Сергей Комарицын считает заявление Виктора Зимина иррациональным. «Никаких политических бонусов подобное заявление Зимину, который заявил о желании баллотироваться на новый губернаторский срок, не добавит»,- сказал господин Комарицын. Полномочия Виктора Зимина истекают в следующем году. Ранее глава Хакасии отзывался об Амане Тулееве исключительно положительно. Во время той же прямой линии глава Хакасии раскритиковал и глав хакасских муниципалитетов. «Варите тушенку, на рынке продайте,- сказал господин Зимин. - Бабушек сконцентрируйте. Вы же в тайге живете, соберите ягоды, продайте».

    Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко - один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

    Далеко в саянской тайге вот уже много лет живет отшельница Агафья Лыкова – последняя представительница своей семьи. Добраться до ее заимки не так-то просто: нужно идти несколько дней по тайге или лететь несколько часов на вертолете. Именно поэтому гостей Агафья Лыкова принимает нечасто, но всегда им рада.

    Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович, в декабре - Савин Карпович, через 10 дней сестра Агафьи - Наталия. Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна.

    По словам главы региона, на создание условий для отшельницы тратятся миллионы. Конкретных сумм он не привел. РИА Новости пишет, что Зимин уже запретил полеты в заповедник.

    Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX–XX веках. Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.

    Где и как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова последние сведения. Свежий материал на 02.02.2018 г.

    Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка Надежда Усик, которая провела в скиту Лыковых 5 лет.

    Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте. Таковы Лыковы - единожды приняв решение в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит:

    Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого.

    Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

    Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст - рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала.

    «Как можно запретить дружить? Если бы власти Хакасии оказывали системную помощь, реагировали на проблемы и редкие просьбы Агафьи Лыковой, то Кузбассу не было бы необходимости вмешиваться»,- прокомментировали заявление Виктора Зимина в пресс-службе администрации Кемеровской области. В пресс-службе также добавили, что глава Таштагольского района Владимир Макута вместе с волонтерами и журналистами летает к Агафье Лыковой с 2013 года. Визиты, как правило, совмещают с облетами таежной территории Горной Шории. По словам представителя пресс-службы, вылеты «привязаны» к сигналам о ЧС, когда появляется информация о вырубке леса или лесном пожаре.

    Страшная правда от Агафьи свежая информация. Свежий материал на 02.02.2018 г.

    Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное. Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так!

    Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию (толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением - прим. редакции).

    Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.

    Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

    Пятый год со студентами помогаем ей урожай собирать. Поначалу наши волонтерские десанты катамаранами, лодками больше недели шли от Абазы, а прошлым августом кемеровчане на вертушке от Таштагола подбросили. За десять дней ребята дров напилили, накосили пять стогов сена, достроили стайку для кур. И новый фильм сняли. Первый безо всякой рекламы набрал в Интернете более 100 тысяч просмотров.

    Карп Лыков вместе со своей семьей ушел в саянскую тайгу в 1938 году. Здесь они вместе с женой построили дом, вырастили детей. В течение 40 лет семья была отрезана от мира непроходимой тайгой, и лишь в 1978 году они повстречались с геологами. Однако всей стране стало известно о семье старообрядцев немного позже, в 1982 году, когда о них рассказал журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. На протяжение трех десятков лет о рассказывал о Лыковых со страниц газеты. В настоящее время из семьи в живых осталась только Агафья. Сейчас ей 72 года, а 23 апреля исполнится 73. Перебираться поближе к цивилизации отшельница отказывается.

    Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков, который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию (судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки). Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье.

    Кто такая Лыкава Агафья чем знаменита. Недавние события.

    Агафья Лыкова - единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин (45 лет), Димитрий (36 лет) и дочери Наталья (42 года) и Агафья (34 года). В 1981 году один за другим умерли трое из детей - Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни отец Лыковых. В настоящее время Агафья Лыкова живет в тайге одна.

    Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли. Если бы возможно было, то с удовольствием приняла бы к себе жить единоверцев и передавала свои знания и накопленный опыт старообрядческой веры, - говорит Агафья.

    Видео новости Агафья Лыкова в 2018 году. Всё, что известно на данный момент.

    Лыковы – российская семья староверов; бежали от репрессий 30-х годов 20-го века в тайгу и вплоть до 1978-го жили почти в абсолютной изоляции от внешнего мира.


    Староверы с российской властью начали конфликтовать довольно давно – изрядно осложнил жизнь этому религиозному движению еще Петр I. Революция 1917-го вынудила многих староверов бежать в Сибирь; оставшиеся же горько пожалели о своем решении уже в 30-х. Молодого еще Карпа Лыкова бежать от мира сего сподвигла смерть брата; погиб брат от большевистской пули. В 1936-м Карп, его супруга Акулина и их дети – 9-летний Савин и 2-летняя Наталья – отправились в путешествие. Продолжался он долго; за несколько лет Лыковы сменили несколько деревянных изб, пока наконец не добрались до действительно уединенного места. Здесь семейство обосновалось; здесь в 1940-м родился Дмитрий Лыков, а еще два года спустя – его сестра Агафья. Мерное течение жизни Лыковых не нарушало ничего – вплоть до 1978-го.

    Гости из внешнего мира наткнулись на Лыковых почти случайно – геологическая экспедиция исследовала окрестности реки Большой Абакан. Пилот вертолета случайно заметил с воздуха следы человеческой деятельности – в местах, в которых людей не могло быть даже теоретически. Удивленные находкой, геологи решили выяснить, кто же именно здесь живет.

    Конечно, выжить в суровой сибирской тайге оказалось нелегко. Вещей с собой у Лыковых было немного – с собой они принесли несколько горшков, примитивную прялку, ткацкий станок и, разумеется, собственную одежду. Одежда, конечно же, довольно быстро пришла в негодность; чинить её пришлось подручными средствами – c помощью грубой ткани, вытканной вручную из конопляных волокон. Со временем

    ржавчина уничтожила и горшки; c этого момента отшельникам пришлось довольно радикально сменить рацион и перейти на строгую диету из картофельных котлет, молотой ржи и конопляных семян. Лыковы страдали от постоянного голода и ели все, что могли достать – коренья, траву и кору.

    В 1961-м сильнейшие заморозки уничтожили все то немногое, что росло в саду Лыковых; отшельникам пришлось начать есть собственную кожаную обувь. В этом же году скончалась Акулина; она добровольно заморила себя голодом, дабы оставить больше пищи мужу и детям.

    К счастью, после оттепели Лыковы обнаружили, что один росток ржи заморозки все же пережил. Росток этот Лыковы берегли, аккуратно защищая его от грызунов и птиц. Росток выжил – и дал 18 семян, которые стали началом для новых посадок.

    Дмитрий, никогда не видевший мира за пределами родных лесов, со временем стал великолепным охотником; он мог целыми днями пропадать в лесу, выслеживая и отлавливая животных.

    Со временем быт наладить все же удалось. Охота и грамотно расставленные на звериных тропах ловушки приносили Лыковым ценное мясо; заготавливали впрок отшельники и часть пойманной рыбы. Обычно рыбу Лыковы ели сырой или пекли на костре. Конечно, немалую часть рациона их составляли лесные ресурсы – грибы, ягоды и кедровые орехи. Кое-что – преимущественно рожь, коноплю и некоторые овощи – Лыковы выращивали на огороде. Со временем отшельники научились обрабатывать шкуры; из полученной кожи они делали обувь – зимой по тайге передвигаться босиком было откровенно затрудни

    Встреча Лыковых с геологами оказалась настоящим шоком для обеих сторон; геологи долгое время не могли поверить, что так далеко от цивилизации может существовать подобная микроколония, а Лыковы практически отвыкли от общения с другими людьми. Со временем контакт удалось наладить - сначала отшельники начали принимать у гостей соль (которой в их быту не хватало категорически), затем – железные инструменты. Через некоторое время Лыковы начали выбираться в ближайшие поселения; особенно сильное впечатление из всего советского быта на них произвел телевизор.

    Увы, открытие большим миром принесло Лыковым не только пользу – в 1981-м Савин, Наталья и Дмитрий скончались. Наталью и Дмитрия убили проблемы с почками, Дмитрий умер от пневмонии. Есть основания полагать, что настоящей причиной смерти стал именно контакт со внешним миром – у молодых Лыковых начисто отсутствовал иммунитет к целому ряду современных заболеваний и новые знакомые волей-неволей заразили отшельников смертельными для них вирусами. Геологи предлагали Дмитрию помощь – вертолет вполне мог бы доставить его в клинику; увы, догматы староверов подобное запрещали категорически – Лыковы были абсолютно уверены в том, что жизнь человеческая находится в руках божьих и человеку воле его противится не следует. Не удалось геологам убедить и Карпа с Агафьей покинуть леса и перебраться к пережившим эти 40 лет во внешнем мире родственникам.

    Карп Лыков скончался 16 февраля 1988-го; умер он во сне. Агафья Лыкова по сей день живет в семейном доме