Модернизация российской армии: что дальше? Как проходит перевооружение российской армии.

Перевооружение российской армии запланировано провести до 2020 года. Справится ли с этим правительство России? На данный момент темпы реформации остаются внушительными. Хотя достичь высот, запланированных еще в 2008 году, не удалось, реформация продолжается и набирает обороты. РФ прикладывает все силы, чтобы провести перевооружение к сроку даже несмотря на экономический спад.

Общие планы правительства

Еще в 2008 году была утверждена программа перевооружения и общей реформации армии. Ее планировалось провести в три этапа, при этом перевооружать армию не сразу. Первый шаг – изменение личного состава. В основном в отставку пошли офицеры. Второй этап – это улучшение социальной обеспеченности армейцев. Первый и второй этапы были выполнены успешно. Однако третий этап, непосредственное перевооружение, оказался самым сложным и финансово затратным, поэтому изначальный план провести к 2015 году уже 75% работы были отложены.

Несмотря на срыв промежуточных сроков, правительство не отказалось от изначально поставленных задач. Страна будет перевооружаться вплоть до 2020 года по следующим планам:

  1. Обновление военной техники. В этот пункт входит модернизация ядерного вооружения, ТТХ которого значительно превосходит западное, обновление общего армейского оснащения и ВМС. Предполагаемый объем обновления – 70% процентов. Будет использован российский комплекс разработок.
  2. Доведение до современного вида Воздушно-космических сил РФ (на 45% процентов);
  3. Обновление средств Воздушно-космической обороны (на 60% процентов);
  4. Переоснащение сухопутных войск (всего 20% процентов).

Будут преобразованы: холодное оружие, ядерные войска, летательные аппараты, сухопутные бронированные машины. Общий объем изменений затронет 75% техники всех армейских частей. На данный момент выполнено уже около половины планируемых действий.

Конец программы перевооружения назначен на 2020 год. При этом уже к 2019 большая часть обновленной техники должна быть введена в эксплуатацию, а армейский состав к этому моменту должен быть полностью преобразован. Перечень обновлений на данный момент утвержден, но может корректироваться по инициативе правительства.

Изменения в планах

Из-за масштабного экономического кризиса прежних лет финансирование программы реформ уменьшилось. Применение некоторых денежных активов стало невозможным.Однако правительство заявляет, что это никак не повлияет на сроки выполнения программы или на ее объемы.

Экономии решили добиться при помощи сокращения затрат на иностранное вооружение армии России. Модели зарубежного производства решили заменить на модернизированную российскую технику.

Об этом сообщил заместитель министра обороны Борисов, подчеркивая: «Лучшее – враг хорошего». Специалисты, которые обладают пессимистичным взглядом на развитие России, предрекают провал кампании из-за уменьшения финансирование, зато государственные аналитики обещают выполнение реформ до 2020 года.

Выполненные на данный момент меры

Программа перевооружения начала действовать еще в 2008 году, однако активный этап модернизации фактически стартовал только в 2015, и за этот год и последующее время России удалось достичь значительных результатов в области обновления военной техники (97% ежегодной программы было выполнено):

  • в области стратегического вооружения Россия обзавелась новыми установками «Ярс», которые обладают межконтинентальной дальностью (практически мировой охват);
  • было перевооружено уже 5 ракетных полков;
  • военно-космические силы получили пять комплектов установок С-400 «Триумф», которые отличаются повышенной дальностью действия;
  • ВКС также получили в распоряжение новейший истребитель «4++» Су-35С, который по характеристикам практически достигает уровня 5-го поколения; Су-35С был успешно проверен в военных схватках, которыми сейчас охвачена Сирия;
  • сухопутные войска получили новый русский табельный пистолет и некоторые другие базовые элементы оснащения;
  • были модернизированы бомбардировщики класса «Ту» и воздушное войско в целом;
  • Военно-морской флот улучшился в основном на Черноморском направлении: акватория получила две новых субмарины с ракетными установками техник «Калибр» повышенной дальности.

При этом значительнее всего были затронуты части Юга (их вид преобразится на 80%). Началось активное перевооружение частей, расположенных вблизи восточных архипелагов России. Правительство делает акцент на оборону важнейших границ. Время реформации постоянно увеличивается, однако темпы обновлений не снижаются. Последний, 2016, наиболее перспективный: после длительного экономического застоя программа была практически выполнена.

Документальный каталог реформы включает еще несколько новых оружейных позиций, которые на 2016 год не были разглашены. Подробнее о них расскажут в 2018-2020 годах онлайн.

Планы на ближайшее время

В 2017 год РФ планирует не снижать темпы обновления. Об этом сообщает Википедия и официальные заявления представителей Минобороны страны. Нужно превзойти показатели 2015 и 2016 года (97 процентов выполнения плана). Ради достижения этой цели темпы реформ были несколько увеличены. При этом до конца этого года необходимо:

  • оснастить еще три стрелковые части комплексами «Ярс», которые выдерживают сравнение даже с западными и европейскими РК-комплексами;
  • дополнить три дивизиона ПВО ракетными установками «Тор-М2»;
  • поставить 950 бронированных автомашин, среди которых танки и другая крупная военная техника;
  • дополнить оружие ВС РФ и ВКС 170 новыми летательными аппаратами;
  • ввести в эксплуатацию ВМФ водные аппараты: 8 кораблей для надводного использования и 9 катеров боевого назначения;
  • ввести в эксплуатацию установки «Искандер»;
  • поставить 4 РК-установки «Бал»;
  • увеличить количество комплексов С-400.

Часть поставленных задач на данный момент уже выполнена. Остаток в срочном порядке выполняется до Нового года, после которого будут подведены промежуточные итоги реформы. Насколько полно перевооружение российской армии пройдет в 2017 году, судить можно будет только в январе-феврале 2018 года. Перевооружить такое количество частей – сложная задача, с которой реформаторы до этого на удивление успешно справлялись.

Список оружия армии России до 2020 года пополнится еще несколькими новыми названиями, которые пока не были озвучены. Последняя новость в военной сфере – это РК-установки «Бал» и новые модели танков.

Обновленная армия и новое оружие России в первую очередь направлены на увеличение статуса страны в глазах других государств. Обновленные РК не боятся противоракетных установок США, благодаря чему могут обеспечить как достойную защитную реакцию, так и сильное нападение. Полное перевооружение российской армии произойдет до 2020 года. Министр обороны и его заместитель, а также другие видные деятели министерства обороны представили краткий доклад, где заявляют, что по окончании реформы уровень вооружения страны возрастет многократно.

Надежное обеспечение национальной безопасности страны

Сохраняя демократический порядок в нашей стране, ее граждане ради защиты собственных прав и образа жизни должны участвовать в поддержании баланса многообразия в мире. Россия, навсегда расставшись с прежними претензиями на мировую гегемонию, сделала это не для того, чтобы кто-то претендовал на место гегемона.

Миссия России в мире - быть на стороне сообщества суверенных демократий и свободного рынка против каких бы то ни было глобальных диктатур и монополий; сделать национальный суверенитет фактором справедливой глобализации и демократизации международных отношений.

Но участвовать в определении мировой повестки дня, общепланетарных правил игры и решать свои внутренние, социально-экономические задачи без надежной защиты собственного государства невозможно. Такую защиту обеспечивают только боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные силы. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. Как говорил еще император Александр III, у России только два настоящих союзника: ее армия и флот.

В этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений. Такая модернизация ввиду возросшего числа военных и террористических угроз в мире в XXI в. является задачей общенационального значения.

России нужны мобильные Вооруженные силы, обладающие высоким технологическим и интеллектуальным потенциалом. За счет мобильности можно компенсировать меньшую, чем раньше, численность армии при сопоставимых по масштабу защищаемых территориях. От Китая до Европы, от Кавказа до Афганистана простираются операционные направления наших возможных военных действий. И это даже без учета возникновения ситуаций, требующих «проецирования силы», т. е. демонстрации военных возможностей России за пределами ее сухопутных границ!

Встречается мнение, что все проблемы Российской армии будут решены, если мы перейдем с призывного на контрактный принцип комплектования, заменим всеобщую воинскую обязанность профессиональной армией.

Действительно, самые современные и эффективные армии мира - США и Великобритании - комплектуются контрактниками-профессионалами. Но эффективность и могущество этих армий базируются не только и не столько на принципе контракта, сколько на огромном военном бюджете, крайне дорогостоящих оборонных технологиях, наиболее прогрессивных принципах военной стратегии и организации. Если сосредоточить все внимание на системе комплектования армии, но упустить из виду другие, зачастую более важные аспекты обороноспособности, мы получим армию, принципиально не отличающуюся по своей эффективности от нынешней, но при этом гораздо более накладную, неподъемную для государственного бюджета.

Российская армия и силы безопасности должны приобрести мобильный характер, получить новое, высокоточное вооружение, перейти на новую организационно-штатную структуру. От крупных, но малоподвижных соединений советского периода - к небольшим по численности, но мобильным, хорошо обученным и оснащенным подразделениям, способным эффективно действовать самостоятельно и на большом удалении от мест постоянного базирования.

Россия нуждается в мощных и модернизированных силах ядерного сдерживания, охлаждающих пыл потенциальных противников. Необходимо поддерживать ракетно-ядерные силы, средства космической разведки и раннего предупреждения, гарантирующие от внезапного удара и обеспечивающие возможность нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику.

Необходимое условие военной реформы - широкий диалог между армией и обществом, создание атмосферы взаимного доверия, понимание обществом реальных проблем армии.

Это прежде всего касается проблемы профессионализации армии, уничтожения позорящей ее и отравляющей ее отношения с обществом системы «дедовщины» (неуставных отношений). Принятая программа изменения принципов комплектования Вооруженных сил предусматривает постепенное сокращение срока службы по призыву с двух до одного года и увеличение удельного веса профессиональных военных (контрактников).

Необходимо также создать в армии профессиональный сержантский корпус - категорию младших командиров и технических специалистов, образующих, наряду с офицерами, «становой хребет» армии. Это позволит поднять качество эксплуатации дорогостоящей военной техники, победить «дедовщину».

Параллельно должен быть решен вопрос о масштабном повышении окладов офицерскому составу, которое позволило бы командирам думать о боевой подготовке войск, а не о выживании своих семей. Важно создать сильную мотивацию офицеров для их карьерного роста. Выпускники военных академий при назначении на должности в войсках должны получать оклады, жилищные условия, достойные офицеров, а не увольняться сразу по получении военного образования или после первых двух-трех лет службы.

Вопросы:

  1. Основные приоритеты модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.
  2. Перспективы оснащения Вооруженных Сил вооружением и техникой.

В настоящее время в мире объективно существуют и в обозримом будущем будут существовать силы и факторы, действие которых может привести к военным столкновениям. В этой ситуации Россия, чтобы приобрести и закрепить статус одной из ведущих мировых держав, должна предпринять несколько первоочередных шагов. Во-первых, использовать все возможные мирные средства для предотвращения военных конфликтов, во-вторых, содержать в постоянной готовности к применению для сдерживания и отражения возможной агрессии против страны и ее союзников, защиты собственных политических и экономических интересов военную организацию государства, основу которой составляют Вооруженные Силы. Применение военной силы Российской Федерацией рассматривается как вынужденная крайняя мера, целесообразная только в том случае, если исчерпаны все другие возможности. Взаимодействие с различными международными институтами существенно облегчает реализацию внешне политических целей России, но не дает полной и безусловной гарантии безопасности. Ее может дать только наличие высокоэффективных армии и флота.
Руководство страны имеет четкую программу развития и повышения эффективности Вооруженных Сил, основанную на реалистичном понимании возможностей государства, а также задач, которые стоят перед Россией в процессе ее интеграции в современную систему международных отношений.
Ведущие государства мира находятся на пороге нового постиндустриального этапа развития, который, по оценкам некоторых экспертов, может быть преодолен на рубеже 2020-х годов. Соперничество России с другими странами за ведущую роль и достойное место в новом геоэкономическом разделении труда, возможность использования наиболее значимых ценностей и ресурсов как постиндустриального мирового пространства - технологий, информации, образованных кадров, пресной воды, экологически чистых территорий, так и других ресурсов Земли, ближнего и дальнего космоса, - требует мощных современных Вооруженных Сил РФ.

1

Развитие современной международной обстановки и сохранение угроз безопасности Российской Федерации, в том числе вокруг наших границ, требуют всесторонней модернизации Вооруженных Сил в рамках обозначенных приоритетов их развития. В этой связи Президентом Российской Федерации в сентябре 2008 года была поставлена задача по формированию нового облика Российской армии.
В рамках создания нового облика Вооруженные Силы обрели новую структуру, новую систему военного планирования, а также обновленные системы подготовки и обеспечения войск. Создан новый боевой состав Вооруженных Сил с установленной численностью миллион военнослужащих, шесть военных округов реорганизованы в четыре. Созданные военные округа представляют собой мощные межвидовые группировки войск на стратегических направлениях: юг, запад, центр и восток. Принципиально обновлены системы боевой готовности управления войсками, материально-технического обеспечения и подготовки войск. В системе Министерства обороны четко разделены оперативные и обеспечивающие функции. Сформированы два направления ответственности первое - планирование, применение и строительство Вооруженных Сил; второе - обеспечение деятельности армии и флота.
Среди наиболее значимых структурных преобразований можно отнести создание 1 декабря 2011 гона нового рода войск Вооруженных Российской Федерации - Войск воздушно-космической обороны. В них объединены возможности сил противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Такая интеграция систем позволит перехватывать любые цели со скоростями вплоть до гиперзвуковых и в воздухе и в космосе. Кроме того, 2010 году сформирована единая система материально-технического обеспечения войск вооружением, военной техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием, вещевым и другим имуществом, оптимизирована система хранения запасов материальных средств. В военных округах и на флотах сформированы комплексные базы и бригады материально-технического обеспечения, компактно размещенные в районах дислокации соединений и частей.
Вместе с тем предстоит еще очень много сделать, чтобы структура, вооружение, боевые возможности армии и флота соответствовали современным требованиям. Основными приоритетами модернизации Вооруженных Сил России являются: оснащение войск новыми видами вооружений и освоение их личным составом армии и флота, придание процессу управления войсками нового качества и закрепление нового статуса офицерского состава в обществе.
Образование Войск воздушно-космической обороны положило начало созданию единой системы воздушно-космической обороны страны. Ее структура и состав должны учитывать состояние и характер договоренности с США и НАТО по вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений, в частности, участие или неучастие России в создании системе европейской противоракетной обороны.
В рамках совершенствования структуры Вооруженных Сил в 2012 гаду должна начать функционировать военная полиция. Она возьмёт на себя задачи поддержания дисциплины и порядка в гарнизонах, охраны грузов и объектов, дознания и т.д. Численность военной полиции может составить около 20 тысяч человек.
Военная полиция сегодня действует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве этот институт существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств.
В интересах повышения качества управления войсками продолжится разработка и внедрение перспективных единых для всех видов и родов войск автоматизированных систем управления войсками и оружием различных звеньев управления. Управленческие задачи планируется отрабатывать и в ходе учений, в том числе с привлечением органов управления, частей и подразделений партнеров России по Организации Договора о коллективной безопасности. К 2015 году в Вооруженных Силах РФ будет создана новая система управления, «близкая к искусственному интеллекту». Она будет управлять не только армией, но и всеми силовыми ведомствами с использованием российской глобальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения.
Планируется дальнейшее совершенствование инфраструктуры Вооруженных Сил по различным составляющим. Формируется новая система базирования войск. В интересах ее создания оптимизируются система военных городков, аэродромная сеть, сеть морских баз и пунктов базирования флота. С учетом дислокации частей будут сформированы несколько крупных авиационных баз, на каждой авиабазе количество летательных аппаратов увеличится в 2,5-3 раза. Это повысит мобильность авиационных группировок и позволит создать военную инфраструктуру, эшелонированную по основным стратегическим направлениям. В целях оптимального размещения военнослужащих предусматривается резко сократить количество военных городков. В каждом из них количество техники возрастет до семи раз, военнослужащих – до десяти. Комплексное обустройство типовых базовых военных городков включает строительство социальных объектов: комбинатов питания, поликлиник со стационаром, объектов физической культуры и спорта, магазинов, центров досуга, интернет-библиотек, мини-кинозалов, почт, аптек, отделений банков и т.д. Базовые городки будут размещаться вблизи крупных городов. Это откроет доступ военнослужащим и членам их семей к образовательным и культурным центрам.
Особое внимание уделяется отдаленным военным городкам. Планируется в будущем обеспечить их пакетом современных информационно-телекоммуникационных услуг: высокоскоростным Интернетом, цифровым телевидением и телефонией.
Будет оптимизирована система хранения запасов ракет и боеприпасов. В результате старения необходимо уничтожить около 74 тысяч вагонов этих взрывоопасных предметов. Из арсеналов, расположенных в городах, к 2015 году предстоит вывезти более 35 тысяч вагонов ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ.
К исходу 2012 года будет модернизирована информационно-телекоммуникационная инфраструктура Вооруженных Сил с заменой устаревшего аналогового оборудования на цифровое.
Разрабатывается линейка радиостанций шестого поколения. В 2011 году начались поставки новых портативных радиостанций в войска. Начато развертывание перспективной группировки спутников связи военного назначения, создание которой планируется завершить к 2018 году.
Для обеспечения полноценной боевой учебы войска освобождаются от несвойственных им функций. Все хозяйственные задачи в армии и на флоте с 1 января 2012 года выполняются сторонними организациями способом аутсорсинга. Предприятиям гражданского сектора передаются следующие функции, сервисное обслуживание и ремонт техники; обеспечение личного состава питанием и банно-прачечными услугами; перевозка грузов, бункеровка кораблей; комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов; эксплуатация коммунальной инфраструктуры. В 2012 году планируется полностью отказаться от привлечения личного состава к выполнению хозяйственных работ и иной непрофильной деятельности. Ремонт боевой техники также будет выполняться сторонними организациями.
В 2012 году Вооруженные Силы РФ переходят на новую систему контрактной службы сержантского и рядового состава. Она предусматривает иные подходы к стимулированию военнослужащих, их многоуровневый отбор и обучение.
Формирование нового облика Вооруженных Сил потребует реорганизации системы военного образования в интересах комплектования ВС РФ всесторонне подготовленными офицерами, способными самостоятельно применять современное вооружение, современную технику, а также способными научить этому солдат, которые сейчас проходят службу по призыву всего один год. В интересах решения данной задачи будут реализованы следующие меры:
1) Будет обеспечено новое качество военного образования за счет применения единых подходов к обучению в военной и гражданской школе. Для этого надо изменить систему отбора в военные вузы, в частности, будут введены дополнительные виды тестирования абитуриентов.
Офицеров первичного звена предполагается готовить по программам подготовки специалистов. Для этого военно-учебными заведениями совместно с лучшими гражданскими вузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса будут разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение высших офицеров будет осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Предполагается создать систему непрерывного профессионального образования офицеров, предусмотрев подготовку военнослужащих к каждой новой должности. Большое внимание уделяется вопросам подготовки профессиональных сержантов Их обучение будет осуществляться в 19 вузах и филиалах, а также в Центре подготовки сержантов в городе Рязани.
2) Сеть и емкость военно-учебных заведений будут приведены в соответствие с имеющимися параметрами кадрового заказа. В рамках выполнения этой задачи продолжится процесс укрупнения вузов.
Одним из важных направлений реформирования Вооруженных Сил является совершенствование системы комплектования войск. По мере создания привлекательных условий военной службы планируется увеличивать долю военнослужащих-контрактников. В ближайшей перспективе должности солдат и сержантов будут комплектоваться по смешанному принципу.
В рамках повышения социального статуса офицеров с 1 января 2012 года вступил в силу закон, значительно увеличивающий уровень денежного довольствия военнослужащих и уровень пенсионного обеспечения, реализованы меры по обеспечению этих категорий граждан постоянным жильем. Планируется и в дальнейшем совершенствовать систему поощрений военнослужащих за счет введения новых стимулирующих надбавок.
В ближайшей перспективе планируется обеспечить военнослужащих постоянным жильем, а также сформировать служебный фонд жилья для военнослужащих.
Министерство обороны продолжит реализацию ведомственной целевой программы «Реализация социальных гарантий военнослужащих, увольняемых с военной службы», В настоящее время в ней участвуют 15 военных образовательных учреждений и 34 филиала, где имеется возможность освоить 250 гражданских специальностей.
Министерство обороны также продолжит оказывать содействие увольняемым военнослужащим в их трудоустройстве после увольнения в запас.
Для закрепления высокого социального статуса военнослужащих планируется продолжить работу по совершенствованию законодательства по вопросам прохождения военной службы, которое было бы направлено на повышение мотивации военнослужащих к добросовестному выполнению своих обязанностей, соблюдение принципов равенства при прохождении военной службы, обеспечение социальных гарантий военнослужащим. В этих целях в настоящее время ведется работа над проектом федерального закона о военной службе в Российской Федерации.

2

Приоритетной среди остальных остается задача оснащения войск современным вооружением и военной техникой. Это означает, что будут применены последние достижения" науки, передовые технические решения, материалы и технологии, они будут соответствовать или превосходить лучшие зарубежные образцы по всем основным тактико-техническим характеристикам. За последние годы наметились позитивные сдвиги в решении данной задачи. Возросли объемы поставок в войска современных образцов вооружения, в 2010 году их доля увеличилась на 15%. Для безусловного и полного выполнения данной задачи необходим максимально эффективно реализовать новую Государственную программу вооружения (ГПВ) на период 2011-2020 гг. На ее обеспечение будут направлены почти 20 триллиона рублей, что позволит довести к 2016 году обеспеченность Вооруженных Сил вооружением и военной техникой до 100%, а современными образцами - до 30%. К 2020 году доля современного оружия и современной техники должна быть доведена в войсках до уровня не менее 70%, в том числе в силах общего назначения - до 60-70 процентов, в стратегических ядерных силах - до 70-80 процентов. На выполнение ГПВ направлены и меры по развитию оборонно-промышленного комплекса России, которые осуществляются в рамках новой федеральной целевой программы его развития.
Одним из важнейших направление модернизации вооружения и техники является модернизация стратегических наступательных и оборонительных систем. В течение десяти лет РВСН будут полностью модернизированы за счет замены устаревших ракет типа «Стилет» и «Тополь» на новейшие «Яре» и «Тополь-М». Для решения задачи прорыва существующей и перспективной ПРО, имеющейся у США и их союзников, создатели новых комплексов предусмотрели такие характеристики, которые позволяют говорить о неуязвимости наших новых ракет на всех участках их попета. Новые МБР обладают средствами и свойствами, максимально затрудняющими противнику поражение ракет и боевых блоков во время полёта.
Новые МБР имеют максимально сокращённый разгонный участок полёта, значительно меньший по продолжительности, чем ракеты старых типов. Во время полета ракеты и боевые блоки (их у каждой новой ракеты несколько), выполненные с максимально уменьшенным собственным излучением всех диапазонах волн, сопровождаются ложными целями и станциями активных помех, энергично маневрируют по высоте и по курсу, что дает невозможным их идентификацию и прогноз точки встречи для перехвата.
В ближайшее время начнутся работы по созданию новейшей стотонной МБР шахтного базирования. Новая ракета заменит известную по всему миру тяжёлую баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода», известную на Западе под именем «Сатана».
Аналогичные решения применены на новой МБР морского базирования «Булава». Предполагается, что она в ближайшем будущем станет основой морских стратегических ядерных сил России, под эту ракету уже ведется строительство новых подводных лодок. На головном ракетном крейсере «Юрий Долгорукий» разместят 12 шахт с ракетами «Булава». Кроме того, до 2020 года в боевой состав ВМФ будут введены несколько новых многоцелевых АПЛ типа «Ясень».
В рамках ГПВ до 2020 года все радиолокационные станки дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении, входящие в состав российской системы предупреждения о нападении, будут заменены на станции нового поколения. заступившая в конце 2011 года под Калининградом на опытно-боевое дежурство станция «Воронеж» вошла в состав Войск воздушно-космической обороны, имеет радиус действия 6 тысяч километров и может одновременно контролировать 500 объектов.
Продолжится оснащение Вооруженных Сил новыми современными ракетными и авиационными комплексами. В 2012 г. Войска воздушно-космической обороны примут в эксплуатацию очередной дивизионный комплекс зенитных ракетных систем С-400, парк морской авиации пополнится 28 корабельными истребителями Миг-29К и МиГ-29 КУБ, а для ВВС продолжатся поставки учебно-боевых самолетов Як-130. До 2020 года будет поставлено 65 таких самолетов, которые обеспечат первоочередные потребности в подготовке пилотов боевой авиации. Поставка новых Як-130 создает условия для освоения летчиками боевых самолетов нового поколения, которые заказывают ВВС России. За счет достаточно высоких боевых возможностей Як-130 на нем можно отрабатывать реальное применение многих видов авиационного вооружения, причем не только неуправляемого, но и высокоточного, а также перепрограммировать систему управления с целью точной имитации конкретного типа боевого самолета.
Первыми среди боевых самолетов нового поколения, поступающих в ВВС, станут истребители Су-35С и Су-30СМ, затем к ним присоединятся самолеты, создаваемые по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Серийная закупка ПАК ФА (Т-50) для ВВС России начнется в 2016 году. Самолет Т-50 отличается высокой интеллектуализацией бортового оборудования, сверхманевренностью, сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300-400 метров, способен выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток.
Ракеты зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» и С-300В-4, поставляемых в войска, способны поражать цели на удалении 400 км и высоте 35 км, а сами комплексы отличаются высокой мобильностью и боеготовностью: с марша они приводятся в боевое положение всего за пять минут.
Госпрограммой вооружений, рассчитанной на период до 2020 года, предусмотрена разработка нового гранатометно-огнеметного вооружения для Сухопутных войск. Планируется создать единый мультикалиберный гранатометный комплекс для всех родов войск, который должен прийти на смену гранатометам РШГ-1, РШГ-2, РПГ-7, РПГ-29 и другим.
В период до 2020 года будут завершены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, по результатам которых на вооружение армии и флота поступит большое количество различных систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники, а также экипировка военнослужащих. Так, в частности, в составе экипировки солдата будущего будет около 10 различных подсистем, включающих в себя: стрелковое оружие, бронезащиту, средства связи, боеприпасы, устройства обмена данными и другие.
Для военных автомобилей будет разработана единая унифицированная автомобильная платформа нового поколения. Ее технический облик станет существенно отличаться от современных моделей. Каркасно-панельная кабина будет оборудоваться противопульной и противоминной защитой. На шасси нового поколения должны устанавливаться бронированный функциональный модуль, кузов-контейнер, грузовая платформа.
Некоторая часть наиболее высокотехнологичных вооружений, поступающих на оснащение Вооруженных Сил РФ, будет закуплена за рубежом. Так, на вооружение ВМФ России поступят 4 вертолетоносных десантных корабля-дока «Мистраль». Первый корабль этого типа будет построен во Франции в конце 2013 - начале 2014 года, второй - в конце 2014 - начале 2015 года. Остальные два «Мистраля» построят по лицензии в России. «Мистраль» может перевозить 16 тяжелых или 35 легких вертолетов, сухопутную технику, десантные катера и от 450 до 900 военнослужащих. Корабль может быть использован также в качестве центра командования и плавучего госпиталя.
Таким образом, успешное проведение к 2020 году модернизации армии и флота позволит Российской Федерации иметь современные и эффективные Вооруженные Силы, способные обеспечить военную безопасность страны в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития.

Методические рекомендации
Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия стоит подчеркнуть необходимость наличия в России мощных Вооруженных Сил в современной международной обстановке.
При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю необходимо особое внимание уделить разъяснению порядка решения основных задач модернизации Вооруженных Сил России.
При изложении материала по второму учебному вопросу необходимо раскрыть и обосновать приоритетной задачи оснащения войск современным вооружением и военной техникой.
В заключительной части занятия целесообразно подчеркнуть сложность решения задач модернизации Вооруженных Сил и дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:
1.Выступление Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Президента Российской Федерации на расширенном заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 18 марта 2011 года. // Независимое военное обозрение от 25.03.2011 г., http:// nvo.ng.ru/realty/2011-03-25.
2.Доклад министра обороны Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 18 марта 2011 года.// Независимое военное обозрение от 25.03.2011 г
., http://nvo . ng.ru/realty/2011 -03-25.
3.Выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в Общественной палате РФ 17 ноября 2011.
4.Выступление министра обороны Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 22 ноября 2011 г.
5.Россию вынудили реагировать на наращивание ПРО. Интервью командующего РВСН С. Каракаева газете «Взгляд» 16 декабря 2011 г. http://www . vz.ru/news/2011/12/16.
6.Реформа даёт нужные результаты. Доклад начальника Генерального штаба ВС РФ на военно-научной конференции в Академии военных наук // Независимое военное обозрение от 02.17.2012 г., http;//
nvo .ng. ru / rearty/2012-02-l7/1_reform. h tml.

Полковник запаса
Александр ЛЕБЕДЕВ
кандидат военных наук, доцент

Ориентир 07 2012

Родился в 1951 г. в Таганроге. В 1974 г. окончил Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Прошел подготовку в Финансовой академии при правительстве РФ и школе бизнеса в Лондоне. С 1974 по 1990 г. проходил службу на Государственном испытательном полигоне (космодром "Плесецк"). Принимал активное участие в создании системы комплексной полигонной отработки ракетно-космической техники нового поколения на основе автоматизированных систем управления процессами. С 1990 по 1993 г. - депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель председателя Комитета Верховного Совета по обороне и безопасности, заместитель председателя Комиссии Верховного Совета по связи, информатике и космосу. Один из авторов законов РФ "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе". С ноября 1993 г. - председатель Комитета по военно-технической политике Минобороны РФ. Депутат Государственной Думы России первого и третьего созывов. Являлся заместителем председателя Комитета Госдумы по обороне, членом Комитета ГД по бюджету и налогам, заместителем председателя подкомитета по закрытым статьям бюджета. Был разработчиком федеральных законов "Об уничтожении химического оружия" и "О военно-техническом сотрудничестве". С марта 1996 по декабрь 1999 г. - заместитель начальника, начальник административного департамента, заместитель руководителя аппарата правительства РФ. С апреля 2001 г. - аудитор Счетной палаты. Кандидат экономических наук. Генерал-майор запаса. Заслуженный машиностроитель РСФСР.


- Александр Александрович, денег на военные расходы в последние годы страна, как говорится, не жалеет. Есть ли отдача от этого? Ведь многие застаревшие проблемы решаются очень медленно. Какие выводы вы сделали для себя после сбора руководящего состава?

Должен отметить, что мы получили ответы почти на все вопросы, которые Счетная палата в последние годы ставит перед Министерством обороны, а 90% мер, намеченных для решения существующих проблем, совпадают с нашими предложениями. Так, абсолютно правильно поставлен вопрос начальником Генерального штаба Вооруженных Сил об отсутствии скоординированности военной реформы и реформы оборонно-промышленного комплекса. В то время как руководство Минобороны, реализуя указания Верховного главнокомандующего, оформленные в виде решений Совета безопасности РФ, проделало огромную работу по систематизации взглядов на характер будущих войн, форм и методов современной вооруженной борьбы, перспективную дислокацию и облик российских Вооруженных Сил, перспективы "оборонки" в концептуальном плане просматриваются слабо.

Материалы проверок Счетной палаты показывают, что в ОПК ведомственные и внутрикорпоративные интересы зачастую ставятся во главу угла как при решении вопросов кооперации производства, так и при формировании директорского корпуса. В результате при резком увеличении расходов на государственный оборонный заказ темпы роста объемов продукции снижаются, а цены по ряду образцов оружия превышают мировые. Естественно, что в данных условиях переоснащение Вооруженных Сил современными средствами вооруженной борьбы практически нереально, несмотря на огромные усилия, предпринимаемые в последнее время Министерством обороны.

А какие, на ваш взгляд, могут быть предприняты конкретные меры, о необходимости которых говорил и президент на сборе руководящего состава?

Опыт последних лет говорит о том, что пытаться прогнозировать решения президента - дело неблагодарное. Но тем не менее какие-то варианты можно обсуждать. В качестве возможных путей решения задачи по кооперации и координации усилий, связанных с модернизацией Вооруженных Сил, могли бы стать отдельные меры или комплекс мер по усилению роли Военно-промышленной комиссии. Логично, чтобы эту комиссию возглавил новый вице-премьер правительства - министр обороны Сергей Борисович Иванов, имеющий большой опыт работы как в Министерстве обороны, так и в Совете безопасности.

Известно, что рассматривается вопрос выделения из состава Министерства обороны органа управления, ответственного за формирование и реализацию государственного оборонного заказа типа ARPA в Соединенных Штатах Америки. Возможно также (хотя с нашей точки зрения малопродуктивно с учетом правовых и экономических реалий) возрождение Министерства оборонной промышленности.

К сожалению, опыт последних лет показывает, что даже хорошие реформаторские идеи зачастую гибнут из-за отсутствия механизмов их реализации...

Безусловно, каждый из этих вариантов - это не только способ решения старых проблем, но и постановка новых вопросов, а именно: сохранение в новых условиях за Минобороны прав и возможностей проведения единой военно-технической политики как составной части военной политики, за формирование которой в современных условиях ответственен министр обороны; реализация научно-технических заделов в части формулирования тактико-технических требований и тактико-технических заданий к средствам вооруженной борьбы, а не только в части технических предложений от промышленности по модернизации и развитию традиционных видов вооружения, военной и специальной техники и т.д.

В этом плане позиция Генерального штаба, направленная на встречное движение разных специалистов в развитии взглядов на задачи Вооруженных Сил России в современной войне и упорядоченное развитие ОПК при направляющей роли Минобороны, заслуживает самой решительной поддержки.

Какие еще новые подходы Минобороны к вопросам военного строительства вы могли бы выделить?

Принципиально важным, с нашей точки зрения, является решительная позиция Министерства обороны, направленная на избавление от непрофильной деятельности, избыточных объектов инфраструктуры имущественного комплекса, включая земли, недвижимое и движимое имущество, на содержание которых уходят десятки миллиардов рублей. Только реализация предложенных нами правительству и осуществляемых Министерством обороны мер в части упрощения процедуры регистрации недвижимости, по оценкам самого военного ведомства, даст экономию около 18 млрд. рублей, а неразрешимая до сих пор задача регистрации земель Минобороны стала решаться быстрыми темпами.

Уже первые шаги по инвентаризации невостребованных зданий и сооружений показали, что таковых насчитывается десятки тысяч, и Минобороны готово в кратчайшие сроки передать данные активы муниципалитетам и другим собственникам.

Что же мешало сделать это раньше?

Не только мешало, но и продолжает мешать. Дело в том, что действующая система реализации высвобождаемого военного имущества крайне несовершенна, инерционна и возмутительно неэффективна с точки зрения экономики. Фактически она ведет к уничтожению стоимости активов, на создание которых потрачены сотни миллиардов долларов. Мы видим, что реализация имущества, от которой военное ведомство фактически отчуждено, затягивается на несколько лет, при этом оно продается по ценам в десятки, а то и сотни раз ниже остаточной балансовой стоимости. Таким образом, вместо мобилизации дополнительных ресурсов, как это делается в США, Министерство обороны все еще несет дополнительные расходы на охрану, эксплуатацию, ремонт того, что уже отслужило свой срок и никогда не будет использовано. Представляется, что эволюционным совершением действующих механизмов высвобождения и реализации военного имущества ситуацию изменить невозможно: нужны оперативные, радикальные меры.

Какие?

Например, одной из таких мер могло бы стать формирование Межведомственного совета по инфраструктуре с министром обороны или его заместителем во главе и включением представителей других федеральных органов исполнительной власти. Совет мог бы оперативно формировать перечни избыточных объектов военной инфраструктуры и проекты нормативных актов, вплоть до указов и специальных законов о передаче данных объектов в муниципальную и иную собственность или их приватизации. Безусловно, военнослужащие в принципе не должны заниматься коммерцией, и для решения вопросов, связанных с реализацией имущества, необходимо формировать специальные гражданские структуры. Однако результативность их деятельности и их вклад в модернизацию Вооруженных Сил должны находиться под контролем Министерства обороны. Без этого побороть сложившуюся систему ускоренного уничтожения материальных активов вряд ли удастся.

Александр Александрович, говоря о модернизации Вооруженных Сил, наверное, нельзя обойти вниманием и человеческий фактор?

Естественно, и я думаю, что это прекрасно понимают в Министерстве обороны. Очень многие социальные вопросы в армии и на флоте требуют пристального внимания, но все же полностью оправдано то, что приоритет отдается решению жилищной проблемы военнослужащих, от чего в значительной степени зависит формирование костяка будущих Вооруженных Сил. Этот процесс идет пока еще медленно, но, что важно, в правильном направлении.

Согласитесь, что в решении жилищной проблемы военнослужащих вот уже который год просвета не видно: выделяются средства, и немалые, а число бесквартирных остается практически неизменным - порядка 90 тыс. человек. И это не считая тех, кто нуждается в служебном жилье, улучшении жилищных условий, в том числе уволенных в запас офицеров и прапорщиков. Где же выход из этого замкнутого круга?

Устранить эффект "бездонной бочки", когда львиная доля средств направляется на строительство и приобретение квартир, которые "уходят" из Министерства обороны вместе с увольняющимися офицерами, можно только путем формирования фонда служебного жилья. Сегодня это особенно важно, так как проблему сокращения Вооруженных Сил можно считать решенной, а на повестку дня со всей остротой встает проблема оттока из Вооруженных Сил офицеров, не выслуживших установленные сроки, в том числе еще не оперившихся лейтенантов.

В этой связи представляется необходимым разработать целевую программу - федеральную ли, ведомственную, четко распределяющую по срокам "горбы" ассигнований на служебное и ипотечное жилье, исключив при этом нецелевые расходы из этих средств на строительство и приобретение неслужебного жилья. Очевидно, надо узаконить выделение служебного жилья всем нуждающимся военнослужащим, независимо от года призыва и сроков контракта. При этом предоставить Министерству обороны право либо передавать данное жилье в собственность военнослужащим, либо выделять им государственные жилищные сертификаты до вступления в полную силу ипотеки.

По нашему мнению, данная мера может позволить радикально сократить сроки решения жилищной проблемы.

Александр Александрович, подводя итоги нашего разговора, вы могли бы оценить, на какой стадии находится сейчас модернизация Вооруженных Сил?

Я бы сказал так: начало положено. А решение президента о назначении министра обороны вице-премьером правительства создает серьезную основу для наращивания созидательных усилий в данной сфере.

Россия энергично перевооружает свою армию. В 2011 году была утверждена Государственная программа развития вооружений до 2020 года стоимостью 1,2 трлн. долларов. Ее цель - довести количество новейших образцов военной техники в войсках до 70%. Москва всерьез решила взяться за коренную модернизацию вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.

2020: новая армия
На 2010 год доля новой техники в вооруженных силах России составляла менее 20%. К 2020-му году этот показатель должен составить 70%. Это позволяет назвать программу модернизации армии беспрецедентной в постсоветской истории России. Если в 2003 году общий объем бюджета Минобороны составлял 600 млрд. рублей, то сегодня он составляет 2,3 трлн. рублей.

Приоритетом программы является модернизация стратегических ядерных сил (СЯС). Доля ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в составе СЯС должна сократится с 70 до 35%. Связано это с тем, что на вооружении России находится большое количество устаревших ракет советского производства. Армия делает ставку на ядерные силы ВМФ вместо ракет наземного базирования. Парк РВСН должен обновиться на 80%.

Главным ядерным щитом страны к 2020 году должны стать десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955. Они оснащаются баллистическими ракетами с расщепляющимися головными частями «Булава». На начало 2014 года в строю находятся уже два подводных крейсера «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», третий корабль - «Владимир Мономах», проходит сдаточные испытания.

Развитие Военно-морского флота - одна из приоритетных задач программы перевооружения. Ставка делается, по прежнему, на мощный подводный флот. Восстановление надводного флота идет от строительства малых кораблей к крупным. Связка корвет-фрегат-эсминец нового поколения должна за шесть лет стать основой надводных сил ВМФ.

Масштабна по своим планам и модернизация военной авиации. До 2020 года планируется закупить более 1500 летательных аппаратов новейших типов и модернизировать более 400 состоящих на вооружении. К 2020 году Россия будет иметь современную армию, способную выполнять широкий спектр задач.

Новые вызовы безопасности
Москва называет четыре основные военные опасности, которые в перспективе могут создать угрозу безопасности страны: (1) расширение НАТО на восток, (2) усиление иностранных воинских контингентов в сопредельных государствах, (3) дестабилизация политической и стратегической ситуации на границах России, (4) международный терроризм. По оценкам Генерального штаба Вооруженных сил РФ к 2030 году к этому списку могут добавиться войны за ресурсы Центральной Азии и Арктике. Военная политика России в Арктике предусматривает создание арктических бригад, новых атомных ледоколов для освоения Северного морского пути, создание арктических военных баз в Карском море и формирование особого военного округа.

Россия не планирует участие в конфликтах в ближайшем будущем. Это дает ей время на приведение армии в современное состояние. Оборонно-промышленный комплекс России создает новейшие системы вооружений: стратегические ракеты, донные ракетные комплексы, боевые лазеры, роботехнику, высокоточное оружие. Ракеты большой точности, наводящиеся через спутники ГЛОНАСС вскоре должны составить арсеналы российской фронтовой авиации. Ограничением является слабая развитость в России современного информационного обеспечения. Западные технологии и аналоги в бортовом оборудовании в случае военного конфликта могут обесценить боевую эффективность современной боевой техники.

Тем не менее, Россия производит непревзойденные ядерные силы, средства противовоздушной и противоракетной обороны. Ракетные комплексы С-400 имеют дальность действия вдвое большую, чем американские MIM-104 Patriot. Радары С-400 могут отслеживать до 100 целей одновременно, а скорость их ракет в 12 раз превышает скорость звука. Российские комплексы ПВО «Панцирь С-1» являются одними из самых эффективных в своем классе. Не имеют аналогов гиперзвуковые высокоточные баллистические ракеты «Искандер-М». Новейшие подлодки проекта 885 «Ясень», признаны одними из самых бесшумных и малозаметных в океане. Большие возможности у российских истребителей Су-35. Ударные вертолеты «Ка-52» являются одними из самых мощных комплексов вооружений такого класса в мире.

Экспортные позиции
В 2013 году «Рособоронэкспорт» поставил на экспорт военную технику на 13 млрд. долларов. Основные покупатели российского оружия - Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Алжир. На долю этих государств приходится более 75% экспортируемой военной продукции. Всего «Рособоронэкспорт» сотрудничает с 60 странами. Традиционно высоким спросом пользуются российское стрелковое оружие, вертолеты, зенитные ракетные комплексы (ЗРК), истребители, а также фрегаты и подлодки российского производства.

Рынок оружия периодически подвергается серьезным испытаниям - здесь сталкиваются политика и экономика. Ввиду сокращения военных расходов в мире идет жестокая конкуренция. Афганистану приходится отказываться от привычных вертолетов Ми-17 в пользу американского концерна «Sikorsky». Эмбарго на поставки оружия в Иран лишили Россию значительных доходов. Также повлияла на экспорт смена режима и гражданская война в Ливии, сократились контракты с Сирией. Тем не менее, Россия удерживает второе место по поставкам вооружений в мире после США.

Возрождение
Потребность государства в создании и совершенствовании Вооруженных сил содействует успеху реализации программы перевооружения. Российский оборонно-промышленный комплекс обладает высоким потенциалом, сохраняет наследие военной машины СССР и развивает перспективные разработки. Результаты осуществления программы в 2011-2013 годах говорят о готовности Москвы привести армию и флот к современному облику к 2020 году.