Контрольный диктант на плоту по таежной реке. Рабочая программа Устраиваемся на ночлег

Сплав на плоту по реке Ангаре - пожалуй, один из самых замечательных видов активного семейного отдыха для детей в нашем Красноярском крае. Мой отец лет сорок возил ребятишек в такие путешествия. Сколько раз у него возникали трения с начальством на работе, потому что отпуск все сорок лет отец брал только в июле.... Но все заканчивалось благополучно, и поездки возобновлялись.

Как это было

Почему, живя на Енисее, отец возил детей так далеко, на Ангару? Дело в том, что в Енисее вода ледяная, и купаться в этой реке, если ты не "морж", даже в самые жаркие дни очень рискованно. Берега у Енисея каменистые, и сама река глубокая, мощная, больше подходящая для рыбалки, чем для водного отдыха.

Ангара - река широкая, ближе к устью всегда теплая. В районе впадения реки Тасеева на Ангаре есть много песчаных островов. Они чуть не каждый год меняют свое положение, смываемые льдами и намываемые вновь весенней водой. Обычно они песчаные либо поросшие только тальником.

Отец набирал команду ребятишек от десяти до двенадцати лет, близких по интересам. Он старался брать с собой не больше пятнадцати детей, иначе справляться с ними было очень тяжело, особенно в дороге.

В семидесятых годах сплавлялись на деревянных плотах, потом перешли на более комфортные и практичные ПСН (ПСН - плот спасательный надувной, бывает на шесть и на десять человек), которые сейчас продаются чуть ли не в каждом магазине для туристов.

Путешествие начиналось с того, что группа автобусом добиралась до поселка, что расположен напротив устья реки Ангары, а потом на рейсовом метеоре, по Ангаре, до поселка Мотыгино. Там, прямо у пристани, накачивали с ребятишками плоты и отплывали вниз по течению. Где-то ближе к вечеру плоты приставали к выбранному острову, и туристы разбивали лагерь. Этот первый день, собственно, и был самым тяжелым во всей поездке.

Потом неделя отдыха на острове, где каждый день устраивались различные мероприятия:

  • посвящение в "туристы-водоплавающие";
  • день купания;
  • день рыбалки;
  • день спортсмена - пляжный волейбол на широких песчаных отмелях, весьма интересное занятие;
  • день сладкоежки - кто сумеет сварить сгущенку в банке, чтобы она была вкусной? Это для детей постарше, а то взорвавшаяся банка может и обжечь, хотя за сорок лет такого ни разу не случалось;
  • день прощания с островом.

Участники походов не брали с собой ни радиоприемника, ни магнитофона, но всегда с ними была гитара, и каждый вечер у костра все вместе пели бардовские песни. Те дети, которые когда-то ездили с отцом на сплав, уже давно стали взрослыми люди. Но, встречая отца, они всегда вспоминают эти вечерние костры с песнями на сплавах...

Чем отличаются пляжные курорты мира друг от друга? Почти ничем - везде те же зонтики, кушетки, песок и вода...

А чем же наши поездки отличается от отдыха на юге? Главным образом, девственной дикой природой вокруг - не раз на берег выходил медведь и ревел, не раз мы видели стаю волков. При этом остров совершенно безопасен, так как находится далеко от берега, а ширина Ангары возле устья реки Тасеевой достигает почти восьми километров. Понятно, что детей такие приключения приводят в восторг: "Настоящий дикий медведь!" И всю ночь потом разговоры: "А вдруг он переплывет к нам на остров!" - "А я его тогда палкой - дык, дык! Он и убежит". Вряд ли какой-нибудь зоопарк даст хотя бы каплю такого детского воодушевления, как ощущение того, что вон там, на берегу, настоящие медведи ходят!

А рыбалка! На островах нельзя заниматься серьезной рыбалкой, но вот для детей - раздолье. Можно ловить на удочку ельчиков, окушков, ершиков, рыба клюет, не переставая, даже на пустой крючок. Оторвать от этого занятия мальчишек просто невозможно. Кстати, и девчонки от такой рыбалки никогда не отказывались.

Еще одно из преимуществ отдыха на Ангаре состоит в том, что там очень мало людей вокруг. Правда, в последние годы все больше семей и организованных групп туристов сплавляются описанным образом, но островов пока хватает на всех, так что каждая семья владеет автономным участком суши.

Спать в палатках, в спальниках, тепло. Комары и мошка, которые так донимают в тайге, совершенно отсутствуют на песчаных, продуваемых ветром островах. Потому загорать и купаться там - сплошное удовольствие.

Единственный, пожалуй, недостаток этих сплавов - сибирская погода. Есть только один месяц в году, июль, когда дождей почти не бывает. Но вот если пойдет дождь, и с ветром, то на Ангаре поднимается настоящий шторм. Опасности он не представляет, главное не сплавляться в этот момент по реке.

В такую погоду мы сидели в палатках и рассказывали пиратские истории - ребятишки визжали от восторга! Это же настоящее приключение морских корсаров! Хорошо, что дожди обычно на день-два, а потом опять солнце и прекрасное сибирское небо, какого ни в одной стране мира нет - подними руку, и вот оно у тебя в ладонях, синее и бескрайнее!

Самая интересная игра, в которую дети играли – конечно же, "индейцы". Каждый придумывал себе имя, вроде "Дикий олень", "Утренняя заря" и т.п. Ребятишки облепляли себя веточками от тальника, делали из них различные индейские украшения. Вели индейские баталии и играли в индейские прятки... Вы думаете, на песчаном острове нельзя спрятаться? Еще как можно! Иногда часа по два всем лагерем искали какого-нибудь талантливого индейского шпиона. А находили – спрятавшегося в листве в глубине тальника, в котором царит полумрак даже в самый солнечный день. Особо талантливые целиком закапывались в песок, надев маску для купания и выставив для дыхания только трубку, сделанную из сибирского тростника... Ух, незабываемо!

За все годы сплавов у отца была одна проблема, которую так и не удалось решить. Вы думаете, что-то серьезное? Нет. Проблема была в том, как сохранить сгущенку. Во всех поездках, в разных группах ребятишек на острове из коробки, зарытой под палаткой отца, сгущенка испарялась самым невероятным способом... А однажды даже пропало полведра черники. Просто, видимо, из поколения в поколение маленьких туристов передается традиция охотника - добыть себе сладкое на ужин.

Собираемся в дорогу

Вот несколько советов для тех, кто захотел провести свой отпуск, сплавляясь по рекам Сибири.

Что в первую очередь надо взять с собой? Только не пугайтесь: мужчину с ружьем.

Все-таки, не на Багамы едете отдыхать, а в самую настоящую тайгу. Там и медведи, и волки, и - главное - люди водятся... Присутствие "человека с ружьем", который, желательно, имеет опыт посещения тайги и сибирских просторов – это самое важное в отдыхе туристов-дикарей. А если ваш проводник имеет опыт групповых путешествий - вы не только избавитесь от неожиданных гостей, но, как водится у настоящих таежников, и бытовое устройство лагеря будет на самом высоком уровне.

Второе, что вам придется взять с собой - средство сплава. Если вас трое, четверо, или даже пятеро с детьми, то годится и большая резиновая лодка. Главное - проверьте прежде ее на плавучесть в ближайшем водоеме. Лодка не должна подвести вас даже в самую сложную минуту вашей жизни, когда вы будете проплывать шиверу, и коварные острые камни будут подплывать к вашей лодке и пытаться проткнуть ее со всех сторон.

Не забудьте взять с собой комплект для ремонта лодки: резиновый клей - лучше "клей № 88", запас резины, кусочек наждачки и маленький флакончик бензина для зачистки резины. Надо также взять с собой и моментальный клей - он может выручить вас на ходу, если кто-то из ваших пассажиров машинально воткнет ножик в борт. Чтобы дотянуть до берега, моментального клея вполне хватит.

Если у вас есть возможность сплавляться на ПСН - то это лучший вариант. Мало того, что он шторм в семь баллов выдерживает, более того - он фактически непотопляем. Однажды прямо посередине реки у нас оторвалось дно плота. Отец, удерживая ногами стремящиеся ко дну рюкзаки, невозмутимо доплыл до берега, и только там мы узнали, что все наши одеяла надо сушить до утра у костра.

ПСН-6 - самое удобное и не столь тяжелое средство сплава по реке группы от одного до семи человек. Как-то на таком плоту пришлось сплавляться 12 пассажирам, и ничего...

А ну-ка, укуси!

Комары! Пока вы не добрались до песчаных отмелей и чудных островов, эти удивительные создания будут пить вашу кровь, несмотря ни на какие предосторожности.

Запомните - ни одна мазь от этих вампиров-камикадзе не помогает! Тогда зачем платить больше? Можете покупать любую мазь от комаров - все равно придется смириться с их укусами.

Совет от бывалого таежника такой - дайте им вас покусать и перетерпите это. Обычно на вторые сутки организм привыкает, и комары только кружатся вокруг вас, садятся на кожу, но не кусают. Если же вы оказались уникумом и вас кусают сутки, вторые, третьи - то намажьтесь дегтем, смешанным с тройным одеколоном - правда, это коже не очень полезно, зато отпугивает всех кровососущих, вплоть до вампиров.

Второе - это прокоптиться у костра. Надо просто постоять в дыму, так, чтобы ваша одежда пропиталась дымом. Помогает, и даже очень. Кроме того, не надевайте на себя много одежды - запах пот очень привлекает разных кровососущих. У нас так часто бывало - мы ходим по пояс раздетые и нас не кусают, а рядом люди в камуфляже и возле них целый рой комаров, паутов, слепней, москитов и мошки...

Впрочем, современная индустрия нашла средство борьбы с этими насекомыми в палатках. Уже, пожалуй, с десяток лет нам удается спокойно и счастливо спать ночами в палатке, благодаря спиралям. Делается это так - зажигаете спираль в палатке, закрыв палатку полностью. Минут через двадцать открываете палатку, тушите спираль и проветриваете. Запах еще держится, и комары не летят внутрь. Потом вы спокойно ложитесь спать в проветренной палатке, тщательно закупорив ее. Спокойной ночи...

Помните только, что пауты, оводы и прочие большегрузные насекомые не берутся совершенно ничем, но спасает то, что они летают только днем и в очень жаркую погоду. А на островах они и вовсе не водятся.

Устраиваемся на ночлег

Что лучше - спальный мешок или одеяло? Есть люди, привыкшие к спальникам, а есть те, кто никак не вмещается в это "прокрустово ложе". Потому, если вы возьмете с собой обычные одеяла, то это во многом даже лучше. Часть одеял стелется под низ палатки, а второй половиной укрываетесь сами и спите, как будто дома на перине.

Только не надо брать ватных одеял! Они все равно пропитаются влагой, и однажды вы не сможете оторвать их даже от пола... Такие тяжести только силачам и под силу. Все эти синтетические синтепоновые одеяла и спальники - тоже не сахар. Обязательно их прожжете у костра, поверьте. Потому любимые с детства верблюжьи одеяла - самое лучшее в поездках.

Если у вас синтетическая китайская палатка - лучше сразу бросить ее в костер, все равно сгорит от случайной искры. Нет ничего лучше российских брезентовых бронебойных треуголок. Они сдержат все - и налет комаров, и падение ракет воздух-земля, и брызги огня от костра!

Походный рацион

Еда – это серьезно! Во-первых, возьмите с собой котелок на 5 литров и треногу - такие продаются в любых туристических магазинах. Не люблю я алюминиевую посуду, но для поездки она хороша - легкая и места много не занимает.

  • Хлеб можно купить в поселках на Ангаре - только помните, что с пятницы до понедельника его просто может не быть в магазинах... Там свои пекарни и они готовят только для своих.
  • Рожки, лапша, макароны - универсальный продукт "дикого" путешественника. Но помните, что без сгущенки, или тушенки - это несъедобно!
  • Не рекомендуется брать все, что расположено в стеклянных банках. Вам же на себе это таскать... А оно еще и бьется в самый неподходящий момент.
  • Брать с собой конфеты - это значит кушать кашу из сладкого с бумагой.
  • На спиртное придется наложить полный запрет - тайга не прощает потери бдительности.
  • В итоге - лапша, тушенка и все.... Но вы этого там и не заметите. Ну и конечно, немного картошки, лаврушки, чуток черного перца и 100 грамм - сами знаете, для какого блюда!

Рыбалка! Обязательно возьмите с собой снасти, но Ангара – река быстрая, и потому там даже удочки – как закидушки. Большое грузило, леска, на которой нанизан крючок-два.... Закидывается, как закидушка, и поверьте, что улов вас очень обрадует! Если умеете ловить рыбу на спининг - тут без огромной щуки не обойтись. А может, и король вкуса, таймень попадется!

Однажды, очень давно, на рыбалке меня спросили: "Что самое вкусное из рыбного?" Конечно же, я ответил: "Черная икра. О! Черная! Икра!" Мне сказали: "Ты никогда не рыбачил? Ты пробовал хоть раз печень тайменя в ухе?" И я попробовал... И пусть иностранцы платят огромные деньги за черную икру, мы-то знаем, что самое вкусное на свете! А малосольного тунгуна вы когда-нибудь ели? Ясно, не ели...

Как туда попасть

Как добраться до островов, знает только самый опытный и самый старый таежник. И еще тот, кто умеет читать карты.

Утром выезжаем автобусом из Красноярска до поселка Широкий-Лог. Там выходим, и сразу на берег. Ждем рейсового метеора, или ракеты, или что там еще ходит? Но ходит ежедневно - это социальный транспорт, и потому всегда бывает. Стоимость средняя. Времена у нас очень быстро меняются, так что цену писать не имеет смысла.

Плывем до поселка Мотыгино - это часа два всего. Там, сойдя с судна, лучше всего сразу отойти от поселка подальше, сесть на лодку, и в путь. Еще часа два самого лучшего в мире путешествия по воде, и слева вы видите острова. Чтобы к ним причалить, лучше сразу плыть слева по руслу за бакенами, а то снесет километров за десять ниже, и вы никогда на острова так и не попадете...

И вот вы на неделю в раю. Обещаем, что последующие сорок лет отпуск у вас всегда будет только в июле!

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1 города Будённовска Будённовского района» Ставропольского края Рассмотрено Согласовано: Утверждено на заседании МО зам. директора по УВР на педагогическом совете протокол №______ ___________ Дорофеева В.И. протокол №______ от_ «___»________20___г. от__________ 20____г. Руководитель МО_______ «___»_____________20____г. Директор МОУ СОШ № 1 г. Будённовска_______К.И. Осипов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету Русский язык Ступень обучения (класс) 7 класс (основное общее образование) Количество часов 7 класс по 4 часа в неделю; 35 учебных недель – 140 часов за год.__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Программу разработала Баранова Евгения Сергеевна на основе программы по русскому языку 2010 года для общеобразовательных учреждений. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов\ М.Т. баранов, Т.А. Ладыженская, Н,М. Шанский// Программно-методические материалы:Русский язык 5-9 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Цели обучения: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 140 часов. В течение года учащиеся пишут 6 контрольных работ, 2 контрольных сочинения, 2 контрольных изложения. Преподавание ведется по учебнику группы авторов для 7 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. , 7 класс, - М., 2009). Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Формы контроля          диктанты с грамматическим заданием; объяснительный диктант; предупредительный диктант; выборочный диктант; графический диктант; словарный диктант; сочинения (по картине, по данному сюжету, на материале жизненного опыта); изложение; тест Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по русскому языку. Вестник образования России. 2004. №12 2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Москва «Просвещение». 2008 г. 3. Региональный компонент стандарта общего образования. 4. Школьный компонент стандарта общего образования. 5. Закон об образовании РФ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Кол-во Формы контроля часов Русский язык как развивающееся 1 явление 1. Повторение пройденного классе 2.Причастие в 6 8+1 Текущий контроль Диктанты - 1 (к.д.) 21+5 Текущий контроль Изложения – 2 (к.и. -1) Диктант -1 (к.д.) 3.Деепричастие 10+4 Текущий контроль Диктанты - 1 (к.д.) Сочинения – 2 4.Наречие 25+4 Текущий контроль Диктанты -2 (к.д. -1) Сочинения – 1 Изложение -1 (к.и.) 5.Категория состояния 2 6.Предлог 8+2 Текущий контроль Сочинение - 1 7. Союз 10+2 Текущий контроль Диктанты - 1(к.д. -1) Сочинения – 1 8.Частица 13+5 Текущий контроль Диктанты - 1 (к.д.) Сочинения – 2 (к.с.– 1) 9.Междометие 5 Текущий контроль Сочинение -1к 10.Повторение пройденного в 6 10+3 классе Текущий контроль Итого: К.д.-6, к.и. -2, к.с. -2 140 Сочинение – 1к. Содержание программы Введение Русский язык как развивающееся явление. Тема 1 Повторение пройденного в 6 классе Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Развитие речи Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Обучающиеся должны знать. Изученные в 6 классе орфограммы, способы образования слов, общую характеристику самостоятельных частей речи, признаки текста. Обучающиеся должны уметь: разъяснять значения слов, производить фонетический разбор слов, производить морфемный и словообразовательный разборы, морфологический разбор, определять стиль текста. Контроль знаний: графический диктант, виды разборов, диктант с грамматическим заданием, работа с текстом. Тема 2 Причастие Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот. Склонение полных причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прил-х, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях. Разбор причастий. Развитие речи Описание внешности человека, контрольное изложение, выборочное изложение. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола, определение причастия, как склоняются причастия, определение причастного оборота, признаки текстаоисания, отличие действительных причастий от страдательных, способы образования причастий, порядок морфологического разбора. Обучающиеся должны уметь: отличать причастие от прилагательного, согласовывать причастия с определяемым словом, выделять из предложения причастные обороты, определять тему, основную мысль, стили текста, определять разряд причастий, производить морфологический разбор, выбирать правильное написание причастий. Контроль знаний: объяснительный диктант, предупредительный диктант, словарный диктант, распределительный диктант, изложение, диктант с грамматическим заданием. Тема 3 Деепричастие Повторение пройденного о глаголе в 5 – 6 кл. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Развитие речи Описание внешности друга, сочинение по картине. Обучающиеся должны знать: лексическое, грамматическое значение деепричастий, определение «деепричастный оборот», языковые особенности текста описания, правописание деепричастий. Обучающиеся должны уметь: разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, анализировать исходный текст, образовывать деепричастия, сохраняя вид, создавать рассказ-описание, производить морфологический разбор деепричастия. Контроль знаний: объяснительный диктант, сочинение, распределительный диктант. Диктант с грамматическим заданием. Тема 4 Наречие Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на О и Е. НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о- и –а- на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий. Морфологический разбор наречия. Развитие речи Описание действий, сочинение-рассуждение, изложение. Обучающиеся должны знать: морфологические признаки наречия, разряды наречий по значению, способы образования степеней сравнения, способы образования наречий, условия правописания наречий. Обучающиеся должны уметь: находить наречия в тексте, употреблять наречия для связи предложений в тексте, создавать текст описания действий, определять грамматические признаки наречий, уметь пересказывать исходный текст, отличать наречия от кратких прилагательных, правильно писать, выделять морфемы, отличать наречия от существительных. Контроль знаний: словарный диктант, распределительный диктант, сочинение, комментированное письмо, изложение, выборочный диктант, диктант с грамматическим заданием. Тема 5 Категория состояния Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль категории состояния. Обучающиеся должны знать: общее значение слов категории состояния. Обучающиеся должны уметь: сопоставлять наречия и слова категории состояния, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния в тексте, использовать их в текстах различных стилей и типов. Контроль знаний: словарный диктант, синтаксический разбор предложений. Тема 6 Предлог Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.) Дефис в предложениях. Повторение по теме «Предлог». Развитие речи Сочинение по картине Обучающиеся должны знать: о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении, об однозначных и многозначных предметах, разряды предлогов по происхождению, разряды предлогов по составу, условия правописания предлогов. Обучающиеся должны уметь: отличать предлоги от омонимичных им приставок, правильно использовать предлоги в речи, отличать производные предлоги от непроизводных, выполнять морфологический разбор, писать сочинения повествовательного характера с элементами художественного описания, отличать производные предлоги от омонимичных частей речи. Контроль знаний: составление таблиц, работа по карточкам, объяснительный диктант, тест, сочинение. Тема 7 Союз Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом предложении и сложном. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, и союза также от наречия так с частицей же. Развитие речи Сочинение-рассуждение. Обучающиеся должны знать: о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз, разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, группы сочинительных союзов, разряды подчинительных союзов, правила правописания союзов. Обучающиеся должны уметь: определять роль союзов в предложении, разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, выбирать союз в соответствии с его значением, различать подчинительные союзы, различать союзы по значению и строению, использовать союзы для связи предложений и целого текста, отличать союзы от созвучных сочетаний слов. Контроль знаний: объяснительный диктант, графический диктант, словарный диктант, конструирование предложений, сочинение, тест, диктант с грамматическим заданием. Тема 8 Частица Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Развитие речи Сочинение по картине сочинение-рассказ по данному сюжету. Обучающиеся должны знать: особенности частицы как служебной части речи, разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, значения модальных частиц, правила правописания частиц, порядок морфологического разбора. Обучающиеся должны уметь: отличать частицы от других служебных частей речи, определять тему, основную мысль высказывания, уметь определять смысловое значение частицы НЕ, различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи, уметь выделять модальные частицы среди других частей речи, находить частицы в предложениях, определять их значение, правила правописания частиц, порядок морфологического разбора, различать частицу Ни, приставку НИ-, союз ни-ни. Контроль знаний: предупредительный диктант, сочинение, распределительный диктант, тест, объяснительный диктант, диктант с грамматическим заданием. Тема 9 Междометие Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Обучающиеся должны знать: междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи, условия дефисного написания междометий. Обучающиеся должны уметь: распознавать междометия, ставить знаки препинания при них, употреблять их в своей речи, использовать междометия и звукоподражательные слова в разговорной речи, выразительно читать предложения с междометиями, условия дефисного написания междометий. Контроль знаний: конструирование предложений с междометиями, выборочный диктант. Тема 10 Повторение пройденного в 7 классе Русский язык и разделы науки о нем. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис.Пунктуация. Развитие речи Текст. Стили речи. Сочинение. Обучающиеся должны знать: особенности текста, черты стилей речи. Обучающиеся должны уметь: находить нарушение лексических норм, исправлять их, определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, производить все виды разборов. Контроль знаний: все виды разборов, графический диктант, тест, объяснительный диктант, сочинение, анализ текста. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Речевая деятельность. Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про-стой план. Чтение.Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты. Говорение.Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения. Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных сти-лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой син-таксической конструкции. Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи. Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнару-живать орфоэпические ошибки в звучащей речи. Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов. Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова. Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания. Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма. Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке; основные правила орфоэпии; основные способы образования слов; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; правила русской орфографии; морфологические признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц; виды словосочетаний; виды предложений; основные группы пунктуационных правил; признаки текста. уметь адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи; сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства; анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные; проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования разных частей речи; соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения; толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех частей речи; объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; строить пунктуационные схемы предложений Перечень проверочных работ 1. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе» «На берегу озера весной» 2. Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи» «Путешествие по Арлю» 3. Контрольный диктант по теме «Деепричастие». 4. Контрольный диктант по теме «Наречие» «Загадка шаровой молнии» 5. Контрольный диктант по теме «Предлоги. Союзы» 6. Контрольный диктант по теме «Частица» «На плоту по таежной реке» Перечень творческих работ 1. Описание внешности человека. 2. Контрольное изложение (по тексту К. И. Чуковского) 3. Выборочное изложение. 4. Сочинение «Описание внешности друга». 5. Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь». 6. Сочинение «Учимся работать». 7. Контрольное изложение с описанием действий. 8. Сочинение по картине Сайкина «Детская спортивная школа». 9. Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». 10. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья». 11. Сочинение-рассказ по данному сюжету. 12. Сочинение на тему «Дело мастера боится», «Удивительное рядом». Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методический комплект Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) // Программы общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение.2008 г Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, М.: Просвещение,2009 г. Литература 1) «Уроки русского языка в 7 классе» М, «Просвещение» 2007г. Г.А Богданова. 2) Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского. 3) Н.М. Коркина «Поурочные планы по русскому языку 7 класс» 2004г Волгоград, «Учитель-АСТ» 4) Мет.пособ. «Поурочные разработки по русскому языку 7 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО» 2007г. 5. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М. «Мнемозина». 2007г 7) Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс.: Пособие для учителя / . Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 1989. 10) Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 7 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2003. 9) Книгина М.П. Русский язык 7 класс.Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006 Приложение Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе» На берегу озера весной Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны. Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаютя на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц. Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась. А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной. Грамматическое задание Лингвистический разбор. 1. Фонетический разбор: 1-й вариант -языки, 2-й вариант - седые. 2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант - приземистые, 2-й вариант-разносятся. 3. Морфологический разбор: 1 -й вариант - поднимаюсь, 2-й вариант - глухих. 4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант -Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант - Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц. Контрольный диктант по теме «Причастие» Путешествие по Арлю Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. Город процветал. Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков. Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века арена была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный. Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков. Грамматическое задание 1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения. (Сказуемые: воздвигнут; построена. Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, иссеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.) 2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные - буквой с. 3. Сделать морфологический разбор слов. 1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С ее шкуры с журчаньем стекала вода. Примеру ее последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот1 и, все еще вскрикивая, переволок его через глубокое место. Вся группа исчезла в чаще, но еще долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (136 слов.) Грамматическое задание. 1 . Синтаксический разбор предложения. 1 вар. Шлепая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. 2 вар. Он побрел по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился. 2. Морфологический разбор деепричастия. 1 – заорал, схватившись, 2 – кинулся, продолжая 3. Выписать пять слов с непроверяемой гласной в корне, подобрать проверочное слово, выделить корни. 4. Подчеркнуть в тексте диктанта деепричастные обороты. Контрольный диктант по теме «Наречие» Загадка шаровой молнии Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры. Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения. Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух. В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить. Грамматическое задание 1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу: 1-й вариант - издавна, 2-й вариант нередко. 2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант -меньше (из 2-го предложения), 2-й вариант - неясно (из 3го предложения). Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, т. к. зависит от существительного (происхождение каково? неясно). 3. Сделать синтаксический разбор предложений. 1-й вариант Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. 2-й вариант Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, вовторых, сохраняет форму и движется. Контрольный диктант по теме «Предлоги.Союзы» Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры. Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой. Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло. 1. Озаглавьте текст. 2. Выполните выбору). морфологический разбор предлога и союза (по 3. Произвести синтаксический разбор предложения. 1 вариант: Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота сперли ему горло. 2 вариант: Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. 4.Обозначить все предлоги и союзы. Контрольный диктант по теме «Частица» На плоту по таежной реке Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шелестела на перекате. Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели. Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл. Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мелкая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое полотенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя... Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за поворота. Плотик переполз поворот - и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды. . Грамматическое задание 1. Выполнить синтаксический разбор предложений: 1-й вариант - первое предложение, 2-й вариант - последнее предложение. 2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор. 1-й вариант - формообразующей частицы, 2-й вариант - смысловой частицы. Комментарий. В диктанте встречаются частицы даже, не, же. Можно ошибочно принять за частицы составной союз в предложении Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. 3. Произвести морфемный разбор. 1 вариант: высокие, шелестела, молчаливых, плавания. 2 вариант: услышал, загруженные, зарядили, встречалось. Тематическое планирование по русскому языку № п/п 1 Дата Кол-во часов 1 2 1 3 4 1 1 5 1 6 1 7 1 8 Раздел, тема урока Русский язык как развивающееся явление. Повторение пройденного в 5 – 6 классе. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Примечание (вид контроля) Графический диктант Анализ текста Фонетический разбор Словообразование и орфография. Р.К. Описание природы Ставропольского края. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Диктант «Проверь себя» 1 Контрольный диктант по «Повторению». 9 1 Анализ диктанта. 10 1 Текст. Стили лит. языка. Публицистический стиль. Диктант с грамматическим заданием Анализ ошибок учащихся Работа с текстом 11 1 Повторение пройденного о глаголе. 12 1 13 1 14 1 Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий. 15 1 1617 18 2 1 Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. 19 1 Текстообразующая роль причастий. Разборы Морфологический разбор Выборочный диктант Словарный диктант Объяснительный диктант Склонение причастий Предупредительн ый диктант Распределительн ый диктант Составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения и др. Словарный 20 21 2 22 2 23 24 25 2 26 2 27 Р.К. Фольклор жителей Ставропольского края. Контрольный словарный диктант № 1. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Подготовка к контрольному изложению (По тексту К.И. Чуковского). Написание контрольного изложения. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. 28 1 2930 31 32 2 Выборочное изложение упр. 130. 2 33 1 34 1 Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прил-х, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях. Разбор причастий. Повторение по теме «Причастие». 35 1 36 1 37 1 38 1 39 2 40 диктант Объяснительный диктант Распределительн ый диктант Составление таблицы Составление таблицы Распределительн ый диктант Изложение Тест Изложение Объяснительный диктант Тест Комментированн ое письмо Предупредительн ый диктант Контрольный диктант по теме Диктант с «Причастие». грамматическим заданием Анализ и работа над ошибками. Работа над ошибками Деепричастие. Составление Повторение пройденного о глаголе в таблицы 5 – 6 кл. Деепричастие. Глагольные и Комментированн наречные свойства деепричастия. ый диктант Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Контрольный словарный диктант №2. Деепричастный оборот. Знаки Объяснительный препинания при деепричастном диктант обороте. Тест Р.К. Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Сочинение «Описание внешности друга». Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). 41 42 43 2 44 45 2 46 1 47 48 49 2 50 1 51 1 Анализ и работа над ошибками. 52 1 53 54 2 55 1 Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. 56 57 58 59 2 60 1 61 1 62 63 64 2 65 1 1 1 2 1 Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Р.К. Языковой портрет жителей региона. Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь». Повторение по теме «Деепричастие». Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Сочинение Объяснительный диктант Диктант «Проверь себя» Распределительн ый диктант Сочинение Редактирование текста Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Работа с текстом Образовать степени сравнения Словарный диктант Тест Правописание не с наречиями на О и Е. НЕ и НИ в наречиях. Р.К. Описание природы Ставропольского края. Описание действий как вид текса, структура текста, его языковые особенности. Распределительн ый диктант Диктант «Проверь себя» Сочинение-рассуждение в стенгазету на тему «Учимся работать». Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Сочинениерассуждение Обобщающий урок по теме Тест Поэтапное создание текста Комментированн ое письмо Распределительн ый диктант Тест 66 1 67 1 68 69 70 2 71 1 72 73 74 2 1 2 «Наречие». Диктант по теме «Наречие» Анализ диктанта и работа над ошибками Суффиксы –о- и –а- на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Подготовка к контрольному изложению. Написание контрольного изложения (подробное) с описанием действий, упр. 248 Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Объяснительный диктант Изложение Предупредительн ый диктант Составить таблицу Распределительн ый диктант Тест Выборочный диктант 75 76 1 Буква Ь после шипящих на конце наречий. Р.К. Языковой портрет региона. 77 1 Морфологический разбор наречия. 78 1 Повторение по теме «Наречие». 79 1 Контрольный диктант по теме «Наречие». 80 1 Анализ и работа над ошибками. 81 1 Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. 82 1 Синтаксическая роль категории состояния. Синтаксический разбор предложений 83 1 Составить таблицу 84 1 Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. 85 1 Простые и составные предлоги. 86 1 Морфологический разбор Морфологический разбор Предупредительн ый диктант Диктант с грамматическим заданием Работа над ощибками Словарный диктант Заменить непроизводные предлоги производными Работа по карточкам Морфологический 87 88 89 2 2 предлогов. Текстообразующая роль предлогов. Сочинение по картине Сайкина «Детская спортивная школа». Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.) 90 91 1 Дефис в предложениях. 92 1 93 1 94 1 Повторение по теме «Предлог». Р.К.Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. 95 2 96 97 98 2 99 2 100 101 2 102 Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Контрольный словарный диктант № 3. Употребление сочинительных союзов в простом предложении и сложном. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Р.К. Языковой портрет региона. Подготовка к сочинениюрассуждению на тему «Книга – наш друг и советчик». Написание сочинения. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, и союза также от наречия так с частицей же. Контрольный диктант по теме «Предлог и союз». 103 1 104 1 Анализ и работа над ошибками. 105 1 Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. разбор Сочинение Диктант «Проверяю себя» Тест Объяснительный диктант Тест Объяснительный диктант Графический диктант Словарный диктант Тест Синтаксический разбор Конструирование предложений Сочинение Составление таблицы Взаимодиктант Тест Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Определить значение частиц в тексте 106 3 107 108 109 1 110 2 111 112 2 113 114 115 116 117 Формообразующие и смысловые частицы Р.К. Фольклор жителей Ставропольского края. Раздельное и дефисное написание частиц. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья». Написание сочинения. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Предупредительн ый диктант Свободный диктант Тест Сочинение Диктант «Проверяю себя» 3 Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Распределительн ый диктант Тест 2 Подготовка к контрольному сочинению сочинению-рассказу по данному сюжету. Написание контрольного сочинения Повторение по теме «Частица». Сочинение Диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками Выступление 118 119 1 120 1 Контрольный диктант по теме «Частица». 121 1 Анализ и работа над ошибками. 122 1 123 124 2 125 1 126 127 2 128 1 Устное выступление на тему «Моя природа». Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Р.К. Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Повторение пройденного в 7 классе. Русский язык и разделы науки о нем. Контрольный словарный диктант Объяснительный диктант Конструирование предложений с междометиями Выборочный диктант Объяснительный диктант Словарный диктант Тест № 4. 129 1 Текст. Стили речи. 130 1 Фонетика. Графика. 131 2 Анализ текстов разных типов и стилей Фонетический разбор Сочинение 133 1 Подготовка к контрольному сочинению. Классно-контрольное сочинение на тему «Дело мастера боится», «Удивительное рядом». Лексика и фразеология. 134 1 Словообразование. 135 1 Морфология. 136 1 Орфография. 137 1 Синтаксис 138139 1 Пунктуация. Графический диктант 140 1 Повторение изученного в 7 классе Объяснительный диктант 132 Редактирование текста Словообразовател ьный и морфемный разбор Морфологический разбор Объяснительный диктант Тест

Роса была холодная, обильная - настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

Темы : «Вводные слова «, «Уточняющие обособленные члены предложения «

Помогите найти текст! и получил лучший ответ

Ответ от Настёна [эксперт]
На плоту по таёжной реке
Владимир Симоненко
20.07.1978. Рано утром подъём. Впервые Гаджи связался с другими нашими отрядами. Их уже тоже забросили в тайгу. Это хорошо, что рация работает, а то уж думали, что будем без связи.
Сделал зарядку, повисел на турнике, пробежка по валунам аллювия около 500метров. Завтрак.
Гаджи приготовил своё фирменное блюдо. Делается оно так: вермишель мочится в воде, обжаривается на сковородке немного, а потом уже варится с добавлением тушёнки. Странно, но я поел мало, всего одну чашку. Собрались в путь. Нам предстояло в этот день сделать большой марш-бросок, чтобы добраться до реки Учур. Я захватил с собой фотоаппарат, свою большую ложку и дневник, чтобы не прерывать записей. И вот мы уже топаем в сторону горы Саян. Попутно мы вели геологические наблюдения, в общем тот же маршрут, только очень длинный.
Вокруг всё те же доломиты серые, те же кварцевые песчаники, алевролиты, силицитолиты. А рюкзак за плечами объёмный и увесистый, да ещё ружьё и молоток. Иду, поколачиваю молотком камни. Легко и приятно идти по тайге, особенно учитывая, что совсем недавно «завязал» с курением. А вокруг однообразный унылый пейзаж: лиственницы в палец толщиной, мох, пружинящий под ногами. Идём и ищем камень, чтобы стукнуть по нему молотком и посмотреть, что у него внутри. Однако камней мало, всё задерновано. Рельеф выражен слабо, никаких выраженных привязок на местности, поэтому очень часто смотрим на компас, идём по азимуту. Двенадцать маршрутных километров завершились в верховьях ручья Саян. В аллювии те же породы, что и в Юют-Сиэбите, только здесь преобладают алевролиты с песчаниками над доломитами. На берегу мы упали от усталости, как подкошенные. Поели ревеня, который здесь растёт в избытке. Съели тушонки две банки, попили чаю, искупались в ручье. Весь день нестерпимая жара, как в сауне с сухим паром. Теперь мы пойдём к устью Саяна, который хоть небольшая река, но местами глубина по пояс. Гаджи в болотных сапогах, ему хорошо. А у меня короткие резиновые, а у Волкова и вовсе кирзачи. Но я хитрый, снял штаны и сапоги и потопал, легко преодолевая водные преграды. А Гаджи страховал Волкова, и они поэтому всё время шли по болотистому бережку. А Саян очень извилистый, со множеством проток и притоков, болот, озерцов, а рыбы не видать. Пока Гаджи с Волковым обходят всё это водное богатство десятой дорогой, я шурую напрямую по главному руслу босяком. Ах, лето! Последний раз я видел Гаджи и Геннадия в 3-4 километрах от нашего последнего привала, где мы обедали (или ужинали? Потому что трапеза была в 18:00). Они тогда шли по правому берегу, а я по левому. Вышел я к прижиму, где речка облизывала голые скалы и бурлила среди огромных валунов, сориентировался по планшету. Оставалось 2,5 километров до устья Саяна из шести таёжных, речных, болотистых. Вдоль речки попадались собачьи следы, наверно эвенки неподалеку охотятся.. . Солнце село, комарики появились, начали покусывать. Они и раньше были, только мне было не до них, не замечал. Послышалось из-за излучины протоки: -Ау! Эгей! Я в ответ тоже поорал, разминая голосовые связки и тронулся дальше. Чуть было не увяз в болоте, кругом озёра. Ещё раз сверился с компасом, пошёл по азимуту на устье, свернув от реки в болото. В 20:00 вышел к Учуру. Большая река, метров 500 шириной, с островками, с берегами, заросшими могучими лиственницами, соснами и елями.
Кругом – ни души. Гаджи с Геннадием не видать и не слыхать, отстали напрочь. Развёл костёр, жду, когда они притопают. Посушил штаны и портянки у огня. Взглянул на карту и обнаружил, что тут недалеко бараки Томптокана должны быть.
–Ау! Ого-го! , покричал я немного. Потом написал записку: «Я ушёл к баракам Томптокана. Ждал вас тут целый час. 20.07.78 21:45. Костя» И пошёл вниз по течению, по левому берегу Учура. Через каких-то полкилометра услышал где-то вдалеке звук выстрела, вернулся обратно, к устью Саяна. Покричал, отозвались: - Эге-гей! Костя!
Стучат топором по дереву. Я пошёл было вверх по течению Саяна, через болото, скво

Муниципальный общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово

муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

_______/ В.Н.Валиулина/

Протокол №_______

От «_____» ________2018 года

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________ / А.Ф.Максимова/

Протокол № _______

От «_____» ________2018 года

« Утверждаю»

Директор ООО

_________ / П.А.Сергеев/

Протокол № ______

от «____» _______ 2018 года

Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

для 7 класса

Составитель: учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Геннадьевна

1.Входной диктант по теме «Повторение изученного в 5 - 6 классе».

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

2. Контрольный диктант "Причастие. Причастный оборот".

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую про гулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чудесный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардей цами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпан ные цветами, рощи и пруды.

(189 слов) (По Ю. Олеше) II . Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по сос таву:

2. 1-й вариант - дурачившими, 2-й вариант - засыпанные.

2. Сделать синтаксический разбор предложений.

1-й вариант - Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.

2-й вариант - Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

3. Задание для обоих вариантов: сделать морфологический раз бор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшен ных, засыпанные.)

3. Контрольный диктант «Причастие. Правописание причастий»

Путешествие по Арлю

Арль - маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Ткачи, золотых дел мастера, оружейники вели бойкую торговлю. Был воздвигнут Форум, построена громадная арена, античный театр, акведук длиной в семьдесят пять километров. I Город, процветал.

Нашествие варваров положило конец процветанию. Город стал кормиться за счет туристов, руин и былого величия. Вот краткая история города, прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков.

Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по узенькой, мощенной камнем улочке - и вдруг перед тобой что-то большое, с арками, колоннами. Оказывается, это римская арена, та самая, где гибли когда-то гладиаторы. В средние века аре на была крепостью, защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью. Сейчас от города ничего не осталось, но рестав раторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости, искусственно создав патину времени. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых. Работа невероятно кропотливая, но результат поразительный.

Арль - город отгремевшей славы. В этом величии прошлого свое обаяние, своя тихая задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков. .

(185 слов) (По В. Некрасову)

II . Грамматическое задание

1 . Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемые: воздвигнут; построена.

Определения: завоевавшие Арль; прожившего ни больше, ни меньше, как двадцать пять веков; мощенной камнем; защищавшей целый город с домами, улицами, даже церковью; обветренные, ис сеченные дождями; отгремевшей; много перевидавших на своем веку.)

2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдатель ные-буквой с.

3. Сделать морфологический разбор слов.

1-й вариант: обветренные, 2-й вариант: иссеченные.

4. Контрольный диктант «Деепричастие»

Случай в Антарктике

Однажды полярники Мирного получили радиограмму о том, что одномоторный самолет бельгийской антарктической экспедиции не вернулся на базу. Вот что писал в отчете о спасении бельгийцев летчик Виктор Михайлович Перов.

Погода была из рук вон плохая. Мела пурга, ветер достигал сорока метров в секунду. Лишь утром удалось приступить к пла номерным поискам.

Вершины Кристальных гор, громадные, сверкающие белизной, показались издали. К сожалению, у нас не было времени, чтобы предаваться лирике, созерцая красоты безжизненной величествен ной природы.

Следуя вдоль главного хребта, мы заметили на синеве ледника красную точку, оказавшуюся самолетом, лежавшим на правом крыле. Из записки, найденной в кабине самолета, стало ясно, что искать бельгийцев надо между складом-базой и Кристальными горами.

Вернувшись к самолету, мы взяли этот курс, но, несмотря на внимательный осмотр местности, обнаружить никого не удалось. Мы вернулись и после заправки, отказавшись от обеда, снова под нялись в воздух. Но и этот напряженный полет оказался беспо лезным. Мы вернулись на базу, где нас ждали удрученные горем зимовщики.

Утром мы в пятый раз вылетели на поиски. Не доходя до север ной оконечности горы, мы заметили маленькую желтую палатку. Люди не показывались. Однако решено было приземлиться, хотя ледник, испещренный множеством трещин, не представлял удоб ного места для посадки.

Обследовав местность, мы установили, что бельгийцы выброси ли здесь всё лишнее имущество: спальный мешок, комплект верхней одежды, поломанные санки. При более тщательном осмотре мы заметили на снегу следы четырех человек, сглаженные поземкой. Заправив самолет последним запасом бензина, Пёров в ту же ночь вылетел снова. Буквально прочесав местность, летчик, нако нец, увидел палатку, из которой вышел человек, усиленно махавший руками.

Чудесное спасение бельгийцев, обреченных на верную гибель, ,не отразилось на лаконичном стиле отчета Перова: «Подрулив к па латке, мы убедились, что все четверо находятся здесь, чему мы были очень рады».

(279 слов) (По В. Каверину)

Грамматическое задание

Подчеркнуть деепричастные конструкции как члены предло жения.

5. Контрольный диктант «Наречие. Правописание наречий»

Загадка шаровой молнии

Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.

(109 слов)

Грамматические задания

1. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: издавна;

II вариант: нередко.

2. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: меньше (из 2-го предложения);

II вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

6. Контрольный диктант «Предлог», «Союз»

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

7. Контрольный диктант «Частица»

На плоту по таежной реке

Все вокруг молчало, даже лес не шумел, даже речка не шеле стела на перекате.

Речка бежала в великих, молчаливых, однообразных лесах, и от их однообразия казалось, что путь будет длиться вечно. На другой день зарядили мелкие дожди, но то было к лучшему: река прибудет, и не придется сходить с плота в ледяную воду на каждой отмели.

Утром третьего дня плавания слева впала речка, почти такая же, как и та, по которой Осташа плыл.

Ни скал, ни обрывов - ничего не встречалось. Только высокие крутые горы, еле различимые за частным ельником. Меж гор - мел кая плоская речонка, продырявленная валунами, как ветхое поло тенце. А над речкой и горами мелкой рябью несло птичьи стаи. Осташа запрокидывал голову, со дня таежной теснины глядя на гусиные косяки. Гуси улетали от осени, будто изменники бежали с поля боя...

Журчание очередного притока Осташа услышал еще из-за по ворота. Плотик переполз поворот- и Осташа увидел в устье мелкой речонки две лодки, загруженные бурыми комьями руды.

(158 слов) (А. Иванов)

II . Грамматическое задание

1 . Выполнить синтаксический разбор предложений:
1-й вариант - первое предложение,

2-й вариант - последнее предложение. Примечание: вместо тире можно поставить запятую.

2. Подчеркнуть частицы, выполнить морфологический разбор.
1-й вариант - формообразующей частицы,

2-й вариант - смысловой частицы.