Развиваем ребенка в годик. Развиваем ребенка в годик Все ребенок в 1 год играет

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики. Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Питание ребенка в 1 год

Первые полгода после своего рождения малыш питался исключительно грудным молоком или молочными смесями. Затем в его рацион постепенно начали вводить овощные пюре, молочные кашки, паровые котлетки, печенье и прочую «взрослую» пищу. У него появились первые зубы, он научился жевать. Но это не значит, что он готов есть пищу с общего стола.

В 1 год еду для малышей также необходимо готовить отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень – петрушку, укроп, Еда не жарится, а варится, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.

Желудок годовалого малыша имеет небольшие размеры, но организму требуется много энергии. Поэтому ребенка необходимо кормить небольшими порциями, но часто. За сутки – пять раз: завтрак после пробуждения, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь. Примерно через полгода, можно перейти на четырехразовое питание, отказавшись от кормления перед сном. Если у ребенка плохой аппетит, пробудить его поможет яркая посуда, салфетки или красиво оформленная еда в тарелке.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Медицинское наблюдение в 1 год

С самого рождения малыш находится под наблюдением врачей. В основном это участковый педиатр и медсестра, которые следили за его физическим развитием – ростом, весом, делали прививки. Сейчас малыш подрос, ему уже не требуется ежемесячное наблюдение, достаточно будет одного визита в два месяца.

Чтобы не пропустить возможные отклонения в состоянии здоровья, ему рекомендуется сделать УЗИ тазобедренных суставов, брюшной полости, головного мозга и пройти отдельных врачей-специалистов. В годик его обязательно следует показать хирургу-ортопеду, окулисту, невропатологу, отоларингологу. Желательно сделать прививки от краснухи, кори, паротита, сдать общий анализ мочи и крови.

Если ваш ребенок к году еще не говорит, не стоит расстраиваться и принимать этот факт близко к сердцу. Он обязательно заговорит, только чуть позже. Все дети разные и ожидать от них абсолютно одинаковых результатов не следует. Многое зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей и прочих факторов. Поэтому, если сосед по песочнице Вася говорит чуть ли не стихами, а ваш Андрюша или Танечка знает только два слова, не беда. Это никак не отражает умственные способности, и не влияет на будущие отметки в школе.

Не накручивайте себя и не требуйте от ребенка невозможного. Запаситесь терпением и продолжайте его воспитывать и развивать дальше. И помните, что в годик ваш несмышленый непоседа подвержен повышенному риску. Поэтому не оставляйте его ни на минуту одного. Необходимо поднять наверх хрупкие вазочки и статуэтки, чтобы малыш не разбил их и не поранился, спрятать мелкие и острые предметы, лекарственные препараты, а электрические розетки закрыть заглушками.

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка. Масса к 5--6 мес удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на 25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др.

Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость.

Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20--30 мин на 1-м месяце до 3--3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна -- от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч -- к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления.

Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии.

С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств -- быстро устанавливаются связи с внешним миром. На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительных этапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояние понижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы.

На протяжении 1-го жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой.

Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других -- ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой.

К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным.

На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции -- речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого.

На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность -- основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания.

психический познавательный предметный понятийный

На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности.

На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно-психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическим состоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них.

У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот.

Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды.

Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений.

Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.

На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды:

от рождения до 2 1/2--3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3--5 нед);

от 2 1/2--3 до 5--6 мес;

от 5--6 до 9--10 мес;

от 9--10 мес до 1 года

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем координацию и зрение

Игра 1. «Делаем бусы»

Игра направлена на развитие координации движений обеих рук, а также совершенствование зрительно-моторной координации.

Вам понадобятся

10 крупных бусин (колёсиков от пирамидки или любых других деталей со сквозным отверстием), толстая леска или проволока, непрозрачный пакет.

План игры

1. Сложите бусины в пакет и сядьте рядом с ребёнком, положив пакет за собой. 2. Покажите малышу леску, достаньте одну из бусин и медленно нанижите её на леску. 3. Достаньте из пакета вторую бусину и предложите ребёнку сделать то же самое. 4. Когда все бусины окажутся на леске, завяжите концы узлом и наденьте на шею ребёнка. Выразите своё восхищение получившимся украшением.

Родителям на заметку

1. Если ребёнку понравится игра, можно постепенно уменьшать размер бусин для развития ловкости рук. 2. Не оставляйте малыша без присмотра с готовыми бусами, чтобы он не причинил себе вред, пытаясь надеть или снять их. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Позади первый день рожденья малыша. Всего за 12 месяцев кроха из беспомощного свертка, который принесли из роддома, превратился во вполне самостоятельного человека со своим характером и привычками.

В этот период дети растут и набирают вес неравномерно, приблизительно 100-300 г и 1,0-1,2 см в месяц. К полутора годам мальчики весят 9,8-12,2 кг при росте 79,6-85,0 см, соответствующие показатели для девочек: 9,1-11,6 кг и 77,8-83,6 см*. Меняются пропорции детского тела: ручки и ножки постепенно становятся длиннее, живот становится более плоским. Все дети разные: высокие и не очень, пухленькие и худые. Главным показателем физического здоровья ребенка в этом возрасте является не количество набранных килограммов и сантиметров, а стабильное развитие.

В возрасте одного года большинство детей уверенно передвигаются по дому, держась за опору, многие начинают ходить самостоятельно. К полутора годам малыши начнут бегать и даже играть в «футбол»: катать мяч, пинать его ногами и бросать вперед или вверх.

Ребенок продолжает с интересом исследовать окружающий мир, особенно теперь, когда для этого появилось больше возможностей. Он может забраться на ранее недоступные вершины с помощью стула или кресла.

Игры с предметами становятся сложнее. Теперь маленькому экспериментатору необходимо узнать, можно ли разделить предмет на составные части Если не получиться разделить на части игрушку руками, он может бросить ее на пол - так она точно развалится на куски. Разбирать пирамиду из кубиков на части, а потом пытаться снова собрать ее в одно целое, - одно из любимых занятий малыша в этом возрасте.

Развиваются детское зрение и слух: дети хорошо различают мелкие предметы и лучше видят вдаль. Повышается глубина восприятия - способность воспринимать предметы «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития всех органов чувств детям необходима смена впечатлений.

К одному году многие дети уже умело подражали речи взрослых, теперь этот навык продолжает совершенствоваться: малыши более свободно владеют интонацией, активно помогают себе жестами, произносят практически все звуки по отдельности, а некоторые по слогам. Растет словарный запас ребенка – то есть количество тех слов, значение которых он хорошо понимает. Ребенок этого возраста уже способен выполнять сложные просьбы, состоящие из нескольких этапов: «Подойди к папе, возьми у него книжку, принеси ее маме». Он знает всех членов семьи по имени и может найти их на фотографии.

В полтора года малыш активно использует для общения несколько слов и правильно отвечает на простые вопросы, указывая на части тела, предметы и людей вокруг. Однако связной и понятной взрослому человеку речи еще нет: малыши продолжают «лопотать» на особом детском языке, понять который способны только любящие родители и близкие. А вот выражать свои эмоции мимикой и жестами малыш умеет в совершенстве, так, что каждому станет понятно, что именно в данный момент хочет ваш ребенок.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Годовалые дети активно стремятся к самостоятельности: они сами решают, куда им отправиться и какую игрушку взять. При этом, малыши стараются проявить независимость, поступая наперекор пожеланиям и просьбам взрослых. Слово «нет» в этот период может вызвать у малыша негативную реакцию, вплоть до истерики. Придется маме с папой запастись терпением и позволить малышу «самоутвердиться» и расширить личные границы.

Новые «неприятные» особенности в поведении малышей в этом возрасте часто связывают с «кризисом первого года». Научившись ходить и говорить (хоть и на своем, особенном, языке) ребенок пытается осознать свое место в мире и уже не чувствует такой неразрывной связи с родителями, как раньше. Быть самостоятельным не так-то легко: малыш хочет достать игрушку с полки, но не может до нее дотянуться; он хочет сказать, что ему не нравятся эти штанишки, но не может подобрать слова; он хочет добежать до горки без помощи мамы, но не слушаются его и он падает. Стоит ли удивляться тому, что столкнувшийся с таким несоответствием своих желаний и возможностей ребенок начинает капризничать, может неожиданно закричать или повести себя агрессивно.

Проявляя «характер», дети в этом возрасте все же остаются «малышами». Им по-прежнему необходимо чувствовать опеку и защиту родителей, чтобы ощущать себя в безопасности. Прикосновения и объятия помогут повзрослевшему малышу почувствовать родительскую любовь и заботу. Всегда будьте готовы поддержать ребенка: малыш может заниматься «строительством» или «наведением порядка» в своем ящике с игрушками в одиночестве, но ему необходимо знать, что мама недалеко и сразу придет на помощь, если он испугается или упадет.

Для того, чтобы добиться желаемого от взрослых, в арсенале ребенка постепенно накапливается множество способов, от улыбки и объятий, до хныканья, крика и плача. Малыш постоянно экспериментирует, пытаясь понять, как лучше привлечь к себе внимание, и какие способы поведения вызывают позитивную реакцию у мамы и папы. Например, ребенок быстро понимает, что в общении с родителями плач «делу не поможет», а бабушка или дедушка скорее выполнят просьбу, если громко заплакать.

Ближе к полутора годам дети с удовольствием копируют сложное поведение взрослых, в том числе выполнение обычной домашней работы. Хотя гудение пылесоса может вызывать у малыша тревогу (громкие звуки в этом возрасте начинают ассоциироваться с опасностью), он скоро забудет о своем страхе, помогая маме водить щеткой по ковру. А мытье посуды и вовсе станет его заветной мечтой, ведь большинство детей обожают возиться с водой.

В этом возрасте большинство детей не сразу готовы к активной социализации. Поначалу им не нравится находиться в компании незнакомых взрослых или играть с другими детьми. Малыш активно отстаивает свою территорию, не желая делить внимание родителей и свои игрушки с посторонними. Постепенно кроха учится взаимодействовать с окружающим миром, проявляя особенности своего характера и поведения. Ребенку будет интересно поиграть с детьми постарше, которым можно подражать. Они возьмут на себя роль лидера и на собственном примере продемонстрируют, как лучше играть в компании. Общение с ровесниками проходит по другому сценарию: вначале малыши могут просто играть рядом, потом начинают повторять определенные действия друг за другом. Привыкнув, они могут обменяться игрушками, или отнимать их друг у друга, внимательно наблюдая за реакцией ровесника.

Питание

Детям в этом возрасте нравится находиться за общим столом в компании мамы и папы. Старайтесь чаще устраивать «семейные» приемы пищи: подражая взрослым, ребенок быстрее учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и «взрослой» посудой. Для безопасности и удобства малыша, обязательно сажайте его на специальный стульчик.

Темпы роста детей к полутора годам замедляются, что может привести к снижению аппетита и интереса к новой пище. Могут измениться и вкусовые предпочтения вашего малыша, о чем он вполне убедительно сообщит вам жестами и мимикой. Не стоит игнорировать его пожелания. Если какие-либо продукты и блюда ему совсем не по вкусу, попробуйте заменить их другими, содержащими те же витамины и полезные вещества. Детские предпочтения в еде могут меняться. Если в год ребенок отказывался даже попробовать рыбу, то в полтора рыбные котлеты могут стать его любимым лакомством.

К полутора годам малыш обычно привыкает к «взрослому» режиму питания, который включает завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно кормить ребенка в одно и то же время, чтобы промежутки между приемами пищи были примерно одинаковыми.

На втором году жизни дети могут есть практически любую взрослую пищу, однако, ее обязательно нужно измельчать. Домашнюю еду можно сочетать с детским питанием промышленного производства. По возможности, продолжайте грудное вскармливание. Материнское молоко помогает пищеварительной системе малыша.

Подвижных детей нельзя ограничивать в питье. Для утоления жажды отлично подойдет кипяченая вода или некрепкий чай. Травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, успокаивают и способствуют нормализации пищеварения.

Чтобы предотвратить появление аллергии, ограничивайте количество натуральных специй в пище малыша и избегайте искусственных добавок. Какао или другие напитки на основе шоколада включать в рацион ребенка пока рано. Булочки, печенья, пироги из дрожжевого теста, вафли и мороженное также не лучшее угощение для детей младше 18 месяцев. Идеальный десерт для маленького сластены – фруктовый салат, заправленный йогуртом, или мусс на основе манной крупы с фруктами и ягодами.

Супы и вторые блюда для годовалых детей лучше готовить на пару или варить.

Уход за ребенком

В этом возрасте детям необходима большая физическая нагрузка, чем прежде. Предоставьте ребенку возможность ползать, ходить, бегать и прыгать до тех пор, пока он не устанет.

Вам придется чаще купать малыша, ведь он активно исследует мир: с удовольствием стоит в луже, пробует на вкус землю и старается погладить любое животное, которое попадется ему на пути. Обратите внимание на состояние кожи после купания. При необходимости воспользуйтесь увлажняющими средствами или средствами против потницы.

Пока ребенок учится ходить и бегать, будьте готовы к синякам и ссадинам: запаситесь пластырем с веселыми «детскими» картинками, дезинфицирующими средствами и гелем от ушибов. Не переживайте, совсем скоро ваш малыш научится твердо стоять на ногах!

Превратите уход за волосами в веселую игру. Причешите вместе с малышом куклу. Поняв, как обращаться с расческой, ребенок охотно причешет и куклу, и папу, и маму. Если, именно мама - главный детский стилист, пощелкайте ножницами рядом с волосами куклы, чтобы доказать, что это совсем не больно. Поход в парикмахерскую для мальчика может стать частью особого “мужского” ритуала, ведь папа тоже должен стричь волосы.

Отправляясь на плановый осмотр к врачу, заранее подготовьте список вопросов, по которым хотите получить консультацию: режим сна, развитие речи, рост и вес, особенности поведения и т.д.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В период от года до полутора лет малыши стремительно расширяют границы своего мира, совершенствуя двигательные навыки. Поощряйте стремление ребенка к физической активности и исследованиям. Обеспечьте ему безопасное пространство для игр и возможность самостоятельно его трансформировать. Для хранения игрушек можно использовать легкие ящики на колесиках, корзинки и коробки, которые легко можно подвинуть или перевернуть.

Ваш малыш учится продумывать свои действия наперед, чтобы добиться желаемого: например использовать подручные предметы, чтобы залезть повыше и достать интересную игрушку. Поставьте в его комнате стульчик, скамеечку или маленькую лесенку с двумя ступеньками, чтобы он мог сам пододвинуть их к комоду, на котором лежит интересная книжка или сидит плюшевый медведь.

Для развития зрения ребенку необходима цветовая стимуляция. Используйте разноцветные игрушки и книжки с картинками, цветные детали в интерьере детской комнаты и детскую одежду ярких цветов. Развитию цветного зрения также способствуют регулярные прогулки на улице.

Малыш с удовольствием будет собирать кубики в коробку, стараясь придать им правильную форму, а потом высыплет все на пол, чтобы начать процесс заново.

Игра в «матрешку» надолго увлечет маленького исследователя. Вместо куклы-матрешки можно использовать картонные коробки разного размера. В самую маленькую коробочку положите приз - кусочек печенья или виноградину без косточек.

Мягкие цветные карандаши или мелки - великолепный подарок для будущего художника. Малыш с удовольствием будет изучать интересное свойство предметов - способность оставлять цветные следы на бумаге (или одежде и обоях).

Старый дедушкин бумажник, ненужная связка ключей и мамина сумочка могут стать спасением для родителей в дождливый день. Активный малыш охотно попытается вести себя «как взрослый» и использовать эти «сокровища» по назначению: вставить ключ в замочную скважину, проверить, сколько отделений в бумажнике, поместиться ли он в сумочку и т.д.

Песок - отличный объект для изучения. Если погода не позволяет поиграть в песочнице - не беда. Постелите на пол клеенку, приготовьте пластмассовое сито и песок. Покажите малышу, что если поднимать сито на разную высоту, то лучше видно, как сквозь дырочки сыпется песок. Вместо песка можно воспользоваться обыкновенной манной крупой.

Знакомьте малыша с новыми словами и понятиями не только в процессе игры, но и во время еды, одевания, купания и других ежедневных совместных действий. Пробуя новые блюда и продукты, описывайте вслух вкусы и запахи. Собираясь на прогулку, спросите малыша, какие носки он предпочитает - синие или красные, хочет ли взять с собой лопатку или другую игрушку. Если вы зашли в магазин, четко проговаривайте названия всех покупаемых товаров и «советуйтесь» с ребенком, выбирая яблоки или сорт молока. Поднимаясь с малышом по лестнице, не забывайте вслух считать ступеньки, а на прогулке каждый раз обсуждайте погоду и явления природы.

Не огорчайтесь, если занятия с ребенком не дают мгновенного результата. Самое главное, чтобы вам с малышом было весело и интересно. Ребенок, как губка, впитывает всю полученную информацию и однажды удивит маму тем, что в нужном месте произнесет слово “гуси”, слушая любимый стишок.

Сон

Полноценный сон необходим для физического и эмоционального здоровья ребенка. Режим и количество дневных снов могут быть разными и зависят от активности малыша, однако, важно соблюдать распорядок дня. Примерный режим сна для малышей от года до полутора лет: ночной сон - 10-11 часов, первый дневной сон – около 2-2,5 часов, второй дневной сон – 1,5 часа*. Дети легче соглашаются поспать днем и быстрее успокаиваются вечером, если укладывать их в одно и то же время каждый день, соблюдая определенный ритуал. Как бы вы ни укутывали малыша перед сном, ночью он обязательно скинет с себя одеяльце. Оденьте на маленького непоседу теплую пижаму.

Даже если уставший за день малыш быстро успокоился и заснул вечером, это не значит, что родителям можно расслабиться до утра. В этом возрасте дети часто просыпаются ночью и не могут заснуть снова без помощи мамы или папы. Какой бы способ вы ни выбрали, чтобы усыпить ребенка, не забывайте, что он должен быть достаточно универсален. Малыш наверняка потребует повторения в следующий раз, когда не сможет заснуть. Получив от мамы глоточек воды и кусочек печенья, он вряд ли успокоится, пока не подкрепится, проснувшись в очередной раз среди ночи.

Ребенок чувствует себя в безопасности, если знает, чего ожидать. Неутомимый исследователь всего нового в течение дня, вечером он превращается в завзятого консерватора, сопротивляясь любым изменениям в привычном порядке вещей. Поэтому, хотя годовалые дети еще не испытывают страха перед темнотой, они не смогут спокойно заснуть в темной комнате, если привыкли к свету ночника. Если малыш привык засыпать под тихую музыку, то ночная тишина только смутит его сон.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Дом, в котором растет ребенок, меняется вместе с малышом. Хрупкие и опасные предметы спрятаны в труднодоступных местах, двери и ящики в шкафах и комодах теперь могут открыть только взрослые, а в комнате, где живет и играет малыш, нет острых углов.

К году дети начинают самостоятельно перемещаться по всему дому. Поставьте специальные дверки-решетки, преграждая ребенку путь к опасному месту – лестнице, двери в чулан или на балкон. Проверьте ручки и задвижки на окнах: они должны быть снабжены защитным механизмом, чтобы ребенок не смог открыть окно самостоятельно.

Годовалые дети уже умеют поднимать и бросать достаточно большие и тяжелые предметы, а к полутора годам сооружают лесенки из любых подручных материалов, чтобы забраться повыше. Обязательно проверьте на прочность ящики и коробки для игрушек, а также все крупные игрушки.

Если вы регулярно путешествуете с малышом на автомобиле, позаботьтесь о том, чтобы размер и тип детского автокресла соответствовал росту и весу вашего ребенка.

Малыш после года становится крепким физически, в эмоциональном и психологическом плане он также делает большой рывок. Если в семье растет ребенок (1 год и два месяца), развитие его, конечно же, волнует обоих родителей.

Рост и вес малыша

Что касается этих параметров, то они будут зависеть от массы факторов и, прежде всего, от пола и наследственности малыша. Девочки уступают мальчикам по весу. Телосложение детей, чьи мама и папа отличаются хрупким видом, также будет уступать телосложению сверстников, чьи родители выглядят крупнее. Тем не менее никто не отменял усредненных показателей физиологического развития ребенка в 1 год и 2 месяца. Остановимся на них.

Рост ребенка должен достигать отметки в 74-82 сантиметра. Если родители упустили из виду, то врач на приеме обязательно напомнит, что весить он должен 10-13 килограмм. Убедитесь, что при измерении грудной клетки ее окружность составит 48-51 сантиметр. Берется во внимание и окружность головы. Этот показатель может колебаться от 46 до 48 сантиметров.

При наличии отклонений в ту или иную сторону не стоит сразу тревожиться. Ведь ко всем показателям нужно подходить индивидуально, ориентируясь на вышеприведенные факторы.

Уровень общего развития

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца (рост, вес его мы обсудили выше) - вопрос очень животрепещущий для родителей. На этом возрастном этапе наблюдается заметное укрепление детской мускулатуры. Это позволяет многим детям уверенно стоять на ногах и осваивать ходьбу с поддержкой на опору. Можно заметить совершенствование двигательных навыков малыша. Ему вполне удается управлять собственным телом, то же самое касается и движений: осваиваются наклоны, приседания, преодолеваются маленькие препятствия. Например, он уже способен взобраться на любимый папин диван и спуститься с него.

Умения и навыки

Итак, мы говорим о развитии ребенка в 1 год и 2 месяца. Что должен уметь кроха, перечислим по пунктам. Оговоримся, что происходит закрепление предыдущих навыков и приобретение новых. Каждый день приносит крохе постижение и освоение новых умений.

  • Во время передвижения по квартире малютке не нужна помощь и рука взрослых.
  • Разглядывание иллюстраций в детских книгах вызывает у него неподдельный интерес.

  • Малыш осваивает звукоподражание животным, в его словарном запасе появляются слоги, обозначающие слова (еду он называет «ням», маму - «ма», корову - "ка").
  • Ребенок уже может управиться с игрушками большого размера и прекрасно понимает, каким образом их использовать в игре.
  • При необходимости он обращается к маме с просьбой поиграть с ним в какую-либо игру. Так складывается развитие ребенка в год 2 месяца.
  • Разбирается в домашних предметах и их назначении, управляется с простыми действиями (переключением телевизора, закрытием или открытием дверц шкафа).
  • Малышу нравится энергично подражать действиям окружающих (прикладывать сотовый телефон к уху, расчесываться).
  • Он понимает по голосу, когда к нему обращаются родители или другие близкие люди, а когда незнакомые.
  • Проявляемые желания может соотнести с теми предметами, которые окружают (так, испытывая голод, покажет на холодильник).

Мы продолжаем разговор про развитие ребенка в 1 год и 2 месяца.Маленькому человечку нравится показывать свои умения взрослым. Для него, как никогда, важно одобрение. Поэтому непременно хвалите малютку за его достижения. Каждый ребенок уникален, кому-то несложно справиться со всеми этими действиями в годик и два месяца, а кому-то требуется больше времени на их освоение.

Особенности психо-эмоциональной сферы

Мы говорим про правильное развитие ребенка, 1 год и 2 месяца которому уже исполнилось. Это тот возраст, когда большое значение придается игре. На нее уходит большая часть его времени. Происходит увеличение физической активности крохи, возрастание интереса к активной игровой деятельности. Родители, помня об этой особенности развития, без труда и лишних слез могут отвлечь малыша от какого-либо запретного, нежелательного занятия, например, подбросив кверху мяч.

Но из-за этой высокой активности взрослые находятся в постоянном беспокойстве. Ведь ребенок исследует все, что попадается ему на глаза. Так, излюбленное занятие - открывание шкафов и выкатывание ящиков - заканчивается тем, что все их содержимое оказывается рассыпанным по полу. Значит, нужно быть внимательными, чтобы мелкие предметы не оказались в детских руках.

Преобладающее слово

Давая характеристику данному этапу, его можно обозначить как этап отрицания и негативизма. Обычным поведением ребенка становится резкое реагирование и отклонение всех просьб, поступающих от взрослых. Преобладающим словом оказывается слово «нет». Это не повод для опасений и беспокойства. Такой процесс является нормальным, когда идет становление и развитие маленького человека. Терпение и выдержка - без этих качеств не обойтись родителям в этот период.

Ребенок 1 год 2 месяца: развитие речи

Происходит значительное увеличение словарного запаса малыша. В основном это касается пассивной лексики. Ребенок способен понять все большее количество слов, показать в книгах зверей и различные предметы. Общее количество слов, произносимых детьми в четырнадцать месяцев, достигает десяти. Обычно это одно- либо двусложные слова. Для многих предметов и действий они используют собственные названия, опираясь на их основные свойства. Если у ребенка не получается проговорить слово полностью, он обходится повтором лишь ударного слога.

Особенности питания

Рацион должен отличаться разнообразием. У многих детей еще сохраняется грудное вскармливание. По последним советам педиатров, отлучение от груди ребенка лучше планировать к двум годам. Детское меню включает большую часть «взрослых» продуктов. Здесь есть и коровье молоко, оно должно быть разбавленным. По мнению некоторых педиатров, допустимо кормить малыша адаптированными смесями, предназначенными для детей от года до трех лет. Нужно помнить о кисломолочных продуктах, благодаря им не будет проблем в состоянии кишечной флоры и пищеварении.

Важная роль в меню должна быть отведена кашам. Если нет времени на их приготовление в жидком виде, то допускается кормление хорошо разваренными крупами. Супы или гарниры к мясным кушаньям должны содержать овощи. Основными протеиновыми продуктами для детей являются мясо, яйца, творог, рыба. Непременно должны присутствовать фрукты. Допускается кормление цитрусовыми в небольшом объеме. Хотя важнее, чтобы ребенок получал яблоки, груши, ягоду. Важно помнить, что клубника - это сильный аллерген. Виноград вызывает брожение в животике. Овощи допускаются почти все, осторожнее лишь нужно отнестись к бобовым. Они являются усилителями газообразования. Надеемся, что проблем с питанием ребенка 1 года 2 месяцев (развитие малыша во многом и от него зависит) у вас не возникнет.

Режим сна

Необходимо строить с учетом того, что ребенок спит два раза в течение дня. Длительность первого сна должна быть продолжительнее второго. Некоторым детям удается уснуть лишь один раз. Поэтому если малыш, поспав два раза, с большим трудом ложится спать вечером, не может оторваться от игр долгое время, попытайтесь отправлять его в кровать лишь один раз.

Важно помнить о прогулках. В теплое время родителям нужно строить так распорядок дня, чтобы побывать с ребенком на улице два раза. Прогулки должны длиться два-три часа. В зимнее время продолжительность пребывания на улице, конечно же, сокращается и составит один час. Полезны прогулки перед сном, пусть это будет хоть полчаса. Дети в этом возрасте уже практически не засыпают на улице. Нормальное состояние для них - активно играть, бегать, когда их везут в коляске, они внимательно смотрят на все, происходящее вокруг.

Очень интересно наблюдать, как происходит развитие ребенка в 1 год и 2 месяца.Преобладающий вид деятельности - игровой. Принуждение к чему-либо может обернуться угасанием интереса к обучению. Предоставьте крохе возможность для самостоятельных игр. Пусть он научится взаимодействовать и манипулировать с разнообразными предметами. Запаситесь кубиками, матрешками, конструкторами, пирамидками. Кубики пойдут на строительство башенок, домиков. Играя с матрешками, колпачками, дети уясняют сопоставление размеров предметов, их соотношение. Подобное занятие положительно сказывается на развитии эмоциональной и сенсорной сфер крохи. Полезно устраивать для него маленькие инсценировки. Достаточно показать, как загружаются в машину кубики из наборов "Лего", перевозятся на другое место и разгружаются. Как зайчонок гостит у медвежонка, а уточка плавает в реке. Пройдет немного времени, и вы будете с умилением наблюдать, как ваше чадо играет самостоятельно и увлеченно. В итоге его воображение будет развиваться, а также малыш будет готов к совершению сложных действий.

Помните, что развитие ребенка в 1 год и 2 месяца индивидуально. По своим навыкам он может опережать либо наоборот отставать от сверстников. На то, как будет происходить развитие, влияет интенсивность занятий, природные способности крохи, его активность, пол и даже вес. Обычно на усвоение новых навыков требуется несколько дней. И совсем скоро возможно изменение ситуации, и по многим параметрам ваш малыш окажется впереди сверстников.

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Показатели годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 - суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 - творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 - картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 - грудное молоко или кефир.
Просмотров: 27884 .