Разница между зверями и животными. Тема: Кто такие звери? Звери – млекопитающие

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

УРОК 36 Чем звери отличаются от других животных?

Тема. Чем звери отличаются от других животных? Цель: ознакомить учащихся с главными существенными признаками зверей; обогатить знания новыми сведениями о питании зверей; воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА

Организационный момент

1.. Сообщение темы и цели урока

Каких животных вам приходилось наблюдать в природе, зоопарке, в парке?

Тема нашего урока - «Звери». Вы узнаете, как отличить зверей, животных и как звери выкармливают своих малышей.

II Восприятие и осознание нового материала

Беседа...

Рассмотрите рисунки (гепард, морж, кит, летучая мышь, дельфин, олень, олень, лошадь, корова, коза, носорог, жираф, еж, лиса, волк, хорек, лев. рысь, белка, медведь, кабан).

Кого вы видите на рисунках?

Кто «лишний»: гепард, морж, акула, кит?

Назовите среди них зверей, (Гепард, морж, кит)

Назовите признаки зверей. (Тело покрыто шерстью, 4 конечности)

Есть ли летающие звери? (Летучая мышь)

Чье плавающие звери? (Синий кит, дельфин)

Как зверей отличить от других животных?

Все звери выкармливают свое потомство молоком. Поэтому их еще называется савцями.

1. Работа по учебнику (с. 82-83)

Рассмотрите рисунки на стр. 82 вверху.

Каких животных вы узнали? Назовите их.

К каким группам относятся эти животные?

Подумайте: кто из этих животных - зверь?

Послушайте рассказ ежика Хитрячка.

Мы - звери - самые умные среди всех животных. Мы живем везде: на земле и под землей, у воды и в воде. Мир зверей разнообразен и богат . Хотя мы по-разному выглядим, но есть общие признаки.

Чем укрыто тело у зверей?

Чем они выкармливают своих малышей?

Рассмотрите фото на стр. 82 внизу.

Каких зверей вы знаете? Что вы о них знаете? Расскажите.

Запомните! Своих детей звери выкармливают молоком.

Работа в группах

Каких животных вы видите на фото (с. 83 вверху)? Докажите, что это звери.

Либо наземных, подземных, водных и летающих зверей вы увидеть? Назовите их.

Чем летучая мышь похож на других зверей, чем отличается? Докажите, что летучая мышь - зверь.

Летний вечер можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Летучие мыши - полезные животные. Они поедают вредных насекомых.

Работа в парах

Каких зверей вы видите на фото (с. 83 внизу)?

Найдите и покажите в разных зверей такие части тела: голову, шею, туловище, хвост и четыре конечности.

Задание для друга природы

Вспомните сказки и мультфильмы, где главные герои - звери. Какие у них привычки и повадки?

3. Физкультминутка

IV . Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Работа в парах

Расскажите соседу по парте любого зверя родного края так, чтобы он догадался, о ком идет речь.

2. Игра «Какой зверь?»

О каких зверях идет речь?

Косолапый. ..(медведь); косой... (заяц);

серый... (волк); сохатий... (олень).

V . Итог урока

Назовите признаки зверей.

Назовите домашних зверей нашего края.

Назовите диких зверей нашего края.

Приложение к уроку 36

Кроссворд «Звери»

1) Любит сладкое примат -

Это человека младший брат.

От бананов до безе Обожает... (шимпанзе),

2) По полю носится, овечек хватает. (Волк)

3) Лакомлюсь малиной

И медком пчелиным. (Медведь)

4) У кошки кисточки на ушах,

Чтобы звуки все внимательно слушать.

Ты не скажешь кошке: «Брысь!»

Осторожно, потому что это... (рысь).

5) Красноватой шубку имеет.

По ветвям она прыгает.

Хоть малая сама на рост,

И имеет большой хвост.

Как ожерелье, глазки...

Кто это? Попробуй отгадать! (Белка)

1.Окружающий мир. 1 класс Учитель Корнеева Н.И.

Тема: Кто такие звери?

2. Форма : классно-урочная.

3. Цели :

Предметные :

Научить различать зверей от других групп животных

Сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей.

Определять принадлежность животного к своей группе.

Метапредметные:

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание

приобретать новые знания, умения,

Стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности,

Участвовать в творческом процессе;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные : -

Принимать и сохранять учебную задачу,

Планировать свои действия, операции,

Действовать по плану,

Оценивать свои результаты.

Познавательные :

Понимать информацию,

Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Коммуникативные :

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,-

участвовать в общей беседе,

Задавать вопросы;

Отвечать на вопросы других;

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

4. Результаты урока для учеников:

Личностные: проявление себя как индивидуальность , овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки

Предметные: осознание понятия «звери», умение находить и определять отличительные признаки зверей.

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни.

5. Виды деятельности учащиеся на уроке :

Работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, тестовая работа, работа в рабочей тетради.

    Личное целеполагание учеников на занятии :

Знать понятие «звери»

Иметь представление, чем звери отличается от других групп животных;

Уметь определять и находить их отличительные признаки;

    Образовательная ситуация .

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

(На доске изображения животных: воробья, лебедя; бабочки, кузнечика; щуки, окуня; белого медведя, лисы ) Ребята работают группой.

У. На какие группы можно разделить данных животных?

Д. (Воробей и лебедь – птицы, потому что их тело покрыто перьями;

Бабочка и кузнечик - насекомое, потому что у них 6 ног;

Щука и окунь – рыбы,потому что их тело покрыто чешуей)

2. Создание проблемных ситуаций и открытие новых знаний.

У. А сейчас прослушаем разговор Муравьишки и Черепашки.

У. А кто такие звери? На этот вопрос мы сегодня попробуем найти ответ.

У. А какую цель мы поставим перед собой?

Д. Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других

групп животных.

3. Работа по теме урока.

У. Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок под ним.

Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. (Слайд)

(ВЫСЛУШИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

Итак, кто такой орел?

Д. Орел – птица, ……………

У. К какой группе относится жук?

Д. Жук – насекомое,…………

У. Остались крокодил и мышь. Вариантов 2: или звери оба, или кто-то один из них.

И чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

Начнем наше исследование со знакомства со строением тела зверей. О Ком же пойдёт речь? Отгадайте загадку:

Он ходит, голову задрав

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав

А потому, что он …

Рассмотрим тело жирафа(с.38).

У. Из каких частей состоит тело жирафа?

ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

Слайд

- Отгадайте следующую загадку про зверя:

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади – метла(Корова)

-А кто это?

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

Но с водой не знается (кошка).

У. Найдите эти же части тела у кошки и коровы

А чем же покрыто тело зверей?

Д. Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого

медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

У. Теперь мы знаем отличительный признак зверей.

ВЫВОД : Тело зверей покрыто шерстью. (Слайд)

У. А на какие две группы можно разделить зверей.

Д. Домашние и дикие.

У. Чем они отличаются?

Д. …………………………….

3. Физкультминутка

Хлопай, мишка,

Топай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

У . О чем она хотела напомнить нам еще раз? Прочитайте.

ВЫВОД : Звери - животные, тело которых покрыто шерстью.

СЛАЙД (животные кормят детёнышей)

ВЫВОД : Звери- животные, которые кормят своих детенышей молоком, т. Е. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Слайд

4. Работа по теме (продолжение) (Слайд)

* Обсуждение вопроса: кто зверь? (СТАЛКИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ ДЕТЕЙ)

У.Вернемся к крокодилу и мыши. Можем ли мы сейчас помочь Муравьишке ответить на вопрос: «Кто же зверь?»

Д. Мышь – зверь, потому что ее тело покрыто шерстью.

5. Закрепление.

1.Игра «Найди зверя»

У. - Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки.

Рассмотрите рисунок и помогите Муравьишке отыскать зверей .

Кого вы узнали?(.Белка, лось, заяц, медведь)

У. Какие это звери? (Дикие)

Раскрасьте одного из зверей.

А мудрая Черепаха приготовила карточки, где изобразила только силуэт зверя. Узнай его?

А что ты знаешь об этом звере? Составь рассказ.

6.Беседа «Что такое зоопарк». (слайд)

Зоопарк – место, где содержат животных, чтобы люди могли за ними наблюдать и больше о них узнать.

Очень интересно в Московском зоопарке. Сколько здесь замечательных животных! Их привезли из разных стран. Животных поселили не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя как дома. Спустившись в подземную галерею, попадаешь в удивительный мир ночных животных. В «Доме птиц» мы увидим огромных страусов, симпатичных пёстрых попугаев, красавцев павлинов. В «Экзотариуме» можно понаблюдать за диковинными морскими обитателями.

В зоопарке нужно соблюдать правила:

Не кормить и не дразнить животных

Не просовывать руки и не перелезать через ограду.

Но сейчас появились т такие зоопарки, где эти правила не действуют. Их называют контактными зоопарками. Там содержатся только безобидные животные. Дети могут заходить в вольер, гладить и угощать своих любимцев, фотографироваться с ними. Такое тесное общение приносит много радости.

8. Итог урока.

Что вы можете рассказать Муравьишке о зверях?

-
Чем отличаются они от других животных?

ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП

    Рефлексия.

* Тест. (Слайд №16)

.Кто такие звери? Как их отличить от других животных?

.Что такое зоопарк?

.Для чего нужны зоопарки?

- Если вам было интересно на уроке, и считаете, что достигли поставленной цели подарите (нарисуйте) улыбку Муравьишке.

Их дом, в котором они живут, прячутся и питаются, выводят потомство. Лес является их защитником.

Лось

Лесные звери уверенно чувствуют себя в привычной для них среде обитания. В лесу им комфортно, несмотря на то что здесь есть и опасности, но каждый вид приспособился защищаться и прятаться.

Украшением лесного сообщества является лось, принадлежащий к семейству Оленьи. Отдельные экземпляры достигают в длину до трех с половиной метров, а в высоту - до двух метров. Вес такого животного может достигать 500 килограмм. Согласитесь, это внушительные параметры. Очень интересно наблюдать за таким гигантом, который бесшумно передвигается по лесу.

Он очень сильный и, как ни странно, замечательно плавает и ныряет. Кроме того, обладает тонким слухом и хорошим чутьем. Представьте, что лось без разбега может перепрыгнуть четырехметровую яму или двухметровое препятствие. Такое под силу не каждому животному.

Обитает он исключительно в лесах. На другой территории его можно встретить только в период весенних кочевок. В такое время с ним можно столкнуться на полях, иногда он даже заходит в селения. Питается лось побегами сосны, рябины, осины, крушины, черемухи, ивы. Также поедает и травянистые растения, грибы, мох, ягоды. Лесные звери зимой вынуждены искать себе пищу. И не всегда им так просто удается ее найти. Иногда лоси сильно вредят тем, что объедают молодые сосняки и лесопосадки. Происходит такое только в зимний период, когда совсем туго с едой, и приличное количество особей сосредотачивается на относительно небольшой территории.

Однако в лесничествах стараются проводить биотехнические мероприятия, чтобы создать комфортные и сытные условия для проживания этим чудесным зверям.

Лесной зверь медведь

Наиболее известный лесной житель. Он является непременным героем большинства народных сказок. Причем он всегда выступает в качестве доброго персонажа. Однако следует отметить, что медведи - хищные звери лесной чащи.

Их по праву можно назвать хозяевами леса. У медведя мощное тело, достаточно но при этом небольшие глазки и уши. На холке у него есть горб, который является не чем иным, как мускулами, которые дают ему возможность наносить очень сильные удары. Хвостик у медведя совсем небольшой, примерно двадцать сантиметров. Его практически и не видно в его густой косматой шерсти. Окрас зверя варьируется от светло-коричневого до практически черного. Конечно, наиболее типичный окрас - бурый.

Животное имеет очень мощные лапы. На каждой из них по пять пальцев. Когти на лапах зверя достигают десяти сантиметров в длину.

Территория обитания бурого медведя

Эти величественные лесные звери ранее обитали на обширных территориях. Сейчас же их ареал значительно сузился. В настоящее время они встречаются в Финляндии и Скандинавии, иногда в лесах Центральной Европы и, конечно же, в тайге и тундре на территории России.

Размер и масса тела медведей всецело зависят от места их обитания. Вес зверей, живущих на территории России, не превышает 120 килограмм. Однако дальневосточные медведи значительно крупнее. Их вес доходит до 750 килограмм.

Излюбленным местом их обитания являются заваленные буреломами непроходимые участки леса или же места с густыми зарослями кустарника и деревьев. Однако любят они и пересеченную местность, а потому их можно встретить и в тундре, и в высокогорных лесах.

Чем питается хищник?

Надо сказать, что питается медведь практически всем, что можно только кушать. Большая часть его рациона - это растительная пища: травы, грибы, ягоды, орехи. Когда животному не хватает еды, он может поедать насекомых и личинки, грызунов, пресмыкающихся и даже падаль. Крупные представители могут позволить себе охотиться на копытных. Это только на первый взгляд эти лесные звери кажутся очень неповоротливыми. На самом деле медведи, преследуя добычу, показывают чудеса ловкости. Они способны развивать скорость до 55 километров в час.

Любят медведи полакомиться и рыбой. К осени они отъедаются и процентов на двадцать набирают вес.

Зимняя спячка медведей

Однако жизнь лесных зверей зимой очень сильно меняется. Медведи половину года находятся в своем убежище-берлоге, впадая в спячку. Место для своего жилища они выбирают в самых труднодоступных местах. Как правило, зимнее лежбище они делают под огромными корнями выломанных елей, в расщелинах скал, в завалах после буреломов. Внутри свой дом они выстилают сухим мхом и травой. Спят медведи достаточно чутко. Если его потревожить, то он вполне может проснуться, а потом будет вынужден искать новое уютное местечко для сна.

Когда случаются очень голодные годы и медведь не может набрать достаточно жирового запаса, он не засыпает. Животное просто бродит в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном. В этот период он становится очень агрессивным и способен напасть даже на человека.

Брачный период у медведей в мае и июне. Он, как правило, сопровождается сильным ревом и схватками между конкурирующими самцами.

У медведицы после спаривания появляются детеныши примерно через шесть месяцев. Рождаются они в берлоге. Как правило, на свет появляются по два малыша весом до полукилограмма. К тому времени, когда семейная чета выходит из берлоги, потомство достигает размера собаки и уже начинает питаться вместе со взрослыми.

С мамой медвежата живут пару лет. Половой зрелости они достигают в три-четыре года. А вообще медведи живут в дикой природе до тридцати лет.

Волк

Лесные звери у нас всегда ассоциируются с хищниками. Одним из их представителей является волк. В нашей стране их обитает огромное количество. Издавна с ведут активную борьбу, поскольку те наносят значительный урон домашнему хозяйству.

Распространено мнение, что волк - это лесной зверь. Однако это не совсем так. Их много живет и в тундре, Они больше предпочитают открытые пространства. А в леса их вынуждает уходить человек, ведя активную борьбу с ними.

Внешне волк похож на большую крупную собаку. Он имеет мощное телосложение. Длина его тела достигает до 1,5 метра. Масса колеблется от 30 и до 45 килограмм. Самки, как правило, меньше самцов.

У волков сильные и выносливые лапы. Они являются бегунами на большие дистанции. Вообще это высокоорганизованное животное и к тому же очень умное. Глядя друг на друга, волки обмениваются информацией.

У этого зверя прекрасно развит слух, отличное обоняние и зрение. Всю информацию об окружающем мире волк получает благодаря обонянию. Он способен различать следы лесных зверей по запаху через много часов после того, как они их оставили. Вообще нам сложно представить то многообразие запахов, которое способен различать волк.

Повадки волков

Волки очень сильные и выносливые звери. Они развивают скорость в погоне за добычей до 60 километров. А в броске эта величина возрастает до 80.

Летом волки обитают парами и воспитывают свое потомство строго на своей территории. К зиме молодые особи вместе со старшими собираются в группы и ведут бродячий образ жизни. Волки, как и все лесные звери, зимой меняют свой образ жизни.

Обычно стая состоит из десяти волков, которые являются представителями одной семьи. Иногда несколько стай могут объединиться в одну более крупную. Такое возможно в суровую снежную пору или при наличии очень крупной добычи.

Чем питаются волки?

Поскольку волк - это хищник, то мясо - основа его рациона. Хотя иногда животное может попробовать и растительную пищу. Охотится волк абсолютно на любого зверя, который будет ему под силу. Если ему достаточно дичи, то он не настанет заглядывать в селения людей. Волки весьма разумны и понимают всю степень риска.

В лесу это животное охотится практически за всеми обитателями, начиная от лося и заканчивая бурундуком и полевкой. Конечно, излюбленной его добычей, в зависимости от места обитания, является изюбр, косуля. Однако волк не побрезгует и лисой, енотом, крысой, хорьком, поросенком, зайцем. Охотничьи повадки волков разнообразны. Они могут поджидать свою добычу в засаде, а могут долгое время загонять ее. А уж их коллективная охота - это вообще сложный слаженный механизм, где все друг друга понимают без слов.

Очень расчетливо они стаей загоняют добычу в воду. Волк - это крупный хищник, но он умеет ловить рыбку, лягушек, мышек, а также любит разорять птичьи гнезда.

Но не всегда только лесные звери и птицы становятся добычей хищника. В населенных районах дичи не хватает, а потому в суровые зимние месяцы, когда становится очень сложно выживать, волки держатся ближе к селам и начинают разбойничать. Их добычей могут стать овца, собака, свинья, лошадь, корова, гусь. В общем, любая живность, до которой хищник сможет только добраться. Даже одна особь способна нанести большой урон за одну ночь.

Лиса

Лесные звери для детей - это, скорее, сказочные персонажи. А лисица - это вообще героиня многих детских сказок. Однако, как сказочная особа, она наделена теми чертами, которые ей присущи в реальной жизни. Лиса и красива, и хитра. У нее длинный пушистый хвост и хитрая узкая мордочка, маленькие глазки. Эта хищница действительно стройна и изящна, по размерам она соизмерима с небольшой собакой. Весит от шести до десяти килограмм.

Мы привыкли к тому, что с детства называем лису рыжей. И это справедливо. Вот только в жизни у нее белое брюшко или сероватое. Спинка и бока окрашены по-разному: от светло-серого цвета до ярко-рыжего. Как правило, яркий окрас имеют северные лисы. А более блеклый - те, что обитают в лесостепи. Самым красивым и дорогим считается мех чернобурки. Таких лис уже давно разводят на специальных фермах, поскольку в живой природе они встречаются крайне редко. А у людей их мех за красоту пользуется особой популярностью.

Летом животное выглядит немного несуразно из-за того, что шерсть в этот период становится короткой и жесткой. А вот к осени у лисы отрастает красивая зимняя шуба. Линяет хищница всего один раз в году - весной.

Повадки хитрой лисы

Встречается лиса не только в лесу, но и в тундре, горах, степях, на болотах, и даже у человеческого жилья. Она замечательно умеет приспособиться к любым условиям, но все-таки любит более открытые пространства. Глухая тайга ей не по душе.

В жизни, как и в сказках, лиса очень быстрая и ловкая. Бегает она очень даже резво, с легкостью ловит пролетающий мимо насекомых. Как правило, передвигается она неспешной рысцой. Периодически останавливается, оглядывается, осматривается. Лиса очень осторожна. Когда она подкрадывается к добыче, то ползет тихонько на брюхе, почти сливаясь с землей. А вот убегает от преследования большими и резкими прыжками, умело путая следы.

В лисьем поведении можно увидеть прямо-таки сказочные эпизоды. Люди их неспроста придумали. Все сюжеты взяты из реальной жизни. Лисы действительно хитрые хищницы, которые с умом подходят к охоте. Они, скорее, берут добычу не силой, а обольщением. Ни одно другое животное не называют по отчеству. А лису зовут Патрикеевной. Почему?

Когда-то давно был такой князь, по имени Патрикей. Он прославился своей хитростью и изворотливостью. С тех самых пор само имя Патрикей ассоциируется с хитрецами. Лиса издавна в народе слыла плутовкой, потому ее и окрестили Патрикеевной.

На кого охотятся лисы?

Лисы - это очень активные животные. Зимой ее запутанные следы хорошо видны на снегу. Сразу видно, где охотилась плутовка. Принято считать, что лисы питаются зайцами. Но это большое заблуждение. Она не способна догнать такую быструю добычу. Конечно, если она где-то наткнется на беззащитных зайчат, то непременно воспользуется случаем. А потому зайцы - очень редкое блюдо в ее рационе. Ей просто за ними не угнаться.

Лисы питаются различными насекомыми, птицами и животными. Но основой их меню являются грызуны. Хищницы замечательно истребляют полевок. Кроме того, они умеют ловить рыбу на мелководье. Иногда животные лакомятся ягодами.

Зайцы

Лесная жизнь зверей очень интересна для изучения. Все представители животного мира очень разные, одни убегают, другие охотятся. Ранее мы рассмотрели некоторых хищников. А теперь поговорим о самом ярком представителе лесов. Конечно же, о зайце.

Зайцы, как и в сказках, длинноухие, с короткими хвостиками. Задние лапки у них намного длиннее и мощнее передних. Зимой на снегу хорошо видно, что отпечатки задних лап опережают передние. Вызвано это тем, что они во время бега заносят их вперед.

Питаются эти звери той пищей, которая совершенно не привлекает других, например, корой, молодыми побегами и ветками, травой.

Про лесных зверей написано немало сказок, но излюбленным героем всегда был заяц. Он и в жизни, уходя от погони, хитрит и старается запутать следы, скачет то в одну сторону, то в другую, как и в детских историях. Он способен бежать со скоростью 50 километров в час. Не каждый хищник угонится за такой быстрой добычей. Вообще в арсенале у зайцев есть много способов уйти от преследования. Вот такие хитрые эти лесные обитатели. Звери умеют и убегать, и защищаться, и в каждом случае они применяют наиболее оптимальную тактику - настолько у них развито чутье.

Но не столько спасает зайцев их хитрость, как они берут своим количеством. Ежегодно у них по четыре-пять пометов. В каждом из которых может быть от двух и до пяти зайчат.

Наиболее известны и беляки. Они весят до семи с половиной килограмм и в длину достигают 70 сантиметров. Основным их отличием является цвет шерстки. Русаки зимой не меняют своей окраски. А вот летом эти разновидности отличить гораздо сложнее.

Вообще зайцам свойственна оседлая жизнь. Конечно, они скачут по полям и лугам, отходя на достаточно большие расстояния. Но потом они возвращаются на свою территорию обитания. Очень редко они могут мигрировать. Это случается только в особо холодные и снежные зимы.

Кто еще живет в лесу?

Мы перечислили только наиболее известных животных, поскольку в рамках статьи сложно уделить внимание всем лесным жителям. Их на самом деле очень много: кабаны, барсуки, ежи, кроты, мыши, белки, бурундуки, соболи, куницы, еноты, олени, косули, рыси… Как говорится, от мала до велика. Все они очень разные и интересные. Кроме того, было бы несправедливо не упомянуть и о пернатых, которых тоже достаточно много обитает в наших лесах.

Лесные птицы

Разнообразны не только лесные звери, фото некоторых из которых приведены в статье, но и птицы. Мир крылатых не менее интересен. Их обитает в лесах огромное количество видов. Здесь можно встретить: дятлов, жаворонков, зарянок, иволгу, клеста, соловья, овсянку, сороку, утку, трясогузку, стрижа и многих других.

Тема: Кто такие звери? Звери – млекопитающие.

Цели и задачи урока:

Образовательная: расширить знания учащихся о животных, учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;

Развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность, мыслительную деятельность через приёмы анализа, синтеза и классификации (зверей).

Воспитывающая : воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.

Личностные УУД : осваивать роль ученика, формировать интерес к учению; самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); объяснять и оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; осваивать основы экологической культуры: принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Познавательные УУД : учиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию, представленную в изобразительной и схематической форме; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свою речь в устной речи; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; высказывать и обосновывать свою точку зрения; доносить свою позицию до других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации).

Регулятивные УУД : определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию); коллективное решение проблемных вопросов; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; отвечать на итоговые вопросы и адекватно оценивать свои достижения.


Оборудование: компьютер, проектор, картинки с животными (бабочка, жук, богомол, щука, акула, сом, дятел, сова, петух, жираф, мышь, кошка), лупа, кусочки шерсти зверей.

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок,


Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, чётко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!

Ребята, подарите свои улыбки друг другу. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться радостью.

Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии .

Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в удивительный мир, мир живых существ.

Но сначала, давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились.

У вас на столах лежат конверты. Достаньте из конверта карточки, посмотрите на них.

Учитель: Вам нужно сгруппировать животных в известные вам 3 группы:

Насекомые,- рыбы,- птицы.

Двое детей работают у доски.

Учитель: Какие 3 группы у вас получились?

Ученик: Насекомые: бабочка, жук, богомол

Учитель: Что вы знаете о насекомых.

Ученик: Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Ученик: Рыбы: щука, акула, сом

Учитель: Кто такие рыбы?

Ученик: Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй.

Ученик: Птицы: дятел, петух, сова

Учитель: Что вы скажите о птицах?

Ученик: Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Назовите лишнюю карточку (мышь) – К какой группе отнесем это животное? Это зверь.

Хотите узнать, как называют таких зверей? Что нам надо знать, чтобы ответить на этот вопрос?(знать признаки зверей).
3).Этап выявления места и причины затруднения.
У.: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Правильно. Мы будем говорить о зверях. А что же мы можем о них узнать? Какие поставим задачи?

Д.: 1) Кто такие звери?

2) По каким существенным признакам объединяются в группу.

3)Как их узнать среди других животных?

Сегодня на уроке мы узнаем , как называется эта группа животных, выделим их общие признаки, будем учиться узнавать представителей этой группы.


4).Этап построения проекта выхода из затруднения.
-. Кто является зверем?(орел, мышь, жук, крокодил).

Чтобы ответить: кто из этих животных зверь, надо провести исследование.

Итак, орел - птица, жук - насекомое. Остались крокодил и мышь. Вариантов два: или звери оба, или кто-то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

Начнем наше исследование со знакомства строения тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображенного на следующем слайде.


- Назовите все части тела жирафа.

Загадки про корову и кошку.

А теперь найдите эти же части тела у кошки и коровы.
- Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть все то же самое, кроме хвоста. Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей?
Давайте сделаем вывод: только у зверей тело покрыто шерстью.

Сколько пар ног у их? (2 пары ог)

Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть.

– Посмотрите, кого вы видите на следующем слайде?

– Что они делают? (Кормят своих детёнышей)

Только у зверей самки кормят детёнышей. Поэтому зверей называют млекопитающими. Млеко – молоко. Звери – млекопитающие.


Мышки и собачки,

Коровы и слоны,

Крошки и зверюшки

Большой величины.

У них есть много общего –

Они живородящие,

Все они выкармливают

Деток молоком.


Это второй признак , который отличает зверей от других животных.

Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, ее много, а у слона - мало.

От чего это зависит? Это зависит от того, в каком месте живет зверь, и какой образ жизни он ведет. А у дикобразов и ежей особые волосы. Они называются иглами.
Мы с вами теперь знаем основные отличительный признаки зверей. Какие? (Наличие шерсти и кормление детенышей молоком).
5).Этап реализации построенного проекта

А теперь вы можете ответить на вопрос – Крокодил и мышь - кто из них зверь?

– (ответы детей)

– Подведем итог наших рассуждений. Хоть мышка и маленькая, но она - зверь. А крокодил - нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детенышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши.

Детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц.

Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил - не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.


Разнообразие животных.

Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения.

Сейчас вы посмотрите маленький фильм про крота, кита и летучую мышь.

Они тоже являются зверями. Но имеют не совсем обычное строение тела. Подумайте, с чем это связано? Такое строение тела зависит от их образа жизни.

Так кто же такие звери, как их отличить от других животных?

Вывод: Какие же признаки у всех зверей?

1)Тело зверей состоит из головы, туловища, 4 ног, хвоста.

2) Тело зверей покрыто шерстью.

3) Звери рождают живых детенышей и кормят их молоком.


  1. Работа по учебнику,

  2. : Рассмотрите первый рисунок. Чем питаются ёж и крот?
Д: Насекомыми.

У: Ребята, их можно назвать насекомоядными.

У: А белка, лошадь и суслик чем питаются?

Д: Пшеницей, овсом, земляными орехами, т.е. растениями.

У: Их можно назвать растительноядными.

У: Перечислите следующих зверей.

Д: Барсук, тигр, выдра.

У: Чем они питаются?

Д: Животными.

У: Эти животные - хищники.

У: А медведь чем питается?

Д: ягодами, рыбой, насекомыми, овсом.

У: Это животное - всеядное

У: Какой можно сделать вывод о питании разных зверей?

Д: Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищники и всеядные.

6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


ЖИВОТНЫЕ

тело покрыто шерстью

кормят детёнышей молоком

Учитель. Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Кроссворд называется “МОЛОКО” вам нужно вписать зверя из группы млекопитающих на каждую букву слова молоко. Работа по группам. Какой группе будет сложно выполнить задание, я вам дам подсказку. Оценивание своей работы.

Физминутка

Настало время гимнастики для глаз.

1.Закройте глаза и представьте себе такую картину: ярко светит солнце, лесная поляна, но художник забыл нарисовать на ней цветы. И теперь вы, используя нос как авторучку, должны нарисовать пять цветов. Открыть глаза.

2.Ладони сомкнуты в «замочек». Круговые движения руками. Смотрите на ладони, голову не поворачивать.

Быстро потрите ладони в течение 5-10 секунд, пока они не станут тёплыми. Положите тёплые ладони на закрытые глаза. Расслабьте брови. Представьте себе, как усталость и напряжение исчезают. Дышите регулярно и свободно. 1 2 3 4 – вдох,1 2 3 4 – выдох

7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

Тестовое задание на листах А4. Обведи правильный ответ

1.Найди зверя.

Лебедь, белка, бабочка.

2. Найди лишнее.

Песец, олень, окунь.

3. Найди отличительный признак зверя.

Вы должны будете выбрать один из листочков и повесить его вот на это дерево, давайте назовём его «Деревом успеха».


Кому на уроке было интересно, кто для себя сделал открытие, повесьте зелёный листочек

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке - красный листочек.


Есть ли желание повесить сразу два листочка?
Вспомните все этапы нашего урока и решите сами для себя как поступить.
9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Завершить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением.

Послушайте его и подумайте: о чём очень важном хотел нам сказать автор?


Как много в этом мире красоты,

Которую порой не замечаем.

Всё потому,

Что каждый день встречаем

Её давно знакомые черты.

Мы знаем,

Что красивы облака, река, цветы,

Лицо любимой мамы.

Но есть ещё другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру, красота крота.

Крота?


Да, да, или пчелы трудолюбивой,

Или змеи, лягушки и жука,

Или другого «странного народа».

Не зря все бесконечные века

Его ваяла мудрая природа.

Вглядись в её лицо

И ты увидишь, как она права!
О чём очень важном хотел нам сказать автор? (Всё что создала природа- всё красиво. И мы должны это беречь, любить и охранять.)

Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Оборудование: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”. 1 класс; персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, интерактивная доска, учебное пособие, смайлики.

План урока:

I. Организационный момент – 1 минута.
II. Повторение ранее изученного материала
III. Знакомство с новым материалом – 15 минут
IV. Физическая минутка – 2 минуты.
V. Закрепление изученного материала – 9 минут.
VI. Итог урока – 3 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Он весной поёт красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай – ка поскорей,
Что за птичка?

(Соловей)

Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.

(Дятел)

4. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).

Молодцы! Итак, мы разгадали кроссворд и в выделенных квадратиках вы видите тему нашего урока. Какая тема нашего урока?
- Совершенно верно! Тема нашего урока “Звери”. Мы познакомимся с отличительными признаками зверей, то есть, чем они отличаются друг от друга, и разнообразием мира зверей.

III. Основная часть.

Приложение 1. Слайд 3. На слайде изображены животные (щука, аист, кузнечик, корова).

Расскажите, к какой группе относится каждое животное. Какие признаки помогают определить принадлежность к группе?

(Кузнечик – насекомое, у которого есть крылья и шесть ног. Щука – рыба, тело покрыто чешуёй, живёт в воде. Аист – птица, тело покрыто перьями, есть крылья, летает).

Что можно сказать о корове? (Корова – животное).

Расскажите о строении коровы. (У коровы есть голова, шея, туловище, ноги, хвост, тело покрыто шерстью, есть вымя, она даёт молоко).

Вспомните тему нашего урока и назовите, к какой группе относится корова. (Корова относится к группе зверей).

Какой признак помогает определить, что животное относится к группе зверей? (Тело покрыто шерстью, животное даёт молоко).

Давайте проверим свои знания по учебнику. Откройте учебник на стр. 26, внизу страницы рассмотрите строение жирафа.

Учащиеся сравнивают строение жирафа, кота, коровы.

Сделайте вывод. (Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью).
- Что такое шерсть? (Шерсть – это волосяной покров животного, мех).

Теперь рассмотрите иллюстрацию на стр.26 вверху страницы и назовите, какое животное – зверь? (Мышь – это зверь, потому что тело покрыто шерстью).

Мы с вами рассмотрели зверей: жирафа, корову, кота, мышь. По какому признаку можно разделить этих животных на две группы? (На домашних животных и на диких животных).

Сделайте вывод. (К группе зверей относятся как дикие животные, так и домашние животные).

Назовите диких зверей, домашних зверей.

Физическая минутка.

Приложение 1. Слайд 4. Ребятам предлагаются анимации животных, которые двигаются. Необходимо повторять движения за животными.

Приложение 1. Слайд 5. Найдите животных, спрятанных на этом рисунке, и вы узнаете задание.

Учащиеся называют животного, а учитель с помощью карандаша на интерактивной доске обводит ту часть тела, которая принадлежит этому животному.

Ответы: лось, медведь, заяц, белка.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание с изображением зверя.

1-я группа – определите, к какому виду относится животное заяц. По каким признакам определили?
2-я группа – определите, к какому виду относится животное лось. По каким признакам определили?
3-я группа – определите к какому виду относится животное медведь. По каким признакам определили?
4-я группа – определите, к какому виду относится животное белка. По каким признакам определили?

Заслушиваем выступление групп.

Внизу на стр.27 изображён чёрно-белый рисунок. Прочитайте задание к рисунку.

Найдите четырёх зверей, назовите их.

Чтобы правильно раскрасить рисунок, нужно знать, какое время года изображено.

Вспомните времена года.

Какое время года изображено? (Изображено лето).
Почему вы так считаете? (На деревьях изображены листья, медведь гуляет по лесу, зимой он спит).
Какого цвета шерсть у зайца летом? (Летом шерсть у зайца серая, а зимой белая)
Какого цвета шерсть у белки летом? (Летом шерсть у белки рыжая).

Учащиеся самостоятельно раскрашивают рисунок на стр. 27 учебника.

Приложение 1. Слайд 6,7,8. Ребята! Давайте посмотрим видеоролики и скажем, о ком идет речь. (олень, гепард, волк, лиса, тигр, слон, зебра, морж, обезьяна и т.д.)

Что объединяет всех этих животных?

(Эти животные – звери).

Приложение 1. Слайд 9. На слайде изображены летучая мышь, зебра, лев.

Чем питаются звери, представленные на слайде? (Летучая мышь – насекомыми, зебра – растениями, лев – животными.)

Какой вывод можно сделать? (Звери питаются животной и растительной пищей).

Приложение 1. Слайд 10. На слайде изображены ленивец, дельфин, тигр, крот.

Где обитают эти животные? (Ленивец – на деревьях, дельфин – в воде, тигр – на земле, крот – в земле).

Сделайте вывод о питании и обитании зверей. (Звери обитают там, где они приспособились к жизни и могут добывать себе пищу).

От чего зависит строение тела зверя? (Строение тела зверя зависит от места обитания).

Теперь рассмотрим рисунок вверху на стр. 27. Самостоятельно подготовьте ответы на вопросы.

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? Был ли урок для вас интересен? Если да, то поднимите веселый смайлик и объясните чем? Если нет, то поднимите грустный смайлик и объясните почему?