ТОП10 самых современных танков. Какие танки стоят на вооружении российской армии

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Новые танки России

2015 год стал праздничным для следящих за развитием отечественной бронетехникой. На Параде Победы продемонстрировали платформу Армата, давно будоражащую умы любителей танков. На её базе создан ОБТ Т-14 Армата с необитаемой башней, БМП Т-15 и несколько других образцов техники.

Также появись более лёгкие платформы: средняя гусеничная Курганец-25 и колёсная Бумеранг. Отличительными чертами новой техники является повышенная защита экипажа и унификация.

При создании Арматы был использован опыт разработки Т-95. Например, компоновка корпуса, наработки по автомату заряжания и броне.

В 2016 году должны пройти испытания новой техники её принятие на вооружение и серийное производство. Сложно говорить, насколько быстро она заменит устаревающие машины в армии, но в планах нашей страны выпустить 2300 Армат к 2020 году.

Сравнение

Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.

Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.

Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.

Можно сказать, что в последние годы вектор развития нашей бронетехники резко повернул. Стало уделяться большое внимание защите машин и их экипажа, значительно улучшилась эргономика, стали привычны цифровые системы.

Министерство обороны РФ . Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о том, что собой представляет эта машина и почему она превосходит иностранные аналоги.

Модернизированный или новый?

Танк Т-90М - это новая машина, хотя везде он позиционируется как модернизация Т-90. Отличий от предшественников - танков Т-90 и Т-90А - у Т-90М намного больше, чем их было между Т-72Б и Т-90.

Так, например, на «модернизированном» танке - другие корпус и башня, новая пушка, электроспецоборудование использует новую элементную базу, коренным образом улучшилась эргономика.

Экипаж Т-90М теперь может похвастаться удобными креслами, достаточным рабочим пространством, персональными дефлекторами системы кондиционирования и т.д. Ни в одном танке западного производства и близко нет подобного комфорта.

В связи с этим крайняя модернизация «девяностого» спокойно могла бы претендовать на персональное наименование.

Уральский прорыв

В связи с этим в 2005 году «Уральским КБ транспортного машиностроения» в инициативном порядке началась разработка программы модернизации основного танка. ОКР «Прорыв-2» именовалась как разработка «унифицированного боевого модуля». После того как к работе подключились военные и выдали техзадание на ОКР, работа стала предусматривать модернизацию всей машины. Работу завершили и в сентябре 2011 года представили ее на всеобще обозрение на полигоне «Старатель» под названием «Модернизированный танк Т-90С».

Тем не менее работы по модернизации танка были продолжены, но уже в рамках новой ОКР «Прорыв-3». Главной целью ставилось обеспечение качественного превосходства над зарубежными танками последних модификаций: Abrams М1А2SEP (США), Leopard 2А7» (Германия), Leclerc S21 (Франция), K2 Black Panther (Ю.Корея) и другими.

Работы по проведению модернизации танка Т-90 были направлены на совершенствование системы управления огнем, повышение поисково-наблюдательных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик. Однако конструкторы сумели повысить все основные показатели боевой эффективности танка - защищенность, огневую мощь, подвижность и командную управляемость. При этом в КБ параллельно велись работы по разработке унифицированной бронированной платформы «Армата» и танка Т-14, в частности.

Что нового

1. Защищенность . Повышение уровня защищенности на танке Т-90М достигнуто за счет внедрения целого комплекса мероприятий по защите. Среди них установка модулей универсальной динамической защиты (ДЗ) «Реликт» на корпусе и на башне, а также на бортовых экранах.

Кормовая и нижняя части башни, а также кормовая часть бортов и кормовой бронелист прикрыты решетчатыми экранами. Обитаемые отделения танка изнутри покрыты антиосколочным подбоем, выполненным из ткани на основе арамидной нити. Новая защита способна выдержать в лобовой проекции попадание любого современного танкового боеприпаса.

Встроенная ДЗ танка Т90М имеет полностью модульное исполнение, что обеспечивает возможность оперативной замены модулей с выбором различных уровней защиты, в том числе в зависимости от условий применения и выполняемых задач.

Рациональная малоотражающая архитектура модернизированного танка в сочетании с применением комплекта из радиопоглощающих материалов обеспечивают снижение радиолокационной заметности танка в несколько раз по сравнению с базовым.

В корпусе танка, с целью повышения живучести, оптимизировано размещение топлива и боекомплекта, введены экраны, защищающие экипаж, боекомплект и оборудование от поражения вторичным потоком осколков, чего не было на прежних модификациях Т-72 и Т-90.

Кроме того, Т-90М оборудован новой автоматической системой постановки завес комплекса оптико-электронного подавления с расширенным рабочим диапазоном.

2. Огневая мощь . Огневая мощь Т-90М повышена за счет включения в состав комплекса вооружения новых 125-мм пушки, высокоавтоматизированной системы управления огнем (СУО), дистанционно управляемой пулеметной установки, боеприпасов с повышенным могуществом действия по цели и автомата заряжания.

125-мм гладкоствольная танковая пушка обладает улучшенной на 25-30% точностью стрельбы и повышенной живучестью ствола. Только улучшение точностных характеристик танковой пушки позволило увеличить дальность эффективной стрельбы из нее на 15%.

Высокоавтоматизированная СУО «Калина» радикально отличается от всех СУО, которые использовались ранее на отечественных основных танках. Впервые на отечественных танках командир танка получил панорамный прицел и сопряженную с СУО систему внешнего наблюдения с возможностью автоматической передачи целеуказания от командира наводчику, что обеспечивает реализацию так называемой функции «охотник-стрелок» («hunter - killer»).

3. Подвижность. Высокую подвижность машине обеспечивает новый дизель В-92С2Ф, развивающий мощность 1130 л.с. Для снижения утомляемости механика-водителя при совершении маршей и при управлении на поле боя применена система автоматического переключения передач. Для управления машиной вместо рычагов используется штурвал.

На танке Т-90М установлены бортовая информационно-управляющая система (БИУС) шасси. БИУС обеспечивает предотвращение поломок и аварий, а также продление эксплуатационного ресурса за счет диагностики всех систем, агрегатов и узлов, а также блокирования возможных неправильных действий механика-водителя.

4. Командная управляемость. С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.

Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.

Один Т-90 на два «Абрамса»

При сохранении традиционных для отечественных танков низкого силуэта, оптимальной массы, высоких показателей подвижности и способности на высокой скорости преодолевать самые сложные препятствия, танк Т-90М обрел современный уровень защиты и живучести, «цифровой борт» с высокоэффективными мультиспектральными прицелами, высокопроизводительными вычислителями и многофункциональными цифровыми средствами связи, улучшенную эргономику.

Одним из важнейших показателей характеристик современных боевых машин сегодня является «эффективность/стоимость».

Т-90М имеет этот показатель в 2-3 раза выше по отношению к современным зарубежным основным танкам. Другими словами, Т-90М при стоимости примерно в два раза меньшей, чем у «Абрамса» М1А2 SEP, превосходит его по боевой эффективности в полтора раза.

Само слово «армата» происходит от латинского arma («оружие»). Так в XIV веке на Руси называли примитивные пушки. Однако надо понимать, что шифры ОКР очень часто не несут никакой смысловой нагрузки. В именах нового оружия можно встретить и название садового вредителя, досаждающего на даче ответственному за выбор шифра офицеру, и драгоценных камней, и рек, цветов, и даже прозвище любимой собаки.

Задание на разработку танка «Армата», или нового «перспективного ряда тяжёлых унифицированных платформ поля боя», выдано Уральскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) достаточно недавно. Есть информация, что работы хорошо финансируются и идут достаточно споро. «Ряд платформ» – это танк, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, тяжёлая БМП и тяжёлый штурмовой БТР. Возможно, будет разработана и боевая машина поддержки танков (БМПТ).Учитывая жёсткие сроки (в 2015 году новый танк должен пройти испытания и поступить в серию), можно предположить, что будет максимально использован наработанный багаж «Объекта 195». Вероятно, получится «диетический супертанк» – те же компоновка, принципы, технологии. Но танк Армата станет несколько меньше, легче, проще и дешевле «Объекта 195».Можно попытаться представить себе его облик. Танк «Армата» будет весить меньше «Объекта 195» – около 50–52 тонн. И возможно, иметь шасси с традиционными для наших танков шестью парами опорных катков, а не с семью, как на «Объекте 195». Но вероятно наличие и семикаткового шасси. В целях снижения цены и упрощения производства откажутся от широкого использования титановых бронесплавов. Следовательно, танк окажется защищен чуть хуже «старшего брата».

Вот видео о танке Т-14 Армата в действии:

Компоновка «Арматы» будет идентична «Объекту 195» – мощная бронезащита, за ней изолированная бронекапсула с экипажем, далее автоматизированное боевое отделение с необитаемой башней сверху, затем моторный отсек. Орудие точно так же расположится достаточно высоко. Наверняка конструкторы УКБТМ используют наработки «Объекта 195» по автомату заряжания, по форме корпуса и по структуре бронезащиты. Танк Армата оснастят встроенной динамической защитой нового поколения и комплексом активной защиты. Считается, что танк «Армата» будет вооружён 125 мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества. Это же орудие ставится и на новый вариант Т-90АМ. Возможности данной пушки достаточны для поражения любого существующего и перспективного танка НАТО.Есть информация и о том, что на танке установят электротрансмиссию. В этом случае двигатель работает на генератор, а гусеницы вращают электромоторы. Такая схема легче традиционной, поэтому сэкономленный вес можно использовать для дополнительной брони. Однако в плане надёжности она более рискованна. Двигатель танка будет дизельным, мощностью порядка 1400–1600 лошадиных сил.

В данный момент внешность танка Армата под секретом, но есть предположительные фото, которые находятся в этой статье, в том числе фото ниже. Настоящий облик обещали показать на параде 9 мая 2015 года.

Для танка «Армата» создана самая мощная в мире серийная танковая пушка

Огневая мощь, как известно, является самым основным свойством современного основного боевого танка. Совершенствованию возможности поражения противостоящих целей противника традиционно уделяется внимание во всех танковых конструкторских бюро мира. До недавнего времени основной отечественной пушкой были версии хорошо известного танкового орудия 2А46М. Самая последняя модификации 2А46М-5 имеет точность стрельбы на 15-20% выше, суммарное рассевание при стрельбе с хода снизилось в 1,7 раза. Благодаря доработкам орудие приобрело способность вести стрельбу новыми бронебойно-подкалиберными снарядами повышенного могущества. Лучшим западным орудием в настоящее время считается 120-мм гладкоствольная пушка L 55 со стволом длиной 55 калибров танка Леопард-2А6. По сравнению со старой 120-мм гладкоствольной пушкой L-44, длина ствола L-55 увеличена на 130 см. Применяемые на данной пушке снаряды DM-53 и DM-63 имеют очень высокие характеристики по бронепробиваемости. И это несмотря на то, что в отличие от американских боеприпасов немцы не используют в качестве материала сердечника обедненный уран. Данное орудие, кроме «Леопардов», устанавливается также на южнокорейские и турецкие новые танки. Разумеется, при создании российского основного боевого танка на базе тяжелой унифицированной платформы большое внимание уделялось обеспечению высоких характеристик по огневой мощи. Как сообщает журнал «Арсенал Отечества», в 2000-х годах в России была создана новая танковая 125-мм пушка 2А82. К осени 2006 года из макетного и двух опытных образцов на заводе N9 успели произвести соответственно 787, 613 и 554 выстрела. Система с автоскрепленным и частично хромированным стволом способна стрелять как существующими, так и перспективными боеприпасами. По техническому уровню она превосходит все существующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза. Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие -120-мм систему танка «Леопард-2А6», при этом длина трубы нашего орудия на 60 см короче. По мнению авторов журнала «Арсенал Отечества», создание пушки 2А82 потребовало от конструкторов и производственников освоения самых новейших технологий. С данным орудием новейший российский танк «Армата» по огневой мощи (разумеется, и по всем остальным характеристикам) станет лучшим в мире на ближайшие десятилетия. А если наши потенциальные «друзья» попытаются преодолеть имеющееся отставание, то уже сейчас у нас в запасе есть еще более мощная пушка, уже калибра 152 мм, характеристики которой невозможно превзойти в принципе.

При таком раскладе танк «Армата» может занять достойное нашей страны место – лучшего танка мира.

Три первые «Арматы»

Программа создания семейства бронетехники нового поколения на базе тяжелой бронеплатформы «Армата» успешно выполняется.

Заводы уже завершили изготовление трех опытных образцов. Министерство обороны ожидает скорейшей реализации программы разработки танков «Армата» и надеется, что предприятия завершат опытно-конструкторские работы в 2015 году. Изготовленные на базе новой платформы изделия представляют собой танк, тяжелую боевую машину пехоты и бронированную ремонтно-эксплуатационную машину. Все они на сегодня вышли на промежуточные испытания согласно плану. Создаваемые образцы «Арматы» по своим качествам не уступают аналогам, стоящим на вооружении зарубежных стран, а по некоторым параметрам и превосходят их. На международной выставке вооружений RAE 2013 в Нижнем Тагиле в сентябре для премьер-министра РФ Дмитрия Медведева был проведен закрытый демонстрационный показ первого современного российского танка, собранного на базе тяжелой платформы «Армата». Ожидается, что новая техника будет показана широкой публике в ходе парада победы в 2015 году. В свою очередь вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин ранее сообщил, что на основе боевой платформы «Армата» модульным путем создается не только тяжелый танк, но и принципиально новая тяжелая бронемашина пехоты, инженерные машины и целый ряд экземпляров тяжелой бронетехники, которые представляют одно большое семейство.

Это Универсальная ударная машина

«Армата» – это не танк, а целый боевой комплекс сухопутных сил, включающий управляемые ракеты и радиолокационную систему, контролирующую пространство в радиусе 100 км.

Новейший танк на базе унифицированной бронетанковой платформы «Армата» сегодня является одним из самых засекреченных проектов российского ВПК. Несмотря на то что первый опытный образец машины был уже показан специалистам на выставке в Нижнем Тагиле, его тактико-технические характеристики до сих пор найти невозможно. Однако некоторые подробности облика «Арматы» нам все же удалось разузнать. Из имеющейся информации можно сделать вывод, что это вообще не танк в классическом понимании, а универсальная ударная машина сухопутных войск, оснащенная 16 видами различных вооружений. В том числе ракетным комплексом среднего радиуса действия с управляемыми ракетами индивидуального наведения.

Начнем с того, что это первая в мире унифицированная платформа модульного типа для всех типов тяжелой бронетанковой техники. На ее основе планируется создать основной танк, тяжелую боевую машину пехоты, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и т.д. Унификация значительно повысит технологическую выживаемость сухопутных сил в условиях войны, а в мирное время обеспечит снижение стоимости производства техники на 30-40% без ущерба качеству. Характеристики самой платформы относятся к гостайне категории ОВ (особой важности), разглашение которой влечет за собой тюремный срок до 25 лет. Поэтому с позволения читателей я не стану рассказывать о них.

Что касается самого танка, то здесь есть действительно лакомая информация. Из конструктивных особенностей прежде всего стоит выделить потрясающую защищенность экипажа – он находится не в башне, а внутри за двигателем в специальной герметичной капсуле, которая выдерживает удар любого снаряда с любой стороны танка. То есть как бы «Армату» ни подбивали, люди в ней останутся живы, причем вытащить их оттуда без их согласия будет нерешаемой задачей. Танкисты в любом случае дождутся помощи своих, даже если для этого придется ожидать окончания войны как таковой (если, конечно, она не затянется на годы).

В машине будет реализовано рядное расположение всех находящихся в ней людей – это позволит им более оперативно принимать решения. В «Армате» процесс управления башней и ведения огня будет автоматизирован. Для экипажа будут применяться совершенно другие технологии защиты: специальные стали, выдерживающие кумулятивные снаряды любой существующей мощности, отдельные элементы нанокерамической защиты, многослойная броня. Согласно задумке разработчиков, будет также реализован новый принцип автоматической подачи боеприпасов и их выноса. Боекомплект «Арматы» будет содержать 32 снаряда различного назначения, а сам танк сможет вести прицельный огонь из пушки калибра 125 мм в движении с точностью до 0,1 метра.

Некоторые критики утверждают, что «Армата» является упрощенным вариантом Т-95. Однозначно это не так. Во-первых, уникальность заключается в том, что это не просто танк, а единая боевая платформа, которая может нести порядка 30 видов вооружений. Заявленный разработчиком уровень унификации не имеет мировых аналогов: на базе платформы «Армата» в будущем будут собираться не только боевые машины, но и машины боевого управления, машины артиллерийского и ракетного вооружения, машины войсковой ПВО и машины тылового обеспечения. Составные части их взаимозаменяемые, что позволит в короткий срок производить ремонт и обслуживание. Во-вторых, «Армата» будет стрелять как традиционными снарядами различных типов (осколочно-фугасными, бронебойно-подкалиберными, кумулятивными), так и управляемыми ракетами класса «земля-земля» с оптико-электронным, инфракрасным и спутниковым наведением, а также зенитными ракетами класса «земля-воздух».

Фактически это не танк, а универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и, собственно, танк. При этом выяснилось, что «Армата» будет оснащена радарами той же технологии, что и у истребителя пятого поколения Т-50, который, как известно, по своей дальности и точности обнаружения и захвата целей не имеет аналогов в мире. Согласно техзаданию Минпромторга, «Армата» получит радиолокаторы Ка-диапазона (26,5-40 ГГц) на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР), сделанные по технологии низкотемпературной керамики.

Активная фазированная антенная решетка состоит из множества сот – микроволновых передатчиков. Такая антенна способна быстро менять направление локации (не требуется механического перемещения «тарелки» локатора) и обладает высокой надежностью – выход из строя одного элемента не приводит к значительному падению мощности и искажению луча. Такой радар в бронетехнике будет незаменим в решении и оборонительных и наступательных задач. Есть два варианта его применения – в составе системы управления огнем либо как комплекс активной защиты. В его состав входит антенна, которая обнаруживает средства поражения, подлетающие к танку. АФАР определит координаты и параметры такой угрозы, и танк уничтожит эти цели. Система способна одновременно «вести» до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей – совершенно недосягаемый показатель для всех РЛС, состоящих на вооружении других армий. Система будет контролировать территорию в радиусе до 100 километров и сможет в автоматическом режиме уничтожить на этой территории цели размером до 0,3 метра.

Как следует из документов Минпромторга, машины на базе унифицированной гусеничной платформы «Армата» должны получить такие устройства к 2015 году.

По заявлению вице-премьера Дмитрия Рогозина, танки России на базе «Арматы» начнут поступать в войска в 2014-2015 годах. Создание технологии серийного производства электроники для локатора, согласно планам Минпромторга, продлится до начала 2016 года. Противоречий нет: установить локатор можно будет на уже готовую бронетехнику.

Комплекс активной защиты сейчас проходит предварительные испытания.

Основу танковых войск России составляют машины, прекрасно проявившие себя во всех заметных конфликтах последних четырех десятилетий
Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников - так сказать, главным тяжелым на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков. Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин - 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным - от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска - так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90. В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук.

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, - устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало - почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше - около 2300 штук - законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 - танк Т-62 - сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении)

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч



Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация - Т-72А - была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный. Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б - с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой - пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация - Т-72Б3 - поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 - модификация Т-80У)

Вес: 42–46 т

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч


Танк Т-80. Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости


Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 - первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

За счет новизны она и получила существенный модернизационный потенциал, позволивший Т-80 оставаться на вооружении Российской армии до нынешнего времени. Причем основную модификацию, которая была принята на вооружение спустя 9 лет, в 1985 году под маркировкой Т-80У, многие специалисты склонны считать отдельной моделью. Ведь на этом танке были установлены куда более современная система управления огнем с дублированием от командира и обновленный двигатель, а характеристики защиты, в том числе динамической, существенно улучшились. Не удивительно, что именно модернизированная модель чаще других машин этого «семейства» встречается сегодня в наших танковых войсках.

Основной танк Т-90 «Владимир»

Число танков, стоящих на вооружении: около 900 штук

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 1800 штук

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 40–50 км/ч (в зависимости от модификации)


Танк Т-90. Фото: Александр Вильф/ РИА Новости


На испытания в начале 1990-х танк выходил под маркировкой Т-72БУ, и по сути он представляет собой глубокую модернизацию именно этой модели. Но поскольку полученные в результате переделок характеристики и возможности танка существенно отличались от «отцовских», на вооружение в 1992 году его приняли под индексом Т-90.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший Т-14 «Армата» - первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных - закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков. Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники - легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».