Пионерия в ссср. Пионерия


Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.

Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

«Будь готов!»

«Всегда готов!»

Пионерская клятва
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза
«Будь готов!»
«Всегда готов!» Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Редакция 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Редакция 1923 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1928 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.

Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон - «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ.


Законы пионеров Советского Союза

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер дисциплинирован.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Обычаи пионеров.

Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.

Пионерский гимн

Музыка: С. Дёшкин Слова: А. Жаров


Мы, пионеры, дети рабочих.

Припев (после каждого куплета):
Близится время /авт:эра/
Светлых годов,
Клич пионера -
"Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.

Мы поднимаем красное /авт:алое/ знамя,
Дети рабочих, смело за нами!

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.

1922
Сигналы и марши Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (Части 1, 2)

Жанр: сигналы и марши
Год выпуска диска: 1983
Производитель диска: СССР
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 00:16:11

I Сигналы

1. Вступление - 00:00:35
2. Внимание! Слушайте все! - 00:00:37
3. Подъём! - 00:00:28
4. На обед - 00:00:23
5. На занятия - 00:00:27
6. Сбор пионерских вожатых - 00:00:14
7. Ко сну - 00:00:47


II Дружинная линейка

8. Сигнал "Сбор" - 00:00:40
9. Марш "Торжественный вынос знамени" - 00:00:23
10. Подъём и спуск Государственного флага СССР - 00:00:29
11. Взвейтесь кострами, синие ночи!
12. Торжественное открытие - 00:00:21
13. Минута молчания - 00:00:51


III Марши для сопровождения
пионерского строя

14. Торжестванное приветствие - 00:00:36
15. Пионерский туш - 00:00:17
16. Пионерский марш - 00:00:53
17. Встречный марш - 00:00:28
18. Звонкий марш - 00:00:32
19. Марш по караулам - 00:00:22
20. Пионерский марш - 00:00:43


IV Сигналы пионерской
военно-спортивной игры "Зарница"

21. Сигнал "Заря" - 00:01:04
22. Сигнал "Тревога" - 00:00:30
23. Сигнал "Воздушная тревога" - 00:00:13
24. Сигнал "Отбой тревоги" - 00:00:21


Символика пионерской организации

Положение о символах, атрибутах и ритуалах Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина предусматривает использование в воспитательной работе государственной символики, установленной Конституцией СССР. Пионерская организация воспитывает у детей и подростков глубокое уважение к Гербу, Флагу, Гимну СССР, а также к Гербу, Флагу, Гимну союзной республики. Эти государственные символы олицетворяют героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны.

Воспитательное назначение символики пионерской организации, важность использования в ее работе государственных символов заключается прежде всего в том, чтобы в конкретной яркой, образной, эмоциональной и доступной пониманию детей форме разъяснить им:

Идею революционной преемственности поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров, верности юного поколения революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, готовности к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза;
общественно-политический смысл деятельности коммунистической организации детей и подростков;
значение пионерской организации как смены и резерва Ленинского комсомола;
необходимость укрепления единства членов пионерской организации.

Символику пионерской организации отличали следующие идейно-политические ориентации:

Глубокое идейно-политическое содержание каждого символа, неразрывная связь с коммунистическими идеями;
конкретность и точность выражения идейно-политического содержания определенных коммунистических идей;
яркость и эмоциональная привлекательность внешней формы символа;
простота и доступность раскрытия сложных для детей политических понятий.

Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

На Красном знамени Всесоюзной пионерской организации два ордена Ленина и Памятная лента ЦК ВЛКСМ. Первым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина была награждена 17 мая 1962 г. в связи со своим 40-летием за большую работу по коммунистическому воспитанию детей. Памятная лента ЦК ВЛКСМ вручена пионерской организации 30 июня 1970 г. на XVII Всесоюзном слете пионеров в Ленинграде за успешную работу по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Вторым орденом Ленина пионерская организация награждена 18 мая 1972 г. в связи со своим 50-летием и за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов.

Красное знамя торжественно вручалось представителями Ленинского комсомола пионерским организациям союзных и автономных республик, национальных округов, краевым и областным, городским и районным организациям, дружине школы, временной дружине пионерского лагеря.

Образцы Красных знамен пионерских организаций и дружин устанавливал Центральный Комитет ВЛКСМ. На этих знаменах был изображен пионерский значок и начертаны слова девиза пионеров: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» На ленте, прикрепленной к древку знамени, - название организации или дружины. К древку знамени дружины прикреплялись также памятные ленты за успехи во всесоюзных и республиканских пионерских делах. Бережное отношение к Красному знамени было священным долгом каждого вожатого и пионера.

Красный флаг вручался представителем комсомольской организации вновь созданному пионерскому отраду на торжественной линейке. Образец красного флага отряда также утверждался ЦК ВЛСКМ. На лицевой стороне флага был изображен пионерский значок. К древку флага прикреплялись лента с вышитым шелком почетным именем отряда, памятные ленты - награда за успехи в пионерских делах, например. Почетная лента Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина отряду - «правофланговому» Всесоюзного марша пионерских отрядов.

Красный галстук и значок пионера.

Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов - комсомольцев - пионеров. Галстук пионера - частица революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука - значит свято хранить честь Красного знамени. Значок - символ принадлежности пионера к единой массовой коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. «Такой значок, - писала Н.К. Крупская в брошюре «РКСМ и бойскаутизм», - укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки».

Пионерский значок.
Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой:

Https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/108533029.23/0_211944_e1f9d85f_orig.jpg при вручении ему красного галстука;
при исполнении Гимна Коммунистической партии «Интернационала», Гимна Союза Советских Социалистических Республик, гимнов союзных республик, подъеме Государственного флага СССР и флагов союзных республик;
у Мавзолея и памятников В.И. Ленину, мемориалов революционной, боевой и трудовой славы советского народа, отвечая «Всегда готов!» на слова пионерского девиза;
при вручении знаков различия членам советов дружин и отрядов, награждении во время торжественного церемониала;
пионер также салютует Красному знамени - флагу отряда, приветствует салютом вожатых, пионерский и воинский строй.

Почетное имя. Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины являлся символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Образцы героической жизни и борьбы, «славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров», которому они должны были подражать. Уже Н.К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров предлагалась жизнь и деятельность В. И. Ленина.

Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты - определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоционально-привлекательное оформление детской коммунистической организации.

Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являлись и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера).

Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например, и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарно-практического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны.

Атрибутами пионерской организации были форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр.

Таким образом, цели и задачи пионерской организации определялись на основе партийных директив и формулировались в Уставе ВЛКСМ и Положении о Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина, документах Ленинского комсомола.

Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлись задачи всестороннего развития коммунистической личности. Целью работы каждой дружины являлась подготовка достойной смены Ленинского комсомола.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

«Кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее». Эта фраза, сказанная главным идеологом нацистского режима, вполне могла бы стать и девизом для коммунистических лидеров, строивших молодежные организации Советского Союза.

«Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», – было написано в резолюции первого съезда комсомола. К моменту распада СССР Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была самой огромной массовой коммунистической организацией детей и подростков в стране, она играла одну из главных ролей в идейном воспитании советской молодёжи наряду с комсомолом (ВЛКСМ ), школой, творческими, спортивными и прочими общественными организациями.

Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ , сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей… В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы… В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.

Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.

«К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!»
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.

Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ .

Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий… Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты… Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь.

В начале 20-х годов, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД).

И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из практики пионеринга Сетона-Томпсона). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).

Первый пионерский отряд школы из Красноуральска.

1920-ые годы. Парад пионеров в Ташкенте.

1923 год. Ливенские пионеры.

Легион юных пионеров Перми им. Карла Либкнехта.
1923 год.

Пионеры 20-х. Кинешемский район, Иваново-Вознесенской губернии.

Пионерская живая газета (национальные пионерские отряды края) в армянской школе г. Ставрополя. 1924 год.

Знамя Позора для отстающих пионеров, 1930-е.

Пионерки Таня Кострова и Маня Михеева ухаживают за братской могилой в освобожденном от немцев селе 1942 год.


1947 год. Пионеры 6 класса с классным руководителем.

1950-ые годы


Ташкент

Пионеры на учениях по гражданской обороне.

Пионеры на школьной метеостанции.

Хрущёв и пионеры.

1960-ые годы. Пионеры на линейке, получают табели.

1965г. Пионеры 3А класса школы № 63.

1965 год. Учебный строй пионеров в спортзале.

1969 год. Пионеры 5А класса собирают металлолом.

1970 год. Пионеры 5 классов проводят сбор, посвящённый 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Пионеры на линейке.

1978 год. Приём в пионеры.

1978 год. Застава.

Конец 70-х. Пионеры на выставке осматривают автобус.

Дружина 1974 г.

Тольятти, 1969 год.

1970 год, Тольятти.

Город Новый Роздол. 1982 год.

Дружина имени М.Горького Чемуршинской восьмилетней школы, Чебоксарский район, 1989 год.

Кадр из фильма «Моя Перестройка» 2010 года. Один из немногих зарубежных фильмов о пионерах.

Пионер - значит первый.
Пионерская организация основана 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. На V съезде комсомола принимаются Законы и обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, Положение о пионерской организации. Пионерскую организацию можно назвать школой политической активности. Пионеры помогали взрослым строить новую, справедливую и счастливую жизнь.

Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.

«Страна пионерия» - какая она была в нашей республике, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер – товарищ и вожак октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской

организации имени Владимира Ильича Ленина,

перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,

как завещал великий Ленин,

как учит коммунистическая партия,

всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.

Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений.

Летом 1918 года враги молодой Советской республики начали гражданскую войну.

В Ижевске и Воткинске родились детские коммунистические организации – «Дом юного пролетария» (ДЮП).

Когда старшие товарищи объединились Коммунистический Союз Молодежи, то тяга к нему любознательных, энергичных, безрассудно смелых ребят оказалась беспредельной. Но преградой к вступлению в РКСМ для 10-12-летних юнцов был его Устав. На помощь пришел его старший брат – комсомол. Ижевцы выделили для детей одну из комнат, а главное - направили к ребятам душевного, инициативного и веселого вожака – комсомольца Кирьякова. Скоро прозвучали слова клятвы юных пролетариев: «Бороться за советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, быть надежными и верными помощниками комсомольцев и большевиков, быть всегда храбрыми и правдивыми».

Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь.

Дети жадно слушали рассказы о Ленине, Красной Арми, комсомоле, ходили в походы, участвовали в субботниках, военных играх, проводимых комсомолом.

4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР было провозглашено образование Удмуртской автономной области. Гражданская война закончилась, но трудности послевоенной разрухи умножило неурожайное лето, наступил 1921-й голодный год.

Партия призывала народ к борьбе с разрухой и голодом, к отеческой заботе о детях. Вятский губком комсомола обратился с воззванием: «Молодежь, ты слышишь? В твоей помощи, в твоей поддержке нуждаются маленькие дети-сироты, отцы и матери которых пали жертвой на фронтах гражданской войны или закопаны в землю живыми, сожжены баржах, расстреляны или повешены белогвардейцами на телеграфных столбах. Сейчас это дети Республики. Им нужен хлеб, им нужен кров. Им нужны свет и тепло. Им нужны ласка, привет. Эти дети – будущие строители новой жизни, творцы будущей Коммуны. Но их нужно воспитать, вспоить, вскормить». (Пионерская летопись. Киров, 1972, с. 20.)

Тысячи малолеток заполнили биржи труда. Для сирот открыли 137 детдомов. На заводы Ижевска приняли 1181 подростка. Для них была открыта специальная столовая. Благодаря усилиям ижевских комсомольцев, 150 ребят стали первыми учениками школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

17 мая 1923 года, дата принятия решения президиума облисполкома о признании организации отрядов юных пионеров необходимой и заслуживающей всякого поощрения.

Дата принятия решения, стала днем рождения Удмуртской областной пионерской организации.

Памятное событие свершилось в живописном уголке у Важнина ключа, под Ижевском. Здесь все было первым – и пионерский лагерь в шалашах, где уже 45 пионеров жили весь июль, и линейка, выстроенная вокруг пионерского костра, и впервые прозвучавшие слова торжественного обещания перед лицом старших товарищей – коммунистов, комсомольцев, рабочих завода.

Пионер! Борись с беспризорностью! Призывы, концерты, демонстрации, массовые праздники, вечера, походы на привалах играли в разведчиков, любили состязаться на лучшего бегуна, повара, доктора.

Паролем тех лет было учение! Учились сами и учили других. Уставал один, ему на смену за букварь с бабушкой садился другой. Чем только не награждали наши ученики – пирогами, яблоками, вареньем, слезами.

К середине 20-х годов экономика страны была восстановлена. Итоги медицинского обследования детей показали: 60% детей малокровны, 70% перенесли корь, скарлатину и другие заразные болезни. Участники областного совещания пионер-работников 1926 года решили: укреплению здоровья, физвоспитанию , проблемам быта и просвещения – первое место в работе.

В 20-х годах началось увлечение спортом. Комсомол выдвинул лозунг «Даешь физкультуру!». Но вожатому пока нечего было дать пионерам. Он не имел ни материальной базы, ни тренерских навыков.

С 1926 года началось увлечение пирамидами и вольными упражнениями. На всех праздниках и слетах можно было слышать призыв вроде этого:

Дурево – брось! Курево – брось!

Физ-культуру строй!

В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО. Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.

Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках Удмуртии. Но романтика лагерной жизни имела трудности. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.

С 1926 кода любимая «картошка» становится песней пионерской истории.

Самый восторженный отзыв на заботу Родины о здоровье детей дали первые артековцы. Всесоюзный лагерь открылся в 1925 году, а на следующее лето он принимает 70 пионеров Урала.

Борьба на фронте здоровья явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции. Ее масштабы расширил фронт просвещения масс.

Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции. В избах-читальнях крупными буквами написали:

Пора, товарищ дедушка,

Пора, товарищ бабушка,

Садиться за букварь.

Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие - на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: и если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.

1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!», слет дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.

Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнилась делегатам областного слета пионеров-ударников (1932 года) экскурсия на Ижевский оружейный завод. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.

Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соц соревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении 1932 года «О работе пионерской организации» предлагал отрядам решительно перестроить работу. Деятельность пионеров сосредоточить в школе, чтобы возглавить детский коллектив в борьбе за знания, за сознательную дисциплину, помочь в перестройке школы на политехнической основе, развивать интерес детей к науке, технике, производству и широкому творчеству.

Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно-зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.

Мы – пролетариата дети,

Нам приказ страною дан:

В план великих пятилетий

Входит наш учебный план…

Все отряды собирая,

Дуй, горнист, в свою трубу!

Хулигану и лентяю

Объявляем мы борьбу.

Главный наказ слета звучал лаконично: за знания!

Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, были организованы группы подготовки вожатых при педтехникуме Глазова, Як-Бодье, Мултане.

Пионерские наставники учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.

Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.

Николай Николаевич Осипов с его именем связана история создания первых детских технических станций. Начало в 1932 году положила Ижевская ДТС. Руководители воспитатели-мастера Н.Н.Юминов, В.Л.Фетцер воспитанники не раз становились участниками ВСХВ, а в авиамодельном кружке определили свое призвание будущие Герои Советского Союза А.Заровняев, Л.Рыков и дважды Герой Советского Союза Е.Кунгурцев. повезло мальчишкам и с шефами – ими стали заводы. Юные техники Ижевска задались целью ускорить создание ДТС в городах и районах республики. Помощниками ребят стали модели планеров. Их полет на парадах и демонстрациях или в залах партийных и комсомольских конференций был прекрасной агитацией, призывом содействовать развитию детского технического творчества. В день авиации небо Ижевска заполняли коробчатые змеи, воздушные почтальоны, парили модели самолетов с бензиновым моторчиком. Агитация имела успех. В 1935 году на соревнования по моделизму прибыли юные техники Ижевска,Глазова, Кеза, Шаркана, Алнашей.

Юность спешила жить и мечтать, знать и уметь.

Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот, в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. .свои впечатления, новые песни, стихи рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.

Большим шагом в развитии юных дарований было открытие в Ижевске Дома художественного воспитания детей (ДХВД), пришедшего на смену детскому клубу. В нем работали 16 кружков художественного творчества. Дом стал центром методической подготовки вожатых и пионерского актива республики. Год своего рождения (1935) ДХВД ознаменовал первой олимпиадой детского творчества и слетом юных затейников.

1937 год явился подлинным праздником юных дарований. Три дня сверкал россыпью самородков первый республиканский фестиваль. Звучные народные мелодии, задорные танцы, виртуозная игра на балалайке, художественный свист, звонкие песни свободно и красиво наполняли зал театра.

Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.

«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!»

это значит,

Что я умею стрелять по-ворошиловски,

Готов к санитарной обороне

и сдал все нормы на юного физкультурника.

Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».

Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.

28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК автономная область была преобразована в республику.

Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных. В 1936 году Испания стала бастионом первой международной битвы против фашизма.

Война…

В стране введено военное положение. Объявлена мобилизация. Пробил час мужества.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Отовсюду встревоженные ребята бежали в родную школу. На митингах они заявляли: «Судьба родины – наша судьба! – и определяли свое место в ряду защитников.

Сейчас каждый от мала до велика должен считать себя мобилизованным. Мы, пионеры, комсомольцы, все учащиеся школы №27, решили дружно выйти на работу, где наш труд может быть полезен…». Помощь взрослым на производстве, в домашнем хозяйстве, уход за маленькими детьми, чьи отцы ушли на фронт, помощь колхозам на полях.

Начали прибывать эшелоны с ранеными. Госпитали разместились в школьных зданиях. Появилось слово - эвакуированный. Их ходили встречать всем отрядом размещали по квартирам.

Активно вошел гайдаровский Тимур в семью удмуртских ребят. Его команды родились вместе с выходом книги. Тимуровец – очень нужное и очень почетное звание. Они научились орудовать топором и пилой, собирали шишки и хворост, ласкали детей, ухаживали за раненными, носили воду, рубили дрова, очищали крышу от снега. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях 5000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств. Любовно, с большим желанием собирали ребята посылки для фронтовиков. Сами вязали шерстяные носки, варежки, вышивали кисеты, на заработанные деньги покупали гостинцы. Всего за время войны пионеры и школьники Удмуртии отправили 4000 посылок.

К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150000 рублей.

В годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе. По Удмуртии их было 919. пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».

Подростки сел оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.

Лес везли в Ижевск гужевым транспортом, в основном на лошадях. Нужды фронта требовали соединения Волги и Северного Урала.

В ходе войны началось народное строительство железной дороги протяженностью в 146 километров от Ижевска до Балезино . Строили ее в основном женщины и подростки 13 – 16 лет.

За годы Великой отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды.

Война подходила к концу, оставляя разрушенные обожженные войной территории. Судьба детей освобожденных районов волновала ребят далекой Удмуртии.«Мы, пионеры, знаем, что немецко-фашистские звери, вынужденные отступать под мощными ударами Советской Армии, уничтожают все на своем пути: клубы школы, учебные пособия. Нам… очень хочется помочь своим товарищам – ребятам освобожденных районов. Мы организовали сбор школьных принадлежностей и уже собрали 400 ручек, 5000 карандашей, 6 коробок перьев, художественную литературу, бумагу, посуду, ящик учебных пособий. Присоединяйтесь к нам ребята!» (газета «Ленинский путь» Глазов, 1942, 18 марта)

Со всех концов страны шли эшелоны Дружбы . В Белоруссию шли 130 вагонов с зерном, скотом, сельскохозяйственными орудиями, подарками от трудящихся и детей Удмуртии. Отстраивались города, запахивались пустыри, восстанавливались школы, крепла страна. И настал долгожданный день, когда вместо взрывов войны раздались взрывы салюта Победы. Вместе с народом страны ликовала его смена. В ногу с отцами прошла его смена. В ногу с отцами прошла она все невзгоды войны, поравнялась с ними геройством, доблестью, выдержав испытание на зрелость.

Победа! Бойцы вернулись в родные края. Страна восстанавливала хозяйство. Школам вернули здания, временно занятые под госпитали, но занятия шли пока в 2 – 3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Дела юных пионеров возглавил совет пионеров. ЦК ВЛКСМ вновь ввел выборность пионерского актива. В организациях учредил пионерские знамена, а в отрядах – красные флажки.

Принимая знамя, пионеры давали клятву свято хранить его и умножать традиции комсомольской смены по служению Отчизне.

Пионерский призыв «Украсим Родину садами!» дал начало месячникам леса и сада. Каждый пионер посадит по 3 дерева, и будет республика-сад.

На областном 4-м слете (1956 год) прошли первые соревнования юношеских добровольных пожарных дружин Удмуртии (ЮДПД).

Центральным советом пионерской организации имени В.И.Ленина (ЦС ВПО) были разработаны новые «Законы юных пионеров», «Примерный перечень умений и навыков» (ступеньки юного пионера).

«Спутник семилетки» - звание стало пионерским символом лучших отрядов и организаций, посвященных 90-летию со дня рождения В.И.Ленина.

комсомольско–пионерская стройка - дело очень ответственное.

Всесоюзное соревнование пионерских отрядов 1963 –1964 годов , посвященное 40-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В.И.Ленина.

Старт его был удачным. По приказу Тимура, опубликованному в «Пионерской правде», отряды стали в этой игре экипажами, председатели советов – командирами, звеньевые – рулевыми и пустились в плавание по «Океану полезных дел».

У пионеров 1-й фронт действия – школа. С 1959 года в Удмуртии вместо семилетнего вводится всеобщее восьмилетнее политехническое обучение. Страна держит курс на постепенный переход ко всеобщему среднему с кабинетной системой обучения.

С 1961 года стали традиционными республиканские олимпиады по математике, физике.

Год от года ширится творчество детей. с первого республиканского слета юных техников1962 года до второго в 1965 году число участников выставок технического творчества возросло на 6 тысяч. В первую очередь их модели пополняли кабинеты школ. Отправной точкой детского творчества и знакомства с основами современного производства стали учебные мастерские.

Велика роль в развитии детского творчества мастерских 28-й школы. От них стартовали и к ним финишировали многие пионерские экипажи Ижевска. Начало стартам положили в 1960 году преподаватель слесарного дела Анатолий Васильевич Новиков. Вскоре родился самодеятельный ПАМК (пионерский автомотоклуб ). Мотовождению учились на машине А.В.Новикова, а правилам уличного движения – по самодельным электрофицированным стендам. Появился совет содействия. В него вошли работники ОК ВЛКСМ, ДОСААФ, ветераны мотостроения, стахановки, совершившие женский пробег по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на первых мотоциклах «Иж-7», спортсмены-мотогонщики.

В 1965 году открылся клуб юных моряков с настоящим плаванием и несением службы. Увлечение отрядов всех родов войск скоро возглавит Всесоюзная пионерская «Зарница», а любители спорта станут членами клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

Пионеры-опытники Байтеряковской семилетней школы Алнашского района. Под руководством неутомимого энтузиаста, заслуженного учителя школы РСФСР, обладателя бронзовой и серебрянной медалей ВДНХ Л.Д.Белоусова, они превратили пришкольный участок в «зеленую лабораторию» колхоза «Искра». Возле школы заложили плодовый сад, разбили делянки для опытов.

1962 год – первое в Российской Федерации школьное лесничество создано в Удмуртии.

Юные лесоводы Шарканской школы, получили массив в 500 гектаров, избрали совет и лесничего, составили карту и разбили на пять лесных обходов. И зимнюю стужу, и в летний зной их проверяют лесотехники и инспекторы со своими звеньями. Ведут наблюдения и лечат зараженные вредителями участки, развешивают кормушки, искусственные гнездовья птиц, берут на учет и размножают муравейники, смело борются с браконьерами. В пути читают «лесную книгу» - живой организм леса со следами и повадками его обитателей. А весной в питомнике идут новые посевы семян древесных пород.

Новые всесоюзные операции умножили романтику пионерских дел .

Участники операции «Зеленая стрела» к концу 1973 года посадили лес на площади 8248 гектаров.

Итогом операции «Птичий городок» стало 52 428 искусственных гнездовий.

В операции «Муравей» взят на учет и размножен 1121 муравейник.

А участники операции «Родничок» за пятилетку благоустроили 712 и взяли на учет 1176 родников.

22 апреля 1967 года внимание областной пионерской организации было приковано к мартеновской печи №2. лучший сталевар Удмуртии, кавалер ордена Ленина, Евгений Черных и его подручные имели 19 юных помощников из школ №18 сарапула, №9 и 12 Глазова, №9, 30, 32, 54, 56 Ижевска; Кезской и Сюрекской. Здесь шла пионерская плавка . Сталь от 6852 тонн металлолома пошла на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Десятки тракторов, сотни автомашин, БАМу – пионерские рельсы

Операция «Миллион Родине!» - не легко перечесть пионерский вклад в достояние народа.

Важной вехой в развитии туризма стали решения ХII Съезда ВЛКСМ (1954 г.). туристско-краеведческая работа превратилась в один из действенных методов укрепления связи школы с жизнью. Ребята разных школ пошли в походы, первыми их возглавили учителя географии, истории, биологии, физкультуры. Деятельность их направляла Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция (РДЭТС). Ее возглавил ветеран туризма и спорта Алексей Владимирович Емельянов. Огромное стремление детей к походам подтвердил слет путешественников. Решение о его проведении принимало бюро обкома ВЛКСМ в 1955 году . Руководителем утвердили секретаря обкома Ю.К.Шибанова, а начальником штаба – А.В.Емельянова. первый слет… Где его провести? И выбор пал на берег Камы, где создавался еще один гигант энергетики. Пройдет несколько лет, и затопит новое море живописный полуостров Носок. Так пусть первый слет путешественников увековечит его красоту. Впервые прибывшие команды познали азарт туристической эстафеты, крепость дружбы, романтику жизни в природе. Боевой дух пронизывал всю работу: он был в эстафете, в конкурсе самодеятельности, на костре встречи со строителями Воткинского гиганта.

«Родине Советской, в Октябре рожденной, все наши открытия, всю нашу любовь!» - призвала «Пионерская правда» в год 40 летия Октября . Девиз знаменовал новый этап туризма. Объявлена 1-я Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников 1956 – 1957 годов.

Возросшее увлечение туризмом и азарт на слетовских эстафетах породили новый, самый молодой вид состязаний – спортивное ориентирование на местности. Первые Всероссийские соревнования школьников прошли в 1970 году. « Судьи работают оперативно, вывешивая контрольные карты участников. Слышаться странные слова: «привязка», «запоролся на 5-м», «прицепился к №44 и проскочил первое КП». Есть сникшие лица. Но чем сложнее программа и упорнее борьба, тем крепче товарищество дружба.

И с первого слета, проведенного у будущей ГЭС, началась летопись большого туризма удмуртских ребят.

Туризм – это мужество, воля к победе и дружба. Он соединил в одно целое гордость за землю, за свой народ, детскую пытливость, широту познаний и спортивное мастерство.

Благородные дела последователей Генки-ординарца и Тимура подчинены выполнению принципов:

Гуманные отношения и взаимное уважение между людми;

Человек человеку – друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…

Интересная работа юных интернационалистов Ижевска. Возглавляет их городской клуб «Глобус». В совете «Глобуса» президенты 34 школьных КИДов. Он организовал 6 городских фестивалей Мира и Дружбы, явился инициатором проведения смотра работы школьных клубов.1976 году они провели первый республиканский слет.

Пионеры СССР

Самая массовая детская организация в СССР - Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - была образована 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерское движение носило имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин. Напомню несколько интересных фактов о советской пионерии.

Законы пионеров:

. Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
. Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
. Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
. Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
. Пионер - надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

Деятельность пионерской организации:

1. Сбор макулатуры
2. Сбор металлолома
3. Смотр строя и песни
4. Помощь пенсионерам (тимуровское движение)
5. Военно-спортивная «Зарница»
6. Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч»
7. Всесоюзные соревнования дворовых команд по хоккею с шайбой «Золотая шайба»
8. Командная игра с мячом Пионербол (упрощенный вариант волейбола)
9. Командная игра с мячом «Снайпер» (сходна с игрой «Вышибалы»)
10. Юные помощники инспекторов дорожного движения (движение «ЮИД»)
11. Юношеские добровольные пожарные дружины (движение «ЮДПД»)
12. «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов)
13. Юные натуралисты
14. Занятия в спортивных кружках и секциях
15. Выращивание служебных коней и собак (в 30-е гг.)

Дворцы пионеров. Существовали в каждом городе, после роспуска 1991, перепрофилированы в Дома детского и юношеского творчества.

Пионерские лагеря
Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР было около 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).


Символика пионерской организации
. Пионерский галстук
. Пионерский значок

Пионерская атрибутика:

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерская форма

В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя:

Красные пилотки, пионерские галстуки и значки;
. у мальчиков - форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;
. у девочек - тоже форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами или просто белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;
. в регионах с жарким климатом туфли заменялись босоножками, а брюки могли быть заменены шортами, если это не противоречило духу проводимого мероприятия и национальным традициям республики.

Пионерские издания
Газета «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др.
Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфире звучали позывные радиогазеты «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед демонстрацией фильма показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».


1964 год. Москва. Дворец пионеров.


1964 год. В пионерлагере


1964 год. Школа. На учениках ещё старая форма, которая в Москве в 1975 году будет заменена новой.


1965 год. Пионеры. Братск.


1972 год. Москва. Пионеры на улице Горького.


1975 год. Москва. Пионеры идут в мавзолей.


1975 год. Москва. Пионеры возлагают цветы к мавзолею.


1981 год. Хабаровск. Пионерки.


1987 год. Пионерки.


1987 год. Рига. Пионеры.


1987 год. Звёздный городок. Пионеры всё маршируют.


1987 год. На уроке труда. А может физики.


1987 год. В школьной столовой.













































































Ну что, вспомнили своё детство? Прослезились?:))
Ответьте, пожалуйста, всего на один вопрос: "Вот такая пионерия нам теперь нужна?"