Анализ «Тарас Бульба» Гоголь. «Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба

В этой статье будет рассмотрена одна из самых известных повестей Гоголя. Мы проведем ее анализ. "Тарас Бульба" - произведение, знакомое каждому еще со школьных лет. Неудивительно, что оно до сих пор пользуется большой популярностью - в повести затронуты многие важные вопросы, которые остаются актуальными в любое время. Перечитывая главы "Тараса Бульбы", мы каждый раз открываем для себя что-то новое. Об основных идеях этого произведения мы и поговорим. Характеристика главных героев также включена в наш анализ.

"Тарас Бульба": история создания произведения

Николай Васильевич, закончив работу над "Вечерами на хуторе близ Диканьки", принялся за цикл повестей под названием "Миргород", состоящий из двух частей. "Тарас Бульба" и "Старосветские помещики" - произведения, вошедшие в первую часть этой книги. Обе части были впервые изданы в начале 1835 г.

Жанровые особенности

По своему жанру "Тарас Бульба" - это историческая повесть. Она примечательна своей многоплановостью, тем, что в ней представлено множество действующих лиц. Несмотря на большое количество героев, в центре повествования все-таки находится судьба Тараса Бульбы, казацкого полковника, а также двух его сыновей. Характеристика каждого из них включена в наш анализ.

"Тарас Бульба" - повесть, интересная не только с точки зрения героев, но и с точки зрения сюжета. Вкратце изложим, о чем идет речь в произведении.

Сюжет произведения

Приезд в родительский дом бывших бурсаков - это завязка повести. Тарас с ходу проверяет боевую подготовку своих сыновей. Для него важно, чтобы они были настоящими воинами и добрыми казаками. Для матери же самое главное, чтобы ее дети были счастливы и здоровы. Сразу же после прибытия Тарас решает отправиться в Запорожье со своими сыновьями. Он хочет, чтобы они набрались здесь разуму. По его мнению, Запорожская Сечь - вот истинная школа для казака. Находясь здесь, сыновья Тараса Бульбы занимаются военным делом, однако их жизнь в основном проходит в пиршествах и гульбе.

Кульминация повести - сцена осады города Дубно. Именно в этом эпизоде проверяется ценностный мир главных героев произведения. Отважно сражаются Тарас Бульба, Остап и Андрий. Оба сына казака ведут себя смело. Однако Остап при этом хладнокровен, а его брат наслаждается музыкой пуль. Кроме того, Андрий соглашается помочь своей возлюбленной полячке, что является предательством. Осада Дубно завершается поражением казаков. Тарас расправляется со своим младшим сыном, совершившим предательство. Чем же завершает Гоголь повесть? Тараса Бульбы, главного героя произведения, лишается удалое казачество. Он погибает. Это развязка повести.

Патриотический пафос произведения

Безусловно, большим патриотическим пафосом отмечено произведение "Тарас Бульба". Тема эта проходит через все повествование. Положительное здоровое начало, цельность и талантливость, широкий размах натуры - все это видит автор в народе, все это проявилось в его героическом прошлом. "Тарас Бульба" - повесть, в которой Гоголь рассказывает нам о том, как украинский народ боролся с Патриотический пафос интересующего нас произведения определяется широким изображением этой борьбы. Автор показал узы дружбы, которые связывают украинский и русский народы в исторической судьбе. Не случайно Гоголь упоминает о "русской силе" казачества. Оно для него - это выходцы из различных русских княжеств, это бежавшие от господ холопы, которые объединились для борьбы за независимость.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба - главный герой произведения. Это отнюдь не условно-богатырский образ. Этому герою присущи конкретные исторические черты. Николай Васильевич правдиво изображает образ казака тех суровых лет. Только в редкие промежутки затишья он может вернуться к мирной жизни, к своей семье. Все остальное время Тарас Бульба - воин, который посвящает свою жизнь служению отчизне.

Этому герою не свойственны колебания. Тарас всегда видит перед собой цель. Он считает, что его долг - безупречное служение отчизне. Именно отсюда истоки его мужества и бесстрашия. Тарас Бульба характеризуется "грубой прямотой нрава", которая противопоставлена в произведении изнеженности польской шляхты, а также казакам, перенимавшим ее привычки.

Главная черта в образе Тараса

Главная черта в образе Тараса Бульбы - беззаветный патриотизм. Все его физические и душевные силы поддерживаются этим чувством. После долгой разлуки с сыновьями, в первые минуты встречи он встречает их не объятиями, а испытанием бойцовских качеств.

Суровое время, в которое жил Тарас, диктовало свои правила. Мужчины должны были стать бесстрашными бойцами. И Тарасу Бульбе не терпится похвалиться своими сыновьями в Сечи. Поэтому он отправляет их в военный лагерь, не дав хоть немного понежиться дома.

Последние минуты жизни Тараса

Характеризуя Тараса Бульбу, Николай Васильевич отмечает, что лишь в тяжелое время мог возникнуть такой самоотверженный и упрямый воин. Истинной любви к своему народу и героизма полны последние мгновения жизни Тараса Бульбы. Он не думает о том, что скоро умрет мучительной смертью, не ощущает боли в своих горящих ногах. Этот казак стремится выручить своих соратников, которые оказались в беде. Тарас помогает им спастись, поскольку надеется, что они продолжат дело, за которое он отдал свою жизнь.

Сыновья Тараса Бульбы

Любовь к родине, верность ей для Тараса намного выше личной привязанности и кровного родства. Из-за этого трагедия, которая коснулась его семьи, становится еще страшнее. У полковника было два сына. Старшего из них звали Остап, а младшего - Андрий. Старшего сына Гоголь наделяет чертами богатыря, как и других казаков. А вот Андрий в повести предстает человеком тонким, который видит красоту в жизни и умеет ценить ее. Младший сын Тараса прельстился польской панночкой, в результате чего перешел на сторону неприятеля. Тем самым Андрий предал и отца, и Родину, и товарищей. Бульба самостоятельно казнит сына, который изменил народу.

Образ Остапа

В Остапе автор изобразил продолжателя дела отца. Этим своим сыном Тарас по праву гордится. Для него, как и для многих других казаков, отчизна - самое дорогое, что есть в жизни. Ради нее герой повести "Тарас Бульба" Остап готов перенести самые ужасные муки и даже принять смерть. Подвергаемый жестоким пыткам, он в сцене казни не теряет мужества. Он понимает, что гибнет не напрасно.

Ратный труд - самое важное занятие для Остапа. В духовном плане этот герой несколько примитивен, так как ему не интересно ничего, кроме воинских дисциплин. Однако патриотизм Остапа, верность его своим товарищам и присяге заставляют читателя восхищаться им.

Характеристика Андрия

Вставший на путь предательства Андрий не стал защитником Отчизны. Вместе с врагами он начал убивать бывших своих товарищей и друзей. Мечтательному, возвышенному и романтическому герою чужда действительность, окружающая его, грубые нравы и быт Андрий видит сытых и беспечно спящих казаков и умирающих от голода людей. И картина мира в его сознании меняется. Герой не может разобраться в собственных переживаниях. Для него высшей ценностью становится любовь. Именно ради нее он и решается на предательство товарищей.

Каково же отношение автора к этому герою? Он сожалеет о гибели Андрия, который умел глубоко и тонко чувствовать, а также храбро сражаться. Гоголь восклицает: "И погиб козак…". Несмотря на то что Николай Васильевич рисует героев Сечи с восхищением, мы не чувствуем прямого осуждения Андрия. Можно сказать, что позиция автора неоднозначна.

Остап и Андрий - два пути

В повести "Тарас Бульба" герои эти олицетворяют собой два возможных пути, по которым может пойти человек. Первый путь - бессмертие во имя счастья своего народа, второй - бесславная смерть, предательство и опороченное имя, которое потомки если и будут вспоминать, то с позором и ненавистью.

Изображение природы

Безусловно, с точки зрения персонажей, очень интересна повесть "Тарас Бульба". Герои, изображенные в нем, удались автору. Однако Гоголь в своем произведении повествует не только об отважных и сильных воинах. В повести представлены развернутые картины пышной природы Малороссии. На бескрайних степных просторах вырастают такие самоотверженные и вольнолюбивые бойцы. И этот прекрасный мир они, повзрослев, защищают.

На этом завершаем наш анализ. "Тарас Бульба", по словам Белинского, - эпопея, которая написана широкой и смелой кистью. А. П. Чехов назвал Николая Васильевича "царем степи". С этим нельзя не согласиться.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». Существует две редакции – 1835 года, и 1842. Гоголь был против публикации второго варианта без согласования с ним отдельных моментов. Однако, повесть всё же была опубликована без авторских правок.

События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести. В произведении можно условно выделить два плана повествования: на одном плане описывается жизнь запорожских козаков и их поход на Польшу, а на другом – драматическая история о славном козаке Тарасе Бульбе и двух его сыновьях.

Для более глубокого понимания повести «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже.

Главные герои

Тарас Бульба – главный герой. Уважаемый на Сечи козак, хороший воин. Главными ценностями для него являются христианская вера и Отчизна.

Остап – старший сын Бульбы, окончил семинарию. В сражениях проявил себя как расчётливый и храбрый козак, умеющий анализировать ситуацию и принимать верные решения. Достойный сын своего отца.

Андрий – младший сын Бульбы. Он тонко чувствует окружающий мир и природу, способен видеть красоту в незначительных мелочах, тем не менее в боях отличался храбростью и нестандартным подходом.

Другие персонажи

Янкель – жид, во всём ищет свою выгоду. К нему обращался за помощью Тарас Бульба.

Панночка – дочь польского пана, возлюбленная Андрия.

Татарка – служанка панночки, сообщившая Андрию о подземном ходе в Дубно и о страшном голоде в городе.

Глава 1

Бульба встречает своих сыновей – Остапа и Андрия, которые вернулись из Киева, окончив семинарию. Отец по-доброму подшучивает над их внешним видом, но Остапу это не нравится. Вместо приветствия начинается небольшая потасовка между отцом и сыном, окончившаяся так же внезапно, как и началась.

Тарас принимает решение отправить сыновей на Сечь, чтобы стали они настоящими молодцами и бравыми козаками, а учёба в академии, книжки и материнская забота только разбалуют и изнежат их. Мать несогласна с этим решением, но что ей остаётся, кроме как безропотно согласиться. Такая уж её доля – прислуживать мужу и месяцами ждать его с походов. По случаю приезда Остапа и Андрия Бульба созвал всех сотников, которые одобрили идею отправить сыновей на Сечь. Вдохновлённый силой и азартом от предстоящей поездки, Тарас решает ехать вместе с сыновьями.

Старуха-мать не спала – обнимала своих сыновей, мечтая лишь о том, чтобы ночь не заканчивалась. Ей было очень тяжело расставаться с ними. До последнего она надеялась, что муж передумает или же решит уехать на неделю позже. Но упрям и непоколебим был Тарас Бульба.

Когда сыновья уезжали, мать бросилась к ним с лёгкостью и быстротой, не свойственной её годам. Не смогла она остановить родных – дважды уводили её козаки.

Глава 2

Всадники ехали молча. Тарас думал о своей молодости, которая полна была приключений, о товарищах-козаках, о том, как будет хвастаться перед ними своими сыновьями. Остап и Андрий были заняты другими мыслями. Когда им было по двенадцать лет, их отдали на обучение в Киевскую академию. Остап несколько раз пытался бежать, закапывал свой букварь, но каждый раз его возвращали обратно и покупали новую книгу, пока, наконец, отец не пригрозил отправить его в монастырь за непослушание. С этого момента Остап стал намного старательнее, и скоро стал в один ряд с лучшими учениками.

Андрий же учился охотнее, не прилагая к этому особых усилий. Он был изобретательнее и часто являлся зачинщиком какой-нибудь авантюры. Ему удавалось избежать наказания благодаря гибкости ума. Душа Андрия была открыта и другим чувствам. Однажды он увидел красавицу-полячку и влюбился с первого взгляда. Андрий был очарован её красотой и женственностью. В следующую ночь юноша решил пробраться к ней в покои. Сначала панночка испугалась, но позже весело смеялась, надевая на Андрия различные украшения. Татарка, служанка польской панны, помогла Андрию выбраться из дома, как только в дверь постучали.

Путешественники скакали по бескрайним просторам степи, которая становилась всё прекраснее. Всё здесь будто дышало свободой. Вскоре они прибыли на остров Хортица. Остап и Андрий въехали на Сечь с каким-то страхом и удовольствием. На острове жизнь текла своим чередом: козаки гуляли, танцевали, чинили одежду, устраивали бои.

Глава 3

Сечь представляла собой «беспрерывное пиршество» . Там были и ремесленники, и купцы с торговцами, но большая часть гуляла с утра до вечера. На Хортице были и те, кто никогда не учился или бросил академию, а были и учёные козаки, были беглые офицеры и партизаны. Всех этих людей объединяла вера во Христа и любовь к родному краю.

Остап и Андрий быстро прониклись царившей там атмосферой и влились в ту среду. Отцу это не нравилось – он хотел, чтобы сыновья закалялись в битвах, поэтому обдумывал как бы поднять Сечь на подобное событие. Это приводит к ссоре с кошевым, который не хочет начинать войну. Тарас Бульба не привык, чтобы было не так, как он хочет: он задумал отомстить кошевому. Он подговаривает своих товарищей напоить остальных так, чтобы они свергли кошевого. План Бульбы срабатывает – новым кошевым избран Кирдяга – старый, но мудрый козак, боевой товарищ Тараса Бульбы.

Глава 4

Тарас Бульба общается с новым кошевым по поводу военного похода. Однако тот, будучи рассудительным человеком, говорит: «пусть народ соберётся, но только своею охотою, никого принуждать я не буду» . Но на самом деле под таким разрешением скрывается желание снять с себя ответственность за нарушение мира между государствами. На остров прибывает паром с козаками, которым удалось бежать. Они привозят неутешительные новости: ксендзы (католические священники) ездят на повозках, запрягая в них христиан, жидовки из поповских риз шьют себе наряды, а людям не дают без одобрения жидов отмечать христианские праздники. Такое беззаконие разозлило козаков – никто не имел права так оскорблять их веру и народ! И стар и млад готов защищать свою Отчизну, биться с поляками за посрамление веры и набрать добычи с захваченных деревень.

Запорожцы зашумели, кричат: «Перевешать всю жидову! Пусть не шьют жидовки из поповских риз себе юбки!» Эти слова возымели огромное влияние на толпу, которая сразу же ринулась ловить жидов. Но один из них, Янкель, говорит будто знал покойного брата Тараса Бульбы. Бульба сохраняет Янкелю жизнь разрешает ему ехать с козаками на Польшу.

Глава 5

Земля полнится слухами о военной славе запорожцев и об их новых завоеваниях. Козаки передвигались ночью, а днём отдыхали. Тарас Бульба с гордостью смотрит на сыновей, которые возмужали в битвах. Остапу, казалось, на роду было написано быть воином. Он проявил себя как смелый воин, обладающий аналитическим умом. Андрия же привлекала больше романтическая сторона путешествия: рыцарские подвиги и битвы с мечом. Он действовал по велению сердца, не прибегая к особым размышлениям, и подчас ему удавалось совершить то, что ни один опытный козак не смог бы провернуть!

Войско пришло в город Дубно. Запорожцы полезли было на вал, но оттуда на них посыпались камни, стрелы, бочки, мешки с песком и горшки с кипятком. Запорожцы быстро смекнули, что осада – не их сильная сторона, и решили взять город измором. Вытоптали на конях все поля, уничтожили посевы на огородах, а потом расположились куренями. Остапу и Андрию не по нраву такая жизнь, но их подбадривает отец: «терпи козак – атаманом станешь!»

Есаул привозит Остапу и Андрию иконы и благословенье от старой матери. Андрий скучает за ней, но не хочет возвращаться, хоть чувствует сжимающую сердце духоту. Ночью он любуется небом и звёздами.
Уставшие за день воины уснули. Все, кроме Андрия. Он бродил по куреню, глядя на богатую природу. Вдруг он случайно замечает некую фигуру. Незнакомкой оказывается женщина, в которой Андрий узнаёт татарку, прислуживающую той сомой панночке, в которую он был влюблён. Татарка рассказывает юноше о страшном голоде, о панночке, которая много дней ничего не ела. Оказывается, панночка видела Андрия среди воинов и тотчас же вспомнила его. Она велела служанке отыскать Андрия и попросить передать немного хлеба, а ежели тот не согласится, то пусть приходит просто так. Андрий незамедлительно приступает к поиску запасов, но козаки поели даже приготовленную с излишком кашу. Тогда молодой козак аккуратно вытаскивает мешок с продуктами из-под Остапа, на котором тот спал. Остап просыпается лишь на мгновение и тут же засыпает вновь. Андрий тихо крадётся по куреню к татарке, которая пообещала провести его в город по подземному ходу.

Андрия окликает отец, предупреждая, то женщины до добра не доведут. Козак стоял ни жив ни мёртв, боясь пошелохнуться, но Бульба быстро уснул.

Глава 6

Андрий идёт по подземному ходу, попадает в католический монастырь, застав священников за молитвой. Запорожец поражён красотой и убранством собора, его завораживает игра света в витражных стёклах. Особенно сильно его поразила музыка.

Козак с татаркой выходят в город. Начинает светать. Андрий видит женщину с ребёнком, умершую в голодных муках. На улице появляется обезумевший от голода человек, молящий дать ему хлеба. Андрий выполняет просьбу, но мужчина, едва проглотив кусок, умирает – его желудок слишком долго не получал пищи. Татарка признаётся, что всё живое в городе уже съедено, но воевода наказал не сдаваться – не сегодня завтра прибудет два польских полка.

Служанка и Андрий заходят в дом. Где юноша видит возлюбленную. Панночка стала другой: «та была прелестная ветреная девушка; эта – красавица…во всей развившейся красе своей» . Андрий и полячка не могут насмотреться друг на друга, юноша хотел выговорить всё то, что было у него на душе, но не мог. Тем временем татарка нарезала хлеб и принесла его – панна начала было есть, но Андрий предупредил её, что лучше есть по частям, иначе можно умереть. И ни слова, ни перо живописца не могли выразить то, как смотрела на козака полячка. Чувства, овладевшие юношей в тот момент, были так сильны, что Андрий отрекается и от отца, и от веры, и от Отчизны своей – он сделает всё, чтобы служить молодой панне.

В комнате появляется татарка с радостной вестью: поляки вошли в город и везут пленных запорожцев. Андрий целует панночку.

Глава 7

Запорожцы принимают решение напасть на Дубно, отомстить за пленённых товарищей. Янкель говорит Тарасу Бульбе, что видел Андрия в городе. Козак сменил наряд, коня ему дали хорошего, а сам он сияет, как монета. Тарас Бульба остолбенел от услышанного, но всё равно не может в это поверить. Тогда Янкель сообщает о готовящейся свадьбе Андрия с дочерью пана, когда Андрий с польским войском прогонит запорожцев из Дубно. Бульба гневается на еврея, подозревая его во лжи.

Наутро оказывается, что многих запорожцев убили, когда те спали; из Переяславского куреня взяли в плен несколько десятков воинов. Начинается битва между козаками и польским войском. Запорожцы пытаются разбить полк противника на части – так будет легче одержать победу.

Одного из куренных атаманов убивают в бою. Остап мстит за убитого в бою козака. За проявленную храбрость козаки выбирают его в атаманы (вместо убитого запорожца). И сразу же Остапу предоставляется случай закрепить за собой славу мудрого лидера: как только он приказал отступать от стен города, держаться от них как можно дальше, оттуда посыпались всевозможные предметы, и многим досталось.

Битва окончена. Запорожцев козаки похоронили, а тела ляхов привязали к диким лошадям, чтобы волочились мёртвые по земле, по буграм, рвам и оврагам. Тарас Бульба размышлял почему среди воинов не было его младшего сына. Он готов жестоко отомстить панночке, из-за которой отрёкся Андрий от всего, что ему было дорого. Но что же готовит Тарасу Бульбе новый день?

Глава 8

Козаки прощаются друг с другом, поднимают тосты за веру и Сечь. Чтобы враг не увидел убыль в козачьем войске, было решено напасть ночью.

Глава 9

Из-за неверных расчётов в городе вновь не хватает еды. До военачальника доходят слухи о запорожцах, отправившихся мстить татарам, начинается подготовка к битве.
Поляки восхищаются боевыми навыками козаков, но запорожцы всё равно несут большие потери – против них вывели пушки. Козаки не сдаются, Бульба подбадривает их словами «есть ещё порох в пороховницах» . Бульба видит своего младшего сына: Андрий едет на вороном аргамаке в составе польского конного полка. Бульба обезумел от гнева, видя, как Андрий рубит всех – и своих, и чужих. Бульба догоняет юношу, который при виде отца резко теряет боевой дух. Андрий покорно слезает с коня. Перед смертью козак произнёс не имя матери или отчизны, а имя любимой полячки. Отец убивает сына выстрелом, произнося фразу, которая стала знаменитой: «Я тебя породил, я тебя и убью!» .

Старший сын Тараса Бульбы становится невольным свидетелем убийства, но горевать или разбираться некогда: на Остапа нападают польские воины. Сломленный, но всё ещё живой Остап попадает в плен к ляхам.

Козацкое войско сильно редеет, Тарас Бульба падает с коня.

Глава 10

Бульба жив, его везёт козак Товкач в Запорожскую Сечь. Через полтора месяца Бульба смог оправиться от ран. В Сечи всё новое, прежних козаков уже нет, а те, кто уехал воевать с татарами, не вернулись. Суров, равнодушен был Тарас Бульба, не участвовал в гулянках и общем веселии, его тяготили мысли о старшем сыне. Бульба просит Янкеля везти его в Варшаву, несмотря на то, что за голову Бульбы полагалась награда в две тысячи червонных. Взяв за услугу награду, Янкель прячет козака на дне воза, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Бульба просит жидов освободить своего сына из темницы – но уже слишком поздно, ведь на следующий день назначена казнь. Можно только повидаться с ним на рассвете. Тарас соглашается. Янкель переодевает козака в иностранные одежды, оба проникают в тюрьму, где Янкель льстит охранникам. Но Тарас Бульба, задетый репликой одного из них, раскрывает своё инкогнито.
Бульба требует отвести его на место казни сына.

Запорожцы шли на казнь с «тихой горделивостью» , впереди шёл Остап Бульбенко. Перед смертью, лишённый всякой надежды на ответ, Остап кричит в толпу: «отец, где ты теперь: Слышишь ли меня?» . И ответили ему: «Слышу!»

Глава 12

Вся Сечь собралась под предводительством Тараса Бульбы, идут козаки на Польшу. Бульба стал более жестоким, а ненависть к ляхам только усилилась. Со своими козаками он дошёл до Кракова, оставив после себя 18 сожжённых городов. Гетману Потоцкому поручили схватить Тараса Бульбу, что привело к кровавой битве, которая длилась 4 дня. Победа была близка, но Тараса Бульбу схватили, когда тот искал в траве потерянную люльку. Его сожгли на костре.

Козакам удалось бежать, плывя на лодках, они говорили и славили своего атамана – незаменимого Тараса Бульбу.

Заключение

Темы и проблемы, поднятые в произведении «Тарас Бульба», будут актуальны во все времена. Сама повесть фантастична, а образы – собирательны. Гоголь удачно сочетает лёгкий язык написания, колоритных персонажей, приключенческую фабулу с тонко выписанным психологизмом. Его характеры запоминаются и навсегда остаются в памяти. Читая «Тараса Бульбу» в сокращении, можно получить информацию о сюжете и фабуле, но потрясающе красивые описания природы, монологи, пропитанные духом свободы и козацкой доблести, будут лишь в оригинале произведения. В целом повесть была тепло встречена критиками, хоть некоторые моменты подверглись осуждению (например, оценка поляков и евреев).

Несмотря на приведённый выше краткий пересказ «Тараса Бульбы» Гоголя, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с полным текстом произведения.

Тест по повести «Тарас Бульба»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 16716.

1) История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом.

2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литературный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном}": создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам. В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

3) Характеристика героев повести.

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», - говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба- старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он - в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками - действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)

Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье - родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное - быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса - родной дом.)

Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».")

Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)

Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)

Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «...в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».
Отношение к товариществу: до последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.

Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе:
«Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»
Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.
Юношеские мечты:
с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева.
Поведение во время боя:
«Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.

Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)

Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)

4) Особенности сюжета повести.
Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описания приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)

Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)

Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для матери важно, чтобы её дети были здоровы и счастливь! в жизни.)

Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)

Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка занимались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь проходила в гульбе и пиршествах.)

Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)

О чем мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)

Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).

Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Остап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)

Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки окружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.) Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)

Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)

Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)

Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)

Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)

Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)

Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков)

5) Художественные особенности повести. Особенности жанра - повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы.

Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть - один из способов эпического повествования, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)

Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)

Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царем степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения) Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпитет - образное определение предмета, выраженное, как правило, прилагательным. Сравнение - изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола - сильное преувеличение.)

Сочинение на тему: Тарас Бульба. Произведение: Тарас Бульба


Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н.В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. Вот что говорит о его характере Н.В. Гоголь: «Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Тарас очень силен. И, несмотря на его преклон-ный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Та-рас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Та-рас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собст-венноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Тарас уби-вал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные похо-ды. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тараса нельзя назвать оп-ределенно добрым или жестоким. Все зависит от положения человека в соз-нании Тараса. Например, он был жесток к Андрию, потому что тот стал вра-гом и даже когда Остап предложил похоронить брата, Тарас отказался. «По-гребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы!» - сказал Тарас. Но когда погиб Остап, наш герой устроил пышные поминки по сыну. Он гра-бил и убивал всех поляков. И правительство Польши решило остановить Та-раса. Гетману Потоцкому было поручено убить казака. Несколько дней укра-инские воины уходили от погони. Но все же Потоцкий догнал полк Тараса. Тарас решил прорваться через ряды поляков. Но в пылу битвы казак выронил люльку, сопровождавшую его во всех сражениях. Наклонился он поднять ее и вдруг на него напрыгнули воины Потоцкого. Тараса связали и решили каз-нить. Для казни было выбрано дерево, верхушка которого была разбита гро-зой. Казака приковали к дереву и подожгли. Во время казни Тарас вел себя мужественно. Даже на костре он оставался атаманом и, словом помогал каза-кам спастись. Я считаю Тарас – это герой своего времени.

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли. Тарас Бульба-истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь казаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть своего времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для него главное- быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха». Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища. Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведёт себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков «но не костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались сжечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты всё было видно как на ладони». По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырём, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу». В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.
ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Т.Б. эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. одновременно с работой над «Мертвыми душами»). В образе Т.Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский). Портрет Т.Б. гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «… навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т.Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову … рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. должны закалиться в боях. Т.Б. напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». В образе Т.Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: ««Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас…» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»» Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» (ср.: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам): «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях). Кровавая битва - стихия Т.Б. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т.Б. на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный хри стианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»


Поделиться в социальных сетях!