Распределение студентов в беларуси. «Системы распределения студентов уже нет — есть мираж»

В Беларуси решено узаконить обязательное распределение выпускников вузов. А как в России?

Споры о плюсах и минусах распределения для выпускников-бюджетников белорусских вузов идут уже не первый год. Одни считают тяжелой ношей обязательную двухлетнюю отработку после университета. Другие, напротив, - шансом получить первое рабочее место и бесценный опыт в профессии.

Студенты в раздумьях: распределение - это тяжелая ноша или хороший шанс получить первое рабочее место и бесценный опыт в профессии? Дмитрий Кощеев / РГ

И все же специальность специальности рознь: где-то дипломированные работники без проблем находят работу по душе, а где-то охотнее получают так называемые свободные дипломы и сами отправляются на поиски. Но этой весной система распределения обещает стать строже: вице-премьер Василий Жарко поручил на 100% обеспечить бюджетников первым рабочим местом. Готовы ли к такому повороту университеты и предприятия?

Молодому специалисту - именно такой статус получает пришедший на работу по распределению - положены дополнительные выплаты и бонусы. Во многих регионах, чтобы закрепить кадры, вчерашним студентам помогают решить еще и жилищный вопрос: предоставляют место в общежитии, предлагают на льготных условиях построить квартиру. Поэтому закономерно, что из года в год немало платников также пользуются правом на получение от вуза первого рабочего места. И все же главная причина нежелания отрабатывать распределение - невысокая зарплата. Впрочем, и здесь есть исключения: в некоторых сферах именно за счет дополнительных выплат доход молодого специалиста может быть на уровне более опытных коллег. В приоритете при распределении, что логично, государственные предприятия, но в некоторых отраслях в последние годы активно стали подтягивать и частников, о необходимости активной работы с которыми говорили уже не раз. Причем не только на примере высших учебных заведений, но и для колледжей и учреждений профтехобразования. В этом году, настаивает белорусский вице-премьер, никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройства быть не может, а за 100-процентное распределение отвечают руководители вузов:

Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. Мы кардинально изменим систему прогнозирования потребности в кадрах. Правительством принято соответствующее постановление, и не вузы будут определять, кого и сколько им набирать на обучение, потребность в кадрах будет формировать Министерство труда и социальной защиты совместно с Минэкономики и Минобразования с учетом потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов.

К 1 марта от университетов ждут обоснованные контрольные цифры приема, а Министерству образования к этому времени нужно в каждом вузе проверить целесообразность специальностей и специализаций с учетом их профиля работы. Есть вопросы и к срокам обучения: нелогично, когда один вуз готовит экономистов за 4,5 года, а другой - за 4. В правительстве не сомневаются: нужен один стандарт подготовки для всех, при котором политику будет определять ведущий профильный вуз.

Но готовы ли университеты уже этой весной на все сто обеспечить первым рабочим местом всех, кто учился бесплатно? Для отраслей, где традиционная нехватка кадров, такое поручение не станет проблемой. К примеру, в главном педагогическом вузе страны, БГПУ имени М. Танка, в прошлом году на 946 выпускников дневной формы обучения пришло 959 заявок.

Во многих регионах, чтобы 
закрепить кадры, вчерашним 
студентам помогают реально 
решить и жилищный вопрос

По некоторым специальностям и вовсе на каждого молодого учителя сразу несколько предложений. Такая ситуация для вуза не новость, ведь на самые востребованные факультеты здесь из года в год увеличивают набор, но специалисты все равно в цене. Особенно острая ситуация на факультете начального образования, где только в последние три года вдвое увеличили цифры приема и на бюджет набирают по 100-120 первокурсников.

Куда сложнее придется выпускникам по специальностям, дефицита которых на рынке нет, особенно в регионах. Но вузы сейчас вовсю работают с потенциальными работодателями и уверены, что места для молодежи найдутся, было бы желание работать. С оптимизмом на ситуацию смотрит и Георгий Вершина, первый проректор Белорусского национального технического университета, который подтверждает, что в прошлом году в вузе и так было 100-процентное распределение. А этой весной, говорит, станет даже проще. Причин на то несколько. Во-первых, наблюдается рост экономики, во-вторых, открываются новые предприятия, которым нужны инженеры. Третья причина - за год заметно лучше удалось отладить работу с заказчиком.

Справка "СОЮЗа"

В 2017 году в Беларуси распределены 24 тысячи выпускников вузов. Это на 5200 больше, чем годом ранее. Такой рост молодых специалистов объясняется тем, что во многих университетах был двойной выпуск из-за сокращения сроков обучения. В итоге первое место работы получили 98,9% выпускников-бюджетников (в 2016 году распределено 96%). Еще 1200 платников дневной формы обучения распределены по их пожеланию.

Вопрос о том, нужно ли вводить обязательное распределение для выпускников вузов, активно обсуждается последние годы и в Беларуси, и в России. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Как в России

Разговоры о распределении выпускников в последние десять лет шли и в России. Причина в том, что выпускники вузов не возвращались туда, откуда приехали, а оставались в тех городах, где заканчивали вузы. Речь шла в первую очередь о социальной сфере - учителях и врачах, которые получали не очень высокие зарплаты в регионах. Сейчас ситуация поменялась, зарплаты врачей и учителей по так называемым Майским указам президента привязаны к средней зарплате по экономике региона и по факту везде выросли. В Москве, например, учителя могут получать за ставку и 60, и 70 тысяч рублей, в Сочи - 31-32 тысячи, в Новосибирске - 25-30 тысяч. Ставка врача московской поликлиники - от 50 до 75 тысяч. Теперь вопросы о распределении все чаще задает молодежь, которой хочется после окончания вуза иметь гарантированное рабочее место. Тем не менее к распределению в прежнем смысле слова возврата нет. Его заменяют целевые направления от работодателей.

Министр образования и науки России Ольга Васильева не раз подчеркивала: "Можно разговаривать и рассуждать именно о трехстороннем контракте. То есть это контракт между вузом, работодателем и тем студентом, который участвует в этом трехстороннем соглашении".

Ее поддерживают ректоры. "Распределение противоречит Конституции России и закону об образовании. Возврата к крепостному праву у нас не будет. Я не верю в работу "из-под палки", - говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

К сожалению, та модель трехстороннего целевого контракта, которая была принята в последние годы, себя не оправдала. Правила таковы, что льготы при поступлении получить можно, а вот заставить студента-целевика вернуться домой на работу не так-то просто. Никакого наказания за невыполнение договора для выпускника нет. Вдобавок договоры были юридически уязвимы и не учитывали житейские обстоятельства: как быть, если студент обзавелся семьей или тяжело заболел и не может менять место жительства? А если он получил целевое направление, но потом отчислился из вуза или перевелся на другую специальность?

По поручению Правительства России Минобрнауки в 2017 году подготовило поправки в законодательство, которые ужесточат требования к выполнению условий договоров. Пока поправки находятся на рассмотрении в Госдуме, но есть надежда, что набор 2018 года пройдет по новым правилам: целевикам придется отработать не менее трех лет, а за невыполнение обязательств заплатить штраф.

Студент будет обязан "освоить образовательную программу", иными словами, отчисление за двойки может являться условием для штрафов. На предприятии, которое направило студента на учебу, придется отработать не менее трех лет, а если работодатель не сможет обеспечить молодого сотрудника работой, то заплатит штраф сам - трехкратный размер среднего заработка в этом регионе.

Подготовила Ирина Ивойлова , ermakova@сайт

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Системе распределения студентов в Беларуси более 80 лет. Пережив разные этапы, вождей и некоторые империи, она доковыляла до нулевых, когда получила вторую жизнь. В ответ на официальные заявления о необходимости и пользе распределения все время летели стрелы критики. В этом году, когда количество рабочих мест резко сократилось, система резко столкнулась с кризисом изнутри. В рамках пятничного «Неформата» мы встретились с острым критиком распределения, который уверен: системы уже нет - есть мираж.

Кто это?

Владимир Дунаев долгое время работал в БГУ, был доцентом кафедры истории философии. Позже стал одним из учредителей Европейского гуманитарного университета. Сегодня представляется прежде всего как член Общественного Болонского комитета - гражданской инициативы, возникшей в 2011 году, когда Беларусь формально впервые подала заявку на вступление в Болонский процесс.

Распределение стало такой крепкой частью студенческой жизни. Можно радостно ждать, хитрить, пользоваться связями или прибегать к коррупции. Но с ним все равно нужно что-то делать. Расскажите, когда все началось и как мы к нему пришли.

Распределение появилось в СССР в 1933 году. Несмотря на разные этапы, его никогда не отменяли. Но более 80 лет назад перед ним стояли другие задачи: нужно было ликвидировать дефицит специалистов, ну и заодно лишить человека права свободного выбора. В тоталитарную систему распределение не только органично вписалось, но и с лихвой пережило ее.

В советское время распределяли всех. Тогда поддерживалась иллюзия равенства и никаких платников не было. Конечно, существовала коррупция и уловки (особенно начиная с восьмидесятых). Можно было выйти замуж или жениться, чтобы остаться в Москве или Минске. Конечно, большинство выпускников оставались в своем регионе, но теоретически ты мог приехать из Гомеля, а распределиться в Челябинск, потому что твой адрес - Советский Союз.

Как благо в виде гарантированных рабочих мест ее не преподносили, потому что официальной безработицы не было. Вот такая гармония.

Первым нормативным актом, регулирующим систему распределения в независимой Беларуси, стал приказ министра образования в 1993 году. Так когда-то жесткая система вяло перетекла в новейшую историю. Студент мог прийти с распределением на работу и получить там эмоциональный отказ и просьбу не мешать. О распределении не было ничего написано в законах - оно регулировалось только постановлениями Совмина. Все было плохо отлажено вплоть до 2006 года.

- Это когда появилось решение Конституционного суда?

Верно. Вполне обоснованы были претензии в неконституционном характере. Везде главный закон запрещает принудительный труд. А также гарантирует бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Без отработок, барщины или оброка. Но правовые аргументы уступили политической целесообразности. Судьи признали временную и вынужденную, но необходимость распределения.

О том, что норма является неправовой, свидетельствуют безуспешные попытки ввести распределение в других странах. В России, например, регулярно пытаются запустить белорусскую систему, но наталкиваются на конституционный запрет. В Украине Конституционный суд указал на это в 2011 году. Сейчас там распределяются только медики. Отказался и Казахстан. Беларусь остается единственной моделью для подражания в СНГ.

Тогда никто и не скрывал, что распределение должно решать проблему дефицита кадров в некоторых отраслях или регионах: «в целях улучшения кадрового обеспечения важнейших отраслей хозяйства Республики Беларусь». По крайней мере это было цинично, но честно. В 2011 году институту распределения начали приписывать функцию социального блага, мол, гарантированное первое рабочее место. Позвольте, гарантия первого рабочего места имеет значение, когда есть угроза безработицы и молодой специалист не может выйти на рынок труда. А у нас тогда существовал дефицит кадров во многих отраслях, проблемы найти работу не было. Конечно, так «заботиться» о студентах особенно не стоило.

Во время заботы о первом рабочем месте в фокусе были всегда студенты бюджетной формы обучения. Платники продолжали стоять особняком, в конце учебы находясь в лучах зависти многих бюджетников с направлением на нежелаемую работу в руках.

Вот и парадокс. Со временем платников становилось все больше. Если прислушаться к официальной стороне, которая называет распределение благом, то одни имеют на него право, другие - нет. Платник - это даже не молодой специалист с прилагающимися к этому званию правами, а непонятно кто.

Почему? Это можно рассматривать как логическое завершение вступительной кампании и результат обучения. Бюджетники - первые, как более постаравшиеся, платники - вторые в очереди.

Логику можно любую придумать. Даже слово платник несет негативную коннотацию. А вы посмотрите на проблему с другой стороны - это люди, которые, помимо налогов (которые платят их родители), финансируют образование. Может быть, они заслуживают больше внимания и заботы?

Вы, как покупатель, отдаете немалые деньги. Но взамен даже не можете предъявить претензии к качеству продукта, а наоборот - получаете массу претензий и даже лишаетесь официального социального блага - распределения.

Может ли быть что-то хорошее в том, что молодой человек уезжает работать по распределению в другой город, учится там жить самостоятельно, зарабатывать и тратить деньги? Армию же называют школой для мужчин.

5% участников недавно проведенного исследования тоже так считают: распределение - это форма обучения самостоятельности. Конечно, надо культивировать ответственное отношение в том числе и к своей судьбе. Проблема в том, что как раз система распределения меньше всего для этого подходит, потому что она не формирует ответственность. Да, вас могут забросить в такие условия, которые способны укрепить ваш дух или сломить волю. Можно придумать человеку еще много стрессовых ситуаций. Зачем?

У вас есть данные по поводу закрепления распределенных студентов? Сколько из них срываются с места до окончания отработки?

Официальной статистики по поводу возвращения распределенных нет. Есть ведомственные статистики и мифы. Прежний министр образования Сергей Маскевич в свое время заявил, что лишь 7-8% учителей меняют место работы. Другие эксперты говорят, что меняют в разы большее число. Интуитивно понятно, что, если условия работы являются неблагоприятными, ожидать от людей добровольного страдания, будто они мазохисты, сложно.

- Что делать государству, если учителя или врача ждут в деревне?

Улучшать условия. Как это делалось в дореволюционное время: община думала, как привлечь учителя. Это забота местных сообществ. У нас есть проблема - количество учеников, приходящихся на одного учителя, меньше, чем в Европе. Намного. Для этого умные люди за границей придумали школьные автобусы. Когда я читаю, что родители бьются за сохранение маленькой школы в деревне, то часто ловлю себя на подозрении: возможно, родители пекутся скорее о собственном комфорте, чем о качестве обучения.

- В рамках Болонского процесса или даже в мировой практике - где-нибудь еще распределение есть?

Да, за рубежом распределяются выпускники военных или духовных учебных заведений. Больше нигде. Студенты Оксфорда не бегают в поиске заявок. Тем не менее в рамках Дорожной карты [комплекс мер, необходимых Беларуси для принятия в Болонский процесс. - Прим. Onliner.by] европейцы согласились, что на время в Беларуси можно сохранить систему распределения для некоторых специальностей.

Нам важно принять то, что уже случилось де-факто: при дефиците рабочих мест распределение превращается в механизм наказания для студентов, вузов и работодателей. Это абсурд, когда, чтобы не портить статистику, вузы распределяют студентов к себе на кафедры или делят одну заявку на 4 по 0,25 ставки.

Начинается создание миража. Можно убеждать всех, что это есть реальность. Но зачем?

- Вам кажется, что мы все совсем ничего не потеряем, отказавшись от распределения?

Ну а что мы можем потерять? Подавляющее число студентов искало заявки на работу. Они и продолжат поиск рабочих мест. Нам остается отказаться от фикции. Все, что мы потеряем, - мираж.

Нужно признать, что система не работает, и заняться созданием альтернативной. Надо повышать уровень трудоустраиваемости учащихся - их шансов на получение работы.

Направлений сразу несколько. Все начинается с профориентации, которая не играет сейчас у нас никакой роли. Главные советчики в выборе профессии - родители и друзья, это неправильно.

Когда выпускник приходит к работодателю, то слышит: у тебя нет опыта работа. А как получить опыт, если он только учился? Студенты все больше понимают, что надо работать во время учебы. Даже необязательно по специальности. Но у нас не признается ценность такого опыта, как и ценность самообразования.

- Какой смысл в работе, если студент медицинского вуза пойдет стоять за прилавком?

А такой, что он поймет, как устроен труд, что такое ответственность, взаимоотношения, иерархия, необходимость принятия решений. Любой опыт имеет ценность, и ее надо легализовать. В европейской системе образования для этого есть система сертификации, которая приписывает кредиты.

Но даже если студент сегодня захочет работать по специальности, у него же нет шансов делать это легально. Да, можно пойти договориться с деканом, а можно и не договориться. В Европе есть гарантия - 20 часов любой работы в неделю. А у нас некоторые отвечают: для этого есть вечернее образование. Вузы консервативно не принимают работу как часть образования, для них это пренебрежение учебой в ущерб ей. На самом деле может быть только все наоборот.

Также, чтобы заинтересовать работодателей в приеме молодых специалистов, в некоторых странах им платят деньги - во Франции €4 тыс. в год.

Наверное, нам ближе система квот - когда работодатель должен часть вакансий оставлять для молодых специалистов. Сколько - это задача для законодателей и экономистов. Но это реальная помощь.

Ну и конечно, нужно учиться быть гибче. К сожалению, наши выпускники одни из самых некомпетентных в регионе, поэтому и работодатели не горят желанием работать с ними. Рынок труда не в состоянии повлиять на качество учебы, программы пишутся без участия работодателей. Вузовские программы должны отталкиваться от потребностей рынка и даже конкретных студентов - есть термин студентоцентричность - а не наоборот. Когда человек говорит, что для получения работы он должен учить вот это, а не то, что декан скажет. Вот это настоящая ответственность студента за свою профессиональную судьбу - он сам вместе с работодателем формирует предпосылки для последующих успехов или неудач.

И наконец, необходимо, чтобы работодатель через разработку и обновление профессиональных стандартов участвовал в управлении качеством образования. Для этого нужна совершенно другая национальная система квалификаций, которую Беларусь последняя в регионе только начинает создавать.

Высшее образование из элитарного стало массовым. И кажется, университеты всего мира, оказавшись к этому не очень готовыми, начинают активно реформироваться. Насколько длинный путь и в каком направлении им придется пройти?

У меня даже нет уверенности в том, что из ситуации есть выход. Возможно, кризис настолько глубок, что закончится для университетов катастрофой. Вызовы для традиционного высшего образования очень серьезные. Например, университеты испытают серьезную конкуренцию со стороны MOOC (massive open online course). Таких как Coursera, например. Раньше никто не запрещал там учиться, но и результаты не признавал. А на Лиссабонской конференции в мае уже говорилось, что две трети работодателей принимают сертификаты MOOC. Сегодня все чаще задумываются о том, что для профессиональной подготовки необязательно 4 или 6 лет учиться в вузах (за небольшим исключением специальностей).

Все развитые страны пытаются решить проблему, и для нас имеет смысл подключиться к процессу и учиться вместе со всеми, а не настаивать на самобытности собственной системы. Хорошей или плохой была советская система образования - уже не важно. Это инструмент из прошлого. Сегодня есть возможность использовать опыт Болонского процесса. Но конечно, это не готовый ответ на вызовы времени, а только совместный европейский поиск таких ответов.

Распределение в этом контексте - какой-то легкий путь в никуда.

Правообладатель иллюстрации Anna Wezhel Image caption Университетская практика и работа по распределению зачастую не оправдывает ожиданий студентов

В России в последнее время вновь заговорили о трудовом распределении после вузов: вернуть эту советскую практику президента Владимира Путина просили во время ежегодной "прямой линии", а в апреле соответствующий законопроект был внесен в Госдуму (правда, его вернули авторам на доработку еще на стадии комитета).

Русская служба Би-би-си рассказывает, как эта система до сих пор функционирует в соседней стране - Беларуси.

"От призыва в армию отделаться можно. От распределения - никак! Мой "долг родине" даже длиннее армейской службы и обещает не меньший экстрим", - говорит Максим, завсегдатай минских тусовок. К 1 августа он обязан явиться в райцентр на юге Беларуси.

И, скорее всего, явится: 98% получивших направление на работу (данные минобразования по итогам 2017 г.) предпочитают не рисковать.

В Беларуси с советских времен действует система распределения выпускников высших и средне специальных учебных заведений, но среди новшеств последних лет - более чем стопроцентное возмещение госрасходов за обучение для нежелающих отрабатывать назначенный срок. Система контроля за этими выплатами строга: не рассчитавшись с государством, не можешь, например, выехать за границу или оформить кредит.

  • "Очень государственное дело": в Беларуси ужесточают контроль за интернетом

Впрочем, для молодых специалистов предусмотрены льготы, и есть возможность воспользоваться распределением так, "чтобы не было мучительно больно" (как советовала советская классика).

Уехать в деревню

"В агрогородок Обольцы я приехал два года назад, направили после Витебского медуниверситета и года интернатуры в районной больнице. Месяц ночевал то у местных, то в своем кабинете руководителя сельской амбулатории, потом очень холодно стало, и нашлась эта печка - я забрался на лежанку, подложив под себя все, что было в моей дорожной сумке", - улыбаясь рассказывает молодой врач Виталий Волоткевич.

Image caption На печи можно читать, но если спать - то только по диагонали

Печка нашлась в старом деревенском доме с прогнившим полом и удобствами во дворе, да и то по счастливому случаю: занимавшая его половину молодая учительница, отработав положенное по распределению, уехала из Обольцев, а новый педагог к назначенному месту отработки не прибыл.

По закону распределенным молодым специалистам могут предоставить жилье, на местах оно - как получается.

В "наследство" молодому врачу досталась старая стиральная доска ("Раритет! - Виталий демонстрирует фото своего заселения. - Такие только в старых букварях есть, где "Мама на кухне стирала белье"), кочерга и швабра. Бонус - стеклопакеты в окнах, установленные прежней мерзшей тут квартиранткой.

Забитую сажей грубку - обогревающую комнату печь - пришлось сломать и выложить по новой; на старой печной лежанке Виталий отогревается, возвращаясь с работы домой; готовит в мультиварке (газа нет); белье постирать возит к маме за 30 километров. Пообщаться со сверстниками, в кино, театр или прочие развлекательные места едет в Минск, и такая поездка, как правило, планируется не на день: автобус из Обольцев в районный Толочин отправляется под вечер и 30 километров одолевает за час 40 минут; затем поезд или электричка - и в столице окажешься посреди ночи.

Все остальное - в порядке, утверждает Волоткевич. Зарплата молодого руководителя сельской амбулатории - приблизительно 400 долларов вместе с надбавками, положенными молодому специалисту на селе, - завидная для периферии (средняя зарплата в Беларуси не достигает обещанных президентом Лукашенко 500 долларов; заработки на селе, как правило, вдвое-второе ниже городских).

Амбулатория, где начальствует Виталий Владимирович, - аккуратная и оснащенная необходимым небольшая поликлиника, с дневным стационаром, кабинетом физиопроцедур, лабораторией, зубоврачебным кабинетом и аптечным киоском. Коллектив, по его словам, - отличный.

Вот только оставаться в Обольцах молодой врач не собирается. Признается: старается с зарплаты подкопить "для нового старта".

"В деревне ты на обочине жизни получаешься. Деревня доживает свой век, молодежь тут не остается. Перспектив нет", - констатирует молодой врач.

Image caption Агрогородок, куда отправили работать молодого врача, - большая старая деревня, где почти не осталось молодежи

Выпускники бюджетной формы обучения в Беларуси обычно отрабатывают по распределению два года; но Виталий Волоткевич так называемый "целевик" - поступал в медуниверситет по направлению-договору учреждения здравоохранения.

Такие целевые направления от предприятий либо организаций дают абитуриенту право бесплатно получить высшее, среднее специальное, профессионально-техническое и послевузовское образование (для "целевиков" при поступлении - отдельный конкурс). Государство оплачивает учебу "целевиков", чтобы восполнить нехватку кадров в социально значимых сферах; но срок обязательной отработки после учебы для получивших высшее образование - не менее пяти лет.

Отработать по распределению Волоткевичу нужно еще три года.

Стать звездой

31-летний Денис Никифоров - знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

"Мы стали локомотивом инициатив", - улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии - на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Image caption Эти солнечные батареи с автоматизированной системой полива директор закупил для школьных теплиц

Необходимое пояснение: Осиновка хоть и в статусе агрогородка, но обыкновенная старая деревня. Большая по белорусским меркам - около 400 жителей. Двухэтажная кирпичная школа вмещает и детский сад, а потому официально учреждение называется длинно и по-чиновничьи мудрено. В школе 50 учеников (в Осиновку приезжают еще из 4 окрестных деревень), в детсаду 6 воспитанников. Директор оснастил школу WiFi, но пароль - признается - меняет едва ли не каждое утро, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Денис родился и учился в Могилеве - крупном областном центре на юге Беларуси, а в Чаусский район (пострадавший от Чернобыльской аварии) попросился вслед за женой-однокурсницей. По распределению молодые супруги (историки-археологи, согласно диплому) работали в школах разных деревень, но по истечении двух положенных лет отработки обосновались в райцентре Чаусы.

В Осиновку, за 15 км от Чаусов, Денис Никифоров уже шесть лет приезжает каждое утро.

"Если не любить место, где работаешь, не любить дело, которым занимаешься, - ничего не получится. А я так не могу. Если я что-то делаю, это должно быть лучше, чем у всех. Я здесь себя чувствую комфортно, чувствую поддержку своего коллектива, поддержку местных жителей и местных властей", - говорит Никифоров.

"Любой мегаполис, любой крупный город не может существовать без села. Кто-то должен здесь, на селе, быть. И кто, если не мы? " - добавляет он.

Двое молодых педагогов, распределенных в Осиновку, остались работать в школе под руководством Никифорова и по истечению обязательного срока.

Сколько и в каких профессиональных сферах остается вообще, доподлинно не известно - в ответственном за распределение выпускников министерстве образования сообщили, что такая статистика не ведется.

Перераспределиться

Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.

Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист "принадлежит" организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.

Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие "льготники". В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.

  • Петь и считать звезды: как Ольга Васильева руководит образованием в России

В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.

"Почему уходят? Низкая зарплата - ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) - получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, - с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел", - рассказывает Анатолий.

Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. "И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки", - говорит он.

Откупиться от государства

Маша Русина при поддержке родителей от белорусского государства "откупилась" - выплатила Гродненскому аграрному университету всю начисленную за годы обучения сумму, получила диплом и уехала за границу.

Говорит, что диплом регионального вуза обошелся ее семье в 5000 долларов "с хвостиком".

Суммы возмещения рассчитывает деканат, они превышают стоимость всего срока обучения и разнятся в зависимости от вуза: недавний выпускник столичного Белгосуниверситета утверждает, что "откупился" за 12 500 долларов, и это дороже, чем если бы учился на платном.

Маша Русина разлюбила выбранную специальность агронома уже во время студенческой практики, когда постижение тонкостей специальности оборачивалось неквалифицированной работой на колхозных полях.

Правообладатель иллюстрации Maria Rusina Image caption Маша Русина "откупилась" от белорусского государства и занимается продажей итальянского вина

"На данный момент у меня свой бизнес по импорту итальянского вина в Польшу, я занимаюсь его оптовой и розничной продажей. У меня есть свой винный бар во Вроцлаве", - рассказывает девушка. В винном баре она начинала официанткой и только спустя годы выкупила бизнес, стала владельцем фирмы.

"Лучшая сторона моей нынешней работы - поездки по винодельням Италии, дегустация и выбор вина. Я прошла курсы сомелье. В чем-то мне даже пригодилось мое образование, потому что виноград - это растение, ботаника. Но одного белорусского университетского образования мне бы точно было не достаточно, чтобы заниматься моим бизнесом", - говорит Маша.

Сменить специализацию без отработки по распределению в Беларуси ей бы не удалось. Даже поступившие в магистратуру обязаны отработать свои два (или больше) года после выпуска.

Систему распределения распространят на "платников"

Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив - вот малый перечень претензий противников распределения.

Главный козырь сторонников - государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).

  • Криптосвобода по-белорусски. Создаст ли Лукашенко цифровую державу?

Вице-премьер Василий Жарко в конце января поставил задачу: в нынешнем году распределение должно быть стопроцентным, то есть обязательным и для тех, кто платил в годы студенчества за учебу.

Министр образования Игорь Карпенко в средине июня сообщил, что более тысячи "платников" из нынешнего выпуска (примерно 1/30 часть) уже попросили распределения.

Преграда на пути к Болонскому процессу

Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе - программе интеграции европейского образовательного пространства - Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с "дорожной картой".

Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает "закрыть" прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров…

"Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся - если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок - и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры - там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы", - рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.

Ольга просит не называть ее настоящее имя - с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.

"Такая вот "свобода". Попадаешь в систему - и тоже как крепостной. С дипломом", - поясняет врач.

- Наталья Томашевна , на ваш взгляд , как представителя университета , распределение это плохо или хорошо ?

На мой взгляд, распределение – это хорошо. Во-первых, выпускникам гарантируется первое рабочее место, что снимает проблемы самостоятельного поиска работы. Наша республика сегодня единственная на постсоветском пространстве (не говоря уже о дальнем зарубежье), которая гарантирует работу после окончания вуза. Общаясь с коллегами из других стран, мы видим, насколько остро стоит вопрос о поиске первого рабочего места для выпускников вуза. Практически ни один наниматель не желает принимать на работу человека без опыта и тратить время на его практическое обучение. Поэтому учебные заведения вынуждены создавать специализированные службы по содействию трудоустройству выпускников. Во-вторых, государство затрачивает средства на подготовку тех специалистов, которые необходимы в различных отраслях народного хозяйства страны, и соответственно целесообразно, чтобы выпускник, обучавшийся за счет средств республиканского бюджета, отработал указанный по распределению срок именно там, где более всего в нем нуждаются государство и общество. Кроме того, при поступлении в вуз абитуриент имеет право выбора: обучаться на бюджете или за счет собственных средств. И зная, что после завершения обучения они будут подлежать распределению, многие все же участвуют в конкурсе на бюджетные места.

Как это происходит

- По какой схеме происходит распределение ?

Схема распределения четко представлена в нормативной правовой базе. Процесс распределения регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании и постановлением Совета министров Республики Беларусь от 22.06.2011 г. №821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих». Ежегодно создаются комиссии по персональному распределению, которые непосредственно занимаются предварительным, а затем основным распределением. До этого вуз на протяжении всего года проводит комплекс мероприятий, предшествующих распределению. Организует ярмарки вакансий, проводит переговоры с основными заказчиками кадров, получает и обобщает заявки предприятий, учреждений и организаций республики, осуществляет разъяснительную работу среди выпускников о правах, обязанностях и гарантиях для молодых специалистов. Распределение не завершается выдачей направления на работу. После прибытия выпускников к местам трудоустройства вуз анализирует итоги распределения. Далее при необходимости комиссии занимаются вопросами перераспределения молодых специалистов.

Выбор места

- Что учитывается при распределении выпускника ?

При распределении выпускников учитываются определенные условия. Преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах имеют организации – заказчики кадров, подавшие заявки на подготовку и заключившие договоры о взаимодействии. Затем распределение осуществляется по письменным запросам организаций. Также для студентов, обучавшихся по педагогическим специальностям, при направлении на работу учитываются заявки областных, городских и районных отделов образования.

Право выбора первого рабочего места имеют выпускники, включенные в банк данных одаренной и талантливой молодежи. При распределении также учитываются: результаты успеваемости; участие в научно-исследовательской, общественной работе; места прохождения производственной и преддипломной практики; состояние здоровья, семейное положение и место жительства семьи. Конечно же, комиссии стараются учесть и интересы самих выпускников. Имеются категории выпускников, которым первое рабочее место предоставляется с учетом определенных обстоятельств. Например, инвалидам в возрасте до восемнадцати лет и инвалидам I или II группы предоставляется место работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо, с их согласия, иное имеющееся в наличии место работы; лицам, имеющим одного из родителей, или мужа (жену)-инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида; лицам, имеющим медицинские противопоказания к работе по полученной специальности и присвоенной квалификации, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья; беременным женщинам, матерям (отцам), имеющим ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию, и при наличии возможности, по их месту жительства. Перечень всех категорий указан в пункте 6 статьи 83 Кодекса РБ об образовании. Также в Кодексе обозначены категории выпускников, имеющих право на самостоятельное трудоустройство.

Кто недоволен

- Почему выпускники не горят желанием отрабатывать потраченные на них государственные деньги ?

Наверное, основная проблема связана с желанием наших выпускников получить от места трудоустройства все и сразу: и высокую зарплату, и интересную работу, и прочие привилегии. К сожалению, такое случается очень редко. Но следует подчеркнуть, что так было всегда. В СССР распределялись все. И выпускника могли направить куда угодно. Никто не ставил вопроса зарплаты и условий проживания. Уезжали, трудились, создавали семьи, оставались или возвращались. Да, сегодня другое время. Но и заинтересованные стороны - вузы и наниматели - стараются, чтобы выпускник был удовлетворен своей работой. Так, например, государством установлены меры социальной поддержки молодых специалистов. Вот лишь некоторые: повышение тарифной ставки (оклада) на 50 процентов молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банк данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета; повышение на 10% должностных окладов молодых специалистов – выпускников БГУ, завершивших обучение с отличием и присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра и работающих по распределению в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в первые 5 лет работы. Кроме этого, многие наниматели дополнительно определяют специальные меры в своих локальных нормативных правовых актах либо в трудовых договорах (контрактах) самих работников.

Как правило, выражают недовольство те, чьи пожелания о трудоустройстве не были удовлетворены. Не думаем, что, если бы им пришлось подыскивать рабочие места самостоятельно, они были бы полностью всем удовлетворены. Исследование рынка труда говорит об обратном. Возможно, многие из них искали бы работу через центры занятости или пошли бы работать не по специальности.

И еще стоит отметить желание почти всех выпускников, которые учились в Минске, остаться работать в столице. Многие из них считают, что если бы они самостоятельно трудоустраивались, то у них было бы больше шансов найти работу здесь. А как быть с регионами? Ведь не все региональные вузы могут обеспечить специалистами всех квалификаций свои регионы.

- Может ли трудоустроиться по распределению выпускник , получивший образование за собственные средства ?

Безусловно, любой выпускник, обучавшийся за собственные средства, может быть распределен. Оставшиеся свободными заявки предлагаются платникам. Также они имеют право обратиться в комиссию с просьбой оказать содействие в поиске первого рабочего места. Некоторые выпускники, работающие у нанимателей либо проходившие практику, приносят заявки этих организаций, и их туда распределяют. Ежегодно в БГУ порядка 20 человек получают направление на работу и статус молодого специалиста.

Анастасия ГОРОШКО

Студенты, преподаватели и эксперты неоднозначно оценивают перемены в системе распределения выпускников белорусских вузов.

В последние дни июня в белорусских вузах проходят выпускные балы, и уже через месяц вчерашние студенты, обучавшиеся за счет госбюджета, приступят к работе по распределению. Существующую в Беларуси систему обеспечения первым рабочим местом выпускников бюджетной формы обучения неоднозначно оценивают сами вчерашние студенты, преподаватели, эксперты и активисты студенческих организаций. Как меняется эта система в условиях кризиса и сокращения рабочих мест в стране и в чем ее плюсы и минусы? Подробности -у DW.

"На юрфаке БГУ проблем нет"

Декан юридического факультета БГУ Сергей Балашенко в интервью DW заявил, что изменил свое негативное отношение к распределению, когда его ввели 7 лет назад. По оценке Балошенко, проблем с поиском работы нет у 98 процентов выпускников Белгосуниверситета, а на юридическом факультете их нет вообще. Более того, заявок больше, чем выпускников.

Ничего плохого в том, что сами студенты находят себе больше рабочих мест, чем университет, декан юрфака тоже не видит, так как вуз, по его выражению, заинтересован в том, чтобы выпускники получили достойную и устраивающую их во всех отношениях работу. Проблем с перераспределением, если на то есть желание выпускника и согласие организации, куда был направлен молодой специалист, тоже нет, заверил Балошенко.

Распределение как мираж

Совершенно иную картину рисуют другие собеседники DW. "Распределение превратилось в мираж, и ради того, чтобы сохранить его видимость, вузы идут на разные ухищрения", - указал в интервью DW представитель Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев. По его информации, в этом году студентов зачастую шантажировали требованием принести направление на работу под угрозой взыскать через суд стоимость их обучения, хотя требование это, по выражению Дунаева, совершенно абсурдное и незаконное, потому что сам факт распределения не состоялся.

Цель таких действий, продолжает Дунаев, - создать благополучную картину: якобы все распределяются. Но на самом деле заявок было мало, а где-то их не было вовсе. Так что вся связанная с распределением статистика - не более, чем мираж, уверен Дунаев. Некоторые вузы, по его данным, принимали любые письма с гарантией приема на работу (например, заявки от индивидуальных предпринимателей, чего раньше никогда не было) лишь бы скрыть проблему.

По информации эксперта программы "Распределение" и председатель Братства организаторов студенческого самоуправления (БОСС) Кристины Мурашовой, нет реальной статистики, сколько студентов принесли фиктивные гарантийные письма от потенциальных работодателей, например, либо на работу не по специальности, либо с зарплатой в 10 евро в эквиваленте.

Распределение: за и против

"К нам приходили люди из медицинских и педагогических университетов, которым (вузы. -Ред. ) не смогли найти место работы, и выходят из положения, предлагая работу на кафедре, например, на четверть ставки, чтобы не портить картину и показать - вот, у нас есть распределение", - объясняет Мурашова. Вопрос, как увильнуть от нежелательного распределения в условиях сокращения рабочих мест в целом по стране, по оценке экспертов, становится все менее актуальным.

Некоторые студенты однозначно негативно относятся к распределению. "Это плохо, тем более, что все равно приходится искать место работы самому. Многие работодатели не хотят брать молодых специалистов сразу на два года без возможности их уволить, даже если они не будут соответствовать по уровню своей компетенции", - констатирует студентка механико-математического факультета БГУ, попросившая не называть ее имени. Ей предстоит распределение в следующем году, и она уверена, что направят ее в школу, так что для нее такое окончание учебы - ограничение свободы выбора.

Выпускник мехмата Максим Лешин считает, что распределение сегодня - это благо, так как для того, чтобы устроиться на работу, нужен стаж. А чтобы его иметь, нужно устроиться на работу. "Замкнутый круг: нет работы - нет стажа, нет стажа - нет работы. По распределению наниматель обязан взять на работу молодого специалиста", - отмечает Максим. И поясняет, что избежать нежелательного распределения имеют шансы обладатели высокого среднего бала. У них приоритет при выборе из общего списка вакансий для выпускников.

Долг государству и расставание с друзьями

"Многих выпускников минских вузов распределяют туда, откуда они приехали: если из регионов, то в регионы. Выпускники журфака с не лучшими результатами иногда попадают на работу в сферу полиграфии, далекую от журналистики", - сетует Ирина, студентка 5 курса факультета журналистики БГУ.

На ее потоке 30 процентов бюджетников, остальные учатся платно. Им распределение не грозит, но сама Ирина хотела бы иметь гарантированное место работы после окончания вуза. По ее словам, за учебу в большинстве случаев платят родители, и лучше их пожалеть и отработать потом два года, куда бы тебя ни отправили. "Не каторга и не война, ничего страшного", - поддерживают Ирину ее сокурсница Ольга.

"Распределение - это правильно, мы не платили за учебу, государство сделало нам подарок и справедливо требует что-то взамен", - убеждена выпускница мехмата БГУ Екатерина Шунько. Но, признается она, грустно, что на некоторых факультетах и в некоторых вузах студентов распределяют не в родной город, приходится расставаться с друзьями, семьей, и это, наверно, неправильно.

"Одно дело - отдать долг государству, отработав два года, и совсем другое - лишиться возможности общаться с любимыми людьми", - подчеркивает Екатерина. Кроме того, по ее словам, есть случаи, когда по распределению вынуждены уезжать те, кто уже работал со 2-3 курса, имеет налаженную жизнь в Минске и добился этого сам.