Обособленные несогласованные определения. Обособление несогласованных определений в русском языке

УРОК № 53

Тема. Обособленные несогласованные определения

Цель: углубить знания учащихся об обособлении определений; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные согласованные и несогласованные определения; составляют предложения с обособленными определениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Объяснительный диктант.

Корявые дубы и вязы, поломанные грозами, вздымали к небу свои старые дуплистые стволы. (М. Горький) Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В. Шишков) Удивленный, мальчик, казалось, застыл на месте. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом. (Б. Полевой) Одаренный необычайной силой, Николай работал за четверых. Мы, полные впечатлений, вернулись с экскурсии.

– Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Вставьте после выделенных слов обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и запишите полученные предложения.

Образец: Дом стоял в самом конце улицы. – Дом стоял в самом конце улицы, уходившей в поле.

Лодка застыла на тихой воде. Асфальтовое шоссе проходило неподалеку от дома. В ручье виднелись пестрые камушки. Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. Ольга разговаривала по телефону.

КАРТОЧКА 2

Спишите предложения, заменяя существительные, к которым относятся определения, личными местоимениями.

Образец: Испуганная Наташа сидела тихо. – Испуганная, она сидела тихо.

Вымокшие под дождем путники расположились у огня. Отутюженное платье выглядело очень нарядным. Веселая и оживленная девочка взахлеб рассказывала о своей поездке. Раздраженный отец замолчал. Испытавший трудности похода путешественник не боялся ни жары, ни холода.

КАРТОЧКА 3

Составьте предложения, используя данные конструкции в качестве обособленных определений, относящихся к личным местоимениям.

Утомленный тяжелой работой. Изнемогающие от жары. Серьезный и внимательный. Радостный и оживленный. Гордый доверием.

КАРТОЧКА 4

Вставьте после определяемого слова по 2-3 одиночных определения и запишите полученные предложения.

Образец: Ветер шевелил молодые листочки. – Ветер, теплый и влажный, шевелил молодые листочки.

Гул постепенно приближался. Два огонька ярко горели в ночном небе. Сумерки все плотнее охватывали город. Собака лениво развалилась около забора. Деревья едва виднелись вдалеке.

КАРТОЧКА 5

Распространите одиночные причастия и полученные обороты поставьте после определяемых слов.

Слышен шум падающей воды. Исполняемая песня мне очень понравилась. Я прислушивался к звукам журчащего ручья. В горящий костер мы подбрасывали сухие ветки. Осыпавшиеся лепестки черемухи плывут по воде.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Сравните предложения. Сделайте вывод о роли обособленных определений и о способах их выражения. Какие определения называются несогласованными?

Величественно вошла мать.

Величественно вошла мать, одетая в сиреневое платье с кружевами.

Величественно вошла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Горький)

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Слово учителя.

После определяемого слова обособляются:

1) несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного с зависимыми словами: Рыжая борода, намного темнее волос, обрамляла его лицо;

2) несогласованное определение при имени собственном или личном местоимении: Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Толстой);

3) несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью без зависимых слов, если при определяемом существительном уже есть согласованное определение: Другой мальчик, постарше, звался Петрушей.

Запомните! Несогласованное определение, выраженное инфинитивом глагола, отделяется тире (если можно задать вопрос а именно?): Он с детства мечтал только об одном – стать геологом.

– Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

– составить конспект лекции учителя.

– с. 172-173.

– Тренировочные упражнения.

1. Найдите обособленные несогласованные определения. Объясните постановку знаков препинания.

Денис Антонович, без пиджака, в шлепанцах на босу ногу, сидел у большого стола с газетой. (А. Коптяева) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И. Тургенев) Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих ближних. (В. Кетлинская) Казаки помоложе охотно состязались в рубке. (М. Шолохов) Сегодня она, в новом голубом капоте*, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький) Больная, в белом капоте, вся обложенная подушками, сидела на постели. (Л. Толстой)

2. Найдите определения. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Она с ярким румянцем на щеках и блестящими глазами была очень красива. Огромный плакат метра два в длину висел над сценой. Высокий человек с холодными серыми глазами строгий и неприступный сразу произвел на меня гнетущее впечатление. Истонченное страданиями молодое лицо ее с выпуклым лбом с красивыми пепельными волосами окрученными косой вокруг головы было покойно и бесстрастно. (А. Толстой) Утром уже в пальто с портфелем в руках Иван стоял в коридоре и ждал кого-то. (А. Кузнецов)

– Выборочный диктант.

Выпишите из предложений обособленные несогласованные определения (знаки не расставлены) вместе с определяемым словом. Чем выражены несогласованные определения? Расставьте и объясните знаки препинания.

Алена с красными от жары щеками бегала то в сад то в дом то в погреб. (А. Чехов) Дядя Матвей в мокром переднике с бляхой поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев) Черный щенок величиной с большую жабу подкатился под ноги к нам. (М. Горький) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (А. Чехов) У дяди Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. (К. Паустовский) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

– 200 (письменно).

– 420 (письменно).

– Творческая работа.

Составьте несколько предложений, содержащих обособленные однородные и неоднородные определения, характеризующие увлечения, род занятий и т. д. членов вашей семьи.

Образец: Бабушка, не знающая отдыха, с неизменным вязанием в руках, любит слушать по телевизору новости.

– Диктант с дополнительным заданием.

Запишите под диктовку текст. В первом предложении замените обособленное определение необособленным, а в первом предложении второго абзаца – необособленное определение – обособленным. В последнее предложение введите несогласованное обособленное определение, относящееся к личному местоимению.

Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

Темное могуче размахнувшееся море светлей, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин горы и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу.

(По М. Горькому)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Подготовить описание одного из памятников архитектуры г. Харькова.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Каковы условия обособления несогласованных определений?

___________________________________________________________

* Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, род халата.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    I СЕМЕСТР УРОК 10 Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом...

    УРОК № 56 Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. “Животные на службе у человека” Цель: дать учащимся общее...

    УРОК № 65. II вариант Тема. Повторение изученного по теме “Синтаксис” Цель: повторить и закрепить материал по изученной теме; проверить умение учащихся применять полученные знания;...

    Цель: учить четвероклассников писать изложение, используя картинный план и ключевые слова; совершенствовать умение выделять в тексте ключевые слова, анализировать творческие работы одноклассников по плану, развивать...

    УРОК № 9 Тема. Тематическое оценивание по теме “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” Цель: проконтролировать качество усвоения учащимися разделов темы (“Звуки и буквы”, “Понятие слога. Деление...

    УРОК № 9 Тема. Фразеологизмы. Развитие речи. “Дорог не подарок” Цель: дать учащимся представление о фразеологизмах, обучать умению пользоваться фразеологическим словарем, справочником крылатых выражений; формировать...

    УРОК № 15 Тема. Простое (глагольное) и составное (именное и глагольное) сказуемое Цель: познакомить учащихся с разными видами сказуемого; способами его выражения; развивать у них...

    УРОК № 10 Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение* Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение...

    II СЕМЕСТР УРОК 63 Тема. Аудирование. Слушание-понимание стихотворений. Картины, возникающие в воображении при слушании. Рисунок по тексту. Отработка силы голоса Цель: учить учащихся внимательно слушать...

    II СЕМЕСТ Р УРОК 57 Тема. Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ Цель: формировать у учащихся навыки работы с орфографическим...

    УРОК № 58 Тема. Частица не (практически). Аудирование. Развитие речи. Культура речи. “Знать, беречь, приумножать” Цель: дать представление о частице как о части речи, о...

    УРОК № 66 Тема. Однородные члены предложения. Развитие речи. Культура речи. “…пышное природы увяданье” (продолжение) Цель: закрепить навыки правильно ставить знаки препинания при однородных членах,...

    УРОК № 26 Тема. Тематическое оценивание: “Состав слова. Орфография” Цель: проверить знания и навыки учащихся по изученной теме. Оборудование: Комплексная тетрадь для контроля знаний; индивидуальные...

    УРОК № 27 Тема. Лексическое значение слова. Развитие речи. Культура речи. “Спорт – это тоже игры по правилам” Цель: сформировать у учащихся понятие о лексическом...

    УРОК № 12 Тема. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната” Цель: развивать навыки определения сильных и слабых позиций гласных звуков,...

Несогласованные определения связаны с определяемым словом по способу
управления или примыкания, то есть совпадение форм определяемого
слова и определения не предполагается; при изменении форм
определяемого слова несогласованное определение не меняется.

Обособление несогласованных определений зависит от нескольких
факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения определения по отношению к определяемому (главному)
слову – перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения
(обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и способа выражения определения.

Однако в целом обособление несогласованных определений менее
категорично, нежели обособление согласованных определений. Оно
происходит в том случае, если в данном контексте требуется выделить
какой-либо признак, усилить выражаемое им значение.

Перечислим условия обособления несогласованных определений:

А) Определение, выраженное косвенными падежами существительных (чаще
с предлогами)

1. Определения-существительные обособляются, если относятся к
личному местоимению:
Приведем пример:
Вчера он, в старом красном пиджаке, был особенно молод и внушительно
красив.

2. Определения-существительные обособляются, если отделены от
определяемого слова другими членами предложения:
Приведем пример:
После обеда все пошли во двор, где, в белом платье, с красной
ленточкой на голове, гуляла Ангелина.

3. Определения-существительные обособляются, если образуют ряд
однородных членов с предшествующим или последующим обособленным
согласованным определением:
Приведем пример:
Этот молодой человек, вызывающе одетый, с белым лицом и голубыми
глазами, производил странное впечатление.

4. Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к
имени собственному, поскольку дополняют, уточняют представление о
лице или о предмете.
Приведем пример:
Вера Старолюбова, в ситцевом платье, в чепце на затылке и в шали,
сидела на кресле.

5. Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к
существительному, характеризующему лицо по степени родства,
занимаемому положению, профессии и т.п. Определение-существительное
в этом случае дает дополнительную характеристику лицу. Такое
определение чаще является распространённым, то есть содержит
зависимые слова. Достаточно часто таких определений несколько.
Приведем пример:
Величественно вышел отец, в красном пиджаке, в кружевах, с
серебренным браслетом на руке.

Б) Определение, выраженное оборотом с формой сравнительной степени
прилагательного
.

1. Несогласованные определения, выраженные оборотом с формой
сравнительной степени имени прилагательного, обычно обособляются,
так как по значению приближаются к ослабленному, второстепенному
сказуемому. Поэтому такие определения можно заменить придаточным
предложением или самостоятельным предложением. Такие обороты обычно
стоят после определяемого слова и имеют зависимые слова:
Приведем пример:
Любовь, сильнее его разума, подтолкнула его к ней.
Эта любовь была сильнее его разума. Эта любовь подтолкнула его к
ней.

Обособление определений .

Часто перед определяемым существительным стоит ещё одно определение,
согласованное. В этом случае определения имеют оттенок пояснения
(значение «а именно»):
Приведем пример:
Длинная борода, слегка светлее волос, немного оттеняла подбородок и
губы;
Остальные ребята, постарше, с изумлением смотрели на него.

2. Определение с формой сравнительной степени прилагательного не
обособляется, если оно тесно связано с определяемым существительным:

Зато в другое время не было человека деятельнее его (Тургенев).

В) Определение, выраженное неопределенной формой глагола

1. Определение, выраженное неопределённой формой глагола
(инфинитивом), обособляется (с помощью тире), если оно имеет
пояснительное значение и перед ним можно поставить слова а именно. В
устной речи таким определениям-инфинитивам предшествует пауза:
Приведем пример:
Но безумен данный выбор – полюбить и умереть.

2. Определение, выраженное неопределённой формой глагола
(инфинитивом), не обособляется, если оно образует вместе с именем
существительным единое словосочетание. Обычно такие определения
стоят в середине предложения и произносятся без пауз:
Приведем пример:
Мысль выйти за муж за Олега всё реже и реже приходила мне в голову.

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом) , обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение: Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Несогласованные определения могут стоять и перед определяемым существительным: В белом галстуке, в щегольском пальто нараспашку, с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака, генерал возвращался с обеда, один. Обычно обособляются подобные несогласованные определения:
если относятся к собственному имени: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване; Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным;
если относятся к личному местоимению: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого;
если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на нее;
если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями: Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой.
Часто обособляются несогласованные определения при названиях лиц по степени родства, профессии, занимаемой должности и так далее, поскольку благодаря значительной конкретности таких существительных определение служит целям добавочного сообщения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом Картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается.
Обособление несогласованного определения может служить средством намеренного отрыва данного оборота от соседнего сказуемого, к которому он мог бы быть отнесен по смыслу и синтаксически, и отнесения его к подлежащему: Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле.
Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного (часто определяемому существительному предшествует согласованное определение) : Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
При отсутствии предшествующего согласованного определения несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью прилагательного, не обособляется: Зато в другое время не было человека деятельнее его.
Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова а именно: Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием - сделать добро! Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон: Каждый из них решал этот вопрос - уехать или остаться - для себя, для своих близких. Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается: Так как оставался один выбор - потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.

Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .

Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).

Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.

Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.

Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:

Тропинка, зарастающая травой , вела к реке.
Зарастающая травой тропинка вела к реке.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами , он рассказал мне о них.
Он, довольный своими успехами , рассказал мне о них.

Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Упражнение

    Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).

    Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).

    Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).

    Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).

    Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).

    В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.

    И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).

    Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

    Мрачным и удивленным_ взглядом встретил его отец.

    Он открыл тетрадь и начертил два отрезка_ параллельных друг другу.

    Начертите равносторонний треугольник со стороной_ равной пяти сантиметрам.

    Но теперь недолго они говорили, - тот_ мудрый_ не мешавший им судить_ заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!» (Горький).

    Небольшая ночная_ птица_ неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях_ почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (Тургенев).

  1. Может, это была колючка или кончик гвоздя_ вылезшего из войлочной подбивки хомута (Айтматов).
  2. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками_ живот, на верхушке которого еле держалось_ готовое вот-вот окончательно сползти_ одеяло (Кафка).
  3. По светлой заре вычерчивались чёрные верхушки берез_ тонкие, как письмена (Пастернак).
  4. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет_ довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
  5. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба_ рождавшаяся при мысли_ что этот человек_ теперь с такою увернностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий_ две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку, ибо раненый в ногу немного сильнее_ я бы непременно свалился с утёса (Лермонтов).
  6. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите кухонный стол, сделайте соус из гидрата оксилития_ разведенного в стакане свежего молока (Виан).
  7. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег, увидел_ лежавший на земле_ халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело (Гессе).
  8. Старший брат моего отца_ умерший в 1813 году_ имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству (Герцен).
  9. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной_ любви? (Булгаков).
  10. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот_ громадный, как боров, черный, как сажа или грач… (Булгаков).
  11. Зимний вечер 14 декабря_ густой_ темный_ морозный (Тынянов).
  12. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и_ усеянные редким и низким кустарником_ вились овраги… (Тургенев).
  13. Одна_ черная_ крупная и облезлая_ была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий (Турнье).
  14. Страннее всего происшествия_ случающиеся на Невском проспекте! (Гоголь).
    Доктор Будах_ отмывшийся_ переодетый во все чистое_ тщательно побритый_ выглядел очень внушительно (Стругацкие).

Если главные члены предложения - это основа, то второстепенные - это точность, красота и образность. Особенно следует обратить внимание на определения.

Определение как член предложения

Определение относится к слову с предметным значением и характеризует признак, качество, свойство предмета, который называет определяемое слово, отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" и их падежные формы. Существуют согласованное и несогласованное определение в русском языке.

Например, "Я любил наблюдать за большой красивой птицей белого цвета".

Определяемое слово - «птицей». От него ставится вопрос: "какой?"

Птицей (какой?) большой, красивой, белого цвета.

Определения характеризуют в этом предложении предмет по таким признакам: по размеру, по внешнему виду, по цвету.

Определения "большой, красивой" - согласованные, а "белого цвета" - несогласованное. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

Определения "большой, красивый " - согласованные, они изменяются при изменении определяемого слова, то есть согласуются с ним в роде, числе, падеже:

  • птица (какая?) большая, красивая;
  • птице (какой?) большой, красивой;
  • птицу (какую?) большую, красивую.

Определение "белого цвета" - несогласованное. Оно не изменится, если изменить главное слово:

  • птица (какая?) белого цвета;
  • птицы (какой?) белого цвета;
  • птицу (какую?) белого цвета;
  • птицей (какой?) белого цвета;
  • о птице (какой?) белого цвета.

Таким образом, можно сделать вывод, что это несогласованное определение. Итак, мы выяснили, чем отличаются согласованные определения от несогласованных. Первые изменяются при изменении главного слова, а вторые не изменяются.

Несогласованные определения со значением материала, из которого сделан предмет

Несогласованные никогда не бывают выражены прилагательными, причастиями, согласуемыми местоимениями. Они чаще всего выражаются именами существительными с предлогами и без предлогов и имеют различные значения признака предмета. Одно из таких значений - «материал, из которого сделан предмет».

Несогласованные определения со значением назначения предмета

Очень часто нужно бывает указать, для чего существует предмет, тогда используются несогласованные определения, имеющие значение «назначение предмета».

Несогласованные определения со значением сопутствующего предметного признака

Если говорится о том, что что-то имеется или что-то отсутствует у предмета речи, то обычно используются несогласованные определения со значением «сопутствующий предметный признак».

Несогласованные определения со значением принадлежности предмета

Широко используются в языке несогласованные определения, выражающие принадлежность предмета или, точнее сказать, отношение предмета к другому предмету.

Разграничение несогласованных определений и дополнений

Так как несогласованные определения бывают выражены именами существительными, то возникает проблема разграничения определений и дополнений. Дополнения также выражаются существительными в и ничем формально не отличаются от несогласованных определений. Различать эти второстепенные члены возможно только с точки зрения синтаксиса. Поэтому необходимо рассмотреть способы разграничения несогласованных определений и дополнений.

  1. Дополнения относятся к глаголам, деепричастиям, причастиям, а определения - к существительным, местоимениям, указывающим на предмет.
  2. К дополнениям мы ставим падежей, а к определениям - вопросы "какой?", "чей?"

Несогласованные определения - местоимения

В роли несогласованных определений могут выступать В таких случаях ставятся вопросы: "чей?", "чья?", "чьё?", "чьи?" и их падежные формы. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных притяжательными местоимениями.

В её окне зажёгся свет (в чьём окне?).

Его подруга не пришла (чья подруга?).

В их саду были самые вкусные яблоки (в чьём саду?).

Несогласованные определения - имена прилагательные в простой сравнительной степени

Если в предложении присутствует прилагательное в простой то оно является несогласованным определением. Оно обозначает признак предмета, который выражен в большей или меньшей степени, чем в другом каком-то предмете. Приведём примеры несогласованных определений, выраженных прилагательным в простой сравнительной степени.

Дед построил себе дом получше нашего.

Общество делится на людей умнее меня и на тех, кто мне не интересен.

Каждый хочет отхватить кусок больше , чем у других.

Несогласованные определения - наречия

Нередко наречия выступают в качестве несогласованных определений, в таких случаях они имеют значение признака по качеству, направлению, месту, способу действия. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с наречиями.

Послушаем мнение вашего соседа (какого?) слева .

Чуланчик был маленький с дверью (какой?) наружу .

Горница была светлой с окном (каким?) напротив.

Несогласованные определения - инфинитивы

Инфинитив может быть несогласованным определением при существительных, имеющих отвлечённые понятия: желание, радость, необходимость и тому подобными. Смотрим предложения с несогласованными определениями, примеры с инфинитивами.

Каждый бы понял моё желание (какое?) запечатлеть эти волшебные картины.

В сердце неистребимо живёт необходимость (какая?) любить кого-нибудь.

Дивизия выступит с задачей (какой?) занять высоту на правобережье Днепра.

Каждый должен испытывать радость (какую?) чувствовать себя человеком.

У неё была привычка (какая?) беседовать с кем-то невидимым.

Обособление несогласованных определений в русском языке

Выделение несогласованных определений на письме запятыми зависит от занимаемой позиции и от их распространённости. Не склонны к обособлению несогласованные определения, стоящие непосредственно за определяемым словом - именем нарицательным.

На задворках сада стоял длинный сарай (какой?) из досок .

Старуха подала сметану в плошке (какой?) с отбитым краем .

Девушка (какая?) в голубом платье стояла у входа в парк, ждала кого-то.

В парке (каком?) с чисто выметенными аллеями было пусто и скучно.

Желание (какое?) выжить во что бы то ни стало владело им всё время.

Несогласованные определения, стоящие после главного слова - имени нарицательного, обособляются только в том случае, если необходимо придать ему особую смысловую значимость. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

В той самой кофте, из серой шерсти, она вышла из комнаты, будто и не было целого года разлуки.

Эту вазу, с отбитым горлышком, я помню с самого детства.

Если несогласованные определения стоят перед определяемым словом, то они чаще всего обособляются. Такие определения приобретают дополнительный обстоятельственный оттенок значения.

В длинном нарядном платье , сестра казалась выше и взрослее.

В длинной юбке и с обнажёнными руками , девочка стоит на сцене и поёт что-то тонким голосом.

Всегда обособляются несогласованные определения, если они относятся к и к имени собственному. Рассмотрим обособленные несогласованные определения (примеры).

Она, с косами до пояса , вышла на середину комнаты и поискала меня глазами.

Марья Ивановна, в белой крахмальной блузке , громко позвала прислугу и велела пришедшей девушке убрать разбросанные вещи.

Оно (солнце), с красно-оранжевым ободком , висело совсем низко от горизонта.

Практическое задание в формате ОГЭ

Среди экзаменационных заданий есть такое, для выполнения которого нужны знания о несогласованных определениях. Чтобы выполнить такое задание, требуется найти предложение, в котором есть несогласованное определение. Далее даётся текст с пронумерованными предложениями, среди которых нужно найти нужное.

Пример 1: Найдите предложение с несогласованным распространённым определением.

1) В комнате было тихо, и долгое время ни мальчик, ни мужчина не прерывали молчание.

2) Через некоторое время отец неожиданно сказал:

3) Слушай, Тимур! 4) Хочешь, я куплю тебе собаку? 5) Овчарку с чёрной полосой на спине.

Пример 2: Найдите предложение с несогласованным обособленным определением.

1) Мать встала совсем близко к Надежде.

2) Она вошла с улицы.

3) В плаще и в белом халате, она показалась Наде другой, чем была два месяца назад.

4) И Надежда, ещё не опомнившись, секунды три смотрела на мать, не узнавая.

5) Она увидела несколько новых морщинок, расходившихся от крыльев носа к уголкам губ.

6) Только взгляд матери остался прежним, таким же, как носила Надежда в сердце.

Пример 3: Найдите предложение с несогласованным необособленным определением.

1) Она сияла от радости.

2) Её сегодня назвали матерью.

3) Разве все соседки не слышали, как эта девочка с тёмными волосами кричала:

5) Девочка поняла, чему радуется тётя.

6) Только сама ещё не понимала, её ли она звала.

Ответы: 1(5), 2(3), 3(3).