Фехтование рапира шпага сабля в чем отличие. Фехтование

Когда стали популярными стальные доспехи, рубящие удары на которые практически не имели никакого воздействия, колющие удары все еще были актуальными. Такими ударами можно было пробивать сочленения в латах и прочие слабые места в защитном снаряжении. Мечи начали становиться все более узкими и тонкими и превращаться из рубяще-колющих в колюще-рубящие.

В связи с тем, что боевые мечи вследствие большой массы были малопригодными для повседневной носки, то дворянство, при появлении во дворе, пользовалось облегченными парадными либо церемониальными мечами. В том числе и шпагами, облегченные разновидности которых в конце XV столетия назывались в Испании - espadas roperas. В итоге испанская шпага переводилась как «меч для одеяния», т. е. не для доспехов. В результате какая-то часть этого названия перешла во многие языки как рапира.

Предоставленный вид оружия, был довольно легкий, чтобы его постоянно носить. Кроме того, в экстремальных ситуациях они были эффективным защитным, а тем более атакующим оружием. Бой на шпагах был молниеносным. К нему не требовалось доспехов и щитов и благодаря всему этому, оружие было широко распространено. И тогда начали разделять шпаги, они стали гражданскими и боевыми.

Сначала шпаги отличались только по весу. Это при том, что длина их лезвий была немногим более одного метра. В течение XVI-XVIII столетий боевыми шпагами пользовались преимущественно кавалеристы и офицеры, однако со временем их начали вытеснять сабли и палаши. Тогда как гражданские шпаги, в течение XV-XVII столетий разнились от боевых только по весу и более узким клинкам. Некоторые эксперты считают, что это и были длинные заточенные рапиры.

Однако с середины XVII столетия во Франции начали появляться короткие гражданские шпаги. Из-за небольшого веса оружия обеспечивалось более быстрое фехтование на шпагах. В результате это повлекло за собой вытеснение гражданских шпаг, которые были немного длиннее. Облегченность веса была достигнута не одним лишь уменьшением длины клинков, но еще и тем, что граненые клинки при меньшем весе обеспечивались большей жесткостью, чем клинки с наличием лезвий.

Сначала клинки коротких граненых шпаг обладали шестигранными формами и имели долы. Однако к началу 70-х годов XVII столетия появились трехгранные формы с долами, которые весьма продолжительное время сосуществовали с шестигранными шпагами. Первоначально трехгранные клинки были весьма широкими у оснований, классические узкие понемногу сужающиеся формы они приобрели при Наполеоне.

В шестигранных клинках долы считались необязательным элементом. Так у немецких и голландских шестигранных клинков появились у основания клинков широкие усиленные зоны. Они предназначались для приема ударов от более тяжелых видов вооружения. Тем не менее, не у всех коротких шпаг была огранка. В частности, итальянские клинки коротких шпаг обладали двумя лезвиями, а отличались от рапир только своими размерам. По уставу, английские клинки в коротких шпагах должны быть с одним лезвием, аналогичным эспадронам.

Короткие граненые шпаги быстро распространялись благодаря шведскому наемнику графу Филиппу Кристофу фон Кенигсмарку. Ему отводилась настолько значимая роль, что сами французы считали его изобретателем этого вида оружия, а саму шпагу назвали Colichemarde.

Однако изыскания, проведенные Эвартом Оэйкшотом, продемонстрировали, что эта разновидность шпаг появилась у французов еще до рождения графа. Как бы там ни было, но с Наполеоном эволюционирование шпаг подошло к концу. Ни как боевым, ни как гражданским оружием их уже не использовали. Дальнейшее развитие шпаг продолжилось с развитием их в качестве спортивного оружия. Многими спортсменами и сейчас практикуется тренировка на шпагах.

О термине «Шпага»

Первоначально шпаги не воспринимались в качестве отдельного вида оружия. В большинстве европейских языков слово «меч» звучало как: espada, spada, epee, sword. И лишь по-немецки они назывались Degen. Однако даже в нем к боевым шпагам нередко добавлялись эпитеты типа Reitschwert. Что в буквальном переводе звучало как «рейтарские» мечи или мечи всадников.

В Западноевропейских странах шпаги начали распространяться в XVI столетии, где стали оружием дворянства. В начале XVI столетия к холодному оружию относились еще как к господствующему. Однако самыми распространенными были те разновидности, которыми быстро наносились уколы, ведь обладатели доспехов легче поражались, проникновением острия клинка в щелях между пластин.

Сначала шпаги были приспособлены, чтобы наносить колющие и рубящие удары. Эфесы у шпаг обычно были симметричными. Имелась сильная защита руки. Формы клинков шпаг многократно менялись, были гранеными и снова плоскими, получали по одному лезвию и тупому обуху.

В начальные периоды шпаги были двух видов: кавалерийскими и пехотными. У кавалеристов были длинные и тяжелые седельные шпаги, преобразовавшиеся позже в палаши. Первые палаши назывались валлонскими шпагами. У пехоты были распространены более короткие и легкие шпаги, схожие с рапирами или бреттами, у которых в качестве гард были полукруглые чашки. Пехотные шпаги стали исключительно колющими и были популярными по всей Европе. Тем не менее, предпринимались шаги по приспособлению их и для нанесения рубящих ударов. Венецианские варианты колюще-рубящих шпаг назывались чиавонами.

Русские шпаги появились в XVII столетии в рейтарских и копейщицких полках. С 1708 года Петр I вооружал шпагами всех пехотинцев. С 1741 года у рядовых пехотинцев прямые шпаги заменили на полусабли. Шпаги остались лишь у офицерского состава и у гвардейских мушкетеров. В XVII-XVIII столетиях у русских шпаг были обоюдоострые клинки, в XIX столетии клинки стали однолезвийными, с широкими долами. В XVIII столетии шпаги с однолезвийными клинками были в качестве исключения у рядовых в гвардейских полках.

Эфесы российских шпаг в основном были медными, а у офицеров золочеными. Оружие носили на портупеях с широкими лопастями, с пристегивающимися крючком шпажными ножнами. Портупеи были кожаными, а офицерские были обшиты по краям узкими золотыми галунами. Позже портупеи офицеров делали из золотой парчи.

Рукоять шпаги, впрочем как и все офицерское оружие, была обтянута кожей и обмотана проволокой. Головки были круглыми, овальными или в форме ваз. Под рукоятками находились чашки, сердцевидные, либо из двух овальных пластин. С XVIII столетия чашка и рукоятка шпаги неплотно примыкали друг к другу, а между ними было наличие перекрестий, либо небольших стальных завитков. Гарды шпаг состояли из дужек с костыльками, прикрывавшими запястья. Ножны, обтягивались кожей, обладали наконечниками и устьями с крючками, которые цеплялись за лопасти портупей.

В XIX столетии шпаги вытеснили сабли и они стали внестроевым оружием. Уже в начале XIX столетия офицеры-кавалеристы носили шпаги вне строя, а с 1826 года у русского офицерского корпуса были на вооружении только сабли. Шпаги остались лишь генеральским оружием. В то же время шпаги активно вводились в форму штатских чиновников, и не в одной только Российской Империи.

В конце XIX столетия шпаги в Европе и в России не выступали в качестве боевого оружия. Тем не менее, порой входили в военную форму, главным образом парадную. В начале XX столетия их не стало в армиях и гражданских ведомствах. В наше время шпаги являются составной частью парадной формы, в которую облачаются высшие дипломатические чиновники в некоторых государствах.

Шпаги являются холодным колюще-рубящим или колющим оружием, состоящим из длинных, прямых одно-двухлезвийных или граненых клинков и рукоятей (эфесов) с дужками и гардами различных форм. Спортивное фехтование располагает рапирами и эспадронами. Однако если рапиры возникли как облегченные шпаги, то эспадроны обладают независимым происхождением.

В ранних исполнениях шпаги были универсальными легкими длинными мечами, оснащенными сложными гардами. Когда происходила дуэль на шпагах, шпагой кололи и рубили, а сложные гарды защищали пальцы и без латных перчаток. В шпагах позднего исполнения лезвия (кроме остриев) вообще не затачивались. Шпаги обычно весили приблизительно один килограмм, тогда как кавалерийская, более тяжелая шпага весила до полутора килограммов.

За короткие сроки шпаги стали популярными не только у армейцев, но и у богачей, дворянства, а также у любителей драться на шпагах. Шпаги были признанны как отличительный знак дворянства. Известно, что при лишении дворянских титулов был ритуал так называемой «гражданской казни». Это преломление шпаг при свидетелях над головами приговоренных.

Типологический обзор классических шпаг

По классифицированию Эварта Оэйкшотта, шпаги подразделяются на:

  • Немецкие reitschwert (в буквальном переводе «мечи всадников» или «мечи рейтаров») - предназначены для использования военными и являются довольно-таки тяжелыми для рубящих ударов (собственно эти клинки нередко называются русскоязычными источниками «боевыми шпагами»). Такая разновидность шпаг (наряду с этим является еще и мечами) была самой популярной у кавалеристов в XVI столетии, однако в XVII столетии была заменена на сабли и палаши;
  • Французские rapiere (рапира, от испанского espadas roperas - в буквальном переводе «мечи для платьев) - предназначены для носки с гражданской формой одежды и являются чрезмерно легкими для нанесения рубящих ударов. Однако классический (не спортивный) вариант таких шпаг обладает лезвием. Такая разновидность шпаг была самой популярной в XVI столетии, в XVII столетии были понемногу практически вытеснены на более легкие шпаги;
  • Английские smallsword (в буквальном переводе «малые мечи», названные, так как противопоставление средневековым «большим мечам» англ. greatsword) - отличаются от рапир еще более легкими клинками.

Согласно типологии Оэйкшотта, эфесы шпаг XVI столетия подразделяются на:

  • Одночетвертные;
  • Половинные;
  • Трехчетвертные;
  • Полные.

В настоящее время шпаги, как разновидность боевого оружия может рассматриваться исключительно в качестве исторической и художественной ценности, более того фехтование и по сей день считается одним из наиболее динамично развивающихся и обладающих великолепной зрелищностью видом спорта.

Фехтование - один из самых зрелищных видов спорта. «Север столицы» попросил рассказать о нём Сергея Биду - фехтовальщика на шпагах, мастера спорта международного класса, двукратного чемпиона Европы, жителя района Сокол.

Многие учёные отлично владели клинком

Что даёт фехтование, кроме общефизического развития?

Фехтование - прежде всего интеллект. Многие учёные и писатели были выдающимися фехтовальщиками, и это не случайно. Итальянский инженер и архитектор Камилло Агриппа (XVI век) - один из лучших фехтовальщиков Венеции и автор «Трактата о науке оружия с философским диалогом». Великий математик
XVII века француз Рене Декарт был отменным фехтовальщиком. Писатель и драматург Сирано де Бержерак
всю жизнь не расставался с клинком и ни разу в жизни не знал поражения. Учёный, дипломат и путешественник, первый переводчик «Тысячи и одной ночи» на английский Ричард Бёртон был в XIX веке одним из первых саблистов Англии.

Попробовать всё и решить, что нравится

Фехтование сегодня - сабля, шпага и рапира. Есть ли критерии, по которым новичку стоит выбирать оружие?

Сабля требует скорости и выносливости. Для шпажиста большую роль играет высокий рост, к тому же шпага как самое тяжёлое оружие требует определённой силовой подготовки. Рапира хороша для оттачивания техники, подходит всем. Но главный критерий всё-таки - «нравится - не нравится». При этом можно с одинаковым мастерством владеть всеми тремя видами оружия. Так, знаменитый итальянский мастер Недо Нади - единственный в истории фехтования, кто завоевал пять золотых медалей на одних Олимпийских
играх в личных соревнованиях на рапирах и саблях и в командных на рапирах, саблях и шпагах.

Начинать можно в любом возрасте

Есть ли ограничения по возрасту и здоровью для занятий фехтованием? По возрасту - нет. Ребята приходят к нам в четыре-пять лет, но начинать можно в любом возрасте, хоть в 20, хоть в 30 лет. Вообще, фехтование
- достаточно возрастной спорт, в нём нет верхнего предела. Например, итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти, обладатель самой большой олимпийской коллекции наград, выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей, из них шесть золотых. По здоровью тоже ограничений практически нет. Как-то к
нам в спортшколу пришла девочка: абсолютно не спортивная, полненькая - как говорится, бесперспективная. Но как у неё горели глаза! И сегодня она - мастер спорта, тренер.

Навыки могут пригодиться в жизни

Фехтование - единоборство. Могут ли навыки фехтования помочь при самообороне? Конечно. Фехтовальщик двигается и реагирует быстрее обычного человека, владеет массой приёмов, обманных движений. А уж если у него в руках зонт, трость или вовремя подобранная с земли палка…

Новичкам инвентарь предоставят

Сколько стоят занятия фехтованием? В школах Москомспорта они бесплатны, но там надо показывать результат. Занятия в различных спортивных клубах - от 500 рублей за тренировку. Новичкам инвентарь обычно предоставляют в секции.

В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании - «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) - производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Спортивная рапира

Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

Бой на рапирах

Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

II - рапира;

III - шпага.

Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

И рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира , или espada ropera (буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования .

Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч , эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в.

Строение рапиры

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

" data-img="/images/rapier/10001113.jpg" href="/images/rapier/10001113.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе.

В истории рапиры, как и многих других видов , XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага , которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Рапира в вопросах и ответах

Рапира в вопросах и ответах " data-img="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" href="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Джон Клемент о рапире

Рапира в вопросах и ответах, это очень содержательная статья американского фехтовальщика, директора ассоциации "Возрождение боевых искусств" Джона Клементса, посвящённая этому типу оружия. Хотелось бы заметить, что текст статьи полон различных суждений и выводов, которые весьма расходятся с другими авторами, поэтому я бы рекомендовал с осторожностью отнестись ко многим её пунктам.

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое оружие. Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.

Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell"arte e dell"uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
- reitschwert (буквально «меч всадника») - тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
- espada ropera (буквально «меч для одежды») - предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
- smallsword (буквально «малый меч») - был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д"Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один - чтобы вернуть ее себе, другой - чтобы завладеть ею. Д"Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д"Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword - придворный меч, town sword - городской меч, scarf sword - меч для орденской ленты, small sword - малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.