Отличие гололеда от гололедицы. Чем отличается гололёд от гололедицы

Гололёд, гололедица

Вопрос

Как правильно: «гололёд» и «гололедица»?

В профессиональной речи синоптиков гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Гололёд - это корка льда, образующаяся на деревьях, проводах и на поверхности земли после замерзания капель переохлажденного дождя, тумана. В общем употреблении слова гололёд и гололедица часто не различаются; слово гололедица обозначает и погоду, когда на земле образуется корка льда, и саму такую обледеневшую поверхность.

Интересные наблюдения о словах гололёд и гололедица находим в книге В. В. Колесова «Как наше слово отзовется...»: «...сегодня языковеды решаются сказать, что гололёд и гололедица "абсолютные синонимы" в литературном языке, и только метеорологи различают гололедицу - лед на дорогах, и гололёд - корку льда на деревьях, на проводах и т. д. В действительности же в естественном своем движении происходит перенесение смысла по метонимической смежности: морозная погода без снега - время действия такой погоды - результат ее действия в виде поверхности, покрытой... и т. д. В начале было слово гололедица . Это естественное обозначение погодных условий в зимнее время, по общему типу выражений вроде метелица, непогодица, распутица, заряница, поземица и пр. В русском языке слова женского рода с суффиксом -ица связаны с обозначением временного отрезка длительности какого-то состояния (например, косовица ), в том числе и погодного. Вторичность слова гололёд помогает в его распространении, оно заменяет слово гололедица , вытесняя его как собирательно общее по смыслу, но одновременно и более "понятное" современному человеку. Замечательный русский метеоролог А. И. Воейков в 1914 г. развел по смыслу эти слова в специальной научной литературе, но предложенное им слово ожеледь в смысле гололедица не привилось. А ведь это было бы терминологически логично: явление погоды - ожеледь , а ее проявление - гололёд . Тогда бы и путаницы не было, потому что гололедица слово родового смысла, включает в себя и то, и другое. (...) Итак, между словами гололёд и гололедица различие есть. После оттепели наступает гололедица . Но - осторожно: на дорогах гололёд ! Причина и следствие в нашем сознании последовательно различаются посредством различных слов. Тем самым и развивается логически точное мышление на основе традиционных символов-слов» (СПб., 2001, с. 249, 250).

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (4-е изд., доп. М., 1997) толкования слов гололёд и гололедица различаются.

В говорах есть и слова гололёдка – то же, что гололедица; гололедь – то же, что гололёд.

Правильно

Ночью и днем слабый гололёд, на дорогах гололедица .


Словарь трудностей русского языка . Ю. А. Бельчиков, О. И. Ражева . 2015 .

Смотреть что такое "гололёд, гололедица" в других словарях:

    Гололедица - Гололедица … Википедия

    Гололёд - Не следует путать с Гололедица … Википедия

    гололедица - См … Словарь синонимов

    гололёд - ГОЛОЛЁД, а, м То же, что гололедица. К вечеру ударил мороз, и на тротуарах образовался такой гололед, что идти было совершенно невозможно … Толковый словарь русских существительных

    гололедица - голол едица, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь

    гололедица - ледяная корка на земной поверхности, образовавшаяся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя или мороси от соприкосновения с сильно охлаждённой поверхностью земли. В отличие от гололёда … Географическая энциклопедия

    гололёд - а, м. То же, что гололедица … Малый академический словарь

    гололёдка - и, ж. прост. То же, что гололедица. Нынче опять тает и гололедка. Л. Толстой, Письмо С. А. Толстой, 21 ноября 1897. Прохору казалось, что идет он по одетой скользкой гололедкой земле. Шолохов, Тихий Дон … Малый академический словарь

Российские зимы всё чаще удивляют нас своими капризами. Главную проблему создаёт лёд, покрывающий автомобильные и пешеходные дороги. В новостях всё чаще можно услышать такие понятия, как «гололёд» и «гололедица», которые в нашем сознании отождествляются. Действительно ли эти слова синонимичны друг другу или между ними есть существенная разница?

Гололед – это наслоения льда, которые появляются на земле, деревьях, автомобилях и других предметах вследствие намерзания влаги. Это может быть дождь, снег, туман или просто холодный воздух. Фактически, это атмосферные осадки, которые формируют плотный слой льда. Гололед появляется либо при резком снижении температуры до минус 10 градусов Цельсия, либо при резком повышении, когда предметы всё равно остаются холодными.

Гололедица – это слой льда, который появляется на поверхности земли вследствие замерзания жидкой субстанции (воды или талого снега). Он формируется при относительно небольших минусовых температурах (до минус 3 градусов Цельсия). Гололедицей также называют накат снега, появившийся в результате механических воздействий автомобильных покрышек или обувных подошв.

Таким образом, знаменитый московский «ледяной дождь» — это гололед, так как он выпадал в виде осадков и покрыл собой большое количество объектов. А вот пробки, появившиеся на Тульской трассе и других магистралях, спровоцировала гололедица, образованная под действием наката автомобильных шин. Скептики могут сказать, что разницы между данными явлениями нет никакой. Однако определив тип наледи, можно понять, как с ним бороться.

Гололед

Гололедица устраняется путем сбивания льда либо с помощью рассыпания реагентов. Это позволяет повысить температуру замерзания жидкости, и она перестаёт создавать неудобства для машин. А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, рассыпать песок – практически бесполезно. Ведь предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру. Стоит заметить, что при повышении температуры выше 0 градусов гололедица начинает таять, в то время как гололед сохраняется и при более высоких значениях.

Выводы сайт

  1. Способ образования. Гололед появляется в результате оседания на землю осадков, в то время как гололедица – в результате замерзания жидкости, находящейся на земле.
  2. Расположение. Гололед может появиться не только на дороге, но и на деревьях, кровле, проводах, а также других объектах. Гололедица появляется исключительно на земной поверхности, так как замерзает жидкая вода.
  3. Опасность. Гололед представляет большую угрозу, так как при борьбе с толстым слоем льда использование песка и реагентов практически бесполезно. Гололедица на дорогах легко разбивается шипованной резиной, коэффициент сцепления с поверхностью которой значительно выше.

Здравствуйте, дорогие юные, а также уже совсем взрослые читатели блога «ШколаЛа». Зимняя погода часто нас удивляет капризами. То по телевизору услышишь, что надвигается сильный мороз. То в новостях вещают о гололёде и гололедице.

Для нас, обывателей, два этих слова, неизменно связанных с морозом и льдом, одинаковы. Но вот у профессиональных синоптиков эти понятия совсем различные. Есть ли на самом деле какая-то разница, чем отличается гололед от гололедицы – тема нового проекта.

План урока:

Гололёд и гололедица в словарях

Мы с вами уже достаточно умные, чтобы искать информацию в надёжных источниках. Давайте обратимся к словарям.

Известный всем толковый словарь Ожегова трактует нам гололедицу как ледяной слой на земле, который получается после оттепели либо дождя. Ушаков в своём толковом словаре тоже объясняет это явление как мороз без снега, когда на земле обнажённый слой льда. Этого придерживается Большой энциклопедический словарь, а также многие другие источники.

Что говорят знатоки русского языка о гололёде? Практически у всех учёных понятие такого явления – более общий термин, когда ледяным слоем покрыта не только земля, а все окружающие предметы – электрические провода, деревья, машины.

Но вот для Большого академического словаря русского языка и некоторых иных эти два слова тождественны, то есть одинаковы — это особое состояние погоды, при которой получившийся из замёрзших капель дождя лёд покрывает толстым слоем всё вокруг.

Итак, из умных книг делаем первый вывод.

Гололедица отличается от гололеда местом, которое эти явления покрывают. В первом случае это земная поверхность, во втором – все предметы без исключения.

Что говорят синоптики?

Отличаются эти два природных явления причинами возникновения, проще говоря, физикой.

Если выпадают атмосферные осадки – туман, ледяной дождь или мокрый дождь со снегом, они покрывают льдом любые поверхности. Пока эти осадки будут выпадать, будет наслаиваться ледяной настил, который может достигать нескольких сантиметров в толщину. В таком случае мы имеем дело с гололедом.

Обычно такое явление бывает при резком потеплении после стойких морозов, при температуре от 0 до -10 градусов, когда осадки теплее, чем те поверхности, на которые они падают. Гололед, сковавший электрические провода и ветви деревьев, приводит к их утяжелению и обрывам.

Гололедица, в отличие от своего собрата, с осадками никак не связана. Мы её можем наблюдать, когда днём за окошком была плюсовая температура, а вечером или ночью вдруг ударили морозы. Вот тогда растаявший слой снега на дорогах и тропинках превращается в каток, мы падаем, а иногда при неосторожности что-нибудь себе ломаем.

Особенно опасна она, когда сверху слоя льда выпадает свежий снежок. Для гололедицы достаточно небольших температур, до -3 градусов.

Итак, снова делаем выводы:

Гололедица может быть только на земле и является последствием понижения температуры с тепла на резкий холод, а гололёд бывает везде и причина тому – осадки.

Как бороться с природой?

Чем они опасны, такие природные явления и какой вред они могут принести?

Считается, что гололед наносит больше вреда, нежели его сестра. Причина тому – большая плотность и толщина получающегося ледяного слоя. Хоть по сравнению с гололедицей, явление это редкое, но экономический ущерб от него выше. Он часто ведёт к поломкам линий электропередач, а также других коммуникаций, под тяжестью льда падают на окружающих людей, на автомобили, на дома ветви и даже целые деревья.

Опасность гололедицы заключается в травмах пешеходов и автомобильных авариях. Но бороться с ней гораздо проще. Для этого достаточно рассыпать реагенты или обычный речной песок. А вот убрать корку льда с протянувшихся на множество километров проводов или с каждого дерева в парке – дело хлопотное.

Очень часто эти два природных явления появляются вместе, тогда из новостей от синоптиков мы слышим заученную фразу: «Днём гололёд, на дороге гололедица».

Вот так кратко мы сегодня обозначили отличия между гололедом и гололедицей, а также усвоили, что они разные по способу образования, месту расположения и опасности.

Хотите рассказать немного больше? Вот вам парочка фактов.

Знаете ли вы, что по числу дней в году победителями среди городов, где встречается гололед, стали Воронеж с Самарой, за ними следуют Сыктывкар с Ростовом-на-Дону, а на третьем месте – Казань вместе с Москвой. Крайне редко гололед бывает в Сибири и на Дальнем Востоке – там зимой устойчивая температура.

Ну а гололедица – дело привычное почти во всех городах.

На блоге «ШколаЛа» еще много интересной информации для вас:

  • знаете ли вы откуда появляется ?
  • какие секреты скрывает от нас ?
  • почему происходят ?

Заходите в гости почаще, будем вместе развивать свой кругозор, поражать учителей знаниями, и радовать родителей отличными оценками!

На сегодня все! До новых встреч!

Успехов в учебе!

Евгения Климкович

Время от времени мы слышим прогноз погоды на 1-2 дня вперед. В связи с этим в зимний период нам иногда приходится сталкиваться с такими понятиями, как «гололед» и «гололедица». А вы когда-нибудь задумывались, что такое гололед и гололедица? Многие люди уверены, что это одно и то же. Нет! Это два совершенно разных понятия! А знаете ли вы, как нужно вести себя во время гололеда и гололедицы, дабы не поскользнуться и не получить серьезных травм? Давайте расставим все точки над «и» и разберемся, что здесь к чему.

Что такое гололед?

Определение этого понятия можно рассматривать как с научной, так и обывательской точек зрения. С научной точки зрения гололедом называется отложение льда на тех или иных открытых поверхностях. Происходит это преимущественно с наветренной стороны и путем намерзания капель выпавших переохлажденных осадков, например, дождя и исключительно при низких температурах воздуха.

Если говорить более простым языком, то гололед - это образование на деревьях, проводах и земле льда, непосредственно связанное с замерзанием дождя, выпавшего на холодную поверхность при отрицательной температуре воздуха. Вот что такое гололед!

При каких температурах возникает гололед?

В принципе, это довольно распространенное явление в зимний период. Оно наблюдается при температурах воздуха от 0 до -12 градусов Цельсия и при плюсовых значениях: от 0 до +3 градусов по Цельсию.

Как часто он бывает?

Итак, что такое гололед, мы разобрались. Но какова периодичность его возникновения? Как уже было сказано выше, возникает он в период холодного полугодия и, как правило, при выносах теплого влажного воздуха со Средиземного моря или с Атлантики.

Синоптики отмечают, что около одного раза в 10 лет гололед бывает довольно интенсивным и продолжительным, охватывая весь регион. По данным Гидрометцентра России, последний раз это явление достигло масштабов стихийного бедствия и произошло в 2010 году.

Картина гололеда

Толщина намерзшего льда, как правило, не имеет каких-то гигантских размеров. Обычно она колеблется в пределах 1 сантиметра и чуть выше. Но если эта толщина превысит вышеупомянутый уровень, то это может привести к серьезным последствиям. Вот некоторые из них:

  • обрывы линий электропередач;
  • ледяная корка на автомобилях;
  • массовое падение деревьев;
  • автомобильные аварии;
  • травмирование людей.

Гололед зимой обычно нарастает в течение всего времени, пока на землю из Космоса выпадают переохлажденные осадки. Лед, отложившийся на земле, деревьях, автомобилях, крышах домов, может сохраняться в течение многих суток. Его нарастание обычно длится не более часа, а вот разрушение происходит довольно медленно и практически всегда за счет испарения льда.

Гололедица

Что такое гололедица? Это самый обычный лед, возникающий на земной поверхности (на дорогах, крышах домов) в результате замерзания воды после оттепели или дождя при внезапном понижении температуры воздуха (похолодании). Второе название этого природного явления - «скользкая дорога».

Словом, гололедица образуется путем таяния снега (или льда) во время резкого потепления. Это явление возникает довольно часто при колебаниях температуры воздуха около 0 градусов по Цельсию. Вот что такое гололедица!

Разница между гололедом и гололедицей

Как было отмечено выше, оба этих понятия вообще не имеют между собой ничего общего, однако являются одинаково опасными для человека. При данных природных явлениях возникает довольно серьезная угроза для жизни и здоровья людей, особенно автомобилистов.

Еще раз отметим разницу между ними: гололед представляет собой выпадение переохлажденных осадков, а гололедица - это замерзшая вода, которая уже покрывала землю, например, поступала из ее поверхности или из других источников, образовалась в результате кратковременной оттепели. Кроме того, гололед - это редкое явление по сравнению с гололедицей.

Правила при гололеде и гололедице, которые следует соблюдать

Необходимо внимательно послушать прогноз погоды. Если синоптики передают гололед или гололедицу, нужно действовать.

  1. Лучший способ сохранить свое равновесие, не упав на лед и не получив травму, - использовать обувь с металлическими набойками или с ребристой подошвой. На сухую подошву можно наклеить изоляционную ленту или медицинский лейкопластырь.
  2. Передвигаться по улице в такой период нужно очень аккуратно и, самое главное, никуда не спеша! Наступайте полностью на всю подошву. Ваши руки в это время должны быть свободны, а ноги слегка расслаблены. Пенсионерам во время передвижения по льду следует «вооружиться» тростью с резиновым наконечником.
  3. Если вы все ж поскользнулись, постарайтесь удержать равновесие, балансируя своими руками. Это напоминает своеобразные танцы на льду.
  4. Есть и другой вариант развития ситуации, если вы поскользнетесь: можно присесть, тем самым снизив высоту падения. Если вы все-таки падаете, сгруппируйтесь и попробуйте в момент удара об лед перекатиться. Это должно смягчить удар. Именно такие приемы используют каскадеры на съемочных площадках.
  5. Если вы получили серьезную травму (ударились головой, рассекли бровь, или ушиб, то непременно обратитесь в ближайший
  6. Следует помнить, что гололед зачастую сопровождается обледенением поэтому обращайте особое внимание на них, а также на провода Дело в том, что оборванные могут оказаться у вас под ногами.
  7. Уважаемые автомобилисты! Во время любых гололедных явлений, пожалуйста, воздержитесь по возможности от использования своего транспорта! Это позволит вам уберечь себя, свой автотранспорт и пешеходов.

Каждый раз, садясь за руль, водитель транспортного средства возлагает на себя ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье находящихся с ним лиц. Каждый раз, садясь в автомобиль, под управлением того или иного водителя, мы отдаем себе отчёт, что фактически вверяем свою жизнь в его руки. Владелец транспортного средства, как источника повышенной опасности, не имеет права на ошибку. В нашем гражданском законодательстве, соответственно, предусмотрена ответственность владельца источника повышенной опасности за вред, причинённый данным источником даже при отсутствии вины владельца (ст.1079 ГК РФ).
В случае ДТП виновным, как правило, является водитель одного из транспортных средств - участников происшествия, нарушивший правила дорожного движения. Но всегда ли водитель или только лишь водитель виноват в ДТП? А что же дороги, отвечают ли они требованиям безопасности?
За первые четыре месяца 2008 года количество погибших в ДТП, произошедших из-за плохого качества дорог, значительно увеличилось.
Из-за плохих дорог в прошлом году у нас произошло почти 44 тысячи аварий, в которых погибли около 7 тысяч человек и ранено более 54 тысяч. В то же время улучшения дорожных условий предстоит ждать ещё без малого 10 лет. Только к 2017 году (по информации рабочей группы по безопасности дорожного движения в Госдуме), и то «при условии должного финансирования», дороги будут приведены в порядок, а к 2015 году в соответствие с требованиями безопасности.
На сегодняшний же день только 38 процентов федеральных дорог соответствуют транспортно-эксплуатационным требованиям. Только 45 процентов федеральных дорог соответствуют нормам по качеству покрытия, 45 процентов по прочности дороги, 75 процентов по сцепным качествам (по данным Росавтодора).
Соответственно, в зимнее время, когда дороги покрываются льдом и снегом, количество аварий увеличивается кратно. Возникают ситуации, когда на отдельных участках дороги образуется гололёд (снежный накат). Не всегда дорожные службы успевают (в том числе и по объективным причинам) обработать проблемные участки специальным хим. составом или песочно-солевой смесью, выставить предупредительные или ограничивающие скорость знаки. Таким образом, водители, в отсутствии соответствующих знаков, поставлены в условия, при которых должны на свой страх и риск избирать скорость движения в пределах ограничения максимальной скорости на данном участке. Нет и не может быть людей с одинаковыми психо-физическими данными, одинаковым опытом, водительским стажем, соответствующими навыками. То, что может в экстремальной ситуации сделать один водитель (с отличной реакцией, водительским опытом, навыками вождения), недоступно (в силу других физических данных, небольшому стажу вождения) другому водителю.

Поэтому обычными становятся картины с видом разбитых или перевернутых автомобилей на обочинах и в сугробах. И как это квалифицируется, кто будет признан виновным в ДТП? Водитель или те, кто должен следить за состоянием дорог, кто должен обеспечивать их безопасность?
Казалось бы, для того и существуют дорожные службы, чтобы обеспечивать безопасность движения. Данные службы имеют для этого все необходимые правовые и технические возможности.
Между тем, в реальности имеет место «презумпция виновности» водителя в случае возникновения заноса на скользкой дороге, повлекшего ДТП. Дорожные службы при этом - в стороне. Есть ГОСТы, СНИПы, но они никогда и никем не соблюдаются.
Возможно, если страховщики или сами водители начнут на постоянной основе предъявлять иски к эксплуатирующим организациям, то ситуация сдвинется с мертвой точки.
Но кроме имущественной ответственности, водитель в случае наличия погибших или тяжело травмированных в результате ДТП может быть привлечён и к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ, а тут уже дело не только в «цене вопроса», но и в реальной возможности получить срок лишения свободы.
К действиям водителя всегда можно придраться - «Не справился с управлением, не учёл дорожных условий, выбрал неправильный скоростной режим».
Действующими правилами дорожного движения такие нарушения квалифицируются по п. 10.1 ПДД, который гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Правоприменительная трактовка данного пункта правил фактически не оставляет попавшему в занос в условиях гололёда водителю шанс доказать свою невиновность применительно к последствиям такого заноса.

Для наглядного примера приведу ситуацию из своей адвокатской практики:
Зимнее время года. Федеральная трасса. Гололёд (или снежный накат). Занос с выездом на встречную полосу, столкновение с автомобилем, двигавшемся по своей полосе во встречном направлении. Два пассажира погибли, водитель с травмами доставлен в больницу. По выздоровлению водителю предъявлено обвинение в нарушении п. 10.1 правил дорожного движения, повлекшие последствия в виде смерти двух и более лиц, его действия квалифицированы по ч.3 ст. 264 УК РФ.
Следствием гражданину К. предъявлялось следующее: 1 февраля 2005 года, управляя автомобилем ВАЗ 21063, К. нарушил правила дорожного движения, предусмотренные п. 10.1 ПДД РФ, а именно двигался по дорожному покрытию, имеющему снежный накат со скоростью, не соответствующей дорожным условиям, не обеспечил безопасность дорожного движения, в результате чего не справился с управлением автомобиля…, произошел занос с выездом на встречную полосу, в результате чего произошло столкновение с автомобилем «Камаз» 5310, двигавшемся во встречном направлении. В результате ДТП погибли двое пассажиров, находившихся в автомобиле под управлением обвиняемого.
Я вступил в дело в стадии судебного разбирательства.
При изучении материалов дела обнаружилось, что никаких данных о скорости движения автомобиля под управлением обвиняемого либо о безопасной скорости движения на данном участке обвинительные документы не содержали.
Как было видно из исследовательской части первичного заключения эксперта-автотехника (назначенного в досудебной стадии) и его показаний в суде, критическая скорость автомобиля для возникновения заноса при прямолинейном движении на ровной поверхности при снежном накате равна около 93 км/ч (экспертом брался при расчётах коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием 0,3). В то же время, объективных данных о скорости движения автомобиля перед возникновением заноса - нет.
Между тем, скорость движения транспортного средства в данной ситуации, является одним из предметов доказывания по уголовному делу. Соответственно, она может быть определена лишь с помощью надлежаще собранных и оформленных допустимых доказательств (ст.ст. 73, 74, 85 УПК РФ). Такими доказательствами могут быть показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, протоколы следственных действий, заключения экспертов (выводы) и т.д. Как видно из исследованных в судебном заседании заключений трасологической и автотехнических экспертиз, в настоящий момент нет методик для определения скорости транспортного средства при отсутствии тормозного следа. Следственный эксперимент в данном случае невозможен, в связи с опасностью для жизни и здоровья. Свидетельских показаний о скорости движения по объективным причинам нет. Из лиц, которые могли бы видеть показания спидометра, в живых остался лишь обвиняемый. Свидетели, которые двигались бы в попутном направлении и могли бы иметь суждения о примерной скорости автомобиля под управлением подсудимого по своим измерительным приборам - не установлены. Таким образом, из допустимых доказательств имеются только показания подсудимого, в которых указывается скорость 40 км/ч.
С учётом вышеуказанного, в судебном заседании по ходатайству стороны защиты была назначена повторная автотехническая экспертиза. Определением суда об её назначении установлено, что скорость движения автомобиля под управлением подсудимого до возникновения заноса была равной 40 км/ч. Кроме того, данным определением (на основании показаний обвиняемого, свидетелей, других материалов дела) установлены следующие обстоятельства:

ДТП произошло в тёмное время суток, в условиях гололёда (возможно снежный накат), который не был обработан ПСС. Минусовая температура. На месте происшествия не проводилось замеров сцепления шин с дорожным покрытием. На данном участке дороги (федеральная трасса) не было постоянных или временных знаков, ограничивающих движение и (или) скорость движения. Скорость движения транспортного средства ВАЗ 21063 г.н. М 139 АА 01 перед возникновением заноса была 40 км/ч. Непосредственно перед заносом торможение либо маневрирование водителем не предпринималось.

Однако, уже другой эксперт-автотехник дает повторное заключение о нарушении водителем правил дорожного движения п. и 10.1 и при скорости 40 км/ч. Из его выводов следует, что с учетом дорожных условий, в частности при коэффициенте сцепления шин с дорожным покрытием, соответствующем гололёду или снежному накату (при расчёте брался коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием 0,2), занос мог произойти и при скорости 40 км/ч.

Достаточно ли подобного заключения эксперта о нарушении ПДД для признания водителя виновным? Как показывает сегодняшняя судебная практика - да. Заключение эксперта о нарушении водителем ПДД - фактически воспринимается судьёй как «научный приговор».

Однако, существует и обратная точка зрения, основанная на анализе законодательства и здравом смысле.
Да, заключение эксперта - аргумент серьёзный и веский. Однако, заключение эксперта, как одно из доказательств, не имеет приоритета перед другими доказательствами и подлежит оценке как само по себе, так и наряду с другими доказательствами в их совокупности.
Оценивая действия водителя, эксперт исходит из устоявшейся экспертной практики толкования п.10.1 ПДД, из которой следует, что раз водитель не справился с управлением и произошло ДТП - значит он выбрал неправильный скоростной режим. Из этого следует вывод, что любая скорость, если произошёл занос, не была безопасной. Между тем, заключение эксперта, как доказательство, может отражать лишь техническую сторону вопроса. Т.е. объективную сторону состава преступления (имело или не имело место событие нарушения ПДД с технической точки зрения).
Однако, нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства, не учитываемые экспертами при даче заключения о нарушении водителем скоростного режима при гололёде (снежном накате):

При даче заключения о нарушении водителем ПДД экспертами не учитываются положения ФЗ «О безопасности дорожного движения» (и принятые в соответствии с ним ГОСТы), который имеет большую юридическую силу, чем Правила дорожного движения, утверждённые постановлением правительства. Вышеназванный федеральный закон устанавливает необходимость содержания дорог и условий дорожного движения в соответствии с требованиями безопасности.

В ст.3 Закона РФ от 10.12.95 года «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ) в качестве основного принципа обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении
Статья 5 указанного ФЗ в качестве одного из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов , технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ст.12 ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и др. нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В ст.14 ФЗ говорится о праве уполномоченных на то должностных лиц ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения. В ст.24 ФЗ говорится о праве граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ.

Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержден постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года, введённым в действие 1 июля 1994 года и действующим по сей день. Пункт 3.1.4 указанного стандарта гласит: «Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора. В пункте 1 данного стандарта указано: «установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов. В случае, когда эксплутационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения».
В соответствии с п. 15 Порядка временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утверждён Приказом Минтранса России от 10.04.2007 № 41), в случае гололёда на дорожном покрытии может вводиться временное ограничение движения путём установки дорожных знаков и знаков дополнительной информации.

Как видно из обстоятельств данного дела, установленных судом, дорожное покрытие имело необработанный ПСС (песочно-солевая смесь) гололёд (или снежный накат).
Следствием не установлен коэффициент сцепления колёс автомобиля с дорожным покрытием на момент ДТП (хотя технически это не сложно при наличии соответствующего прибора). В то же время, экспертом при исследованиях на основании специальной литературы берётся коэффициент сцепления при необработанном ПСС гололёде 0,2.
Следовательно, экспертом при определении возможности возникновения заноса при заданной скорости (40 км/ч) берётся заведомо не соответствующий требованиям безопасности дорожного движения коэффициент сцепления (0,2). При этом делается вывод о нарушении водителем правил дорожного движения.
Между тем, поскольку коэффициент сцепления использован в качестве переменной единицы в расчётах, при его изменении меняется и результат неравенства, от которого, как видно из исследования, зависит ответ на вопрос о соответствии скорости требованиям безопасности.
Следовательно - в целях полного и всестороннего исследования материалов дела для решения вопроса о виновности подсудимого, необходимо получить ответ о соответствии скорости 40 км/ч дорожным условиям в двух вариантах: при гололёде и при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4.
Для ответа на данный вопрос можно получить дополнительное заключение эксперта, однако, имея формулу расчёта (из исследовательской части экспертизы) нетрудно посчитать самому, что при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4 возникновение заноса при прямолинейном движении и скорости 40 км/ч - было бы технически невозможно.
Кроме того, можно назначить дорожно-техническую экспертизу на предмет определения соответствия состояния дорожного покрытия на момент ДТП требованиям безопасности дорожного движения. Хотя и без назначения экспертизы понятно, что при необработанном ПСС гололёде или снежном накате дорожное покрытие в любом случае не соответствует требованиям безопасности по коэффициенту сцепления. (Защита по данному делу мотивированно ходатайствовала о назначении дополнительной автотехнической и дорожно-транспортной экспертиз, однако судом было отказано в удовлетворении ходатайств).

Между тем, очевидно - несмотря на явное несоответствие состояния дорожного покрытия требованиям безопасности дорожного движения, движение на данном участке федеральной дороги не было запрещено или ограничено, не было временных предупреждающих знаков, ограничивающих, по крайней мере, скорость движения.
В то же время, из текста ФЗ и ГОСТа следует: данные условия должны соблюдаться должностными лицами, а не водителями. Законодатель устанавливает приоритет ответственности государства над ответственностью граждан за безопасные условия дорожного движения . Таким образом, ответственность водителя за нарушение правил дорожного движения, в том числе и п.10.1 может наступать только при условии обеспечения со стороны государства (соответствующих должностных лиц и организаций) безопасных условий дорожного движения. Поскольку при наличии необработанного гололёда (как и снежного наката) одно из условий безопасного движения - сцепление с дорогой (0,2) - ниже установленного ГОСТом минимального уровня (0,4), то ответственность за это не может быть переложена на плечи водителя. Тем более, ГОСТом установлено, что сцепление должно обеспечивать безопасное движение с разрешённой правилами скоростью . Поскольку на спорном участке федеральной трассы ограничения нет, то разрешённая скорость - 90 км/ч. Подсудимый же двигался со скоростью 40 км\ч, т.е. он предпринял все разумные меры безопасности, поскольку речь идет не о просёлочной дороге, а о четырёхполосной федеральной трассе, где движение с такой скоростью априори должно быть безопасным, несмотря на погодные условия. В ином случае, в соответствии с федеральным законом, движение должно быть остановлено или ограничено.
Учитывая изложенные обстоятельства, для вывода о нарушении обвиняемым скоростных ограничений, уже в обвинительном заключении должны содержаться сведения о разрешённой скорости на данном участке автомагистрали и данные о наличии или отсутствии постоянных или временных знаков, ограничивающих движение или скорость (при отсутствии подобных данных в обвинительных документах, установление их судом в обвинительном приговоре будет являться нарушением положений ст. 252 УПК РФ о пределах судебного разбирательства). (На сегодняшний день, в отличие от момента рассмотрения настоящего дела, данная позиция находит подтверждение судебной практикой (надзорное определение ВС РФ от 11 мая 2006 года № 31 - Д 06 - 5).

Вышеописанные обстоятельства не берутся во внимание экспертами при даче заключения о нарушении ПДД.
Между тем, субъективную сторону события (виновность водителя) эксперт установить не может, и не вправе. Он устанавливает лишь объективную (техническую) сторону нарушения ПДД.
Субъективную же сторона, т.е. виновность (отношение к нарушению, выразившееся в преступной небрежности или самонадеянности) водителя в нарушении ПДД устанавливается исходя из совокупности всех доказательств, и должна быть конкретизирована уже в постановлении о предъявлении обвинения и далее - в приговоре. Т.е., из текста обвинения должно следовать, что водитель не просто нарушил определённый пункт правил, а виновно нарушил, допустив преступную небрежность, или проявив преступную самонадеянность (ст. 171 ч.2 п.4, ст.73 ч.1 п.2 УПК РФ). К примеру: «двигаясь со скоростью …км/ч на участке дороги, где установлено ограничение скорости не более …км/ч (либо с определённой скоростью, превышающей безопасную, учитывая дорожные условия), заведомо зная , что превышение скоростного режима может привести к общественно-опасным последствиям, но самонадеянно рассчитывал их предотвратить (либо не считал, что это может привести к таким последствиям, хотя по обстоятельствам дела мог и должен был предвидеть их наступление).
Однако, в обвинительных документах по данному делу (как и по большинству подобных дел) субъективная сторона состава преступления не нашла своего отражения.

Между тем, движение по федеральной трассе со скоростью 40 км/ч при отсутствии постоянных или временных знаков, запрещающих или ограничивающих движение (либо указывающих безопасную скорость движения) или предупреждающих об опасности, априори не является опасным, поскольку при таких обстоятельствах предполагается надлежащее состояние дорожного покрытия (в том числе, надлежащий коэффициент сцепления не менее 0,4).
Таким образом, водитель при заданных обстоятельствах не мог и не должен был предвидеть наступления общественно-опасных последствий, а посему - невиновен.

Вам, наверное, интересно, чем закончилось настоящее уголовное дело в отношение гражданина К. Как это часто бывает, длительное и бескомпромиссное судебное следствие (а дело слушалось районным судом больше года, судебное следствие возобновлялось после прений 3 раза, назначались 2 судебные экспертизы, ещё в ходатайстве о проведении 2 экспертиз отказано, обвинитель и потерпевшие настаивали на длительном лишении подсудимого свободы, сторона защиты - на его оправдании) завершилось вполне «компромиссным» обвинительным приговором с назначением условного наказания. Никто из сторон, в том числе и я (по письменному заявлению доверителя, которого приговор устроил в полной мере) приговор не обжаловали. Как бы мне по принципиальным соображениям ни хотелось довести данное дело до логического конца, воля клиента - закон для адвоката.
Между тем, ситуация ДТП, описанная в статье, по своей фабуле - довольно стандартная. Условное наказание по делам о ДТП при описанных обстоятельствах назначается далеко не всегда. Надеюсь, что кто-то из коллег при защите доверителя в подобной ситуации использует мой опыт и доведёт дело до логичного завершении в интересах своего клиента.

Адвокат, заведующий АК № 1 СККА г. Невинномысска, член квалификационной комиссии АП СК Трубецкой Никита Александрович