План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: «Животные жарких стран. НОД в старшей группе на тему Животные жарких стран
Елена Скатькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран»
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран , отражая собственные впечатления в художественной деятельности.
Задачи :
*образовательная :
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;
Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование) ;
Закреплять умение строить общую композицию.
* развивающая :
Развивать интерес к представителям живой природы ;
Расширять активный понятийный словарь воспитанников;
Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
Поощрять оригинальность образов воображения;
Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;
Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
*воспитательная :
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы :
1) Глобус;
2) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;
3) Детали животных в количестве более , чем присутствует детей на занятии , фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.
4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?» , настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т. д. ;
5) Запись песни «Африка» , игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…» .
Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа
Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );
Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;
Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;
Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;
Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?
Дети отвечают.
Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
«Самый теплый материк живописен и велик .
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Дети : Африка.
Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)
Воспитатель : Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.
Дети отвечают : «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)
Воспитатель : Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.
Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран » . Дети по очереди называют животных Африки .
Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадку :
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
(показ иллюстрации животном )
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы) .
Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет) .
На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры) .
Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных ).
Воспитатель : Следующая загадка :
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебра)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.
(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
Воспитатель : Послушайте о ком следующая загадка?
Такой длинной шеи
Не видывал люд :
Всех выше на свете
Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд» , но это жираф)
Вот живой подъёмный кран ,
Обитатель жарких стран .
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья) .
Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы , косули.
Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)
Воспитатель : О ком же следующая загадка?
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке ? СЛОН
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное , льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель : Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (бегемот)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .
Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…» )
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя) .
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
Воспитатель : Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран , я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»
(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное )
Воспитатель : В Африке всегда очень жарко . А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные , когда хотят пить? (идут к водопою)
Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны : напиться, искупаться)
Воспитатель : Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев) . А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот) .
Воспитатель : На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?
(Дети : «Солнце, пальмы, водоём, траву» )
Кого нет на нашей работе? (животных ) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного , которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами) . Когда ваши животные будут готовы , вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных .
(Дети выбирают подносы с деталями животных , рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)
Воспитатель : Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) .
В жарких странах
(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу) .
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) .
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) .
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером) .
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки) .
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши» ).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
движения по столу вперед).
И тропические птицы
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой
взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз) .
Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий :
1. выложить изображение;
2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;
3. затем, когда всё животное будет наклеено , примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова) ;
4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т. д.)
5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном , которое он создал сегодня.
(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)
Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу!
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель : Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?
На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки , играть в неё вы сможете самостоятельно в группе .
Форма занятия : Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Животные жарких стран»
Коррекционно-образовательные цели :
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие навыков звуко-буквенного анализа слова «жираф»
Развитие навыков подбора слов с противоположным значением.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие памяти, мышления, воображения
Воспитательные цели:
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Предварительная работа
: заучивание детьми загадок о животных.
Заучивание с детьми
Оборудование: фишки для звукового анализа, буквы, картинки с изображением животных (презентация),карточки для рисования пиктограмм,цветные карандаши.
1.Орг.момент.
Дети загадывают загадки о животных.
Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти - велики!
Страшен даже взрослым он.
(Тигр)
Серый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты неверь!
Он ушами мух гоняет, носом воду набирает.
Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это? …
(Носорог)
Логопед показывает картинки с использованием презентации.
2.Объявление темы.
Мы сегодня будем говорить о животных жарких стран. Давайте посмотрим, какие ещё животные живут в жарких странах.(показ презентации)
3. Обогащение экспрессивного словаря детей прилагательными через использование пиктограмм.
Сейчас мы будем описывать животных, учиться подбирать слова-признаки и зарисовывать в виде пиктограмм.(это схематический рисунок, который затем нам поможет вспомнить о слове.)
Слон (какой?)
Огромный
Добрый
Большеухий
Сильный
Жираф (какой?)
Пятнистый
Длинношеий
Добрый
Высокий
Тигр (какой?)
Хищный
Полосатый
Опасный
Быстрый
Сильный
красивый
фИЗМИНУТКА.(Музыкальная физминутка " У жирафа пятна,пятна..."
3.Образование существительных-названий детёнышей животных.
А сейчас поиграем в игру «Назови детёныша» (с мячом)
Логопед бросает мяч ребёнку.
У тигра -тигрёнок
У слона- слонёнок
У кенгуру-кенгурёнок
У черепахи -черепашонок
У льва- львёнок
У верблюда- верблюжонок
4.Подбор слов-антонимов.
А сейчас поупражняемся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
Жираф травоядный, а тигр ….. (хищный)
Слон тяжелый, а черепаха ….(лёгкая)
У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая)
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… (толстый)
У слона большие уши, а у зебры.. (маленькие)
У бегемота широкая спина, а у зебры…. (узкая)
5.Звуко-буквенный анализ слова «жираф»
Это что за великан,
Ростом, как подъёмный кран?
Это, голову задрав,
Нас приветствует...
(Жираф)
Давайте определим, какие звуки живут в слове «жираф» и выложим фишками.
Возьмите карточку и фишки.
Какой первый звук? (ж)Какой он? (согласный)
Второй звук?(ы)Какой он?(гласный?)
Третий звук? (р,согласный)
Четвертый звук? (а,гласный)
Пятый звук? (ф-согласный)
Под схемой составьте слово «жираф»(буквы «ы»-нет, нужно писать «и»-правило-«жи», «ши»-пиши с буквой «и»)
6.Закрепление изученных слов-признаков.
Логопед показывает схемы-пиктограммы, дети называют признаки.
Слон (какой?)
Жираф (какой?)
Тигр (какой?)
0 каких животных мы с вами говорили сегодня? (о животных жарких стран)
8.Домашнее задание.
Нарисовать любое животное жарких стран и подобрать слова -признаки.
9.Рефлексия.
Если вы узнали на занятии что-то новое, интересное -выберите весёлого смайлика.
Если вам было не интересно, ничего нового вы не узнали, -выберите грустного смайлика.
Конспект НОД
для детей с нарушением зрения в старшей группе
Образовательная область Познавательное развитие
Тема «Животные жарких стран»
Вид занятия в форме дидактической игры
Образовательные: уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран. Продолжать учить высказывать собственные суждения.
Развивающие: развивать интерес к представителям живой природы. Расширять словарь воспитанников.
Воспитывающие: - воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга
Методы и приемы руководства: загадки, рассказ, дидактическая игра
Демонстрационный: картинки с животными жарких тран.
Ход занятия:
Организационно-мотивационная часть.
Воспитатель: - К нам сегодня очень рано
Постучалась обезьяна.
И с порога закричала:
«Вот, примите! Вам посылка»
Мы посылочку раскрыли
И ужасно удивились!
Посылка к нам из Африки дошла
Приезжайте в Африку, Африку скорей!
И сфотографируйте наших всех зверей!
Воспитатель: Да, здесь фотоаппарат (достает из посылки фотоаппарат). Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? (Да). У нас есть фотоаппарат и которых мы животных встретим, сфотографируем.
2. Основная часть. Воспитатель: -Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка.
Отгадайте мои загадки о животных, которые там живут.
Воспитатель:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
Да. Это лев. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Воспитатель:
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Воспитатель:- Да. Это слон. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?
Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель:
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Да. Это бегемот. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Бегемот – огромное и тяжелое животное. Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше.
На доску выставляются картинки, животных которых дети отгадали. Вот ребята посмотрите вы правильно отгадали.
Воспитатель:
Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
Да. Это жираф. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют: обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки. А теперь давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Слоник»
Раз, два - слоник идет вправо, Движения глаз вправо-влево.
Три, четыре - а теперь налево, Повторить 4-5 раз.
Пять, шесть - дорожка лежит прямо,
Семь, восемь - все начинаем сначала.
Идет слоник по тропинке. Движения глаз вверх-вниз,
Глядит вниз, как на картинке. вправо-влево.
Смотрит вверх, по сторонам. Повторить 5-6 раз.
Ну-ка сделай так же сам.
Сел наш слоник отдохнуть. Глаза закрыть, открыть.
Только он решил уснуть, Круговые движения глазами.
Вдруг, откуда ни возьмись, Повторить 4-5 раз.
В лесу пчелка появилась.
И, кружа, кружа, жужжит.
Как ее остановить?
Посмотрел наш слоник вдаль. Глаза открыть, закрыть. (5-6 р)
А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран. Я называю взрослое животное, а вы – детёныша:
Например: У бегемота - бегемотик
У льва – львёнок
У слона – слонёнок
У верблюда – верблюжонок
У обезъяны - обезъянка
У жирафа – жирафёнок.
Игра «Кого много?»
А теперь я называю взрослое животное одно, а вы называете детёнышей, когда их много.
Например: У черепахи много - черепашат.
У льва много – львят
У слона много – слонят
У верблюда много – верблюжат
У обезъяны много - обезъянок
У бегемота много -бегемотиков
У жирафа много – жирафят.
Воспитатель: Ребята, вы наверное любите бегать и прыгать? Давайте, со мной сделаем зарядку.
Физ-минутка «Слон»
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он.
(наклоны головы в стороны)
Головой своей кивает,
(наклоны головы вперед)
Будто в гости приглашает.
(голову прямо)
Раз, два, три - вперёд наклон,
Раз, два, три - теперь назад.
(наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон -
Он зарядку делать рад.
(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(дети садятся)
Воспитатель: -Ребята, сейчас я каждому раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета и буду говорить следующие предложения, если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную, а я посмотрю какие вы были внимательные. Итак, начали:
Мы сегодня путешествовали по Австралии?
Лев никого не боится?
У слона длинная шея?
Жираф может долго обходится без воды?
Тело носорога покрыто пятнистой кожей?
Африка – это царство холода?
На охоту ходят только львицы?
Слон самое маленькое животное на земле?
Вы хотите еще раз побывать в Африке?
Мы обязательно повторим такое путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте произнесем заклинание.
Я себя кручу, кручу,
Попасть обратно я хочу (дети делают вращение вокруг себя).
3. Рефлексия. Воспитатель: - А сейчас мы все вместе вспомним, каких животных вы сегодня запомнили. Кому какое животное больше всех понравилось и почему? (ответы детей). Что нового вы узнали?
Задачи:
1) Учить детей устанавливать зависимости и связи в накопленных сведениях о животных Африки;
2) Воспитывать в детях бережное, созидательное, гуманное, вдумчивое, ответственное отношение к живой природе;
3) Формировать умение составлять небольшие рассказы о животных;
4) Закрепить знания цифр 1-5;
5) Упражнять в координации на листе бумаги;
6) Развивать память, внимание, воображение и мышление детей.
Демонстрационный материал:
книги о животных Африки с красочными иллюстрациями, картинки животных, игра «Кто где?».
Раздаточный материал
: игра «Зоопарк», игра «Ромашка». Разрезные картинки, контуры животных.
Музыкальное сопровождение:
В.Шаинский «Чунга-Чанга», песня «Бармалей».
Предварительная работа:
беседы о животных Африки, рисование зверей, отгадывание загадок о животных, чтение стихотворений и рассказов о животных.
Ход занятия
Звучит начало песни «Бармалей».
— Дети, у нас сегодня очень интересное занятие. Но прежде, чем начать его, нужно провести «зарядку для мозгов»:
Вопросы к детям:
Сколько ног у бегемота?
Сколько зубов у крокодила?
Кто больше: слон или обезьяна?
Сколько рогов у носорога?
У кого длиннее шея: у жирафа или зебры?
Сколько полосок у зебры?
Кто сильнее: лев или антилопа?
Кто выше: жираф или бегемот?
Сколько ушей у обезьяны?
Сколько хвостов у леопарда?
— Ребята, мы с вами попали в жаркую страну. Посмотрите, сколько здесь зверей. Назовите, кого знаете? (ответы детей).
— Знаете, ребята, звери расположились на полянке, но, кто из них где оказался, не знают, поможем им в этом разобраться.
Игра «Кто где?»
— Ой, ребята, утром прибегала обезьянка, принесла письмо и убежала, сказала, что в письме кроссворд и загадки, если мы с вами решим кроссворд, то узнаем, на каком континенте живут эти звери. (Африка)
— Что-то наша обезьянка не появляется, а давайте пока поиграем.
Игра «Мамы и детки»
(Водящий называет животное и кидает мяч ребенку, тот называет детеныша)
— Посмотрите, ребята, тут нет нашей обезьянки?
— Ой, да тут ромашка.
Игра «Ромашка»
(На каждом лепестке с обратной стороны наклеена картинка животного, с лицевой написаны цифры от 1 до 5. Сколько раз взрослый хлопнет в ладоши, с такой цифрой ребенок берет лепесток и рассказывает про данное животное)
— Пришли мы с вами, ребята, в зоопарк.
Игра «Зоопарк»
(Нужно разделить животных в 2 вольера-для хищников и травоядных, проговорить правила поведения в зоопарке)
— не дразнить животных;
— не кормить их;
— не подходить близко к зверям.
Физминутка «Кто что делает?»
(Под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга»)
Взрослый называет животное, дети имитируют его движения:
Слон — топает
Зебра – скачет
Крокодил – плавает
Антилопа – ходит неслышно
Лев – крадется
Леопард – прыгает
Обезьяна – дразнится
— Ребята, что-то мои глазки устали заниматься, давайте поработаем на нашем тренажере. (тренажер Базарного)
— Знаете, у меня и пальчики устали, разомнем их.
Физминутка для пальчиков:
(с мячами – ежиками)
Тигр, жираф, огромный слон, (круговые раскатывания)
Зебра, пума и бизон, (прямое раскатывание)
Два шакала, бегемот, (сжимание поочередно)
Он стоит разинув рот, (правой и левой рукой)
А над ними царь зверей, (перекидывание мяча)
Назови его скорей (лев) (из одной руки в другую).
— Ну. Что же, обезьянки так и нет. Тогда давайте мы с вами выполним еще одно задание. Называется оно «Угадай по контуру».
Задание:
Угадать по контуру животное;
Соответственно раскрасить его;
Подарить портрет такому же животному.
— А давайте поиграем в подвижную игру «Львы и антилопы» . (Дети делятся на львов и антилоп, когда антилопы гуляют по поляне, львы спят, потом по слову «Львы», они просыпаются и ловят антилоп, уводят их в дом, потом дети меняются ролями, повторить 2-3 раза. Остаются в игре самые ловкие.)
— Ребята. А вы знаете, в письме, которое принесла утром обезьянка, звери прислали свои фотографии. А я не могу их составить. Помогите мне!
(Дети составляют разрезные картинки и называют зверей)
Возвращается обезьянка, хвалит детей за то, что они так много знают и угощает их бананами из Африки.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Животные жарких стран»
Выполнила:Воспитатель первой квалификационной категории Голятина Наталья Александровна
Цели:
Образовательные:
– уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;
– уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются;
– учить образовывать названия детенышей животных;
– учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова.
Развивающие:
– развитие внимания, памяти, мышления;
3. Воспитательные:
– прививать любовь к животным;
– воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.
Оборудование: коробка (посылка), бананы, волшебный мешочек, игрушки (слон, жираф, бегемот, зебра, носорог), мягкая игрушка обезьяна.
Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, чтение интересных фактов о животных, разучивание физ.мин., «Зарядка с животными»
Доброе утро ребята!
В этой группе все друзья
Я, ты,он, она
Обними соседа слева,
Обними соседа справа
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа
Все мы дружная семья
Я, ты, он,она
Рефлексивный круг
Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости на занятие пришла веселая обезьянка, и принесла с собой посылочку! Давайте вместе с вами посмотрим, что же там!
Это бананы – любимая еда нашего гостя!
Но бананы это не простые (загадки о животных)
Давайте поможем обезьянке отгадать загадки! Расскажем,что еще мы
знаем о животных жарких стран.
Работа с презентацией загадки о животных жарких стран .
Проверяем домашнее задание (работа с родителями)
Кто из вас может рассказать про слона?
Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные, Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голова без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приручить слона, он будет хорошим помощником: деревья клыками выкорчовывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное. Молодец!
А кто расскажет про кенгуру?
Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие.
На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное. Молодец!
Про верблюда кто-то что-то знает?
Верблюды бывают двух видов: одно –и двухгорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Целую неделю они могут прожить без еды и питья – жир их прокормит.
Питаются верблюды сухой травой и листьями пустынных растений. Замечательно!
А про льва,жирафа, носорога? Молодцы!
- А как мы можем назвать этих животных, одним словом?
Кроме Африки есть и другие жаркие страны.Какие?
Дидактическая игра «Составь слово».
Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея – жираф какой?
У бегемота толстые ноги – толстоногий….
У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)
У льва густая грива – густогривый….
У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая….
У верблюда горбы – горбатый….
Игра «Волшебный мешочек»
Ребята, посмотрите в нашей посылочке лежит какой то волшебный мешочек! (в мешке лежат животные) Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
У львицы – львенок, львята
У тигрицы – тигренок, тигрята.
У слонихи – слоненок, слонята.
У жирафа – жирафенок, жирафята.
У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
У зебры – зебренок, зебрята.
Дидактическая игра «Определи лишнее слово»
Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).
Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).
Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).
Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).
Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).
Физ. Минутка – координация речи с движением: « Звери»
Это – лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней
(идём по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперёд – вправо, вперёд – влево)
Леопард так ловко скачет,
Словно наш любимый мячик.
(подскоки на месте)
Пони бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(бег по кругу поскоками)
Зебра головой качает
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево).
Игра: «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие,хвостатые ….
В Африке живут большие,толстокожие ….
В Африке живут огромные,сильные,толстоногие ….
В Африке живут пятнистые,длинношеие…
В Африке живут сильные,желтогривые..
В Африке живут пугливые, полосатые…
Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки,давайте их найдем.
(работа в парах.детям раздаю картинки,они ищут животных)
Игра « Четвёртый лишний » (работа подгруппами)
Посмотрите внимательно на картинку.
Какое животное лишнее?
Игра « Это кто такой большой» (с мячом)
Я бросаю мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так чтобы в названии была часть –ищ
Страус-
Лев-
Слон-
Жираф-
Зебра-
Крокодил-
Носорог-
Бегемот-
Верблюд-
Молодцы!
Рефлексия:
Ребята вы помогли обезьяне?
Как вы ей помогали?
Чем вам больше всего понравилось из того чем мы занимались?
А мне понравилось как много знаете о животных жарких стран
И нашей гостье тоже. Она принесла вам угощенье.