Интересное в сети.

В декабре 1865 года вступила в силу Тринадцатая поправка к Конституции США, запрещавшая рабство на всей территории государства. Несмотря на то, что поправка не означала полного искоренения социального неравенства и расовой ненависти, это была настоящая победа прогрессивных членов общества, выступавших против эксплуатации человека человеком.

Причины отмены рабства

По мнению специалистов, к отмене рабства в США привёли причины как экономического, так и общественно-политического характера:

  • Необходимость формирования класса свободного пролетариата для обслуживания фабрик и заводов на севере страны;
  • Усиление политического влияния северных штатов. По мнению многих, главной причиной Гражданской войны и был вопрос о рабовладении. На самом же деле к конфликту привели коренные различия в ментальности и хозяйственных укладах южан и северян. Для последних освобождение рабов стало всего лишь одним из инструментов воздействия на Конфедерацию южных штатов, с помощью которого янки планировали подточить экономику сепаратистки настроенного региона;
  • Изменение общественных настроений. Всё чаще публицисты, деятели культуры, христианские проповедники и политики заговаривали о необходимости ликвидации рабства. Такая тенденция в середине XIX века была характерна не только для Америки, но и для всех передовых стран.

Поправки законодательства

19 июня 1862 года президент подписал «Прокламацию об освобождении рабов», касавшуюся дальнейшей судьбы чернокожих невольников южных штатов. Впрочем, публикация этого документа не привела к каким-либо серьёзным переменам в жизни американского общества. Во-первых, «Прокламация» не освобождала невольников, проживавших на Севере. Известно, что многие из генералов-северян владели рабами на протяжении всей Гражданской войны, на что Линкольн и его соратники смотрели сквозь пальцы. Во-вторых, для того, чтобы освободить невольников на Юге, нужно было сначала сломить сопротивление Конфедерации. Поскольку «Прокламация» содержала громкие, но, в целом, пустые заявления, многие считают её не более чем провокацией, созданной ради установления влияния на Юге, а не ради торжества гуманистических ценностей.

Но, так или иначе, вступившая в силу 1 января 1863 года «Прокламация» воодушевила чернокожих невольников и способствовала победе северян в Гражданской войне.

18 декабря 1865 года уже после завершения Гражданской войны в силу официально вступила Тринадцатая поправка к Конституции, освободившую рабов уже на всей территории страны.

Принятие поправки растянулось на полтора года. Согласно основному закону США, дополнения в Конституцию можно вносить только в том случае, если за них проголосует не менее 2/3 членов палаты представителей. Первое голосование за Тринадцатую поправку проходило летом 1864 года. Тогда отмену рабства поддержало только чуть более половины конгрессменов.

В декабре того же года Линкольн обратился к Конгрессу с предложением снова рассмотреть поправку. В конце января 1865 решающее большинство законодателей подали свои голоса за освобождение невольников. 1 февраля президент подписал решение Конгресса. С тех пор в первый день февраля в США отмечают День Свободы. Впрочем, ратификация поправки в отдельных штатах затянулась на долгие годы. Так, к примеру, власти штата Миссисипи утвердили резолюцию 1865 года только в 2013.

Реконструкция Юга (1866-1877)

Принятие Тринадцатой поправки повлекло за собой кардинальные перемены в экономической и общественной жизни южных штатов. Юг был обескровлен Гражданской войной, край наводнили мошенники и мародёры. Неприспособленные к свободной жизни невольники не могли наладить свой быт. Они скитались по разрушенным городам и просили милостыню, а многие из них начинали промышлять воровством и разбоем. В свою очередь, плантаторы преследовали своих бывших рабов и нередко учиняли над ними расправы.

Сразу после окончания Гражданской войны в Теннесси возникла вооружённая организация «Ку-клукс-клан», члены которой позиционировали себя как защитники прав белых. Одновременно на территории бывших рабовладельческих штатов стали появляться так называемые «чёрные кодексы», ограничивающие права чернокожего населения. В типичный «чёрный кодекс», как правило, входили следующие положения:

  • Запрет на собрания и митинги;
  • Запрет на покупку или аренду недвижимого имущества;
  • Запрет занятие важных должностей;
  • Запрет свидетельствовать против белого в суде;
  • Ограничение выбора работодателя;
  • Запрет на смешанные браки;
  • Запрет на ношение оружия;
  • Ограничение свободы передвижения;
  • Создание отдельных судов для цветных;
  • Отсутствие права избирать и быть избранным.

Соблюдение всех пунктов, прописанных в таком документе, полностью сводило на нет триумф февраля 1865.

Для того чтобы восстановить разрушенное хозяйство, ликвидировать беззаконие и ввести новые порядки на территории бывшей Конфедерации руководство США запустило процесс, получивший название «Реконструкция Юга».

Эндрю Джонсон, занявший президентское кресло после гибели Линкольна, планировал провести умеренную Реконструкцию. Убытки плантаторов, лишившихся рабочих рук, должны были быть возмещены. Богатым господам гарантировали соблюдение их экономических интересов и право на получение важных должностей в новой администрации. Что же касается бывших рабов, то они, по проекту Джонсона, не могли рассчитывать на всю полноту гражданских прав.

Идеи Джонсона встретили резкое сопротивление в Конгрессе. Вопреки желанию президента, в 1866 году конгрессмены приняли закон о наделении цветного населения гражданскими правами. Этот законодательный акт ознаменовал начало радикальной Реконструкции.


рабы генерала Томаса Дрейтона

На территории южных штатов было введено военное положение. Вся власть перешла армии северян. Военные постоянно вмешивались в гражданские дела, что нередко мешало налаживанию порядка в регионе. Впрочем, несмотря на сумбурность и непоследовательность Реконструкции, в рамках этого процесса северянам удалось:

  • Наделить цветное население южных штатов землёй;
  • Зародить у бывших рабов интерес к политике. Цветное население США охотно шло на выборы, а вскоре стали появляться даже чернокожие конгрессмены;
  • Восстановить хозяйство разрушенного края;
  • Объединить государство.

К сожалению, наделение чернокожего населения страны личной свободой вовсе не означало конца ксенофобии. Сам Линкольн признавался, что освободил рабов исключительно ради того, чтобы не допустить раскола страны, и если бы он мог сохранить целостность США без столь решительных мер, то Тринадцатая поправка никогда бы не увидела свет. Всю свою жизнь президент выступал против смешанных браков и считал, что белые созданы более совершенными, чем цветные.

араам линкольн. потом, правда была гражданская война и "куклус клан", но тем не менее….

Судя по предыдущим ответам народ не только свою, но и чужую историю не знает. К моменту того линкольновского манифеста в южных штатах УЖЕ была свобода для негров))))))))))))))

Рабство отменялось постепенно. Сначала — в северных штатах. Потом началась гражданская война. После этого Линкольн отменил рабство.. . но только в мятежных штатах в наказание за мятеж. То есть если бы какой то рабовладельческий штат не поднял мятежа против федерального правительствва, то и рабство там сохранилось. Но.. . таких не оказалось.

1862.09.22 Обнародование Линкольном закона об отмене рабства 1863.01.01 Вступление в действие в США закона об освобождении рабов Национальный день свободы в США (в 1865 году президент США Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США об отмене рабства. В 1860 году на президентских выборах победу одержал кандидат от республиканской партии Абрахам Линкольн — убежденный сторонник отмены рабства. Избрание президентом Линкольна стало сигналом для рабовладельческого Юга. Конгрессу был предъявлен ультиматум о том, что рабство должно быть санкционировано законом на всей территории США и на вновь осваиваемых территориях. В противном случае южане грозили выходом из состава федерации. После того как их ультиматум был отвергнут, 11 южных штатов создали собственный конфедеративный союз, приняли собственную Конституцию, избрали своего президента (Джефферсона Дэвиса) и определили свою столицу (город Ричмонд) . Зимой 1861 года в США началась гражданская война. 1 января 1863 года, в разгар войны, президент Линкольн выпустил Декларацию независимости, в которой призывал Союзную армию освобождать всех рабов, которые до сих пор находятся в собственности землевладельцев. С тем, чтобы Декларация приобрела конституционное выражение, в 1863 году Республиканская партия, членом которой был Линкольн, внесла на рассмотрение конгресса предложение о соответствующей поправке к Конституции США. 8 апреля 1864 года эта поправка получила необходимое квалифицированное большинство в сенате, в котором было преобладающее число сенаторов-республиканцев. Палата представителей, в которой демократы имели численное преимущество, проголосовала эту поправку только 31 января 1865 года двумя третями голосов. 1 февраля 1865 года Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США, отменившую рабство: «Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо другом месте, на которое распространяется их власть, не должно существовать ни рабства, ни подневольных работ, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого виновный должен быть должным образом осужден» . С тех пор в США эту дату отмечают, как Национальный день свободы. К декабрю 1865 года три четверти штатов страны одобрили этот документ. И 18 декабря 1865 года 13-я поправка вступила в силу. Рабство в США было отменено навсегда, однако проблемы расовой дискриминации сохраняются до сих пор. В США Р. было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р.

Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менее равными.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов.

Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самого начала английской колонизации существовали реальные условия для развития сельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли Нового Света, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климат благоприятным.

Появление африканских негров в британских колониях Северной Америки обусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первыми поселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственность земельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцев привела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установилась абсолютная зависимость работника от работодателя «посредством принудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной, естественной основы колониального богатства.

«Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобритании возникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразу синонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судах рабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введения негритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонисты широко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых.

«Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себе подобных, будь они белой или какой–либо другой расы».

Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол губернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение в американских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги, всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость в отношениях между английскими властями вылилась в вооружённое столкновение. Так началась война северо-американских колоний за независимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Она освободила американцев от власти короля и английской аристократии, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы.

Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилось решающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазной революции.

4 июля 1776г. Конгресс принял декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.

Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.

Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство.

Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей.

«Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла его экономические и политические позиции во вновь образованном государстве – Соединенные Штаты Америки».

В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страны и отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.

В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севере США. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основатели США, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагая особые надежды на фундаментальную естественную причину – методично нараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежа XVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар.

Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвало беспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII века, хлопкоочистительной машины резко повысило производительность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы.

В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в самих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации «короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.

Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторы обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формам эксплуатации рабочей силы на Юге, необходимо, прежде всего, отнести специализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи и саму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись в настоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалось федеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка.

В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабства пользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено.

Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало в стране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытывая пережитков феодализма, — в стране, где торжественно провозглашались лозунги свободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтому рабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала.

Борьба за отмену рабства имеет почти столь же длинную историю, как и само рабство. Во всяком случае, в XVIII веке сторонников отмены этого института в США уже хватало. Главным образом они были уроженцами Севера, где к началу XIX века, в основном по экономическим причинам, рабство было отменено. Среди южан противники рабовладения тоже встречались. В разное время против рабства выступали такие знаменитые граждане Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец генерала Ли — военного вождя Конфедерации, который также не испытывал к рабовладению горячей любви). Однако на протяжении почти всей первой половины XIX столетия аболиционизм оставался уделом фанатиков и одержимых вроде Джона Брауна. Массового движения не было. Более того, прорабовладельческие симпатии были очень сильны и в северных штатах, например, в Иллинойсе, где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация была и в Индиане, где население высказывалось в пользу легализации рабства. В Огайо суды присяжных часто выносили решения в пользу рабовладельцев, требовавших возвращения беглых рабов.

В 1848г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартийной системе по вопросу о рабстве, выдвинула гораздо более мягкие требования. Эта партия, сформулировавшая крылатый лозунг «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на новые территории. Но фрисойлеры не могли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов.

В 1854-1856гг. в США произошла перегруппировка партийно-политической системы, вигов вытеснила новая Республиканская партия.

В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей Фри сойл, решительно потеснила Американскую партию в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у Демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему «демократы – виги».

В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.

Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.

1854год, превратив рабство из «фигуры умолчания» в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонников и противников рабства, а также их радикализации.

Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно – и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.

С 1854г. оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вытеснившая из двухпартийной системы вигов. Республиканцы предполагали в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходили из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1862г. не выдвигала, её антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась чётко. Во второй половине 1850-х гг. она была выражена Линкольном с помощью крылатой библейской фразы: «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». Линкольн раз за разом повторял, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении чёрных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на чёрных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобождённые рабы.

Нарастание радикальных начал в позиции республиканской партии сопровождалось углублением консервативной реакции со стороны рабовладельческих штатов. Стремительно нараставшие агрессивность и реакционность рабовладельческого класса имели следствием не только углубление пропасти между Югом и Севером, но и возникновение раскола в Демократической партии, являвшейся главной политической защитницей рабовладения на общенациональном уровне. Накануне президентских выборов 1860г. демократы разделились, по сути, на две партии: южная фракция отстаивала легализацию прав рабовладения в любой части США, даже независимо от волеизъявления местных жителей, а северная фракция во главе с С. Дугласом доказывала, что рабовладение может быть санкционировано только волеизъявлением избирателей. Раскол демократов стал важной причиной победы на президентских выборах 1860г. Республиканской партии во главе с А. Линкольном. В ответ на победу республиканцев южане заявили о выходе их Союза и образовании собственного государства.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился Гражданской войной 1861-1865гг. Гражданская война, в свою очередь, разделилась на два этапа.

На первом этапе 1861-1862гг. – Линкольн и его правительство подчёркивали, что война ведётся с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидацию рабства.

Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы.

На втором этапе – конец 1862-1865гг. – Линкольн стал призывать к отмене рабства в США, что резко повлияло на характер войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.

В книге В. Кремера, Г. Тренклера «Лексикон популярных заблуждений» отмечено следующее: Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861-1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью Севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов. К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным.

Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства.

Хронология отмены рабства в странах мира

Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. Как раз в этом — в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов — видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны.

Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество — а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу — теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и — война тем самым была выиграна.

Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.

В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.

Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политические. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.

Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868 г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству «наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.

Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избирательного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и доходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций Ку-клукс-клана, других проявлений расизма.

К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно-либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а в значительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политический класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.

Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинациями. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции.

Образование

Несколько затянувшаяся отмена рабства в США

Отмена рабства в Америке, как и русского крепостничества, происходила в начале шестидесятых годов XIX века. В этих событиях много общего, а различия состояли в условиях освобождения и политических обстоятельствах.

Поправка к Конституции Североамериканских Штатов утверждена Конгрессом в последний день января 1865 года. На четыре года отмена рабства в США, «оплоте свободы и демократии», произошла позже, чем в России, «тюрьме народов».

Сама поправка утверждала запрет на рабство или подневольное услужение, за исключением тех случаев, когда имело место судебное решение. Она давала право Конгрессу использовать этот текст как основу для законодательного акта.

Автором поправки был Авраам Линкольн. «Прокламация об освобождении рабов» распространялась им тремя годами ранее, в ней все невольники объявлялись свободными. Правда, реализовать эту правовую норму тогда было невозможно. Юг не контролировался северянами.

Главные цели ее принятия изначально состояли не в том, чтобы осчастливить чернокожих американцев. Шла Гражданская война, а экономической базой противника (Южных штатов) было сельское хозяйство. На плантациях трудились рабы, чтобы выбить это основание из-под ног конфедератов, необходимо было пойти на меры, непопулярные даже среди конгрессменов промышленного Севера.

Как и сейчас, в главном представительском органе времен Линкольна действовала двухпартийная система. Возможная отмена рабства в США вызывала отчаянное сопротивление демократов. Республиканцы (Линкольн и его сторонники) добивались своей цели всеми доступными им методами, включая подкуп и шантаж. Выявляя слабые места в репутации того или иного конгрессмена, они мягко намекали на возможность придания гласности тайных пороков. Жадным предлагали вознаграждение за голос в пользу поправки. Парадоксально, но Линкольн, будучи от природы кристально честным человеком, добился принятия одного из самых справедливых законов в истории человечества, используя коррупционные методы.

Наиболее драматичным был день, в который произошла юридическая отмена рабства в США. В Палату представителей из Ричмонда (столицы Конфедерации) прибыли южане-переговорщики для того, чтобы обсудить условия капитуляции. Терялся сам смысл принятия поправки, но Линкольн, увлеченный уже самим процессом политической борьбы, обманул членов собрания, опровергнув готовность Юга сдаться.

Идея равенства всех американцев вне зависимости от их цвета кожи не была в те годы популярной ни на Юге, ни на Севере. Отмена рабства в США сопровождалась многими юридическими ухищрениями, порой делавшими ее бессмысленной. Следующая, XIV, поправка к Конституции (1868) запрещала принятие штатами новых дискриминационных законов, но при этом не требовала отмены старых. Те сенаторы, которые голосовали за освобождение невольников, ни в коем случае не допускали даже в мыслях, что чернокожие «свободные граждане» смогут голосовать и избираться наравне с белыми.

Сегрегация (разделение школ, транспорта, отелей, парковых скамеек и общественных туалетов на предназначенные для черных и белых) продолжала действовать во многих южных штатах США до 60-х годов XX века. Более того, совсем недавно выяснилось, что в Миссисипи так и не оформлена общая и окончательная отмена рабства в США. Год 2013 стал датой исчезновения последнего оплота расизма. Ратифицированный в 1995 году документ еще 18 лет блуждал по бюрократическим лабиринтам, пока не был, наконец, 7 февраля официально принят Федеральным реестром. Как говорится: "Лучше поздно, чем никогда".

Наступило ли теперь полное равенство? Вряд ли. Впрочем, это касается не только Америки…

Комментарии

Похожие материалы

Образование
Когда отменили рабство в США? Президент, отменивший рабство в США

Многие знают, когда полетел в космос первый человек или началась Вторая мировая война. А знают ли читатели, когда отменили рабство в США и, самое главное, чья это заслуга? Кто стал тем человеком, который взял на себя …

Образование
Рабство в США: тернистый путь к демократии

История человечества знает немало трагичных и мрачных моментов. На пути к прогрессу и просвещенности практически все расы прибегали к такой жуткой форме общественного развития, как рабство. Соединенные Штаты тоже не и…

Рабство в США и его отмена

Бизнес
Сколько авианосцев в США? Названия и типы американских авианосцев

Морской флот - это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Соединенные Штаты Америки. Именно эта страна, а…

Бизнес
Почему "Киндер-сюрприз" запрещен в США: интересные факты

Когда кто-то впервые слышит об этом, то испытывает нескрываемое удивление. Многих этот факт даже веселит. Итак, есть ли разумные причины, почему "Киндер-сюрприз" запрещен в США?Секрет по…

Бизнес
Черная пятница в США: рождественские распродажи в магазинах

Черная пятница в США - это праздник для всех покупателей. Грандиозные скидки и распродажи стали привычным явлением в городах Северной Америки. Откуда взялась эта традиция, что и где можно купить в черную пятницу…

Бизнес
Себестоимость сланцевой нефти в США в 2014 году

Мировые СМИ вовсю будоражат общественность, оглашая тот факт, что в США произошла "сланцевая революция". На основании каких фактов такие заявления могут быть уместны? Есть, в частности, тезис о том, что себестоимость …

Дом и семья
Как проходит День труда в США

В России, как известно, День труда отмечается 1 мая. Принято считать, что после этого праздника активно начинаются садоводческие работы. Но есть ли подобные традиции в других странах? Например, как и когда отмечают Де…

Дом и семья
Новый год в США: как празднуют без оливье?

На свете существует не так много праздников, которые действительно объединяют людей всего мира. И неудивительно, что в каждой стране есть свои особенности празднования даже, казалось бы, самых универсальных дат. Где-т…

Дом и семья
День благодарения в США или «урожайное» спасибо американцев

Каждая нация без доли бахвальства гордится огромным количеством своих традиционных праздников. Некоторые из них были заимствованы из культур других народов, часть зародилась в процессе становления и развития сраны, ос…

Духовное развитие
Основная религия США. Преобладающие религии в США

Более 88% населения США считают себя верующими людьми. Можно с уверенностью утверждать, что Америка занимает лидирующие позиции среди развитых стран по количеству религиозного населения.Духовное наследие …

Отмена рабства в США

Образование

Когда отменили рабство в США? Президент, отменивший рабство в США

Многие знают, когда полетел в космос первый человек или началась Вторая мировая война. А знают ли читатели, когда отменили рабство в США и, самое главное, чья это заслуга? Кто стал тем человеком, который взял на себя эту ответственность? Авраам Линкольн считается одним из величайших героев Америки за счет своей уникальности и невероятного воздействия на народные массы.

Детские годы будущего освободителя

Авраам Линкольн родился в штате Кентукки. Родителями его были Томас и Нэнси Хэнкс Линкольны. Отец будущего президента был сильным и решительным первопроходцем, который заработал неплохое благосостояние и стал достаточно уважаемым в обществе. У Авраама были еще старшая сестра Сара и младший брат Томас, который умер в младенчестве. Из-за земельного спора семья вынуждена была переехать из штата Кентукки в Перри, штат Индиана, в 1817 году.

Здесь они жили за счет охоты, а также земледелия, и в конце концов смогли позволить выкупить для себя земельный участок. Когда будущий президент, отменивший рабство в США, был в возрасте девяти лет, умерла его мать. Это стало тяжелым потрясением для ребенка. Авраам Линкольн рос очень отчужденно от отца и тихо возмущался, выполняя тяжелую работу, которая была возложена на него с раннего детства.

Получение образования юным Авраамом

Через несколько месяцев после смерти супруги Томас Линкольн женился на Саре, вдове из Кентукки с тремя собственными детьми. Она была сильной и ласковой женщиной, с которой Авраам быстро нашел общий язык. Несмотря на то что оба родителя мальчика были, скорее всего, неграмотными, Сара настаивала на том, чтобы Авраам Линкольн учился читать. Книги были огромным дефицитом в пустыне штата Индиана.

И соседи впоследствии вспоминали, как будущий президент Авраам ходил за многие километры, чтобы одолжить книгу. Он часто читал семейную Библию и другую популярную в то время литературу — такую, как "Робинзон Крузо" или "Басни Эзопа".

Видео по теме

Начало самостоятельной жизни

Когда Аврааму Линкольну исполнилось двадцать два года, он считает, что достиг того возраста, в каком пора начинать самостоятельную жизнь. Он был долговязым, но физически очень крепким молодым человеком и хорошо владел топором. Молодой Линкольн мигрировал в небольшую общину Нью-Салем штата Иллинойс, где в течение года работал в качестве торговца.

Именно здесь, среди общественности, он приобретает социальные навыки и оттачивает талант рассказчика, который сделал его популярным среди местных жителей. В 1832 году начинается война между Соединенными Штатами и коренными американцами, и Авраам идет добровольцем. В военных сражениях он не участвовал, но зато смог приобрести некоторые важные политические знакомства.

Как начиналась политическая карьера

После войны Линкольн начинает свою политическую деятельность и избирается в Законодательное собрание в штате Иллинойс в 1834 г. в качестве члена партии вигов. Уже тогда начинают формироваться его отрицательные взгляды на рабство. И не только с моральной точки зрения, но и как существенное препятствие на пути экономического развития.

Примерно в то же время Авраам решил стать юристом, он переезжает в Спрингфилд и начинает практиковать в юридической фирме. В 1846 году Линкольн избирается в Палату представителей Соединенных Штатов, где он прослужил один срок. В это время Авраам показывает всю силу своей партии.

Линкольн высказывается против американо-мексиканской войны, а также пишет законопроект об отмене рабства в округе Колумбия с компенсацией для владельцев, но отказывается от законопроекта, так как не смог собрать достаточное количество сторонников. К сожалению, еще не пришло то время, когда отменили рабство в США. И было очень мало сторонников такой политики. На второй срок Авраам Линкольн не баллотируется и возобновляет свою юридическую практику в городе Спрингфилде.

Когда США отменили рабство. Год начала самого дорогостоящего конфликта

К 1850 году рабство было все еще законно в южной части Соединенных Штатов. Но в целом было вне закона в северных штатах, в том числе и Иллинойсе, чья первоначальная Конституция 1818 года запрещает рабство, как того требует Северо-Западное постановление. Так когда отменили рабство в США? И какое отношение имеет к этому Линкольн?

В 1854-м Конгресс принимает закон Канзас-Небраска, который отменил Миссурийский компромисс. Он запрещал рабство на территориях реки Миссисипи. А теперь отдельные территории могли самостоятельно решать для себя, следует разрешать рабство или нет.

В США окончательно отменили рабство

Закон спровоцировал бурную оппозицию в Канзасе и Иллинойсе. Это разбудило политическое рвение Авраама Линкольна, который хочет, чтобы в США окончательно отменили рабство. В 1856 году он вступает в Республиканскую партию.

В 1857-м Верховный Суд вынес спорное решение, заявив, что афро-американцы не были гражданами и не имели никаких врожденных прав. Но Линкольн считает, что абсолютно все люди созданы с определенными неотъемлемыми правами. Он даже бросает вызов Стивену Дугласу на место сенатора США. Но Законодательное собрание штата избрало Дугласа.

А уже в 1860-м политические деятели в Иллинойсе организовали кампанию в поддержку Линкольна на пост президента. На всеобщих выборах Авраам получил сорок процентов голосов избирателей. Перед инаугурацией нового, шестнадцатого президента — Линкольна, в марте 1861-го, семь штатов юга отделились от союза. Начался самый дорогостоящий и наиболее смертоносный конфликт Америки. Но именно этот период предшествовал тому времени, когда отменили рабство в США.

Начало войны и издание нового закона

Авраам Линкольн отреагировал на кризис, как никакой другой президент до него не решился бы. Взяв из казны два миллиона долларов без одобрения Конгресса, он потратил их на военные материалы и призвал семьдесят пять тысяч добровольцев на военную службу без объявления войны. Несмотря на первые поражения, ему удается поддерживать боевой дух Армии Союза, а 1 января 1863 г. он издал закон о том, что все лица, которые содержались как рабы, отныне должны быть освобождены. Это и был год, когда отменили рабство в США.

Постепенно военные сражения подходили к концу. Одерживались победы, и 9 апреля 1865 г. генерал Роберт Ли сдал свои силы. Война была закончена. К сожалению, у Авраама было не только много сторонников, но и не меньшее количество врагов, которые не поддерживали его политические взгляды, имеющие твердое развитие в защите прав и свободы личности. И 14 апреля 1865 г. тот, кто отменил рабство в США, был убит известным актером и шпионом Конфедерации Джоном Уилкс Бутом. Так неожиданно прервалась жизнь и политическая карьера шестнадцатого президента Соединенных Штатов.

У многие есть страсть к азартным играм. Она может превратить человека в раба, но если есть сила воли, то ты можешь её побороть. Если постепенно слезаешь с зависимости, то можешь перейти на бесплатные азартные игры в avtomaty-vulkandeluxe , главное контролируй себя.

Одним из наименее известных аспектов истории рабства в Америке является роль, которую в ней сыграли небелые люди, ведь они также владели и торговали рабами, правда, неизвестно, в каком масштабе. По словам историка Ричарда Халлибертона-младшего, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти в разные периоды времени «в каждом из тринадцати оригинальных штатов, а после в каждом штате, где одобрялось рабство». Тот факт, что эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, вызывает ряд «неприятных вопросов» у американцев, живущих в ХХI веке. К ним относится и афроамериканский автор Генри Луис Гейтс-младший, который пишет, что это изобличает классовые различия, которые всегда существовали в «чёрной общине». Другие считают, что таким образом кто-то хочет отвлечь всеобщее внимание от белых людей, на которых лежит вина за появление рабства в Америке.

Ниже представлен список из девяти правдивых и ложных фактов о рабстве в Америке, которые развенчают мифы, связанные с этой темой.

1. Первым легальным рабовладельцем в американской истории был чернокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон.

Возможно, это правда. Формулировка утверждения очень важна. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в истории Америки, однако он был, по мнению историков, одним из первых, кто законным образом – через суд – получил в собственность пожизненного раба.

Энтони Джонсон сам когда-то был рабом. Получив свободу в начале 1650-х годов, он приобрёл ферму со 100 гектарами земли в штате Вирджиния и заключил договор с пятью слугами. Один из них, чернокожий мужчина по имени Джон Кейзор, утверждал, что когда срок службы истёк, Джонсон удерживал его незаконно в течение нескольких лет. В 1654 году гражданский суд оставил за Джонсоном право на пожизненное использование услуг Кейзора. Этот инцидент историк Халлибертон-младший называет «одним из первых известных случаев санкционированного рабства».

2. Самым крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине 1860-х годов был владелец «чёрной плантации» по имени Уильям Эллисон.

Частично верно. Уильям Эллисон действительно был очень богатым владельцем «чёрной плантации» и производства хлопка, однако жил он не в Северной, а Южной Каролине. Согласно переписи 1860 года, в которой его фамилия была указана как «Эллерсон», он владел 63 чернокожими рабами, что делало его самым крупнейшим рабовладельцем в Южной Каролине, но не во всём штате.

3. Американские индейцы владели тысячами чернокожих рабов на рубеже XIX века.

Правда. Об этом говорит историк Тия Майлз. Она утверждает, что численность рабов, которые принадлежали индейцам чероки, на рубеже XIX века составляла 600 человек и около 1500 во время перемещения на Запад в 1838-1839 годах. По словам Майлз, рабство постепенно входило в жизнь индейцев чероки. Когда белый человек переезжал на землю коренных американцев, чтобы стать торговцем или индейским агентом, ему предоставляли в собственность африканских рабов, которые могли передаваться по наследству (равно как и право на использование племенных угодий) в том случае, если он заключал брак с представительницей племени чероки, что было не редкостью в то время. Эти преимущества позволяли таким людям накапливать и приумножать своё богатство, покупая фермы и плантации.

4. По состоянию на 1830-й год, в собственности 3775 свободных чернокожих людей находилось 12740 чернокожих рабов.

Приблизительно верно. Если верить историку Ричарду Халлибертону-младшему, по состоянию на 1830-й год, в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 599 свободных темнокожих (13,7% от общего числа). Из них, согласно переписи населения 1830 года, 3 775 человек владели 12 760 чернокожими рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешалось иметь работу, собственное дело и недвижимость.

Ложь. Были исключения, но если говорить в целом, то чернокожим рабам в США по закону не разрешалось иметь собственное дело и недвижимость, особенно после 1750 года, когда в юридической литературе большинства колоний появились «рабские» кодексы.

Согласно таким кодексам, у рабов в большинстве регионов не было практически никаких юридических прав. Их казнили за преступления, которые не считались тяжкими среди белых людей. Показания чернокожих рабов почти ничего не значили и не могли использоваться в пользу или против белых. Они не имели право на владение собственностью, передвигаться без согласия своих владельцев или вступать в законный брак.

6. В Африке вид рабства «темнокожий хозяин – темнокожий раб» существовал в течение нескольких тысяч лет.

Правда, в том смысле, что феномен порабощения одними людьми других насчитывает тысячи лет, и это касается не только чернокожих или Африки.

7. Большинство рабов, завезённых в Америку из Африки, были приобретены у чернокожих рабовладельцев.

Отчасти это правда. Историк Стивен Минц очень точно описывает ситуацию в предисловии к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный читатель, 1619-1877 года».

Защитники африканской работорговли давно утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были рабами, обречёнными на смерть. По сути, работорговля фактически спасли им жизнь. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы в действительности совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев (в основном из Англии, Франции, Дании, Голландии и Португалии) организовали невольничьи фактории вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары.

Утверждение, что европейцы покупали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую действительность. Работорговля в Африке существовала ещё до прихода европейцев, однако именно массовый спрос Европы на рабов и появление огнестрельного оружия радикально изменили общество Западной и Центральной Африки. Африканцы попадали в рабство за долги или мелкие уголовные и религиозные преступления, а также после неспровоцированных налётов на незащищённые деревни.

8. Рабство существовало в течение нескольких тысяч лет.

Правда. «Общее» рабство существовало в течение нескольких тысяч лет, однако его специфические особенности менялись в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству.

Утверждение, что «белые люди» положили конец рабству в Соединённых Штатах, является слишком голословным. После так называемой «отмены» рабства подавляющее большинство чернокожих в США по-прежнему не имели права голоса, не могли баллотироваться на политические должности и прочее. Более того, когда одни белые люди работали над тем, чтобы положить конец рабству, другие боролись за то, чтобы его сохранить.

Рабство было отменено в Америке благодаря усилиям людей различных национальностей, в том числе и белокожих, которые подхватили знамя аболиционистского движения. Имена белых лидеров этого движения, как правило, известны лучше, чем имена чернокожих лидеров, среди которых стоит отметить Дэвида Уокера, Фредерика Дугласа, Соджорнер Трут, Дреда Скотта, Гарриет Табмен, Нета Тёрнера и многих других.

По материалу сайта


Расовая сегрегация в Соединенных Штатах была законодательно запрещена лишь спустя 100 лет после отмены рабства.

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861—1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары - промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием - он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера - Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд - эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых - в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом .

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры - подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой ещё более жестокой, нежели до отмены рабства.

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» - убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной.

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX - первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» - обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон . 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна , изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение ещё надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.

В 1936–1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. Эти разговоры выложены на сайте Библиотеки Конгресса США. Arzamas публикует отрывки

Джордж Янг, Ливингстон, штат Алабама, 91 год

«Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не дава­ли. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там [мы] радовались и кричали, и [нас] никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Некоторые засовывали голову в ведро и так молились, а кто-нибудь следил, чтоб надсмотрщик не увидел. Если что-то узнавали, нас били.

Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую - к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской - такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: „Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!“ А если кто не шел, его били».

Милли Иванс, штат Арканзас, 82 года

«У нас были лучшие хозяин и хозяйка в мире, они были христианами и нас учили жить по-христиански. Каждое воскресное утро хозяин звал всех нас, негров, в дом и пел, возносил молитвы и читал нам Библию. Хозяин учил нас не быть плохими; он учил нас быть хорошими; говорил нам никогда не во­ро­вать, и не врать, и не делать ничего плохого. Он говорил: „Что посеете, то и по­ж­нете, посеете единожды, а пожнете вдвое“. Я это запомнила с детства и ни­ко­­гда не забывала».

Том Макалпин, Бирмингем, штат Алабама, старше 90 лет

«Нет, сэр, меня не пороли, разве один раз. Это случилось, когда хозяин сказал мне, чтобы свиньи больше в кукурузу не заходили, а если зайдут, я получу как следует. Ну и вот, босс, был один старый кабан, которого у меня никак не полу­чалось отвадить, и я тогда взял иголку и зашил ему глаза. Я, конечно, был ма­ле­нький черномазый хулиган и не понимал, что делаю, и зашил этому кабану веки, чтобы он ничего не видел. Это помогло, но когда хозяин узнал, он меня выпорол так, что я до сих пор помню. Босс, это был единственный урок, который мне был нужен за всю мою жизнь. Он мне помог».

Айзем Морган, Мобил, штат Алабама, 84 года

«Мы, негры, жили очень даже неплохо. Еды было полно. Нам надо было просто попросить, и хозяин всё делал. Больше всего мы любили опоссума с картош­кой. Мы охотились по ночам с большим мешком и сворой гончих, они быстро загоняли опоссума на дерево, потом стояли вокруг и лаяли. Если дерево было небольшое, мы его стрясали, а если большое, один из негров залезал наверх и ловил старого мистера опоссума.

Вообще, было очень весело выслеживать опоссума или енота. Енота интересней всего, но он не такой вкусный, как опоссум. Я один раз видел, как загнанный енот откусил собаке кончик носа.

Хозяин никогда нас не бил; он просто говорил, что делать, а если мы этого не делали, он звал нас к себе и говорил на свой особый манер: „Негр! Сколько раз тебе повторять, чтобы ты делал, как тебе говорят?“ Вот и всё, что он гово­рил, - и уж поверьте, миссис, он умел так на тебя посмотреть, что ты аж под­прыгивал. Когда он покупал нового раба, а тот не привык делать, что ему говорят, хозяин быстро с ним справлялся».

Тетя Найси Пью, Мобил, штат Алабама, 85 лет

«Была белая женщина, которую убил негр: она его побила за то, что он натра­вил собаку на хорошую дойную корову. Никогда не видела такого подлого негра. Никогда не забуду то, что с ним сделали белые после того, как его суди­ли. Его привязали к лошади и проволокли по всему городу, потом заставили идти босиком по острым камням, ноги были все в крови, как будто их порезали ножом. Воды ему в тот день не давали и держали на палящем солнце, пока готовились его повесить. Когда всё было готово, его поставили на помост, раздели и стали швырять в него камни; сыпали в глаза гравий и сломали ребра огромными булыжниками. Потом затянули вокруг шеи веревку и вздернули так, что у него глаза вылезли из орбит. Я понимала, что смерть была для него избавлением.

Но так-то, белые господа, жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде.

Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»

Фрэнк Смит, штат Алабама, около 90 лет

«Когда началась Великая война, хозяйка взяла своих детей и меня, и мы переб­рались в какое-то место, там еще был суд, они называли его „Калпепер“ 

Или как-то так. Мы жили рядом с большой гостиницей, где останавливался генерал Ли и его солдаты, и у них была самая роскошная форма из всех, что я видел. Они были настоящими джентльменами, и хозяйка разрешала мне им прислу­живать, когда я не нужен был в доме. Я чистил сапоги генералу Ли, и он всегда давал мне монету и говорил: „Вот теперь красота“. Он держался прямо и с до­сто­инством, говорил мало и всё ходил взад-вперед по галерее, а ординарцы приносили ему телеграммы из Булл-Рана, где наши сражались с янки 

Когда война подобралась к нам близко, мы поехали в Линчбург, но хозяйка сильно нервничала из-за войны, так что, когда я сломал ее столовый нож c руч­кой из слоновой кости и забыл ей сказать, она дала мне такую пощечину, что го­лова чуть не оторвалась, и продала меня. Мой новый хозяин был не такой, как старые хозяева, так что я сбежал и вступил в армию янки. Мы прошли с ге­не­­ралом Шерманом до самой Атланты, потом они повернули обратно и про­шли до самой Чаттануги и дальше, пока не дошли до Нэшвилла 

Форму мне дали, а оружие - нет: я дрался сковородкой».

Степни Андервуд, штат Алабама, 85 лет

«Они были хорошие люди, эти Андервуды. Помню, они считали меня смеш­ным, похожим на обезьянку. Хозяин надо мной хохотал до упаду, а когда были гости, они всегда говорили: „Где Степни? Мы хотим, чтобы он нам станцевал“. Я такие коленца для них выделывал!

Однажды я закончил свои дела, тихонько вышел и пошел на другую планта­цию, чтобы увидеться с мамой. И вот на полпути, в лесу, я столкнулся с двумя патрульными 

Они остановили меня и говорят:

Эй, негр, ты чей?

Мастера Джима Джонстона 

Говорю.

А что же ты тут тогда делаешь? - спрашивают они, а сами подбираются поближе, чтобы меня схватить.

Я решил больше не тратить времени на разговоры с ними, потому что пони­мал, что сейчас меня будут бить. Я побежал что есть мочи по лесу, как спугну­тый кролик, а патрульные - за мной. Я знал, что эти два дядьки точно меня не догонят, но и что дома меня ждет порка.

Впрочем, домой я в ту ночь не пошел. Я остался в лесу и развел небольшой костер. Прилег под платаном, чтобы собраться с духом и пойти домой. Я слы­шал, как где-то далеко в лесу рычали пумы и выли дикие кошки, и мне очень хотелось к маме. Скоро я заснул прямо там, на мху. Утром проснулся ужасно голодным и, когда солнце перевалило за холм, услышал, как кто-то проди­рается через кусты. Это был хозяин, надсмотрщик и еще какие-то люди. Я побежал им навстречу и закричал изо всех сил:

Мастер Джим, я тут!

Он подошел с очень нахмуренным лицом, а у надсмотрщика в руках была плетка.

Ах ты кучерявый негритянский чертенок, - сказал хозяин. - Я покажу тебе, как убегать из дома. Пойдем домой, я накормлю тебя завтраком и дам прилич­ную одежду. Ко мне сегодня приедут гости, а ты тут в лесу, вместо того чтобы танцевать.

И тут хозяин улыбнулся, как будто я ничего плохого не сделал.

Наверное, ты хочешь к маме, бедный негритенок. Что ж, придется купить ее. Ах ты чертенок! А ну пошли домой».