Особенности технологической дисциплины обществознание 7. Что такое дисциплина? Зачем она нужна человеку? Особенности специальных дисциплин

Данный урок обществознания "Для чего нужна дисциплина" разработан для учащихся 7 класса. Не секрет, что само понятие дети узнают еще в младшем школьном возрасте, однако в старшем звене тема раскрывается более глубоко. Работа спланирована таким образом, что учащиеся сами добывают знания о том, для чего нужна дисциплина, через групповую работу, применение технологии критического мышления, диалоговое обучение.

Цель: познакомиться с понятием "дисциплина". Выяснить, для чего нужна дисциплина и какую роль она играет в жизни людей.

Рассмотрим ход урока.

Начало урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную тему для жизни человека. Без этого нельзя обойтись ни в какой сфере деятельности. Подумайте, что же это может быть, и выскажите свои предположения.

Учитель делит детей на три группы. В одной из них он назначает "хранителя тишины" - человека, который будет следить за поведением и порядком внутри команды. Второй группе выдает список правил, которых они должны придерживаться в работе, а третьей позволено работать так, как считает нужным, то есть без каких-то определенных рамок и правил.

Повторение пройденного

Прием "Горячий стул". Перед доской ставится стул, на него садится один из учащихся. Ему класс задает вопросы по пройденным темам:

1) Что такое право?

2) Что такое обязанности?

3) Что такое долг?

4) Почему необходимо соблюдать законы?

Изучение материала

Учитель: прочитайте, пожалуйста, цитату, которую видите на доске

"Дисциплина - первый признак победы".

Как вы понимаете ее смысл? Приведите примеры из жизни, к которым можно применить данную цитату?

Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дисциплине)

Верно, тема нашего урока в вашем 7 классе - "Для чего нужна дисциплина".

Составление кластеров

Давайте вспомним, какие нужно знать правила и требования, когда мы работаем в командах. Давайте же их восстановим в памяти и озвучим:

1) Нужно работать тихо, ведь шум может помещать соседним группам, и просто нарушится порядок.

2) Должен рассматриваться ответ каждого участника.

3) В группах нельзя "отсиживаться", нужно принимать активное участие в работе и оказывать посильную помощь товарищам по команде.

4) Ссор быть не должно.

Давайте же попробуем выяснить, что такое дисциплина, зачем она нужна. Сейчас каждая группа составит кластеры. От слова "дисциплина" вы проведете стрелки и напишите слова, с которыми оно ассоциируется.

(Порядок, уважение, контроль, воспитание и другие ассоциации, возникшие у детей.)

От каждой группы выбирается спикер, который представляет и защищает работу команды.

А теперь откройте толковые словари и найдите определение слова "дисциплина".

"Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка".

Приведите примеры, где должна присутствовать дисциплина.

(В школе, армии, в общественном транспорте и т. д.)

Да, дисциплина присутствует везде, и без ее соблюдения повсюду был бы беспорядок. Однако дисциплина в разных местах и сферах будет отличаться.

Групповая работа

Сейчас я предлагаю вам такое задание: "Каждому из вас достается свой вид дисциплины, с информацией о котором вы должны ознакомиться, представить классу и разыграть небольшую инсценировку в соответствии с тематикой".

1 группа "Военная дисциплина".

Четкое своевременное выполнение приказов начальства, военных уставов и присяги. Последствия нарушений военной дисциплины могут быть очень серьезными, такими как уменьшение защиты войск, отсутствие управления ими, поражения при военных действиях, а также безопасность людей подвергнется большому риску.

2 группа "Трудовая дисциплина".

Своевременный приход на работу и уход, выполнение своих обязанностей, соблюдение этики.

Какие же последствия ждут нас, если нарушать трудовую дисциплину? Как правило, это влечет за собой материальный ущерб производству, бизнесу, разлаживаются отношение в коллективе, что приводит к некачественной и неслаженной работе предприятия.

3 группа "Технологическая дисциплина".

Соблюдение правил использования оборудования, безопасности, соблюдение порядка в работе.

Какие здесь последствия могут возникнуть? Они могут быть самыми страшными: от экологических катастроф до массовой гибели людей.

Оказывается, дисциплина делится на общеобязательную и специальную. Подумайте, чем они друг от друга отличаются, и приведите примеры с обоснованием.

Задание "Заполни таблицу"

Напишите, какие могут быть последствия нарушения дисциплины.

Знакомо ли вам такое слово, как "самодисциплина"? Давайте разберемся, от каких двух слов оно образовалось?

"Самодисциплина" означает... (ответы детей):

  • Дисциплинировать самого себя.
  • Следить за собой.
  • Придерживаться порядка.
  • Контролировать самого себя.
  • Не давать себе расслабиться в самый ответственный момент.

А вот сейчас послушайте притчу и постарайтесь задуматься, как она связана с темой нашего урока.

"Мне всегда было жалко людей, которые терпят неудачи. Ну такими уж они казались мне несчастными, ведь им просто не повезло в жизни. Кто-то родился в бедной семье, а кто-то в богатой. Кого-то природа наградила способностями, а кого-то нет. Но так я думал до тех пор, пока по соседству не поселились два мальчика-близнеца Тим и Том. Оба они имели проблемы со здоровьем, очень часто болели, получали насмешки от сверстников.

Тим каждое утро просыпался в 5 часов утра и отправлялся на пробежку, занимался гимнастикой, он хотел укрепить свое слабое здоровье. Порой ему было очень тяжело, но он и не думал сдаваться, а продолжал усиленные тренировки и занятия спортом.

Том очень жалел себя, ведь он знал, что и так часто болеет и физические нагрузки уж точно не для него. Он любил поспать, поесть и лишний раз старался не выходить на улицу, чтобы уберечь себя от постороннего мира.

И если бы я не знал предысторию этих двух мальчиков, то Тиму можно позавидовать, а Тома пожалеть и посочувствовать ему..."

Ребята, о чем вас заставила задуматься эта притча?

На кого из мальчиков вы хотели бы быть похожими и почему?

У кого из них четко выработана самодисциплина?

Какой вывод можно сделать?

7 класс, для чего нужна дисциплина для каждого из вас?

Чтение стихотворения

Сегодня к нам на урок я пригласила ученицу 2 класса "Г" Афанасьеву Екатерину, которая, несмотря на свой юный возраст, уже прекрасно знает, для чего нужна дисциплина.

"Чтобы всем жилось прекрасно,

Не страдал народ невинный

И исчезла прочь опасность -

Соблюдайте дисциплину!

Будь учеником прилежным,

Не шали и не ругайся,

Стань ты для страны надеждой

И учить других старайся.

Не опаздывай на службу,

Это так нехорошо,

Дорожи всегда ты дружбой,

Той, которую нашел.

Относись к своей работе

Ты с серьезностью всегда,

Ничего плохого вроде,

А потом глядишь: беда!

Знай, там, где есть дисциплина,

Будет точно ждать успех,

Наша жизнь - это путь длинный,

Уважай себя и всех".

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Вспомните, как в самом начале в одной из групп я выбрала ответственного за дисциплину, в другой дала список правил, а в третьей не было ничего. Предлагаю участникам каждой группы высказаться, как вам работалось в своей команде, как обстояли дела с дисциплиной, какие трудности возникали? Какой вывод можно сделать? Для чего нужна дисциплина? Дисциплина важна везде, в том числе и на уроке, необходимо уметь слушать и слышать друг друга, и там, где были четкие правила озвучены заранее, трудностей не возникло, а в группе, где каждый вел себя так, как ведет обычно, были сложности, так как один отвлекался, другой не работал, а третий нарушал тишину громким смехом.

На ваших партах лежат листы самооценивания. Дополните каждую из фраз, исходя из собственных знаний, полученных на уроке:

  • Я сегодня узнал...
  • Мне было не совсем понятно...
  • Я сегодня совсем не понял...

Вашим домашним заданием будет подготовка доклада по теме урока, нужно оформить его титульный лист таким образом: "Для чего нужна дисциплина, 7 "А" класс, школа № 145, фамилия, имя учащегося. Разрешается вынести часть информации на постер или презентацию, подготовить защиту. На этом наш урок "Для чего нужна дисциплина" завершен. Я призываю вас всегда и всюду соблюдать порядок и общепринятые законы. До свидания, ребята.

Данный урок обществознания в 7 классе "Для чего нужна дисциплина" составлен с учетом возрастных и психологических особенностей детей среднего школьного возраста.

Обществознание, 7 класс

Урок № 9

Для чего нужна дисциплина

Д.З.: § 5, ?? (с.46), задания (с.47-48), «Вспомним» к § 6

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Показать социальное и личностное значение соблю­дения дисциплины.
  • Способствовать пониманию учащимися необходимо­сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави­лами в собственной повседневной жизни.
  • Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения.
  • Способствовать развитию у учащихся заинтересован­ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз­личных сторон жизни общества, в благополучии и процве­тании своей страны.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и само­оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь

  • Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
  • Характеризовать различные виды дисциплины.
  • Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины

  • Дисциплина:
  • внутренняя, внешняя;
  • общеобязательная, специальная;
  • военная, рудовая, учебная, технологическая.
  • Самоконтроль.
  • Качества дисциплинированного человека:
  • воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала

  • Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека.
  • Общеобязательная и специальная дисциплина.
  • Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.


КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА?

дисциплина


1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека

Дисциплина это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

от лат. disciplina - выдержанность, строгость

Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?

Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.


2. Общеобязательная и специальная дисциплина

Общеобязательная

исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами

Специальная

обязательная только для членов определенной организации

N: воинская, трудовая, школьная


Общеобязательная дисциплина

  • Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.
  • Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр.39-40.

Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины.

Специальные дисциплины

Военная дисциплина

Трудовая дисциплина

Технологическая дисциплина


Специальные дисциплины

Особенности специальных дисциплин

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров

Трудовая дисциплина

Последствия нарушения дисциплины

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.

Технологическая дисциплина

Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.


Внешняя и внутренняя дисциплина

Внешняя

соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны

Внутренняя

(самодисциплина)

соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер


Вывод:

Басня про нарушителей дисциплины

В некоем классе учились бараны:

Шумны, вертлявы и очень упрямы.

Нету от них никакого покоя

Не педагогам ни прочим героям.

Сами не учат, другим не дают…

Всех за собою как стадо ведут.

Время идет и годы проходят.

Знания, словно сквозь пальцы уходят.

Учителей доблестный труд

Пускают на ветер. Другим не дают

Учиться с охотой, стараться, творить,

Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.

Мораль этой басни заключается в том,

Ты станешь бараном – коль будешь глупцом!

Т. Матвийчук

Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.


С. 42-43

С какими фрагментами параграфа связаны тематически данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага


ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

  • Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек».
  • Ответь на вопросы:
  • Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С.Макаренко?
  • В чём «секрет» коммуны Макаренко?
  • Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему?

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель


  • Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками)
  • Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия)
  • Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия)
  • Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека

5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)

6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)

7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)



Проверь себя

Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?

  • Переход улицы на зеленый свет
  • Выполнением солдата приказа командира
  • Запрет на курения в общественных местах
  • Соблюдение правил пожарной безопасности
  • Обязанность платить налоги
  • Соблюдение правил соревнований

Проверь себя

  • Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  • Какая бывает дисциплина?
  • Каковы последствия нарушения дисциплины?
  • Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  • С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

Проверь себя

1. Объясни, почему дисциплина – необходимое условие существования общества.


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


  • Что такое совесть?
  • Предположи, почему люди иногда поступают не по совести. Объясни.
  • Объясни мысль автора: совесть – это «обида за себя».
  • Автор пишет о том, что люди, «которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов». Кого из литературных героев, исторических деятелей, современников можно назвать таким человеком? Почему?

8. Приведи примеры самоконтроля, которые тебе известны.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Для чего нужна дисциплина Урокпрезентация по обществознанию 7 класс ФГОС2 - Колмаков Анатолий Иванович.pptx

  • Количество слайдов: 31

Обществознание, 7 класс Урок № 9 Для чего нужна дисциплина Д. З. : § 5, ? ? (с. 46), задания (с. 47 48), «Вспомним» к § 6

Цели урока 1. 2. 3. 4. 5. Показать социальное и личностное значение соблю дения дисциплины. Способствовать пониманию учащимися необходимо сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави лами в собственной повседневной жизни. Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения. Способствовать развитию у учащихся заинтересован ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз личных сторон жизни общества, в благополучии и процве тании своей страны. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно этических отношений; самоконтроль и само оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины 1. Дисциплина: внутренняя, внешняя; общеобязательная, специальная; военная, рудовая, учебная, технологическая. 2. Самоконтроль. 3. Качества дисциплинированного человека: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний 1. Что такое долг? 2. Что такое обязанность? 3. Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность» ? 4. На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала 1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. 2. Общеобязательная и специальная дисциплина. 3. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Актуализация темы КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА? 6 1 5 дисциплина 4 2 3

1. Дисциплина необходимое условие существования общества и человека Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой либо организации. от лат. disciplina выдержанность, строгость Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека? Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.

2. Общеобязательная и специальная дисциплина Общеобязательная исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами Специальная обязательная только для членов определенной организации N: воинская, трудовая, школьная

Общеобязательная дисциплина Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей. Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр. 39 40. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины. Специальные дисциплины Военная дисциплина Трудовая дисциплина Технологическая дисциплина Особенности специальных дисциплин Последствия нарушения дисциплины

Специальные дисциплины Военная дисциплина Особенности специальных дисциплин Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров Трудовая Предусматривает дисциплина своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации. Технологичес Соблюдение правил кая эксплуатации оборудования, дисциплина порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе Последствия нарушения дисциплины Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.

Внешняя и внутренняя дисциплина Внешняя соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны Внутренняя (самодисциплина) соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер

Вывод: Басня про нарушителей дисциплины В некоем классе учились бараны: Шумны, вертлявы и очень упрямы. Нету от них никакого покоя Не педагогам ни прочим героям. Сами не учат, другим не дают… Всех за собою как стадо ведут. Время идет и годы проходят. Знания, словно сквозь пальцы уходят. Учителей доблестный труд Пускают на ветер. Другим не дают Учиться с охотой, стараться, творить, Стремиться к мечте, чтобы знающим быть. Мораль этой басни заключается в том, Ты станешь бараном – коль будешь глупцом! Т. Матвийчук Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.

С. 42 43 С какими фрагмент ами параграф а связаны тематичес ки данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага ет?

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК 1. Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек» . 2. Ответь на вопросы: q Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? q В чём «секрет» коммуны Макаренко? q Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему? Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель

Качества дисциплинированного человека 1. Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками) 2. Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия) 3. Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия) 4. Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека 5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия) 6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели) 7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)

Проверь себя Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине? 1. Переход улицы на зеленый свет 2. Выполнением солдата приказа командира 3. Запрет на курения в общественных местах 4. Соблюдение правил пожарной безопасности 5. Обязанность платить налоги 6. Соблюдение правил соревнований

Проверь себя 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна? 2. Какая бывает дисциплина? 3. Каковы последствия нарушения дисциплины? 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает» ? 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть» ?

Рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

Литература: 1. 2. 3. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 4 е изд. М. : Просвещение, 2016 Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. . М. : Просвещение, 2016 Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О. А. , Лискова Т. Е. . 3 е изд. М. : Просвещение, 2016

. 7 класс">§ 5. Для чего нужна дисциплина
  • Какие существуют правила жизни людей в обществе?
  • Почему важно соблюдать эти правила?
  • Что такое нормы и санкции?
  • Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
  • Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина общеобязательная и специальная

Дисциплина - необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

    Дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное - жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед - боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

    Путешествие в прошлое
    В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек - погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон... Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
    Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина - взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
    Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
    Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Внешняя и внутренняя дисциплина

Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, - писал немецкий философ И. Кант (1724-1804), - ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек - не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул - страх уголовного наказания, утраты свободы.

С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

Дисциплина, воля и самовоспитание

Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

Проверим себя

  1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  2. Какая бывает дисциплина?
  3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
  4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

В классе и дома

  1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
  2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
  3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
  4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона - внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
  5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
  6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Учимся быть дисциплинированными

  1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы: что я планировал сделать сегодня? Что из этих планов зависело только от меня? Что сделано, а что нет? Насколько помогала осуществлению планов внутренняя дисциплина?
  2. Понаблюдай за окружающими тебя людьми. Зафиксируй отдельные, далее малые нарушения дисциплины. Отметь для себя, какие нарушения встречаются чаще всего, из-за чего они происходят, к чему могут привести.
  3. Старайся не оставаться в стороне, если рядом с тобой происходят нарушения дисциплины, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сообщи об этом взрослым или позвони в полицию. В этом тоже будут проявляться твоя внутренняя дисциплина, требования к самому себе.
  4. Понаблюдай за собой. Ты ведёшь себя определённым образом, когда знаешь, что за тобой следят, когда ты на виду. А когда никого нет и никто не знает, что ты делаешь? Всегда ли в этом случае совпадает твоё поведение с тем, которое видят другие? Какие из этого можно сделать выводы?