Простыми словами о бюрократии. О бюрократии и бюрократизме простыми словами

Слово «бюрократия» можно услышать довольно часто. Бюрократия — это направление, которое может принять государственное управление в государствах, где все основные обязанности собраны в руках служб центральной правительственной власти, которые действуют по определённому предписанию (своего прямого начальства) или через предписание (подчинённым).

Иногда под термином «бюрократия» понимают определённый класс лиц, которые резко выделяются из остальных частей общества и состоят из представителей государственной власти.

Несмотря на почтенный возраст самого термина «бюрократия», он появился лишь в начале 18 века. Сама концепция бюрократия появилась существенно раньше.

Бюрократия и письменность

Главное обстоятельство, связанное с появлением бюрократии,- это письменность. Таким образом, бюрократия возникла ещё в самых древних мировых цивилизациях: Древнем Египте и Древнем Шумере. Также в Китае подобная система была создана Конфуцием. В Римской империи существовал свою бюрократический аппарат, который разрастался и в определённый момент времени стал оказывать исключительно негативное воздействие на всю экономику империи.

Это произошло во время правления Диоклетиана. После того, как Римская империя распалась, её сложную бюрократическую модель построила Византия.

Иностранное понятие «бюрократия» появилось очень давно и полностью соответствовало термину «приказной». В странах Западной Европы бюрократия стала особенно заметна при появлении и усилении государственной власти. Также совместно и политической централизацией происходило развитие и административной централизации. Она выступала в качестве орудия и даже подспорья политической централизации.

Главная цель заключалась в том, чтобы окончательно вытеснить феодальную аристократию на задворки Европы. Это касалось и многочисленных представителей общинной власти, которые имели достаточно много возможностей и полномочий во всех сферах управления государством.

Цель административной централизации состояла в том, чтобы создать полноценный класс лиц (должностных), которые бы подчинялись только лишь центральной власти. Бюрократия была необходима для того, чтобы раз и навсегда убрать всех посредников, которые оттягивали часть властных полномочий на себя. Этими посредниками (в первую очередь) являлись европейские аристократы.

После этого начали появляться новые цели управления до тех пор, пока не появилось так называемое полицейское государство. В нём все проявления как духовной, так и материальной жизни должны были в равной мере подчиняться исключительно государственной власти. Побочным эффектом такого порядка дел стало формирование бюрократических порядков.

Расцвет бюрократии

Именно в полицейском государстве бюрократия достигла своего расцвета. Тут же можно заметить и основные проблемы, связанные с бюрократией. Дело в том, что бюрократия не позволяет правительству справляться со слишком большим фронтом работ, после чего правительство начинает впадать в так называемый «формализм», когда все его действия выполняются «автоматически» и бездумно, что может привести к опасным последствиям.

При таком положении вещей можно нередко встретить то, что слишком большое количество чиновников начинает чувствовать себя неким руководящим центром всего общества, после чего оно пытается образовать особую касту, находящуюся вне народа и его ценностей.

После этого появляется ряд характерных негативных тенденций, который можно разделить на три аспекта:

  1. Дела общественного характера, которые требуют государственного вмешательства, могут вестись крайне неудовлетворительно.
  2. Общество часто подвергается вмешательству в некоторые чувствительные для него вопросы, хотя никакой надобности в этом нет.
  3. Из-за соприкосновения властными органами может пострадать чувство личного достоинства простого гражданина.

Также одна из проблем бюрократии заключается в том, что государственные органы начинают видеть свою роль не в полезной для общества деятельности, а в том, чтобы выполнять все требования, которые предъявляются к ним со стороны вышестоящего начальства. Всё это может привести к самым печальным последствиям.

Бюрократия в России

Бюрократия в России появилась при Петре Первом. Бюрократия в России в какой-то степени являлась побочным эффектом от централизации в управлении.

Стоит добавить, что бюрократия в России и на Западе всегда имела существенные отличия друг от друга. В России чиновники редко играли значимую роль в жизни общества, а вот в Западной Европе они сыграли весьма важную историческую роль, воссоединив раздроблённую центральную власти и стал стержнем для сплочения народов и государств.

Бюрократия (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

«Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745 году. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

2. Идеальные типы и легитимное господство

Для того чтобы рассмотреть концепции бюрократии М. Вебера необходимо упомянуть о двух основных категориях его учения. Это идеальные типы и легитимное господство.

Идеальные типы по М. Веберу это не есть реальность, подкрепленная эмпирической адекватностью, а теоретические конструкции, которые позволяют глубже понять ту или иную проблему. Социологические идеальные типы Вебер называл чистыми социальными типами.

Легитимное господство М. Вебер делил на три группы, выделяемые в соответствии с тремя основными мотивами повиновения:

1. Традиционное - этот тип господства основывается на священности традиции, устоявшихся норм и правил;

2. Харизматическое - оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру;

3. Легальное - господство, которое можно встретить в развитых буржуазных государствах - Англии, Франции, США и др. В них подчиняются не личности (скажем, президента и других должностных лиц), а законам, притом подчиняются все - управляемые и управляющие (чиновники).

Бюрократия понималась М. Вебером в качестве идеального типа, то есть идеализированной теоретической модели, используемой для анализа и сравнения реальных социально-исторических явлений.

3. Формы бюрократии

Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит фундаментальный труд немецкого социолога «Хозяйство и общество».

Макс Вебер различает два типа бюрократии:

Традиционную «патримониальную», которой свойственно иррациональное начало;

Современную «рациональную».

Вебер рассматривает патримониальное чиновничество и рациональную бюрократию как два во многих отношениях противоположных типа, но не проводит между ними резкой границы. Он пишет: «Истоки подлинной бюрократии могут быть найдены повсюду в довольно несложных формах патримониальной администрации - переход от патримониальной к бюрократической должности не является четко определенным».

ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Общие проблемы изучения феномена бюрократии.

БЮРОКРАТИЯ – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1.Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2.Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

2. Основные определения бюрократии.

Бюрократия – система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.

Бюрократия – слой людей, связанный с данной системой. (общественная прослойка, которая управляет)

Бюрократия – рациональность системы государственного управления.

Еще одно определение термина было предложено Максом Вебером. Бюрократия – это один из типов идеальной рациональной организации, характеризующийся эффективностью административных действий, которая достигается

за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей, иерархичной системы контроля и подчинения должностных лиц, безличных отношений, основанных на зафиксированных законах и правилах, которые определяют принятие решений путем отделения административных функций от средств управления.

В современной социологии, по мнению М. Крозье, существует три главных трактовки бюрократии. Первая традиционно отождествляется с государственной бюрократией; вторая относится к веберовской концепции рационализации социальной деятельности; третья способствует популярному ее пониманию как распространения рутинных и тормозящих развитие процедур. Именно последний, дисфункциональный ее смысл акцентирует Крозье.

В XIX веке термин “бюрократия” обычно употреблялся для обозначения особого типа политической системы. Он обозначал систему, в которой министерские посты занимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственными перед наследственным монархом. Бюрократии при этом противопоставлялась система представительного правления, то есть правление выборных политиков, подотчетных законодательному собранию или парламенту.

Второй вариант использования этого понятия относится к социологии организаций и ведет свое происхождение из работ Макса Вебера. Для Вебера бюрократия означала не форму правления, а систему администрации, осуществляемой на постоянной основе специально подготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами. Вебер указывал, что этот тип управления, хотя он возник в таких бюрократических государствах, как Пруссия, становился все более преобладающим во всех политических системах и, более того, во всех организациях, в которых управление осуществлялось в крупном масштабе: на промышленных предприятиях, в профсоюзах, в политических партиях и т.д. Это очень широкое понятие бюрократии как профессионального управления заключает в себе двойной контраст: во-первых, между управлением и выработкой политического курса, являющейся прерогативой той ассоциации, которая использует бюрократию и которой последняя подчинена в правовом отношении; во-вторых, между современными методами управления и традиционными, которые не являлись специализированными. Это понятие относится к социологии организаций, задачей которой выступает изучение наиболее общих характеристик и типов организаций в современном обществе.

Третий вариант использования термина “бюрократия” характерен для теории государственного управления. В этой дисциплине бюрократия означает управление государственным сектором в противоположность управлению в частных организациях. Цель такого противопоставления состоит в том, чтобы выявить различия между этими двумя сферами и подчеркнуть качественно иной характер системы государственного управления, включая обязательность ее решений, ее особое отношение к закону, заботу об общественных, а не частных интересах, подотчетность ее деятельности общественному контролю и т.д. С точки зрения этой дисциплины, то, что отличает различные типы профессионального управления, более существенно чем то, что является общим между ними.

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;

б) как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;

в) как стиль управления.

Термины «бюрократия» и «бюрократический аппарат» довольно часто присутствуют в современной жизни. Как правило, они носят негативный оттенок. Бюрократизм как система возник ещё в древности, но он не теряет своей актуальности и по сей день. Его называют гидрой, у которой отрубают одну голову, а вместо неё появляется три. Но во всех ли случаях вредна бюрократия?

Что такое бюрократия - определение

Бюрократию википедия рассматривает в трёх значениях:

  1. Собственно бюрократию как форму управления государством.
  2. Бюрократизм как систему, практикующую искусственное усложнение и затягивание канцелярских процедур.
  3. Как слой высших чиновников-бюрократов, находящихся на государственной службе, занимающих привилегированное положение и проявляющих равнодушие к нуждам простых людей.

Слово бюрократия появилось от соединения двух слов – французского бюро, обозначающего канцелярию и греческого кратос, обозначающего власть.

Бюрократия простыми словами

Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.

Бюрократическая структура отличается строгой иерархией, то есть подчинённостью одних чиновников другим, а все вместе они претендуют на свою исключительную значимость для общества, противопоставляют себя ему и при этом реализовывают свои личные и корпоративные интересы.

Бюрократия в Древнем Китае

Одна из древнейших и наиболее развитых бюрократий – Китайская. Она имела очень сложную организацию и отличалась крайним рационализмом. Её очень разветвлённый, многочисленный и тщательно отрегулированный административный аппарат сформировался в конце III века до нашей эры.

Характерными чертами китайской бюрократии были следующие:

Направленность древнекитайского хозяйства была аграрной, поэтому централизованный бюрократический аппарат был призван решать сложные задачи технического характера. В первую очередь – это вопросы, связанные с водными ресурсами.

Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов

В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.

За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.

Занять пост можно было тремя путями:

  1. Сдав экзамен.
  2. Заплатив за назначение.
  3. Получив рекомендацию.

Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.

Торжество административной системы Китая

Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:

  • императору;
  • существующему строю;
  • учению Конфуция с его почитанием предков и идеей гармонии в обществе.

В итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.

Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.

Из истории термина «бюрократия»

Первоначально термин «бюрократия» не имел негативного оттенка. Он был введён в XVIII веке французским экономистом Гурнэ, который использовал его для обозначения исполнительной власти. В науку он вошёл в XIX веке благодаря немецкому историку, социологу и экономисту Веберу.

Под этим термином Вебер подразумевал:

  • Жёсткую организацию властных структур.
  • Правила и предписания, которые позволяют работать рационально.
  • Эффективный инструмент управления обществом.

Бюрократия как идеал и как негативное явление

Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал , приближение к которому даст возможность:

Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.

Современные теории бюрократии

Сегодня социологи высказывают мнение о том, что основным минусом бюрократии является факт превращения средств в цель деятельности. В результате, жёсткая иерархия, строгая дисциплина и исполнение инструкций без осмысливания конкретной ситуации становятся тормозом на пути рациональной деятельности. Значение норм и стандартов сильно преувеличивается. Они точно определяют, как нужно решать поставленные задачи, как взаимодействовать с клиентами и представителями общественности.

Последствия бюрократии

Это приводит к тому, что управленцы в итоге теряют способность к принятию самостоятельных решений и гибкость. Они перестают мыслить творчески и даже отказываются от компетенции. Их основной задачей становится выполнение инструкций.

В результате наблюдается следующая картина:

  • Чиновники замыкаются внутри своей касты, возвышаясь над обществом.
  • Разрешение проблемных вопросов происходит без адекватной оценки конкретной ситуации.
  • Бюрократам бесполезно указывать на их гипертрофированную приверженность к нормам, в ответ они опять же ссылаются на инструкции.
  • При этом отсутствует возможность наказать бюрократа, так как формально он оказывается прав.

Негативные и позитивные черты бюрократии

Бюрократической форме управления государством присущи следующие негативные характеристики :

В современном обществе социологи выделяют две модели бюрократии:

  1. Представительную, где властные структуры опираются на компетентность и умение управлять.
  2. Авторитарную, где опора власти – санкции негативного характера, повиновение, превращаемое в самоцель.

Представительная бюрократия

Бюрократии представительного толка присущи такие черты, как:

  • Стабильность.
  • Иерархичность.
  • Разделение труда.

Социологи придерживаются мнения, что без такого типа бюрократии общество не сможет развиваться, так как только эта модель является работоспособной. Отсюда следует, что одной из главных задач современных управленцев является задача организовать работу в соответствии с указанными принципами. Решить её можно только в том случае, если представители бюрократической машины изменят свои установки, поменяв стремление к личному благополучию на готовность к решению насущных проблем общества.

Зарождение бюрократии в России

Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий . А продолжателем и окончательным организатором – граф М.М. Сперанский. Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В.И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.

В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.

Меры борьбы

В качестве способов борьбы с бюрократизмом рассматриваются такие, как:

  • Выборность на должности чиновничьего аппарата.
  • Повышение политической активности граждан.
  • Корректировка системы отношений между властью и народом.
  • Усиление контроля.
  • Ужесточение мер ответственности.

Когда в обыденной жизни мы слышим слово бюрократия, нам представляется бесконечное сидение в очередях ради получения пустяковой справки, волокита и плохая непродуктивная работа органов власти, которые действуют по указке и предписанию свыше.

Мы также подразумеваем под этим понятием группу лиц, облеченных властью, призванных всячески усложнить нам жизнь придирками, копанием в ненужных бумагах и циркулярах. Однако, не бюрократия, как таковая, есть причина подобных неурядиц, а недостатки в выполнении правил работы многих организаций, простой человеческий фактор, размеры самой структуры, безграмотность.

Рассмотрим дословно: бюро — стол плюс — власть. Получается: власть стола или должности. Такая разновидность управления, в основу которого положен подбор чиновников, и есть бюрократия. Это иерархия и подчинение всех элементов центральному. С появлением государства появляется и бюрократия (древневосточные деспотии).

Но ещё в 1990 году Макс Вебер сформулировал определение бюрократии, что можно рассматривать, как полезнейшую вещь для человечества. Автор рассматривал её, как идеал, как модель с определёнными нормативами, которой надо придерживаться:

  • четкое разделение обязанностей чиновников;
  • иерархичность отношений во власти;
  • систематизация инструкций и правил;
  • строгий контроль нижестоящих звеньев стоящими выше;
  • безличный характер отношений в бюрократическом образовании.

Однако, ещё Маркс в своих работах отмечал формирование иерархической бюрократии (1843 г.).

Время и жесткая действительность привели к изменению простого первоначального смысла этого понятия. Конфликты между правящими политиками, исполнителями и нижними слоями, увеличение дистанции управленцев и функционеров, централизация, обеспеченность верхних эшелонов-вот яркие черты бюрократии.

Ему свойственны рутинность, равнодушие, неповоротливость. Отрыв от народных масс приводит к ощущению вседозволенности, безответственности. Он делается зачастую рычагом террора.

Небольшой исторический экскурс

Марксисты-ленинцы хотели уничтожить бюрократию. Широкое привлечения народа к управлению, пробуждение активности масс — это те факторы, которые должны были этому способствовать, а революция — сломать старую властную машину. Но искажение идеалов и целей привело к созданию в СССР административно-командной системы.

Народ, практически, был удален от участия появившимся аппаратом бюрократии. Признаки угнетения и террора свидетельствуют о бюрократическом режиме. Тоталитарная система, сложившаяся в союзе не предполагала защиту прав человека, как и всякая бюрократия. Происходит отчуждение власти.

В Западной Европе в практике управления просматриваются черты бюрократии по Веберу. Это классическая бюрократия. Не одно государственно-организованное общество не может существовать без бюрократов. Это профессиональные управленцы, которые сами не создают никаких ценностей. Их назначение-управление государственными делами, выполнение общественно-полезных функций. Такие работники редко используют свои профессиональные знания. Их цель-компетентность управления.

Достоинства такой аппаратной бюрократии:

  • стабильность в управлении-распределение видов работ;
  • стандартизация (снижает возможность ошибок);
  • своевременное обучение сотрудников;
  • формализация, централизация.

Недостатки:

  • бюрократизм, как таковой;
  • слабая мотивация;
  • слабое использование человеческого ресурса;
  • негибкость в критичных ситуациях, возможность неадекватных решений.

Такой вид бюрократии может быть применим в организациях с устойчивой структурой внешней средой.

Бюрократия развивается и изменяется. Используя новые подходы для достижения целей, современные системы менеджмента, ориентируясь на человеческие и этические установки, развитые демократические государства имеют приемлемую систему бюрократии. Поиск равновесия в администрации между профессиональными и политическими сторонами дает оптимальный результат.

Сталкиваясь в повседневной жизни с проявлением бюрократии, мы наблюдаем её «бытовое» отражение. Обвиняем в этом государство и чиновников. Тогда как понятие «бюрократия» гораздо шире и глубже. Оно включает в себя не только негативные аспекты. Без бюрократов (в хорошем смысле этого слова) оказывается трудно жить, руководить и просто двигаться вперед.