Занятие по экологии «Этажи леса. НОД по экологии «Этажи леса» (подготовительная группа)

НОД «Лес – многоэтажный дом»

Подготовительная группа.

Цель:

Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).

Задачи:

2. Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.

3. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.

4. Обогащать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.

5. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.

Материал: картина – модель «многоэтажного» леса. Аудиозапись голосов птиц. Конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Схематические рисунки правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

Ход занятия

(Воспитатель входит и вносит письмо)

Воспитатель : - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

А на чём вы хотите отправиться в лес? (на машине, поезде, катере, и т.д.)

(Под аудиозапись песни «Машина» дети переходят в другой уголок группы, оформленный под лес). Звучит запись голосов птиц.

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

Берегите муравейники. Не разоряйте их.

Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

Не рви цветы!

Не лови бабочек и других насекомых!

Не разжигай костёр!

Не лови и не уноси домой диких животных!

Воспитатель : - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

Обобщение воспитателя : «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

Вам понравились волшебные цветы? (да)

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

Вы по очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)

Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.

Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

Обобщение воспитателя: Есть в лесуи невысокие деревья.

Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.

Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Воспитатель : Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

Воспитатель : Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

Какой лесной житель самый сильный? (медведь)

Какой самый хищный? (волк)

Какой самый хитрый? (лиса)

Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

А что будет если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)

Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Обобщение воспитателя: Лес - нашебогатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу, расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками).

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенек.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иной, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

Конспект занятия.

Тема: Экосистема лес. Этажи леса

(подготовительная группа).

Тема: Экосистема Лес.

Этажи леса.

Цель:

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни.

Сформировать представление о том, как важно сохранить лес для будущего.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление.

Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.

Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений)

Развивающие:

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.

Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Ход занятия:

Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(Погореловский) .

Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина. В лесах нашей области встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Модель «Лес - многоэтажный дом».

Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели) .

Много в лесу деревьев.

Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен. Помогайте.

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)

Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме) .

Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме) .)

А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это. (лось) .

А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк)

Какой самый хитрый? (Лиса) .

Кто самый быстроногий? (Заяц) .

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был. Кто?

Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин) .

Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары

Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.

Читаю логическую задачу:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу! ». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться? »

Ребята, почему же случилась беда в лесу? Дети высказываются.

Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.

Физкультминутка

Выросли деревья на поле

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли.

Вправо – влево, взад – вперёд

Так деревья ветер гнёт.

Он и вертит их, и крутит

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. Руки вверх.

Руки в стороны.

Потягиваемся вверх, поднимая руки.

Покачиваем руками из стороны в сторону.

Наклоны всем корпусом.

Повороты туловища.

Давайте ребята вспомним правила поведения в лесу:

Дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:

Рощи да леса - всему свету краса.

По лесу ходи - под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода-брат и сестра.

Срубили кусты -прощай птицы.

Не высок лесок, а от жары защита.

Люди восхищаются красотой леса. Нужно бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.

Ребята, помните эти слова: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».

Дети говорят по одной строке из стихотворения Е. Каргановой:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь!

До свиданья лес!

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!


Гульзира Чалимова
НОД по экологии «Этажи леса» (подготовительная группа)

Программное содержание : Обобщить представления детей о растительном мире ХМАО; познакомить с понятием «этажи леса » ; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.

Материал : Плакат «Этажи леса » и животные; здоровое и больное дерево и природоохранные знаки; растительная карта ХМАО; иллюстрации деревьев ХМАО.

Предварительная работа : Беседы с детьми о деревьях родного края, «Что для дерева хорошо, что плохо» .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня на к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В : А сейчас давайте встанем вкруг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем «Привет!» и «Добрый день!» ;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Я приглашаю вас в путешествие, но куда же мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Что же это за дом?

(ЛЕС)

Верно, предлагаю вам отправиться в летний лес.

Лес называют «Лесным домом» , как вы думаете, почему? (ответы детей) .

Воспитатель : Потому что там живут животные и у них каждого есть своя квартира.

В : Но прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Что нельзя делать в лесу?

(Слайдовая презентация «Лес»

Расставлены деревья кедр, ель, береза, осина, кустарники, трава)

Ребята посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Много в лесу разных кустарников, трав, цветов.

Посмотрите, какое самое высокое дерево. Вы его узнали?

Да, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели) .

Много в лесу деревьев.

Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, осина. еще какие?.

Дети называют : рябина, черемуха, ….

Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина и др.)

Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

Ребята, вот как много растений леса мы назвали . Все растения составляют этажи леса .

Воспитатель : Я предлагаю вам сесть на лесные кочки и посмотреть на экран.

(3 слайд) - слева многоэтажный дом , а справа - лес, разделенный тоже на этажи . Давайте посчитаем сколько этажей в лесу .

(4слайд) Самый высокий этаж -5- в старом лесу : это верхушки сосен, елей, могучих дубов.

(5 слайд) 4 этаж - кроны деревьев пониже : берез, осин, рябин.

(6 слайд) – 3 этаж -кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название :

подлесок. Повторите : п о д л е с о к.

(7 слайд) А 2 и 1 этажи - образуют травы , цветы, мхи (8 слайд) .

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Там прячутся корни зеленых обитателей леса .

(9 слайд) Весь лес-от верхушек деревьев до земли- заселен животными.

(10 слайд) На 5 и 4 этажа обычно гнездятся хищные птицы (ястреб, беркут, коршун)

(11 слайд) Также обитателем верхних этажей является куница .

(12 слайд) Большинство птиц, а также белка, и летучие мыши обитают на 3 этаже .

(13 слайд) Самое большое количество животных на нижних этажах .

(14 слайд) В земле живут дождевые черви и разные жучки)

(15 слайд) Также под землей живут кроты)

ЗАСЕЛЯЕМ ЛЕС

Ребята я предлагаю заселить наш дом животными.

Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь) дождевые черви, личинки жуков.

Кого мы поселим чуть выше и т. д.

Воспитатель : У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище.

Где живёт медведь?-В берлоге.

Где живёт волк?-В логове

Где живут птицы?

Где живет белка?

Где живет лиса?

Где живут муравьи?

Где живут пчелы?

Сейчас я покажу вам 2 дерева, здоровое и больное.

Как вы думаете, почему дерево заболело?

Что нужно сделать, что бы все деревья были здоровыми, красивыми.

Посмотрите пожалуйста на знаки (все дети подошли к знакам) . Как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать, чтобы деревья оставались здоровыми, покажите это с помощью знаков, Егор возьми пожалуйста один знак, и расскажи что означает этот знак и прикрепи к дереву которое заболело. (ребенок берет знак, рассказывает о нем и вешает знак на дерево) .

А к чему может привести не соблюдение этих правил? Давайте еще раз перечислим, какие условия нужны, для того чтобы лес оставался здоровым.

Но у нас остались еще знаки, как вы думаете, что они означают?

К какому дереву эти знаки можно прикрепить?

Ответы детей :

Под музыку «Шум ветра»

Воспитатель : Ой ребята какой ветер поднялся.

Физминутка «Дует ветер с высоты»

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, вправо-влево

Клонятся кусты и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)

Отдохнула детвора

Снова мы в лесу. Ура!

Я предлагаю вас сесть на пеньки немного отдохнуть.

Воспитатель : Теперь давайте поговорим о деревьях нашего края.

Как называется наш округ.

(Слайд 16) Посмотрите на карту ХМАО. Какого цвета больше на карте? (зеленого? Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?

Дети : Это лес.

Воспитатель : Какие виды леса на вы знаете ?

Дети : Лиственный, хвойный, смешанный.

Воспитатель : Каких лесов у нас больше?

Дети : Хвойных

Какие деревья называют хвойными?

Дети : - Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.

Воспитатель : - Назовите хвойные деревья.

Воспитатель : Какие же деревья растут в хвойном лесу?

Дети : Ель, лиственница, сосна, пихта, кедр.

Воспитатель : Давайте послушаем стихотворение которое приготовил Егор о сосне.

Обычную сосну найдёте

В сухом лесу и на болоте,

Почти везде растёт сосна-

Непривередлива она!

Воспитатель : Какие деревья растут в лиственном лесу?

Дети : Береза, тополь, осина, рябина, ива и т. д.

Воспитатель : Ребята, вы знаете нашу русскую красавицу? (показать на березу)

Юля вам расскажет стихотворение о красавице березе.

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску :

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Воспитатель : А в смешанном лесу, какие деревья растут?

Дети : И хвойные, и лиственные.

Воспитатель : Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство. Какую пользу приносит лес?

Дети : Лес очищает воздух и воду, задерживает пыль. Для того, чтобы наши леса росли всегда их надо беречь.

(Музыка пение птиц)

Публикации по теме:

Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.

Конспект интегрированной НОД по экологии и ФЭМП «Рыбки в аквариуме» (подготовительная группа) Конспект интегрированного НОД по экологии и формированию математических представлений (подготовительная группа). Цель: Подвести к понятию.

Конспект интегрированной НОД по экологии «Юные спасатели леса» Тема:"Юные спасатели леса". Цель:Формировать знания детей о лесе и правилах поведения в лесу. Содействовать формированию экологической культуры.

Форма: Комплексное занятие. Цель: Дать представление о весеннем лесе и о диких животных живущих в нашем лесу. Задачи: Образовательная: 1.

БРЕЙН-РИНГ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»

1. Обобщить и систематизировать знания детей о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

2. Закрепить представления детей о многоярусности леса, об особенностях жизни обитателей каждого яруса.

3. Упражнять детей в умении обобщать животный мир по существенным признакам (звери, птицы, насекомые).

4. Закрепить умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде.

5. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

6. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание, умение отстаивать свои суждения.

7. Развивать связную, доказательную речь детей.

8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

9. Воспитание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Письмо от Лесовичка

Эмблемы с названием команд: «Знатоки», «Экологи».

Карточки с правилами поведения в природе;

Синий ящик с компасом;

Дидактическая игра «Третий лишний»;

Разрезные картинки;

Карточки с изображением птиц;

Плакат «Ярусы леса» и картинки обитателей леса;

Три обруча, игрушечные животные – растительноядные и хищники;

Грамоты для награждения победителей.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Вот оно. Давайте прочитаем кому оно и от кого:

Кому: Детский сад № 12, подготовительная группа

От кого: Лесовичка

Воспитатель читает письмо:

Дорогие ребята! Слышал я в своем лесу, что вы очень любите проводить КВНы, викторины Знатоков о природе. Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в игре «Брейн-Ринг» «Наш дом – Природа». Для вас я приготовил много интересных заданий о природе, о животных и птицах, обитающих в наших лесах. Они лежат в конверте, еще конечно - же приготовил призы для победителей.

Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте покажем Лесовичку какие вы умные, как много знаете о природе.

Капитаны команд проводите свои команды за столы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Итак, мы начинаем «Брейн-Ринг».

Разрешите представить команды! Первая – «Знатоки», вторая – «Экологи». А сейчас я попрошу капитанов прочесть девиз своей команды.

1-й капитан:

Мы – Знатоки, но мы всего не знаем

Ведь мы учиться только начинаем!

Чтобы все на свете знать!

2-й капитан:

А мы – Экологи, природу нашу любим,

Губить ее мы никогда не будем!

Беречь ее мы будем и оберегать!

Воспитатель: Вот мы и познакомились с девизом каждой команды.

А сейчас

Первый конкурс «Разминка».

Воспитатель: Я задам вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. Кто на вопрос ответы знает, тот быстро сигнальчик поднимает:

1. Лес – это дом для кого? (для растений и животных) .

2. Как называется животное, выкармливающее детеныша молоком? (млекопитающее) .

3. Зачем белке такой пышный хвост? (она им рулит) .

4. Почему мыши все грызут? (чтобы стачивать зубы) .

5. У кого из животных есть иголки? (ёж, дикобраз, ехидна) .

6. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, ёж, барсук) .

7. Птицы могут быть перелетные, а могут быть и … (зимующие) .

8. Животные могут быть растительноядные, а могут быть и … (хищные) .

9. Какая перелетная птица первой возвращается к нам из теплых стран? (грач) .

10. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник) .

На этом первый конкурс «Разминка» закончен, вы отлично справились и порадовали меня.

Второй конкурс «Береги природу».

Воспитатель: Все Знают, что природу надо беречь и охранять, но не все делают этого. Давайте мы с вами повторим правила поведения в природе и покажем гостям, что мы умеем беречь природу. Может быть кто-то знает стихотворение об охране природы?

Ребенок читает стихотворение:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей,

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

Воспитатель: А теперь внимание – задание! Какая команда больше назовет правил поведения в природе.

Дети называют правила поведения в природе.

Воспитатель: Молодцы! знаете как вести себя в природе и умеете ее беречь.

А теперь

Третий конкурс «Синий ящик».

Воспитатель:

Внимание! Синий ящик, что в нем?

На свете есть один предмет,

В котором спрятан белый свет.

Ты стрелку смело повернешь

И без труда домой дойдешь!

(компас)

Для чего он нужен?

Воспитатель слушает ответы детей.

Музыкально-физкультурная пауза.

Воспитатель:

А теперь немного отдохните,

Деревья и птиц мне изобразите.

Руки подняли и помахали, это деревья в лесу!

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем: руки сложили назад.

Воспитатель: А теперь начинаем

Четвертый конкурс «Третий - лишний».

Воспитатель показывает карточки, ребенок по существенным признакам и по способу приспособления к окружающей среде находит лишнее животное и доказывает почему оно лишнее.

Пятый конкурс «Конкурс капитанов»

Капитаны собирают разрезные картинки, рассказывают какое время года на них изображено, почему они так думают. В это время с командами проводится дидактическая игра «Что дать птице на обед».

Воспитатель: Я буду показывать птицу, вы её называете и говорите, чем она питается.

Синица сало;

Снегирь рябина;

Клест шишки; Сорока семечки;

Воробей крошки;

Дятел насекомые

Шестой конкурс «Ярусы леса»

Воспитатель: Вы все знаете, что лес – это дом для животных и растений. Все они живут на своих этажах.

1. Как еще называются эти этажи? (ярусы) .

2. Сколько всего ярусов в лесу? (три + подвал) .

3. Где находится первый этаж и кто на нем живет? (верхушки деревьев ястребы, белки, дятлы) .

4. Что относится ко второму этажу и кто на нем живет? (кустарники певчие птицы) .

5. Что относится к третьему этажу и кто на нем живет? (трава, мхи, цветы, грибы звери, змеи) .

6. Что мы называем подвалом в лесу и кто в нем живет? (все что под землей корни деревьев и растений, мыши, кроты, черви) .

Воспитатель: Капитаны, выберете по одному игроку из команды.

К плакату «Ярусы леса» выходит по одному ребенку.

Воспитатель: Вам надо расселить животных по этажам.

Молодцы! Все правильно.

Седьмой конкурс «Разложи животных»

Дидактическая игра «Способы питания животных».

Воспитатель: Вы все знаете, что животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, а другие - животными.

1. Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядные) .

2. Как называются животные, которые питаются другими животными? (хищники) .

Воспитатель: А теперь вам надо построиться друг за другом. Команда «Экологи» должна выбрать из всех животных, лежащих в обруче только растительноядных и отнести в зеленый обруч, а команда «Знатоки» - только хищных животных и отнести в красный обруч.

Молодцы! Справились отлично с заданием!

Восьмой конкурс «Кто, где живет? »

Воспитатель: Как называются жилища у животных:

Крот нора;

Белка дупло;

Лиса нора; Волк логово;

Медведь берлога;

Мышь нора

Девятый конкурс «Да или нет? »

Воспитатель: Вы должны прослушать вопросы и ответить: Бывает это или не бывает и почему?

1. Может ли клест жить в березовой роще?

2. Бывают ли зимой в гнезде птенцы?

3. В мороз снегири рябину кушают?

4. Может ли дятел жить на лугу?

5. На зиму ласточки улетают?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш Брейн-Ринг подошел к концу. Вы великолепно справились со всеми заданиями, показали какие вы хорошие знатоки природы. Капитаны команд посчитайте сколько баллов заработали ваши команды.

Подведение итогов, награждение победителей.

Воспитатель: Молодцы, спасибо за отличную игру!

План-конспект экологического занятия

«Лес как экологическая система»

на основе интегрированного подхода.

    Тема занятия : «Лес как экологическая система».

    Возраст дошкольников : подготовительная группа (6 – 7 лет)

    Цель и задачи:

    Сформировать понятие «этажи леса»;

    Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных;

    Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

    Оборудование и материалы: игрушки Лесовичка и Домовенка, картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5 –этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина), кустарников (рододендрон даурский, смородина, шиповник), мелкого кустарничка (брусничник). Травы, грибы, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж). Птицы (дятел, кукушка, клест). Насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

Модели: «Этажи леса».

    Какие виды детской деятельности используются : изобразительная деятельность: «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).

    Место проведения : групповое помещение.

    Описание хода занятия :

Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.

«Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».

И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»

Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.

Не может, согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.

Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.

Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…

Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.

Нет! – решительно заявил художник.

Да! – твердо сказал Лесовичок.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».

Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).

Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?

Лесовичок : Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок? (В домах)

Домовичок : Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.

Лесовичок : Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.

Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).

Лесовичок : Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

Лесовичок : А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).

Ребята, разместите деревья на панно.

Лесовичок : Кто занимает этаж ниже? (Кустарники: краса нашего Забайкалья рододендрон даурский, или еще мы его называем багулом; лесная смородина).

Ребята, покажите их Домовичку.

Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).

Лесовичок : Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).

Домовичок : Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.

Лесовичок : Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.

Экологическая игра: «Отгадай мой домик».

Домовичок : Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!

Лесовичок : Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?

Домовичок : Я попробую можно?

Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.

Лесовичок : Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.

Экологическая игра: «Кто где живет».

Лесовичок : Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).

Домовичок: А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей. (Картины «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»).

Лесовичок : Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.

Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).

Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.

Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов.

Давайте все вместе поиграем в подвижную игру «Лесорубы».

Дети распределяются на три группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи – лесорубов. По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому родству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

зайчик – осина, кабан – дуб,

тетерев – береза, глухарь – сосна,

медведь – брусничник, клест – сосна.

Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.

Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).

Надо ли поместить в лес животных?

Какие животные где живут?

Могут ли животные обойтись без растений?

А растения без животных?

Лесовичок : Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.