Семейный портрет карандашом. Известные семейные портреты (фото)

С моими знаниями в классическом студийном портрете (иначе говоря «скучном») и 25-летним опытом портретной и свадебной съёмки, у меня есть несколько советов для вас. Если вы ещё не снимали семейные и групповые портреты - не пугайтесь. Будьте честны с заказчиками и скажите им, что вы только учитесь. Я уверена, что они помогут вам в съёмке чтобы получить в обмен несколько хороших фотографий.

При несложном планировании, создание семейных портретов будет веселым занятием и для вас и для снимаемой семьи. Вот 10 простых советов, которые помогут вам провести удачную и веселую фотосессию.

  1. Используйте штатив, когда это возможно
  2. Снимайте в режиме ручной экспозиции
  3. Зафиксируйте фокус или используйте ручную фокусировку
  4. Не выстраивайте людей по росту
  5. Позвольте детям быть детьми и дурачьтесь с ними
  6. Если гнется - гните. Помогайте людям позировать
  7. Помогите выбрать наиболее выгодное позирование
  8. Свет: пусть он будет у них в глазах
  9. Эмоции - это всё!
  10. Получайте удовольствие и дайте всему произойти

Давайте рассмотрим каждый из советов более подробно.

1. Используйте штатив всегда когда это возможно

Ух, я уже представляю, что вы подумали. Штатив не соответствует вашему стилю. Он слишком тяжелый и громоздкий. Ваш стиль более свободный. Это всё, конечно, так и в некоторых случаях (например при съемке бегающих детей или более репортажном стиле съемки) может быть лучше снимать с рук. Однако рассмотрим другую сторону медали.

Многие если не все люди нервничают когда их фотографируют. Да, нервничают! Многие испытывают настоящую панику, а некоторые заходят так далеко, что открыто говорят «ненавижу это». Так что это часть нашей работы - помочь людям почувствовать себя комфортнее и расслабиться. Это может быть непросто, когда фотограф сам нервничает, особенно если он новичок. Но вы получите большое преимущество, поставив камеру на штатив. На самом деле - даже два преимущества.

Во-первых, это автоматически успокаивает вас. Это уже хорошо. Вы можете проверить настройки, выстроить композицию и экспозицию и убедиться, что всё правильно. Кроме прочего легко увлечься, поднеся камеру к глазам и забыть проверить настройки, а потом уже увидеть, что ошиблись с балансом белого, или снимали на ISO 6400, или в жпег низкого разрешения. Успокаиваясь вы избежите этих неожиданностей.

Во-вторых, это позволит вам оторвать глаза от камеры, так что у вас будет зрительный контакт с объектами съёмки. Они люди и им гораздо более комфортно смотреть не в стекло объектива, а вам в глаза. Вы можете жестикулировать чтобы привлечь внимание детей, или корчить рожицы. В любом случае вы получите гораздо более яркие эмоции, чем если будете глядеть через видоискатель. Попробуйте!

2. Снимайте в режиме ручной экспозиции

Если вы выстраиваете композицию снимка, выбираете время и место съёмки, то вы можете контролировать все эти элементы. И вы можете, настроив экспозицию, уже не менять её. Но если вы выставите режим приоритета выдержки или диафрагмы, камера сама сможет выбирать несколько различные параметры для разных кадров. А это НЕ то, что вам нужно! Постоянство очень важно.

Непостоянство экспозиции создает дополнительную работу при постобработке, чтобы выровнять разные кадры. Это также может привести к небольшому сдвигу цветов, усилению шумов (в случае недоэкспонирования) и другим нежелательным последствиям. Чтобы сохранить постоянство экспозиции в течение съёмки - используйте ручной режим. Просто помните, что если вы сменили позу, место съёмки или что-то ещё - нужно проверить параметры экспозиции. Я просто делаю пробный снимок, проверяю гистограмму, подстраиваю параметры если нужно и продолжаю съёмку.

3. Блокируйте фокус

Так же как вам нежелательно изменение экспозиции от кадра к кадру - вам не нужен автофокус в каждом кадре. Предполагая, что вы послушались совета №1 и используете штатив - камера не будет двигаться. Если вы поставили группу в сравнительно статичную позицию - они также не будут двигаться. Во всяком случае не значительно. Речь идет только о движении дальше или ближе относительно камеры. Так что…

Настройте камеру одним из способов: используйте блокировку фокуса или ручную фокусировку. С любым из этих вариантов фокусировка не будет сама меняться по время съемки. Если вы будете фокусироваться в помощью кнопки спуска - то чьё-нибудь движение может вызвать промах фокусировки или фокусировку по фону. Если вы не уверены, как это настроить - посмотрите в инструкции к камере.

Бонусный совет: если ваша камера имеет режим проверки фокуса по экрану - у вас есть возможность удобнее фокусироваться вручную. Включите Live View чтобы видеть изображение на экране. Нажмите кнопку зума (она может иметь пиктограмму лупы или «+»), раз или два. Картинка на экране увеличится без зуммирования объектива, так что вы сможете осуществить более точную ручную фокусировку. Нажмите кнопку зума еще раз чтобы вернуться к обычному режиму Live View.

4. Выстраивайте людей не по росту

Возможно вы слышали или не слышали об этом ранее или были не вполне уверены, как это делается. Что нам требуется - это избежать скучных прямых линий, рядов и колонн из голов. Диагонали более динамичны и интересны в кадре, так что попытайтесь создать их из людей, которых снимаете.

Представьте себе линии, соединяющие каждое лицо с последующим. Попробуйте расположить их так, чтобы ни одно лицо не было строго над или рядом (на одном уровне) с предыдущим. Делайте диагонали, а не тотемные столбы. Используйте реквизит чтобы усадить некоторых людей или принесите на съёмку небольшие складные стулья. Пусть одни люди присядут, а другие встанут на что-то. Используйте элементы окружающей обстановки чтобы расположить их или, если совсем ничего нет - хотя бы просто расположите их вразнобой по росту.

5. Если гнётся - гните

Это общее правило при любой съёмке людей и это хорошее правило. Люди как правило стоят прямо и напряженно когда вы выстраиваете их, так что вам требуется их в нескольких местах согнуть чтобы они выглядели более естественно. Никто в жизни не стоит прямо как палка. Вот несколько идей:

  • Пусть они перенесут вес на одну ногу и повернут одно бедро от камеры.
  • Пусть они положат руку в карман. Я обычно рекомендую оставить большой палец снаружи, иначе они пытаются засунуть руку как можно глубже, что тоже не выглядит естественно.
  • Или зацепите палец за ремень или шлёвку для ремня.
  • Если они сидят - можно наклониться вперед и перенести вес на одно бедро.
  • Если они стоят, прислонившись к чему-то - пусть скрестят ноги.
  • Если мужчина сидит - пусть положит ногу на ногу и повернется чтобы в кадре не было шагового шва.

Итак, вы что-то придумали. Лучший способ передать это - сделать самой, чтобы за вами зеркально повторили. Встаньте перед ними, примите нужное положение и предложите его точно повторить.

Пример сгибания частей тела. Девушки сделали это гораздо лучше, чем ребята, но даже согнутые в локтях руки - уже неплохо. Некоторые люди настолько зажатые, что это становится проблемой… Просто делайте всё что в ваших силах.

6. Позвольте детям быть детьми

Я обнаружила, что обычно родители говорят своим детям перед фотосессией что-то типа «ты должен хорошо себя вести и улыбаться». Для большинства детей это слишком сложное задание. Я обычно предлагаю своим клиентам сказать детям вместо этого:

Мы пойдем в парк чтобы пофотографироваться. Будет весело.

Вот и всё! Нет других поручений кроме веселья. Затем подготовьтесь сами. Возьмите с собой реквизит, пусть родители возьмут с собой одну из любимых игрушек или книг. Я обычно ношу с собой пальчиковые куклы и мыльные пузыри вместе со своим оборудованием. Если дети не хотя сидеть и улыбаться - не заставляйте их. Пусть они побегают вокруг, побудут детьми - снимайте это. Играйте с ними, пусть будет весело. Тогда они некоторое время спустя смогут сотрудничая с вами некоторое время сидеть.

Когда я фотографирую детей - я выставляю себя полной идиоткой. Я издаю смешные звуки, пою песни (получается у меня плохо, но это никого не заботит), я делаю рыбье лицо, играю в «ку-ку» за камерой. Я бегаю туда и обратно с куклой-мариронеткой. Я лежу на земле, оттопыривая попу. Только дети живут правильной жизнью, а мы взрослые так не умеем. Так не мешайте детям оставаться детьми, пусть веселятся. И будьте готовы подстраивать съёмку под них.

Это была игра в «ку-ку» вокруг дерева. Посмотрите на эти искренние улыбки! Их невозможно подделать .

7. Помогите людям выбрать наиболее выигрышные позы

Суть в том, что если мама считает, что она выглядит толстой - не важно насколько замечательные получились свет и эмоции (смотри пункты 8 и 9 ниже). Так что запомните это правило.

Знайте о человеческих «недостатках» и работайте с ними. Вот несколько простых советов.

  • Если у кого-то большая нижняя половина тела - не располагайте его близко к краю кадра при съёмке широкоугольным объективом.
  • Для борьбы с двойными подбородками выберите чуть более высокую точку съёмки - выше уровня глаз объекта. Заставляя его смотреть вверх вы растяните шею и минимизируете этот эффект.
  • Шишка на носу обычно бывает лучше видна с какой-то одной стороны, чем с другой, так что следует изучить лицо чтобы определить с какой стороны лучше снимать.
  • Если вы снимаете пару, имеющую большую разницу в росте, попросите мужчину (обычно они выше) расставить ноги. Это сделает его несколько ниже и сократит разрыв.
  • Для очень полных людей (или тех, которые очень стесняются своего веса) хорошо подойдут съёмки лёжа на траве с детьми сверху. Это всегда выходит красиво. Скрываем животики, подтягиваем подбородки и приближаем детские лица.

Лёжа горкой на траве. Отлично для семей с маленькими детьми. Этой семье не нужно было что-либо корректировать, было просто весело с детьми прыгающими по папе с мамой.

8. Свет очень важен - пусть он будет у них в глазах

Свет может создать или испортить любую фотографию и портрет не является исключением. Сама фотография по сути является «рисованием светом». Самое важное, за чем следует следить в портретной съёмке - это за правильным освещением глаз объектов. Есть много способов это сделать и это отдельная большая тема, но я дам несколько простых советов, которые помогут вам в работе с освещением.

  • Выбирайте правильно время дня для съёмки портретов! Идеальным будет поздний вечер, около часа перед закатом. Потому что солнце низко над горизонтом и отсутствует жесткий полуденный свет над головой. В это время свет лучше направлен и более рассеянный, особенно если есть дымка на горизонте.
  • Если вы не можете снимать на закате - найдите тень. Уведите семью с яркого солнечного места, но убедитесь, что у вас не слишком светлый фон. Светлые участки фона отвлекут внимание от объектов съёмки. Ищите места в тени больших зданий или под большими деревьями.
  • Не стоит использовать пасмурные дни только потому, что свет менее жесткий, чем на ярком солнце. Хотя свет действительно мягче и не такой жесткий, но его направление не самое лучшее. В пасмурные дни свет все равно падает сверху и затемняет глаза, особенно если они глубоко посажены.
  • Добавляйте света с помощью отражателя или вспышки если потребуется. Конечно, это совсем другой тип освещения, но научитесь им пользоваться, чтобы лучше освещать лица. Если вы не видите бликов в глазах - значит света на лицах недостаточно.

Не менее важным, чем дополнительное освещение лиц является то, откуда исходит этот свет. Мы помним, что верхний свет не является самым лучшим, так же, как и свет от камеры. Так что использование встроенной вспышки не даст вам хорошего света. Так же, как и установленная на камеру внешняя вспышка. Свет, направленный от камеры, делает объекты плоскими, а это не то, что нам нужно.

Нам следует стремиться получить свет исходящий из источника, находящегося под углом 30-45 градусов от камеры. Больше об этом написано в моей статье ».

Это было снято прямо перед закатом. Солнце находится слева позади них. Я использовала вспышку, отраженную зонтом, также слева, чтобы добавить света на лица, без которого они были бы в тени.

9. Эмоции - это всё

Если во главе всего - свет, то получение правильных эмоций - это всё! Вы можете испортить освещение, позы, но если вы снимете их смеющимися или с «тем самым» лицом - это будет успех! Как это сделать?

Смотрите пункт 1 в первую очередь. Затем - пункт 6. Быть фотографом означает иногда становиться комиком или клоуном. Умение сказать или сделать что-то, что заставит людей улыбаться приходит с опытом. Иногда удается затронуть и взрослых. Папа у кирпичной стены на фото выше практически все время имеет такое же выражение на лице. Я знакома с этой семьей и фотографирую их уже 13 лет. И я знаю, что могу немного подоставать его или изобразить уточку чтобы подшутить над ним.

Если в съёмке участвуют маленькие или грудные дети - не забудьте привлечь их внимание. Тут может потребоваться помощь, так что попросите привести с собой бабушку или друга. Но что обычно происходит когда дети смотрят на вас и смеются, что делают родители? Поворачиваются к ребенку! Снова упс! Я всегда говорю родителям: «Несмотря ни на что, продолжайте смотреть на меня пока я дурачусь. НЕ смотрите на ребенка».

Ребенок смеётся, а все остальные выполняют инструкцию и смотрят на меня, повезло!

10. Подурачьтесь немного вместе

Последний совет - не относится к съемке слишком серьёзно. Сделайте несколько действительно дурацких фотографий в конце фотосессии (или даже в середине, если начнёт становиться скучно). Попросите их всех вместе сделать глупость и пусть они действительно это сделают. Обычно они начинают хохотать и когда они развеселятся - вы сделаете снимок. Пусть сваляться друг на друга в кучу на траве. Попросите их вместе подпрыгнуть или сделать глупое лицо (и вы изобразите такое же). Это снимает напряжение и заряжает настроение.

Я делала такое же лицо!

Моя внешняя вспышка перестала работать, так что тут пришлось использовать встроенную. Но в этот момент мы все устали и я подумала, что это будет весело, так что мы легко пошли на это. Обратите внимание на новое выражение лица папы!

Бонусный совет

Пусть семья подумает, что надеть на съёмку. Некоторые люди не соглашаются с моим взглядом на данный момент, но если хотите можете почитать больше в материале «Одежда для портретов» .

Выходите на улицу, фотографируйте семьи и получайте удовольствие!

Об авторе: Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt) - профессиональный фотограф и преподаватель, обучающий начинающих, любителей и профессионалов, через виртуальные уроки, мастерклассы и фототуры. На сайте Дарлин вы можете скачать бесплатную книгу «10 уроков для совершенствования фотосъёмки» (на английском).

Амбассадор Nikon Ляля Гарбуз выбрала для профессиональной и творческой реализации тему семейной фотографии. И к этому вопросу она подходит очень основательно. Семейной фотографии посвящен и ее диплом, который Ляля защитила на журфаке МГУ. По мотивам этой работы представляем вашему вниманию познавательную экскурсию в историю появления и развития жанра.

Для дипломной работы мне пришлось докопаться до самого начала фотографии как таковой. Я нырнула в историю с головой, словно Алиса в кроличью нору. Сегодня семейная фотография – это не только домашний архив конкретной семьи, она активно используется в фотожурналистике в качестве инструмента для достижения сильнейшего воздействия на зрителя и отражает социальные проблемы общества. А когда-то желание запечатлеть портрет человека и его семьи было одной из первых функций фотографии.

Мне посчастливилось изучить массу бесценной для фотографа литературы: книги Джульет Хэкинг, Владимира Левашова, Александра Лапина, Сьюзен Сонтаг, Ролана Барта, Вальтера Беньямина. Наибольшую помощь оказали альбомы Анни Лейбовиц, Салли Манн, Стэнли Третика, Павла Кривцова, коллекция королевских и императорских фотографий на сайте Royal Collection Trust , фотографии World Press Photo и International Photography Awards.

Семейная фотография, в отличие от живописи, это наиболее простой и легкий способ удовлетворить естественное желание человека – увековечить память о себе и своих близких. Продолжая традиции живописных портретов и позаимствовав у художников основы композиции, изобразительный стиль и варианты позирования, фотография имела главную отличительную особенность, в которой выразились ее историческая и документальная функции – реалистичность. По сути она была документом, доказательством жизни того или иного человека, дающим самое точное представление о том, как он выглядел.

На стиль и развитие семейной фотографии долгие годы оказывали влияние живопись, у которой она многое позаимствовала, а также проблема длительной экспозиции. Все первые семейные портреты были постановочными. Причем портреты детей, особенно маленьких, вообще были редкостью. Чаще всего лица и фигуры детей получались смазанными, особенно на групповых портретах, как например, на фотографиях Вильяма Эдварда Килбурна, первого фотографа, которому была оказана честь называться Фотографом Ее Величества и Его Королевского Высочества Принца Альберта.

Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Вильям Эдвард Килбурн, 1852 г.

Иногда детей фотографировали спящими, поскольку в этот момент они были неподвижны. Но с появлением посмертной фотографии, когда усопшим придавали естественные позы спящих, появилось негласное правило, переродившееся в примету - чтобы зрители не приняли случайно живого человека за мертвого, спящих людей фотографировать нельзя.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Мать и дитя, 1844-1850.

Фотографы Альберт С. Саутворт и Джосайя Джонсон Хоус. Посмертная фотография, 1850.


Посмертная фотография, 1895.


Посмертная фотография, 1900.

Другой уловкой при фотографировании маленьких детей был метод, получивший название «скрытая мать». Женщину прятали под тканями, так что она выполняла роль кресла или фона, на колени сажали ребенка, которого мать должна была успокаивать и удерживать в неподвижном положении.


Рассматривая семейные фотографии Королевы Виктории и российских императорских семей, можно выделить одну отличительную
деталь. Практически
на всех фотографиях, сделанных на
продажу, Королева Виктория
не смотрит прямо в камеру, а смотрит вдаль – в будущее своей страны. Это заметно на одном из первых семейных снимков королевы, дошедших до нас,
работы Генри Коллена, первого
профессионального калотиписта. Тем
интереснее кадры Роджера Фентона, известного военного фотографа, прославившегося благодаря серии снимков о Крымской войне – которые не предназначались для публичного показа и на которых Королева запечатлена в неформальном, домашнем стиле, в простой клетчатой шали и смотрит она прямо в камеру.


Королева Виктория и принцесса Виктория. Фотограф Генри Коллен, 1844 год.


Королева Виктория со своими детьми. Фотограф Роджер Фентон, 1854 год.

В 1854 году, во Франции, Андре Адольф-Эжен Диздери запатентовал первую фотокамеру с четырьмя объективами, позволяющую одновременно получать до 8 небольших фотографий (визитных карточек – carte de visite) на одной крупной пластине. Процесс съемки и печати стал гораздо быстрее, проще и дешевле. Широкое распространение этот метод получил в 1859 году, когда Диздери выставил на показ фотографию Наполеона III с императрицей Евгенией и их сыном Александром-Луи-Эженом, что в несколько раз повысило спрос на услуги фотографа.


Наполеон III с семьей. Фотограф Диздери, 1859 год.

Еще одна мастерская прославилась снимком The Prince Imperial on Pony Beneath a Window авторства Пьера-Луи Пирсона. Сегодня фрагменты, которые должны были быть обрезаны на снимке – слуга, держащий поводья, император с собакой, установленный фон - представляют не меньший интерес, чем сам маленький принц.

Принц Империи верхом на пони. Фотограф Пьер-Луи Пирсон, 1859 год.

Королева Виктория с внучкой Александрой Федоровной, Николаем II и правнучкой. Фотограф Роберт Милн, Белморал, 1896 год.

Королева Виктория была большой поклонницей нового искусства – фотографии. Благодаря ее финансовой поддержке и введению моды на коллекционирование carte de visite, фотография получила стремительное развитие и бешенную популярность среди знати, а впоследствии и среди обычных людей. Королевская традиция посещения фотосалонов очень скоро стала всеобщей семейной традицией. Для таких фотосессий наряжались, делали прически и макияж, а фотографиями дорожили и хранили в альбомах. Большинство таких кадров не несут художественной ценности. В настоящее время часть из них используется для антропологических, социальных и исторических исследований. Некоторые члены королевских семей любили не только фотографироваться, но и фотографировать. До нас дошли снимки авторства Принца Альфреда (сына Королевы Виктории и Принца Альберта), Императора Николая II, его супруги Императрицы Александры.

Актерская семья Терри. Фотограф Льюис Кэрролл, 1865 год.

Первым фотографом, привнесшим непринужденность и естественность в постановочную фотографию, был знаменитый писатель Льюис Кэрролл. По мере сокращения времени экспозиции появляются более разнообразные сюжеты, жанровые сценки, рассказывающие о повседневной жизни членов королевской семьи, как на фотографиях Мэри Стин.

Королева Виктория с внуками за обеденным столом. Фотограф Мэри Стин, 1895 год.

В России наиболее известными и уважаемыми были фотографы императорского величества: Сергей Львович Левицкий, Карл Иванович Бергамаско, Карл Карлович Булла, Фёдор Генрихович Боассон, Карл Андреевич Ягельский – владелец фотоателье CE von Hahn & Co. Их фотографии жизни российских императорских семей представляют историческую, культурную и художественную ценность. Эти снимки и фотографии зарубежных королевских семей являлись и являются эталонами копирования коммерческими фотографами, специализирующимися на семейной и портретной фотографии.


Фотограф Сергей Левицкий, 1873.


Фотограф Сергей Левицкий, 1878.


Фотограф Карл Бергамаско, 1876-1877.


Фотограф Карл Булла, 1908.


Фотограф Федор Боассон, 1913.


Фотограф Федор Боассон, 1910.


Фотограф Карл Ягельский, 1909.

В 1900 году Истмен Кодак выпускает дешевую и простую в использовании камеру Brownie, благодаря которой появилась любительская фотография. И самое широкое применение она нашла именно в семейной съемке. Любительские фотографии, в отличие от профессиональных студийных портретов, содержали больше исторической и социальной информации, являясь своеобразными зарисовками семейной жизни.

В начале XX века вводится понятие документальная фотография, под которой прежде всего понимается социальная фотография, посвященная проблемам и изменениям, происходящим в обществе. Эти проблемы и изменения показываются через человека и его окружение. В 1925 году в продажу поступает знаменитая камера Leica – маленькая и легкая, позволяющая делать снимки с короткой выдержкой при естественном освещении – она открыла новые возможности и оказала огромное влияние на развитие фотожурналистики.

В Советском Союзе фотографию использовали главным образом в системе пропаганды, целью которой было достижение социальной гармонии, воспитание людей в соответствии с новыми ценностями, стимулирование к труду. Поэтому в функции фотожурналистики 30-х годов не входило освещение социальных проблем общества. Наиболее ярким примером документально-пропагандистской фотографии того времени, главными героями которой являются члены большой советской семьи, служит серия «24 часа из жизни Филипповых», снятая за 5 дней репортерами Аркадием Шайхетом, Максом Альпертом и Соломоном Тулесом и опубликованная в 1931 году в зарубежной и советской прессе. Вот эти кадры:




Зарубежная документальная фотография в послевоенные годы тоже чаще была позитивна, чем негативна. Общество было измотано войной и ужасами, ее сопровождавшими. Фотография обращает внимание на общечеловеческие ценности, вводится понятие гуманистической фотографии, стремящейся к межчеловеческому пониманию. Эпическая фотовыставка гуманистической фотографии, организованная в 1955 году в Нью-Йорке Эдвардом Стайхеном - The Family of Man, также известна под названием «Род человеческий» -
представила на суд зрителя коллекцию из 503 фотографий, в том числе и семейных, в которую вошли работы Юджина Смита «Прогулка по райскому саду», на которой изображены его собственные дети, и Эллиотта Эрвитта «Мать и дитя», фотография его жены и ребенка, а также фотографии Льюиса Кэрролла, Джулии Маргарет Камерон и других фотографов того времени.


Прогулка по райскому саду. Фотограф Юджин Смит, 1946 год.


Мать и дитя. Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1953 год.

Во все времена семейные фотографии политических деятелей, королевских и императорских семей и знаменитостей, показывающие образцовую личную жизнь, с одной стороны создавали положительный образ правителей и звезд, с другой – формировали в обществе систему традиционных семейных ценностей, с третьей – являлись образцами для подражания со стороны коммерческих фотографов.

Интересен архив фотографий американского фотожурналиста Стэнли Третика, несколько лет снимавшего семью президента США Джона Ф. Кеннеди. В альбоме «Capturing Camelot» официальные фотографии президента сменяются неформальными. И эти семейные снимки характеризуют и полнее раскрывают личность самого Кеннеди. Другим известным фотографом, снимавшим семью Кеннеди в 1960-м году, был Альфред Эйзенштадт.

Фотограф Альфред Эйзенштадт, 1960 год:

Фотографии из альбома «Capturing Camelot», фотограф Стэнли Третик, 1963 год:

Семейные фотографии известных актеров Сержа Генсбура и Джейн Биркин, снятые фотографом Клодом Азуле, выглядят очень естественно, словно приоткрывают дверь в их частную жизнь:

С изменениями, происходящими в обществе, меняется и фотография. Она становится более откровенной, интимной, как фотография с обложки журнала Vanity Fair 1991 года, на которой Анни Лейбовиц запечатлела обнаженную Деми Мур на девятом месяце беременности.

В настоящее время, когда техника практически не ограничивает фотографа в творчестве, мы наблюдаем огромное разнообразие проектов и альбомов, посвященных теме семьи. Одной из самых скандальных в истории семейной фотографии стало исследование периода взросления собственных детей, фиксируемое их матерями.



Фотограф Салли Манн, 1992 год.

Например, альбом американской фотохудожницы Салли Манн «Ближайшие родственники» («Immediate Family», 1992), снятый в стиле пиктореализма, героями которого стали ее сын и две дочери от 7 до 13 лет, наделал много шума. Главным образом, из-за откровенных фотографий обнаженных детей. Благодаря этому альбому и скандалу, сопровождавшему его выход, Салли получила фотографическое признание.

Стоит упомянуть альбом «A Photographer’s Life 1990-2005» известного американского фотографа Анни Лейбовиц, который собрал лучшие фотографии за 15 лет ее творческой жизни. Семейные снимки соседствуют в нем с фотожурналистикой: рекламными, репортажными, снимками знаменитостей и политиков. Этот альбом показывает, насколько разнообразной может быть семейная фотография. В работах Анни подробно отражена жизнь ее семьи: рождение детей, фрагменты их детства, празднование юбилея ее матери, поездки к морю, отношения ее родителей, их болезнь и смерть. В них просматривается бережное и уважительное отношение к жизни своей семьи.



Снимки из альбома «A Photographer’s Life, 1990-2005». Фотограф Анни Лейбовиц, 1992 год.

Возвращаясь к теме фотосессий знаменитостей и их семей для известных глянцевых журналов, таких как Vanity Fair и Vogue, невозможно не упомянуть фотографов Тима Уолкера, Анни Лейбовиц и Джейсона Белла. Их современные постановочные фотографии сильно отличаются от постановочных портретов Викторианской эпохи разнообразием сюжетов и поз, естественностью и эмоциональностью. Тщательно продумываются цветовая гамма, образы, наряды.


Певица Мадонна с детьми. Фотограф Тим Уолкер, 2005 год.



Актриса Анжелина Джоли с приемным сыном. Фотограф Анни Лейбовиц, 2013 год.



Принц Уильям и Кэтрин Миддлтон. Фотограф Джейсон Белл, 2013 год.

Интересен цикл «Сестры Браун» американского фотографа Николаса Никсона, состоящий из ежегодных семейных портретов, прослеживает внешние и внутренние изменения, происходящие с четырьмя сестрами в течение 36 лет.



«Сестры Браун». Фотограф Николас Никсон, 1975-2011 год.

В современной российской фотографии можно отметить Владимира Вяткина и Павла Кривцова. Их работы отличаются особой душевностью, теплотой и любовью.


Фотограф Павел Кривцов.


Фотограф Владимир Вяткин.

Сравнительная доступность современной профессиональной фототехники создала огромный пласт фотолюбителей, снимающих свои семьи. Казалось бы, тема раскрыта. Тем парадоксальнее непроходящий успех фотовыставки «Семья человеческая». С 1955 года она гостила более чем в 150 музеях мира, сейчас ее постоянная экспозиция «прописана» в замке Клерво в Люксембурге. С 2002 года внесена ЮНЕСКО в список мирового наследия. Экспонаты сгруппированы по темам: рождение, любовь, труд, радость, смерть. Снимки одинаково близки всем культурам, всем людям. Как написал Карл Зандбург: «В мире есть только один мужчина, и имя ему Все Мужчины. В мире есть только одна женщина, и имя ей Все Женщины. В мире есть только один ребенок, и имя ему Все Дети».

19.10.2016

Семейный фотопортрет - это классический портрет семьи, сделанный в студии или каком-то другом помещении, интерьере. Этот вид портрета призван запечатлеть значимое семейное событие.

Семейный фотопортрет - хорошая и интересная традиция, пользующаяся большой популярностью в обществе. Сама традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, в те время, когда человек начал понимать свою значимость в обществе, ощущать себя неотъемлемой частью этого общества и видеть ценность семьи, рода, клана.

До наших дней дошло очень много различных предметов искусства, которые подчеркивают важную роль семьи для человека на всех этапах развития общества. Наиболее интересными тут можно считать картины великих художников, которые уделяли много времени и внимания семейным портретам.

Фотограф: Дашаева Екатерина

История появления семейного фотопортрета

Давайте перенесемся на несколько веков назад, во времена, когда появились первые фотоаппараты. Это изобретение совершило настоящую революцию в обществе. Любое изображение создавалось гораздо быстрее и менее трудозатратно, чем картина. Стало возможным запечатлеть не только пейзажи, но и любимых людей. Сначала фотокамеры могли себе позволить лишь единицы людей, но довольно быстро фотостудии стали появляться в различных городах.

В течение короткого периода времени стало популярным посещать фотосалоны и делать семейные портреты. Фотографии, большие и маленькие, заняли свое место в красивых рамках на комодах, письменных столах и на стенах гостиных и спален. В то же время начали появляться семейные фотоальбомы.

Семейный портрет стал доступным не только богатым и знатным, но и вполне обычным людям благодаря фотографии.

Особенности процесса фотосъемки семейного портрета

Интересно, почему же старые фотографии порой берут нас за живое, вызывают столько приятных эмоций? Люди, которые имели фотоаппараты, очень любили свое занятие и работу. Они готовились к фотосъемке с особой тщательностью: выставляли свет, изучали вспышки, подборку фона и объектива, а также удели время самим моделям для фотографии. Очень часто была одна единственная возможность сделать кадр. Люди, которые шли фотографироваться, тратили также много времени на подготовку к этому процессу, поэтому на многих фотографиях присутствует торжественность, ощущение праздника.

Помимо этого, мы видим красивую игру света и теней, постановку и тщательную работу фотографа: все выверено и продумано. Каждая фотография захватывает зрителей не только продуманностью, но и необычной атмосферой, которой наполнена каждая фотография.

Семейное фото удивительным образом передает гармонию и отношения: от отца семейства веет решительностью и уверенностью, от матери - нежностью, женственностью, заботой, а дети добавляют кадру беззаботности и радости, играя на коленях родителей в своих нарядных костюмах. Гармония и идиллия - именно это удивляет нас на многих старых фотографиях.

Когда фотоаппараты стали доступными и привычными в каждой семье - фотосессии на природе, днях рождениях, прогулках или совместных поездках стали нормальным и обыденным явлением.

Каждый человек может создать свою фотоисторию. Фотоальбомы и жесткие диски компьютеров полны самыми разными снимками - качественными и не очень, красивыми и обычными. Это создает впечатление, что люди уже утратили вкус и интерес к настоящей фотографии, трогательной, памятной, значимой. Но так только кажется, семейный портрет - всегда был и остается интересным людям разных поколений.

Семейный портрет имеет много вариаций, у него очень много разнообразных стилей, возможностей показать характер, передать задуманный образ. Качественную семейную фотографию захочется повесить на видном месте в своей квартире и это хорошая возможность гордиться собой и своей семьей.

Интересные публикации на сайте

Казалось, что может быть проще съемки портретов? Этот наиболее популярный для семейных фотоальбомов формат является для большинства фотографов неким базисом, что ничуть не удивительно. Те же, кто смог отточить мастерство в совершенстве, неплохо зарабатывают, выбрав специализацию портретного фотографа.

Если вспомнить историю фотографии, то именно семейное фото стало толчком для развития индустрии фотографии. Чуть позже начали осваивать пейзажную, жанровую и репортажную съемки. Тогда, чтобы сделать хороший снимок, требовались длительные выдержки, сам процесс был довольно трудоемок, а услуги семейной фотосессии оценивались достаточно высоко. Первые фотографы в стремлении к совершенству изо всех сил старались познать магию фотоискусства. Бесценный опыт и отличный знания своего дела отличали профессиональных мастеров светописи начала XX века. Увы, в современном мире далеко не все, кто имеет фотоаппарат, смогут объяснить, как он устроен.

Для начинающих «портретистов» мы собрали основную информацию и постарались заострить внимание на важных моментах: пять вещей, к которым следует прислушаться, и столько же — которые не стоит выполнять ни при каких обстоятельствах.

Итак, что следует делать при портретной съемке:

Группируйте людей!

Ученые утверждают, что комфортное расстояние до другого человека в среднем составляет 1,5 метра и зависит от психофизических особенностей личности, национальности, возраста и т. п. Даже когда мы делаем групповой снимок, люди в кадре непроизвольно стараются отстраниться друг от друга. Но фотография выглядит цельной тогда, когда присутствующие на ней находятся близко по отношению друг к другу. В первую очередь, это дает некий эмоциональный фон — ощущение теплоты дружеского плеча. Интересные снимки получаются, когда люди стоят не анфас, а в пол-оборота к фотографу. Во время съемки учитывайте также гендерные и психологические особенности. Так, представителей старшего поколения уместно посадить на стул, а женщин и детей вывести на передний план и т.п.

Грамотно выбирайте одежду для своих моделей

Конечно, выбор костюма – задача не фотографа, а тех, кого снимают. Для студийной портретной съемки часто рекомендуют обращаться к услугам стилистов. Если же вы полагаетесь на свой вкус, постарайтесь прислушаться к нашим советам. Для группового снимка хорошо будет, если все оденутся в единой цветовой гамме. Для того чтобы облегчить труд фотографа в последующей обработке полученных снимков, выбирайте для своих моделей одежду сдержанных оттенков. Кричащие цвета и яркие принты – не лучший вариант для семейного фотоальбома.

«Не проморгайте» моргнувших

Фото, где в кадре всего два-три человека, можно сколь угодно раз переснимать, и, что самое главное, это никого не утомит. Если же вы фотографируете большую группу людей, то довольно сложно выбрать момент, когда все единовременно посмотрят в камеру, и при этом выражения их лиц будут естественны. Кто-то непременно закроет глаза в момент вспышки или вовсе отвернется. В этом случае профессионалы используют метод скоростной съемки, после чего выбирают наилучший вариант и обрабатывают в Photoshop. Однако это довольно трудоемкое занятие. Чтобы фотография с большим количеством людей понравилась всем участникам процесса, нужно быть внимательнее в самом процессе съемок. Постарайтесь фиксировать телодвижения людей в кадре и моргание, прежде чем нажмете клавишу спуска. На практике фотографы очень быстро оценивают условия и знают, когда поймать нужный момент.

Подбадривайте людей и шутите с ними

Хорошая шутка вовремя и к месту поможет снять напряжение в команде, а искренние эмоции и смех останутся запечатленными в кадре. Придумайте что-то свое, не ограничиваетесь традиционным «сы-ы-ы-р-р». Предложите людям попробовать новые позы, например «статуи любви» или «живые пирамиды», заставьте их прыгать, кружиться. Используйте все уловки, чтобы фотография получилась яркой и необычной, а самое главное – наполненной непредвзятыми эмоциями.

Резкий передний план – размытый фон

Для портретной съемки чаще всего пользуются режимом «приоритет диафрагмы». Выбирайте такое число диафрагмы, при котором лица людей будут резкими, а фон размытым. Но иногда даже при значении диафрагмы f2.8 размытым может оказаться не только задний фон, но и лицо человека, расположенного ближе к краю кадра. Очень сложно добиться четкого изображения, когда люди находятся на разном расстоянии от фотографа. В этом случае необходимо сделать несколько пробных снимков с разными экспозициями. Попробуйте установить число выдержки чуть меньше максимального, обязательно просматривайте полученные результаты на мониторе фотоаппарата, в зависимости от этого меняйте значение диафрагмы в большую или меньшую сторону. Некоторые профессионалы даже делают замеры расстояния, с которого резкость начинает пропадать. Нужно ли это вам для получения хорошего снимка, решайте сами и всегда помните о том, что кто-то стоящий с краю в кадре может оказаться размытым …

Что не следует делать при портретной съемке

О том что нужно сделать, написано выше. Но так же стоит помнить о том, что делать не нужно.

Не забывайте о настройках

Перед тем как приступить непосредственно к фотографированию, проверьте и по необходимости поменяйте все основные настройки камеры. Светочувствительность (ISO) по возможности поставьте на минимум, настройте диафрагму, выдержку, баланс белого, установите, если это требуют условия, компенсацию экспозиции, качество изображения. Пренебрежение этой обязательной процедурой может повлечь за собой необратимые последствия. Только представьте, какими получатся портреты, если в фотоаппарате по умолчанию стоят настройки для пейзажа. Не забывайте о том, что параметры съемки в условиях уличного освещения будут иными, чем в помещении.

Предотвращайте попытки людей наклонить головы на плечи друг другу и обнять за плечи

Эта поза характерна скорее для любительских снимков, тогда как профессиональный фотограф никогда и ни при каких обстоятельствах не допустит этого. Большинство ошибочно полагают, что если наклонить голову на плечо рядом стоящему, они получатся лучше. Однако это не так. А руки на плечах и вовсе визуально утяжеляют восприятие кадра.

Не проявляйте негатива

Ни в коем случае не говорите в процессе съемки, что кадр не получился. Вместо этого радостно воскликнете: «Отлично! А теперь давайте попробуем с другого ракурса!». Ваши эмоции передаются тем, с кем вы контактируете. И то, как вы говорите, отражается на конечном результате. Вспомните, как с вами обращались фотографы: «Изумительно!», «Просто супер!», «Вы прекрасны»! и т.п. Если будете нести позитив с достаточной уверенностью – люди будут охотно позировать, а вы в итоге получите отличные кадры.

Четвертый и пятый пункт выглядят, на первый взгляд, противоречиво. Поэтому мы решили рассмотреть их вместе.

Не допускайте мать семейства контролировать съемочный процесс

Не идите на поводу у мам, пап, дедушек, бабушек и прочих членов семьи. Понятно, что всем кажется, что они лучше знают свою семью и как она будет выглядеть на фото. А у фотографа велико искушение сделать так как от него требуют, потому что в этом случае «клиент будет доволен». На практике эффект обычно бывает обратным. Запомните — фотограф вы, и если люди просят вас сделать портрет, значит они доверяют именно вашему умению. Поэтому не упускайте контроль над съемкой из рук. Конечно пожелания должны быть учтены, но решение о том как сделать снимок — должно быть за вами.

Учитывайте идеи родителей и детей. Они могут быть довольно интересными.

Сначала о маме. Вспомните вечные наставления из детства: «Не бегай, не смейся, веди себя прилично!» Внимая таким ценным указаниям, вы рискуете получить семейное фото с каменными лицами, неискренними улыбками и напряженными позами. Так что если вы поняли, кто глава семейства, попытайтесь разрядить обстановку самостоятельно. Если не получается, сделайте несколько формальных фотографий, после чего, скажите, что вы закончили и хотите поиграть с детьми. Вот тут-то, скорее всего, и получатся самые яркие кадры. Покажите с монитора фотоаппарата полученные снимки и предложите родителям продолжить – наверняка, они не откажутся.

Если вы сумели создать неформальную обстановку, то идеи, исходящие от всех членов семьи, можно, не задумываясь, использовать. Довольно часто совместное творчество приносит замечательные плоды в виде прекрасных фотоснимков.

И почти у всех есть фотографии, где запечатлены все члены семьи.Семейный портрет объединяет родных людей так, как они объединяются во время самых значимых событий – семейных праздников, свадеб, рождения детей.

Семейный портрет - это настоящая семейная традиция , которая передаётся из поколения в поколение. Он дарит нам ощущение покоя и радости, защищённости и душевной теплоты.Лев Николаевич Толстой в своём бессмертном романе «Анна Каренина» сказал: "все счастливые семьи счастливы одинаково" - эту фразу прекрасно проиллюстрирует семейный портрет, который мы сделаем для Вас.

Ваши счастливые лица, запечатлённые нашим художником, станут оберегом семейного счастья на долгие годы для Вас и Ваших потомков. Особенность семейного портрета из фото в том, что Ваша семья может быть представлена в любых обликах, соответствовать моде любой эпохи. Живущие далеко друг от друга родственники могут объединиться за одним столом в групповом семейном портрете. Вы можете придумать себе семейный отдых на море или облачиться в старинные роскошные наряды в родовом замке. Можно построить свой неповторимый, волшебный мир, в котором главными героями будут Ваши любимые люди.

Семейный, групповой портрет - наиболее сложная работа из предложенных на этом сайте , каждого члена семьи нужно "одеть" соответственно возрасту, статусу, эпохе и общей идее Вашего портрета. Кроме этого необходимо создать интерьер или фон, подобрать позы, объединить все фигуры в гармоничную композицию. Немало семейных портретов написано разными художниками, но выбрать картину- образ для своей семьи очень сложно, потому что каждая семья уникальна. Именно поэтому необходимо обратиться к профессионалам, которые помогут создать Вам семейный портрет по фотографиям эксклюзивным и индивидуальным.
Начните новую традицию с Вашего семейного портрета, пускай он напоминает Вам и Вашим близким о самых приятных минутах жизни.