Гуляя над бездной. По льду зимнего Байкала с фотоаппаратом - Николай Устинов

Погода на Байкале
Почему над Байкалом редко бывают облака?

В весенне-летнее время с поверхности холодной воды испарение незначительное, и облака образовываться не могут. Воздух, приносящий облака с суши на Байкал, при переваливании прибрежных гор и скатывании в котловину нагреваются, облака рассеиваются. Это очень хорошо видно на космических снимках. На них небо над озером безоблачное, а прибрежные пространства вокруг озера покрыты густой облачностью.

Сколько осадков выпадает на поверхность Байкала за год?

В виде дождя и снега за год выпадает 9.29 кв.км, или 13.1% поступления влаги в озеро.

Какова максимальная скорость ветра на Байкале?

Зарегистрирован ветер 40 м/с (144 км/ч). Некоторые исследователи утверждают, что в устье долины р. Сармы ветер достигает в порывах 60 м/с (216 км/ч).

Какой самый свирепый ветер на Байкале?

Северо-западный, или горная, срывающаяся с долин рек Сармы, Рытой, Солнцепади, Молокана. Именно с этим ветром связаны самые большие катастрофы на Байкале. Напротив устья р. Сармы арктический воздух, переваливаясь через Приморский хребет, устремляется в суживающуюся к устью долину, которая на выходе к Байкалу образует природную аэродинамическую трубу. Перепад высот - 500 м. Низвергающиеся с такой высоты массы холодного воздуха приобретают огромные скорости и разрушительную силу.

Одинаков ли уровень воды по всему Байкалу?

Перепад высот уровня воды в различных районах озера достигает 1м и более. Причина - неоднородность барометрического давления на огромной акватории озера. Различию уровней воды в разных районах способствуют также ветровые сгоны и нагоны.

Сколько льда образуется в Байкале за зимний сезон?

При толщине льда 1 м - 31.5 куб.км. Но толщина льда в различные годы неодинакова и колеблется от 70 см до 130 см. Соответственно и льда бывает от 21.7 до 40.3 куб.км.

Какова температура воздуха на Байкале?

Средняя годовая температура распределяется так: в южной котловине -0.7°C, в средней -1.6°C, в северной -3.6°C. Самое теплое место - бухта Песчаная: +0.4°C. Байкал смягчает континентальность сибирского климата. Пример:

Какова температура воды в Байкале?

В открытом Байкале температура поверхностного слоя изменяется от +15°C (август) до 0°C (январь). В прибрежных участках летом прогревается до +17°C. В заливах и сорах до +23°C. Зимой заливы замерзают примерно на месяц раньше, чем открытый Байкал. В девяностые годы в июле вода в поверхностном слое прогревалась до +18°C (возможно, это следствие парникового эффекта).

Какова температура у дна Байкала?

В районах самых больших глубин температура воды у дна - примерно +3.2°C.

Когда замерзает Байкал?

В среднем замерзание на Байкале начинается 21 декабря, а кончается 16 января. Однако известны случаи замерзания в начале февраля. Процесс разрушени льда начинается в апреле и завершается в мае-июне.

Замерзает ли весь Байкал?

Да, за исключением небольшого участка длиной 15-20 км у истока Ангары.

Что такое сокуи?

Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, а порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов.

Какова их максимальная высота?

На наветренных сторонах скал до 20-30 м.

Что такое шорох?

Это внутриводный крупинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, бобовидную формы размеров от 1-2 до 10-22 мм в поперечнике.

Что такое сало?

Плоские тонкие кристаллики льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Образуются на поверхности воды и служат первым признаком ее охлаждени ниже 0°C.

Над какой глубиной происходит опрокидывание волн (забурунивание)?

У берегов - там, где глубина близка к половине волн наката. В открытом Байкале забурунивание зависит от силы ветра. При скорости 7-8 м/с на вершинах некоторых волн появляются барашки, а при ветре 10-12 м/с барашки и забурунивание происходит почти на всех волнах.

В данной статье мы рассмотрим, когда замерзает Байкал, какое время лучше всего выбрать для организации поездки, что следует учесть при поездке на замёрзший Байкал. Подробную историю и фотографии того, как выглядит Байкал зимой, можно прочитать в материале . Основные советы и рекомендации при планировании поездки на Байкал вы найдёте в статье .

Когда замерзает Байкал?

– очень крупное озеро, поэтому процесс его полного оледенения (замерзания) довольно длительный. Период ледостава на Байкале обычно начинается в декабре. Приблизительно спустя месяц, в первых числах января (т.е. после Нового года), Байкал замерзает целиком. Участок протяженностью около 20 км. у истока Ангары не замерзает никогда. Таким образом, к середине-концу января Байкал полностью замерзает и образует уже довольно прочный слой льда толщиной до 1 метра. К концу зимы толщина льда растёт и может достигать 2 метров в заливах.

Впрочем, в последние годы период полного замерзания Байкала сместился на 2-3 недели, что может быть связано с глобальными изменениями климата. Продолжается этот период вплоть до начала мая. Не стоит забывать, что климатические условия могут отличаться год от года, поэтому нужно ориентироваться ещё и на конкретный сезон, прежде чем планировать свою поездку.

Когда стоит ехать на замерзший Байкал?

Если вы хотите попасть на замерзший Байкал, то лучше всего спланировать свое посещение на начало-середину марта. В начале марта слой ледяного покрова на Байкале обычно самый толстый, поэтому перемещаться по нему вполне безопасно, и температура не такая низкая, как зимой, в январе-феврале. Погодные условия в конце марта-начале апреля чуть более мягкие, поэтому многие выбирают именно этот период. Тем не менее, стоит учитывать, что в последние годы туристический поток на Байкал значительно вырос, поэтому в марте-апреле там довольно многолюдно. Если вы не боитесь суровых зимних испытаний, возможно, поездку на замерзший Байкал стоит запланировать на февраль.
Читайте также:
Не стоит забывать, что даже в минусовую температуру при сильных морозах или резких скачках (например, от -25° до -15° ) лёд начинает «ходить», трескаться. Многие специально едут на Байкал в начале весны именно для того, чтобы послушать, как озеро пробуждается от зимней спячки, оживает, грохочет. В последние дни нашей поездки нам посчастливилось приобщиться к этой музыке жизни - такое, скажу я вам, забыть невозможно. Особенно если в этот момент вы прогуливаетесь где-то по озеру 😉

Ледяные торосы на замерзшем Байкале

Какое бы время поездки на Байкал вы ни выбрали, не будет лишним воспользоваться услугами местных гидов, так как они знают, где можно проехать по льду, а где нельзя. Даже при всей кажущейся прочности ледяного покрова не стоит забывать, что это может быть небезопасно. Нужно хорошо понимать особенности льда и знать правильные «дороги», чтобы свести риск к минимуму, иначе вы вполне можете оказаться где-нибудь на дне самого глубокого озера в мире! Если вы не очень впечатлены, можете поискать архивы в сводках новостей: подобные случаи действительно иногда происходят.

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Байкал - один из немногих водоемов, которому подходят эпитеты в превосходной степени. Глубочайшее и величайшее, самое прозрачное и самое чистое, уникальное хранилище пресной воды… Одним словом, у Байкала много необычайных особенностей, одна из которых - лед.

Байкальский лед – любопытнейшее явление. Его прозрачность поражает: кажется, что идешь по огромному зеркалу. Его разнообразие впечатляет: на озере представлены самые разные виды льда - от привычных торосов до специфических сопок.

Так какой же он - байкальский лед?

Почему Байкал замерзает поздно?

Одна из первых особенностей байкальского льда - позднее замерзание озера, чему есть объяснение.

Казалось бы, пришла зима, температура опустилась ниже 0°С (а это, как известно, и есть температура замерзания воды), по берегам лежит снег, но Байкал никак не замерзнет. Обычно лед на озере встает в первой, а то и во второй половине января, то есть лишь в середине зимы.

Обычно охлаждение водоемов начинается осенью с наступлением холодов, когда поверхность воды теряет тепло от соприкосновения с холодным воздухом. Сам процесс проходит три стадии. Первая начинается осенью с понижением температуры поверхностного слоя воды. Как только она опустится до 4°С, начинается вторая стадия, во время которой более тяжелый верхний слой воды начинает опускаться вниз, а на его место из глубины поднимаются более теплые и легкие слои. Это продолжается до тех пор, пока вся вода (холодная и теплая) равномерно не «перемешается», опустившись до одинаковой температуры наибольшей плотности. Тогда начинается третья стадия: поверхностные слои охлаждаются, не опускаясь, пока их температура не понизится до 0°С. Именно тогда на водоеме начинает образовываться лед.

Эти три стандартных стадии замерзания водоемов убедительно показывают: чем озеро глубже (то есть чем больше мощность слоя, принимающего участие в ежегодном нагревании и охлаждении), тем больше требуется времени на то, чтобы встал лед. Надо ли говорить, что Байкал и здесь оказывается «впереди планеты всей»?

Известный исследователь Байкала советский геофизик, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, профессор Иркутского государственного университета В.Б. Шостакович в своей знаменитой работе 1908 года, посвященной байкальскому льду, писал:

«По приблизительному вычислению оказывается, что ежегодному охлаждению подвергается в Байкале масса воды в 3000 кубических верст. Эта громадная цифра объясняет до некоторой степени медленность охлаждения озера. Значительная толща воды под вышеуказанным 200-метровым слоем имеет постоянную температуру около 4°С. Этот запас теплоты, несмотря на незначительную теплопроводность воды, не может не иметь влияния на поверхностные слои и замедляет их охлаждение.

Во всяком случае к концу декабря поверхностный слой воды в озере принимает температуру, близкую к 0°, и если озеро в общем покрывается льдом только в первой половине января (нов. ст.), то это зависит главным образом от того, что господствующие на Байкале как раз поздней осенью постоянные бури препятствуют образованию сплошного ледяного покрова».

Виды байкальского льда

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой корочкой льда. Однако Байкал - озеро беспокойное, потому этот тонкий лед даже при слабом волнении крошится и разбивается на льдины, которые местное население называет словом «сало». Но мороз делает свое дело, и постепенно у берегов образуются ледяные «забереги» - узкие прибрежные полосы льда, намерзающие при накате волн на берега. На скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Особенностью Байкала являются ледяные «наросты», которые носят название «сокуи».

Сокуи появляются на отмелях: здесь вода при первых морозах быстро охлаждается и замерзает около самого берега. На образовавшийся лед волны плещут воду, которая, замерзая, утолщает сокуй и придает ему своеобразный волнистый вид. Особенно быстро сокуи растут во время сильных ветров и метелей - за счет массы мокрого снега, который становится для него превосходным «строительным» материалом. В итоге вдоль берегов часто образуется более или менее широкий вал, состоящий из непрозрачного, пористого льда. Бывает, что в сокуях появляются настоящие ледяные гроты, которые также исчезают с приходом весны.

Очень часто вдоль сокуя на отмелях в зоне прибоя встречаются ледяные образования, характерные исключительно для Байкала. Они носят название «сопки». Впервые они были описаны учеными Байкальской лимнологической станции в 1940-х годах

Сопки представляют собой правильные конусообразные, внутри полые, горки высотой до 6 метров, образованные из непрозрачного пористого льда. Часто они располагаются отдельно или целыми группами, иногда даже в несколько рядов, и напоминают миниатюрные горные хребты. Интересной географической особенностью сопок является то, что для восточного побережья они представляют собой обычное явление, в то время как на западном берегу встречаются крайне редко.

Кроме прибрежных сокуев и сопок на Байкале в большом количестве встречается и плавучий лед. Часть его выносят в озеро все 336 впадающих в озеро рек во время осеннего ледохода, часть образуется из обломков сокуев, часть получается из донного льда, который часто образуется в районе Большого Голоустного и Мысовой.

Плавучий лед называется «осенец». Обычно он непрозрачный, белесый, с неровной поверхностью. Как правило, именно осенец считается на Байкале самым прочным льдом.

Кроме осенца есть лед, который называется «колобовник» (или «мятик»). Он состоит из небольших, округлых глыб осеннего льда, скованных гладким прозрачным льдом. Благодаря незначительной толщине этих глыб их поверхность делается выпуклой от наплеска волн.

Чашечный и тарелочный лед, которые также образуются до полного замерзания озера, похожи по образованию на колобовник, с той лишь разницей, что отдельные составляющие его куски отличаются значительно большей величиной.

Все эти формы льда очень живописны и красивы: на темно-синем зеркальном льду разбросаны повсюду белые круглые, непрозрачные пятна осеннего льда.

А тем временем в открытой воде идет невидимый процесс кристаллизации льда. Вода не замерзает сразу, поскольку ее постоянно «перемешивают» волны. Тем не менее из-за достаточного понижения температуры и оптимального охлаждения воды в ней образуются маленькие линзочки и иголочки льда размером в несколько миллиметров.

Как только лед «схватится», он начинает нарастать примерно по 4-5 сантиметров в сутки. Первыми замерзают мелководные заливы, последними - глубоководные районы. Залив Провал обычно замерзает в первой половине ноября, затем в начале декабря замерзает пролив Малое море, к январю покрываются льдом северная половина озера и Забайкальская сторона его южной части, позднее замерзает восточный берег южной части озера и, наконец, позже всего (к середине января) - открытая вода у острова Ольхон. Средние сроки байкальского ледостава - с 9 января по 4 мая. В это время озеро замерзает целиком. И только исток Ангары (участок протяженностью 15-20 километров) не замерзает никогда.

И, конечно же, на Байкале существует классика «ледяного жанра» - торосы. Они представляют собой хаотичное накопление льдин: одни стоят отвесно, другие наклонены под разными углами… У основания они «впаяны» в лед, а сверху - занесены снегом. Высота торосов - от нескольких сантиметров до метра.

Как правило, в южной части озера лед держится 4-4,5 месяца, а в северной части - до полугода.

Толщина льда

Образовавшийся молодой тонкий лед начинает утолщаться. Сначала быстро, но потом процесс замедляется. Толщина льда зависит обычно от суровости зимы, а также от количества лежащего на льду снега, который, благодаря своей малой теплопроводности, может значительно умерить действие холода.

По всей акватории озера толщина льда колеблется от 70 сантиметров до 2 метров. Многолетние наблюдения показывают: у восточного берега лед толще.

Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает, как правило, вес до 15 тонн, поэтому зимой по льду Байкала ездят на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и станцией Танхой на восточном берегу даже действовала ледовая железная дорога.

Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование так называемых «пропарин», размеры которых могут достигать до сотни метров в поперечнике. Считается, что пропарины возникают из-за действия теплых подводных ключей. Они образуются недалеко от берегов и представляют серьезную опасность, поскольку лед «подъедается» снизу и делается настолько непрочным, что не выносит даже малого веса. Обычно вначале на льду образуется одна или несколько небольших дыр, которые быстро увеличиваются и сливаются в одну полынью. Пропарины появляются ежегодно в одних и тех же местах: у Кадильного, Голоустинского и Голого мысов, вдоль всей дельты Селенги, у мыса Кобылья Голова и в Малом море между Кобыльей Головой и Сармой, а также около Ушканьих островов и у Нижнего Изголовья Святого Носа.

Кстати, есть версия, что пропарины появляются не из-за подводных теплых течений, а потому что подо льдом скапливается газ, который горит ярким пламенем. Известен старый байкальский фокус: если быстрым ударом пробить лед и тут же поднести к отверстию спичку, то из отверстия вырвется огонь, который будет гореть настолько долго, насколько большой газовый пузырь образовался в этом месте подо льдом.

Кроме того, весной 2009 года появились спутниковые снимки разных участков Байкала, на которых были обнаружены тёмные кольца. По мнению учёных, эти кольца возникают благодаря подъёму глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры. В результате этого процесса образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова.

Другой особенностью байкальского льда являются трещины, которые называют «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина - до 2-3 метров. Разрывы льда происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Однако благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Выделяют кислород и планктонные водоросли, которые бурно развиваются под прозрачным льдом благодаря проникновению солнечного света.

Обычно Байкал начинает вскрываться ото льда в конце апреля в районе от мыса Большой Кадильный - под действием восходящих потоков теплых вод подводных источников, которые здесь имеются. В апреле лед становится хрупким, темнеет, и к маю Байкал в основном освобождается, хотя отдельные льдины плавают по озеру до начала лета. В последнюю очередь (9-14 июня) уходит лед и в северной части озера… А спустя полгода - все повторится.