Международный банк реконструкции и развития (мбрр), международный валютный фонд (мвф), международная ассоциация развития (мар), международная финансовая корпорация (мфк). Международный валютный фонд и международный банк реконструкции и развития

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.

Цели МБРР:

Оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

Содействие частным иностранным инвестициям;

Содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

Сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

МВФ -- это организация, представляющая 186 стран. Целями его работы являются:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов от всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Фондом управляют 186 государства-члена, представляющие почти все государства мира. МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы -- системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции.

Он стремится предотвращать кризисы в этой системе, поощряя принятии государствами обоснованной экономической политики; в то же время, как следует из названия, он также представляет собой фонд, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансировании для решения проблем платежного баланса.

международное кредитное учреждение, входящее в пятерку Группы Всемирного банка, созданное для стабилизации мировой финансовой системы, основной целью которого является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, путем предоставления займов, гарантий, а также продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг

Международный банк реконструкции и развития является международным валютным фондом, обладает высшим рейтингом ААА, входит в пятерку Группы Всемирного банка, его членами являются 188 стран, основными его задачами является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов, оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств - членов, путем предоставления займов, гарантий и грантов

Развернуть содержание

Свернуть содержание

МБРР - это, определение

Международный банк реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) - это международное кредитное учреждение, основная организация из пяти входящих в Группу Всемирного банка. Создан на конференции Организации Объединенных Наций в Бреттон - Вудсе в 1944 году для помощи в финансировании развивающихся стран в целях повышения уровня жизни населения. 188 государств являются членами Международного банка реконструкции и развития. Членство открыто только для стран, вступивших в Международный валютный фонд (МВФ).

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - это основное кредитное учреждение Всемирного банка.


(МБРР) - это кредитная организация, созданная Организацией Объединенных Наций для содействия в развитии экономики, международной торговли стран - участниц, помощи частным инвестициям, стабилизации мировой финансовой системы. Входит в структуру Всемирного банка.


Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - это специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый в соответствии с решениями Международной валютно - финансовой конференции в Бреттон - Вудсе в 1944 г.


Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstraction and Development) - это специализированное агентство, работающее в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, созданное в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов правительствам или путем гарантий займов, полученных из других источников.


Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - это межправительственная кредитно - финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран - членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов.

международная организация, созданная в 1944 г. после конференции в Бреттон - Вудсе с целью стимулирования экономического возрождения и развития.


Международный банк реконструкции и развития - специализированное агентство, работающее в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, созданное в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление хозяйства и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов правительствам или путем гарантий займов, полученных из других источников.


Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН, межгосударственная валютно - финансовая организация.


Международный банк реконструкции и развития - один из фиансовых институтов послевоенного периода, целью которого является оказание помощи развивающимся странам в подъеме жизненного уровня населения.


Международный банк реконструкции и развития - международная кредитная организация, представляющая специализированное финансовое учреждение Организации Объединенных Наций, входит во Всемирный банк. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов по относительно низким ставкам (10% годовых) государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств, направление кредитов в развивающиеся страны и в региональные банки для их последующего распределения. МБРР основан в 1945 г., членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд (МВФ).


История МБРР

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1944 году, в соответствии с договоренностью участников Бреттон - Вудской конференции, в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно - финансовым вопросам. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а реально банк начал функционировать с 25 июня 1946 г.


Расположение МБРР

Штаб - квартира Международного банка реконструкции и развития находится в Вашингтоне.


Цели МБРР

На начальном этапе своего существования Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывал содействие в послевоенном восстановлении в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50 - х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.


В 1980 - е гг. пересматривается один из основополагающих принципов его кредитной политики - принцип предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты, и вводится практика предоставления кредитов на структурную адаптацию.


Целью деятельности Международного банка реконструкции и развития (МБРР) является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию путем предоставления займов, гарантий, продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг.


Официальные цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств - членов путем «содействия капиталовложениям для производственных целей»; поощрение «развития производства в экономически менее развитых странах»; поощрение частных капиталовложений за границей посредством гарантирования займов, предоставляемых частными структурами, или участие в таких займах; предоставление кредитов из собственных или привлеченных средств.


Деятельность МБРР

Основное направление деятельности Международного банка реконструкции и развития - предоставление кредитов для экономического развития.


Предоставление кредитов МБРР

МБРР предоставляет кредиты странам с низкими доходами, являющимся клиентами Банка и доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах.


МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран - членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15 - 20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.


Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80 - х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.


Поддержание малоприбыльных проектов

МБРР поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов, социальную сферу и охрану окружающей среды - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания.


Оказание помощи в области образования направляется в первую очередь на обеспечение доступности, высокого качества и равных возможностей в его получении.


Большое внимание уделяется вопросам сохранения чистой и здоровой окружающей среды, проведению по всему миру обширных консультаций для сбора информации, необходимой для разработки экологической стратегии.


Помощь Банка в периоды кризисов

МБРР поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному населению.


Влияние МБРР на политику

МБРР использует финансовые средства для воздействия и стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией).


Гранты МБРР

МБРР оказывает финансовую помощь (в виде грантов, выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем мире.


Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности;

Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения;

Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия;


Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;


Поддержка организаций гражданского общества;

Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.


Аналитические и консультационные услуги

Хотя Банк известен прежде всего как финансовое учреждение, одним из наиболее важных направлений, выполняемых им, является анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально - экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения. Большое внимание уделяется исследовательским работам по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическим и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития страны, в том числе, например, банковский и финансовый сектора, торговлю, проблемы бедности и систему социальной защиты.


Банк использует ресурсы и накопившиеся знания (обширные контакты, богатые знания, информацию и опыт, обретенный за долгую работу во многих странах, над многими проектами, участвуя в процессе развития) для распространения информации между своими клиентами, с тем чтобы они располагали всеми необходимыми знаниями и навыками для решения задач развития и содействия экономическому росту. Результаты анализа, рекомендации и знания передаются странам - клиентам, их правительствам и другим участникам процесса развития, а также обществу в целом.


Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России. 188 государств являются членами МБРР. Членство открыто только для стран, вступивших в Международный валютный фонд (МВФ), в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 году.


МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам - членам.


Согласно уставу, для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.

Уставный капитал МБРР

Уставный капитал МБРР формируется из взносов государств - членов. Первоначально уставный капитал не превышал 10 млрд долл., в 1998 г. он составлял 190,8 млрд долл., а на 30 июня 2009 г. - уже 1574,3 млрд долл., т. е. возрос за весь период почти в 158 раз, и самый стремительный рост пришелся на 2000-е гг.


Размеры взносов определяются в зависимости от экономического и финансового веса каждой страны и пропорциональны ее участию в МВФ. Уставный капитал подразделяется на оплаченный капитал и капитал, который служит в качестве гарантии при получении банком кредита на мировом рынке капиталов. В последние годы совет директоров неоднократно принимал решение об увеличении суммы капитала.


Финансовые средства МБРР

Подавляющую часть ресурсов для предоставления займов (до 95%) Международный банк реконструкции и развития привлекает путем выпуска и размещения на мировых финансовых рынках облигаций, которые приобретаются частными банками и другими кредитно - финансовыми институтами. Облигации банка имеют наивысший рейтинг надежности. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и самым крупным заемщиком - нерезидентом во всех странах, где продаются его ценные бумаги. Таким образом, он играет важную роль посредника в международном перераспределении ссудного капитала.


Основную часть средств, необходимых банку для кредитных операций, объем которых продолжает возрастать, он получает путем заимствования на мировом рынке капиталов. МБРР реализует свои ценные бумаги путем непосредственного их размещения в гос. учреждениях и центральных банках, а также на открытом рынке, где они продаются через инвестиционные, торговые или коммерческие банки. Банк получает займы в различных валютах стран - членов МБРР, но, как правило, они предоставляются в твердой валюте по таким ставкам, которые предлагаются на данном рынке только первоклассным заемщикам. С июля 1982 г. банк прибегает к краткосрочным займам с плавающей процентной ставкой. Он реализует на американском рынке капиталов за доллары дисконтные ценные бумаги. Все чаще банк прибегает к операциям "своп".


Распределение прибыли МБРР

Прибыль, полученная за предшествующий год, либо заносится в общий резерв (от 75 до 80%), либо передается в качестве безвозмездной субсидии Международной ассоциации развития.


Финансирование МБРР кредиторов

Право на финансирование имеют все граждане и компании стран - членов МБРР. МБРР оказывает техническую помощь в осуществлении финансирования. При предоставлении займов всегда предусматривается оплата контрольных служб, а также деятельности по изучению эффективности проекта и хода его выполнения.


Распределение средств МБРР

Для осуществления проектов (создание или совершенствование самостоятельных производственных единиц) должно выделяться не менее 90% средств, и не более 10% могут использоваться для программ (импорт капитального оборудования и сырья в связи с национальными программами развития).


Распределение в зависимости от дохода на душу населения. Распределение займов в зависимости от дохода на душу населения в той или иной стране диктуется дифференциацией заемщиков банка, сокращением средств в распоряжении МАР, а в конечном счете - упором на борьбу с нищетой.


Главный критерий при предоставлении займа заключается в том, чтобы направить его туда, где он даст наибольший эффект с точки зрения программы банка, и при этом учесть мнение заемщика.

Всемирный Банк выступает за искоренение бедности

Получатели средств МБРР

Право на получение займов МБРР имеют:

Развивающиеся государства - члены банка и входящие в них политические единицы;


Государственные учреждения этих стран при гарантиях со стороны государства;

Государственные и частные компании этих стран при гарантиях со стороны государства;

Национальные банки развития, повторно ссуживающие полученные средства для финансирования малых проектов по усмотрению банка.


Eжегодно Банк выдает в кредит от 15 до 20 млрд долл. США на цели финансирования проектов в более чем 100 странах, с которыми он сотрудничает. Эти проекты реализуются в самых разных областях социально - экономического развития - от инфраструктуры до образования, здравоохранения и управления государственными финансами. Разработка финансируемых Банком проектов и надзор за их реализацией осуществляются в рамках проектного цикла, надлежащим образом оформленного в соответствующей документации. Документы, генерируемые в рамках проектного цикла, могут служить ценными источниками для заинтересованных сторон, желающих иметь информацию о проектах, финансируемой Банком, и для предприятий, желающих участвовать в этих проектах.


Стратегия содействия стране

Банк признает, что в прошлом многие усилия по оказанию помощи, в том числе самим Банком, оказывались безуспешными, поскольку задачи определялись самими донорами, а не правительствами стран, которым они старались помочь. В соответствии с проводимой в настоящее время политикой в отношении развития, Банк помогает правительствам руководить процессом подготовки и реализации стратегий развития, будучи уверенным в том, что программы, которые разрабатываются и реализуются странами самостоятельно и пользуются широкой поддержкой заинтересованных сторон, имеют больше шансов на успех.


В странах с низкими доходами Банк использует подход, основанный на Стратегии содействия стране (ССС) и предусматривающий проведение широких консультаций и достижение консенсуса относительно вариантов ускорения развития. На протяжении этого процесса страной разрабатывается национальная стратегия сокращения бедности, составляющая основу, на которой доноры могут лучше координировать свои программы и приводить их в соответствие с приоритетными задачами, стоящими перед страной. Правительство консультируется с широким кругом заинтересованных сторон, одновременно проводя всесторонний анализ проблемы бедности и экономической ситуации в стране. На основе результатов консультаций и анализа правительство определяет для себя приоритетные задачи и устанавливает целевые показатели сокращения бедности на период продолжительностью от 3 до 5 лет. Эти целевые показатели указываются в Документе о стратегии сокращения бедности (ПРСП). После этого Банк и другие организации, оказывающие помощь, приводят свои действия в соответствие с разработанной страной стратегией - самый надежный вариант повышения эффективности развития.


Предварительный план сотрудничества со страной составляется Банком на основе Стратегии содействия стране (ССС), которая применительно к странам с низкими доходами разрабатывается на основе приоритетных задач, сформулированных в Документе о стратегии сокращения бедности. ССС разрабатывается совместно с правительством и другими заинтересованными сторонами. В процессе разработки ССС могут быть использованы результаты аналитической работы, проведенной Банком или другими сторонами в самых разных социально - экономических секторах, таких как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, государственные расходы и бюджет, управление государственными финансами и государственные закупки.


Стадия идентификации проекта

Стратегия содействия стране (ССС) представляет собой план содействия стране. В странах с низкими доходами ССС основана на приоритетных задачах, сформулированных в Документе о стратегии сокращения бедности. Цели, сформулированные в ССС, определяют приоритетные задачи программы кредитования и являются полезным источником информации для заинтересованных сторон и предприятий, желающих получить представление о том, в каких секторах и областях деятельности Банк может проводить кредитные операции в будущем. На стадии идентификации Банк сотрудничает с правительствами стран, с тем чтобы определить проекты, которые могут финансироваться в соответствии с согласованными целями развития. Когда проект идентифицирован, группа сотрудников Банка составляет Концептуальный документ по проекту (PCN) - документ для внутреннего пользования, в котором на четырех или пяти страницах вкратце описаны основные элементы проекта, его цель, потенциальные факторы риска, альтернативные сценарии реализации проекта и приблизительные график процесса утверждения проекта.


Стадия подготовки проекта

Эта стадия процесса определяется потребностями страны, с которой сотрудничает Банк, и может занять от нескольких месяцев до трех лет, в зависимости от сложности планируемого проекта. Банк играет вспомогательную роль, по просьбе страны проводя аналитические исследования и предоставляя рекомендации. На протяжении этого периода подробно анализируются, обсуждаются и решаются технические, институциональные, экономические, экологические и финансовые вопросы, касающиеся проекта, в частности, делается заключение о том, существуют ли альтернативные методы достижения целей проекта. Проекты, которые Банк планирует финансировать, должны пройти оценку, с тем чтобы убедиться в том, что они являются приемлемыми с экологической точки зрения (экологическая оценка). Масштабы и параметры экологической оценки зависят от масштабов и потенциального воздействия проекта на окружающую среду.


Стадия экспертизы проекта

За эту стадию процесса отвечает Банк. Персонал Банка оценивает результаты работы, выполненной на стадиях идентификации и подготовки проекта. Для этого они обычно проводят от трех до четырех недель в стране - клиенте. Они составляют для руководства Банка либо Документ об экспертизе проекта (в рамках инвестиционных проектов), либо Программный документ (в рамках кредитования на цели развития), а Группа по вопросам управления финансовой деятельностью оценивает финансовые аспекты проекта. На этой стадии вносятся дополнения и исправления в Информационный документ по проекту (PID). Все эти документы публикуются после утверждения проекта.


Стадия переговоров и утверждения

После того как сотрудники Банка утвердили планируемый проект, Банк и страна, намеревающаяся занять средства, обсуждают данный проект с целью придания ему окончательной формы. Стороны договариваются о сроках и условиях предоставления займа. После этого на рассмотрение Совета директоров представляются Документ об оценке проекта (PAD) или Программный документ (PGD), а также Меморандум Президента и юридическая документация. Соответствующие документы также представляются для окончательного утверждения правительству страны - заемщика. При этом может также требоваться их ратификация кабинетом министров или органом законодательной власти страны. После того как соглашение о займе утверждено обеими сторонами, оно официально подписывается представителями сторон. Как только это произошло, заем или кредит объявляется вступившим в силу, и, когда выполнены соответствующие условия, начинается выделение средств, а соглашение становится доступным для общественности.


Стадия реализации и надзора

За реализацию проекта отвечает страна - заемщик, в то время как Банк отвечает за осуществление надзора. Как только заем утвержден, правительство страны-заемщика, которому Банк оказывает техническую помощь, устанавливает технические требования и оценивает поступившие заявки участников тендера на закупку товаров и услуг в рамках проекта. Банк осуществляет надзор за этой деятельностью, чтобы убедиться в том, что соблюдены надлежащие процедуры закупок. Как только Банк убедился в этом, начинается выделение средств. Группа по вопросам управления финансовой деятельностью в составе Банка осуществляет надзора за финансовыми аспектами проекта, в том числе периодически требует представления прошедших аудиторскую проверку финансовых отчетов.


В конце периода выделения средств по займу (от 1 до 10 лет), Совету Банка в целях ознакомления представляется Отчет о завершении реализации проекта, в котором описываются достижения, проблемы и усвоенные уроки.


Стадия оценки проекта

По завершении проекта, Департамент оценки операционной деятельности Банка проводит аудит с целью сопоставления результатов с первоначально установленными целями. В ходе аудита просматривается отчет о завершении реализации проекта и составляется отдельный отчет. После этого оба отчета представляются Совету исполнительных директоров и правительству заемщика. Эти документы не являются общедоступными.


Работа над проектом может быть прекращена на любой стадии проектного цикла - от подготовки до утверждения. По тем проектам, которые так и не становятся активными, окончательным документом фактически является Информационный документ по проекту.


Формы финансирования МБРР

МБРР осуществляет операции в форме как параллельного, так и смешанного финансирования. При параллельном финансировании каждый кредитор предоставляет средства на отдельную часть проекта на своих собственных условиях. При смешанной же форме каждый из участников финансирует весь проект в целом в пределах своей доли. В 1983 г. МБРР ввел новые формы финансирования, позволяющие банкам в дополнение к займам, непосредственно предоставленным ими на осуществление проекта, участвовать в коммерческих займах. Такие займы предоставляются из 15 - 20% годовых, при этом срок их погашения значительно увеличивается по сравнению с обычными рыночными условиями. Заемщик начинает с выплаты долга коммерческим банкам, и лишь после того, как часть их кредита полностью погашена, он начинает выплачивать суммы, причитающиеся МБРР. Банк может продать свою часть займа частным кредиторам по мере его амортизации. Он может также предложить свое условное участие в последнем этапе погашения займа, предоставленного на рыночных условиях. Возможны также гарантии со стороны Всемирного банка последних этапов погашения частного кредита без его непосредственного участия.

МБРР использует следующие формы финансирования:

Обычные займы (первое окно, по текущим рыночным процентным ставкам;

Глобальные займы фин. учреждениям, занятым в сфере развития;

Субсидии и безвозмездные субсидии;

Предоставление гарантий.

Банк не участвует в специальных займах (которые предоставляются по линии МАР), не вкладывает средства в акционерный капитал или в капитал с повышенным уровнем риска (в отличие в обоих случаях от МФК), не участвует в лизинге и в процентном субсидировании.


Условия кредитования МБРР

Условия предоставления кредитов могут быть различными:

Cумма, выделяемая на один проект - не менее 2 - 3 млн долларов, верхний предел не устанавливается;


Доля МБРР - не менее 1 - 2 млн долларов. Максимальная сумма уставом не определена, но фактически составляет 200 млн долларов;

Средний объем участия - от 50 до 70 млн долларов, или 1/3 стоимости проекта;

Сроки погашения - от 15 до 20 лет, включая 4 - 5 - летний льготный период.


Процентные ставки МБРР по кредитам

Правительство страны, получающей заем, должно давать соответствующие гарантии. Другие условия предполагают выплату основной суммы равными полугодовыми взносами, выплату процентов раз в полгода, досрочное погашение займа карается штрафными санкциями. Валютой займов являются доллары США, но погашение производится в той валюте, в которой они были фактически предоставлены. Чтобы уменьшить риск заемщиков, банк создал для них валютный пул и принимает выплату процентов в одной валюте, независимо от того, в какой валюте был предоставлен заем. На долю заемщиков приходится от 10 до 60% стоимости проекта.


Позиции облигаций МБРР

Привлекательность облигаций МБРР для других учреждений объясняется следующими условиями:

Банк никогда не допускал просрочки платежей и не терпел ущерба по займам, а также никогда не пересматривал сроков выплаты;

Задолженность банка имеет долгосрочный характер и составляет (по состоянию на 1980 г.) менее 6% общей стоимости всех фондов, задолженности банку и уставного капитала;

Та часть капитала, которая вносится странами - членами банка по требованию, находится в руках правительств этих стран, и это фактически служит гарантией для держателей облигаций, что эти средства не будут истрачены на посторонние цели.


Резюме. Всемирный банк, строго говоря, не является банком в обычном смысле этого слова, поскольку в результате его займов возникают производные депозиты заемщиков. Если банк не может брать или не берет взаймы, то он не может и давать в долг. Банк прибегает к займам на финансовых рынках, чтобы финансировать свои займы развивающимся странам.


Заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, имеющие хоть какой-то доступ к частным рынкам капитала. Некоторые страны, имеющие низкие показатели доходов в расчете на душу населения и получающие кредитные ресурсы от МАР, являются достаточно кредитоспособными для получения определенных ресурсов от МБРР. Эти страны называют “смешанными заемщиками”. Даже если не считать займы, предоставленные МБРР смешанным заемщикам, целых 25 процентов населения, живущего менее чем на 1 доллар США в день, проживает в странах, являющихся заемщиками МБРР. МБРР оказывает важную помощь в процессе сокращения бедности, обеспечивая доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала.


Показатели работы МБРР по секторам

Стандартный набор основных показателей по секторам используется с 1 июля 2009 года. Полученные данные являются предварительными, однако первые результаты обнадеживают, свидетельствуя о том, что проекты, финансируемые в рамках МАР - 14 и МАР - 15, уже способствовали достижению важных результатов.


Сектор - образование

Аттестовано более 1 миллиона учителей для преподавания в начальной школе. Построено или восстановлено более 600 000 дополнительных учебных помещений.


Сектор - здравоохранение

В сфере здравоохранения, питания и народонаселения, более 11 миллионов человек получили доступ к базовым услугам. Подготовлено около 450 000 медицинских работников. Построено, модернизировано и/или оснащено более 2 500 медицинских учреждений. Почти 13 миллионов детей прошли иммунизацию и около 8 миллионов получили дозу витамина А. Закуплено и роздано населению около 28 миллионов обработанных инсектицидами защитных сеток в рамках мероприятий по профилактике малярии. Более 28 500 взрослых и детей, являющихся носителями ВИЧ, прошли лечение в рамках программ комплексной антиретровирусной терапии.


Сектор - автодорожный транспорт

Построено или восстановлено около 3 790 км сельских и 1 900 км более крупных дорог.


Сектор - водоснабжение

Почти 6,8 миллионов человек, проживающих в районах реализации проектов, получили доступ к благоустроенным источникам водоснабжения. Построено или восстановлено около 11 600 пунктов водоснабжения на местном уровне. Водопровод проведен почти в 334 000 домов, и еще 157 000 водопроводных систем восстановлено. Оказывается поддержка почти 1 280 предприятиям коммунального обслуживания, действующим в сфере водоснабжения.


В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка.


Состав Группы Всемирного Банка

Группа Всемирного банка, или Всемирный банк, ВБ (World Bank, WB), - это международная кредитно-финансовая структура, предназначенная для предоставления кредитов государствам-членам.


Всемирный банк - многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.


В ее состав входят: Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); Международная ассоциация развития, МАР (International Development Association, IDA); Международная финансовая корпорация, МФК (International Finance Corporation, IFC); Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID). Первые три организации играют роль банков развития, две оставшиеся призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны и государства с формирующимся рынком. Деятельность всех этих структур направляется единой стратегией, но при этом каждая из них выполняет свои специфические функции.


МБРР (Международный банк реконструкции и развития)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является первой кредитной организации в составе Всемирного банка. МБРР был учрежден в 1944 году в качестве самостоятельной организации, которая предоставляет займы и консультационные услуги странам со средним уровнем дохода и кредитоспособным странам, его задачей является предоставление кредитов для экономического развития.


МАР (Международная ассоциация развития)


Международная ассоциация развития (МАР) является одной из организаций Всемирного банка, которая оказывает помощь беднейшим странам мира. Деятельность учрежденной в 1960 году МАР направлена на сокращение масштабов бедности посредством предоставления займов (называемых “кредитами”) и грантов для реализации программ ускорения экономического роста, сокращения неравенства и улучшения условий жизни населения.


МАР дополняет деятельность Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МБРР и МАР имеют общие персонал и штаб - квартиру и при оценке проектов применяют одни и те же строгие стандарты.

МАР является одним из крупнейших источников помощи для 82 беднейшей страны мира, 40 из которых находятся в Африке, а также крупнейшим источником донорских средств, обеспечивающих базовые социальные услуги в этих странах. Финансируемые МАР операции помогли изменить к лучшему жизнь свыше 2,5 миллиарда человек, большинство из которых живут менее чем на 2 доллара США в день.


МАР предоставляет кредиты на льготных условиях. Это означает, что кредиты МАР выдаются под нулевой или очень низкий процент сроком более чем на 25 - 40 лет и предусматривают льготный период от 5 - 10 лет. МАР также предоставляет гранты странам, которым угрожает кризис задолженности.

Помимо предоставления льготных кредитов и грантов, МАР также ведет большую работу в области облегчения бремени задолженности в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (MDRI).


За время своего существования МАР оказала поддержку 108 странам.

МФК (Международная финансовая корпорация)

Международная финансовая корпорация (МФК) является одной из организаций Группы Всемирного банка и крупнейшим учреждением в области глобального развития, которое работает исключительно с частным сектором развивающихся стран.

Созданная в 1956 году, МФК находится в собственности 184 стран - членов, которые совместно определяют ее политику. Деятельность Корпорации в более чем 100 развивающихся странахпозволяет компаниям и финансовым учреждениям на формирующихся рынках создавать рабочие места, обеспечивать налоговые поступления, совершенствовать корпоративное управление и улучшать экологические показатели деятельности, а также содействовать местным сообществам.


Видение МФК: люди должны иметь возможность преодолеть бедность и изменить свою жизнь к лучшему.

Стратегические приоритеты МФК:

Заострить внимание на рынках с повышенным уровнем риска;

Решать связанные с изменением климата проблемы и обеспечиватьэкологическую и социальную устойчивость;

Устранять препятствия для развития частного сектора в сфере инфраструктуры, здравоохранения, образования, а также в системе поставок продовольствия;

Развивать местные финансовые рынки;

Строить долгосрочные клиентские отношения в странах с формирующейся рыночной экономикой.


МАГИ (Междунар - е агентство по гарантир - ю инвестиций)

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.


МАГИ предлагает инвесторам гарантии от некоммерческого риска, дает рекомендации правительствам входящих в нее развивающихся государств по разработке и проведению в жизнь экономической политики, программ и правил, связанных с иностранными инвестициями, содействует диалогу между мировым деловым сообществом и правительствами заинтересованных стран по проблемам капиталовложений.


В Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в настоящее время входит 158 государств - членов, вклю­чая Россию. Местопребывание - Вашингтон.

Источник финансирования - уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долларов США.


Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гаран­тии (покрывающие до 90% общего объема инвестиций) сроком на 15 - 20 лет на инвестиции в государствах - членах (развивающих­ся странах) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков (экспроприация или аналогич­ные меры, трансферт валютных средств, нарушение договоров вследствие принятия правительством нормативных актов, война и гражданские беспорядки, революции и т.п.).


МАГИ предлагает консультативные и рекламные услуги через Департа­мент политических и консультативных услуг. Через Консультативную службу по иностранным инвестициям, работающую совместно с МБРР и МФК. Агентство помогает государствам - членам разрабатывать политику и развивать инфраструктуру, необходимые для привлечения прямых иностранных инвестиций.


МЦУИС (Междунар - й центр по урегулир - ю инвест споров)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.


МЦУИС является автономной международной организацией, учрежденной в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств с более чем ста сорока государств - членов. Основная цель МЦУИС является предоставление возможности для примирения и арбитража международных инвестиционных споров.


Конвенция МЦУИС представляет собой многосторонний договор составленный вице - президентами Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк). Он был составлен 18 марта 1965 года и вступил в силу 14 октября 1966 года.

Конвенция стремились снять основные препятствия для свободных международных потоков частных инвестиций, исходящих от некоммерческих рисков и отсутствие специализированных международных методов урегулирования инвестиционных споров. МЦУИС был создан как беспристрастный международный орган с предоставлением средств для разрешения правовых споров между имеющих право сторон, путем согласительных или арбитражных процедур. Обращение к ICSID объектов всегда происходит с согласия сторон.


МЦУИС играет важную роль в области международных инвестиций и экономического развития.

Сегодня МЦУИС считается ведущим международным арбитражным учреждением, осуществляющим урегулирование споров между инвесторами и государством.


Струтура руководства Всемирного банка

Высшим руководящим органом Всемирного банка является Совет управляющих, который состоит из министров финансов или руководителей центральных банков государств - членов. Его сессии, на которых принимаются наиболее важные решения, определяющие политику банка, проводятся один раз в год и проходят совместно с заседаниями Совета управляющих МВФ.


Исполнительный орган - совет директоров (директорат). Совет директоров осуществляет общее руководство Всемирным банком, включая утверждение всех займов и гарантий, а также принятие других решений, относящихся к функционированию банка. Президент Всемирного банка избирается советом директоров на пятилетний срок и может быть переизбран неограниченное число раз. Он председательствует на заседаниях директората и отвечает за руководство текущей деятельностью банка.

Повседневная деятельность Всемирного банка осуществляется под руководством президента, высшего руководства организации и вице - президентов, отвечающих за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняющих конкретные функции.

Источники текстов, картинок и видео

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия

en.wikipedia.org - свободная энциклопедия

web.worldbank.org - данные о развитии в странах по всему миру

worldbank.org - группа Всемирного банка

dic.academic.ru - словари а энциклопедии

vedomosti.ru - ежедневная деловая газета «Ведомости»

banki.ru - финансовый информационный портал

madan.org.il - научный портал

psainath.files.wordpress.com - блог - платформа

odiplom.ru - дипломный, курсовые, рефераты

rusrand.ru - центр научной и политической мысли и идеологии

en.wikipedia.org - энциклопедия на английском языке

smotri.com - видеохостинг

youtube.com - популярнейший видеохостинг

google.ru - крупнейшая поисковая система в мире

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Гугл

yandex.ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете черег Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материале

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт корпорации Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

Создатель статьи

vk.com/id1797151 - профиль ВКонтакте

facebook.com/profile.php?id=100001616589610 - профиль в Фейсбук

twitter.com/LediMarinka - профиль в Твитере - профиль в Твитере

my.ya.ru/mar-karpovich - профиль на Ми Яндекс Ру

livejournal.com/profile?userid=70907276&t=I - блог в Живом Журнале

my.mail.ru/mmm-ka - профиль на Мой Мир @ Майр Ру

plus.google.com/116800971298807778458/posts?hl=ru - профиль на Гугл+

liveinternet.ru/users/5598936/profile - блог на ЛайвИнтернет

blogger.com/switch-profile.g?switchProfileSource=3&continue - блог на Блогерге

linkedin.com/profile/view?id=280735180&trk=nav_responsive_tab_profile - профиль в ЛинкДин

Международные валютно - финансовые институты.

В качестве институциональной основы и органов международного валютного регулирования в рамках Бреттон-вудской мировой валютной системы в 1945 – 1948 годах были созданы две организации: Международный валютный Фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Они сохранили свои функции и полномочия и в рамках Ямайской МВС, активно работая до сих пор.

Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях укрепления международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, решения проблем платежных балансов и валютных курсов, обеспечения финансовой стабильности стран-членов и мирового сообщества в целом, содействия развитию международной торговли, занятости, устойчивого экономического роста. Членами МВФ являются свыше 180 стран.

При вступлении страны в МВФ, ей определяется квота участия в капитале, которая зависит от доли страны в мировом производстве и торговле. Капитал МВФ формируется из взносов государств - членов в размере установленной для них квоты. Таким образом, деятельность МВФ организована по принципу акционерного общества и финансируется в основном за счет собственных средств фонда. Квота определяет не только долю в капитали фонда, но и количество голосов, которые страна будет иметь при принятии решении в рамках МВФ, а также лимит использования кредитных ресурсов фонда и долю страны при распределении эмиссии СДР.

Созданный в условиях Бреттон-вудской мировой валютной системы, МВФ был призван обеспечивать финансовую устойчивость жесткой системы фиксированных валютных курсов, предоставляя странам-членам кредиты для поддержания проводимой ими политики финансовой стабилизации. С течением времени задачи и функции МВФ расширялись и модифицировались с учетом изменения потребностей и условий функционирования мирового хозяйств.

В настоящее время МВФ проводит анализ и мониторинг экономической и финансовой ситуации на национальном и глобальном уровне и консультирует правительства по вопросам их экономической политики. Кредиты МВФ предоставляются не только для решения текущих проблем, связанных с покрытием пассивного сальдо платежных балансов, но и для поддержки и финансирования политики стабилизации и структурных реформ, направленных на устранение основных проблем национальных экономик.

В рамках разработки политики финансовой стабилизации правительства, совместно с МВФ решают такие важнейшие вопросы, как выбор странами курсовых механизмов, режимов валютных курсов, способов контроля дестабилизирующих международных потоков капитала, разработка приемлемых в международном масштабе стандартов политики в соответствующих областях.

У МВФ имеются три основных кредитных программы:

· Кредиты «стэнд-бай» (stand by), предназначенные для решения проблем валютных курсов и платежных балансов краткосрочного характера;

· Механизм расширенного кредитования, предусматривающий более долгосрочные кредиты, предназначенные для решения проблем структурного характера;

· Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (введен в 1999 году на смену механизму расширенного финансирования структурной перестройки)

Кредиты МВФ выдаются только правительствам и носят обусловленных характер, то есть страны, рассчитывающие получить кредиты МВФ, должны выполнять рекомендации его экспертов. Возвращение кредита осуществляется по установленному графику, предусмотрено использование процедур контроля и механизмов аудита.

Другой международный финансовый институт, выполняющий важные функции в мировой валютной системе – Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе.

Членом МБРР может стать только страна, являющаяся членом МВФ. За прошедшее с момента своего основания время МБРР создал ряд филиалов, поэтому в совокупности эти организации сегодня называют «Группа Всемирного Банка».

В группу Всемирного банка входят:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР ). Предоставляет займы правительствам стран со средним уровнем доходов и кредитоспособным странам с низким уровнем доходов.

· Международная Ассоциация развития (МАР) . Предоставляет беспроцентные ссуды правительствам беднейших стран мира;

· Международная финансовая корпорация (МФК). Предоставляет кредиты непосредственно организациям частного сектора развивающихся стран.

· Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МИГА ). Предоставляет гарантии инвесторам по некоммерческим рискам в развивающихся странах.

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) Предоставляет международные механизмы урегулирования и арбитражного разрешения инвестиционных споров.

Термин «Всемирный банк» относится лишь к двум организациям – МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и МАР (Международная ассоциация развития). Свою деятельность эти организации осуществляют на единой основе, у них один и тот же штат сотрудников, органы управления и общая штаб-квартира. Однако, чтобы вступить в МАР, страна должна прежде стать членом МБРР.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 году, является старейшим учреждением Группы Всемирного Банка. Когда речь идет о Всемирном банке, многие ошибочно имеют в виду именно МБРР.

МБРР построен по принципу акционерного предприятия. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет управляющих, состоящий из министров финансов, министров развития или управляющих центральными банками стран-членов, и собирается на свои сессии один раз в год. Причем эти сессии проводятся совместно с МВФ. Количество голосов в органах МБРР определяется долей в его уставном капитале, которые фактически отражают размер квот государств в МВФ. Крупнейшими акционерами являются:

· США (16,41% акций) – это обеспечивает право вето при принятии важнейших решений;

· Япония (7,87%);

· Германия (4,49%);

· Великобритания (4,31%);

· Франция (4,31%);

Для принятия наиболее важных решений требуется квалифицированное большинство голосов (85% общего количества). В таких случаях решать, должно ли пройти данное важное решение или нет, может одна страна - США, имеющей почти 17% всех голосов, т. е. столько же, сколько имеют вместе свыше 140 развивающихся стран с небольшими взносами (0,5% и менее у каждой). В случае, если США будут голосовать против, а все остальные страны – за, решение будет отклонено, так как у всех остальных стран только 83% голосов.



По традиции Президентом Всемирного Банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка (в то время как Директором-Распорядителем МВФ на протяжении многих лет избирается европеец).

Основные задачи МБРР менялись с течением времени. В 40-е годы деятельность МБРР была направлена на стимулирование частных инвестиций в западно-европейские страны, хозяйство которых было подорвано Второй Мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику.

В 50-е годы задачей МБРР стало кредитование капиталоемких инфраструктурных объектов в развивающихся странах в целях стимулирования экономического роста и развития в них рыночных отношений.

70-е годы характеризовались резким поворотом в стратегии МБРР с приходом к его руководству Р. Макнамары, когда приоритет получили социальные проекты. Радикальный пересмотр структуры инвестиций МБРР был обусловлен тем, что даже в условиях относительно быстрого роста экономики число жителей, живущих за чертой бедности, не сокращалось, а разрыв между доходами бедных и богатых слоев населения расширялся.

МБРР осуществляет следующий функции:

· поддерживает долгосрочные инвестиции и социальное развитие и развитие человеческого потенциала, которые частные кредиторы не финансируют;

· поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периода кризисов, когда наиболее пострадавшими становятся бедные слои населения;

· использует финансовые рычаги воздействия для стимулирования важнейших политических и институциональных реформ (таких, как реформирование системы социальной защиты и борьба с коррупцией);

· создавая благоприятный климат для инвестиций, повышает активность частного капитала;

· оказывает финансовую помощь (в виде безвозмездного финансирования за счет чистых прибылей МБРР) в областях, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всех странах.

На сегодняшний день основными целями и задачами Всемирного банка являются:

o Укрепление потенциала правительств для обеспечения эффективности и прозрачности предоставления качественных услуг;

o Содействие реформам, направленным на создание содействие стабильной макроэкономической ситуации, способствующей инвестиционному и долгосрочному планированию;

o Повышение уровня жизни

§ Ликвидация крайней нищеты и голода

§ Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями

§ Охрана здоровья матери и ребенка, сокращение материнской и детской смертности

§ Водоснабжение и улучшение санитарных условий

§ Инвестиционный климат и финансирование

§ Обеспечение всеобщего уровня образования

§ Экологическая устойчивость

Эффективная стратегия сокращения бедности и кредитование, направленное на борьбу с бедностью, играют первостепенную роль в достижении Банком поставленных целей и задач. Высшим приоритетом программы Банка провозглашаются задачи устойчивого социального развития и развития человеческого потенциала, а также совершенствования экономического управления и институционального строительства. Банк содействовал формированию в международном сообществе общего мнения о том, что развивающиеся страны должны иметь преимущество в разработке собственной стратегии сокращения бедности.

Россия после вступления в МБРР в 1992 году наравне с другими странами также активно использует займы МБРР для решения своих внутренних задач, является активным участником международных кредитных отношений.

МБРР является кредитной организацией, имеющей рейтинг ААА, и работает на основе заемных средств. В отличие от коммерческих банков, МБРР руководствуется задачами развития, а не стремлением к максимальной прибыли. На сегодняшний день это самый крупный кредитор на рынке международного кредитования.

При вступлении в МБРР, странам членам определяется квота участия в капитале, 7 % которой вносится деньгами в форме оплаты акций МБРР. (1 акция МБРР оценивается в 120 635 долл. США). Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть обязательств стран-членов по внесению средств в капитал МБРР и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким образом, основу ресурсов Всемирного банка составляют средства, привлекаемые им с помощью облигаций с мировых финансовых рынков.

Этими двумя институтами не исчерпывается число международных валютно-финансовых институтов, однако, именно они играют ключевую роль в обеспечении функционирования современной мировой валютной системы.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), созданные в 1944 г. Россия вступила в эти организации в 1992 г.
МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность.
Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.
Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

  • содействие сбалансированному росту международной торговли;
  • предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
  • отмена валютных ограничений;
  • межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.
Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
  • лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
  • фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.
В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.
МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:
  • Международная ассоциация развития,
  • Международная финансовая корпорация,
  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации
западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относятся:
  • Европейский инвестиционный банк;
  • Европейский фонд развития;
  • Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства;
  • Европейский фонд регионального развития;
  • Европейский валютный институт.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.).

Еще по теме 4 Международные финансовые институты МВФ, МБРР, ЕБРР и др. в международных валютных отношениях.:

  1. Международный валютный фонд (МВФ) и его влияние на международный бизнес
  2. 40. Международный валютный фонд (МВФ) - специализированное учреждение ООН. Создан в 1944 году, начал действовать с марта 1947 года. Правление МВФ находится в Вашингтоне, его отделение в Париже.

МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, в построении и поддержании сильной экономики. Кредиты Фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, - то есть в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются за счет фонда взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности. Профессиональными сотрудниками МВФ являются преимущественно экономисты.

Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты - например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водои энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год.

44) Основные центры международной трудовой миграции.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.
Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.
По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.
Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).
Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .
Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.
Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.
Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.
Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.
Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.
Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань..
Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.
Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом..
Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.

45) Группа Всемирного Банка, организационная структура, основные функции.

Всемирный банк (далее - Банк или ВБ) - это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 182 государства-акционера. Учрежден одновременно с МВФ. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западно­европейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной. С середины 50-х гг., когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, Всемирный банк меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.
Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ.
Сферами деятельности Банка являются:

  • предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;
  • оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг;
  • стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников. Основные задачи Банка:
  1. Координация движения капитала в мировом масштабе.
  2. Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами.
  3. Стабилизация мировой экономики.
  4. Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.

Направления текущей деятельности Банка:

  1. Разработка стратегии по сокращению уровня бедности.
  2. Работа в области трудовых ресурсов.
  3. Организационное развитие.
  4. Защита окружающей среды.
  5. Рассмотрение проблем задолженности.
  6. Развитие частного сектора.

Всемирный банк предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предос­тавленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин. Не­которые займы Всемирного банка предназначаются для финансирования изменений в экономической системе стран с целью повышения их экономической стабильности и эффективности, ориентирования на рыночную экономику. Кроме того, Всемир­ный банк предоставляет "техническую помощь", или консультации, своих специалистов правительствам стран с тем, чтобы содействовать им в повышении эффективности определенных секторов экономики и усиления значения этих секторов для национального развития.
Структура управления. 1. Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. За исключением определенных полномочий (прием новых членов, увеличение или сокращение уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства), управляющие деле­гируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей.
2. Совет директоров-исполнителей отвечает за осуществле­ние основной оперативной деятельности - политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о поли­тике и операциях Банка.
3. Комитет по развитию - совместный министерский комитет Советов управляющих ВБ и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Он рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности.
4. Президент Банка, кандидатура на пост которого (по традиции) выдвигается исполнительным директором, представля­ющим Соединенные Штаты Америки. Но он избирается Сове­том исполнительных директоров.
Президент Всемирного банка несет ответственность за повседневное управление деятельностью Банка и - при осуществлении общего руководства Советом директоров - за организационную структуру Банка, за назначение и увольнение его сотрудников. Президент руководит штатом сотрудников, включа­ющим свыше 7100 человек из более чем 100 стран, с помощью трех директоров-распорядителей, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников Банка в определенных областях.
Формирование ресурсов Банка. Уставный капитал Всемирного банка, образуемый путем подписки стран-членов на его ак­ции, первоначально не превышал 10 млрд. долларов США. Пе­реориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В результате подписной капитал к середине 1990-х гг. достиг 165 млрд. долларов США.

Таким образом, в настоящее время Всемирный банк по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 1980-е гг., оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций Банка, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих

обязательств. Именно эта (большая) часть и служит тем гарантийным фондом, под который ВБ заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом Банк содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией - самого ВБ и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации Банка, задолженность по которым к середине 90-х гг. достигла 92 млрд. долларов США. Получая по этим высококотируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска. В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 1970-х гг. ВБ выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долларов США ежегодно, а в 90-х гг. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долларов США (из 7% годовых). Тем самым Банк поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, ВБ с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других промышленно развитых стран широким потоком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной. Акционерный капитал распределен по соответствующей формуле на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций. В настоящее время наибольшая доля голосов принадлежит США (17,07%), за которыми следует Япония (7,09%), Германия (5,48%), Франция (5,26%) и Великобритания (5,26%). В момент учреждения Всемирного банка он представлял собой одну организацию - Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для оказания содействия росту частного сектора развивающихся стран путем предоставления консультаций этим странам и осуществления в них капиталовложений без правительственных гарантий. В 1960 г. была учреждена Международная ассоциация развития (MAP), которой было поручено оказание помощи беднейшим странам мира на льготных условиях. В 1988 г. было организовано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) для содействия иностранным инвестициям в развивающихся странах путем страхования инвесторов от политических рисков. Эти подразделения были созданы в разных целях, и каждое имеет собственный устав и собственных членов. Президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения, и один и тот же Совет исполнительных директоров управляет деятельностью МБРР, МФК и MAP. У МАГИ есть собственный Совет директоров, большинство членов которого входит в состав Совета исполнительных директоров МБРР. МБРР, MAP, Всемирный банк. Группа Всемирного банка МФК и МАГИ совместно образуют группу Всемирного банка. В группу ВБ входят также еще две организации: Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств; Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985 г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ.

46) МЕРКОСУР, основные факторы, повлиявшие на формирование и функционирование группировки.

МЕРКОСУР (Mercosur) - экономический союз государств в Южной Америке, по темпам развития превосходит все другие подобные объединения. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, как ассоциированные члены - Чили, Боливия, Перу, Колумбия и Эквадор.

Это объединение охватывает территорию 12 миллионов квадратных километров с населением 270 000 000 человек и общим валовым внутренним продуктомсвыше 3 триллиона долларов США . Это почти 60% территории Латинской Америки, 46% ее жителей и около 50% ВВП. Сейчас это пятая по мощности экономика в мире. Однако экономическую стабильность МЕРКОСУР было ослаблено 2001 падением экономики Аргентины.
Название организации происходит от исп. Mercado Comun del Cono Sur , Что в переводе означает "Объединенный рынок стран южного конуса". Первым шагом к созданию Объединенного Рынка стало соглашение о свободной торговле, которое заключили Аргентина и Бразилия 1986 1990 г. до этой соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Основными административными органами объединения является [ Источник? ]

  • Совет общего рынка
  • Группа общего рынка
  • Комиссия торговли
  • Совместная парламентская комиссия,
  • Социально-экономическое консультативный форум
  • Административный секретариат.

Первые четыре организации работают на межправительственном уровне. Основным принципом деятельности высших органов МЕРКОСУР является консенсус. Идея создания какой-то наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 года согласно Оуро-Претських соглашений, подписанных в 1994 г., Меркосур перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников введен единый внешний таможенный тариф (ЕЗМТ) на продукцию, которая завозится из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%) [ источник? ].

Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha, англ. Southern Common Market) - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем(членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года ), и Венесуэлой . Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора , который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету , который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР .

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани , португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время - основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil,исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil). Программа также предложила Гаучо в качестве валюты для региональной торговли.

В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40% прямых зарубежных инвестиций, 33% объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

В декабре 2004 года, на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 году.

Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу в настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландияквалифицируются как официальные наблюдатели.