Интересные факты о самом маленьком народе, которых вы не знали раньше. Пигмеи: самые маленькие люди в мире

ПИГМЕИ - на-ро-ды, от-но-ся-щие-ся к цен-траль-но-аф-ри-кан-ской ра-се.

Жи-вут в зо-не тро-пических ле-сов Эк-ва-тори-аль-ной и Восточной Аф-ри-ки. Из-вест-ны под на-зва-ния-ми: тва (бат-ва, абат-ва) - в Ме-жо-зе-рье и Де-мо-кра-тич. Рес-пуб-ли-ке Кон-го (ДРК) (тер-мин «тва» ино-гда при-ме-ня-ет-ся по от-но-ше-нию к охот-ничь-им груп-пам Южной Аф-ри-ки - Южной Ан-го-лы, На-ми-бии, Зам-бии, ЮАР, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбу-ти / бам-бу-ти (се-ве-ро-вос-ток ДРК), бин-га / ба-бин-га, мбен-га / бам-бен-га (за-пад Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки). Раз-де-ля-ют-ся на восточных и западных пигмеев. К вос-точ-ным пигмеям от-но-сят-ся: тва Ме-ж-о-зе-рья (свыше 200 тысяч человек в Ру-ан-де, около 100 тысяч человек в Бу-рун-ди, 35 тысяч человек на вос-то-ке ДРК, 5 тысяч человек в Тан-за-нии и 3 тысячи человек в Уган-де); суа (асуа; 35 тысяч человек), эфе (35 тысяч человек) и кан-го (10 тысяч человек) в бас-сей-не реки Уэле на се-ве-ро-вос-то-ке ДРК. За-пад-ные пигмеи: мон-го-тва (в рай-оне озёр Тум-ба и Маи-Ндом-бе на се-ве-ро-за-па-де ДРК); гбан-зи-ри (бан-зи-ри, гбан-зи-ли, гбан-де-ре; 50 тысяч человек), ба-мас-са (15 тысяч человек) и бу-ра-ка (5 тысяч человек) в вер-ховь-ях реки Убан-ги на юге ЦАР и се-ве-ро-за-па-де ДРК; бо-фи (30 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР) и ака (яка, бая-ка, бе-бая-ка, би-байя, ба-бин-га, мбен-зе-ле, ба-бен-зе-ле, ба-се-се, са-мо-на-зва-ние - биа-ка; 30 тысяч человек на се-ве-ро-вос-то-ке Рес-пуб-ли-ки Кон-го - РК, 20 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР и 5 тысяч человек на се-ве-ро-за-па-де ДРК) в ни-зовь-ях реки Ло-бае; гун-ди в вер-ховь-ях реки Сан-га (15 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР); ба-ка (би-байя, бин-га, ба-бинга) в бас-сей-не рек Джа и Бум-ба на юго-вос-то-ке Ка-ме-ру-на (45 тысяч человек) и в вер-ховь-ях реки Ай-и-на на се-ве-ро-вос-то-ке Га-бо-на (5 тысяч человек); гье-ле (ги-ел-ли / бай-е-ле, ко-ла / ба-ко-ла, койя / ба-койя) к югу от ни-зовь-ев реки Ньонг (5 тысяч человек на юго-за-па-де Ка-ме-ру-на и се-ве-ро-за-па-де Эк-ва-то-ри-аль-ной Гви-неи). Вы-де-ля-ют-ся так-же юж-ные пигмеи: тва бас-сей-на Ка-саи на юго-за-па-де ДРК; упем-ба-тва (лу-ба-хем-ба-тва) в за-бо-ло-чен-ных рай-онах в вер-ховь-ях реки Луа-ла-ба на юго-вос-то-ке ДРК; бан-гве-улу-тва в бо-ло-тах Бан-гве-улу на се-ве-ро-вос-то-ке Зам-бии; лу-кан-га-тва в Центральной Зам-бии; ка-фуэ-тва в ни-зовь-ях реки Ка-фуэ на юге Зам-бии и др. Об-щая чис-лен-ность до 500 тысяч человек. Пигмеи ут-ра-ти-ли свои язы-ки и го-во-рят на язы-ках ок-ру-жаю-щих на-ро-дов бан-ту, а так-же на язы-ках убан-гий-ской под-се-мьи ада-ма-ва-убан-гий-ских язы-ков и цен-траль-но-су-дан-ских язы-ках. Со-хра-ня-ют тра-диционные ве-ро-ва-ния, часть - хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ной тео-рии, пигмеи - по-том-ки або-ри-ген-но-го на-се-ле-ния Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки, вы-тес-нен-ные во 2-м тысячелетии до нашей эры в труд-но-дос-туп-ные об-лас-ти по-сле рас-се-ле-ния зем-ле-дельческих на-ро-дов, го-во-ря-щих на язы-ках бан-ту, убан-гий-ских и цен-траль-но-су-дан-ских, ко-то-рые вы-тес-ни-ли из-на-чаль-ные язы-ки пигмеев. Со-глас-но ге-не-тическим ис-сле-до-ва-ни-ям, их пред-ки жи-ли в изо-ля-ции около 60 тысяч лет. Древ-ней-шие из-вес-тия о них име-ют-ся в древнеегипетских над-пи-сях III тысячелетия до нашей эры. У древнегреческих ав-то-ров (в «Илиа-де» Го-ме-ра, у Ге-ро-до-та и Стра-бо-на) пигмеями на-зы-ва-лись ми-фические кар-ли-ки, жив-шие в Аф-рике. В ев-ропейских опи-са-ни-ях Западной Аф-ри-ки XVI-XVII веках пигмеи упо-ми-на-ют-ся под названием «ма-тим-ба». Их су-ще-ст-во-ва-ние под-твер-жде-но в XIX веке немецким ис-следо-ва-те-лем Г. Швейн-фур-том и русской экс-пе-ди-ци-ей В.В. Юн-ке-ра. Основные груп-пы пигмеев об-на-ру-же-ны в XX веке. П. Ше-бе-стой (1929-1930 годы) и М. Гу-зин-де (1934-1935 годы).

За-ни-ма-ют-ся бро-дя-чей охо-той (ору-жие - лук, ко-пьё), ры-бо-лов-ст-вом и со-би-ра-тель-ст-вом, об-ме-ни-вая до-бы-тые про-дук-ты у ок-ру-жаю-щих на-ро-дов на зер-но, ме-талл и гли-ня-ную по-су-ду; бы-ли по-став-щи-ка-ми сло-но-вой кос-ти. Вы-де-лы-ва-ют лу-бя-ную ма-те-рию (мбу-гу). Не зна-ли спо-со-бов до-бы-чи ог-ня (кро-ме ба-ка, до-бы-вав-ших его тре-ни-ем). Ос-но-ву со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции со-став-ля-ют ло-каль-ные груп-пы по 2-6 нук-ле-ар-ных се-мей (от 15 до 60 человек). Счёт род-ст-ва пат-ри-ли-ней-ный, рас-про-стра-нён брач-ный об-мен сё-ст-ра-ми. Во-ж-ди и со-ци-аль-ная ие-рар-хия от-сут-ст-ву-ют. Тва Ме-жо-зе-рья об-ра-зу-ют эт-но-ка-сто-вую общ-ность - низ-ший ие-рар-хический уро-вень в со-ста-ве рун-ди и ру-ан-да. Со-хра-ня-ет-ся тра-диционный фольк-лор: сказ-ки, ми-фо-ло-гия, му-зы-ка (ин-ст-ру-мен-ты - во-дя-ной ба-ра-бан, ар-фа, музыкальный лук); у мбу-ти и мбен-га раз-ви-та по-ли-фо-ническая му-зы-ка.

В XX веке пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки пе-ре-се-ле-ния пигмеев в ста-цио-нар-ные по-сёл-ки, как пра-ви-ло, при ка-то-лических мис-си-ях. С конца XX века ин-тен-сив-ная вы-руб-ка ле-сов, а так-же ор-га-ни-за-ция в них за-по-вед-ни-ков спо-соб-ст-ву-ют вы-тес-не-нию пигмеев с ис-кон-ных тер-ри-то-рий и раз-ру-ше-нию тра-диционного об-раза жиз-ни. Часть пигмеев пе-ре-хо-дит к осед-ло-сти. Под-вер-га-ют-ся дис-кри-ми-на-ции, ге-но-ци-ду в хо-де гражданских кон-флик-тов.


Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.

Согласно словарям, пигмеи — совсем немногочисленная группа народов в Центральной Африке, общая численность которых составляет около 390 тыс. человек. Разговаривают на языках банту. Большинство племен сохраняют бродячий образ жизни и придерживаются традиционных верований. Культура их весьма архаична.

Пигмеи фото (кликабельно)

Название этого народа произошло от греческого слова pygmaios — «величиной с кулак». Так, Гомер в своей бессмертной «Илиаде» называл карликов, боровшихся с журавлями. Так же величали и маленьких танцоров, развлекавших фараонов Египта . Пришедшие в Африку Европейские колонизаторы, столкнувшись с этим низкорослым племенем африканцев, средний рост которых составляет около 150-и см., посчитали их потомками античных и позаимствовали название.

Где же живут пигмеи? Проживают пигмеи в труднопроходимых местах и крайне неохотно вступают в контакт с незнакомцами. По окончании проведения на одном участке «уборки урожая» и завершении охотничьего сезона, они перемещаются в новое место.

Главное мужское занятие этого народа — охота, причем во всех ее разновидностях. Пигмеи Африки в совершенстве постигли все тайны леса и повадки животных, которые находятся в той местности, где они в данный момент проживают. Охотники ставят силки и ловушки, используют стрелы и лук; если загоняется крупная дичь, участие принимает и «слабая» половина племени.

Дети, по достижении десятилетнего возраста, сооружают себе отдельное жилище и начинают жить самостоятельно от родителей. Руководят племенем старейшины. У них нет воровства, они с презрением относятся к лгунам и неверным супругам, а все проблемные вопросы решают на общем совете.

Пигмеи: фото женщин (кликабельно)

Проступками, влекущими за собой наказания вплоть до запрещения совместной охоты и даже изгнания, считаются несправедливый дележ или утаивание продуктов питания, порча воды, повреждение деревьев и охота на зверей без необходимости.

Женщины всегда носят с собой специально сделанный мешок. В него складывается все то, что может послужить пищей: растения, корни и стебли съедобных трав, семена, плоды и ягоды, насекомые, орехи, гусеницы — все идет в дело.

Некоторые члены племени пигмеев занимаются рыболовством. В качестве удочек они используют гибкие ветви деревьев с закрепленной на конце проволокой в виде крючка.

Свою добычу и «дары природы» африканские пигмеи обменивают на сельскохозяйственные продукты и другие вещи. В основном их привлекают изделия из металла — ножи, наконечники для стрел и копий, топоры и проволока, которую они используют для изготовления примитивных орудий труда или украшают ею оружие.

Попытки закрепить этот народ на определенных участках земли потерпели фиаско — современные пигмеи, как и их предки, продолжают вести кочевой образ жизни, хотя в Демократической Республике Конго стараются дать им начальное образование и осуществляют медицинское обслуживание.

Небольшое видео: пигмеи на охоте и рыбалке

Знаете, как переводится слово «пигмеи»? Люди величиной с кулак. Это самый маленький народ на планете.

Большинство под словом «пигмеи» понимает народ низкого роста, проживающий в Африке. Да, отчасти это так, но даже африканские пигмеи - это не один народ. На Черном континенте проживают различные народности: пигмеи батва, бакига, бака, ака, эфе, суа, и это далеко не весь список. Рост взрослого мужчины обычно не превышает 145 сантиметров, а женщины - 133 см.

Как живут самые маленькие люди планеты?

Жизнь пигмеев непроста. Они обитают во временных деревнях в лесах. Почему временные, - спросите вы? У самого маленького народа кочевой образ жизни, они постоянно в поисках пищи и ищут богатые фруктами и медом места. А еще у них есть древние обычаи. Так, если в племени умер человек, то его хоронят под крышей хижины и бросают поселение навсегда.

Рядом со временными деревнями пигмеи охотятся на оленей, антилоп и обезьян. Также они занимаются собирательством фруктов и меда. При всем этом мясо составляет только 9% их рациона, а основную часть добычи они обменивают на садовые овощи, металл, ткани, табак у людей, которые держат фермы вблизи леса.

Маленькие люди считаются отличными знахарями: готовят лечебные и ядовитые зелья из растений. Именно из-за этого их недолюбливают другие племена, так как приписывают им магическую силу.

Например, у пигмеев есть любопытный способ ловить рыбу: сначала они отравляют водоем, из-за чего рыба всплывает на поверхность. И все, рыбалка удалась, остается только собрать улов. Никаких тебе посиделок с удочками на берегу или ловли гарпуном. Через несколько часов яд перестает действовать и снова живехонькая рыба возвращается к привычной жизни.

Продолжительность жизни пигмеев очень короткая: от 16 до 24 лет. Люди, которые дожили до 40 лет, настоящие долгожители. Соответственно, и половая зрелость наступает у них гораздо раньше: в 12 лет. Ну а обзаводятся потомством они уже в пятнадцатилетнем возрасте.

До сих пор в рабстве

Африка - самый неоднозначный континент. Рабство уже давно запрещено по всему миру, но только не тут. Так, например, в Республике Конго по сложившейся традиции пигмеи передаются по наследству у народа банту. И это самые настоящие рабовладельцы: пигмеи отдают им свою добычу из леса. Но, к сожалению, маленький народ вынужден терпеть такое обращение, так как «хозяева» дают им необходимые для выживания продукты и товары, без которых в лесу прожить нереально. Более того, пигмеи идут на хитрости: они могут быть в «рабстве» у нескольких фермеров одновременно в разных деревнях. Если не дал пропитания один хозяин, то, может быть, осчастливит другой.

Геноцид пигмеев

Самые маленькие люди на протяжении многих веков находятся под постоянным давлением других племен. И тут речь не только о рабстве, а даже о… людоедстве! Причем в нашем современном мире, в XXI веке. Так, в период гражданской войны в Конго (1998-2003 гг.) пигмеев просто вылавливали и ели. Или, например, в одной из провинций Африки, Северное Киву, одно время действовала группировка по подготовке территории для добычи полезных ископаемых. И они в процессе зачистки убивали и ели пигмеев. А некоторые народы Черного континента вообще считают, что плоть пигмея подарит магическую силу, а связь с женщиной из некоторых низкорослых племен избавит от болезней. Поэтому изнасилования тут случаются очень часто.

Конечно, все это сказывается на жизни маленького народа: их осталось не более 280 тысяч человек, и эта цифра уменьшается с каждым годом.

Почему такой маленький рост

На самом деле миниатюрность этих народов объясняется эволюцией. Причем в разных народах причины разные, именно к такому выводу пришли ученые. Так, генетические анализы показали, что в некоторых племенах (например, у пигмеев суа и эфа) уже в утробе матери включается ограничитель роста ребенка и малыши появляются на свет очень маленькими. А в других народах (бака) дети рождаются нормальными, такими же, как и у представителей европейских рас, однако в первые два года они очень медленно растут. Все эти изменения на генетическом уровне спровоцированы различными факторами.

Так, низкорослости способствует плохое питание: тело пигмеев уменьшилось в процессе эволюции. Дело в том, что им для выживания необходимо еды намного меньше, чем более крупным народам. Также считается, что маленькому росту «помогли» и тропики: ведь масса тела влияет на количество производимого тепла, поэтому у крупных народов шанс перегреться намного больше.

Ну а еще одна из теорий гласит, что миниатюрность облегчает жизнь в тропиках, делая пигмеев более юркими, ведь в непроходимых лесах это отличное качество. Вот так эволюция помогла адаптироваться маленьким людям к образу жизни и климату.

Интересные факты о пигмеях, которые вы не знали раньше

Факт №1. Многие считают, что пигмеи живут в лесах. Однако это не всегда так: например пигмеи племени тва живут в пустынях и на болотах.

Факт №2. Более того, некоторые антропологи относят к пигмеям карликовые народы, где рост мужчины не превышает 155 сантиметров. По их мнению, живут пигмеи в разных уголках планеты: в Индонезии, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах, в Боливии и Бразилии. Вот, например, филиппинские пигмеи:

Факт №3. Больше всего слов у пигмеев связано с медом и растениями. А вообще, родной язык они утратили и сейчас говорят на языках окружающих их народов.

Факт №4. Некоторые исследователи считают, что пигмеи - представители древнего народа, который существовал более 70 тысяч лет назад.

Факт №5. О пигмеях знали еще в Древнем Египте. Так, богатым вельможам в дар привозили черных карликов.

Факт №6. В конце XIX начале XX веков детей-пигмеев продавали в зоопарки США и Европы в качестве экспонатов.

Факт №7. Самые маленькие люди в мире - пигмеи Эфе и Заира. Рост женщин не превышает 132 см, а мужчин - 143 см.

Факт №8. В Африке живут не только самые низкие люди, но и самые высокие. В племени динка средний рост мужчины - 190 см, а женщины -180 см.

Факт №9. Пигмеи и сегодня не пользуются календарем, поэтому точный возраст они не знают.

Факт №10. Европеоидный ребенок в возрасте 2,5 лет примерно такого же роста, как и пятилетний пигмей.