Разница между патриотизмом, шовинизмом и национализмом. Патриотизм и национализм как проблемы современной россии

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей стране, к людям. Шовинизм отличается сравнением "своей" нации с остальными и увернностью в том, что "своя" нация лучше других, а другие, соответственно, хуже "своей". Крайняя степень шовинизма - нацизм. Для национализма характерным является сосредоточение на нации, нация первична, человек и личность вторичны.

Патриотизм

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — любовь к своей стране, преданность ей, гордость родной культурой.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей страны, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа. Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Шовинизм

Шовинизм (фр. chauvinisme) — проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной «титульной» , «коренной» , «главной» нации интересам всех других наций и меньшинств, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Под шовинизмом понимается политика подавления этнических, национальных и религиозных меньшинств от имени «превосходства» , «главенства» , «старшего брата» и т. п.

Суть шовинизма заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг».

Национализм

Национализм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобия).

патриотизм национализм политический молодежь

В настоящее время для молодежи в стране остро стоит вопрос: «Кто ты? Патриот или националист?». В этих словах нет ничего плохого. Главное, какой смысл, вкладывать в понятие патриотизм и национализм. Каждый хотя бы раз задумывался над вопросом кто он, но не каждый видит для себя различия в данных понятиях, многие их отождествляют. В первую очередь нужно четко разделить понятия патриотизм и национализм.

Под патриотизмом подразумевается особый нравственный и политический принцип, основой которого является любовь к стране, Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Национализм - идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства.

Патриотизм это в первую очередь любовь к Родине. В основе патриотизма стоит убеждённость: все для государства, ничего против государства, государство превыше всего. Патриот делает высшей ценностью государство, а все остальное, в том числе и нацию, рассматривает как средства для его построения.

Патриот в наше время это, как правило, человек, твердо отстаивающий такие понятия как территориальная целостность, государственные символы, международный престиж страны и другие ценности.

Для патриотов любой гражданин России, независимо от его нации и веры, выше любого иностранца, даже если тот русский и православный. Патриот искренне болеет за свое отечество и желает ему добра.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

В основе национализма лежит понятие нация. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общей для них территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Базовым принципом национализма является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство- образующем процессе. Национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Для национализма характерно, что нация выше государства. Для нации важна не только территория, но и единство образа жизни и ценностей, единство веры и взаимопомощь, то есть то, что делает народ сильным, способным выживать и побеждать. А территория важна не любая, а только та, которую нация может эффективно контролировать. Национализм стремится к созданию такого государства, в котором все коренные народы страны могли бы естественно развиваться и расти.

В силу того, что в настоящие время многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, что часто ведет к неправильному толкованию понятия национализм.

В настоящее время проявления такого вида этнического национализма нередко встречаются в национальных субъектах Российской Федерации. В частности, они могут быть направлены против не коренного населения субъекта РФ, в частности - русских. Данное явление во многом склоняет национализм к экстремизму, крайней степени проявления недовольства другой нацией. Крайние формы национализма могут вызвать тяжелые последствия, страдания, в том числе геноцид и этнические чистки, войны и конфликты. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.

Национализм и патриотизм понятия близкие, но не идентичные, имеют общую часть, но имеют и различия. В патриотизме главное это страна, государство, земля. А любовь к народу - это национализм. Он первичен по отношению к любви к Отечеству, он основа всего в Отечестве. От национализма патриотизм отличается то, что он относится с уважением к национальному сознанию других народов

Для разграничения понятий можно привести в пример семью. Семья живет в доме, каждый любит своих родных и свой дом. Каждый из членов семьи отдыхает в доме душой и телом, вкладывает в дом частицу себя. Но сгорел дом, случается такое горе. Все конец? Нет. Построили другой, привыкли к нему, хоть и с трудом, и снова идет обычная жизнь. А вот потеря кого-то из родных, это потеря другого рода, невосполнимая потеря. Рана на сердце до гробовой доски. Патриотизм - это расширение понятия любви к родному дому. Национализм - расширение понятия любви к родным людям.

В данном выступлении мне не хочется навязывать свою точку зрения и заставлять делать выбор кем быть патриотом или националистом, это каждый решает для себя сам. Нужно четко осознавать, что тебе это даст? Как изменится твоё отношение к миру, стране, народу и нации к которой ты себя относишь. В любом случае в каждом из нас живет частица патриота и националиста, способного решить, как относится к стране, в которой ты живёшь.

Хотелось бы сосредоточиться на обыденных представлениях о соотношении национализма и патриотизма - этим и объясняются кавычки в названии. Этот вопрос представляется ничуть не менее важным, чем описание современных националистов или теорий национализма.

Хотелось бы критически описать одну из моделей представлений, которая кажется нам господствующей в обществе, соответствующие ей конструкты «национализм», «патриотизм» и «национал-патриотизм», а также их генезис. Очевидно, что они играют важную роль в жизни общества, структурируя мир, задавая координаты восприятия, мышления и действия, в том числе политического.

Эту модель лучше всего описывает формула «национализм - плохо, патриотизм - хорошо» (вариация - «добро/зло»). Соответственно они воспринимаются как два разных понятия, которые, во-первых, «не умеют как следует различать» и, во-вторых, «злонамеренно подменяют друг другом». На мой взгляд, повсеместное сетование на то, что национализм и патриотизм путают, легко объясняется тем, что само разделение их надуманно и искусственно.

В России национализм всегда имел этнический оттенок, то есть, в формулировке В. Прибыловского, так обозначалась «чрезмерная любовь к своему народу (племени, расе, языку) в ущерб другим народам, расам, языкам». В международной политической терминологии «национализм» и «патриотизм» при некоторых допущениях являются синонимами. Однако в нашей стране они несут противоположную эмоциональную нагрузку. Корни же этого - в сталинизме, в определенных изменениях советской официальной идеологии и практики в тридцатые годы. В двадцатые годы в идеологии РКП (б) господствовал интернационализм. Тогда создавались благоприятные условия для развития всех народов, инструментом внешней политики был Коминтерн и т. д. После смерти Ленина борьба между Троцким и Сталиным, между последовательным интернационалистом и сторонником «внутреннего» единения народа в процессе строительства социализма, завершилась победой последнего. И под реальный сталинский социализм была подведена идеологическая база патриотизма - интернационализм для этого не годился.

Объективным основанием для подобного поворота были исторические условия: границы страны СССР совпадали тогда с границами социализма. И Марксово «пролетариат не имеет отечества», пройдя через ленинское «за социализм как отечество», превратилось в «социалистическое отечество» или (поскольку отечество - социалистическое) просто «отечество». История была переписана в духе патриотизма (так, главными героями ее стали личности вроде Ивана Грозного и Петра I), в середине тридцатых были возрождены понятия «отчизна», «великая Родина» и тому подобные. Любить родину и знать ее историю стало обязанностью всякого советского гражданина. «Народ» замещает «класс». Расцветает и великорусский шовинизм. Общий смысл тогдашних публикаций на соответствующую тему таков: русский народ велик независимо от существующих общественных отношений; таким образом, здесь мы имеем дело с важнейшим признаком национализма (именно нация является высшей общностью). Нового уровня это «национальное перерождение», что вполне закономерно, достигло во время Великой Отечественной войны.

При этом необходимо было совместить практическую переориентацию на патриотические ценности с внешним соблюдением догм марксизма. Как сочетать «класс» и «нацию»? Эта задача была весьма успешно решена через эмоциональное и оценочное разведение синонимов «патриотизм» и «национализм», когда один объявлялся «правильным», а другой - «вредным». При этом делалась попытка объяснения через их классовое содержание, впрочем довольно беспомощная (см. ниже). Подобное произошло и с понятиями «интернационализм» и «космополитизм»: раньше они употреблялись как синонимы, но как для патриотизма в сталинской идеологии требовался в качестве негативного полюса национализм, так и для интернационализма - космополитизм. Окончательное закрепление этой ценностной оппозиции произошло в кампании против космополитизма.

Это разделение не было преодолено и позже. Так, обратимся к соответствующим статьям Большой советской энциклопедии 1975 года: «Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими делами служить его интересам. Национализм - «буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе». Таким образом, здесь различие между патриотизмом и национализмом проводится не по содержанию, а по классовому признаку и имеет эмоциональную природу. Хороший пролетарский патриотизм противопоставляется плохому буржуазному национализму. Здесь считается, что именно пролетариат правильно отражает общенациональные интересы, а буржуазия подменяет их своими узкоклассовыми. Очевидна и внутренняя противоречивость этого разделения: национализм, являющийся буржуазной идеологией, обвиняется в трактовке нации как высшей формы общественного единства, однако сама эта критика ведется с позиций «коренных национальных интересов народа». Стоит особо отметить, что, согласно такой позиции, подлинный патриотизм несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом, но неразрывно связан с пролетарским интернационализмом. Последнее утверждение не выдерживает никакой критики - зато соблюдены марксистские формальности.

Подобное соотношение патриотизма и национализма («одно - хорошо, другое - плохо») другими словами выражается так: «патриотизм - это любовь к своим, а национализм - ненависть к другим». Но эта формулировка делает более заметным дефект такого различения и его причину: здесь видно, что одно вовсе не исключает другого.

Во-первых, в обоих случаях мы имеем дело с релевантностью национального признака. Во-вторых, и то и другое, на наш взгляд, определяется относительным местом ценности родины, или этноса, или языка и прочих «почвеннических» ценностей на шкале предпочтений. И если речь идет о патриотизме - субъект Х признает, что родина - ценность, место которой очень высоко. Но «очень высоко» возможно только относительно чего-либо, то есть - выше других. Как нам представляется, здесь становится очевидным, что патриотизм и национализм практически тождественны.

Рассматривая соотношение «национализма» и «патриотизма», невозможно обойти вниманием слово «национал-патриоты». Больше всего оно напоминает словосочетания вроде «мокрая вода», однако его появление не случайно, а по популярности оно затмило эвристически более ценные термины. патриотизм национализм идеология государство

Слово «национал-патриоты» появилось примерно в середине - второй половине 1980-х годов как самоназвание русских националистов круга историко-литературного объединения «Память». Во времена Советского Союза «патриотами» были вынуждены называть себя националисты, не желавшие подвергнуться санкциям. Наиболее трусливые прибавляли эпитет «советский», что было наилучшим прикрытием - «советский патриотизм» был обязанностью каждого гражданина. По-видимому, выражение «русский национальный патриотизм» первым употребил Д. Васильев. Перестроечная пресса быстро сократила его до «национал-патриотизма». Этим словом охотно пользовались для обозначения «памятников» либералы, но оно быстро стало и самоназванием. Хотя многие, в том числе и сами «патриоты», называли его уродливым, оно прочно закрепилось в общественном сознании.

Поскольку сначала «национал-патриотизм» возник как подмена «национализма», то в нем воспроизводился характерный для последнего оттенок соотнесенности с русским (восточнославянским) этносом. И это полностью соответствовало тогдашним реалиям. Однако после того, как либеральная пресса заклеймила «национал-патриотом» Жириновского и его ЛДПСС, термин потерял свою однозначность, так как идеология ЛДПСС, позже ЛДПР, - радикально великодержавническая, но без существенно этнического оттенка (невзирая на зачастую расистскую риторику ее лидера).

Таким образом, произошло досадное смешение понятий. И в общественном сознании «национал-патриотизм» закрепился в расширительном толковании: не только и даже не столько этнический национализм, сколько патриотизм державного толка, имперский надэтнический шовинизм (радикальный). При этом в узком значении название «национал-патриоты» относится к русским этническим националистам. Заметим, что это вполне соответствует прежнему «социалистическому патриотизму», когда в рамках советского великодержавничества русский народ трактовался как своего рода первый среди равных. Подобное обозначение весьма удобно: с одной стороны, позволяет избегать сохранившего негативный оттенок названия «национализм», с другой - задает границы в ситуации всеобщего патриотизма.

Стоит обратить внимание и на конструкт «народно-патриотические силы». Во-первых, здесь окончательно исчезает из названия «национализм». Но это соответствует и немного другим политическим субъектам, а именно державникам коммунистского толка (даже если на съезде НПСР в фойе продают откровенно националистическую литературу).

В современной политической жизни России не быть патриотом просто «не комильфо». Это вызвано тем, что в обыденном сознании «не быть патриотом» означает «не любить родину», а это - плохо. Отказ от примата патриотических ценностей автоматически вызывает обвинение в нелюбви к культуре народа и к народу вообще. Такое положение сложилось еще в начале Перестройки - уже тогда либералы-реформаторы пытались «перехватить» патриотические лозунги.

В чем заключается существенное отличие патриотизма от национализма

Для большинства людей патриотизм и национализм - слова взаимозаменяемы. То есть они твердо убеждены в том, что два этих слова объединяет любовь к своему Отечеству и своему народу. Но это не совсем так. Между национализмом и патриотизмом такая же огромная разница, как между патриотом своей страны и националистом. Так в чем же существенные отличия между двумя этими понятиями? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данной статье.

Патриоты и националисты

Патриоты и националисты схожи в своих убеждениях. Они хотят видеть Россию великой и могучей страной. Только в отличие от патриотов, которые уверены в том, что государство создает нацию, националисты придерживаются мнения первичности нации перед государством. То есть националисты считают, что великая и могучая Россия может быть только при условии наличия великой и могучей русской нации. Россия с деградирующей и жалкой русской нацией националистам не нужна.

Патриотизм и национализм

Проведя четкое разделение между патриотом и националистом можно смело разделить между собой и такие понятия, как патриотизм и национализм. Исходя из выше изложенного, можно утверждать о том, что под патриотизмом понимается любовь к своему Отечеству (любовь к родному языку, природе, власти и государственному строю), национализм - любовь к своей нации.

Быть националистом - это не значит ненавидеть другие нации. Не стоит путать национализм с шовинизмом (превосходство одного народа над другими). Национализм, в отличие от шовинизма, выражается, в первую очередь, в уважение и любви не только к своему Роду, но и к иным близким по этническим признакам Родам, которые в своей совокупности образуют нацию с единой культурой. Что плохого в том, что русский человек любит русский народ, а к другим народам относится с уважением, без неприязни? Я абсолютно уверен в том, что тот, кто говорит о своей любви ко всем без каких-либо национальных различий либо не искренен, либо он просто никого не любит.

Для того чтобы еще раз подчеркнуть существенное различие между патриотизмом и национализмом рассмотрим их проявление на одном конкретном примере. Для примера возьмем обычную семью, которая проживает в обычном частном доме. В данном случае семья будет представлять нацию (народ), дом - государство (Отечество). Каждый член семьи любит своих родных и свой дом. В случае утраты дома можно построить другой, привыкнуть к нему и дальше продолжать жить. А вот если потерять кого-то из родных, то такая потеря невосполнима. Именно в этом и есть различие между национализмом и патриотизмом. Патриотизм - это любовь к родному дому, национализм - любовь к родным людям.

По отношению к любви к своему Отечеству национализм первичен. Он является основой всего Отечества, так как без национализма в Отечестве любить нечего. В свою очередь патриотизм является производной национализма. И как только патриот поймет, что человек (нация) для государства, а не государство для человека (нации), то он автоматически станет националистом.

Здоровая нация так же не замечает своей национальности,
как здоровый человек – позвоночника.
Б.Шоу.

Классный час, посвящённый разговору о молодежном экстремизме. Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодежных субкультур.
По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в т.ч. движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности и и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические меры не могут быть излишними или избыточными. В ходе часа общения на эту актуальную тему дети получают информацию о движении скинхедов, учатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.
Цели:
расширить представление детей о молодежной субкультуре;

формировать негативную оценку такого явления, как национализм;

формировать критическое отношение к модным молодежным течениям;

воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям других национальностей;
побуждать к самопознанию, саморазвитию, самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.
Оборудование: телевизор, DVD-плеер, фильм «Мы из будущего».
Оформление: на доске написать эпиграф классного часа.
План классного часа:
1. Вступительная беседа
2. Работа с понятиями «национализм», «патриотизм».
3. Информационный блок «Портрет явления».

5. Заключительное слово «Национализм – это скрытый патриотизм?».

Ход классного часа.

1.Вступительная беседа.
Как вы считаете, что общего между Филантропией, Гуманизмом и богиней Венерой?
(филантропия – бескорыстная помощь людям; гуманизм – человеколюбие; Венера – богиня любви)
Вывод: объединяющим понятием может служить слово любовь: любовь к человеку, к людям, человечеству.

2.Работа с понятиями «национализм» и «патриотизм».
Есть еще два понятия, имеющие отношение к любви. Но это любовь к Родине.
- Скажите, что для вас любовь к родному краю? (ответы детей)

Подумайте и напишите характерные черты, отличающие два понятия «национализм» и «патриотизм».
Патриотизм Национализм
Любовь к Родине Возвышение своей нации
Равное существование с другими нациями Принижение других наций
Готовность служить Родине Готовность из корысти защищать себя
Преданность Жестокость, насилие

На основании перечисленных черт дайте определение национализму и патриотизму.
Учащиеся знакомятся с определениями патриотизма и национализма.
Национализм – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Патриотизм – эмоциональное отношение, выражающее любовь, преданность и готовность служить Родине и ее интересам.. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.
Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи за поражения.

3.Информационный блок «Портрет явления».
У вас на столах лежат листы с верными и неверными утверждениями.
Согласны ли вы, что… До чтения После чтения
1 Изначально национализм – это форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия.
2 Национализм возникает на основе роста национального самосознания
3 Национализм необходим для защиты прав и культурной самобытности нации
4 Национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации
5 Национализм всегда приводит к торжеству идеи превосходства и исключительности собственных представителей над ценностными ориентирами «чужих» наций.
6 Национализм – это возведенный в п степень патриотизм.

Если возникают сомнения в группах, выдается текс и по ходу чтения ставят пометки в колонке «После чтения» таблицы.

НАЦИОНАЛИЗМ – идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальных идеологий, облекающих требования этнической общности социокультурного и общегражданского характера в форму политических целей и властных притязаний.
Национализм возникает на основе роста национального самосознания, политического протеста или активизации поддержки политики национального государства гражданами, относящимися к определенной социально-этнической общности. В самом общем виде национализм преследует цель использования полномочий государства для защиты прав и культурной самобытности нации, усиления гарантий социальной адаптации граждан на основе их национальной идентичности вплоть до требований признания национального суверенитета и образования самостоятельной государственности.
Национализм возник в конце 18 в. как форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия. В настоящее время национализм выступает средством адаптации граждан на основе национальной идентичности, сохранения целостности и социальной однородности общества. В то же время национализм способен перерастать в движение, стремящееся к завоеванию социальных привилегий для представителей определенной нации и утверждению его превосходства над другими национальными группами, что непосредственно связано с антидемократическими тенденциями в политическом процессе, распространением сепаратизма и изоляционизма.
В содержательном плане национализм может основываться на идеях резкого разрыва с традиционными ценностями государства; признания нецелесообразности сочетания своих идеалов и культурных норм других национальных общностей; утверждения превосходства и исключительности собственных представлений над ценностными ориентирами «чужих» наций. Как форма идеологии и политики национализм противостоит космополитизму и интернационализму.
Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. – М.: Об-во «Знание» России, 1993.

Знаете ли вы, кто такие скинхеды?
Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах городов, выброшенные в фашистском приветствии руки, искаженные злобой лица. Они называют себя патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а также тех, кто, по их мнению, позорит нацию.
Скинхеды. Бритоголовые… Что это: возрождение фашизма, новая молодежная мода, циничная манипуляция сознанием молодых или грязные политические игры? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе сегодняшнего классного часа. Тема обсуждения – скинхеды.
- Когда и где зародилось движение скинхедов? Какова была их программа?
Скинхед 1. Первые скинхеды появились в Англии в 1968 г. Их лозунгом было «Пиво, рок-н-ролл и футбол». Главными врагами скинхедов были «теды» и «моды» - так называли себя модные рабочие, которые в одежде и манерах подражали богачам. Скины били «тедов» и «модов» именно как предателей рабочего класса. Кроме того, скины ненавидели пакистанцев, но не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы были для скинов своими парнями, потому что трудились с ними на одних фабриках.
- Какие атрибуты внешности выделяли представителей этого движения?
Скинхед 1. Первые скинхеды не были бритоголовыми. Они носили короткие стрижки, протестуя против тогдашней моды на длинные волосы. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров.
- Как же скины превратились в нацистов и расистов?
Скинхед 1. К 1973 году движение скинхедов сошло на нет – парни повзрослели и обзавелись семьями. Но в конце 70-х годов правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целый ряд отраслей добывающей промышленности, что привело к невиданному росту безработицы. Тут снова появились скинхеды, но это была уже не рабочая аристократия, а деклассированные элементы. И воспитывались они не на расслабляющем регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми скинами работали идеологи неонацистов, которые и подкинули лозунг «Сохраним Британию белой».

Как к этому перерождению отнеслись скины первой волны?
Скинхед 2. Они были возмущены тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами были ожесточенными, для их разгона приходилось даже вызывать войска. В итоге скины разделились по идеологическим причинам на нацистов, «трэдов» (традиционные скинхеды-пролетарии) и «шарпов» (скинхеды-коммунисты).
- Чем они внешне отличаются?
Скинхед 2. Внешне скины мало чем отличаются друг от друга: у «шарпов» нашивки с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и красные шнурки в ботинках, у нацистов – свастика на рукаве и белые шнурки. «Шарпы» получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании (особенно в Стране басков), наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существуют группировки скинов-негров, скинов-пуэрториканцев и скинов-евреев. В Германии наци-скины прославились избиениями и убийствами гастарбайтеров (в основном турок).
- По мнению правоохранителей сейчас уже десятки тысяч скинхедов. Когда это движение проникло в нашу страну?
Скинхед 2. Скинхеды в РФ появились в начале 90-х годов. Тогда это были дети бедняков, безработных. Постепенно движение набрало силу, стало многочисленным. Сегодня скинхедами становятся дети представителей среднего и мелкого бизнеса, для которых «инородцы» - это в первую очередь конкуренты в семейном бизнесе.

Что представляют собой российские скинхеды?
Скинхед 3. Сейчас группировки скинхедов организованы в «фирмы», каждая из которых имеет свой устав, традиции, атрибуты. Есть у них и своя пресса, свои сайты в интернете. Музыкой скинхедов считается стиль «ой!», синтезированный из панка, трэша и ска.
- Какова идеологи этих «фирм»?
Скинхед 3. Делить «фирмы» по идеологическим течениям – все равно, что пытаться систематизировать хаос. Большинство скинхедов опираются на идеи Гитлера, но для одних главное – Россия, для вторых – «Зенит», для третьих – собственное «я». Одни считают себя славянскими язычниками, другие – защищают православие, хотя Библию мало кто из них читал. Большинство скинхедов – националисты.
- Против кого направлена активность российских бритоголовых?
Скинхед 3. Боевые «фирмы» лупят не только приезжих. Достается от них и другим неформалам, которые якобы позорят нацию. Многие «фирмы» выступают против наркотиков, алкоголя, курения. Поэтому нападают на наркоманов, бомжей, алкоголиков.
- Легко ли выйти из группировки?
Скинхед 3. Из большинства группировок выход свободный, но у некоторых за это могут, как минимум, избить до полусмерти. От «борьбы» отходят постепенно, с возрастом и появлением семей.

4. Проблемная ситуация «Друзья и враги страны».
Желание блага стране – вот что движет патриотами. Но благо это можно понимать по-разному. Две точки зрения озвучат Айсина и Наташа.
Ученица 1. На мой взгляд, скины – неотъемлемая часть общества. Это хищники, санитары, регулирующие численность особей в обществе. У бритоголовых есть крупные организации, объединяющие десятки «белых воинов». У них есть свои СМИ, сайты в Интернете, стиль музыки, стиль одежды, история, герои и кумиры, фильмы. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать наличие новой культуры, а самих скинхедов – полноправными членами общества? Уже слишком многим людям надоело видеть на рынках черные рожи, пытающиеся обмануть и обжулить русских, и слушать кавказскую речь. Половина Сибири сидит без электричества, люди не получают зарплату, а деньги идут на помощь беженцам и в карман евреям. Мне важен престиж моей нации, здоровье ее и ее детей. Я – скингерл. Накапливая соответствующие знания, я получаю возможность помочь моей стране «сверху». Я буду бороться за белое и счастливое будущее Великой Руси.

Ученица 2. Утверждаю: есть черта, за которой люди, подымающие флаг русского блага, однозначно и категорично, объективно, а не по нашим предвзятым оценкам, становятся врагами своего народа. Для иллюстрации приведу стихотворение известного барда, поэта, ученого Александра Городницкого:
Процесс невеселый начат.
Дрожи, просвещенный мир…
Россия для русских, - значит:
Башкирия – для башкир.
Не будет уже иначе, -
Гори, мировой пожар.
Россия для русских, - значит:
Татария – для татар.
Недолго нам жить, недолго.
Все способы хороши.
Вернут себе снова Волгу
Марийцы и чуваши.
Опомнимся, - будет поздно.
Полгода пройдет, а там –

Чеченцам – обратно Грозный,
Якутию – якутам.
Долины, хребты, алмазы,
И золото, и руда.
Держава погибнет сразу,
Отныне и навсегда.
Забыв об имперской славе,
Лишившись морей, как встарь,
Московией будет править
Уездный московский царь.
Конец богатырской силе.
Не видно в ночи ни зги.
Так кто же друзья России
И кто же ее враги?

Как же относиться к скинхедам и другим националистам? Они друзья или враги России?

Желаю вам никогда не путать патриотизм с чем-то другим. Будьте всегда патриотами! Помните, «наша истинная национальность – человек» (Герберт Джордж Уэллс)