Можно ли решить проблему терроризма только путём уничтожения террористов: мнения. Пути решения проблем, связанных с терроризмом


Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.


Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь, ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти исключили основания для возникновения непримиримой оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государства заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.

Один из самых популярных курсов в Свортморском колледже (США) посвящен изучению того, как можно противостоять терроризму, не прибегая к насилию. События, которые произошли недавно во Франции, сделали наш курс актуальным более чем когда-либо (программа курса была опубликована в 2009 году в учебном руководстве «Peace, Justice, and Security Studies: A Curriculum Guide» [«Мир, правосудие и безопасность: Учебный план курса»]). Фактически объявленная миром после 11 сентября 2001 года «война против терроризма» почти повсеместно сопровождалась ростом террористической угрозы.

Но знаете ли вы, что невоенные техники ведут, если обратиться к истории, к снижению угрозы террора?

Я подготовил для своих студентов восемь невоенных методов, которые применялись в той или иной стране. По своей сути это восемь «инструментов», с которыми должны были работать студенты. Мы не тратили время на критику военных антитеррористических операций, так как нас гораздо больше интересовало изучение альтернативных путей решения существующей проблемы.

Солдат, охраняющий главную синагогу в Бордо (Франция). Январь 2015 года. Фото: www.gettyimages.com

Каждый студент выбрал страну, находящуюся в той или иной точке Земного шара, которая в настоящий момент подвержена террористической угрозе, и взял на себя роль консультанта этого государства, разрабатывая с помощью ненасильственного инструментария стратегию защиты.

Это была тяжелая работа, и в то же время она была чрезвычайно интересной. Большинство студентов с головой ушли в нее и выработали безупречные стратегии.

Особенно студентам понравился мозговой штурм, направленный на обнаружение синергетического эффекта – что, например, случится, если техника № 3 будет применяться одновременно с техниками № 2 и № 5? В это же время я, находясь рядом, надеялся, что нам удастся провести дополнительный семестр, чтобы научиться применять наши инструменты комплексно, а не только в качестве дополнения друг к другу, чтобы увидеть, что целостный подход становится более действенным, нежели одномоментное применение техник по отдельности.

Некоторые студенты, которые считали, что вооруженное противостояние имеет решающее значение, открыли для себя новое видение решения проблемы. Они поняли, что успех в некоторых странах был достигнут благодаря использованию лишь двух или трех ненасильственных техник, и что существует значительный неиспользованный потенциал: например, если страны будут применять одновременно все методы сразу, используя их синергетический эффект. И у меня возникает вопрос: почему же тогда народы не могут полностью перейти на ненасильственный инструментарий для защиты себя от терроризма?

Какие же это 8 техник?

1. Создание совместных проектов и инфраструктуры с целью экономического развития.

Бедность и терроризм непосредственно связаны. Экономическое развитие может помочь снизить количество рекрутов в ряды террористов и найти союзников, особенно если это развитие происходило демократическим путем. Например, террор, осуществляемый Северо-Ирландской Республиканской Армией был значительно снижен благодаря созданию новых рабочих мест для рядовых членов, а также росту уровня экономического развития.

2. Снижение культурной изоляции.

Как уже убедились Франция, Британия и другие государства, культурная изоляция какой-либо группы от остального населения не является безопасной или разумной: рост числа террористов только провоцируется в этих условиях. Эта закономерность проявляется и на международном уровне. Зачастую такая изоляция не является преднамеренной, однако, и её можно снизить. «Свобода печати» трансформируется в «провокационные публикации», когда есть маргинализированная часть населения, которую большинство ставит на ступень ниже, как например, мусульмане во Франции. Когда англоговорящая часть Канады снизила уровень своей изоляции, это, в свою очередь, снизило угрозу терроризма в Квебеке.

3. Ненасильственные протесты/кампании защитников, а также безоружные гражданские миротворцы.

Терроризм случается во многом ввиду той или иной сопутствующей ситуации и поэтому зависит от нее. Некоторые террористические кампании закончились провалом, так как была прекращена поддержка со стороны населения. Это связано с тем, что стратегия террора часто применяется для привлечения внимания или провоцирования насильственного ответа, чтобы завоевать таким образом еще большую поддержку среди широких масс населения.

Рост и снижение поддержки терроризма соответственно зависят от того, какие методы использует социальное движение: народный гнев или ненасильственную борьбу. Так американское движение за гражданские права безупречно справилось с угрозой для своих активистов, исходящей от Ку-Клукс-Клана (ККК), которая была особенно опасной тогда, когда не было эффективных средств правовой защиты. Ненасильственные тактики снизили привлекательность ККК среди белых сегрегационистов. С 1980-ых годов пацифисты и другие активисты дополнительно начали использовать еще один перспективный инструмент: добровольные отряды подготовленных невооруженных гражданских миротворцев (например, Международные бригады мира ).

4. Обучение про-конфликтному поведению, а также отработка полученных навыков ненасильственной борьбы.

Иронично звучит, но террор чаще случается там, где население пытается на корню подавлять конфликты, вместо того, чтобы поддерживать их открытое выражение. В связи с этим одна из техник снижения уровня террора заключается в том, чтобы распространять про-конфликтную точку зрения, а также ненасильственные техники, что в совокупности поможет людям, стремящимся развить конфликт, максимально полно высказаться на предмет своего недовольства.

5. Восстановительные программы после прекращения террора.

Не всегда террор может быть предотвращен, так же, как и любое другое преступление. Помните, что террористы часто имеют цель разобщить группы населения. Восстановительные программы могут помочь предотвратить поляризацию взглядов, порождающую круговорот ненависти, когда наиболее агрессивные члены одной из сторон подпитывают ненавистью таких же членов другой. Одним из примеров такого круговорота является израильско-палестинский конфликт.

Восстановительные программы повышают устойчивость, таким образом люди не становятся замкнутыми в своем страхе и не придумывают самоисполняющиеся пророчества. Погружение в реабилитационные консультации также можно совмещать с инновационными ритуалами, вроде тех, что использовали норвежцы после террористической бойни в 2011 году.

6. Полицейские как служащие-миротворцы: инфраструктура законов и правил.

Работа полицейских может стать гораздо более эффективной за счет привлечения населения к охране общественного порядка, а также сокращения социальной дистанции между полицией и теми, кому она служит. В некоторых странах это требует переосмысления роли полиции и смены ее основной задачи охраны имущества правящего класса на функцию выполнения обязанностей подлинных служащих-миротворцев; примером может служить невооруженная полиция Исландии. Такие страны как США нуждаются в приобщении к растущей глобальной системе защиты прав человека, которая нашла свое отражение в Конвенции о запрете противопехотных мин и создании Международного уголовного суда . Также нам необходимо признать ответственность своих собственных чиновников, которые вполне вероятно могут являться военными преступниками.

7. Смена политики и концепции безрассудного поведения

Правительства иногда делают такие шаги, которые выглядят как приглашение – почти требование – для террористов совершить ответную акцию. Политолог и в свое время консультант американских военно-воздушных сил Роберт А. Пэйп продемонстрировал в 2005 году, как США постоянно делали это, направляя войска в другую страну. В своей недавно вышедшей книге «Cutting the Fuse» («Ломая предохранитель») он совместно с Джеймсом К. Фельдманом приводит конкретные примеры снижения государством уровня террористической угрозы после отказа от такого безрассудного поведения. Чтобы защитить себя от террора, граждане во всех странах нуждаются в установлении контроля над своим собственным правительством и должны, когда надо, заставлять государство менять свою политику.

8. Переговоры

Правительства часто заявляют «мы не ведем переговоров с террористами», но, когда они говорят это, они зачастую лгут. Государства часто снижали или ликвидировали угрозу терроризма с помощью переговоров, а умение их вести продолжает расти и становится все более эффективным.

Практическое применение невоенных методов защиты против террора

По просьбе группы американских экспертов по борьбе с терроризмом я рассказал им о нашей работе в Свортморе, главным образом, об описанных восьми техниках. Эти эксперты признали, что каждый из этих инструментов на самом деле был использован в реальных ситуациях в том или ином месте с тем или иным успехом. Они также не увидели проблем, которые могут возникнуть при разработке комплексной стратегии, которая создавала бы синергетический эффект между этими методами.

Проблема, которую они увидели, заключалась в том, чтобы убедить правительство сделать такой смелый инновационный шаг.

Как американец, я вижу прямое противоречие между, с одной стороны, огромными усилиями моего правительства убедить налогоплательщиков в том, что мы отчаянно нуждаемся в наших раздутых вооруженных силах и, с другой стороны, новой политикой, которая мобилизует различные силы для эффективного обеспечения безопасности людей. Я понимаю, что для моего государства и для некоторых других таких же, революция образа мышления, возможно, требуется в первую очередь.

Что мне нравится в альтернативных, невоенных методах защиты, которые мы имеем в запасе, так это то, что они несмотря ни на что отвечают реальной потребности моих сограждан в безопасности. Психолог Абрахам Маслоу давно еще указывал на фундаментальную человеческую потребность в безопасности. Однако очевидно, что, анализируя и критикуя милитаризм, мы не добьёмся повышения чьей-либо безопасности. Но держа в голове альтернативный вариант решения проблемы, как это делали мои студенты, мы можем дать людям психологическое пространство, в котором они нуждаются для того, чтобы вложить энергию во что-то более животворящее.

Наша роль на начальном этапе

Хорошие новости таковы – некоторые из этих восьми техник могут быть использованы гражданским обществом без ожидания поддержки со стороны лидеров государства, которая, возможно, так и не поступит. Применение как минимум двух из этих техник – незамысловатая задача: обучение широких масс навыкам и стратегии ненасильственного протеста и донесение до них про-конфликтной точки зрения.

Движение Black Lives Matter («Жизни чернокожих имеют значение») привлекло немало белых людей, которые встали на сторону чернокожих – это конкретный пример снижения социокультурной изоляции и использования концепции, которая создает десятки творческих подходов для того, чтобы увидеть себя частью большинства (христианином, представителем среднего класс и т.д.). Мы можем также инициировать создание восстановительных программ для людей, переживших акты терроризма, как это делалось после теракта во время Бостонского марафона.

Активисты запускают кампании с целью заставить правительство отказаться от некоторых своих безрассудных политических шагов, но иногда могут забыть установить рамки этой деятельности. Испуганным людям важно знать, что активисты тоже испытывают общий страх, и что они находятся на одной стороне вместе с людьми, жаждущими обрести безопасность.

На мой взгляд, эти пять из восьми инструментов могут быть использованы людьми, взявшимися снизу провести инициативы по уменьшению террористической угрозы. Они могут быть объединены с движением Transition Town («Город Перемен») или другими, которые ставят своей целью привнести целостный и позитивный подход вместо страха, который наоборот вгоняет в депрессию и парализует. Ведь как это обычно бывает, тот, кто помогает другим, прежде всего облегчает свою собственную ношу.

Джордж Лейки
2015

Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Проблема терроризма на рубеже XX- XXI вв. обрела особое значение в силу его глобализации, повышения активности, а следовательно, и роста масштабов угрозы.

Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х годов XX века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организаций и групп. Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 г. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека.

Беспрецедентный рост террористических актов пришелся на последнее десятилетие XX в. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных городах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.

В настоящее время наблюдается рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира. Терроризм становится долговременным фактором в современной политической жизни. Кроме того, продолжается и усиливается связь между государственным и внутренним терроризмом.

Эти выводы подтвердили события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Данные террористические акты являются наиболее дерзкой и масштабной акцией международных террористов, в результате которой сразу оказались уничтоженными несколько тысяч человек.

Терроризм - явление многоплановое: в нем переплелись политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты. Не случайно мировому сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое определение этой важной политической категории.

Террор как особая форма политического насилия характеризуется жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование террора на протяжении человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп людей.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путем физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм - это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпоративных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т.д.


В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд долларов.

Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90-е гг. XX столетия он уже стал явлением мирового масштаба. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором.

Ежегодно в различных уголках планеты в результате проведения террористических актов гибнут сотни и даже тысячи людей. Как правило, это мирные граждане, ставшие невольными заложниками чьей-то злой воли.

Так, в течение двух суток, с 1 по 2 сентября 2004 г., в спортзале школы № 1 г. Беслана (Республика Северная Осетия - Алания) террористами удерживались учителя, ученики и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва, осуществленного террористами, произошло обрушение крыши спортзала. Погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка, 559 человек получили ранения.

Возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется:

Широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями;

Жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия;

Жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров;

Наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах;

Хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск;

Наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.

Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.

На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористическую войну, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» (наемники и прочие) и приложения капитала (поставщики оружия, наркоторговля и др.).

Особую тревогу вызывает активизация международного терроризма и расширение его связей с транснациональной организованной преступностью, наркобизнесом, «отмыванием» денег, закупкой больших партий оружия и боеприпасов, а также ядерных, химических, биологических и других опасных материалов для борьбы против различных стран и народов в современном мире.

Отличительными особенностями современного терроризма являются:

Формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции;

Возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть;

Проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры;

Создание разветвленной сети центров и баз по подготовке боевиков и обеспечению операций в различных регионах мира, создание сети подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах;

Создание сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций;

Концентрация финансовых средств в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием;

Использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств;

Использование конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижения науки и техники, получили широкий доступ к информации и современным военным технологиям. Терроризм приобретает новые формы и возможности в связи с усиливающейся интеграцией международного сообщества, развитием информационных, экономических и финансовых связей, расширением миграционных потоков и ослаблением контроля за пересечением границ.

Терроризм ищет новые, все более жестокие и масштабные способы устрашения. Террористы переступили принципиальный рубеж - прибегли (в японском метро) к использованию средств массового уничтожения . По оценкам зарубежных экспертов, террористы и прежде не раз уже делали попытки «нащупать» пути к оружию массового уничтожения, пытались овладеть им или его изготовить, проникнуть в ядерные учреждения или на объекты, применить сильнодействующие токсические средства, совершить диверсии против действующих и строящихся атомных установок и АЭС. Общественное мнение ряда стран постоянно будоражат слухи о хищениях и нелегальных коммерческих сделках с расщепляющимися материалами, их тайной переправке за рубеж.

Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государства. Он не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей. В международном масштабе терроризм распространился как страшная эпидемия.

Растущая активность терроризма требует уже сейчас принятия экстренных мер в международном масштабе.

Борьба против терроризма, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной, если она строится на следующих принципах:

Упреждения террористических актов за счет правильно поставленной оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий;

Минимальных уступок террористам. В ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;

Минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;

Неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

В настоящее время борьба против терроризма, в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей, должна осуществляться комплексно, по нескольким основным направлениям:

1. Путем совершенствования деятельности специальных структур, на которые возложена прямая обязанность вести борьбу против терроризма. В современных условиях резко повышается роль разведывательных мероприятий, которые способны предвосхитить, т.е. предупредить террористический акт.

2. С помощью проведения войсковых операций.

Международное право считает допустимым ответные силовые действия против террористов, когда исполнитель террористического акта не вызывает сомнений. Кроме того, ответный удар должен быть соизмерим с нанесенным террористами ущербом, жертва терроризма должна искать и другие средства для воздействия в отношении непосредственных исполнителей и соучастников террористических действий, чтобы не допускать их повторения в будущем.

3. С использованием переговорного процесса, направленного на прекращение террористической деятельности, постепенное решение острых социальных проблем и установление прочного мира в стране или в регионе.

Международный опыт свидетельствует, что переговоры с террористами могут иметь определенный успех.

1. В связи с превращением международного терроризма в глобальную угрозу необходима координация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу.

Трагические московские события 23-26 октября 2002 года в культурном центре на Дубровке и 1-2 сентября 2004 г. в Беслане еще раз напомнили о том, что с терроризмом необходимо вести беспощадную борьбу. Для обеспечения необходимой эффективности этой борьбы требуется одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия, которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению. В решении задач, предназначенных для осуществления социальной, криминологической и специальной профилактики, должен участвовать широкий круг государственных органов с привлечением общественности.

Вступивший в силу 4 августа 1998 г. Федеральный закон « О борьбе с терроризмом» впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.

По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО), а субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п.3 ст.6 Закона).

Стратегия отпора терроризму включает в себя:

Идеологическое, информационное, организационное противодействие формированию у граждан террористических намерений и настроений;

Правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических (экстремистских) групп и организаций;

Недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств осуществления преступных действий лицами, вынашивающими террористические намерения;

Предупреждение террористических действий на стадии их подготовки и покушения;

Оперативное, боевое, уголовно-правовое пресечение террористических действий на стадии их реализации.

За последние годы особое значение приобретает выявление очагов терроризма в дальнем и ближнем зарубежье, угрожающих интересам России и ее национальной безопасности. Особую угрозу представляют экстремистские и террористические организации мусульманского мира, добивающиеся своих целей путем развертывания подрывной работы, в том числе вооруженной борьбы на территории России и в ее ближнем зарубежье.

Находящиеся в Чечне радикальные мусульманские организации получают финансовую помощь от своих организаций в Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Катаре, Египте, Иордании, Пакистане. Одним из спонсоров является саудовский миллиардер Усама бен Ладен. Деятельность исламистских организаций в Чечне поддерживается на постоянной основе украинскими националистами из организации УНА - УНСО.

Такова не полная картина деятельности международного терроризма, все настойчивее пытающегося превратить постсоветское пространство, особенно Россию, в зону своих активных действий. Только жестокая и бескомпромиссная борьба с террором обеспечит России и ее гражданам уверенность в будущем.

Россия готова внести свой вклад в общие усилия антитеррористической коалиции, несмотря на то, что многие участвующие в ней западные государства еще недавно резко критиковали нас за действия федеральных сил в борьбе против боевиков в Чечне.

9 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Законность принятых решений и необходимость разработки нормативно-правовых документов не вызывают никаких сомнений, но, по свидетельству их авторов, в развитии межгосударственных отношений остаётся еще ряд неопределенностей, в правовом поле зияют дыры, а в некоторых странах эти документы трактуются достаточно вольно, чем пользуются террористы.

Как подчеркивается в публикациях зарубежных ученых, посвященных борьбе с терроризмом, существуют две основные его формы - государственный и международный, которые столь тесно переплетены, что провести между ними четкие грани весьма сложно. Государственные границы не являются преградой для экстремистов. Их международные террористические организации представляют собой уже не просто национальные группировки заговорщиков и фанатиков, а крупные синдикаты с внутренним разделением труда, располагающие "своими людьми" в различных звеньях государственного аппарата, промышленного и финансового мира многих стран. В мире происходит процесс интернационализации и глобализации терроризма, что может подорвать стабильность не только в отдельных государствах, но на субрегиональном и даже региональном уровне. В ходе семинара "Стратегия действий против терроризма в XXI веке", проведенном в октябре 1999 года вашингтонским Центром антитеррористических исследований, обращалось внимание на то, что современный терроризм, располагая новейшими вооружениями и технологиями, превращается в "супертерроризм", несущий угрозу всему человечеству. Особую опасность, по мнению его участников, представляет процесс "легитимизации" экстремистских движений, когда боевики становятся представителями местной власти, как это произошло в Чечне и Северной Ирландии. Кроме того, отмечается такая характерная для последнего времени тенденция, как "исламизация терроризма", причем эксперты подчеркивали, что "новая идеология исламизма" не имеет ничего общего с исламом как религией, кроме терминологии, а объявление "джихада" является попыткой столкнуть христианский мир с мусульманским. С учетом изложенного терроризм, по мнению Дугласа Менарчека из университета национальной обороны США, является "стратегическим преступлением", и признание такого факта должно стать основой для международного сотрудничества в борьбе с ним.

В октябре 1999 года государственный департамент США обнародовал очередной список террористических группировок в мире. Список, обновляемый каждые два года, включает 28 организаций, первое место среди которых занимает группировка, возглавляемая международным террористом Усамой бен Ладеном. Примечательно, что организации, действующие на территории России или бывших республик СССР, в этот список не включены. По заявлению официального представителя госдепартамента Джеймса Рубина, "мы в курсе сообщений о связи между Усамой бен Ладеном и некоторыми боевиками в Дагестане и Чечне, однако фактов, подтверждающих реальное участие бен Ладена или его людей в этом конфликте, а также перечисление им средств для чеченцев у нас нет". Отсутствует в списке и Ирландская республиканская армия. Такова позиция, которую занимает по этому вопросу администрация США.

Что же дальше? Ведущие социологи и военные эксперты западных стран в своих прогнозах все больше склоняются к тому, что международный терроризм можно искоренить только коллективными усилиями. В частности, выдвигается идея создания наднациональной системы, объединяющей антитеррористические силы, в состав которых могут входить управленческая, информационная и силовая структуры - хорошо экипированные контртеррористические части, подготовленные к переброске в неспокойные регионы. Она должна сопрягаться с другими глобальными системами, и кроме того, использоваться для решения специфических задач в миротворческих операциях, имеющих определенное сходство с антитеррористическими.

Опыт показывает, что для борьбы с терроризмом нужно создать профессионально подготовленные, оснащенные современной техникой и оружием разнородные антитеррористические силы, а также координировать их усилия и действия на национальном, региональном и глобальном уровнях, дистанцируясь от прямого вмешательства в гражданскую среду. Однако данная проблема не может быть полностью решена только с помощью репрессивных мер. Для полной победы над терроризмом и искоренения его как социального явления необходимо, чтобы эти меры сочетались с ликвидацией или хотя бы нейтрализацией тех источников, которые питают терроризм, принципиальной неуступчивостью возможному шантажу со стороны экстремистов и одновременным применением всеми странами международно-правовых норм, а также с оказанием содействия лицам, отказавшимся идти таким путем, для возвращения к нормальной жизни.