Гуманистический подход в психологии. Гуманистическая психология: особенности, представители и интересные факты

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Предмет гуманистической психологии: Модель идеальной личности

Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл

Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:


а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Истоки гуманистической психологии лежат в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов:

В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности.

Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.

Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности.

Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард,

В. Франкл, А. Маслоу).

Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах

К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:

Недирективная психотерапия К. Роджерса (Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности.

Третья область практического приложения гуманистической психологии - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили её социальную платформу, основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

(Д. А. Леонтьев.)

Практическое занятие №3

«Основы психологии общения. Пути решения конфликтов»

Вопрос 2: Личность в группе и коллективе. Педагогическое руководство коллективом

В зависимости от поведения участников конфликта, в том числе и тех, кто его решает, различают следующие способы разрешения конфликта:

1. уклонение - человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. При этом человек тщательно обдумывает свое поведение, а организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель, то есть отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, а также появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;

2. сглаживание конфликта - используются разные аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. В частности, когда при обсуждении вопроса, программы высказывается много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью некоторых методов, включая, например, такие, как ссылка на авторитеты, условное согласие, перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля состоит в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;

3. принуждение - противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Принуждение почти всегда вызывает возмущение подчиненного, антипатию. Такие решения обычно сковывают инициативу подчиненных, что для организации нерационально;

4. поощрение - предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением.

Хотя этот вид поведения можно рассматривать как компромиссный, есть большая вероятность, что конфликт останется;

5. компромисс - одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично.

Способность к компромиссам - важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать в себе каждый человек. Однако компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, так как прекращает поиск наиболее эффективного решения. Предположим, уточняется стратегия мебельного комбината.

Спор в выборе альтернатив идет между отделом
маркетинга, отделом персонала и производственным отделом. Если административный директор, которому поручено согласовать позиции отделов, слишком рано примет одно из предложений за основное, то он не учтет и не рассмотрит другие варианты и, возможно, лучшее решение принято не будет. Прекратив дискуссию, определив решение на этой стадии, он прекратит поиск и анализ других альтернатив.

Задача руководителя заметить тот момент, когда предложения начнут повторяться, и только тогда остановиться на компромиссном решении;

6. предупреждение конфликта - совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, более справедливом распределении вознаграждений, обеспечении строгого соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д.

Разрешение конфликта во многом зависит от уровня профессиональной компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь определяется его общей культурой.

2. Педагогический конфликт как отдельная отрасль конфликта

2.1 Особенности, виды и стадии развития педагогического конфликта

Существует несколько классификаций конфликтов.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» (между работниками одного уровня), «вертикальные» (между руководителем и подчиненными) и «смешанные», а так же:

1) конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности;

2) конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

3) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

В первой группе - мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.

Во второй группе - конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Имеется четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Первый период - первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет. Второй конфликтный период - переход из 4 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы. В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь. Четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.

Третья группа педагогических конфликтов - конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией. Наиболее распространены среди «ученик - ученик» конфликты лидерства, в средних классах конфликтуют группы мальчиков и девочек. Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик» помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера. Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка. Во взаимодействии «учитель-администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Особенности конфликтных ситуаций в трех возрастных категориях:

В младших классах: переживания носят кратковременный характер; ребенок нуждается в защите и поддержке учителя; конфликты часто связаны со стилем и тактикой учителя на поступки учащихся.

В подростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляется недисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках в методике оценивания знаний и умений со стороны педагогов.

В старших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношении к себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога - приводит к конфликтам.

Для девочек более характерны вербальные формы разрешения конфликтов. Мальчики склонны к выраженной телесной агрессивности в разрешении конфликтов.

Все конфликты, несмотря на их разнообразие, развиваются по определенной схеме:

1. Конфликтная ситуация (спор, между заинтересованными сторонами). На этом этапе конфликтующие стороны обсуждают конкретный предмет разногласия.

2. Конфликт (столкновение интересов участников, активна конфронтация). На этом этапе конкретный вопрос отходит на второй план, происходит столкновение на уровне подходов и мнений. Привлекаются другие доказательства и аргументы.

3. Расширяющийся конфликт (в ситуацию втягиваются другие участники). В этот момент в качестве арбитров и болельщиков в конфликт втягиваются другие члены коллектива. Вопрос принимает общечеловеческий характер. Вспоминаются старые прегрешения и обиды.

4. Всеобщий конфликт (большинство сотрудников охвачено поисками виноватых). На заключительном этапе понять первопричину невозможно. Идет настоящая война партий «до последнего патрона».

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Конфликтные взаимоотношения учителя с подростком могут измениться в лучшую сторону, если учитель будет ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения

Особенности педагогических ситуаций и конфликтов

Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой как “реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и
взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них”.

В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учениками по поводу его конкретного поступка, действия в школе.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость.

В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Конфликт в психологии определяется как “столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями”. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п. Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от “милости” учеников.

Практическое занятие №4

«Методы воздействия на человека. Педагогические технологии»

Вопрос: Методы воспитания

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение “знаю, чего хочу получить, знаю и как этого достичь”.

Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мысленного анализа. По количеству, методов не может быть ни много, ни мало – ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата. Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившемся смешением понятий “методы воспитания” и ”методы воздействия”. Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: “Применил метод упражнения, когда организовывал правильное поведение ребенка”, или “Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения”. Не отрицая, правомерность сказанного, отметим. Что сказанное относилось к методам воспитательного воздействия – отнюдь не к методам воспитания.Если известны факторы воспитания, (а они нам известны), то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности. Он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценнностную реакцию детей. Но зная факторы формирования, педагог уже знает и способы воспитания. Как садовник: зная то, что необходимо для высокой урожайности яблони, обеспечивает это необходимое, и его объективно обусловленные действия квалифицируются как методы взращивания плодовых деревьев.

Следовательно, если посмотреть на метод воспитания с точки зрения содержательного влияния, организуемого педагогом, то таковым выступает конструирование системы педагогических воздействий на детей в полном соответствии осмысленным основным факторам развития в формировании личности.

Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

Посмотрим, как происходит учет трех факторов воспитания в школьной практике.

Обустраивается дом, в котором протекает воспитательный процесс. Его архитектура, дизайн, внутреннее расположение функционирующих помещений продумывается. Директор школы, как правило, участвует в обсуждении строительных проблем, и его голос не последний в принятии решений. Продумывается устройство школьного двора, сада, площадок. Планировка диктуется воспитательными задачами. Чистота, порядок, красота – основные характеристики предметной среды воспитательного учреждения. Но эту среду воспроизводят в дальнейшем дети, усилиями своими поддерживая порядок, чистоту, воссоздавая красоту. В этом доме скоро складываются традиции, рождается психологический климат, совершаются события. Каждый из детей каким-то образом реагирует на данную, текущую перед ним жизнь, участвуя в ней, либо отстраняя ее себя от нее. Педагоги, выстраивая содержание школьной жизни, заботятся о том, чтобы в ней был значим каждый ребенок и чтобы каждый ребенок был субъектом жизни школьного дома.Самая разнообразная деятельность организуется в школе – именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Если в ходе организованной педагогами деятельности формируются социально – культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая сущность того или ионго явления, участниками либо наблюдателями которого становятся дети, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое “Я” в
системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.

Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана: 1) метод организации воспитывающей среды; 2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть взаимодействия детей со средой; 3)метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни. Перечисленный методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка.

Практическое занятие №5

«Образовательная система России»

Вопрос: Образовательные уровни и типы образовательных учреждений.

Уровни общего и профессионального образования

1. В государствах-участниках устанавливаются следующие образовательные уровни:

Основное общее образование;

Среднее (полное) общее образование;

Начальное профессиональное образование;

Среднее профессиональное образование;

Высшее профессиональное образование;

Послевузовское профессиональное образование.

2. Типы образовательных учреждений:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

Учреждения дополнительного образования взрослых;

Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Учреждения дополнительного образования детей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. В Содружестве Независимых Государств действуют государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных национальным законодательством. Их деятельность в части, не урегулированной настоящим модельным Законом, регулируется национальным законодательством

Практическое занятие №6

«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»

Вопрос: «Методы воспитания в семье»

Велика роль семьи в воспитании ребенка, ведь именно в этой ячейке нашего общества ребенок находится большую часть времени. Именно здесь он формируется как личность. Здесь он чувствует заботу, ласку и любовь. В семьях, где царит взаимопонимание, и уважение обычно вырастают хорошие дети. Многие считают, что самое главное в воспитании ребенка, чтобы малыш был накормлен, чисто одет и вовремя лег спать. Но это ошибочное мнение. Воспитание - непростая работа, требующая много сил и энергии. Ведь родителям приходится не только словами, но и личным примером воспитывать свое чадо.С первых дней своей жизни ребенок ощущает влияние мамы и папы. Это и является одним из основных методов воспитания детей в семье. Но не всегда личный пример помогает получить положительный результат. Тогда стоит применять другие методы воспитания. Два из них мы очень хорошо знаем метод «кнута» и метод «пряника». За хорошие поступки ребенка поощряют, а за плохие - наказывают. Иногда приходится потратить много сил, чтобы убедить ребенка в неправильности его поступков. Доказать ему, что он сделал очень плохо. Но если это произошло, то его память надолго сохранит все приведенные нами доводы. Убеждение - это еще один из методов воспитания ребенка в семье.Основой воспитания детей из покон веков являлся труд. Приучать ребенка к труду необходимо с раннего возраста. В противном случае ваши надежды в будущем могут не оправдаться. Дети вырастут настоящими бездельниками и эгоистами. Нельзя освобождать их от трудовых обязанностей. Независимо, какое материальное положение семьи, каждый ребенок должен иметь свои обязанности по дому. Выполнять их он должен ответственно и без напоминания. Не забывайте, что воспитывая своё чадо, не следует допускать шаблонности. Каждый ребенок это отдельный мир: одни дети более подвижны, другие смелые и решительные, а третьи наоборот медлительные, застенчивы и обидчивы. Но подход надо найти ко всем. И чем быстрее этот подход будет найден, тем меньше проблем создаст ребенок в будущем. В большинстве семей на первый план ставятся эмоции и чувства к своему ребёнку. Редко кто из родителей пытается оценить свое дитя, мы его любим и принимаем таким, какое оно есть. Этот момент является основной особенностью воспитания детей в семье. И хотя мы часто слышим, что любовью ребенка никогда не испортишь, это неправда. От большой любви мы потакаем всем его капризам, готовы исполнить любое его желание. Таким своим поведением мы портим наше чадо. Любя ребенка, мы должны уметь отказать ему. Если же мы этого не может сделать, значит, у нас возникли проблемы в воспитании детей в семье. Позволяя малышу делать все, что угодно, мы любовью прикрываем свою слабость.

Говоря о воспитании детей в семье, нельзя забывать и об их нравственности. В чем же оно заключается? С самых первых дней жизни, еще не умея говорить и передвигаться, ребенок начинает «оценивать» обстановку в семье. Спокойный ласковый тон в разговоре, уважение друг к другу помогут выработать в ребенке нравственные потребности. Постоянный крик, ругань, хамство приведут к отрицательным результатам. Нравственное воспитание в семье начинается с: отзывчивости, доброты, непримиримости к проявлению зла. Из всего вышесказанного мы видим, что роль семьи в воспитании ребенка огромна. Первые знания, поведение, привычки, которые получит человек в семье, останутся с ним на все годы жизни.

Часть III

Проотокол

Учебно-исследовательского задания 3.2

Бахматов Артем Викторович

Учебно-исследовательское задание 3.2

ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ

Цель. Диагностика эмпатии с помощью с помощью модифицированного опросника А.Меграбяна и Н.Эпштейна.

Задание . Внимательно прочтайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как

Вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку.

Пояснение к заданию. Прежде чем приступить к выполнению дан­ного задания, внимательно прочитайте в специальной литературе главы, посвященные эмпатии. Помните, что эмпатия составляет ядро коммуника­ции, она способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в тех видах дея­тельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т.д. Поста­райтесь определить роль эмпатии в успешности Вашей жизнедеятельности и освоении избранной Вами профессии, познакомьтесь со способами раз­вития Эмпатии.

Изучите методику проведения эксперимента и подготовьте необхо­димый материал.



Номер утверждения Да (всегда) Скорее да, чем нет (часто) Скорее нет, чем да (редко) Нет (никогда)
Стены
Стандартный Процент 2,28 4,40 9,19 14,98 19,15 19,15 14,98 9,19 4,40 2,28
Мужчины <45 46-51 52-56 57-60 61-66 66-69 70-74 75-77 79-83 >84
Женщины <57 58-63 64-67 68-71 72-75 76-79 80-83 84-86 87-90 >91


Вывод: Пройдя тест Диагностики Эмпатии и получив проценты 14,98%

Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей.

2 уровень эмпатии - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

Прочитав специальную литературу и выяснив, оценку своего состояния в отношении самоконтроля и самовоспитания.

Эмпатия

Часть IV

«Мои достижения»

«Официальные документы» документы об окончании школы, сертификаты официально признанных, российских, городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об, окончании музыкальной, художественной, сертификаты о прохождении практик, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах.

«Жизненный опыт» автобиография, анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это. Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ

«Курсы по выбору и творческие работы»список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п

Часть V

Словарь терминов:

Адекватный - соответствующий, подходящий для данных условий.

Амнезин – нарушения памяти

Активность психическая процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Бихевиоризм- направление в психологии, сводящее предмет психологии к анализу поведения, изучения его зависимости от внешних и внутренних материальных стимулов.

Воля способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками.

Внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предикативностью, фрагментарностью и предельной свернутостью грамматической структуры; интериоризованная внешняя речь, первоначально предназначавшаяся для общения, а затем ставшая внутренним инструментом мышления и регуляции деятельности.



Возбудимость - способность живой системы быстро переходить из состояния физиологического покоя к деятельному под влиянием раздражения. Имеет в своей основе сложный комплекс физико-химических процессов, в наиболее отчетливой форме проявляется в нервной и мышечной тканях.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием как высшей инстанцией внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью.

Раздражимость - свойственная всем животным образованиям способность реагировать на внешние воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений. Первичное проявление деятельности живой системы, воплощающее основное ее свойство - отражать воздействия внешней среды.

Идентичность (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.

Защитные механизмы - в психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний

Привязанность - (англ. attachment) - термин, используемый в детской психологии для обозначения формирующейся (обычно во 2-м полугодии) у младенцев избирательной П. к одному или нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим).

Сопротивление - Общее понятие для обозначения всех особенностей психики человека, которые противодействуют снятию (или ослаблению) психологических защит, т.к. оно предполагает болезненные переживания.

Ощущение - элементарный психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств пред­метов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, пе­реживал, воспринимал.

Педагогика - теория и практика достижения целей воспитания, об­разования и обучения.

Перцепция - в современной психологии то же, что и восприятие. Пограничное состояние - слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.

Познавательные психические процессы - психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как про­цесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внима­ние, представление, !,!оображение, память, мышление, речь.

Предмет педагогики - область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и фак­торы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъек­тов - конкретных людей и коллективов.

Предмет психологии - закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Представление - психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продук­тивного воображения.

Психика - совокупность душевных (сознательных и бессознатель­ных) процессов и явлений.

Психоанализ - учение, разработанное З. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека.

Психология - наука о закономерностях, механизмах, условиях, фак­торах и особенностях развития и функционирования психики.

Страсть - длительное и устойчивое эмоционалъное состояние чело­века, возникающее при сильном стремлении к кому- или чему-либо, со­провождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанны­ми с соответствующим объектом.

Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологиче­ского напряжения, возникающего у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Субъект - конкретный носитель предметно-практической деятель­ности и познания, активный творец своей жизни.

Темперамент - психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияю­щее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида Т.: сангвини­стический, флегматический, холерический и меланхолический.

Тест - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

Флегматик - один из четырех основных типов темперамента, харак­теризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но отиоситель­но высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений.

Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возник­ших на научной базе психологического учения З. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой концепции.

Характер - совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его ус­тойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющая­ся в стиле деятельности и общении.

Холерик - один из четырех основных типов темперамента, характе­ризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных про­цессов, проявляющихся в несдержанности, бурных эмоциональных реак­циях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, ми­мике, поведении.

Чувство - сложное, постоянное, устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный мо­мент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.



Часть VI


Часть VII

Заключение

В современных условиях образование рассматривается как важнейшая ценность мировой культуры. Это проявляется, прежде всего, в отношении к человеку как к свободной и творческой личности, реализующей себя на протяжении всей жизни. Поскольку личность является активной, непрерывно развивающейся, ее деятельность должна быть направлена на созидание, на поиски новых нестандартных решений возникающих проблем, в том числе и профессионального характера.

Главная идея современного образования состоит в создании такой системы, которая обеспечит каждому человеку возможность получения и пополнения знаний, компетенций, непрерывное развитие, совершенствование, самореализацию.

В период образовательной деятельности были зафиксированы, накоплены, и оценены индивидуальные достижения.

Выполнимая работа эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними.


Похожая информация.


Гуманистическая психология - направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;
♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности - потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви - потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) - потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности - потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности - потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации - потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности - это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Лекция, реферат. 6. Гуманистическое направление в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.




Гуманистическая психология - это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор. Цель гуманистической психологии - понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям. Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой. Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом. Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии - уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека. Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука. Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. "Третьей силой" стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк. Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности. Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию. Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог». Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья. Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием - это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии - дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу. Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога - направить человека в сторону этих ресурсов. Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап. Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

1. Общая характеристика гуманистического направления

2. Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

3. Феноменологическая теория Карла Роджерса

4. Личность в логотерапии Виктора Франка

5. экзистенций на психология Ролл в Мэя

Общая характеристика гуманистического направления

В гуманистической психологии человека рассматривают как сознательную и разумное существо, активного создателя собственной личности и своего стиля жизни. Человек определяется стремлением к самосовершенствованию. Сама сущность человека предопределяет его постоянное движение к творчеству и самодостаточности, если этому процессу не препятствуют обстоятельства.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они описывают феноменологию личности, а не ищут ей объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, подаются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и другие.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности является А. Маслоу, К. Роджерс и В. Франкл, Маслоу одним из первых подверг основательной критике психоанализ и бихевиоризм за их пессимистические и унизительные концепции личности. Он считал, что теория Фрейда превышает негативные патологические стороны человеческой жизни и значительно недооценивает положительные здоровые аспекты самореализации личности, ее творческие конструктивные возможности, ее нравственные принципы. Маслоу высказывался достаточно остро, в частности отмечал, что невозможно понять психическую болезнь, если нет понимания психического здоровья. Он со всей прямотой заявлял, что изучение нездоровых, плохо адаптированных, недоразвитых людей может в итоге привести к созданию только "искаженной психологии". Маслоу утверждал, что теория личности должна рассматривать не только глубины личности, но и высоты, которые она может достигать: "Психоанализ представляет человека каким-то неполноценным существом, из которого тут и там выпирают чувствительные черты и недостатки, без которых ее описание было бы неполным.. . Практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой состоит смысл, богатство и ценность его жизни, - все это Фрейд или игнорирует, или переводит в разряд патологического ".

К. Роджерс, будучи гуманистическим психологом, все же своими взглядами отличался от Маслоу по нескольким ключевым позициям. Он считал, что личность и ее поведение является функцией уникального восприятия окружения, а Маслоу постулировал, что личность и ее поведение определяются и регулируются иерархией потребностей и не считался феноменологию личности. Позиция Роджерса сложилась на основе работы с людьми, которые имели проблемы и искали психологической помощи. В своей работе Роджерс был сосредоточен на поиске терапевтических условий, способствующих самоактуализации, и экстраполировал свои выводы на общую теорию личности. Маслоу же никогда не занимался терапией. Из принципиальных соображений Маслоу сосредоточился на изучении только здоровых людей, процессы развития также были им проигнорированы. Роджерс охарактеризовал процессы развития личности в раскрытии ее врожденного потенциала. Маслоу ограничился лишь признанием того, что существуют определенные «критические стадии" жизненного цикла, в контексте которых личность в большей степени подвержена фрустрации потребностей. В чем оба титаны гуманистической психологии были едины, так это в своем видении, что личность стремится двигаться вперед и при благоприятных обстоятельствах полностью реализует свой врожденный потенциал, демонстрирующее настоящее психическое здоровье.