Межгосударственное объединение: определение понятия. Особенности функционирования межгосударственных союзов

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 46. Межгосударственные союзы.

    От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать межгосударственные союзы и конфедерацию, которая являет­ся не формой отдельного государства, а формой союза госу­дарств. Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохра­няется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных и других целей. Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной де­ятельности), приобретают обязательную силу лишь после ут­верждения их всеми членами конфедерации. У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы. Конфедерации представ­ляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточно­го звена на пути создания единого государства (Швейцарский союз (1815-1848)).

    КОНФЕДЕРАЦИЯ

    Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

    Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.

    В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

    Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

    В отличие от федеративного государственного устройства конфе­дерация характеризуется следующими чертами:

    Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законода­тельных, исполнительных и судебных органов, характерных дня федера­ции. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверен­ных государств, решают проблемы экономического, оборонного со­трудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

    Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой ар­мии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Од­нако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфе­дерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, вхо­дящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи.

    В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемеще­ния граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

    В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Воз­можно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных от­ношениях с мировым сообществом.

    В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федера­ции. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815- 1867 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Австро-Венгрия (1867- 1918 гг.); и - классический пример - Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году, в 1787 году образовалась федерация, закреп­ленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

    СОДРУЖЕСТВО

    Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, опреде­ленной степенью однородности.

    Объединяющие их признаки могут касаться,

    во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.),

    во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина),

    в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, напри­мер, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, на­пример, у стран Британского содружества наций),

    в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхожде­ние, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привне­сения и ассимиляции иных, чужеродных элементов),

    в-пятых, рели­гии (но не всегда).

    Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе со­дружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосудар­ственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

    Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы госу­дарств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены со­дружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

    В содружестве могут создаваться и надгосударственные ор­ганы, но, скорее всего, не для управления, а для координации дей­ствий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

    Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые, как правило, принимают на уровне государства и глав правительств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т. п.).

    Для теории государства и права изучение такой формы орга­низационного объединения государств, как содружество, стало от­носительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств неко­торыми республиками, ранее входившими в его состав.

    В этой связи следует отметить, что содружество как объеди­нение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

    СООБЩЕСТВА

    Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств (например, сообщество Белоруссии и России). В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сто­рону конфедеративного объединения (например, Европейские со­общества).

    В сообщество могут входить ассоциированные члены - госу­дарства, принимающие те или иные правила, действующие в сооб­ществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устана­вливается членами сообщества.

    В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из от­числений членов-государств), надгосударственные органы.

    Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объ­единить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их от­мены) и т. д.

    СОЮЗЫ

    Следующим видом межгосударственных объединений являются политические, военно-политические, экологичес­кие и прочие союзы, коалиции, блоки регионального мас­штаба .

    В их основе лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать совокупную силу и ресурсы для достижения своих целей. Примером та­ких объединений могут служить Североатлантический блок (НАТО), Организация африканского единства, Организация американских государств и др. В качестве глобальной выступает Организация Объединенных Наций (ООН). В свою очередь на ее базе или под ее покровительством созданы и функционируют многие другие организации, включающие правительственные учреждения специализированных ве­домств, к примеру, культуры - ЮНЕСКО. Постепенно создается новая система международных институтов, призван­ная на основе согласия обеспечить коллективную безопас­ность стран мира – например, Совет Европы.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    1. Политико-территориальная организация (государственное устройство).

    2. Межгосударственные объединения.

    1. В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство - это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями).

    История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним строением, способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти. Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство). Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

    1) единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный суд);

    2) одна система законодательства;

    3) единое гражданство;

    4) единая судебная система;

    5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

    6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

    Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асимметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны.

    В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма - регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Например, в Испании и Италии существует областная автономия, т.е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского и жилищного хозяйства, всего по 18 позициям (по Конституции Италии). Считается, что регионалистское государство - своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

    Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию.

    Федерация - сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США - 50 субъектов (штатов), в Швейцарии - 23 кантона, в России - 89 субъектов, в Индии - 25 штатов и т. д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные - Россия и малонациональные - Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.

    Федерации характеризуются следующими чертами:

    1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), свое гражданство (США);

    2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

    3) две системы законодательства - общефедеральная и субъектов;

    4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

    5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

    6) двухканальная система налогов;

    7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства.

    Существует четыре способа размежевания компетенции:

    1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

    2) определяется исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

    3) устанавливаются две компетенции - федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

    4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).

    Оценка способов размежевания компетенции связана с конкретными условиями той или иной страны. При повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее способ первый. Второй способ направлен на повышение централизации федерации. При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то остаточные полномочия передаются субъектам. Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное - реализации предметов ведения совместной сферы. В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер - федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов. Этот способ использован в Конституции Российской Федерации 1993 г. В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития - Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России. Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Субъекты лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Этого права не признает за ними и международное право. В США, Канаде, Австралии факт несуверенности штатов подтвержден решениями верховных судов этих государств. В конституциях названных государств ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации. На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвычайных средств политического и правового характера, которыми обладает федеральный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для защиты от внутренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, когда возможна приостановка полномочий власти на местах. Как известно, федерация многолика. Существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты. Кроме того, различают национальную и территориальную федерации. Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии. Преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. Не случайно в африканской Нигерии при создании федерации штаты были образованы с таким расчетом, чтобы растворить племена по 30 штатам и чтобы ни в одном из них не доминировало ни одно племя. Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т.е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д. Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус. В юридической литературе различают три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин). К первому виду асимметрии относятся федерации, где наряду с субъектами в ее состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949 г. - Аляска в США), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежные острова у Аргентины, Австралии, Венесуэлы, которые также управляются из центра); федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями), ассоциированные, т.е. свободно присоединившиеся, государства (например, в США Пуэрто-Рико, Республика Палау, Федеральные штаты Микронезии). Второй вид асимметричной федерации представляет собой государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции Российской Федерации равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов. Третья разновидность - так называемая скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария). Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии. Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств и нового государства они не образуют. Поэтому конфедерация будет рассмотрена среди форм межгосударственных объединений.

    2. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств. Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781 - 1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария - в 1815 - 1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Сирию, - в 1958 - 1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, - в 80-е гг. Конфедерации присущи следующие особенности:

    1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

    2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

    3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

    4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

    5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

    7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

    8) осуществление обороны конфедерации союзной армией, которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

    9) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

    Конфедерация - временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

    К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ был создан в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

    1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

    2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

    3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

    4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

    5) борьба с организованной преступностью и др.

    Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь. Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы: Совет глав государств - членов СНГ; Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств - членов СНГ; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Координационно-консультативный комитет; Экономический совет и Экономический суд; Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества; Совет командующих пограничными войсками; Комиссия по правам человека и др.

    Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями. К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация. Совет Европы - одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г. Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

    1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

    2) содействие осознанию и развитию европейской культурной

    самобытности;

    3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

    4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

    Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм. Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека. Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации». Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся: Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц.

    Комитет министров - главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав - министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

    Конгресс местных и региональных органов власти Европы - консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая - интересы региональных органов власти.

    Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет. Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами - участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций.

    Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.

    Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере - науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

    Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира. Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

    Межгосударственное объединение – союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств с передачей ему государствами-членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств. Примерами межгосударственного объединения являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. – Британское содружество наций), Европейский союз (до 1993 г. – Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого Российская Федерация является с 1996 г. Общей правовой основой образования

    М.о. является конституция страны. Так, согласно ст. 79 Конституции РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

    В структуру М.о. входят:

    высший орган (как правило, Совет глав правительств);

    исполнительный орган; административный орган (секретариат);

    комитеты и комиссии по специальным вопросам, а также специальные органы (к примеру, Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека - до создания единого Европейского суда в составе Совета Европы).

    Типичной разновидностью М.о., в которое входит РФ, является Содружество Независимых Государств (СНГ) и Союз Суверенных Государств (ССГ). СНГ образовано 10 декабря 1991 г. и в его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. Союз Суверенных Государств (ССГ) в составе Российской Федерации и Республики Беларусь образован 2 апреля 1996 г. Учреждены специальные органы этого сообщества: Совет глав государств, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов (высший орган Сообщества); Парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов от Федерального Собрания РФ и Верховного Совета Республики Беларусь) и предназначенное для принятия законов, действие которых обязательно для каждого из участников; Исполнительный комитет - постоянно действующий орган, который попеременно в течение одного года возглавляют главы правительств государств-участников. (В.Ч.)

    24. Политический режим: понятие и классификация .

    Политический режим - это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в данном государстве. Государственный режим - часть политического режима. Это способ и методы осуществления государственной власти. Политические (государственные) режимы могут быть демократическими и антидемократическими.


    Антидемократические . Государство препятствует свободному развитию личности, существует тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества,- происходит огосударствление всех общественных организаций, - существует примат государства над правом, - милитаризуется общественная жизнь, - существует неравенство наций, - нет религиозной свободы. Разновидностями антидемократических режимов являются: - Деспотический режим (от греч. - неограниченная власть). - Тиранический режим основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Тоталитарный режим Тотальное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Авторитарный режим, при котором государственная власть не формируется и не контролируется народом.

    Демократические режимы выступают в виде буржуазно -демократической парламентской системы или в виде президентского правления. Либерально-демократические и демократические режимы характеризуются следующими признаками: - Признание народа в качестве источника власти, - Выборность основных органов государства и должностных лиц, их подотчетность избирателям. - Провозглашение и осуществление основных демократических прав и свобод. - Равенство всех граждан перед законом. - Легальное выражение плюрализма интересов в обществе. - Построение государственного аппарата по принципу разделения властей.

    25. Демократический режим. Термин «демократия» так часто употребляется, что от этого утрачивает чётко очерченное и твёрдое содержание. Как отмечают отечественные политологи, понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической науки.

    Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово «демократия» переводится с греческого как «власть народа».

    Местом рождения демократии является город-государство Афины, 5 в. до н.э. Центральным политическим институтом было Собрание, открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались).

    Но древнегреческие мыслители называли демократию худшей формой правления, т.к. был очень низкий уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать «народовластием». Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода.

    Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время, в 17-18 вв. в странах Западной Европы и США. Появился новый характер отношений между властью и подданными, появились институты гражданского общества, требования социального равенства индивидов.

    Демократический политический режим - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок.

    Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония.

    Основные принципы демократического режима:

    1. Признание народа источником власти в государстве.

    Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов.

    2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти.

    Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах.

    3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства.

    Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь).

    4. Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними.

    5. Политическое равенство всех граждан.

    Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен иметь политического преимущества.

    6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

    7. Разделение властей.

    8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность.

    9. Свобода слова.

    10. Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении.

    Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных.

    Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия.

    Термин «тоталитаризм» в политический лексикон был введён для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г.

    Но его идейные истоки уходят в глубокую древность. В произведениях Платона содержатся тоталитарные взгляды на государство. Идеальному государству присущи безусловное подчинение индивида и сословия, государственная собственность на землю, дома, и даже обобществление жён и детей, а также единая религия.

    Многие тоталитарные идеи имелись и у представителей утопического социализма 16-18 вв. Т. Мора, Кампанеллы, Фурье и др. Однако массовое распространение и практическое воплощение идеи тоталитаризма получают лишь в 20 в.

    Основные признаки тоталитаризма:

    1. Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере.

    2. Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры.

    3. Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества.

    4. Сосредоточение в руках партии и государства СМИ.

    5. Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных.

    6. Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий.

    Разновидности тоталитаризма:

    1. Коммунистический – существовал в СССР и др. социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.

    2. Фашизм – впервые установлен в Италии в 1922 г. А также существовал в Испании, Португалии, Чили.

    3. Национал-социализм – возникает в Германии в 1933 г. Имеет родство с фашизмом.

    Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия.

    1. Монополия власти, отсутствие политической оппозиции.

    2. Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

    3. Возможно использование карательных мер во внутренней политике.

    4. Навязанное единомыслие и повиновение.

    Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, где неглубокое социальное расслоение, сильны традиции, религия. Это страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Бруней, Оман и др.

    В этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрировалась в руках узкой группы лиц.

    Вопрос 28 (Морозова Л.А)

    Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

    Функции государства можно определить как особый механизм

    Международные союзы - межгосударственные образования с участием различных стран .

    Долгое время союзом суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.) была конфедерация.

    Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. То есть, конфедерация не обладает суверенитетом .

    Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. Конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

    • -· договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
    • -· свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
    • -· конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
    • -· предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
    • -· в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
    • 1 Теоретико-правовые основы межгосударственных образований
    • -· в представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
    • -· постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
    • -· субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
    • -· бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
    • -· субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
    • -· как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
    • воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
    • -· в конфедерации нет союзного гражданства.
    • -· в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы .

    Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

    Сейчас многие юристы сравнивают эту форму государства с государственным союзом.

    Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.

    С конца 50-х гг. ХХ столетия для характеристики взаимодействия в торгово-экономической сфере стран стало активно использоваться понятие интеграции . Интеграция это процесс сближения экономик стран на региональном уровне, формирующий предпосылки для глобального взаимодействия групп стран в процессе развития мирового хозяйства.

    Международная интеграция как одна из основных тенденций современных международных отношений представляет собой сложный процесс взаимодействия государств, характеризующийся двумя элементами: правовой формой и экономическим содержанием .

    По мнению В. М. Шумилова, интеграция - это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила .

    Среди предпосылок возникновения интеграционных процессов выделяют следующие:

    1) Территориальная близость государств. Интеграционные процессы легче всего возникают на региональном уровне на основе исторически сложившейся региональной общности, предполагающей территориальную близость, сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований. На европейском континенте соответствующие процессы идут в рамках Европейского Союза (ЕС) и Содружества Независимых Государств (СНГ); на американском - Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканской ассоциации интеграции, Андской группы, Зоны свободной торговли в рамках Карибского сообщества (КАРИКОН); в Азии - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и ряда других организаций; в группе арабских стран - Лиги арабских государств.

    В начальном процессе интеграции находятся торгово-экономические сообщества африканских государств. При этом набирают обороты межрегиональные формы интеграции, тенденции к усилению взаимодействия между соответствующими объединениями государств .

    • 2) Сходство уровней экономического развития стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.
    • 3) Общность экономических, политических, социальных и прочих интересов, проблем и задач. Это облегчает разработку общих экономических стратегий и соглашений, способствует развитию общей экономической и социальной политики. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты .
    • 4) Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.

    Сходная структура социально-экономических институтов, наличие добывающей и обрабатывающей промышленности, дополняющей друг друга, специализация на производстве определенных товаров и услуг, создающих условия для взаимовыгодной торгово-промышленной кооперации, способствуют ускорению экономического роста и развития процессов интеграции.

    • 5) Демонстрационный эффект. Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.) и другие государства изъявляют желание вступить в эту организацию. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок .
    • 6) «Эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, соседние страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение .

    Интегрирующиеся страны руководствуются возможностью повышения эффективности функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также ставят перед собой цели:

    • - использовать преимущества «экономики масштаба»;
    • - создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку;
    • - решить задачи торговой политики;
    • - содействовать структурной перестройке экономики, ускорить темпы ее роста. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

    Делая выводы из вышесказанного, следует отметить, что при участии в интеграционном процессе страны руководствуются перспективами развития своих национальных экономик и ускорения осуществления целей экономического роста и развития. В процессе интеграции происходит согласование поставленных целей и формирование новых, которые становятся основой для общей экономической политики и более эффективного осуществления национальных целей в экономической области.

    Интеграция определяется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия государств. Среди них можно выделить следующие:

    • - устранение ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между государствами - участниками соглашения;
    • - согласование экономической политики государств-участников;
    • - взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов, формирование в рамках региона технологического единства производственного процесса;
    • - широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместное финансирование развития экономики и ее инновационного механизма;
    • - связанные с этим структурные изменения в экономике государств-участников;
    • - сближение национальных законодательств, норм и стандартов;
    • - целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления, как, например, это происходит в ЕС);
    • - региональный пространственный масштаб интеграции .

    В литературе выделяется шесть возможных уровней интеграции. На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем они предоставляют третьим странам, который называется преференциальным. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

    На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами .

    В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

    Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группы национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

    Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня - (общего рынка) - интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала и рабочей силы). Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат .

    На пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и факторов производства, также и единую внешнеэкономическую политику и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной.

    Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции - единого экономического пространства, характеризующегося наличием единой валюты и политического союза, который рассматривался бы как политическая надстройка и предусматривал бы передачу национальными органами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам.

    государство теория межгосударственный объединение

    Если рассматривать межгосударственные объединения в историческом аспекте, мы не найдем двух абсолютно похожих. Уже в Древнем мире как вид объединения государств находит свое отражение Римская империя, а в эпоху средневековья появляются Франкское государство и Византийская империя. В период Нового времени количество межгосударственных объединений увеличивается. Известны, например, между Саксонией и Польшей (1697-1763), Нидерландами и Люксембургом (1815-1890 гг.); конфедерация Соединенных Штатов Америки (1788-1789 гг.). Германская (1815-1820 гг. и 1866-1867 гг.) и Швейцарская конфедерации (1815-1848 гг.); Российская империя (1721-1917 гг.); протекторат Франции над Мадагаскаром (1885-1896 гг.).

    Первая половина XX века ознаменовала себя юридическим оформлением Содружества Наций (Вестминстерским статутом 1931 г.); появлением Датско-исландской реальной унии (1918-1944 гг.); установлением протектората Японии над Кореей 1905 г. и нацистской Германии в Чехии, Моравии и Словакии; появлением СССР (1922 г.).

    Однако подавляюще большинство государственных интеграционных процессов XX века пришлось на вторую его половину. В результате распада государств-метрополий в 50-90-е гг. возникло более 100 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании. Это во многом предопределило рождение различного рода сообществ государств, таких, как Организация африканского единства (1963 г.), Организация американских государств (1947 г.), Лига арабских государств (1945 г.) и т.д. Вооруженная сецессия 1971 года Бенгалии из Пакистана привела к образованию нового государства - Бангладеш. Конфедерация Сенегала и Гамбии (Сенегамбия) просуществовала с 1981 г. до 1989 г., а в 1991 г. одно германское государство (ГДР) вошло в состав другого (ФРГ).

    Появлением в 1949 г. международной региональной организации - Совета Европы открывается новая веха в развитии сотрудничества европейских государств, некоторые из которых через образование европейского экономического сообщества на сегодняшний день пришли к конфедеративной форме государственного устройства - Европейскому союзу.

    Данные процессы не обошли стороной и Россию. После распада СССР в 1991 г. Российская Федерация становится членом Содружества Независимых Государств, а в 1996 г. входит в Совет Европы. Более того, события последних лет свидетельствуют о создании новой конфедерации - Союзного государства Беларуси и России.

    Вышеперечисленные примеры убедительно доказывают, что факт межгосударственного объединения занимает существенное место в развитии мира на сегодняшний день.

    Межгосударственное объединение - союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Межгосударственным является объединение государств с передачей ему государствами-членами части своих суверенных полномочий, а также с принятием на себя в этой связи особых международных обязательств. Примерами межгосударственного объединения являются: ООН, Содружество наций (до 1946 г. - Британское содружество наций), Европейский союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество), Совет Европы, членом которого Российская Федерация является с 1996 г.

    Структура межгосударственного объединения

    Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя отличается от нее степенью интеграции. Общей правовой основой образования межгосударственного объединения является конституция страны. Так, согласно ст. 79 Конституции РФ Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.

    В структуру межгосударственного объединения входят:

    высший орган (как правило, Совет глав правительств);

    исполнительный орган;

    административный орган (секретариат);

    комитеты и комиссии по специальным вопросам,

    специальные органы (к примеру, Европейский суд, Европейская комиссия по правам человека - до создания единого Европейского суда в составе Совета Европы). Типичной разновидностью межгосударственного объединения, в которое входит РФ, является Содружество Независимых Государств (СНГ) и Союз Суверенных Государств (ССГ). СНГ образовано 10 декабря 1991 г. и в его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. Союз Суверенных Государств (ССГ) в составе Российской Федерации и Республики Беларусь образован 2 апреля 1996 г.

    Учреждены специальные органы этого сообщества:

    совет глав государств, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов (высший орган Сообщества);

    парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов от Федерального Собрания РФ и Верховного Совета Республики Беларусь) и предназначенное для принятия законов, действие которых обязательно для каждого из участников;

    исполнительный комитет - постоянно действующий орган, который попеременно в течение одного года возглавляют главы правительств государств-участников.