Тематическое планирование в доу.

Составила: воспитатель

Пархоменко В.С.

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Образовательный процесс должен:

    Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

    Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

    Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

сочетания воспитания с самовоспитанием;

4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

1.объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

2.выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

3.четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

4.выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

    перспективно-календарное планирование;

    осуществление преемственности между ДОО и школой;

    связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

    комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

    построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

    реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

    индивидуальная педагогическая поддержка;

    личностная педагогическая поддержка.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", "Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

    первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

    второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

    третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, «Как это действует?»

    четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.




План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно- образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой


Планирование работы составляется так, чтобы педагог мог легко пользоваться им, не тратить время для поиска нужной информации, и является обязательной документацией. Цель данного документа - направлять работу педагога, рационализировать виды деятельности и реализовать запланированные цели и задачи. Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.


Современные требования предусматривают системные изменения в дошкольном образовании. Эти изменения объективны и, в сущности, необходимы, но они порождают множество проблем в профессиональном сообществе педагогов. Проблемы связаны с введением инновационных подходов к организации образовательного процесса, а значит и к планированию как важному фактору его успешной реализации. Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ФГТ(в дальнейшем ФГОС) фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений: …. «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…; «Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»; Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой.


Сегодня обществом хорошо осознана необходимость внедрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педагогики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный потенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповторим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой. Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент делается на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.


Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универсальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказанных истинах:


В дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы, оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности; в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формируются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов значительно ниже); по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь; именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья детей.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности


Построение образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело куда более сложное, чем работа в такой привычной учебной модели: - во–первых, реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. - во-вторых, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».


План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.


Как бы ни был оформлен план воспитательно- образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; - комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой: первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события; третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?"); четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.


Суть тематического планирования: выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели; все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней; на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели; для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.


Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики: Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста. Принцип последовательности. Принцип систематичности. Принцип повторности. Опыт многих воспитателей, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно- образовательной работы, показал, что его использование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организованных формах обучения.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике, в логопедических группах Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы: программа «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно - событийному принципу; программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности. По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.


Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности; Учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет. Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием.


Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: *совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; *свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)




Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра - учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.


Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН); - федеральных государственных стандартов в сфере дошкольного образования; - типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; - рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.




Работу в режимные моменты обязательно интегрировать со всеми видами детской деятельности, придерживаясь основной темы. Самостоятельную детскую деятельность планировать через создание условий (способствование развитию) для развертывания игр, организации концертов, драматизаций, конструирования, двигательной активности и т.д. Работу с родителями заполнять конкретно, не менее 4-5 пунктов ежемесячно. Индивидуальную работу с детьми заполнить на весь месяц воспитателям и специалистам (переносить затем в ежедневную работу).


Основной формой организации педагогического процесса должна стать образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. В планировании целесообразно использовать ситуационный подход, при котором образовательная ситуация становится единицей, из которой складываются все три вида образовательной деятельности, предусмотренные ФГТ. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются: формирование у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.


Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Они могут включаться в совместные игры в детском саду воспитателя и детей, в детский досуг, в коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, в содержание музыкально-театральной и литературной гостиной (детская студия), творческой мастерской, стать частью сенсорного или интеллектуального тренинга. Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Посредством организации образовательных ситуаций педагог обеспечивает педагогическую поддержку ребенка в самостоятельных играх разного вида, в самостоятельной деятельности в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности.


Отражение в плане самостоятельной деятельности дошкольников В ФГТ даны рекомендации по организации самостоятельной деятельности детей с опорой на специфически детские виды деятельности. Планирование предполагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей, актуальной на данный день (неделю) в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также ранее запланированных видов совместной деятельности, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса(например, во избежание излишнего увлечения двигательной или, наоборот, познавательной нагрузкой). Традиционно планирование этого блока осуществляется с опорой на предметно-развивающую среду, что находит свое отражение в плане при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм.


Организация взаимодействия с семьями Основные положения ФГТ подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют: диагностирование (анкетирование); педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т.д.); мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т.д.); совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования и т.д.); индивидуальную работу с родителями.


Структура планирования в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 2»: 1. Положение о перспективно- календарном планировании в ДОУ. 2. Тематический план ДОУ на год, принятый на педсовете и утвержденный заведующей. 3. Циклограммы деятельности воспитателей. 4. Комлексно – тематический план. 5. Календарный план.


Тематическое планирование на г. месяцнеделя 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа сентябрь 1-2 Наша группа, наш участок. Мониторинг Наша группа, наш участок. Мониторинг Хорошо у нас в саду. Мониторинг День знаний. Хорошо у нас в саду. Мониторинг 3Мои любимые игрушки Дорожная безопасность Наше село Овощи и фрукты 4Овощи Овощи и фрукты ОсеньСлавное мое село октябрь 1Осеньосень Лес, грибы, ягоды Осень, приметы осени 2Посуда Мои любимые игрушки Овощи и фрукты Лес, грибы, ягоды 3Птицы – воробей и голубь Я вырасту здоровым Птицы осенью Труд людей в природе 4Одежда, обувь Птицы осеньюЯ вырасту здоровым Как птицы и звери готовятся к зиме 5Мой дом, мебель Одежда, обувь Дорожное движение Животные жарких стран ноябрь 1Я в мире человек Домашние животные Квартира, мебель, посуда, этикет Я вырасту здоровым 2Книжкина неделя Мебель, посуда, столовый этикет. Одежда, обувьЯ и моя семья 3 Книжкина неделя Наше Устье – капелька России. 4Домашние животные Мой домЯ и моя семья Стройка, профессии на стройке (наше село строится)


День недели ОО Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами НОДОбразовательная работа в режимных моментах













Анна Засыпкина
Методическая разработка «Составление календарного плана в соответствии с ФГОС ДО»

Пояснительная записка

Данное электронное пособие предназначено для воспитателей может быть использовано методистом , старшим воспитателем для обучения молодых педагогов составлению календарного плана .

Актуальность : В связи с открытием новых групп в детские сады приходят работать молодые воспитатели. Они отлично подготовлены теоретически, а на практике часто не знают, как составить календарный план в соответствии с ФГОС ДО . Кроме того, в каждом учреждении существуют свои нюансы оформления и последовательности.

Цель данного пособия : научить молодых педагогов составлять план воспитательной работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Задачи :

Познакомить воспитателей с содержанием календарного плана ;

Научить составлять календарный план воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО и комплексно-тематическому планированию .

Описание работы со слайдами :

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений методиста

№1 Сегодня мы разберем составление календарного плана в соответствии с ФГОС

№2 1. Календарный план начинается с титульного листа. Кликнув по строке, вы увидите образец титульного листа. В нем указывается группа (общеразвивающая или комбинированная, учреждение, учебный год, воспитатель, начало и окончание. /Щелчок/

2. Список детей утверждается руководителем СП. /Щелчок/

3. Деление детей на подгруппы производится в первых младших группах пополам, а в группах комбинированной направленности первую подгруппу составляют дети с нормой , вторую подгруппу – дети с ОВЗ. /Щелчок/

4. Вы можете распечатать на свою группу режим дня, расписание НОД. /Щелчок/. Кликнув по строке, вы увидите образцы. /Щелчок/

5. Экран звукопроизношения заполняется, начиная со средней группы. /Щелчок/

6. Следующие составляющие календарного плана планируются на месяц . Комплекс утренней гимнастики на 2 недели можно взять у инструктора по физической культуре. Таким образом, должно быть два комплекса гимнастики на месяц. /Щелчок/.

8. В работе с родителями указываются мероприятия на месяц из перспективного планирования на год . /Щелчок/

табличной форме.

В начале недели указывается тема и цель в соответствии с комплексно-тематическим планированием . /Клик/

В первой колонке указывается число и день недели, во второй режимные моменты, в третей интеграция образовательных областей. /Щелчок/

№4 Напомните их названия. /Щелчок после того как воспитатели назвали область/

№5 Кликнув по надписи, вы увидите примерную структуру планирования воспитательно-развивающей работы. /Клик/

№6 Давайте попробуем заполнить таблицу календарного плана . Находим колонку Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Групповая, подгрупповая работа. /Клик/

№7 Выберете деятельность, которую можно запланировать на утро в этой колонке. А теперь проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№8 Посмотрите, как это будет выглядеть в плане . /Клик/

№9 Выберете деятельность для индивидуальной работы. Проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№10 Помещаем в колонку Индивидуальная работа. /Клик/

№11 Заполняем колонку Создание развивающей образовательной среды. Назовите ваш вариант. Проверим. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№12 Помещаем в колонку. /Клик/

№13 Следующая колонка Взаимодействие с родителями и социальными партнерами. Выбирайте. Проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№14 Посмотрим на план . /Клик/

№15 Как будем планировать НОД . Выбираем деятельность в соответствии с расписанием . Проверьте правильность своего выбора. /Клик/ /Клик/ /Клик//Клик/

№16 Посмотрите на план . Аналогично планируется и другая организованная деятельность в соответствии с расписанием . /Клик/

№17 Выбираем деятельность для прогулки. Групповая, подгрупповая работа. Проверьте ваш выбор. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№18 Посмотрите на план . Не забудьте запланировать еще и игру малой подвижности. /Клик/

№19 Переходим к индивидуальной работе на прогулке. Выбирайте. Проверьте себя. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№20 Смотрим на план . /Клик/

№21 Организация развивающей среды на прогулке. Что можно поместить в эту колонку? Проверьте. /Клик//Клик//Клик//Клик/

№22 Посмотрите на план . На вечер планируется деятельность таким же образом как в утренний период. Не забывайте охватить все образовательные области и виды деятельности. Вторая прогулка планируется также как и первая . /Клик/

№23 Поздравляю! Вы самостоятельно можете составить план .

РМО воспитателей дошкольных групп

Комплексно-тематическое планирование в ДОУ

как фактор эффективности современного учебно-воспитательного процесса.


«Будущее должно быть заложено в настоящем.

Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» Георг Кристоф Лихтенберг


План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой


Принципы планирования

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса

  • Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
  • Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова. Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца. Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности.

Используемые темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой:

Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

  • третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");

Четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.


При использовании комплексно- тематического планирования учитывается

Количество тем

Формы подготовки носят интегративный характер;

Одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах(не более 2 недель);

Принцип возрастной адресности;

Тема отражается в подборе материала, находящихся в центрах группы.

Схема комплексно-тематического планирования

Сезон, месяц, неделя

Темообразующий фактор

Программное содержание

Варианты итогового мероприятия

Информационно-ресурсное обеспечение


Суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Ожидаемые результаты планирования

  • Планирование организованной образовательной деятельности.
  • Повышение компетентности педагогов.
  • Взаимосвязь теоретического обучения с практикой.
  • Единые тематические планы по основным направлениям детского развития, по всем образовательным областям.
  • Осуществление интеграции образовательных областей.
  • Повышение уровня развития дошкольников.
  • Использование разнообразных форм и методов обучения.
  • Рациональное применение технических средств обучения.

«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение»

Букер Талиафер Вашингтон


СПАСИБО

«Календарное планирование в детском саду»

Койнова Наталья Михайловна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Планирование образовательной работы в детском саду — это педагогическое моделирование деятельности педагога.

План работы педагога позволяет:

— четко сформулировать цель, стратегические и тактические задачи воспитания и образования;

— целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы образовательной работы;

— спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности в целом.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц), календарным (на неделю, каждый день), а также комплексно-тематическим (распределение тематики по неделям).

Педагог может самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы . Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы , изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями , работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Технология разработки календарных планов

  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер.
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Учитывать степень усложнения материала.
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
  • Учтены время года и погодные условия.

Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями
  4. Расписание сетки занятий на неделю
  5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
  6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
  7. Планирование самостоятельной деятельности детей
  8. Планирование гимнастик

План работы с родителями

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые),
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе);
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды);
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. Отличительной особенностью является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает, какая работа.

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.

Количество видов деятельности в утренние часы:

  • в младшей и средней - 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом.
  4. Наблюдения за живым объектом.
  5. Наблюдения за трудом взрослых.

В течение месяца можно провести четыре наблюдения. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

  • Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
  • Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
  • Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  • Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Эти упражнения должны проводиться в соответствии со временем года, погодными условиями. Упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

  • Пальчиковая гимнастика - рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • Различные виды застежек, шнуровок - их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
  • Скрепление деталей разнообразными способами.
  • Мозаики из различных материалов, пазлы.
  • Игры с водой, с песком.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
  • Игры с веревочкой.

Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:

  1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей :

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
  • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
  • кукольный, настольный, теневой театры;
  • концерты;
  • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  • слушание аудиокассет и многое другое.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка , в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):

  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Рифмованные правила поведения безопасности.
  • Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
  • Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы). Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю - месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Она может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности, а может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
  • Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
  • Отдельные упражнения по этике.
  • Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

  • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
  • 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
  • 3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечнососудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных - вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой - со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

Преимущества картотеки:

  • Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.
  • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
  • Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
  • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Вывод:

Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность всех видов детской деятельности.