Окончания прилагательных после шипящих и ц примеры. Гласные о и е после шипящих

Дата: 12.08.2013 Тема:

Моржовый, камышовый, грошовый, сторожевой, бежевый, баржевый, маршевый, плюшевый, ландышевый.

Парчовый, кумачовый, холщовый, борщовый, ключевой, лучевой, пищевой, вещевой.

Свинцовый, ситцевый, глянцевый, лицевой, кольцевой.

I. 1. Егорушка умылся, надел кумачовую рубаху. (Ч.) 2. На следующее утро, захватив холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото. (Гайд.) 3. Ключевая вода была хололодна и прозрачна. (Дем.)

II. 1. Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях. (Алд.-Сем.) 2. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. (П.) 3. Пунцовая рубаха без пояса вздувалась на боках. (Гладк.) 4. Сероватая скорлупа раковин и камни, глянцевые от влаги скользили под ногами. (И. Панов.) 5. Игривый, бодрый весенний ветерок налетел на старика, пузырем надул за спиной легкую ситцевую рубаху. (В. Кур.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите в две колонки: 1) слова с о - е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных; 2) слова с о - е после шипящих в корне слов.

1. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш… (Ч.) 2. Хруст веток под отцовскими тяжелыми шагами становился все тише и тише. (Гайд.) 3. Зеленый свет лампочки скудно ложится на дешевую мебель. (Ч.) 4. Сторожевые казаки услышали шорох… (Алд.-Сем.) 5. Тяжелые танцевальные упражнения уже давали свои результаты. (Пол.) 6. Холщовое полотенце отливало голубизною мартовского снега. (Дем.) 7. Сторожевые суда окружили кольцом транспорты. (Пауст.) 8. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. (Кат) 9. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий взволнованный шепот, человеческий шепот. (Пол.) 10. Язычок над коптилкой сгибался на сторону. (Алд.-Сем.) 11. Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (Ч.) 12. Шумела река… вяло пощелкивал парус. (Алд.-Сем.) 13. Раненые лежали на охапке свежего сена и молчали. (Гайд.) 14. Крупчатый снег не задерживался на одежде, ветер больно сек им лицо. (Бык.) 15. Снеговые ели стояли, подмосковный скрипел снежок. (Я. Смел.) 16. Черная лохматая собачонка встретила нас у калитки. (Ю. Гр.) 17. Холодно и ярко сияло на севере тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. (Бун.)

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите суффикс и окончание в существительных и прилагательных. Сопоставьте написание о – е в значимых частях слов после шипящих и ц. Сделайте вывод. Сверьте свое суждение с правилом, данным ниже.

– В суффиксах и окончаниях прилагательных, так же, как и существительных, после шипящих и ц под ударением пишется о, а в безударном положении – е (образцовый, чужого, кольцевая, дремучего).

175. I. Составьте предложения из данных слов, ставя прилагательные и существительные в нужном падеже. Составленные предложения запишите.

1. Нельзя, свежий, жить, воздух, без. 2. По, облачко, голубое, небольшое, плыло, небо. 3. Зима, снег, чистейший, белейший, в, роща, с разбега, отряхнула. 4. Тучи, над, черные, город, нависли, свинцовые. 5. Отец, я, ежовые, рукавицы, в, держал.

II. Обозначьте графически значимые части слова в прилагательных. Объясните их написание.

176. I. Запишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы и распределяя их в два столбика: 1) с о после шипящих и ц; 2) с е после этих же согласных в значимых частях слова. Графически обозначьте орфограммы.

Еж..вый, лиц..вой, холщ..вый, пищ..вой, пунц..вый, хорошего, свеж..го, чуж..й, камыш..вый, плюш..вый, свинц..вый, песц..вый, морж..вый, глянц..вый, стержн..вой, кольц..вой, пыльц..вой, малыш..вый, корн..вой, груш..вый, зародышевый, поч..чный, ландыш..вый, торц..вый.

II. Какие слова вы не выписали? Почему?

III. Составьте и запишите с данными словами (по выбору) четыре – пять словосочетаний “прилагательное + существительное”. Обозначьте в них главное слово.

177. I. Запишите прилагательные в два столбика: 1) с пропущенной буквой в суффиксе; 2) в окончании. Вставьте пропущенные буквы о или е. Помните об ударении.

Холщ..вый, больш..го, тишайш..го, парч..вый, глянц..вый, беж..вый, хорошего, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой, ситц..вый, гремуч..го, свинц..вый, горяч..го, лучш..го, ближн..го, образц..вый, вещ..вой.

II. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными прилагательными (по выбору). Подчеркните прилагательные как члены предложения.

III. Выделенные слова разберите по составу.

178. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенную букву в выделенном слове, объясните правописание, обозначив орфограмму.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Сквозь стекля(н, нн)ую дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная. Через

Решетчатые окна было видно стари(н, нн)ое черное фортепьяно да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева – больше в ней не было ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это вблизи дома, где еще стояли тополя, сосны и старые липы. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок.

Сад, все больше редевший и переходивший уже в настоящий луг, спускался к реке, поросшей камыш..выми и ивняковыми растениями. Около маленькой плотины был плес, сердито шумела небольшая мельница с солом(н, нн)ою крышей, неистово квакали лягушки, а по вечерам пели соловьи.

(По А. Чехову)

II. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания прилагательных с пропущенными буквами.

III. Найдите простое предложение с вводным сочетанием слов. Какое значение придает вводное сочетание предложению? Прочитайте предложение без вводного сочетания. Изменился ли смысл предложения?

179. I. Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина “Уголок заросшего сада”. Подберите образные языковые средства, которые помогут вам рассказать о колорите картины. Составьте и запишите описание картины, используя образные языковые средства. Обратите внимание на структурные части описания: вступление, основная часть (общий вид, детали), вывод.

И. Шишкин. Уголок заросшего сада

II. Обсудите с соседом по парте ваши описания: удачно ли подобраны прилагательные для описания, помогают ли они создать представление о колорите картины.

180. I. Прочитайте прилагательные, определите их разряд по значению. Запишите прилагательные в три столбика, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Докажите правильность их написания. При затруднении обращайтесь к теоретическому материалу параграфов 28-30.

Камыш..вый, оранж..вый, багря(н, нн)ый, холщ..вый, рез..ий, матро(е, сс)кий, январ(?)ский, журавли(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, хорош..й, пригож..й, ра(н, нн)ий, лимо(н, нн)ый, ткац..ий, (не)большой, (не)настный; (не)высокий, а низкий; деревя(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый, отечестве(н, нн)ый, дисциплинирова (н, нн)ый.

II. Составьте два-три предложения с данными словами. Сделайте синтаксический разбор одного из них.

III. Сделайте фонетический и морфологический разбор выделенных слов.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Базовый учебник:

Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных »;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Л : воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

М\П : принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование : мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку

Ход урока:

1.Оргмомент. (Проверка готовности к уроку . Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь.

Посмотрите, всё ли необходимое для урока есть у вас на партах.

-Начинаем наш урок!

- Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И веселый, и счастливый.

Про кого так можно сказать? (Мы можем так сказать о наших друзьях, родных, одноклассниках, о наших гостях на уроке и т. д.)

Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать вежливые, старательные, внимательные и талантливые ученики. Потому что только такие ученики помогут товарищам, учителю, но и, конечно же, русскому языку. И именно сегодня вы будете оценивать себя сами по критериям, которые вы видите у себя на парте. Оценка на полях, напротив задания.

задания

итоговая

без ошибок

14-15 б

«5»

1 -2 ошибки

11 – 13б

«4»

3 - 5 ошибок

8-10б

«3»

более 5 ошибок

менее 8б

«2»

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок ?

О чем мы будем говорить? Вывод учителя: мы будем говорить о прилагательном и познакомимся ещё с одним грамматическим правилом. А с каким, я думаю, догадаетесь, выполнив следующее задание.

2. Актуализация знаний: (4-5 мин).

Из группы слов с карточки № 1 выберите слова с пропущенными буквами. При ответе сформулируйте правило написания орфограммы:

1 ряд: в суффиксах существительных;

2 ряд: в корне слова;

3 ряд: в окончаниях существительных .

Карточка № 1

Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..м, реч..нька, пищ..й, ож..груки.

в суффиксе сущ.

в окончании сущ.

решётка, крыжовник, жёлудь, шорох, ожог руки

собачонка, дружок, бельчонок, девчонка, реченька

улицей, врачом, плечом, полотенцем, пищей

- Проверим. Зачитайте свои слова. (сообщение ученика со словами своей группы, объясняя правописание; второй учащийся формулирует правило написания).

Какие слова не вошли ни в какую группу? Назовите их.

больш.. го колюч.. го пищ.. вой свинц.. вый еж.. вый

3.Постановка проблемы (4-5мин.)

Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?

В какой части слов находятся орфограммы?

После каких согласных стоят гласные?

Есть ли разница в произношении данных слов?

Какова тема нашего урока:

« Буквы О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» .

Откроем тетради и запишем: число, классная работа и тема урока.

Сформулируйте цель нашего урока? Вам помогут опорные слова:

1.Познакомиться (правилом правописания гласных О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. )

2.Учиться правильно писать (прилагательные на данное правило).

4.Открытие нового знания . (5-6мин.)

- А вот от чего зависит выбор букв о,ё, вы можете узнать или подтвердить свои догадки, быстро решив кроссворд. Кто первый назовёт помощника, тому и представится право вставить нужные буквы в прилагательных. Работаем в парах.

Карточка – подсказка

Р, р

н, нн

Вывод учащихся: выбор букв зависит от ударения.

Обратимся к справочному материалу: стр.28 в учебнике. Прочитайте правило, запомните и воспроизведите его. (Учащиеся говорят правило, на доске в прилагательных обозначают орфограмм, проговаривая условия написания).

- Запись на доске слов: больш.. го колюч.. го пищ.. вой свинц.. вый еж.. вый .

- - Какой была наша первая задача?

Справились мы с ней?

- Чтобы легче было работать с орфограммой, вам необходимо составить памятку, уяснив порядок обозначения орфограммы. Работаем в парах.

Возьмите лист №2 и в правильном порядке наклейте полоски.

Что получилось? (показать 3-4 учащимся памятку, сверив со слайдом)

После шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных под ударением пишется О, без ударения Е.

Физминутка

Ребята, а вы никогда не задумывались: какая из букв больше дружит с шипящими? Вот какие интересные факты мы узнали с Паулиной (1 мин.).

Оценка выступающему.

Щипящие «дружат» с буквой Ё

Буква Ё , как известно, появилась в русском языке в конце 18 века по инициативе княгини Екатерины Дашковой. Распространение получила в стихах Николая Карамзина и Ивана Дмитриева. Но в русский алфавит буква Ё официально попала только в 20-м веке…

Думается, о «трудной судьбе» седьмой (!) буквы русского алфавита можно говорить много. Но цель моего сообщения касается только одной стороны «жизни» буквы Ё в русском языке.

Затруднения вызваны обыкновенной путаницей правил. Конечно, нужно обратиться к учебнику и хорошенько выучить правила. Это основа основ. Но можно ещё и понаблюдать над тем, какой логике подчиняются все «мелкие» правила, касающиеся написания букв О и Ё после шипящих и Ц под ударением. Какая буква чаще встречается после щипящих?

Давайте внимательно рассмотрим таблицу на слайде , а потом сделаем вывод.

Часть речи

Корень

Суффикс

Окончание

Имя существительное

Имя прилагательное

Причастие

Деепричастие

Отглагольное существительное

Отглагольное прилагательное

Как видим, шипящие и Ц, действительно, «дружат» с буквой Ё:

    Ё пишется в корнях любой части речи (кроме исключений);

    Ё пишется в любой морфеме глагола и в словах тех частей речи, которые образованы от глагола.

Получается, что случаев употребления «Ё» больше, чем случаев употребления «О».

5.Первичное закрепление. (4-5мин.)

- Итак, мы усвоили правило написания о,ё после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Что нам предстоит дальше: научиться применять правило написания О,Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Из упр.363, на стр.29 выпишите только прилагательные, сгруппировав в столбик: с буквой о в суффиксе и окончании, с буквой Ё в суффиксе и окончании прилагательных. Используя памятку, выделите орфограмму в записанных словах.(4 мин.)

ежовый лицевой

пунцовый пищевой

образцовый свежего
чужой ключевой

большой хорошего

дрожжевой

кольцевой

биржевой

Ответ одного ученика с комментарием.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.)

Правило усвоено хорошо: мы видим орфограмму, правильно группируем слова. Это заметно по ответу. А вот умеем ли мы образовывать прилагательные от существительных с изученной орфограммой, мы сейчас посмотрим.

- Продолжаем работу, выполняя задание в паре. Возьмите карточку № 3.

Задание

- Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.

Образец: зал для танцев – танцевальный зал

    Платье из ситца - …

    Медведь из плюша - …

    Вода из ключа - …

    Заросли из камыша - …

    Клык моржа - …

    Пуля из свинца - …

2. - Какой была наша вторая задача? Справились ли мы с ней?

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

Усвоили правило написания?

Умеем применять правило?

Повторите мне ещё раз!

А теперь каждый испробует свои силы самостоятельно.

1. Возьмите карточку № 4 и «Найдите ошибку”.

Карточка № 4

Какие сочетания написаны верно? Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием? (2 мин.)

    Плюшевый мишка

    песцовый воротник

    ежёвые рукавицы

    ситцевая занавеска

    свинцовая пуля

    моржовый клык

    ландышовый запах

    камышовые заросли

    глянцовая бумага

Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик.

2. А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать словосочетания гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило.

Раздаточный материал (карточка-тест № 5)

Карточка-тест № 5

Задание: зашифруйте словосочетания гласными вместо точек.

1) Песц..вый воротник, оранж…вая люстра, саранч…вый набег,

2) Камыш..вые заросли, вещ…вой рынок, больш..го размера,

3) пунц…вые розы, маленькая реч..нка, беседовать с врач..м,

4) замш…вый перчатки, ключ…вая вода, кумач..вая косынка.

Ответ:1)о е о

Проверка учителем. Если успеем, то проверим в паре (взаимопроверка). Оцените (№5).

Поднимите руки, у кого получилась цифра «4». Молодцы!

9. Итог урока. Рефлексия (2-3мин.)

1.Что открыли для себя?

2.Чему научились?

3. Что было трудно?

4.Самооценивание, ученики подсчитывают средний балл полученных на уроке оценок. Поставьте оценку за урок.

10 . Домашнее задание (1-2 мин.)

Если у кого-то не получилось, не переживайте. Доработать предлагаю дома.

§ 63 правило, упр.362 по заданию.

11. Рефлексия (1мин.)

Карточка №6

Завершите предложение, подчеркнув слово в скобках:

1) На уроке я работал …(активно/пассивно) .

2) Своей работой на уроке я … (доволен/недоволен).

3) Урок для меня показался …(коротким/длинным).

4) За урок я … (устал/не устал).

5) Домашнее задание мне кажется … (лёгким/трудным).

П р а в и л а.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии

с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: ножом,

мячом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем,

плачем, продажей, дачей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого,

большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (пастушок),

Онок (волчонок), -онк-а (речонка);

г) в суффиксе имен прилагательных -ое- (грошовый, парчо-

д) беглое о в именах существительных (кишок) и прилага-

тельных (смешон);

е) на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но:

2. Пишется е (ё) под ударением, хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: жжёт, печёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать,

выкорчёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-а, на-

пример: размежёвка, корчёвка (но: ножовка - от прилагательно-

го ножовый);

г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, ре-

д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (орошённый,

орошён), отглагольных прилагательных -ей- (жжёный, копчёный),

а также в производных словах (жжёнка, копчёности);

е) в предложном падеже местоимения что: о чём; в словах

причём, нипочём.

Упражнение 54. Образуйте от данных слов имена существи-

1) с суффиксом -OK: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик,

петух, пятак, рог, сундук, сук;

2) с суффиксом -онок: верблюд, медведь, мышь, пастух;

3) с суффиксом -онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одеж-

да, рука, рубаха, собака, старуха.

Упражнение 55. Образуйте от данных существительных имена

прилагательные с суффиксами -ое- или -ев-.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, душ, ёж, ёрш,

камыш, ковш, ключ, кулич, кумач, межа, морж, нож,

парча, плечо, плюш, саржа, сторож, холст.

Упражнение 56. Напишите данные существительные в форме

творительного падежа единственного числа.

Алыча, апаш, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, га-

раж, гуж, душа, каланча, камыш, клещ, ковш, левша,

листаж, литраж, лихач, ловкач, малыш, метраж, ми-

раж, монтаж-, паж, паралич, парча, спаржа, сургуч,

типаж, тираж, тоннаж, тягач, уж, ханжа, хвощ, хроно-

метраж, чесуча, чиж, шалаш.

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните раз-

личие в написаниях.

АЛЫЧ...ВКЗ (настойка) - беч...вка, груш...вка - де-

ш...вка, деньж...нки - саж...нки, душ...нка - пш...нка,

ключ...м - прич...м, КНЯЖ...Н - пораж...н, ковш...вый -

деш...вый, луч...м - печ...м, нож...вая (пила) - но-

ж...вая (рана), нож...вка - размеж...вка, нож...н - ж...н,

обж...ры - стаж...ры, плеч...м - нипоч...м, рубаш...н-

ка - туш...нка, смеш...н - лиш...н, собач...нка-печ...н-

ка, стриж...м (птица) - стриж...м, трещ...тка - щ...тка,

этаж...м - стаж...м.

Упражнение 58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хле-

ва, и в час полуденный в круж...к их не зовет его рож...к

(П.). 2. Как призрак, юноша идет теперь к заветному

порогу; кинжал из кожаных нож...н уж вынимает по-

немногу (Л.). 3. Марина принесла бутылку рому, лимон,

сахар, и жж...нка запылала (Гонч.). 4. Герасим стал бо-

ком перед дверью, толкнул ее плеч...м и ввалился в дом

со своей нош...и (Т.). 5. Оба верили, что кредит возродит

земледелие и даст толч...к нашей заснувшей промыш-

ленности (С.-Щ.). 6. Выше пояса замочена одеж...нка

лесника (Н.). 7. Всякий труд был для него нипоч...м

(А. Остр.). 8. В полдень дождь перестал, и, что белый

пуш...к, на осеннюю грязь начал падать снеж...к (Ник.).

9. Дядя и Егорушка долго шли по мощ...ным улицам (Ч.).

10. Солдат был одет в красную кумач...вую рубаху (М. Г.).

11. Сквозь обнаж...нные бурые сучья деревьев мирно бе-

леет неподвижное небо (Сераф.). 12. Ветерок, отдував-

ший чесуч...вую штору, пахнул медовыми цветами

(А. Н. Т.). 13. На столе появлялись пш...нники, лапш...в-

ники, щи с наваром (Гладк.). 14. Под управлением дири-

ж...ра нашего оркестра красиво и густо пел ве-

ликолепный хор (Скиталец). 15. Григорий остановился в

одной небольшой деревушке на ноч...вку (Шол.). 16. При

свете часто вспыхивавших молний они увидели два гру-

ж...ных состава (Казак.). 17. Корж плыл саж...нками, гул-

ко хлопая ладонями по воде (Н. Диковский). IS. К утру

крашеный пол блестел, как БОЩ...НЫЙ (Мальц,). 19. На

нем была гимнастерка с отложным воротником, под-

поясанная круч...ным поясом с кисточками (Ант.), 20.

Сеюсь, как из сита, но не порош...к, залезаю в жито,

но не червяч...к (загадка). 21. Бережёного коня зверь не

берет (поел,). 22. Под сосенкой в бору стоит старич.„к,

красненький колпач...к (загадка).

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц

П р а в и л а.

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишет-

ся 0, без ударения - е. Ср.: концом - танцем, бойцов - комсо-

мольцев, пальтецо - платьице, торцовый - ситцевый, окольцо-

вывать - окольцевать.

"1. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы, а не и,

например; борцы, круглолицый, .сестрицын.

Упражнение 59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И на приветливы лисиц...ны слова ворона каркну-

ла во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц... свои листы

меняет с каждою весной (П.). 3. Один из наших собесед-

ников, молодой еще, бледнолиц...и человек, огляды-

вал нас всех с недоумением (Т.). 4. Берега и дно реки

усыпаны кварц...м (Мельн.-Печ.). 5. В куц...м сюртуке с

короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайни-

ки чай (М. Г.). 6. Старые зажившие язвы белели лоснящи-

мися рубц...ватыми пятнами (Купр.). 1. Молодых чаек

удобно колъц...вать в большом количестве и таким об-

разом узнавать воздушные пути перелетных птиц

(Пришв.). Я. Низкое солнце из-под ГЛЯНЦ...БОЙ листвы

пробивалось между корявыми стволами {А. Н. Т,). 9. Она

готовилась впервые танц...вать Золушку (Пауст.). 10. По

стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой

вершины правильными кольц...выми вырезами в два

сантиметра глубиной была снята древесина (Аре.). 11. Мы

стояли, прижимаясь к входу в трубу туннеля, обли-

ц...ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.).

12. Батманов не сводил с начальника участка тяжелого,

СБИНЦ...ВОГО взгляда (Аж.).

Упражнение 60 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы в соответствии с правилами написания глас-

ных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

1. Я опустил ц...новку, закутался в шубу и задремал

(77.). 2. Брякнули в бандуры, ц...мбалы - и пошла поте-

ха (Г.). 3. Англичане всюду умеют внести свою ч...пор-

ность (Гонч.). 4. Зашли в кондитерскую, выпили по чаш-

ке ш...колада (С.-Щ.). 5. Она начинает переделывать не-

сколько мою прич...ску и заставляет подойти к зеркалу

(Черн.). 6. Эдварде был отличным наездником, экви-

либристом, гимнастом, ж...нглером, мастером дресси-

ровать уч...ных лошадей (Григ.). 7. Ч...рт знает на что рас-

ходовался ум воспитанника! (Пом.). 8. Писарь, малень-

кий, куц...и человек с красным носиком и в ж...кейс-

ком картузе, входит в толпу (Ч.). 9. У дверей в зал раска-

чивался Лютов в парч...вом кафтане (М. Г.). 10. Все ста-

ли ч...каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Ве-

рес.). II. Начались легочные и ц...нготкые заболевания

(7/. Морозов). 12. Довольно грош...вых истин (Маяк.).

13. Около другой фанзочки были нагромождены груды

панц...рей крабов, высохших и покрасневших на солн-

це (Аре.). 14. Наконец лодка С ш...рохом скользнула по

песчаному дну (А. Н. Т.). 15. Жуткий страх мчал их через

тьму и непролазную трущ...бу (Шишк.). 16. Нижние бревна

у мельницы подгнили, и ж...лоб, в который теч...т из

пруда вода на колесо, подгнил и накренился (Телеш.).

17. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот

(Гладк.). 18. Пош...ссированному полотну для велосипе-

дистов проехал со скоростью двенадцать километров в

час старший ординатор (Фед.). 19. У вузовцев была горя-

чая пора: они сдавали зач...ты (Эренб.). 20. Сережа ярост-

но ш...ркал суконкой и щ...лкал затвором (Фад.). 21. Ста-

рич...к свирепо придирался к нам (Лауст.). 22. В вагон

вошла девушка в белом пуховом платке и ц...гейковом

жакете (Ант.). 23. Всем было ясно, что хлеб подржж...н и

что подж...г - дело рук своих людей (Буб.). 24. Сразу

после сильного толчка над ним развернулся купол па-

раш...та (Саян.). 25. Ш...фёрство у нас, особенно среди

молодежи, стало самой излюбленной профессией (Баб.).

26. Кое-где на снег с легким стуком падали тяж...лые

весенние капли (Полев.). 27. Сколько диких чащ...б, куда

люди еще и не проникали! (Аж.). 28. Кора на деревьях и

кустарниках стала глянц...витой, залоснилась (В. Пол-

торацкий). 29. На катере стояли матросы, здоровые, силь-

ные, вооруженные кинжалами и пистолетами (Пере.).

30. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (поел.).

Упражнение 61 (повторительное). Перепишите, вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Написание слов иноязычного про-

исхождения проверяйте по словарю.

1.1. Компроме...тировать девушку не в моих правилах

(Л.). 2. В бурном ак...рмпан...менте слышались переливы

волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете...денты

на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень поучи-

тельные преце...денты в крепостной практике (С.-Щ.).

5. Патрон Самгина особенно пр...страстен был к пе...и-

мистической лирике Голенищева-Кутузова (М. Г.).

6. Военные корабли, кончив летнюю к.,.мпанию, стя-