Руслан Байсаров. Бизнес-проекты на перспективу

Биография жизни известного российского бизнесмена Руслана Байсарова родом из Чеченской республики содержит множество неожиданных поворотов. Незаурядные качества личности и характера позволили ему стать не только успешным и состоятельным топ-менеджером, но и сохранить хорошие отношениями с теми, с кем начинал свое становление. К примеру, режиссер Федор Бондарчук признался, что считает Байсарова лучшим другом юности.

Биография будущего успешного предпринимателя начиналась как у любого простого жителя страны. Руслан Сулимович Байсаров появился на свет в августе 1968 года в чеченском селе Пригородное. По происхождению чеченец одного из наиболее уважаемых кланов в республике – хачарой. Родители будущего участника списка Forbes не располагали излишними средствами.

Семья была многодетной, но дружной. Отец Сулим и мать Касират воспитывали всех детей согласно традициям чеченского народа. С детства Сулим с женой прививали детям любовь к труду, ответственность за свои поступки, почитание и уважение старших. Дети сызмальства помогали родителям. Руслан рос активным, смекалистым мальчиком. В компаниях друзей был негласным лидером. Привык с детства зарабатывать «свою копеечку». В одном из интервью Байсаров рассказывал, как продавал яблоки, чтобы заработать деньги.


Образование

Отучившись десять лет в родной школе, парень принял решение поступать в московский вуз, что у него получилось с первого раза. Закончить инженерно-строительный институт не удалось – призвали в ряды вооруженных сил. Отслужив положенный срок, решил не доучиваться в предыдущем вузе и был перезачислен в нефтяной институт на своей родине, в городе Грозном. И только в 1996 году дипломированный инженера-экономист Байсаров возвратился обратно в Москву.

Именно во время студенчества укрепилась врожденная предпринимательская хватка. Руслан Байсаров начал продавать привезенные из-за границы компьютеры. Это занятие помогло заработать первые большие деньги и стало своеобразной предпосылкой будущей деятельности. После Байсаров Руслан поступает в Московский университет. Спустя пару лет завершает обучение в нем магистром социологии.

В 2018 году в результате успешной защиты исследовательской работы в университете МИСиС Руслан Сулимович Байсаров был отмечен кандидатской степенью в области технических наук.

Карьера Руслана Байсарова

Первые шаги в поприще предпринимательства Руслан Байсаров сделал в 1997 году: на заработанные деньги от реализации адаптированной для российского рынка оргтехники основал салон красоты. Тогда же были учреждены ночной клуб, казино, первый в столице ресторан с деликатесами из страны восходящего солнца и парковка. Компания, носившая название «Инфант силвер», была основана в партнерстве с Федором Бондарчуком, который до сих пор является близким другом Байсарова, и с сыном режиссера Никиты Михалкова – Степаном Михалковым. Расположение заведений в центральной части столицы и грамотное их продвижение позволяло получать неплохие доходы.


Бизнес в сфере развлечений стал прибыльным стартапом для будущего известного предпринимателя. В конце 90-х годов он решает изменить вектор приложения своего таланта и уйти в нефтезаправочный сектор. Топливный бизнес получает схожее название «Инфант». Компания перегоняла около полутора тонн черного золота в год на столичном нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивала моторным топливом не только более двух тысяч российских автозаправочных станций, но и созданным под руководством Руслана Байсарова новаторским программным продуктом, обеспечивающим обработку электронных платежей – системы карточек для приобретения бензина водителями компаний с крупными автопарками, среди которых были многие государственные учреждения России.

Успехи и предпринимательская хватка бизнесмена привлекли внимание основных игроков добывающей промышленности. В 1998 году Байсаров был назначен вице-президентом Московской топливной ассоциации, члены которой обеспечивали реализацию более половины от всего объема топливного потребления столичного региона.


Тремя годами позже Руслан Сулимович, оставаясь на том же самом в МНГК, стал еще и вице-президентом Центральной топливной компании (ЦТК), в обязанности которого входило управление всеми крупными активами в топливной сфере столичного региона.

В 2010-М РУСЛАН БАЙСАРОВ ВЫГОДНО ПРОДАЛ ПАКЕТ В SIBIR ENERGY, ОБЛАДАТЕЛЕМ КОТОРОГО СТАЛ ДВУМЯ ГОДАМИ РАНЕЕ, «ГАЗПРОМНЕФТИ». СУММА СДЕЛКИ – 740 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛ.

В 2010 году Байсаров получает еще одно повышение и становится первым вице-президентом ЦТК.

Переворотный момент в карьере Руслана Байсарова наступил через год, когда он объявил об оставлении нефтяной отрасли для того чтобы возглавить свои проекты. И вскоре бизнесмен становится руководителем основанной им Тувинской энергетической промышленной корпорации.

В 2015 году покупает четверть, а в следующем году удваивает свой пакет, доведя его до контрольного, в известной Группе компаний СК Мост.


Активы Руслана Байсарова

В 2018 году журналисты Forbes оценили активы Руслана Байсарова на уровне 900 млн долл., что позволило им сохранить его имя в числе списка двухсот самых богатых людей страны, занимающихся предпринимательской деятельностью.


Дети Руслана Байсарова

У Руслана Байсарова шестеро детей.

Впервые ощутил себя отцом в 1993 году с появлением на свет дочери Камилы в первом браке, который просуществовал недолго.

В 1997 году Руслан Байсаров встретился с Кристиной Орбакайте, дочерью примадонны российского шоу-бизнеса Аллы Пугачевой. Есть свидетельства, что в московской мечети пара прошла свадебный обряд по мусульманскому обычаю.

Через год у Байсарова и Орбакайте появился на свет сын Дени. После расставания родителей мальчик жил с матерью, но был привязан к отцу, часто у него гостил. В 2009 году внимание общественности оказалось прикованным к возникшему спору по поводу местожительства Дени Руслановича. Кристина Орбакайте заявляла, что Руслан Байсаров брал с собой сына во время поездок в Чечню без ее согласия.


Байсаров объяснял, что сын сам захотел пожить с ним, о чем Дени заявил на состоявшейся тогда пресс-конференции. Бывшим супругам удалось прийти к согласию и подписать документ, впоследствии утвержденный судом, согласно которому во время гастролей и мероприятий матери мальчик будет проживать с отцом, когда же отец будет отсутствовать по работе – поедет к маме. Решение принималось на основании показаний мальчика, который признался, что по собственной воле решил остаться с папой. Сейчас совершеннолетний Дени Русланович общается с обоими родителям.

Руслан Байсаров становится многодетным отцом, благодаря появлению сына Илмана в 2003 году и дочери Дали – в 2005-м. Позже Руслан Сулимович стал еще более счастливым с рождением еще двух сыновей Амира и Амина.

В настоящее время Руслан Байсаров женат на Мадине Гайтаевой.

Руслан Байсаров сам участвует в воспитании детей. Особое внимание обращает на их образование, обучение обычаям своего народа. Все свое свободное время отдает своим детям.

Постоянно проживает в Подмосковье.

Руслан Байсаров сегодня


Руслан Байсаров считается наиболее известным представителем бизнес-сообщества Чеченской республики в России. Сейчас бизнесмен целеустремленно развивает деятельность в Республике Тыва, где его компания осваивает угольное месторождение Элегест. Весной 2019 года компания под руководством Руслана Байсарова ТЭПК «Кызыл-Курагино» оформила контракт с Российскими железными дорогами, которые обязуются выступить подрядчиком постройки новой железной дороги, призванной связать Республику Тыва с основными железнодорожными путями Урала и Сибири.

В марте 2019 года в новостях СМИ сообщили о стыковке первой железнодорожной переправы из России (Нижнеленинское) в Китай (Туцзян) через реку Амур специалистами группы компаний СК Мост Руслана Байсарова. В конце мая ГК СК Мост состыковала и первый автодорожный переход – из Благовещенска в Хэйхэ. Длина первого моста вместе с подходами составляет около 5,3 км, второго – 19,9 км.

Крупный российский предприниматель, владелец и гендиректор «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации» (ТЭПК), владелец блокирующего пакета акций и глава совета директоров ГК СК «Мост», которая специализируется на строительстве крупных объектов инфраструктуры. Включен в топ-200 самых богатых бизнесменов РФ в соответствии с версией Forbes.

Детство и юность

Байсаров Руслан Сулимович родился в Чечено-Ингушской АСССР 9 августа 1968 года в семье Сулима и Касират Байсаровых. Его родиной является село Пригородное Грозненского района республики. В открытых источников присутствуют данные о принадлежности семьи будущего предпринимателя к влиятельному чеченскому тейпу Хачарой.

Семья бизнесмена была многодетной и не слишком обеспеченной. По этой причине ему с детских лет приходилось самостоятельно зарабатывать деньги. Возможно, именно это обстоятельство и помогло развитию у него таланта к предпринимательской деятельности. В своих интервью бизнесмен Байсаров рассказывал, что первым его бизнесом стала продажа яблок, которые он приобретал у сторожей в государственных садах. «Дело» не отличалось большим размахом, но положило начало долгому и весьма успешному предпринимательскому пути.

Образование

Получив среднее образование, 16-летний молодой человек решил продолжить учебу в столичном вузе. Уехав в Москву в 1985 году, по настоянию старшего брата Руслан Байсаров стал студентом МИСИ. К этому же периоду относятся первые серьезные шаги в бизнесе: Байсаров Руслан занимался продажей компьютерной техники, подстроенной под пользователей, говорящих на русском языке. Тогда это было новинкой и принесло ему весомую прибыль. В 1986-1988 годах последовала вынужденный тайм-аут, связанный с призывом в армию. После двухгодичной службы он понял, что не готов заниматься строительством, и перешел в Нефтяной институт в Грозном. В 1996 году у него на руках был диплом инженера-экономиста. В 2001 году Байсаров Руслан Сулимович дополнил свои достижения магистерской степенью по социологии в МГУ, а в 2018 году – кандидата технических наук в МИСиС.

Начало карьерного пути Руслана Байсарова

Пилотным серьезным проектом для Байсарова оказался бьюти-салон в Москве. Также он открыл ресторан японской кухни, ночной клуб и казино, на определенном – не слишком продолжительном - этапе погрузившись в развлекательную индустрию. Впоследствии он решил переключиться на кардинально иную сферу, открывающую новые перспективы, и сосредоточился на топливном бизнесе.

2001 – 2004 – вице-президент ОАО «Московская нефтяная компания»

2004 – 2005 – вице-президент ОАО «Центральная топливная компания»

2005 – глава совета директоров ЗАО «МНК-АВТОКАРД»

2005 – вице-президент ОАО «Московская Нефтегазовая компания»

2010 – 2011 – первый вице-президент ОАО «Центральная топливная компания»

2011 – настоящее время – глава ЗАО «ТЭПК»

Успешные проекты

Руслан Байсаров и ТПЭК строят ж/д магистраль «Элегест – Кызыл – Курагино», способную, согласно прогнозам, дать мощный толчок развитию Тувы. Кроме того, ТПЭК осуществляет строительство морского угольного терминала в Хабаровском крае.

В 2015 году Байсаров стал владельцем сначала 25% ГК «Мост», затем - 56%. Эти организации работают над реализацией ряда стройпроектов, многие из которых отличаются большой степенью сложности и связаны со стратегическими интересами РФ. В активе этих компаний – строительство туннеля через Байкал, возведение мостов через Амур, которые соединят российский и китайский берега, подгонка сахалинской ж/д колеи под общий стандарт, постройка объектов порта «Сабетта» в Арктике и т.д.

Также ГК СК «Мост» имеет статус генподрядчика на объектах ОАО «РЖД».

Байсаров сегодня

На сегодняшний день Руслан Сулимович Байсаров постоянно упоминается в прессе, как один из ведущих представителей отечественной бизнес-сферы. Бизнесмен активно ведет инвестиционную деятельность и курирует целый ряд масштабных проектов в различных российских регионах.

Помимо этого, бизнесмен имеет определенные интересы и в области электронной коммерции, которую многие представители бизнес-сообщества склонны недооценивать. В 2016 году сервис PimPay, упрощающий онлайн-торговлю, получил от него крупный заем. В прошлом году услугами этой компании пользовались 2,5 тысячи онлайн-магазинов, каждый месяц отправляющих покупателям сотни тысяч заказов, суммарная стоимость которых оценивается в 3 миллиарда рублей.

Он состоит в топе богатейших россиян-предпринимателей согласно рейтингу Forbes (118 место). В 2018 году его состояние оценивали в $900 миллионов.

Личная жизнь

Что касается личной жизни Байсарова, в текущий момент он состоит в браке. У него шестеро детей, их фото с отцом можно найти в Сети. Старшая из них, дочь от первого брака Камила, появилась на свет в 1993 году. Ранее бизнесмен состоял в незарегистрированном органами ЗАГС, но заключенном по традициям ислама мусульманском союзе с отечественной поп-исполнительницей Кристиной Орбакайте. Их расставание вылилось в крупный скандал, разразившийся из-за спора, под чьей опекой останется их ребенок – Дени Байсаров (родился в 1998 году). В итоге стороны сумели прийти к мировому соглашению, и было решено, что мальчик в период отсутствия одного из родителей должен был оставаться с другим, а в то время, когда и Байсаров, и Орбакайте были на месте, он мог сам выбирать, с кем из них жить.

Известно, что бизнесмен заботится об образовании своих детей и стремится воспитывать их в духе национальных традиций

Факты

Байсаров, как и многие выдающиеся предприниматели, занимается благотворительностью. Одним из наиболее известных эпизодов с его участием стал ужин-аукцион в 2009 году, где собрались люди, желающие помочь больным детям: тогда бизнесмен заплатил 200 000 евро за женскую роль в киноленте Федора Бондарчука. Впоследствии она досталась молодой, но подающей надежды актрисе, а рекорд аукциона по самому дорогому лоту был побит. В общей же сложности за ужин было собрано 600 000 евро, направленные на помощь детям с онкозаболеваниями.

Еще один интересный факт – в 2016 году Байсаров выступил с инициативой о создании онлайн-площадки для торговли по аналогии с Alibaba (Китай), а также предлагал заняться разработкой платежной платформе, которая могла бы составить конкуренцию уже действующим на территории России международным системам, однако Минэкономразвития не оценило эти предложения.

российский бизнесмен, основатель и гендиректор АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (АО «ТЭПК»), владелец контрольного пакета акций группы компаний СК «Мост», специализирующихся на строительстве инфраструктурных объектов. Руслан Байсаров входит в ТОП-200 богатейших бизнесменов России.

Детство, образование

Руслан Сулимович Байсаров родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чечено-Ингушской АССР.

Отец Руслана Байсарова — Сулим Байсаров. Мать предпринимателя — Касират. В биографии Руслана Байсарова в Википедии сообщается, что он принадлежит к одному из самых многочисленных и исконно чеченских тейпов Хачарой. Также известно, что семья Байсаровых была многодетной.

Хотя семья Руслана Байсарова была небогатой, будущий бизнесмен уже в детстве отличался завидной предприимчивостью. В интервью Руслан Сулимович рассказывал, что еще ребенком зарабатывал, продавая яблоки, которые покупал у сторожей в государственных садах. Масштаб небольшой, но начало предпринимательской деятельности, можно сказать, было положено.

После получения среднего образования Руслан Байсаров отправился в Москву. На тот момент ему было всего 16 лет. В столице в 1985 году Руслан Сулимович поступил в Московский инженерно-строительный институт, как он сам вспоминал затем в интервью — по настоянию старшего брата. И тогда же начал бизнес-карьеру, как и другие предприимчивые молодые люди в годы перестройки.

Спустя год Байсарову пришлось сделать временную паузу в бизнесе и образовании, так как в его биографии появилась двухгодичная срочная служба в армии. После этого, как говорится в биографии Руслана Байсарова в Википедии, он перевелся в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Это высшее учебное заведение бизнесмен окончил в 1996 году с дипломом инженера-экономиста.

Но даже став известным предпринимателем и добившись успеха, Руслан Байсаров не перестает учиться. В 2001 году бизнесмен получил степень магистра социологии в МГУ. А совсем недавно, в 2018 году Руслан Сулимович стал кандидатом технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Кто знает, возможно, это не последние ученые степени Байсарова и он захочет получить дополнительное образование еще в каком-то из авторитетных вузов.

Карьера в бизнесе

Карьеру в бизнесе российский предприниматель чеченского происхождения Руслан Байсаров, как и многие другие в 80-е годы, начал с торговли оргтехникой, в частности, продажи компьютеров. В интервью «Ведомостям» Руслан Байсаров рассказывал, что сначала продавал иностранные продукты, печенье, конфеты. «У нас работала большая команда: программисты, ребята со знанием английского языка, которые адаптировали компьютеры для русских пользователей», — вспоминал начало бизнес-карьеры Байсаров.

В биографии Руслана Байсарова на сайте «АиФ» отмечается, что заработанные деньги бизнесмен сперва вложил в развлекательную сферу, открыв салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. Фактически, именно салон красоты стал первым бизнес-проектом Руслана Байсарова, о чем он сам неоднократно рассказывал в интервью.

В Википедии говорится, что в ЦМТ Байсаров открыл первый японский ресторан в России. Также там располагались

  • казино;
  • ночной клуб, который быстро превратился в одно из самых модных мест Москвы того времени;
  • парковка.

Партнерами Руслана стали известный режиссер Федор Бондарчук и актер Степан Михалков, вместе с которыми он создал в 1997 году компанию «Инфант силвер». Кстати, дружбу с Бондарчуком Байсаров пронес через года. Вместе бизнесмен и режиссер занимались благотворительными проектами, о которых будет сказано позднее.

На фото: Руслан Байсаров (Фото: пресс-служба АО «ТЭПК)

Несмотря на успехи в развлекательном бизнесе с ЦМТ, через какое-то время предприниматель решил сменить сферу деятельности на более солидную. Тогда-то в биографии Руслана Байсарова и появился профильный нефтебизнес (напомним, что он получил образование в нефтяном институте в Грозном).

В этой сфере предприниматель также начал стремительно завоевывать позиции. Уже в конце 90-х компания Байсарова «Инфант» довела объемы переработки на Московском нефтеперерабатывающем заводе до впечатляющих 1,5 млн тонн. В биографии бизнесмена на «Дни.ру» говорится, что в числе клиентов компании Руслана Байсарова было не только две тысячи заправок в России, но и госструктуры и другие различные организации.

Этот успех не остался незамеченным и привел к тому, что вскоре после выхода на площадку нефтяного бизнеса Руслан Сулимович Байсаров стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, в которую входило около 50 организаций, суммарно контролировавших 75% топливного рынка Москвы. Судя по всему, организационная деятельность также оказалась подходящей для бизнесмена, потому что тогда же в биографии Руслана Байсарова появилась должность члена совета директоров Российского топливного союза (РТС).

Дальнейший послужной список предпринимателя внушает уважение. В 2001 году Руслан Сулимович стал вице-президентом «Московской нефтяной компании», затем в его биографии были аналогичные посты в таких предприятиях, как «Центральная топливная компания» и «Московская нефтегазовая компания». В 2007 году в карьере Руслана Байсарова появилась должность первого вице-президента МНГК.

Об эффективности Байсарова, как предпринимателя, легко можно судить по тем сделкам, которые освещались в новостях экономики. Например, В 2008 году Руслан Сулимович Байсаров приобрел часть активов Sibir Energy. На тот момент компания владела долей в Московском НПЗ и сетью из 134 АЗС в столице и области. Спустя всего два года его долю выкупила «Газпром нефть», оценив ее в круглую сумму — 740 млн долл, отмечается в Википедии. Вовремя купить актив и не менее вовремя его продать — это, пожалуй, талант, присущий не каждому бизнесмену.

С 2011 года в биографии Руслана Байсарова начался новый и, пожалуй, пока самый насыщенный этап — он занял пост генерального директора ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» или, как говорят сокращенно, ТЭПК. Таким образом, Байсаров совершил не самый очевидный шаг и перешел с нефти на уголь, но это оказалось оправданным решением и позволило бизнесмену выйти на новый уровень. В 2013 году компания приобрела лицензию на разработку крупнейшего Элегестского угольного месторождения в Туве. Запасы этого месторождения оцениваются в 855 млн. т.

На фото: Руслан Байсаров во время рабочего совещания (Фото: пресс-служба АО «ТЭПК»)

При этом ТЭПК не только добывает в регионе сырье, но и активно занимается развитием прилежащей инфраструктуры, вкладываясь в долгосрочные проекты. Планируется, что в Республике Тыва будет построена

  • железнодорожная линия Элегест — Кызыл — Курагино, протяженностью 410 км;
  • горно-обогатительная фабрика мощностью 15 тонн в год;
  • угольный портовый терминал аналогичной мощности в Хабаровском крае, также включенный в комплексный проект.

Все эти объекты, по предварительным оценкам, могут быть введены в эксплуатацию в 2023 году.

Работа продвигается достаточно быстро, поэтому сроки выглядят вполне реальными. Так, в 2018 года было создано АО «ТЭПК «Кызыл — Курагино», которое возглавил Руслан Байсаров. В том же году Федеральное агентство железнодорожного транспорта заключило с этой компанией концессионное соглашение на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожной транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино.

В Минэкономразвития уже называют этот транспортный проект одним из крупнейших в регионе и надеются, что он поможет существенно повысить его привлекательность и улучшить экономику. После выхода железной дороги на проектную мощность по ней можно будет перевозить более 15 млн тонн груза в год.

Возможно, эта работа подтолкнула бизнесмена к тому, чтобы помимо энергетики заняться и строительным бизнесом. В 2015 году Руслан Байсаров приобрел акции крупного строительного концерна — Группы компаний СК Мост. В 2016 году доля Байсарова в данной группе компаний составила 56%, он стал председателем совета директоров АО «УСК Мост».

На фото: Руслан Байсаров на заседании правительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству (Фото: пресс-служба СК «Мост»)

Компании группы занимаются разными строительными проектами, зачастую высокого уровня сложности и стратегического значения для страны. Так, в настоящее время в их активе такой внушительный список проектов федерального уровня, как

  • прокладка Второго Байкальского тоннеля в рамках модернизации БАМа и Транссиба;
  • возведение трансграничных мостов через Амур «Нижнеленинское — Тунцзян» и «Благовещенск — Хэйхэ», которые свяжут Россию с Китаем;
  • переоборудование сахалинской железнодорожной колеи на общероссийский стандарт (да, ее ширина до сих пор отличается от стандартных 1520 мм);
  • строительство объектов морского арктического порта «Сабетта» в рамках проекта «Ямал СПГ» и другие.

На фото: Руслан Байсаров с Джеком Ма (Фото: из личного архива)

Кстати, подразделения Группы компаний СК Мост трудятся и в столице — занимается расширением Московского метрополитена, новые станции которого активно возводятся в последние годы.

Чтобы понять масштабы строительства, достаточно сказать, что только в рамках строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта общий объем дноуглубительных работ составил порядка 70 млн. куб. м. Зато в результате этот порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути, что, в свою очередь, позволит расширить экспорт российского сжиженного газа.

Кроме того, вот уже несколько лет ГК СК Мост выполняет функции генерального подрядчика на объектах ОАО «РЖД» и ведет строительно-ремонтные работы на 13 из 17 железных дорог. Прежде всего, компания занимается мостами — если вам приходилось ехать на поезде через Волгу, Каму, Оку, Самару, Вятку, Дон и другие реки, скорее всего, за их состояние и бесперебойную работу отвечает именно подразделения ГК СК Мост. Кстати, бесперебойную в прямом смысле слова — современные технологии предприятия позволяют вести ремонтные работы без прекращения движения.

На фото: Руслан Байсаров подписывает договор с Олегом Белозеровым (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

Личная жизнь Руслана Байсарова

Русланн Байсаров женат и имеет шестерых детей. Первой женой бизнесмена стала модель Татьяна Ковтун, в браке с которой в 1993 году родилась старшая дочь Байсарова Камила.

В 1997 году бизнесмен познакомился с Кристиной Орбакайте, которая, как вряд ли кто-то в нашей стране не знает, является дочерью Аллы Пугачевой. На тот момент Кристина уже была известной певицей. Этот брак не был оформлен официально, однако пара вступила в союз по канонам ислама в Московской мечети. В 1998 году у супругов родился сын Дени. В 2003 пара рассталась, но, после ряда противоречий сумела прийти к мировому соглашению об опеке над сыном.

В 2003 году у Руслана Байсарова и модели агентства Modus Vivendis Алины Цевиной появился еще один сын — Илман. А в 2005-м, как говорится в биографии в Википедии, от девушки по имени Юлия у Руслана родилась девочка, которую назвали красивым именем Дали.

В 2009 году Руслан Байсаров женился на Мадине Гайтаевой, которая родила ему еще двух сыновей — Амира и Амина. Брак был официально зарегистрирован в селе Ведучи Итум-Калинского района Чеченской республики. Как сообщается в новостях, Мадина окончила факультет экономики и финансов Чеченского государственного университета. Мать девушки работала учителем русского языка и литературы в школе, а отец является бывшим главой местной администрации Октябрьского района.

Доходы, благотворительность

Руслан Байсаров занимается благотворительностью. В 2009 году в рамках благотворительного ужина «Хорошее мероприятие» он приобрел женскую роль в фильме своего друга Федора Бондарчука «Сталинград» за 200 000 евро — сумма стала самой крупной в рамках аукциона, ведущими которого были Андрей Малахов и Николай Басков.

Бондарчук в ответ купил выставленный Байсаровым трехдневный тур в горы Чечни на охоту — за 10 тысяч евро.

Как писали новости, роль в результате получила молодая талантливая актриса. А всего в ходе благотворительного ужина собрали 600 тысяч евро. Деньги пошли на лечение онкобольных детей.

Руслан Байсаров родился в селе Пригородное, Чечня, в многодетной семье. В 1985 году, закончив школу, поступил в Московский инженерно-строительный институт. В период с 1986 по 1988 годы проходил срочную службу в армии, после которой перевелся в Грозненский нефтяной институт имени академика Миллионщикова, который закончил в 1996 году. В 2001 году получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова, а в 2018-м – степень кандидата технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".

ПО ТЕМЕ

Первые проекты и работа в нефтяных компаниях

Из-за того, что семья Байсаровых была не очень обеспеченной, начал думать о заработках с раннего детства. Первые серьезные деньги получил, будучи студентом Московского инженерно-строительного института и продавая компьютеры.

Однако его первым серьезным бизнес-проектом может считаться салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в столице. Там же появились:

    один из первых в стране японских ресторанов,

    ночной клуб

    внешняя парковка.

В конце 1990х годов Байсаров занялся нефтяным бизнесом. Его розничная компания "Инфант" перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Клиентами компании Байсарова были не только две тысячи заправок в России, но и различные бюджетные организации и государственные структуры.

В это же время он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации. В структуру входили более 50 различных организаций, которые в совокупности контролировали 75% объема продаж на топливном рынке столицы.

    С 2001 по 2004 годы Байсаров занимал должность вице-президента ОАО "Московская нефтяная компания".

    С 2004 по 2005 годы он продолжил карьеру в ОАО "Центральная топливная компания".

    Кроме того, в 2005 году занимал пост председателя совета директоров ЗАО "МНК-АВТОКАРД".

    В том же году Байсаров стал вице-президентом ОАО "Московская Нефтегазовая компания". В 2007 году он – первый вице-президент компании.

В 2008 году приобрел права на часть активов нефтяной компании Sibir Energy. Этот пакет он продал "Газпром нефти" за 740 миллионов долларов.

С 2010 по 2011 годы занимал пост первого вице-президента ОАО "Центральная топливная компания", после чего в качестве генерального директора возглавил ЗАО "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация" (ТЭПК).

Основание ТЭПК и строительство первой в Туве железной дороги

В 2013 году ТЭПК получила лицензию на разработку Элегестского месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне. Это крупнейшее месторождение России с запасами в 855 миллионов тонн.

В том же году ТЭПК начала сотрудничать с Русским географическим обществом. Была достигнута договоренность на проведение раскопок на месте строительства железной дороги. По данным археологов, там могли находиться ценные исторические артефакты. Чтобы их сохранить, компания Байсарова стала партнером археолого-географической экспедиции с более чем 700 участниками.

Для реализации правительственного распоряжения в мае прошлого года АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" и государство в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта заключили концессионный договор о создании и использовании объектов железнодорожной инфраструктуры перспективной линии Элегест-Кызыл-Курагино – первой железной дороге в Тыве, которая свяжет республику с Красноярским краем.

В апреле 2019 года "ТЭПК "Кызыл-Курагино" подписало договор с "РЖД". Стороны договорились, что железнодорожный перевозчик станет генподрядчиком строительства ветки от Элегеста через Кызыл до Курагино. В правительстве уверены, что реализация проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири и создаст множество новых рабочих мест.

Обращает на себя внимание и проект комплексной разработки Элегестского месторождения. Концепция включает в себя создание угольного терминала морского порта Ванино.

Инфраструктурные проекты ГК СК "Мост" Руслана Байсарова

Другое детище Байсарова – группа компаний СК "Мост". В 2015 году предприниматель приобрел 25% акций ГК, а спустя год довел свою долю до контрольной – 56% – и возглавил совет директоров.

ГК СК Мост принимает активное участие в реализации важнейших инфраструктурных проектов:

  • Структуры Руслана Байсарова строят первый железнодорожный мост через реку Амур, который соединит российский Дальний Восток с Китаем. В марте 2019 года была завершена часть работ: проведена укрупнительная сборка и монтаж пролетного строения длиной 132 метра, вес которого – более тысячи тонн. Общая протяженность сооружения с подъездными путями превышает семь километров. Ожидается, что мост будет пропускать около 21 миллиона тонн грузов в год.
  • Кроме того, ГК СК Мост участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также задействован в строительстве второго Байкальского тоннеля длиной 6,5 километров. Эксперты транспортной отрасли подчеркивают, что после окончания работ объем перевозок на участке будет увеличен в 2,5 раза.
  • Компания Руслана Байсарова с 2017 года реализует масштабный проект переустройства железной дороги Сахалина с колеи 1067 миллиметров на общесетевую колею, ширина которой составляет 1520 миллиметров. Реконструкция даст возможность повысить объемы перевозимых грузов до восьми миллионов тонн.
  • Помимо прочего, в январе 2019 года ГК СК Мост закончила работы в рамках строительства некоторых объектов морского порта "Сабетта" на арктическом побережье. Он входит в масштабный проект "Ямал СПГ". Новый порт обеспечит навигацию судов-газовозов круглый год.

Компания Байсарова реализует проекты и в столице нашей страны. Так, в конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что СК "Мост" завершила прокладку первого в Москве двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии.

Это участок новой, Некрасовской линии метро от станции "Окская" до "Стахановской". Как отметил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, несмотря на тяжелейшие геологические условия, а также плотную жилую застройку, тоннель построен успешно и в срок.

Личная жизнь

Руслан Байсаров женат, воспитывает шестерых детей – двух дочерей и четырех сыновей. Первой супругой предпринимателя была Татьяна Ковтунова, в браке родилась дочь Камила. В 1997 году Байсаров познакомился с певицей Кристиной Орбакайте, через год появился первый сын Дени. В 2003 году они расстались.

В 2003-м родился сын Илман, в 2005-м – дочь Дали.

В 2009 году бизнесмен женился еще раз, жена родила ему двоих сыновей – Амира и Амина. Девушка является экономистом по образованию.

Участие в благотворительности

Как и многие крупные бизнесмены, Руслан Байсаров принимает участие в благотворительности. По данным СМИ, в 2009 году за 200 тысяч евро для начинающей актрисы он приобрел трехминутную роль в фильме Федора Бондарчука "Сталинград".

Вырученные средства были направлены на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Строитель, нефтяник, промышленник, меценат, да к тому же красивый, умный и богатый мужчина в самом расцвете сил. Мог ли мальчик из чечено-ингушского села Пригородное Руслан Байсаров, приносивший в семью свои первые деньги от продажи садовых яблок, представить, что попадет в список Forbes? Вряд ли.

Но если ты человек с непомерными амбициями, предпринимательской жилкой и огромным желанием пахать днем и ночью, рано или поздно обязательно окажешься в «золотом рейтинге».


Сегодня 51-летний Руслан Сулимович Байсаров (родился 9 августа 1968 года) - гендиректор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) и председатель совета директоров ГК СК Мост, а начинал он свою трудовую деятельность с бизнеса развлекательного. В 1997 году вместе с Федором Бондарчуком и сыном Никиты Михалкова Степаном потомок древнего чеченского рода открыл почти в самом центре Москвы

Салон красоты,
- один из первых в стране японский ресторан,
- игорное заведение
- и ночной клуб.


Деньги на этот проект начинающий бизнесмен заработал, еще учась в Московском инженерно-строительном институте, куда поступил сразу после школы в 1985 году. Серьезный по тем временам капитал студент-первокурсник сколотил, продавая компьютеры, адаптированные под русскоговорящих пользователей.

Прежде чем реализовать в конце 90-х салонно-развлекательный, как сейчас сказали бы стартап, будущий бизнесмен отслужил два года в армии. После срочной службы в столичный вуз Байсаров решил не возвращаться - перевелся из него в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Спустя пять лет дипломированный инженер-экономист увлекся наукой об обществе и на кафедре социологии МГУ получил степень магистра. А в 2018 году Байсаров защитил диссертацию в Московском институте стали и сплавов. Теперь долларовый миллионер - кандидат технических наук.

С начала 2000-х годов Руслан Байсаров пробует себя в «нефтянке» - сначала создает нефтеперерабатывающую компанию «Инфант», которая ежегодно перерабатывала порядка 1,5 миллионов тонн нефти, проставляя бензин на отечественные АЗС и обеспечивая топливом государственные компании, а позже, уже имея солидный предпринимательский бэкграунд, активно участвует в нескольких проектах топливного и нефтегазового секторов.

В разные годы он занимает руководящие должности на:
- Московской топливной ассоциации,
- Московской нефтегазовой компании,
- Московской нефтяной и Центральной топливной компаниях.

В конце «двухтысячных» Руслан Сулимович покупает часть активов компании Sibir Energу, а затем за 740миллионов долларов продает их компании «Газпром нефть».

Семья - залог успеха

Прежде чем перейти к подробностям о том, на чем сосредоточен предприниматель сегодня, стоит сказать, что бизнес для Руслана Байсарова - важная часть его жизни, но он никогда не забывает о своей семье и детях.

У 51-летнего Руслана Сулимовича шестеро детей. Правда, от разных жен.

Первым ребенком в 1993 году стала дочка Камилла. Спустя время молодой человек знакомится с Кристиной Орбакайте, и в 1998 году на свет появляется Дени - старший сын бизнесмена. Позднее пара разошлась. Также предприниматель имеет сына Илмана (родился в 2003 году). Мальчик, как и дочь Камила, воспитываются в семье Байсарова. Вторая дочь - Дали - родилась в 2005 году. В нынешнем браке, со своей землячкой Мадиной Гайтаевой, на которой бизнесмен женился в 2009 году, подрастают сыновья Амир и Амин.

Несмотря на занятость, Байсаров, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих детях, старается как можно больше времени проводить с ними и особое внимание уделяет их культурному воспитанию в национальном духе.

Угольные перспективные проекты и не только

Основная сфера интересов российского бизнесмена сегодня - развитие топливно-энергетического комплекса России и формирование на Дальнем Востоке и в Западной Сибири современной инфраструктуры, без которой, по словам Руслана Байсарова, невозможно налаживать экономические связи между регионами, увеличивать внешнеторговый оборот и расширять инвестиционное сотрудничество.

В 2011 году предприниматель создает собственный проект в Туве, учреждает компанию и сам становится во главе нее, а спустя два года ТЭПК приобретает лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения.

О громадных перспективах разработки Элегеста, как и всего Улуг-Хемского угольного бассейна, частью которого месторождение является, говорили уже давно. Строительство здесь горно-обогатительных предприятий - это прежде всего подъем экономики Тывы и развитие угольной промышленности в республике. А объемы промышленных запасов только одного месторождения предпринимателя огромные - почти 860 миллионов тонн. Кроме того, компания Руслана Байсарова строит не только ГОК, но и в рамках проекта создает инфраструктуру - это терминал для отгрузки угля в одном из российских портов, который планируется построить к 2024 году, а также железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» - между прочим, это первая железная дорога в истории региона. В советское время местные жители не могли об этом и мечтать - было не понятно, как вообще такой проект осуществить в столь сложных условиях. Да и теперь все осознают, насколько трудоемкая предстоит работа. Шутка ли: на 400-километровой магистрали будет проложено восемь тоннелей сквозь горы и построено более сотни мостов. Но главное - богатый ресурсами регион получит доступ к общефедеральной магистрали.

Перспективы от реализации всего угольного проекта для региона огромные: как рассказал Руслан Байсаров, помимо налогов, а они обещают быть весьма внушительными, строительство только железной дороги поможет создать около пяти тысяч рабочих мест. Еще в два раза больше россиян (и это как минимум) будут трудоустроены после возведения горно-обогатительного комбината и выхода предприятия на полную мощность. Связи между регионами укрепятся с появлением дороги.

Чтобы ускорить реализацию проекта, весной 2018 года правительство РФ распорядилось строить дорогу в рамках концессионного соглашения. Его участники - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино», дочерняя структура Байсарова, он же возглавляет компанию - и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, как представитель государства. Через год структура предпринимателя подписала договор с Российскими железными дорогами, которые выступили генподрядчиком строительства ветки. Контролировать процесс назначили министра экономического развития Максима Орешкина, который также отвечает за развитие тувинского региона в целом. По словам инвестора, появление куратора такого уровня и привлечение к проекту РЖД позволит ускорить темпы реализации проекта.

В августе 2019 года стало известно, что на часть документации уже получено экспертное заключение, и компания Байсарова может приступать к непосредственной реализации проекта. Основные работы запланированы на 2020 год. При этом в РЖД предложили рассмотреть возможность увеличения мощности будущей дороги до 27 миллионов тонн и больше. В первоначальном варианте проекта этот показатель составляет примерно вполовину меньше. Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что строительство комбината на Элегесте, а также портового терминала в Ванино в перспективе может получить гарантийную поддержку со стороны государства.

Есть вероятность, что как только перспективный Элегестский проект начнет действовать, финансовые активы Байсарова пойдут вверх, и в престижном рейтинге авторитетного экономического издания он поднимается выше нынешней 187-й строчки. Напомним, благодаря удачным инвестициям в различные отрасли промышленности, последние четыре года успешный предприниматель - неизменный участник списка двухсот самых богатых бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Первый раз он попал в престижный рейтинг в 2014-м. Тогда с состоянием в 900 миллионов долларов один из самых богатых представителей чеченской диаспоры в России занимал 116 место.

Развитие Великого сибирского пути

В середине 2010-х Руслан Сулимович вошел в состав акционеров ГК СК Мост. Тогда бизнесмен стал владельцем блокпакета акций компании, а уже в 2016 году он довел долю до 56%, став контролирующим собственником предприятия. Специализируясь на строительстве и реконструкции мостов, тоннелей и метро, группа компаний сдала в эксплуатацию за 27 лет более двух с половиной тысяч объектов. Лидер в области строительной индустрии успешно реализовала десятки значимых для экономики страны инфраструктурных проектов. Ставший уже знаменитым Русский мост, тоннели в Сочи, проложенные к Зимней Олимпиаде - одни из самых ярких.

Пожалуй, в стране не найдется региона, где хотя бы один мост, транспортная развязка, тоннель или путепровод не были построены компанией Байсарова. Можно сколь угодно долго перечислять реки, чьи берега соединены руками специалистов из ГК СК Мост, железнодорожные и автодорожные тоннели на магистралях по всей стране. С помощью щита-гиганта «Виктория» прокладывали новый участок Московского метрополитена: «Окская» - «Стахановская», а сегодня компания закончила проходческие работы и вышла на «Нижегородской» на Некрасовской линии метро.

Активную деятельность в последнее время компании Руслана Байсарова проводят и в арктическом регионе. Бизнесмен уверен: реализация масштабных «северных» проектов придаст импульс развитию не только приграничных зон в районе Северного полюса, но и всей страны. Так, в конце 2018 года его компания, еще со строительства БАМа имеющая огромный опыт возведения сложных объектов в тяжелых природных условиях, сдала один из своих «арктических» объектов - морской порт Сабетта, через который уже бесперебойно идут отгрузки сжиженного газа, добываемого на Ямале. Через новые терминалы также будет круглогодично проходить существенный объем грузов Северного морского пути.

В настоящее время возглавляемая Байсаровым компания, объединяющая более десятка мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, возводит на Дальнем Востоке через реку Амур два трансграничных мостовых перехода с КНР. Автодорожный мост длиной 1080 метров соединит страны в районе Благовещенска (Амурская область) в декабре 2019 года, железнодорожный - в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) также в конце 2019-го. Протяженность российской части железнодорожного перехода сама по себе небольшая, но вместе с прилегающими подъездными путями ее протяженность составит более пяти километров. Планировалось, что мост будет отрыт для проезда уже в 2019 году. Он обеспечит пропускную способность в 21 миллион тонн грузов в год.

Руслан Байсаров неоднократно отмечал важность совместных с Китаем проектов, которые позволят навести мосты с соседом как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку это поможет интегрировать экономику, прежде всего, Дальнего Востока в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще больше укрепятся и торгово-экономические связи двух стран - участников проекта, а путь до потребителей российской продукции в Юго-Восточной Азии сократиться более чем на 1700 километров. Говоря об особенностях возведения переходов, инвестор отметил, что, к примеру, железнодорожный мост предусматривает прохождение поездов по колеям с разной шириной - 1520 мм для российских и 1435 мм для китайских поездов.

Это не единственные грандиозные проекты ГК СК Мост. С января 2018 года на Сахалине идет модернизация Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. В ходе этого беспрецедентного по своей географической протяженности проекта компания Байсарова реконструирует 53 объекта инфраструктуры, включая несколько десятков мостов. Специалисты отмечают сильную изношенность островной инфраструктуры, и поэтому им приходится возводить мосты, по сути, заново. Темпы модернизации во многом зависят от слаженности их действий, ведь задача компании - подготовить мостовые переходы к прокладке железной дороги с новой колеей. Впрочем, сдавать объекты точно в срок - всегда было конкурентным преимуществом ГК СК Мост. На том же Сахалине компания одновременно строит три десятка мостов. Причем структура Руслана Байсарова подключилась к проекту только в 2018 году - за два года до завершения всех работ. При этом надо было доставить на остров с материка (и это в отсутствии моста) технику, оборудование, материалы. Да к тому же работали только во время технологических перерывов, чтобы не лишать местных жителей привычного для них средства передвижения.

По сути, аналогичная ситуация с проектом прокладки второго Байкальского тоннеля, которая ведется параллельно первой ветке. Строительство в рамках модернизации БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности обеих магистралей также осуществляют структуры Руслана Байсарова. После того, как предприниматель стал основным собственником группы компаний, проходка тоннеля, который уже приобрел статус одного из крупнейших искусственных сооружений в стране, ускорилась, что определенно говорит о бизнесмене, как об эффективном стратегическом инвесторе, способном оперативно решать вопросы с финансированием. Ведь строительство тоннеля - тот еще трудоемкий и потому чрезвычайно затратный процесс - нужно учесть массу нюансов при прохождении скальной породы. Приходится работать в сложных горно-геологических условиях, в сейсмоопасных районах, заботиться об оборудовании, которое часто требует ремонта, потому что постоянное трение о твердую горную породу приводит к износу.

Причем на строительстве специалисты компании Байсарова используют специальный тоннелепроходческий комплекс, прошедший все испытания на ура еще в Сочи при подготовке инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года. Его в компании любовно называют «ветеран», и он даст фору многим молодым, особенно в умелых руках. По словам профессионалов СК Мост, им пришлось пойти на хитрость, чтобы сократить время остановок на ремонт: в проекте предусмотрели через каждые триста метров сбойки между тоннелем и штольней, из-за чего комплекс не приходилось откатывать назад для замены лезвий.

К слову, строительство второй ветки тоннеля на БАМе - можно уже считать историей. Основные работы завершены, по плану, к концу 2019 года по нему должны пройти первые поезда. По сравнению с первым Байкальским тоннелем - это образец современной инфраструктуры: объект оборудован всевозможными датчиками, которые ведут контроль за бесперебойным электроснабжением, безопасностью, вентиляцией. Следить за порядком помогает система видеонаблюдения. После завершения всех работ пропускная способность новых и реконструированных магистралей увеличится в разы. Когда стало понятно, какая важная и необходимая работа проделана, задумались о реконструкции первой ветки.


Благие дела Руслана Байсарова

В декабре 2009 года Руслан Байсаров перечислил серьезную сумму на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Это были двести тысяч евро, которые бизнесмен заплатил за лот, выставленный на одном из благотворительных мероприятий - право на трехминутное появление начинающей актрисы в фильме Бондарчука «Сталинград». Но это лишь малая часть всех благотворительных проектов бизнесмена, попавшая в СМИ. Деятельность в этом направлении предприниматель не афиширует.