Аскольд запашный - биография, информация, личная жизнь. Аскольд Запашный: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

«Журналисты часто спрашивали меня: «Вам уже скоро тридцать, а на публике вы всегда один. Не женаты, и, судя по всему, даже девушки у вас нет. Почему?» В ответ я врал и изворачивался. Только самые близкие были посвящены в мою тайну», - признается Аскольд Запашный .

Самара, поздний вечер. Мы с Элен возвращаемся в гостиницу из цирка. Идем по полутемной аллее, разговариваем. Вдруг чувствую - опасность! Буквально спиной. Я же всю жизнь общаюсь с хищниками, и у меня, как у любого дрессировщика, глаза везде, в том числе и на затылке: зачастую это умение видеть то, что происходит у тебя за спиной, помогает сохранить жизнь… Концентрируюсь, прислушиваюсь и действительно улавливаю едва слышный шелест. Чуть скашиваю глаза и вижу: сзади, метрах в пятидесяти от нас, крадучись перемещаются две мужские фигуры. Боясь напугать Элен, машинально поддерживаю с ней разговор, а сам лихорадочно соображаю: «Что делать, если нападут?» Элен вдруг рассмеялась: «Что с тобой? Отвечаешь невпопад…» Плету ей что-то маловразумительное и одновременно незаметно достаю перочинный нож, который на всякий случай ношу с собой.

Стараюсь вынуть лезвие незаметно, но Элен мое движение замечает. «Ты что делаешь? - спрашивает недоуменно. - Зачем тебе нож?!» «Просто так», - успеваю сказать и в тот же миг справа уже отчетливо слышу шорох. Не раздумывая больше ни секунды, толкаю Элен в сторону, на газон. Молниеносно разворачиваюсь и совсем близко, метрах в пяти от себя, вижу двух парней в спортивных костюмах, у одного бейсбольная бита в руках. «А ты чего это перо достал?» - с мерзкой улыбочкой спрашивает один из них и двигается прямо на меня. «Стой, где стоял!» - кричу в ответ, сжимая в руке нож. И тут меня будто ледяной водой окатили: замечаю, что к Элен, осевшей на землю и беззвучно плачущей, приближается второй подонок, руки в карманах. Впервые в жизни испытываю просто какой-то животный страх за любимую женщину.

«Что у него там - ствол, финка?» - пытаюсь сообразить и тут же понимаю, что это не имеет никакого значения. «Беги!» - кричу Элен и с ужасом вижу: она настолько напугана, что не то что бежать, подняться не может. Только с мольбой повторяет: «Мальчики, мальчики, пожалуйста, не надо!» У меня сердце колотится так громко, что кажется, все вокруг слышат его удары, ощущение, что грудь просто разорвет. «Господи, а если меня вырубят, а ее изнасилуют?» - проносится в голове. Клянусь, еще мгновение - зарезал бы того, кто стоял ближе. И тут как гром среди ясного неба вдруг звучит нелепейший в этой ситуации вопрос: «А ты случайно не Запашный?» Обомлев, отвечаю: «Ну Запашный, и что дальше?» Пауза. После чего парни растворяются в темноте. Поняв, что опасность миновала, бегу к Элен. От пережитого страха она никак не может подняться - словно прилипла к земле. Беру под руки, веду в гостиницу.

В номере укладываю в постель. Всячески пытаюсь успокоить: «Любимая, все в жизни бывает. Забудь об этом».

Эта история случилась несколько лет назад, тогда Элен впервые поехала со мной на гастроли. Родители ее, постоянно живущие в Израиле, будто чувствовали, что что-то произойдет. Узнав о том, что их дочь собирается ехать ко мне, переполошились, никак не хотели ее отпускать - насмотревшись местных телепрограмм, они были убеждены: в России везде криминал, по улицам бродят убийцы и насильники - короче, там опасно и страшно. Часа полтора я по телефону уговаривал их довериться мне, убеждал: «Успокойтесь, все будет в порядке, в России спокойно и безопасно, да и я никому никогда не дам Элен в обиду…» А ровно через два дня после ее приезда и происходит тот инцидент.


Фото: Юрий Феклистов

Я просто обалдел. «Ну, думаю, что называется, накликали…» А в тот злополучный вечер, пытаясь всеми способами отвлечь Элен от пережитого кошмара, я предложил ей посмотреть по компьютеру что-нибудь смешное. Взял ноутбук, устроился на кровати рядом с ней, по инерции первым делом вошел в электронную почту и… остолбенел: письмо с незнакомого адреса с заголовком «Любименькому». Что за мура? Элен просит открыть. Открываю, читаем: «Череп, скелет, коса… Смерть придет, и у нее будут твои глаза!.. Аскольди, подари ребенка! Тебе никуда от меня не деться, выбор пал на тебя». Элен в слезы: «А это что такое?!» - «А это неуравновешенные поклонницы, такие тоже бывают. И ты, раз собралась связать свою жизнь со мной, должна быть к этому готова». Ну что поделать, мы с братом стали артистами шоу-бизнеса, и наша известность, так же как и у любого человека с экрана, имеет свои издержки.

Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

Девочкам нравится учиться в школе?

В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

Волнуетесь за них, когда они на сцене?

Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

А какой он папа?

Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

Аскольд Вальтерович Запашный. Родился 27 сентября 1977 года в Харькове (УССР). Российский цирковой артист, дрессировщик хищников, жонглер, вольтижер, канатоходец, акробат, педагог. Заслуженный артист РФ (1999). Народный артист РФ (2012). Художественный руководитель Большого Московского цирка (2012).

Отец - , дрессировщик хищников, Народный артист РСФСР.

Мать - , цирковая артистка, замдиректора Большого Московского цирка.

Дед по отцу - (1900-1982), советский артист, основатель цирковой династии Запашных.

Бабушка по отцу - Лидия Карловна Запашная (1905-1960), дочь циркового клоуна Карла Томпсона, гастролировавшего в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон.

Старший брат - (родился 11 июля 1976 года), цирковой артист, дрессировщик хищников, Народный артист России.

Его дед Михаил Запашный не имел цирковых корней и пришел на манеж будучи портовым грузчиком в Ейске, его недюжинную силу заметил борец Иван Поддубный, который и предложил ему попробовать себя в цирке. Начинал выступать в самом популярном тогда жанре французской борьбы под псевдонимом «Орлёнок». Затем стал овладевать другими цирковыми жанрами. В итоге основал легендарную цирковую династию.

Цирковая биография Аскольда Запашного началась в шестилетнем возрасте. Он с детства учился выполнять акробатические трюки, жонглировать, ходить по канату и дрессировать обезьян.

Впервые в клетку с тиграми Аскольд вошел в десятилетнем возрасте.

Когда Аскольд был маленьким, тигры загрызли его дедушку. Он расскаывал: "Я его плохо помню, всего два момента. Один раз мы с Аскольдом приходим к деду в гости, второй - в семье слезы, нас с братом куда-то ведут и говорят: «Вон дедушка в окне, помашите ручкой». Это была куйбышевская больница. Он помахал нам и на следующий день умер от гангрены. Тигры оторвали ему руку, занесли сильнейшую инфекцию, и у него началась газовая гангрена".

Позже он стал свидетелем, как тигры нанесли тяжелые травмы его маме, оставив порядка двадцати громадных рубцов на ногах.

Тем не менее, он решил продолжить семейную династию.

В 1991 году Аскольд окончил среднюю школу. Тогда же семья получила выгодное предложение выступать в КНР. Заключенный контракт позволил сохранить животных. Специально для Запашных китайская сторона построила большой летний цирк в Сафари парке, близ города Шэньчжэнь. Чтобы подчеркнуть иностранное для китайцев происхождение, Эдгард и Аскольд стали перекрашиваться в блондинов.

Владеет английским и разговорным китайским языками.

В 1998 году, на праздновании своего юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».

Позже вместе с братом он основал «Цирк братьев Запашных» - один и самых известных и авторитетных в мире. Вместе с братом Эдгардом Запашным побывал с гастролями по всему миру.

Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС).

Аскольд стал автором сценария и режиссёром-постановщиком ряда знаменитых цирковых шоу, среди которых: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Камелот-2: Наместник богов», «Легенда», «К. У. К. Л. А.», «Страшная сила», «Sиsтема», «Хозяйка мёртвого озера», «Sиsтема-2. Человеческий фактор».

Имя Аскольда Запашного дважды внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Первый раз вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине. Второй раз - их с братом внесли в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

Как рассказывал Аскольд, номер с прыжком на спине льва был поставлен в память об отце, который первый задумал этот трюк. Но они с братом довели этот номер до совершенства, сделали то, что не успел отец. И это стало визитной карточкой Запашных на протяжении многих лет - прыжок, который никто не может повторить до сих пор.

По словам Аскольда Запашного, страх и чувство опасности - неотъемлемые составляющие его работы. Он признавался: "И я, как здравомыслящий человек, уверен, что без страха жить просто невозможно. Потому что страх - это естественное чувство, которое позволяет нам выживать. Что же касается философии... то действительно, человек, который всю жизнь работает с хищниками, все равно продолжает их бояться. Я же здраво оцениваю риски. Только сумасшедший может не бояться... Когда ты делаешь такие вещи, в первую очередь ты полагаешься на свой опыт. И в этот момент где-то на подсознании анализируешь детали. Ты знаешь, например, что вот так можно делать. А в следующее мгновение быстро реагируешь на какое-то неадекватное поведение животного, заранее читаешь его мысли, поскольку очень многое зависит от его настроения. А второе - я после исполнения подобных трюков всегда благодарю Бога за то, что я в очередной раз остался в живых".

Аскольд Запашный - прыжок на спине льва

Братья Запашные за свою продолжительную карьеру успешно выступали в самых разных уголках планеты, в том числе в Китае, Италии, Финляндии, Эстонии, Монако, Японии, Венгрии, Болгарии, Латвии, Монголии, Казахстане, Белоруссии и др. Свое признание от государства Аскольд получил дважды - сначала стал заслуженным артистом России в 1999 году, а в 2012-м удостоился звания Народного артиста РФ «за большие заслуги в области циркового искусства».

20 ноября 2012 года Министерством культуры РФ Аскольд Запашный назначен на должность художественного руководителя Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского.

С 2013 года является режиссёром Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве «ИДОЛ».

В 2014 году был факелоносцем на эстафете Олимпийского огня.

В 2016 году Аскольд Запашный стал одним из создателей сериала «Маргарита Назарова» и даже сам снялся в эпизодической роли. Запашные также выступали в проекте как режиссеры-дрессировщики. Телесериал повествовал о драматичной истории жизни одной из самых известных укротительниц тигров Советского Союза . Несмотря на то, что многие сюжетные линии сериала являются художественным вымыслом и не до конца соответствуют действительности, работа была высоко оценена кинокритиками и награждена почетной премией «Золотой Орел - 2017» за лучший телевизионный сериал.

Аскольд вместе с братом делятся своими воспоминаниями и некоторыми секретами из цирковой жизни в книгах. В работах - истории из жизни дрессировщиков. Также Аскольд автор детской книги «Мои друзья тигры».

Неоднократно был участником ТВ-шоу на центральных каналах. В сентябре 2013 года в паре с фигуристкой Марией Петровой был участником телешоу Первого канала «Ледниковый период-4». Участвовал в одном из выпусков программы «Империя иллюзий: Братья Сафроновы» - Аскольд предстал в качестве иллюзиониста.

Общественно-политическая деятельность Аскольда Запашного

В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации, в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС».

В 2012 году был официально зарегистрирован как доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах.

11 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму.

В сентябре 2016 года, как и брат, стал доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва и доверенным лицом мэра Москвы С.С. Собянина.

Член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации с 2016 года.

Является сторонником и активным популяризатором цирка с животными, выступая на стороне грамотной и ответственной дрессировки, в основе которой - династийный опыт работы, раскрытие индивидуальных способностей животных и гуманное отношение к подопечным.

С сентября 2018 года - профессор кафедры «Режиссура цирка» РАТИ.

Рост Аскольда Запашного: 177 сантиметров.

Личная жизнь Аскольда Запашного:

Долгое время состоял в гражданском браке с артисткой цирка Еленой Бараненко (родилась 3 апреля 1970 года). Но за восемь лет отношений до ЗАГСа они так и не дошли. Как пояснял Аскольд, в т.ч. по причине разницы в возрасте: Елена на 7 лет старше его. "С Леной у нас большая разница в возрасте... для меня это было важно. Второй момент: мы с ней в принципе сошлись случайно. В какой-то степени на это повлияла моя мама. Она очень содействовала нашей совместной жизни. Елена казалась ей очень хорошей девочкой, и так сложилось, что мы действительно стали жить с ней совместно, и обоим было комфортно. Это были удобные отношения. Я любил Лену, и я, наверное, до сих пор ее люблю, и ни в коем случае не стану говорить о ней какие-то гадости. Но я никогда не видел в ней жену. И через годы меня это начало угнетать. Я понимал, что наступит время, когда я буду ее стесняться", - признавался он.

После расставания они остались в прекрасных отношениях, вместе работают в цирке.

Жена - Элен Запашная-Райхлин, родом из Израиля, служила в израильской армии, училась в медицинском вузе (ее мама и папа тоже врачи).

Как рассказывал Аскольд, и родители Элен и его мама были против их брака. "Я никогда не подозревал и не думал, что сопротивление будет настолько сильным. Это была настоящая война!", - вспоминал он. Однако несмотря на сильное сопротивление родни, Элен и Аскольд поженились.

В браке родились две дочери - Ева и Эльза. Дочери Ева и Эльза в 2016 году впервые вышли на манеж Большого Московского цирка, а также принимали участие в новогоднем шоу в Лужниках.

Фильмография Аскольда Запашного:

2009 - Литейный (4-й сезон) - Аскольд
2011 - Реальные пацаны - камео
2013 - Клан Запашных. Свои среди хищников (документальный)
2013 - 12 месяцев - камео
2016 - Маргарита Назарова - телеоператор

Библиография Аскольда Запашного:

2008 - Интрига (в соавт. с братом и Анастасией Такки)
2008 - Как мы дрессируем собак (в соавт. с братом)
2009 - Камелот. Осколки легенд (в соавт. с братом)
2011 - Мои друзья тигры

Награды и звания Аскольда Запашного:

1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;
1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;
1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;
2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;
2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;
2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награждён Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев»;
2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине;
2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске (главная награда «Золотой медведь»);
2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии»;
2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания);
2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей»;
2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада»;
2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства;
31 августа 2012 года губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу;
2014 - Награждён памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»;
20 января 2015 - Награждён благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы»;
2016 - Награждён почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы»;
2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка»;
2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри;
2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами;
05.10.2018 - За содействие и оказание практической помощи в подготовке и проведении комплекса мероприятий, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязанностей, и инвалидов вследствие военной травмы, был награждён нагрудным знаком МВД России «За содействие МВД».



Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в городе Харьков, Украина. Его отец - Вальтер Михайлович Запашный уже тогда являлся одним из самых авторитетных дрессировщиков страны, Заслуженный артист РСФСР. Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причем отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь их родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные рваные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами.

Но такая жизнь - на лезвии бритвы - была единственно-возможной и привычной для родителей. Такой она стала и для Аскольда Запашного. Цирковая биография Аскольда началась в очень раннем возрасте. На манеж выходил еще в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988 года, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который очень тепло принимали зрители.

В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьей отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров - это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днем становилось все трудней. К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было и семья переезжает в Китай.

В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

Аскольд Запашный довольно быстро выучил сложный китайский язык, которым хорошо владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства.

После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив не только все крупные города постсоветского пространства, но и далекие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

А еще Аскольд и Эдгард Запашные начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям свой прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом не только переняли от него все премудрости дрессуры хищных животных, но и во многом развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный со своим авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Вскоре братья создали свой цирк, назвав его «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

Аскольд Запашный является директором Большого Московского Цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозное шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходит множество зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

Аскольд Запашный - медийная личность - известный, популярный человек, часто участвует в различных телевизионные шоу. Он вместе с Марией Петровой являлся участником 4 сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году, так же появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Веселая», «Сто к одному» и многих других.

В сентябре 2016 года Аскольд, как и его брат, на выборах в Госдуму VII созыва был доверенным лицом партии «Единая Россия». Через два года Запашный стал профессором кафедры «Режиссура цирка» Российской Академии театрального Искусства.

Награды и Премии Аскольда Запашного

1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;

1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;

1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;

2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;

2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;

2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награжден Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев».

2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине.

2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске. - Главная награда «Золотой медведь».

2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии».

2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания). Также имеет Общественные награды от губернатора Кемеровской области, губернатора Брянской области и губернатора Новосибирской области.

2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада».

2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

2012 - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу. А их маму Татьяну Васильевну Запашную - медалью «Материнская доблесть».

2014 - Факелоносец на эстафете Олимпийского огня.

2014 - Награжден памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

2015 - Награжден благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2016 - Награжден почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка».

2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри.

2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами.

Знаменитый дрессировщик Аскольд Запашный – представитель прославленной цирковой династии. Вместе со старшим братом Эдгаром он организовал «Цирк братьев Запашных», успешно гастролирующий в России и за границей. Братья почти неразлучны, если не считать времени, которое Аскольд отдает собственной семье. До недавних пор она состояла из двух человек – жены Элен и дочери Евы, родившейся в 2010 г. Чуть больше года спустя артист вновь стал отцом. Новорожденную назвали Эльзой.

  • Аскольд, расскажите, пожалуйста, историю знакомства с будущей женой. Когда вы с ней поняли, что готовы стать родителями?

Впервые мы с Элен встретились на гастролях в Минске. Нас познакомил мой цирковой друг, с женой которого дружила Элен. Она в то время была студенткой, училась в университете на факультете для иностранцев, поскольку является гражданкой Израиля. Мы стали встречаться, постепенно узнавали друг друга. По поводу детей я задумался тогда, когда понял, что Элен – женщина, с которой я хочу жить. Но конкретное планирование началось у нас после свадьбы.

  • Хотела бы уточнить, кто Элен по профессии? Во многих СМИ ее называли дрессировщицей.

Нет, она никогда не имела никакого отношения к цирку. По профессии она врач. Закончила консерваторию, играет на фортепиано. До этого Элен отслужила в израильской армии, пробовала свои силы на временных работах – в магазине, в кафе, в модельном бизнесе. Сейчас она занимается семьей.

  • Как Вы восприняли новость о беременности жены?

Переживал. Хотя ждал этого момента в своей жизни, считая себя достаточно зрелым для такого поворота. Я ощутил бремя повышенной ответственности. Одно дело, когда ты просто размышляешь с друзьями о ребенке в перспективе, а другое – когда событие уже произошло. Наступил момент переосмысления всего. Во время беременности Элен я понял, насколько непросто женщине вынашивать малыша. Как мы все волновались, когда шли на очередное УЗИ! Известно ведь, что могут быть различные пороки развития, и вопрос о том, что делать в таком случае, меня периодически мучил. К счастью, все обошлось.

  • Когда Элен ожидала ребенка, Вы сталкивались с перепадами ее настроения?

Я ждал всю эту «классику жанра»: перестановку мебели, тягу к соленым огурцам, – но ничего такого не произошло. Элен довольно эмоциональна, и я готов был перетерпеть ее капризы, раз беременным они положены от природы. Но она вела себя на удивление стойко, по-мужски сдержанно. Элен мне говорила, что прислушивалась к себе, ожидала каких-то несвойственных ей желаний, но ничего особенного не хотелось. Когда мы ждали прибавления во второй раз, все проходило точно так же – спокойно.

  • Удивительно, что Вы так быстро решились на второго малыша. Это было ваше обоюдное желание – дети-погодки?

Да. У нас никаких споров не было. К тому же, каждый человек в чем-то копирует родительскую семью, если она успешна. Мы с Эдгаром – погодки, что в жизни нам только помогает. Кроме того, рождение детей друг за другом – во многом оптимальный вариант. Этап пеленок-распашонок лучше пройти «одним махом». Кроме того, погодки обычно дружат и меньше соперничают. Впрочем, что бы я ни говорил, надо отдать должное мужеству Элен: вторая беременность под-
ряд – это большая нагрузка, ведь физическое истощение от первой еще не прошло.

  • Кто будет помогать Элен с детьми?

Наверное, няня. Я не очень люблю посторонних людей в личном пространстве, но, похоже, другого выхода нет. Нас с братом помогали растить мои бабушка и тетя, они и сейчас рвутся в бой… Но жена резонно заметила, что им уже восемьдесят и пятьдесят лет соответственно. Если честно, я этого до конца не осознавал – бабушка и особенно тетя у меня такие активные, энергичные. Однако факт налицо: нам не помешает более молодая помощница.

  • У Вас не было желания присутствовать при рождении первенца?

Категорического «нет» я не говорил. В силу профессии меня вообще сложно чем-то удивить или напугать. Но когда жена деликатно намекнула, что была бы не против моего присутствия на родах, я сказал, что в отношениях должен оставаться момент интимности. Мужчине нет надобности смотреть на сам процесс родов. Можно у изголовья постоять, за руку подержать, если, конечно, жена безумно хочет. Элен не стала настаивать. Хорошо помню день родов. У жены отошли воды, я отвез ее в больницу, а потом поехал на представление. У нас с братом в тот день было три выступления. В перерыве взял телефон, а там SMS: «Аскольдик, приезжай, мы с Евой тебя ждем». Я был очень тронут. Про рождение второй дочки я узнал по телефону, во время гастролей в Петербурге. Жена рассказала, что все прошло хорошо, даже легче, чем в первый раз. Но все равно я за нее волновался.

  • У ваших дочек красивые имена. Кто их выбирал?

Я сам. Когда ждали первого ребенка, я стал искать варианты имени в Интернете, но там мне ничего не понравилось. А потом вдруг раз – и осенило. Как будто свыше пришло – Ева. Я хотел, чтобы имя было не слишком вычурное. Меня, к примеру, отец сначала думал назвать Октавианом… Полагаю, мне с таким именем жилось бы намного тяжелее. Поэтому я рассчитывал найти красивое имя, но не напыщенное. Ева – идеальный вариант. Во-первых, отлично сочетается с отчеством. Во-вторых, в нем есть дань уважения национальности Элен. В-третьих, имя Ева очень древнее, оно касается всех людей, поскольку так звали первую женщину на Земле. Имя второй дочки – Эльза – просто очень красивое и яркое. Оно хорошо звучит, что в цирковом мире имеет большое значение. Сейчас весь мир знает братьев Запашных, но возможно, что через несколько лет на арену цирка выйдут сестры Запашные.

  • Что Вы почувствовали, когда увидели свою первую дочку, Еву?

Наверное, интерес к своим собствен-ным ощущениям и к ней как к новому живому существу. Не могу сказать, что во мне сразу проснулись яркие отцовские чувства. Скорее любопытство – лежит комочек такой лохматый. Она родилась с богатой шевелюрой, даже врачи удивлялись. Потом почувствовал тепло в душе. И уже на второй день я бежал в роддом с ощущением, что я – отец. Когда видишь изо дня в день, как твой ребенок растет и меняется, привязываешься к нему сильнее и сильнее. Так приходит любовь.

  • Как изменилось Ваше мировоззрение после рождения дочери?

Не заметил кардинальных перемен. Я в принципе очень ответственный человек, поскольку работа у меня опасная и требующая постоянного планирования. Так же и с ребенком – я знал, что в какой-то степени потеряю свободу с его появлением, но таковы «правила игры».

  • С какими трудностями Вы столкнулись в самое сложное время – в первый год жизни Евы?

Повторюсь, я был ко всему готов – к бессонным ночам, проблемам, болезням. Всегда стараюсь все предусмотреть. Бывали ночи, когда Ева сильно плакала. Однако Элен проявила себя как великолепная мама. Сама вставала к ней, успокаивала. Тем самым она снимала с меня дополнительную нагрузку. Жена знает, как много я работаю и устаю, и мне дорога ее забота. Конечно, иногда я подменял Элен, когда ей безумно хотелось спать, я все умею – укачать ребенка, подгузник надеть. Но это скорее исключение, чем правило. Жена ничего от меня не требовала и тем самым вызвала желание помочь ей. И сейчас я стараюсь по возможности помогать Элен с малышками.

  • Существует миф, согласно которому мужчина проникается к своему малышу чувствами только тогда, когда тот начинает говорить. Как Вы относитесь к такому утверждению?

Нет, это точно не про меня. Человек, про которого вы говорите, живет эмоциями и ждет, когда возникнет ситуация, которая вызовет у него определенную реакцию. Такому мужчине необходимо услышать, что ребенок назовет его папой, и тогда он осознает: ой, это ведь и правда мой малыш! У меня все по-другому. Я полюбил Еву гораздо раньше, чем она сказала «папа». Это связано с тем, что я привык заботиться о других – о людях и животных, – не ожидая от них благодарности.

  • Чем «папино» воспитание отличается от «маминого»?

Элен может проявлять слабость по отношению к Еве. Я меньше ограничиваю свободу дочки, но при этом более тверд. Могу сказать «нет», запретить что-то.

  • У вас с женой возникают какие-то «педагогические» разногласия?

Я против излишней мягкости Элен. Допустим, Ева тянет руку, хочет дотянуться до крема, который ей брать нельзя – вдруг откроет, в рот засунет. Дочка начинает плакать, а Элен, вместо того чтобы сказать «нельзя», бежит за другим кремом, который Еве не удастся открыть. То есть она дает дочке то, что та требует плачем. Со мной такие номера не проходят. Когда Ева просится ко мне на руки, я ее беру, но если она потом начинает тянуться, допустим, к клавиатуре, на которой я работаю, я не позволяю трогать ее. Ева начинает истерику, и я сажаю ее на пол, тем самым давая понять: мне решать, что можно, а что нельзя. Жена согласна с моими методами воспитания и старается не идти на поводу у своих эмоций.

  • Наказываете ли Вы ребенка?

Детей наказывают за какие-то наме-ренные действия, а Ева еще слишком маленькая, чтобы делать назло. В силу профессии я привык анализировать ситуации. Моя задача как дрессировщика понять, о чем думает животное. Ребенок – тоже объект подобных наблюдений. Я могу распознать, зачем он что-то делает. Пока я не вижу, что Ева дергает меня за волосы, чтобы намеренно сделать больно. Она просто познает мир, реакции людей на свои действия. Когда я увижу, что Ева причиняет боль специально, то буду это запрещать.

  • Переносите ли Вы опыт воспитания Вас Вашими родителями на Еву?

Еве еще год с небольшим, пока это делать рано, но в дальнейшем я собираюсь использовать многое из опыта папы и мамы. Родители нас с братом очень любили, но при этом ясно обозначали границы дозволенного, ставили перед нами определенные цели. Я считаю, это правильно. Сейчас многие родители слишком ровно, почти безразлично относятся к своим детям. Рожают ребенка, а потом считают, что его должна воспитывать окружающая среда и он сам. Наши родители заложили самые важные, фундаментальные вещи – например, понятие, что мужчина должен доминировать в семье и нести за нее ответственность. Они требовательно относились к нашей успеваемости в школе, развивали нас – у нас были преподаватели по музыке, хореографии, мы учили языки. Когда папа настаивал, чтобы мы занимались английским, меня это даже раздражало. Думал, мне будет достаточно работы в цирке. Жизнь показала, что он прав: языки пригодились. Очень хочу, чтобы мои дети знали несколько языков – английский, как само собой разумеющееся, иврит – родной язык своей мамы и другие. Конечно же, девочки будут заниматься музыкой и танцами.

  • Наверное, Вы хотите, чтобы дочки продолжили вашу цирковую династию?

Однозначно. Глупо было бы оставить ее на волю судьбы. Родители помогли мне не только овладеть моей профессией, но и полюбить ее. Это очень важно, когда в жизни приятное сочетается с полезным. Естественно, у Евы и Эльзы будет багаж знаний и умений, который позволит им самим выбрать дело по душе. Но я сделаю все, чтобы они полюбили цирк.

  • Какие у Вас любимые игры с Евой?

Пока все довольно незатейливо. Например, мы гоняемся друг за другом на корточках вокруг кресла. Еще Ева любит играть в прятки – мне достаточно закрыть глаза ладонями и смотреть на нее между пальцев. Она смеется. Недавно у нас появилось новое развлечение: Ева бросила на пол соску, а потом я взял дочку на руки и показал, как поднять соску самой. Ей это так понравилось, что соска начала без конца летать на пол…

  • Есть ли у Вас «ноу-хау» по уходу за ребенком?

Пожалуй, нет. Ева живет по определенному режиму, поэтому я не помню особых проблем с ее кормлением или укладыванием спать. Если дочка ночью просыпается, жена дает ей немного попить, и она снова засыпает. Так что никаких новых изобретений.

  • Были ли у Вас какие-нибудь педагогические промахи?

Не вижу ошибок со своей стороны. Ева слишком мала, чтобы я их совершил.

  • Ваши пожелания будущим родителям.

Я не люблю умничать. Могу дать совет людям, которые сомневаются, нужен ли им малыш. Иметь ребенка – большое счастье. Однако к его появлению нужно быть готовым. Это не игра. От вас во многом зависит, какой будет судьба сына или дочери. Поэтому будьте максимально ответственны.